Слов нет. Одни непечатные буквы! Пишем сочинение по исходному тексту художественного стиля Работа учителя русского языка и литературы Пацера Е.Н

Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 21 села Архиповского
Будённовского района»
Ставропольского края
Пишем сочинение по
исходному тексту
художественного стиля
Работа учителя русского
языка и литературы
Харлановой Натальи
Георгиевны

Текст для анализа
Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с
бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по дальним лагерям за веру в
Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она
объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И
завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя
озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся
воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя
устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой
женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как
вся семья».
И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней
угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь
увлекла за собою их. Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали
появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно
только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает
слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно
утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее - кал.
Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы:
«Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного,
подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал - он бы и сам
распорядился.)
Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:
- Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши?
И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности
закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И
потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она
была в обычных лагерях, с восемнадцати - в особых. За прямоту и язык был у нее и второй
лагерный срок, и, кажется, третий.
Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.
?Да здравствует наша веротерпимость! Да здравствуют дети - хозяева коммунизма!
Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!
(По А. И. Солженицыну)

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

1.
2.
3.
4.
5.
Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем
исходного текста.
Комментарий к сформулированной проблеме текста.
Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме
Аргументация собственного мнения по проблеме:
1).Тезис;
2) Аргументы:
а) первый аргумент;
б) второй аргумент.
3) Вывод.
Заключение
Обрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как
минимум должно быть пять, а если ты выделишь отдельным
абзацем пункты аргументации собственного мнения, то и больше,
абзацев. Если в тексте нарушено абзацное членение текста,
снижается оценка по критерию К5

Формулировка проблем исходного текста

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким
образом содержание текста касается вас, других людей, всего
человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная
ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. - это иллюстрация,
частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной
идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте
проблему так, чтобы она охватывала не только случай,
рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно
обозначить следующим образом:
1) С помощью речевых клише: Автор NN коснулся такой-то
проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.
Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо
проблема возникает, встает, представляет интерес,
заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть,
рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо
проблему

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического
вопроса, например,
Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать
настоящими?
Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе,
эссе и т. п.) или
Четь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их?
Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя
близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли
над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который
остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в...
Тебе поможет начать сочинения и такая фраза:
Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:

2.Можно указать № предложения из текста или записать то
предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная
проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что
она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная,
философская, политическая, нравственная и т. д.
Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста.
Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего
сочинения!

Перед нами отрывок из книги Александра
Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
В книге Солженицына приводится множество
историй людей, несправедливо обвиненных в
различных преступлениях против
существующего государственного строя и
попавших в тюрьмы или на лагерные работы.
Рассказывая историю Зои Лещевой, автор
поднимает проблему бесчеловечного
отношения к ребенку (и человеку
вообще) в тоталитарном государстве
(почему обесценивается жизнь
человека в тоталитарном государстве?).

Другие проблемы

2. Вспомним, что героиня, как и вся ее семья,
страдает за веру в Бога. Следовательно,
автор поднимает проблему свободы
вероисповедания (имеет ли право
государство преследовать человека за
его религиозные убеждения?).
3. История Зои Лещевой - это потрясающий
пример человеческого мужества, верности
своим идеалам. Здесь мы видим проблему
духовной стойкости (что помогает
человеку сохранить человеческое
достоинство в нечеловеческих
условиях?)

Комментарий к проблеме исходного текста

Проблему духовной стойкости человека А. И.
Солженицын раскрывает на примере
сложной судьбы Зои Лещевой, которая вслед
за другими членами своей семьи подверглась
преследованиям за религиозные убеждения,
Автор не случайно подчеркивает, что
речь идет о судьбе ребенка. Ведь даже
взрослому человеку трудно сохранить веру в
себя и свои идеалы, когда он сталкивается с
насилием, ненавистью, ложью, а Зоя,
несмотря ни на что, не захотела учиться
воровать и сквернословить.

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того

3. Как выявить позицию автора?
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора - это ответ на
вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь
ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая
текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой
на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с
помощью следующих вопросов:
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
- На чем заостряет внимание?
- Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
- Какие эмоции автора выражены в тексте?
- Как выражено отношение автора к изображаемому?
- Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к
проблеме?
Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы
к изложению авторской позиции по данной проблеме.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее.
Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о
том, что делает автор.
Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто.
Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста.
И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств
речи, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к
своим героям, к заявленной им проблеме.
Можно написать:
«Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)»
Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень
корректно. Например так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или
к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой
проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).»

Комментируя авторскую позиции, можно воспользоваться и такими
оборотами:
Автор
- посвящает свою статью;
- полемически заостряет проблему;
- эмоционально воздействует на читателя;
- делает читателя своим союзником;
- образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
- раскрывает сущность поставленных проблем;
- точно формулирует мысль;
- заставляет читателя задуматься над проблемой;
- показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;
- пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;
- убеждает читателя в правоте своей позиции;
- пытается найти в читателе единомышленника;
- ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного
разрешения;
- пишет интересно и ново о старых проблемах;
- говорит с тревогой о наболевших проблемах;
- открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

4. Как аргументировать свою позицию?
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текстарассуждения
Цель аргументации - убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для
этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
тезис (положение, которое надо доказать);
аргументация (доказательства, доводы);
вывод (общий итог).
Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию
автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами
проблеме.
Тезис - это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать
или опровергнуть. Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку
тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, все, что может
подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а
аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и
аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией
автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны
постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы
поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая
работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее
драгоценного времени. Аргументы «за» должны быть:
правдивыми, опираться на авторитетные источники;
доступными, простыми, понятными;
отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Читательский опыт
Художественная
литература
Историческая
литература
Научно-популярная
литература
Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к
нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение,
чтобы избежать фактических ошибок.
Например: Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется,
нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не
причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень
много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва
Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они
стремились стать лучше, добрее, чище…
Когда вы будете обращаться к русской классической литературе,
запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр
Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её
Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как
это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня,
Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать
корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К
12.

Примерно такими могут быть твои аргументы
«Судьба Зои Лещеевой потрясла меня.
Как же бесчеловечно государство, в котором
жизнь человека, тем более ребенка ценится так
низко. От своих дедушки и бабушки я слышал о
том страшном времени. Мне рассказывали, что в
30-е годы человека могли арестовать за что
угодно: за политический анекдот, за
двусмысленную шутку, за украденные с поля
колоски…
Примеров страшных гонений против личности в
тоталитарном государстве немало в нашей
литературе. Вспомним трагическую поэму
А. А. Ахматовой «Реквием». (…..). Как страшна
судьба талантливого поэта О, Мандельштама.
(….)»

Не забудьте сделать вывод из написанного вами, обязательно соотнеся его и с авторской позицией по поднятой им проблеме, и со

своим собственным
видением этого вопроса

В работе использована материалы статьи
Н. А. Борисенко, А. Г. Нарушевич,
Н. А. Шапиро.
«Требования к содержанию части С на ЕГЭ по
русскому языку.
Способы выявления проблемы текста и авторской
позиции. Комментирование как аналитикосинтетическая работа с текстом.»
Русский язык, №22, 2008 год

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Текст для анализа Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по даль­ним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи крес­та, который мать надела ей при расставании. И за­вязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не под­дающуюся воспитанию ее отослали в детдом для де­фективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устоя­ла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернос­ловить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду поли­тической, как вся семья». И она стала политической! Чем больше воспита­тели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их. Во дво­ре стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и непри­личные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация под­крашивает статую, устанавливает слежку, сообща­ет и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хо­хочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее - кал. Террористический акт! Приехали гебисты. Нача­лись по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдай­те банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сот­ни детей расстрелять. Если б Сам узнал - он бы и сам распорядился.) Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила: - Это сделала все я одна! А на что другое годит­ся голова папаши? И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-лет­нюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати - в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий. Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела. ?Да здравствует наша веротерпимость! Да здравствуют дети - хозяева коммунизма! Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих! (По А. И. Солженицыну)

3 слайд

Описание слайда:

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме текста. Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме Аргументация собственного мнения по проблеме: 1).Тезис; 2) Аргументы: а) первый аргумент; б) второй аргумент. 3) Вывод. Заключение Обрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как минимум должно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пункты аргументации собственного мнения, то и больше, абзацев. Если в тексте нарушено абзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5

4 слайд

Описание слайда:

Формулировка проблем исходного текста Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. - это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом: 1) С помощью речевых клише: Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме. Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему

5 слайд

Описание слайда:

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например, Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) или Четь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в... Тебе поможет начать сочинения и такая фраза: Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем: … 2.Можно указать № предложения из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д. Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

6 слайд

Описание слайда:

Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвиненных в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы. Рассказывая историю Зои Лещевой, автор поднимает проблему бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).

7 слайд

Описание слайда:

Другие проблемы 2. Вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?). 3. История Зои Лещевой - это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?)

8 слайд

Описание слайда:

Комментарий к проблеме исходного текста Проблему духовной стойкости человека А. И. Солженицын раскрывает на примере сложной судьбы Зои Лещевой, которая вслед за другими членами своей семьи подверглась преследованиям за религиозные убеждения, Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе ребенка. Ведь даже взрослому человеку трудно сохранить веру в себя и свои идеалы, когда он сталкивается с насилием, ненавистью, ложью, а Зоя, несмотря ни на что, не захотела учиться воровать и сквернословить.

9 слайд

Описание слайда:

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?» Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: - Как, на каком материале автор раскрывает проблему? - На чем заостряет внимание? - Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? - Какие эмоции автора выражены в тексте? - Как выражено отношение автора к изображае­мому? - Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы гово­рим о том, что делает автор. Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме. Можно написать: «Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)» Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).» 3. Как выявить позицию автора?

10 слайд

Описание слайда:

Комментируя авторскую позиции, можно воспользоваться и такими оборотами: Автор - посвящает свою статью; - полемически заостряет проблему; - эмоционально воздействует на читателя; - делает читателя своим союзником; - образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого); - раскрывает сущность поставленных проблем; - точно формулирует мысль; - заставляет читателя задуматься над проблемой; - показывает злободневность рассматриваемой им проблемы; - пытается найти причины негативных (позитивных) явлений; - убеждает читателя в правоте своей позиции; - пытается найти в читателе единомышленника; - ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения; - пишет интересно и ново о старых проблемах; - говорит с тревогой о наболевших проблемах; - открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

11 слайд

Описание слайда:

4. Как аргументировать свою позицию? В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения Цель аргументации - убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства, доводы); вывод (общий итог). Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Тезис - это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои. Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени. Аргументы «за» должны быть: правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Текст для анализа Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по даль­ним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И за­вязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не под­дающуюся воспитанию ее отослали в детдом для де­фективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устоя­ла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернос­ловить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду поли­тической, как вся семья». И она стала политической! Чем больше воспита­тели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их. Во дво­ре стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и непри­личные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация под­крашивает статую, устанавливает слежку, сообща­ет и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хо­хочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее - кал. Террористический акт! Приехали гебисты. Нача­лись по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдай­те банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сот­ни детей расстрелять. Если б Сам узнал - он бы и сам распорядился.) Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила: - Это сделала все я одна! А на что другое годит­ся голова папаши? И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-лет­нюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати - в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий. Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела. ?Да здравствует наша веротерпимость! Да здравствуют дети - хозяева коммунизма! Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих! (По А. И. Солженицыну).

Слайд 2 из презентации «11 класс солженицын архипелаг гулаг»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «11 класс солженицын архипелаг гулаг.ppt» можно в zip-архиве размером 145 КБ.

Скачать презентацию

Сочинение-рассуждение

«Сочинение-рассуждение в 5 классе» - Сочинение. Клише для доказательства. Клише для вступления. Как начать сочинение. Как построить заключение. Для чего нужно изучать русский язык. Образец сочинения. Рассуждение – это тип речи, в которой даётся объяснение. Клише для вывода. Какие типы речи мы знаем. Сочинение – рассуждение. С русским языком можно творить чудеса.

«Сочинение-рассуждение по тексту» - Комментарий. Выберите одну из проблем. Речевые клише. Ключевые слова. Как сформулировать проблему. Определите тему текста. Моцарт. Какова позиция автора. Композиционная схема сочинения. Совесть и честь. Прочитайте внимательно текст. Человек. Сочинение.

«Сочинения-рассуждения ГИА» - Урок-подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту (С2.2). В. А. Осеева – Хмелёва (1902 - 1969 гг). ГИА 9 класс. Почему у Динки было «тревожно на душе»? ТЕЗИС (основное положение, которое нужно доказать) АРГУМЕНТЫ (доказательства) ВЫВОД. Какое высказывание отражает основную мысль текста? Как к переживаниям подруги относится Лёня?

«Подготовка к сочинению-рассуждению» - Клише для формулирования позиции автора исходного текста. Есть ли в сочинении 2 аргумента, один из которых литературный. Памятка. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему. Моделирование вступления. Способы формулировки проблемы. Как сформулировать позицию автора исходного текста.

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по даль­ним лагерям за веру в Бога . А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи крес­та, который мать надела ей при расставании. И за­вязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не под­дающуюся воспитанию ее отослали в детдом для де­фективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устоя­ла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернос­ловить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду поли­тической, как вся семья».

И она стала политической! Чем больше воспита­тели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их. Во дво­ре стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и непри­личные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация под­крашивает статую, устанавливает слежку, сообща­ет и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хо­хочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее - кал.

Террористический акт! Приехали гебисты. Нача­лись по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдай­те банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сот­ни детей расстрелять. Если б Сам узнал - он бы и сам распорядился.)

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

- Это сделала все я одна! А на что другое годит­ся голова папаши?

И ее судили. И присудили к высшей мере , безо вся­кого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-лет­нюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати - в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.

?Да здравствует наша веротерпимость! Да здравствуют дети - хозяева коммунизма! Отзовись, та страна, которая так любила бы сво­их детей, как мы своих!

(По А. И. Солженицыну)

Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Букваль­но аббревиатура ГУЛАГ означает Главное управле­ние лагерей - орган в системе Министерства внут­ренних дел в 1930- 1950-е годы, в ведении которо­го находились тюрьмы, лагеря. Архипелаг - это груп­па близко расположенных друг к другу морских островов. Таким образом, название книги - это метафора: архипелаг ГУЛАГ - это сеть лагерей, опу­тавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение - система слеж­ки, доносительства, подавление инакомыслия, от­сутствие демократических свобод, состояние все­общей подозрительности, духовной, политической, религиозной несвободы. МГБ - Министерство государственной безопасности. Гебист (разг.) - сотрудник органов государственной безопасности. В последних трех предложе­ниях звучит горькая ирония автора. Так, типич­ный советский лозунг «Дети - хозяева коммуниз­ма» на фоне этой и многих других историй о детях-заключенных звучит как циничная, грубая ложь.

В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвиненных в раз­личных преступлениях против существующего го­сударственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы. Какие же проблемы можно вы­делить в приведенном фрагменте?

Во-первых, как и во всей книге, здесь поднимает­ся проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (поче­му обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).

Во-вторых, вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).

В-третьих, история Зои Лещевой - это потря­сающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить чело­веческое достоинство в нечеловеческих условиях?)

Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинения, и все же в центре внимания автора прежде все­го мужество и духовная стойкость героини.

Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно пред­ложить два наиболее простых способа формулиров­ки проблемы:

2. Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно

Приведем пример комментария к одной из проблем текста А.И. Солже­ницына.

Проблему духовной стойкости человека А. И. Сол­женицын раскрывает на примере сложной судьбы Зои Лещевой, которая вслед за другими членами своей семьи подверглась преследованиям за религиозные убеждения, Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судь­бе ребенка. Ведь даже взрослому человеку трудно со­хранить веру в себя и свои идеалы, когда он сталкивается с насилием, ненавистью, ложью, а Зоя, несмотря ни на что, не захотела учиться воровать и сквернословить,

Человек - высшая ценность. Сочинение по А. Солженицыну

Пишем вступление, определяем проблему

Во все времена говорится, что человек - высшая ценность, но бывает так, что он становится изгоем, когда его преследуют, отнимают у него свободу, а порой и жизнь. Проблему бесчеловечного отношения к личности в тоталитарном государстве ставит А. И. Солженицын. Почему обесценивается жизнь человека в стране, где полностью контролируется и общество, и все аспекты жизни человека? Мне кажется, этот вопрос является главным в отрывке из книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Пишем комментарий, приводим два примера из теста

Почему именно этот вопрос представляется мне особенно значимым? Во-первых, здесь рассказывается о судьбе девочки, попавшей в страшные условия сталинского ГУЛАГа. Но не только она, вся её семья страдает не за какие-то уголовные преступления, а за веру в Бога (предложение 3). Во-вторых, мы видим, что девочка, горячо любящая мать, свою семью, «стала политической», так как не может не понимать того, что попирается свобода человека, свобода вероисповедания (предложения 6, 10), само право на жизнь: «И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха». Судили четырнадцатилетнюю! Пусть девочку не расстреляли, но жизнь ей сломали: до восемнадцати лет она была в обычных лагерях, потом в особых. Два или три лагерных срока были у Зои Лещевой «за прямоту и язык». Горько и иронично звучат последние восклицательные предложения о стране, в которой «дети- хозяева коммунизма» преследуются страной, «которая так любит своих детей»!

Мне кажется, что именно в этих горьких восклицаниях и содержится авторское отношение к поставленной проблеме: тоталитарное государство, в котором попираются права человека, - страшное зло, которого быть не должно! С этой точкой зрения невозможно не согласиться, в этом нас убеждает и история, и литература.

Примеры из истории (включи их в сочинение самостоятельно)

В 20-е гг. создается система лагерей (ГУЛАГ). В 1937-1938 гг. погибло большинство высших руководителей партии (Бухарин, Рыков, Зиновьев, Каменев и др.) и армии (Тухачевский, Егоров, Уборевич и др.), сотни тысяч простых людей, окончательно укрепилась власть Сталина. Исполнители террора во главе с наркомом внутренних дел СССР Н. И. Ежовым были расстреляны, на них же списали вину за «перегибы».

4 миллиона крестьян были раскулачены. Количество непосредственных жертв репрессий (лиц, приговорённых за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется миллионами.

Примеры из литературы

1. Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»

2. Б. Васильев. «Завтра была война»

3. А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». "Один день Ивана Денисовича" связан с одним из фактов биографии самого автора — Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950 - 1951 гг. на общих работах и был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына — Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря. В этом рассказе автор от лица героя повествует об одном дне — из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича. Но описания этого дня читателю достаточно для того, чтобы понять, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, многое узнать о жизни заключенных, ужаснуться этой жизни.

4. В. Шаламов. «Колымские рассказы» — первый сборник рассказов Варлама Шаламова, в котором отражена жизнь заключённых ГУЛага. Сборник создавался с 1954 по 1962 год, после возвращения Шаламова с Колымы. «Колымские рассказы» знакомят читателя с жизнью заключённых ГУЛАГа и являются художественным осмыслением всего увиденного и пережитого Шаламовым за 17 лет проведённых им в заключении c 1929 г. по 1931 г. и Колыме (1937—1951)

Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту».

Роман «451 градус по Фаренгейту» рассказывает о тоталитарном обществе, в котором обесценивается жизнь человека. Литература находится под запретом, а пожарные должны сжигать все запрещённые книги, которые обнаружат, причём — вместе с жилищами владельцев. Владельцы книг при этом подлежат аресту, одного из них даже отправляют в сумасшедший дом. Лучшие люди, не потерявшие способность мыслить, уничтожаются, а остальные теряют связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом, восторгаются только материальными ценностями. «Благополучное», на первый взгляд, государство находится на пороге тотальной разрушительной войны, которой все же суждено начаться под занавес произведения.

Текст А. Солженицына

(1)Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. (2)Это вот как было. (3)Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. (4)А Зое было всего десять лет. (5)Взяли ее в детский дом (Ивановская область). (6)Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. (7)И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. (8)Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! (9)Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! (10)Борьба за крест продолжалась. (11)Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. (12)«У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. (13)Лучше буду политической, как вся семья».

(14)И она стала политической! (15)Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. (16)И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! (17)Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. (18)На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (19)(Малолетки любят спорт! (20)Важно только правильно их направить. (21)Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МТБ. (22)А надписи все появляются, и ребята хохочут. (23)Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее - кал.

(24)Террористический акт! (25)Приехали гебисты. (26)Начались по всем их правилам допросы и угрозы: (27)«Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (28)(А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. (29)Если б Сам узнал - он бы и сам распорядился.

(30)Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

(31)- Это сделала все я одна! (32)А на что другое годится голова папаши?

(33)И ее судили. (34)И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. (35)Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось.(36) И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). (37)До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати - в особых. (38)За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

(39)Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.

(40)Да здравствует наша веротерпимость!

(41)Да здравствуют дети - хозяева коммунизма!

(42)Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....