Скачать физику дидактический материал 10. Дидактические материалы по физике (10 класс)

Зачем считать в уме, если решить любую арифметическую задачу можно на калькуляторе. Современная медицина и психология доказывают, что устный счет - это тренаж для серых клеточек. Выполнять такую гимнастику необходимо для развития памяти и математических способностей.

Известно множество приёмов для упрощения вычислений в уме. Все, кто видел знаменитую картину Богданова-Бельского «Устный счёт», всегда удивляются - как крестьянские дети решают такую непростую задачу, как деление суммы из пяти чисел, которые предварительно ещё надо возвести в квадрат?

Оказывается, эти дети - ученики известного педагога-математика Сергея Александровича Рачицкого (он также изображен на картине). Это не вундеркинды - ученики начальных классов деревенской школы XIX века. Но все они уже знают приёмы упрощения арифметических расчетов и выучили таблицу умножения! Поэтому решить такую задачку этим детишкам вполне под силу!

Секреты устного счёта

Существуют приемы устного счета - простые алгоритмы, которые желательно довести до автоматизма. После овладения простыми приёмами можно переходить к освоению более сложных.

Прибавляем числа 7,8,9

Для упрощения вычислений числа 7,8,9 сначала надо округлять до 10, а затем вычитать прибавку. К примеру, чтобы прибавить 9 к двузначному числу, надо сначала прибавить 10, а затем вычесть 1 и т.д.

Примеры :

Быстро складываем двузначные числа

Если последняя цифра двузначного числа больше пяти, округляем его в сторону увеличения. Выполняем сложение, из полученной суммы отнимаем «добавку».

Примеры :

54+39=54+40-1=93

26+38=26+40-2=64

Если последняя цифра двузначного числа меньше пяти, то складываем по разрядам: сначала прибавляем десятки, затем - единицы.

Пример :

57+32=57+30+2=89

Если слагаемые поменять местами, то сначала можно округлить число 57 до 60, а потом вычесть из общей суммы 3:

32+57=32+60-3=89

Складываем в уме трехзначные числа

Быстрый счет и сложение трехзначных чисел - это возможно? Да. Для этого надо разобрать трехзначные числа на сотни, десятки, единицы и поочередно их приплюсовать.

Пример :

249+533=(200+500)+(40+30)+(9+3)=782

Особенности вычитания: приведение к круглым числам

Вычитаемые округляем до 10, до 100. Если надо вычесть двузначное число, надо округлить его до 100, вычесть, а затем к остатку прибавить поправку. Это актуально если поправка невелика.

Примеры :

576-88=576-100+12=488

Вычитаем в уме трехзначные числа

Если в свое время был хорошо усвоен состав чисел от 1 до 10, то вычитание можно производить по частям и в указанном порядке: сотни, десятки, единицы.

Пример :

843-596=843-500-90-6=343-90-6=253-6=247

Умножить и разделить

Моментально умножать и делить в уме? Это возможно, но без знания таблицы умножения не обойтись. - это золотой ключик к быстрому счету в уме! Она применяется и при умножении, и при делении. Вспомним, что в начальных классах деревенской школы в дореволюционной Смоленской губернии (картина «Устный счет») дети знали продолжение таблицы умножения - с 11 до 19!

Хотя на мой взгляд достаточно знать таблицу от 1 до 10, чтобы мочь перемножать бо´льшие числа. Например :

15*16=15*10+(10*6+5*6)=150+60+30=240

Умножаем и делим на 4, 6, 8, 9

Овладев таблицей умножения на 2 и на 3 до автоматизма, сделать остальные расчеты будет проще простого.

Для умножения и деления двух- и трехзначных чисел применяем простые приёмы:

    умножить на 4 - это дважды умножить на 2;

    умножить на 6 - это значит умножить на 2, а потом на 3;

    умножить на 8 - это трижды умножить на 2;

    умножить на 9 - это дважды умножить на 3.

Например :

37*4=(37*2)*2=74*2=148;

412*6=(412*2)·3=824·3=2472

Аналогично:

    разделить на 4 - это дважды разделить на 2;

    разделить на 6 - это сначала разделить на 2, а потом на 3;

    разделить на 8 - это трижды разделить на 2;

    разделить на 9 - это дважды разделить на 3.

Например :

412:4=(412:2):2=206:2=103

312:6=(312:2):3=156:3=52

Как умножать и делить на 5

Число 5 - это половина от 10 (10:2). Поэтому сначала умножаем на 10, затем полученное делим пополам.

Пример :

326*5=(326*10):2=3260:2=1630

Еще проще правило деления на 5. Сначала умножаем на 2, а затем полученное делим на 10.

326:5=(326·2):10=652:10=65,2.

Умножение на 9

Чтобы умножить число на 9, необязательно его дважды умножать на 3. Достаточно его умножить на 10 и вычесть из полученного умножаемое число. Сравним, что быстрее:

37*9=(37*3)*3=111*3=333

37*9=37*10 - 37=370-37=333

Также давно замечены частные закономерности, которые значительно упрощают умножение двузначных чисел на 11 или на 101. Так, при умножении на 11, двузначное число как бы раздвигается. Составляющие его цифры остаются по краям, а в центре оказывается их сумма. Например: 24*11=264. При умножении на 101, достаточно приписать к двузначному числу такое же. 24*101= 2424. Простота и логичность таких примеров вызывает восхищение. Встречаются такие задачи очень редко - это примеры занимательные, так называемые маленькие хитрости.

Счет на пальцах

Сегодня еще можно встретить много защитников «пальчиковой гимнастики» и методики устного счета на пальцах. Нас убеждают, что учиться складывать и отнимать, загибая и разгибая пальцы - это очень наглядно и удобно. Диапазон таких вычислений очень ограничен. Как только расчеты выходят за рамки одной операции возникают трудности: надо осваивать следующий прием. Да и загибать пальцы в эпоху айфонов как-то несолидно.

Например, в защиту «пальчиковой» методики приводится приём умножения на 9. Хитрость приёма такова:

  • Чтобы умножить любое число в пределах первой десятки на 9, надо развернуть ладони к себе.
  • Отсчитывая слева направо, загнуть палец, соответствующий умножаемому числу. К примеру, чтобы умножить 5 на 9, надо загнуть мизинец на левой руке.
  • Оставшееся количество пальцев слева будет соответствовать десяткам, справа - единицам. В нашем примере - 4 пальца слева и 5 справа. Ответ: 45.

Да, действительно, решение быстрое и наглядное! Но это - из области фокусов. Правило действует только при умножении на 9. А не проще ли, для умножения 5 на 9 выучить таблицу умножения? Этот фокус забудется, а хорошо выученная таблица умножения останется навсегда.

Также существует еще множество подобных приемов с применением пальцев для каких-то единичных математических операций, но это актуально пока вы этим пользуетесь и тут же забывается при прекращении применения. Поэтому лучше выучить стандартные алгоритмы, которые останутся на всю жизнь.

Устный счёт на автомате

    Во-первых, необходимо хорошо знать состав числа и таблицу умножения.

    Во-вторых, надо запомнить приемы упрощения расчётов. Как выяснилось, таких математических алгоритмов не так уж много.

    В-третьих, чтобы приём превратился в удобный навык, надо постоянно проводить краткие «мозговые штурмы» - упражняться в устных вычислениях, используя тот или иной алгоритм.

Тренировки должны быть короткими: решить в уме по 3-4 примера, используя один и тот же приём, затем переходить к следующему. Надо стремиться использовать любую свободную минутку - и полезно, и нескучно. Благодаря простым тренировкам все вычисления со временем будут совершаться молниеносно и без ошибок. Это очень пригодится в жизни и выручит в непростых ситуациях.

Входная контрольная работа по физике - 10 класс

Вариант №1

1) Космонавт проводит ремонт космического корабля.

2) Космонавт в космическом корабле обращается вокруг Земли.

2.По какой формуле определяется ускорение тела?

3. Какой формулой выражается второй закон Ньютона?

1 = -F 2 ; 4) F = m a.

4. Какая волна называется продольной?

5. По какой формуле определяется импульс тела?

6. При равноускоренном движении скорость тела за 5с увеличилась на 4 м/с. Чему равно ускорение тела? (в м / с 2)

7. Определить скорость звука в воде, если источник, колеблющийся с периодом 0,002 с, возбуждает в воде волны длиной 2,9 м.

1) 1483 м/с; 2) 1450 м/с; 3) 1385 м/с; 4) 1567 м/с.

8. Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 1,2 т?

1) 1200 Н; 2) 12000 Н; 3) 120 Н; 4) 0, 12 Н.

9. Частота колебаний железнодорожного моста длиной 100м равна 2 Гц. Определить период этих колебаний.

1) 2 с; 2) 4 с; 3) 0,5 с; 4) 0, 2 с.

10. Велосипедист равномерно движется в течение 5 с со скоростью 2 м/с. Какое расстояние он пройдет за данное время?

1) 1 м; 2) 4 м; 3) 2,5 м; 4) 10 м.

Вариант №2.

1. Какую физическую величину определяет водитель автомобиля по счетчику спидометра?

1) перемещение;

2) пройденный путь;

3) траекторию.

2.По какой формуле определяется мгновенная скорость тела?

1) V = V 0 + at ; 2) a = V – V 0 / 2 ; 3) a = V – V 0 / t ; 4) V = V 0 – at.

3. Какой формулой выражается третий закон Ньютона?

1) F = m V ; 2) F = m g ; 3) F 1 = -F 2 ; 4) F = m a.

4. Какая волна называется поперечной?

1) волна, в которой колебания распространяются вдоль направления распространения волны;

2) волна, в которой колебания распространяются перпендикулярно направлению распространения волны;

3)волна, колебания в которой несвязанны с направлением распространения волны.

5. По какой формуле определяется импульс силы?

1) F t ; 2) E t ; 3) mV ; 4) F V .

6. При равноускоренном движении скорость тела за 2с увеличилась на 1,6 м/с. Чему равно ускорение тела? (в м / с 2)

1) 5 ; 2) 8 ; 3) 0,5 ; 4) 0, 8.

7. Определить силу, под действием которой велосипедист скатывается с горки с ускорением, равным 0, 8 м/с 2 , если масса велосипедиста вместе с велосипедом

равна 50 кг?

1) 50 Н; 2) 40 Н; 3) 60 Н; 4) 80 Н.

8. Определить длину звуковой волны частотой 725 Гц в стекле, если скорость распространения звука в стекле равна 5500 м/с.

1) 7, 59 м; 2) 14 м; 3) 759 м; 4) 1,4 м.

9. На тело, лежащее на столе действует сила тяжести равная 40 Н. Чему равна масса этого тела?

1) 400 кг; 2) 40 кг; 3) 4 кг; 4) 0, 4 кг

10. Чему равен импульс, движущегося со скоростью 2 м/с тела, если его масса равна 200г?

1) 0, 4 кг*м/с; 2) 400 кг*м/с; 3) 4 кг*м/с; 4) 0, 04 кг*м/с.

Код входной к/р 10 класс.

Контрольная работа №1 – 10 класс, по теме «Кинематика»

Вариант №1

1.Что называется механическим движением?

2.Написать формулу мгновенной скорости.

3. Что называется периодом вращения?

4 . Во время половодья скорость течения сибирской реки Тунгуски местами достигает значения υ = 30 км/ч. С какой по модулю скоростью υ будет двигаться относительно берегов быстроходный катер, пересекающий реку по кратчайшему пути? Скорость катера в стоячей воде υ 0 = 34 км/ч.

5. Из пункта A 1 = 15 км/ч и υ 2 t 0 t l от пункта A

6. Стоя над рекой на краю высокого обрыва высотой H = 99 м, мальчик бросил камень со скоростью υ = 10 м/с под углом α = 45° к горизонту. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите дальность L полета камня ( g = 10 м/с 2 ).

Вариант №2

1. Какое движение называется равномерным?

2. Написать формулу скорости при свободном падении.

3.Какое движение называется поступательным?

4. Поезд длиной l 1 = 225 м, движущийся с постоянной скоростью, проходит мимо телеграфного столба за время t 0 = 15 с. С какой скоростью движется поезд?

5. При торможении на прямолинейном участке дороги скорость автомобиля равномерно уменьшается от υ 1 = 20 м/с до υ 2 = 10 м/с за время t = 5 с. Определите модуль ускорения автомобиля.

6 . Какую скорость должен иметь искусственный спутник Земли при движении по круговой орбите на высоте h g = 9,23 м/с 2 . Радиус Земли R З = 6,4·10 6 м.

Вариант №3.

1. Что входит в систему отсчета?

2. Написать формулу центростремительного ускорения.

3.Что называется частотой вращения?

4. Сколько времени t 1 пройдет от момента вхождения поезда в туннель длиной L = 450 м до выхода из него последнего вагона? Если длина поезда 300 м, а его скорость 72 км/ч

5. Зависимость координат тела на плоскости XY от времени t (с) задана уравнениями

x = 0, y = t 2 + 4 t + 3 (м).

Определите начальную скорость и ускорение тела.

6. Согласно планетарной модели атома, созданной Резерфордом, электрон в атоме водорода движется по круговой орбите вокруг ядра с постоянной скоростью. Определите центростремительное ускорение электрона, если радиус орбиты R = 0,5·10 –10 м, а скорость электрона на этой орбите υ = 2,2·10 6 м/с.

Вариант №4.

1. Какое движение называется равнопеременным?

2.Написать формулу перемещения при равномерном движении.

3.Что называется материальной точкой?

4 .За какое время t 2 пройдет мимо машиниста этого поезда весь состав встречного поезда длиной l 2 = 300 м, движущегося со скоростью υ 2 = 36 км/ч? Если скорость самого поезда 56 км/ч.

5. При испытаниях автомобиля на скоростном прямолинейном участке пути он двигался сначала с ускорением a = 5 м/с 2 , затем равномерно и, наконец, замедляясь с тем же по модулю ускорением, остановился. Полное время движения автомобиля t = 37,5 с, средняя скорость за это время υ ср = 108 км/час. Начальная скорость автомобиля равнялась нулю. Определите, какое время автомобиль двигался равномерно.

6. Какую скорость должен иметь искусственный спутник Земли при движении по круговой орбите на высоте h = 200 км над поверхностью Земли? Ускорение свободного падения на этой высоте g = 9,23 м/с 2 . Радиус Земли R З = 6,4·10 6 м.

Вариант №5.

1.Какое движение называется неравномерным?

2.Написать формулу линейной скорости тела при движении по окружности.

3.Что называется перемещением.

4. Стрелок в тире длиной L = 100 м услышал звук от пули, попавшей в мишень, через время t = 0,45 с после выстрела. Принимая скорость звука равной υ зв = 330 м/с и пренебрегая искривлением траектории пули, определите ее скорость.

5. Свободно падающее без начальной скорости тело за последнюю секунду падения прошло 2/3 своего пути. Определите полное время падения t и весь путь H , пройденный телом (g = 10 м/с 2 ).

6. Из пункта A в одном направлении отправились два велосипедиста со скоростями υ 1 = 15 км/ч и υ 2 = 20 км/ч. Второй велосипедист выехал на t 0 = 1 ч позднее первого. Через какое время t после своего отправления и на каком расстоянии l от пункта A второй велосипедист догонит первого?

Данное пособие включает тесты для самоконтроля, самостоятельные работы, разноуровневые контрольные работы.
Предлагаемые дидактические материалы составлены в полном соответствии со структурой и методологией учебников В. А. Касьянова «Физика. Базовый уровень. 10 класс» и «Физика. Углубленный уровень. 10 класс».

Примеры заданий:

ТС 1. Перемещение. Скорость.
Равномерное прямолинейное движение
Вариант 1
1. Двигаясь равномерно, велосипедист проезжает 40 м за 4 с. Какой путь он проедет при движении с той же скоростью за 20 с?
А. 30 м. Б. 50 м. В. 200 м.
2. На рисунке 1 приведен график движения мотоциклиста. Определите по графику путь, пройденный мотоциклистом в промежуток времени от 2 до 4 с.
А. 6м. Б. 2 м. В. 10 м.
3. На рисунке 2 представлены графики движения трех тел. Какой из этих графиков соответствует движению с большей скоростью?
А. 1. Б. 2. В. 3.
4. По графику движения, представленному на рисунке 3, определите скорость тела.
А. 1 м/с. Б. 3 м/с. В. 9 м/с.
5. Две автомашины движутся по дороге с постоянными скоростями 10 и 15 м/с. Начальное расстояние между машинами равно 1 км. Определите, за какое время вторая машина догонит первую.
А. 50 с. Б. 80 с. В. 200 с.

Предисловие.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
ТС-1. Перемещение. Скорость.
Равномерное прямолинейное движение.
ТС-2. Прямолинейное движение с постоянным ускорением
ТС-3. Свободное падение. Баллистическое движение.
ТС-4. Кинематика периодического движения.
ТС-5. Законы Ньютона.
ТС-6. Силы в механике.
ТС-7. Применение законов Ньютона.
ТС-8. Закон сохранения импульса.
ТС-9. Работа силы. Мощность.
ТС-10. Потенциальная и кинетическая энергия.
ТС-11. Закон сохранения механической энергии.
ТС-12. Движение тел в гравитационном поле.
ТС-13. Динамика свободных и вынужденных колебаний.
ТС-14. Релятивистская механика.
ТС-15. Молекулярная структура вещества.
ТС-16. Температура. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.
ТС-17. Уравнение Клапейрона-Менделеева. Изопроцессы.
ТС-18. Внутренняя энергия. Работа газа при изопроцессах. Первый закон термодинамики.
ТС-19. Тепловые двигатели.
ТС-20. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение жидкости.
ТС-21. Поверхностное натяжение. Смачивание, капиллярность.
ТС-22. Кристаллизация и плавление твердых тел.
ТС-23. Механические свойства твердых тел.
ТС-24. Механические и звуковые волны.
ТС-25. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.
ТС-26. Напряженность электростатического поля.
ТС-27. Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля.
ТС-28. Диэлектрики и проводники в электростатическом поле.
ТС-29. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора. Энергия электростатического поля.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
СР-1. Равномерное прямолинейное движение.
СР-2. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.
СР-3. Свободное падение. Баллистическое движение.
СР-4. Кинематика периодического движения.
СР-5. Законы Ньютона.
СР-6. Силы в механике.
СР-7. Применение законов Ньютона.
СР-8. Закон сохранения импульса.
СР-9. Работа силы. Мощность.
СР-9. Работа силы. Мощность.
СР-10. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.
СР-11. Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновение.
СР-12. Движение тел в гравитационном поле.
СР-13. Динамика свободных и вынужденных колебаний.
СР-14. Релятивистская механика.
СР-15. Молекулярная структура вещества.
СР-16. Температура. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.
СР-17. Уравнение Клапейрона-Менделеева. Изопроцессы.
СР-18. Внутренняя энергия. Работа газа при изопроцессах.
СР-19. Первый закон термодинамики.
СР-20. Тепловые двигатели.
СР-21. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха.
СР-22. Поверхностное натяжение. Смачивание, капиллярность.
СР-23. Кристаллизация и плавление твердых тел. Механические свойства твердых тел.
СР-24. Механические и звуковые волны.
СР-25. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.
СР-26. Напряженность электростатического поля.
СР-27. Работа сил электростатического поля. Потенциал.
СР-28. Диэлектрики и проводники в электростатическом поле.
СР-29. Электроемкость. Энергия электростатического поля
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
КР-1. Прямолинейное движение.
КР-2. Свободное падение тел. Баллистическое движение.
КР-3. Кинематика периодического движения.
КР-4. Законы Ньютона.
КР-5. Применение законов Ньютона.
КР-6. Закон сохранения импульса.
КР-7. Закон сохранения энергии.
КР-8. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа
КР-9. Термодинамика.
КР-10. Агрегатные состояния вещества.
КР-11. Механические и звуковые волны.
КР-12. Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.
КР-13. Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.
ОТВЕТЫ
Тесты для самоконтроля.
Самостоятельные работы.
Контрольные работы.
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Физика, 10 класс, дидактические материалы к учебникам Касьянова В.А., Марон А.Е., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Физика, 10 класс, базовый уровень, учебник, Касьянов В.А., 2014

Последние материалы раздела:

Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке
Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в Facebook и...

Вергилий - биография, информация, личная жизнь
Вергилий - биография, информация, личная жизнь

Самый известный поэт Августовского века Вергилий считается одним из гениев дохристианской эпохи. Сведений о его биографии сохранилось немного:...

Цитаты и фразы из советских фильмов
Цитаты и фразы из советских фильмов

Многосерийная картина про советского разведчика Максима Исаева , внедрившегося в высшие сферы фашистского Третьего Рейха, до сих пор остается одним...