Скандинавские легенды читать. Скандинавские саги

«Посейдон, Посидо́н или Посидаон (др.-греч. Ποσειδών (П О С Е Й Д О Н), — микен. po-se-da-o , беотийская форма Потидаон, откуда город Потидея) — в древнегреческой мифологии бог морей. Второй сын Кроноса и Реи , брат Зевса , Геры , Деметры , Гестии и Аида . При разделении мира ему досталось море.»

Рис. 5 Аид и Персефона . Бернини Лоренцо Джованни. Похищение Прозерпины (Персефоны) 1621-1622 гг. Мрамор. Галерея Боргезе, Рим. Персефона — Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее. Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои.

«Аи́д у греков (или Га́дес, др.-греч. Ἀΐδης (А И Д И С или А И Д Э С) или ᾍδης А Д Э С , также Ἀϊδωνεύς А И Д О Н Э У С».

Итак, после всех войн три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским ».

Исследуем запись имен Зевса и Посейдона в матрицу Мироздания. На рисунке 6 показаны записи Имен олимпийских богов в той последовательности, как братья разделили между собой Мироздание.

Рис. 6. На рисунке показано: 1. Название горы Олимп – «ОЛИМПОС». Дуговой скобкой слева вверху показано положение в Верхнем мире матрицы Имени Брахма . 2. Имена на греческом олимпийских богов Зевса – «ЗЕУС» и Посейдона – «ПОСЕЙДОН» в той последовательности, как братья разделили между собой Мироздание. Оба имени занимают пространство матрицы от 21-го уровня Верхнего мира до 15-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания. Матрица Мироздания была сакральным базисом для создания всего пантеона Имен греческих богов древними мудрецами. Эту тайну Имен богов в «матрице Мироздания» греки заимствовали у египетских жрецов.

На рисунке 7 показаны записи Имен олимпийских богов Посейдона и Аида в той последовательности, как братья разделили между собой Мироздание.

Рис. 7 . На рисунке вверху показано положение в Верхнем мире матрицы окончание Имени Посейдон («ОСЕЙДОН»), а дальше записано Имя Аида («АИДОНЕУС»). Первая буква Имени Аида расположилась в том же месте Нижнего мира матрицы, где и последняя буква Имени Посейдон (отмечено на рисунке дуговой скобкой и цифрой 1 в круге). Этому пространству от 13-го до 15-го уровня Нижнего мира матрицы по древним египетским представлениям отводится важная специфическая роль, которую мы в настоящей работе рассматривать не будем. Поэтому расположение в этом пространстве последней буквы Имени Посейдон и первой буквы Имени Аид не случайно. Этот факт говорит о том, что в этом пространстве имеют власть и Посейдон и Аид. Основание последней буквы Имени «АИДОНЭУС» совместилось с 36 уровнем Нижнего мира матрицы Мироздания. 36-ой уровень Нижнего мира матрицы — это «Дно Божественного мироздания». Если просуммировать все позиции от первого уровня Нижнего мира матрицы до 36-го уровня включительно (1+2+3+…+35+36 = 666), то их сумма составит число 666. В этом заключается сакральный смысл числа 666, о котором столько написано и сказано, что не перечесть. На самом деле сакральный смысл числа 666 заключается в том, что оно указывало на положение в матрице Мироздания «Божественного Дна Мироздания». Посвященные, которым были известны тайны и законы «Матрицы Мироздания», знали об этом. Более детально этот вопрос мы рассмотрим в наших последующих публикациях. Таким образом, мы видим как три брата-бога Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой пространство Мироздания от «Неба» до «Божественного Дна Мироздания».

Теперь нам осталось рассмотреть запись Имени отца трех братьев Кроноса в матрицу Мироздания.

«Кронос, Крон (Κρόνος (К Р О Н О С )) В иных культурах: Сатурн Занятие: Время, Земледелие Отец: Уран Мать: Гея Дети: Аид , Гера , Гестия , Деметра , Зевс , Посейдон , Хирон Атрибуты: Серп.

Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея , изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом. Серп, которым он оскопил Урана, Кронос бросил в море у мыса Дрепан (Серп) в Ахайе . Этот серп хранился в пещере в Занкле (Сицилия)

При нем наступил золотой век. Кронос боялся предсказания Геи, по которому кто-нибудь из его детей, рожденных ему Реей , свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию , Деметру , Геру , Аида и Посейдона . От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу) родился (мудрый ) кентавр Хирон ».

На рисунке 8 показана запись в матрицу Мироздания Имени Кронос и проводится его сопоставление с ведическим понятием — Маха Кала Дхама — пространство (обитель) великого «всепожирающего времени Господа».

Рис. 8. На рисунке показана запись в матрицу Мироздания: 2. справа на рисунке Имени Кронос и проводится его сопоставление с ведическим понятием – 1. Маха Кала Дхама — пространство (обитель) великого «всепожирающего времени Господа». Такое сопоставление допустимо, так как Кронос первоначально был богом земледелия, позднее, в эллинистический период отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (др.-греч. Χρόνος (Х Р О Н О С ) от χρόνος — время). Верхняя буква имени Кронос начинается с 21-го уровня Верхнего мира матрицы, а верхняя буква в названии Маха Кала Дхама с 20-го уровня Верхнего мира матрицы. Это рассогласование связано с тем, что буквы санскрита занимают пространство матрицы по четыре уровня, а буквы греческого алфавита по три уровня. Тем не менее, из рисунка хорошо видно, что Кронос вполне мог быть и богом времени — Хроносом . Аналогия с ведическими понятиями, проведенная нами, оказалась удачной.

В итоге мы еще раз получили убедительное подтверждение того, что матрица Мироздания была сакральным базисом для создания пантеона Имен греческих богов древними мудрецами. Мы также установили, что сакральный смысл числа 666 заключается в том, что оно указывало посвященным на положение в матрице «Божественного Дна Мироздания».

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта .

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет - Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.

5 комментариев: “Олимпийские боги Зевс, Посейдон, Аид, их отец Кронос в матрице Мироздания, и тайна числа 666”

    Вдумчиво прочитал. Осмыслил. Так называемая «Матрица Мироздания» — бред и притянута за уши, как и обычно для недоверований. Сочувствую.
    Но вы там держитесь.
    УВЫ. — и конечно я ничего не понял в оной МегаВере 🙂

    Уважаемый Андрей. Для того, чтобы выносить окончательный вердикт, нужно более детально познакомиться со ссылками в конце статьи, ПОПРОБУЮ ВАМ ПОМОЧЬ.
    Это не простое чтиво – это сакральные знания древних мудрецов о Божественном Мироздании, которые там приведены. – Вот они: Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.

    Кроме того, И ЭТО ВАЖНО — ВСЕ АЛФАВИТЫ разных времен и народов не придумывались, а создавались древними мудрецами на основе знаний о матрице Мироздания, которая являлась сакральным базисом Божественного Мироздания. В РАЗДЕЛЕ «Авторские статьи» мною праведны «Изначальные виды» 14 алфавитов – Финикийский, Скандинавские руны ФУТАРК, Тибетский, Арабский, Иврит, Армянский, Славянская Буквица, состоящая из 49 буквиц, и т.д. В частности, так был создан и греческий алфавит. Об этом я рассказал в работе на сайте — Сакральным базисом для построения алфавитов Финикийского, Греческого, Иврита, Арабского и Глаголицы была матрица Мироздания. Часть 1 (Смотрите рисунок 5).

    Затем мудрецы древности создавали мифы своей страны, в которых «Иерархия» ИМЕН БОГОВ скрытым образом указывала на сакральный базис Божественного Мироздания, в качестве которого выступала именно матрица Мироздания. По этой причине МЫ ПОЛУЧИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ записывать Имена богов в матрицу Мироздания, в частности, из греческих мифов и таким образом смогли узнавать тайный смыл греческих мифов. Фактически мифы были созданы древними именно для этой цели в качестве «Руководства» для поиска будущими поколениями пути к «САКРАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ» древних мудрецов, КОТОРЫМ ИЗНАЧАЛЬНО ЯВЛЯЛИСЬ ЗНАНИЯ О МАТРИЦЕ МИРОЗДАНИЯ.

    Изложением результатов наших исследований и явилась эта статья.

    ЭТО МОЙ ПРОМАХ, я должен был в статье написать это «ПРИМЕЧАНИЕ», так как читатель мог и не знать этого, прочитав, только эту статью, как, вероятно, и делают многие читатели.

    Благодарю вас за ваш комментарий. Он помог мне улучшить качество изложения материала настоящей статьи, И СДЕЛАТЬ ЕЁ БОЛЕЕ ПОНЯТНОЙ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ.

    НАДЕЮСЬ, ЧТО ТЕПЕРЬ МНОГОЕ СТАНЕТ ВАМ ПОНЯТНЫМ.

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии - боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов - богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов, дети Кроноса и Реи. Аид и Посейдон как раз ими и являются!

Аид - в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Посейдон - Бог моря и землетрясений, в древнегреческой мифологии. Второй сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Геры, Деметры, Гестии и Аида. При разделении мира ему досталось море. Постепенно Посейдон оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других. Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитал в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчался по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал источники. Он может помочь со всем, что связано с интуицией, снами, психическими силами, пристрастиями, индустрией развлечения и тайнами. Его ароматы камфара, вяз и ива. Его цвета - цвет морской волны, и его символы белая лошадь или трезубец.

С точки зрения античной философии и астрологии четверица главенствующих олимпийских богов образует четыре мировые стихии. Зевс — это стихия воздуха, Посейдон — стихия воды, Аид — стихия огня, Деметра — стихия земли, что тождественно астрологическим стихиям, которые формируют систему знаков зодиака. А именно число 6 в нумерологии символизирует мир, который образован из четырёх стихий, и соответственно четыре верховных бога символизируют и образуют мир, в котором действуют четыре стихии.

Аид , Гаде́с ("безвидный", "невидный", "ужасный"), в греческой мифологии бог - владыка царства мертвых. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. В тоже самое время Аид - это царство мёртвых, где владычествует сам Бог Аид и его жена Персефона , местообиталище душ умерших.

Семья и окружение

Аид - сын Кроноса и Реи , брат Зевса и Посейдона , с которыми разделил наследие свергнутого отца. У Аида нет детей, и ему посвящено довольно мало мифов, хотя согласно Суде - крупнейшему энциклопедическому словарю, составленному в Византии во второй половине X века, дочерью Аида можно считать Макарию - богиню блаженной смерти.

Супругой Аида стала богиня Персефона , дочь Зевса и Деметры , похищенная Богом царства мёртвых. Вместе с ней рука об руку Аид царствует в подземном мире.

Одной из возлюбленных Аида была прекрасная нимфа -океанида Левка (от др.-греч. "белый тополь"). Аид похитил Левку и увёз в свой подземный мир. Когда, по истечении отпущенного ей срока жизни, Левка умерла Аид превратил её в белый тополь. После того как Геракл победил Кербера и вывел его из Аида (царства мёртвых) он был покрыт листвой этого дерева, именно так Белый тополь появился и на поверхности земли.

Рассказывают также о Минфе (или Кокитида по названию реки Кокит), которая сделалась наложницей Аида, богиня Кора (Персефона) превратила её в садовую мяту.

В Аиде (в подземном царстве) проживают чудовища, жуткие и ужасные, все они являются помощниками или слугами Бога Аида, руководит чудовищами жуткая трёхголовая (или трёхликая) богиня Геката. Гелло - ведьма, похищающая детей, ходили слухи, что Гелло была людоедкой и поедала похищенных младенцев. Гидра с пятьюдесятью пастями сторожит порог Тартара в Аиде. Кампа страшное чудовище сторожило киклопов в Тартаре, пока не было убито Зевсом . Трёхглавый пёс Кербер (Цербер) охраняет выход из царства мёртвых, не позволяя умершим возвращаться в мир живых, из его пастей течёт ядовитая жижа, у него змеиный хвост, на спине головы змей. Кербер был побеждён Гераклом в одном из его подвигов. Эмпуса - женщина-демон с ослиными ногами, высасывающая кровь по ночам у спящих, она родственница Эриний, богинь мести.

Харон - перевозчик душ умерших через реку Ахеронт (по другой версии через Стикс), сын Эреба - вечного мрака и Никты - богини ночи. Его изображали как мрачного уродливого старца в рубище. Он не просто так перевозит души умерших, а берёт за это плату в один обол (название монеты), который родственники умершего клали по обряду покойному под язык. Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Все остальные должны были вечно томиться на берегу Ахеронта без упокоения и надежды на покой. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны , открывает живому человеку путь в царство смерти и ни при каких условиях Харон никого не перевозит обратно.

Танатос - олицетворение смерти, сын Никты и Эреба, брат-близнец бога сна Гипноса. Танатос живет в Тартаре, но обычно обитает рядом с троном бога царства мёртвых. Танатос является человеку, когда срок его жизни, отмеренный мойрами, подходит к концу. Он срезает своим мечом у умирающих прядь волос для посвящения ее Аиду, а затем уносит души в царство мёртвых. Танатоса всегда сопровождает его брат Гипнос, приносящий смертный сон.

Садовником Аида называют Аскалафа, сына речного бога Ахеронта (Ахеронт - река подземного царства, через которую Харон провозит тени умерших).

Мифы

После раздела мира между Зевсом , Аидом и Посейдоном , Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Он - один из двенадцати олимпийских богов и входит в число трёх основных, правящих миром. Гомер называет Аида Зевсом Хтонием (Зевсом подземным) и представляет его лично стерегущим врата своего царства.

Один из самых известных мифов древней Греции о похищении Персефоны Аидом . Однажды, когда Персефона гуляла одна, собирая цветы, Аид вышел из недр земли и похитил Персефону . Деметра , расстроившись пропажей дочери, перестала следить за природой и вся растительность на земле стала засыхать и гнить, когда еды совсем не осталось и люди взмолились о помощи, Зевс потребовал вернуть Персефону матери. Но Аид уже дал Персефоне семена граната и она по древнему правилу, вкусившая еду или питьё в подземном мире, должна была там и оставаться. Чтобы земля вновь расцвела, Зевс постановил, что четверть года Персефона будет проводить с матерью на земле, всё остальное время будет оставаться в подземном царстве Аида в качестве супруги своего брата. Этот миф описывает появление четырёх времен года. Летом Персефона проводит с матерью Деметрой , тогда цветут цветы и деревья плодоносят. Осенью - Персефона отправляется в Аид и Деметра начинает грустить, поэтому опадают листья и засыхают цветы. Зимой - всё покрывается снегом, Деметра в печали вдали от своей возлюбленной дочери не желает следить за природой. Весной - Деметра ожидает появления своей дочери и готовится к её прибытию, потому и вся природа вокруг возрождается после зимы. Есть и другая версия, рассказывающая, что только треть года Персефона проводит с Аидом, а две трети с Деметрой , что не противоречит существующим законам природы.

Большую часть времени он проводит в подземном царстве, невидимый для окружающих. Лишь дважды он выходил на поверхность: согласно Гомеру, Аид отправился на Олимп за помощью, когда Геракл ранил его стрелой и когда он поднялся наверх, чтобы похитить Персефону . Но в то же время в неприступное царство Аида проникают герои и некоторым даже удаётся забрать оттуда своих близких.

Миф о ранении Аида Гераклом свидетельствует о возросшей самостоятельности и дерзости подросшего поколения людей в эпоху классической олимпийской мифологии. Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея. За это в Пилосе поклонялись Аиду, там же был его храм. Геракл ранит Аида в плечо и его исцеляет божественный врачеватель на Олимпе Пеон. По другому мифологическому сюжету Геракл похищает из царства мертвых Аида пса-стража Цербера для Еврисфея.

Аид был обманут хитрецом Сизифом, покинувшем однажды царство мертвых. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона , не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу ненадолго вернуться на землю - наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения. Но Сизиф не вернулся в царство Аида, он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней. Отсутствие Сизифа обнаружилось спустя несколько лет и за хитрецом пришлось отправлять Гермеса . За все проступки хитрого и подлого Сизифа его жестоко наказали, заставив раз за разом вкатывать тяжёлый камень на гору, отсюда пошло известное выражение о бесполезной работе "сизифов труд".

Известен также миф о Пирифое, царе лапифов, сыне Иксиона. Ему захотелось похитить Персефону и жениться на ней самому. Он попросил Тесея помочь ему в этом. Вместе они проникли в Аид и затребовали у Бога царства мёртвых отдать им Персефону . Аид не показал гнева, но предложил героям отдохнуть и присесть на трон у входа в царство. Оказавшись на троне, они тут же приросли к нему (или по другой версии их опутали змеи). Тесею удалось освободиться, когда в Аид спустился Геракл , а Пирифой навсегда остался в царстве мёртвых, наказанный за свой проступок.

Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику. Аид и Персефона предупредили Орфея о том, что выходя из царства мёртвых он не должен оглядываться ни при каких условиях и что бы он не услышал за своей спиной, но по пути Орфей захотел удостовериться, что Эвридика всё ещё идёт за ним и оглянулся, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась в царстве мёртвых.

Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять мёртвых людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвлённый Аид заставил Зевса убить Асклепия молнией.

Имя, эпитеты и характер

Аид в значении "имя бога", видимо, является вторичным по отношению к значению "название мира мёртвых". Аида называют "водителем народа" Агесилаем, "неодолимым" Адметом, "тёмным" Скотием, "правящим золотыми вожжами" Хрисением в гимне Пиндара.

Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека. Люди старались не произносить имя этого бога, а упоминали его иносказательно. Его называли "незримым" (Aidoneus). Другой эпитет Аида "богатый" (по-гречески Плутон, откуда и произошло римское имя этого бога, а по-латыни Дис, от слова dives - "богатый"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Таким образом Аид полностью вобрал в себя образ Бога Плутоса, первоначально самостоятельного божества богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно под влиянием элевсинских мистерий, ему стали приписываться качества бога богатства и плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробной судьбой человека. Этому возможно также способствовал образ Персефоны - покровительницы плодородия.

Другие, менее распространенные имена - Добрый, Советник, Прославленный, Гостеприимный, Запирающий Врата и Ненавистный.

В отличие от буйного Посейдона и гневливого Зевса , Аид всегда спокоен и умиротворён. В мифах, где так или иначе участвует Бог Аид, он всегда рассудителен и спокойно принимает те или иные события. С одной стороны Аид ужасен и страшен, с другой стороны Аид способен сочувствовать, о чём говорит миф об Орфее, и способен на любовь, о чём говорят мифы о похищении Персефоны и о Пирифое.

Сфера влияния Аида в царстве душ, это сфера бессознательного, поэтому его называли незримым. Хотя Аид и является правителем царства мертвых, не следует путать его с Сатаной. Как бог смерти, Аид угрюм, непреклонен и бескомпромиссно справедлив. Его решения не подлежат обжалованию, однако он не олицетворяет зло и не является ни врагом человечества, ни искусителем. Его царство подземного мира сравнивают со смертью в том плане, что смерть лишь является сменой одной проявленной материальной формы на другую не доступную к восприятию, то есть переход из одного качества в другое, преобразование. Конечно этот процесс как правило болезненный, поэтому Аид представлялся как управляющий временем упадка. И первое его проявление в душе ощущалось, привнесением в жизнь сумрак, и как источник тревог, спадов и печалей, - однако он же способен нести просветление и обновление.

В древнеримской мифологии Аиду соответствует Плутон.

Царство мёртвых

Аидом именуется также пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес . Представление о топографии Аида усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет пес-страж Аида на крайнем западе ("запад", "закат" - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, асфоделиевый луг, где блуждают тени умерших, мрачные глубины Аида - Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон. Тартар находится под царством Аида, но в Аиде расположены врата в Тартар.

Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий Аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Кербера. Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса . Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом и Сизифом в тартаре - как части Аида нашло место у Гомера (в поздних слоях "Одиссеи"), у Платона, у Вергилия. Подобное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия ("Энеида") опирается на диалог "Федон" Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. Гомер называет также в Аиде место для праведников - Елисейские поля или Элизиум. Об "островах блаженных" упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием Аида на Элизиум и Тартар также восходит к греческой традиции.

В царство Аида нельзя войти будучи живым и нельзя оттуда выйти. Однако существуют мифы о том, как некоторые герои спускались в Аид и выходили оттуда живыми. В случае Психеи это было последнее из ее героических заданий - единственная возможность воссоединиться с Эротом. Так же любовь сподвигла Орфея спуститься в Аид за своей возлюбленной Эвридикой. Дионис входил в подземный мир, чтобы найти свою мать Семелу. Кроме любви, человека может сподвигнуть к нисхождению в подземное царство стремление к мудрости и знанию. Так, Одиссей решился спуститься в подземный мир ради встречи со слепым провидцем Тиресием, который мог указать ему путь домой. Добровольное нисхождение сопряжено с большим риском, ибо никогда нет гарантии, что смельчаку удастся вернуться.

С проблемой Аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости (см. Адрастея).

Культ и символика

В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса , недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз". Аиду не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путем. Его побеждает Геракл . Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью. Например, Ахилл готов быть скорее поденщиком, чем царем среди мертвых. Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде ("Разговоры о царстве мертвых", имеющие истоком, видимо, комедию "Лягушки" Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.

Во всех других случаях культ Аида соединён с культом других хтонических божеств, причём Аид является в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида локализовались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т.д., в которых суеверие видело "входы в подземное царство". В жертву Аиду приносился обыкновенно чёрный скот.

Аид - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались Зевс во время битвы с титанами , богиня Афина , помогая Диомеду против Ареса, чтобы не быть узнанной, и герой Персей, добывая голову Горгоны, Гермес в гигантомахии. Этот шлем был подарен Аиду циклопами (киклопами) за то, что он по приказу Зевса освободил их. Скипетр Аида изображает трёх псов.

Аид в искусстве и литературе

Аид - действующее лицо комедии Аристофана "Лягушки", поставленную автором на Ленеях в 405 году до н.э. и получившую первую награду.

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом - могучим, зрелым мужем, восседающем на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона . У ног Аида обычно лежит кербер (цербер).

Подробное описание царства мёртвых можно прочесть у Вергилия в "Энеиде".

В художественном искусстве чаще всего встречается сюжет о похищении Аидом Персефоны (или Плутоном Прозерпины).

Аид в современности

Аид - один из главных персонажей фильма "Битва Титанов" и двух продолжений, где Аид активно противодействует олимпийским богам и героям. В роли Аида британский актёр Рэйф Файнс.

Аид является одним из главных действующих лиц в американском мультфильме "Геркулес" в качестве главного злодея.

Аид Аид

или Гадес

(Hades, Pluto, Αὶδ̀ης, Πλοότων). Бог подземного мира, сын Кроноса и Реи, брат Зевса. Со своей супругой Персефоной он царствует в преисподней над тенями умерших; власть над адом он получил при разделе управления миром между Зевсом, Посейдоном и Аидом после победы над титанами. Аида называли Плутоном (πλοοτος - богатство), так как он властвует над глубиной земли, откуда человек получает все богатства - металлы, и хлебные растения, произрастающие из земли. Аид обладает особенным шлемом, имеющим свойство делать его невидимым даже самим богам; этом шлем надел на себя Персей, когда шел убивать Горгону Медузу. Аиду были посвящены черные бараны. Римские Плутон (Pluto, Orcus, Dis - от dides, богатый) и Прозерпина, властители подземного мира, сравнительно позднее заимствование греческих Аида и Персефоны.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АИД

Гадес (Άιδης, Αϊδης) букв. «безвидный», «невидный», «ужасный»), в греческой мифологии бог - владыка царства мёртвых, а также само царство. А. - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона (Hes. Theog. 455), с которыми разделил наследие свергнутого отца (Нот. Н. XV 187-193). А. царствует вместе с супругой Персефоной. (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть - с А. (Нот. Hymn. V 445-447). Гомер называет А. «щедрым» и «гостеприимным» (V 404, 430), т. к. смертная участь не минует ни одного человека; А.- «богатый», именуется Плутоном (V 489; от греч. πλούτος- богатство, откуда затем переосмысление бога богатства Плутоса), т. к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. А. - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина (Ноm. Il. 484-485) и герой Персей, добывая голову Горгоны (Apollod. II 4, 2). Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок А. и Геракла, в котором Геракл ранит А. (II 7, 3). Его исцеляет божественный врачеватель Пеон (Нот. Н. V 395-403). Геракл похищает из царства мёртвых А. пса - стража А. (Нот. II. VIII, 367, Od. XI 623). А. был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мёртвых (Soph. Philoct. 624-625). Орфей очаровал своим пением и игрой на лире А. и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из царства A.; Verg. Georg. IV 454 след.; Ovid. Met. X 1-63).
В греческой мифологии олимпийского периода А. является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - «подземным» (Hes. Орр. 405) и «спускающимся вниз» (χαται βάτης - Aristoph. Pax. 42, Hymn. Orph. XV 6). А. не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путём. Его побеждает Геракл, т. к. он второстепенное божество. Однако А. внушает ужас
своей неотвратимостью. Напр., Ахилл готов быть скорее подёнщиком на земле у бедного крестьянина, чем царём среди мёртвых (Нот. Od. XI 489- 491). Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об А. («Разговоры в царстве мёртвых», имеющие истоком, видимо, «Лягушек» Аристофана). Согласно Павсанию (VI 25, 2), А. нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.
А. именуется также пространство в недрах земли (Нот. II. XX 61-65), где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес. Представление о топографии А. усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мёртвых, который охраняет пёс - страж А. (VIII 365-369) на крайнем западе («запад», «закат» - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю (Нот. Od. X 508), асфоделевый луг, где блуждают тени умерших (XI 537- 570), мрачные глубины А. - Эреб (XI 564), реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон (X 513-514), тартар (Hom. П. VIII 13-16). Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий А., реку забвения Лету, перевозчика мёртвых Харона, трёхглавого пса Кербера (Verg. Аеn. VI 295-330, 548-551). Суд над мёртвыми вершит Минос (Ноm. Od. XI 568-571), в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса (Plat. Gorg. 524 а). Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом (Hom. Od. XI 576-600) в тартаре - как части А. нашло место у Гомера (в поздних слоях «Одиссеи»), у Платона (Phaed. 112а-114с), у Вергилия. Подробное описание царства мёртвых со всеми градациями наказаний у Вергилия («Энеида» VI) опирается на диалог «Федон» Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге «Одиссеи» намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души (Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, 1957, с. 23-25). Гомер называет также в А. место для праведников - елисейские поля или элизиум (Ною. Od. IV 561-569). Об «островах блаженных» упоминают Гесиод (Орр. 166-173) и Пиндар (01. It 54-88), так что разделение Вергилием А. на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции (Verg. Aen. VI 638-650, 542-543). С проблемой А. связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости (см. Адрастея ).
Лит.: Платон, Соч.. т. 1, М., 1968 (Комментарий, с. 572-76); Vergilius Maro P., Aeneis erklärt von E. Norden, Buch 6, Lpz. 1903; Rohde E., Psyche, Bd 1-2, 10 Aufl., Tulbingen, 192S; Wilamowitz-Mollendorff U., Der Glaube der Hellenen, 3 Aufl., Basel, 1959; Rose Н. J., Griechieche Mythologie, 2 Aufl., Munch., 1961.
А. А. Тахо-Годи.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Аид

(Гадес, Плутон) - бог подземного мира и царства мертвых. Сын Кроноса и Реи. Брат Зевса, Деметры и Посейдона. Супруг Персефоны. Его имя означает “невидимый” и заменяет другое имя, внушающее людям религиозный ужас. Аид - также само царство мертвых. В это царство никогда не проникают лучи солнца. Сюда через реку Ахеронт переправляет души умерших старый Харон. Здесь протекает священная для людей и богов река Стикс и выходит из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Мрачные поля Аида заросли асфоделами, дикими тюльпанами, и над ними носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту листьев. Трехглавый свирепый пес Кербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи, впускают сюда всех и не выпускает никого. Сюда не доходят ни радости, ни печали земной жизни. На золотом троне сидит Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти - чернокрылый Танатос с мечом в руках, рядом мрачные Керы, а прислуживают Аиду богини мщения Эринии. У трона стоит и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и страшные сны тем, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе. У римлян - Орк.

// Генрих ГЕЙНЕ: Подземный мир // Н.А. Кун: ЦАРСТВО МРАЧНОГО АИДА (ПЛУТОНА)

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АИД

в греческой мифологии сын титана Кроноса и Реи, бог царства мертвых.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Битва титанов

Аид или Гадес – повелитель подземного мира, царства, где вечно пребывают души умерших людей или же неугодные богам бессмертные мифологические персонажи, отправленные в вечную ссылку. Аид был самым старшим из братьев-богов нового поколения. После победы над титанами ему досталось по жребию царствовать в преисподней.

Добро пожаловать в Аид!

Смертные старались не называть бога подземного мира по имени, употребляя иносказательные имена. «Незримый» («Aidoneus»), «богатый» (от лат.слова «dives», Дис). Такое упоминание об Аиде встречается в произведениях Гомера. Аид - «гостеприимный и щедрый бог, стерегущий ворота собственного царства». Звали его и менее распространенными именами – Прославленный, Гостеприимный, Добрый Советник, Запирающий Врата.

Чаще всего на изображениях бог подземного царства Аид предстает как зрелый бородатый мужчина. Представляли греки Аида холодным, сдержанным и беспощадным, однако дьявольских или злых черт ему не приписывали – работа есть работа, что ж поделать? Как правитель царства мертвых, Аид бескомпромиссно справедлив. Решения правителя нижнего мира не подлежат обжалованию. В то же время он не утруждал себя ни искушением человечества, ни враждой со смертными. И правильно – сами справятся. Его владения приравнивают к , но лишь в том плане, что попавший к нему покидает одну мерность, если можно так выразиться, и проходит преобразование в нечто качественно иное.

Плутоном звали Аида римляне. Подтверждая свое прозвище, держит бог подземного царства Аид в своих руках рог изобилия, переполненный спелыми плодами или же драгоценными металлами и камнями.

В царство Аида человека приводит бог . Большинство же людей не горит желанием встретиться с Аидом по своей воле. Впрочем, были и герои, добровольно спускавшиеся в царство мрачного Аида. Самые известные легенды о гостях подземного царства Аида это об Орфее и Эвридике, рассказ о появлении в подземном мире Диониса, сказ о героической Психее. В шумерской мифологии в подземный мир спускается по своей воле Инанна-Иштар, чтобы отыскать сестру. Эти легенды объединены одной причиной – любовью.

А вот хитроумный Одиссей прогулялся в царство теней исключительно ради знаний. Ему требовалось отыскать слепого провидца Тиресия, чтобы тот указал ему путь домой. Чего не сделаешь, когда заскучаешь по красавице-жене и родной Итаке!

Впрочем, подземное царство – не проходной двор. И эти добровольцы скорее исключение из правил, поскольку возвращение из царства теней противоестественно, а спустившимся раньше срока никто не выписывает гарантий, что им удастся вернуться назад.

В бог подземного царства Аид – счастливый обладатель шапки-невидимки, которой мог воспользоваться в любой момент. Его атрибутом был скипетр с наконечником, выполненном в виде трехголовых псов.

У Аида нет детей, и богу подземного царства посвящено довольно мало , поскольку сам он большую часть времени проводит в своих владениях, невидимый для окружающих. Лишь дважды бог подземного царства Аид поднимался на поверхность.

Согласно творчеству Гомера, однажды Гадес был вынужден подняться на Олимп за помощью, пронзенный стрелой Геракла. Но куда более известный и, скажем, более романтичный случай его визита на землю был связан с дочерью богини плодородия Деметры, Персефоной.

В целом, Аид производил на древних греков противоречивое впечатление. Он вызывал страх, ропот и уважение, однако его почитали, поскольку считали, что именно бог подземного царства решит, будут ли души, покинувшие мир живых, обречены на вечные страдания и ужас или станут жить в покое.

Последние материалы раздела:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...