Система логопедической работы в доу. Система логопедической работы

Разработала учитель - логопед

Налетова Екатерина Анатольевна

МДОУ детский сад комбинированного вида № 17

города Подольска Московской области

Цели:

  • закрепить навык правильного произношения звуков [г] - [г`];
  • продолжить работу над различением на слух и в произношении звуков [г] - [г`];
  • развивать фонематическое восприятие;
  • продолжить работу над закреплением навыка определения позиции заданного звука в слове;
  • закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов;
  • учить согласовывать прилагательное с существительными в прямом и косвенном падежах;
  • учить составлять предложения, используя предложенное словосочетание и определенный предлог;
  • закрепить образ буквы Г;
  • развивать общую и тонкую моторику;
  • развивать высшие психические функции.

Оборудование: схема для характеристики гласных и согласных звуков, спички, карточки игры «Наложенные буквы», флажок, карточки в виде теннисных ракеток с квадратами синего и зеленого цвета, предметные картинки (виноград, сапоги, гитара, голубь, груша, попугай, георгин, герань, лягушка, снегирь), схемы для звукового анализа и синтеза, наборные полотна, предметные картинки (гуси, голуби, уши, синица, игрушки; предметные картинки (варежки, карандаши, майка, тетрадь, шарф, платок, блюдце, ведро; карточки со схематичным изображением предлогов.

Ход занятия:

Введение в занятие .

«Игра «4-й лишний».

Ребята, давайте поиграем в игру «4-й лишний».

Послушайте 4 слова, назовите лишнее и объясните, почему вы так думаете.

ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ГУСЬ, ЗАЯЦ

ПОМИДОР, ГВОЗДИКА , СВЕКЛА, КАПУСТА

ГЕРАНЬ , МУХА, ОСА, ПАУК

САПОГИ, КОФТА, МАЙКА, БРЮКИ

Оставшиеся дети называют по одному предмету из предложенного им обобщающего понятия:

Назови любой фрукт. (Апельсин) и т.д.

1. Знакомство с темой:

Какой общий звук мы слышим в словах гусь, гвоздика ?

  • В словах гусь, гвоздика общий звук [г].
  • Дайте его характеристику?
  • Это согласный, твердый, звонкий, звук.
  • Какой общий звук мы слышим в словах герань, сапоги ?
  • В словах герань, сапоги общий звук [г`]
  • Охарактеризуйте этот звук?
  • Это согласный, мягкий, звонкий, звук.

2. Развитие фонематического восприятия:

А. Игра «Телефон».

Я буду звонить кому-то из вас, а вы точно передайте другим ребятам, что услышите по телефону.

Сначала я позвоню Роме.

Га - га - гя, гя - гя - га

го - ге - го, гэ- гэ - ге

гю - гю - гу ги - гы - гы

Ребенок повторяет громко и четко услышанную цепочку.

Б. Игра «Слог назови, флажок другу подари».

Дети по цепочке передают друг другу флажок, произнося выпавший на них слог.

Слоговая цепочка оговаривается заранее:

Например, га - гя и гу - гу - гю.

га - гя - га - гя…

гу- гу - гю - гу - гу - гю…

В. Игра «Теннисисты».

У детей 2 карточки в виде теннисных ракеток. На первой наклеен синий квадрат, обозначающий согласный твердый звук [г], на второй - зеленый квадрат, обозначающий согласный мягкий звук [г`]. Воспитанникам предлагается послушать слово и определить на слух, согласный твердый звук или согласный мягкий звук в нем. А затем поднять соответствующую ракетку.

ГАРАЖ, ПИРОГИ, ГИМН, ГЕРКУЛЕС, ГРУЗОВИК, ГЕРОЙ, ГЕНИЙ, ГОРДОСТЬ, ДОРОГА, ОГОНЬ.

Г. Игра «Подари картинки Гене и Гале».

На наборном полотне предметные картинки. Дети отбирают картинку, в названии которых есть звук Г, определяют позицию данного звука в слове.

Назовите картинку, в названии которой есть звук Г и определите место звука в слове.

Д. Выделение слов с заданными звуками из стихотворного текста.

Слушайте стихотворение, найдите и запомните слова со звуками [г] - [г`].

«Голуби - гости города».

Голуби на газоне сидели, горделиво головами вертели.

Гена с Галей рогалик купили, но про птичек не забыли.

Гули деток окружили, крошек вкусных попросили.

Гена с Галей сдобу ели, но для птиц не пожалели:

Вас спасем от голода ! Вы же гости города !

(Е. Налетова)

3. Звуковой анализ - синтез обратных и прямых слогов.

Игра «Угадайка».

Гена и Галя играли в кубики красного, синего и зеленого цветов. Они выкладывали из них узор. Если вы будете внимательно слушать, то сможете угадать, что у них получалось.

Дети сидят за столами. На доске выкладывается звуковая схема слога, но закрывается от детей. Им предлагается выложить схему услышанного слога, а затем сопоставить со слогом, который логопед впоследствии откроет. С детьми, у которых допущена ошибка, проводится работа:

Сколько звуков ты услышал(а)?

Назови первый звук?

Какой это звук?

Назови второй звук.

Какой это звук?

Определи количество звуков в слоге?

Затем дети наоборот придумывают слог к заданной схеме.

Придумайте сами слог к кубикам, с которыми играли Гена и Галя. В придуманных вами слогах гласные звуки любые, согласный твердый звук [г], согласный мягкий звук [г`].

АГ, УГ, ЭГ и т.д.

ГЕ, ГЮ, ГЯ и т.д.

ГО, ГУ, ГЫ и т.д.

ИГЬ, ЭГЬ, ОГЬ и т.д.

5. Звуковой анализ - синтез слов.

Игра «Отгадай картинку».

Хочу предложить вам поиграть в игру «Отгадай картинку»

Отгадайте, что изображено на картинке. (На доске перевернута картинка «Гуси». Параллельно с озвучиванием картинок голубь, уши, синица, игрушки - сами картинки выставляются на наборное полотно.)

Я вам помогу: В загаданном слове 2 слога, и чтобы угадать это слово, вам надо выделить первые звуки в словах г олубь, у ши, с иница, и грушки и соединить их в 1 слово.

Дети называют варианты «угаданных» слов. Переворачивается картинка «Гуси».

Давайте проверим, как же вы отгадали слово «гуси» и составим его схему. Дети по одному выходят к доске, отвечают на вопрос, характеризуют звук, выставляют нужную схему. Остальные работают за столами.

Назови первый звук в слове голубь? (Первый звук в слове голубь - [г]).

Какой он?

Это согласный, твердый, звонкий звук.

Какой квадрат положим?

Положим синий квадрат.

Назови первый звук в слове уши? (Первый звук в слове уши - [у]).

Какой он?

Это гласный звук.

Какой квадрат положим?

Положим красный квадрат.

Назови первый звук в слове синица(Первый звук в слове синица - [с`]).

Какой он?

Это согласный, мягкий, глухой звук.

Какой квадрат положим?

Положим зеленый квадрат.

Назови первый звук в слове игрушки? (Первый звук в слове иглы - [и]).

Какой он?

Это гласный звук.

Какой квадрат положим?

Положим красный квадрат.

Фронтальный опрос:

Сколько всего звуков в слове «гуси»?

Сколько согласных твердых звуков?

Какой?

Сколько согласных мягких звуков?

Какой?

Сколько гласных звуков?

Какие?

Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!

Сколько слогов в слове «гуси»? (В слове «гуси» 2 слога.).

6. Согласование прилагательных с существительными.

Посмотрите, пожалуйста, на картинки: варежки, карандаши, блюдце, ведро, майка, тетрадь, шарф, платок.

Выставляются на наборное полотно и озвучиваются логопедом.

Все они голубого цвета. Про что можно сказать голубой? (Можно сказать голубой платок). Про что можно сказать голубая? (Можно сказать голубая тетрадь) и т.д.

7. Образование формы Р.п. прил. и сущ. в ед. и мн. числе.

Игра «Чего не стало?»

Картинки по одной убираются с наборного полотна. Учитель спрашивает у детей «Чего не стало?» (Не стало голубых варежек) и т.д.

8. Составление предложений с предложенным учителем словосочетанием и определенным предлогом.

К оставшейся на наборном полотне картинке «голубой шар» добавляется карточка со схематичным изображением предлога НАД (НА, ПОД, В, ИЗ).

Составьте предложение, используя в нем словосочетание «голубой шар» и предлог НАД.

(Дети составляют 3 - 4 предложения и происходит замена карточки предлога).

9. Работа с буквой Г.

А. Выкладывание буквы Г из спичек.

Ранее вы узнали, что звуки [г]-[г`] обозначаются буквой Г. Вы печатали ее в своих тетрадях. Теперь давайте выложим ее из спичек.

Б. Игра «Узнай букву»

Вы знаете не только букву Г, но и много других. Назовите буквы, которые вы увидите.

10. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня учились не путать между собой?

Мы учились различать звуки [г]-[г`] .

Звук г - какой?

Звук [г] - это согласный, твердый, звонкий звук.

Звук г - какой?

Звук [г] - это согласный, мягкий, звонкий звук.

Какой буквой обозначаем звуки [г] - [г`]?

Звуки [г] - [г`] обозначаем буквой Г.

Оценка деятельности детей.

Задание на коррекционный час.

Ещё по данной теме:

МДОУ №104 д/с комбинированного вида «Росточек».

Дети второго года обучения, группа с ФФНР.

Составила Беляева А.А.

Тема занятия: «Человек», звуки Т, Т’, буква Т».

Цель занятия: Закрепление знаний по теме «Человек», закрепление употребления звуков Т, Т’, знакомство с буквой Т.

Задачи занятия:

1. Образовательные:

Закрепить употребление звуков т, т’.

Совершенствование грамматического строя речи на основе употребления существительных множественного числа, изменения существительных путем добавления уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развитие мелкой моторики (д/и «разомнем наши пальчики»).

2. Коррекционнно-развивающие:

Развитие артикуляционной моторики, достаточной для употребления звуков верхнего и нижнего подъема (артикуляционная гимнастика).

Развитие фонематического восприятия на основе различения слов на слух. (д/и «наше тело»).

Развитие фонематического восприятия на основе различения звуков т, т’ (посредством зрительного анализатора) (д/и «лишняя картинка»).

Развитие звукового анализа на основе умения определять позицию звука в слове (в начале, в середине и в конце слова), (д/и «позиция в слове»).

Развитие мышления на основе представления (д/и «на что похожа буква?»)

3. Воспитательные:

Воспитывать желание правильно говорить.

Воспитывать контроль за собственной речью.

Воспитывать умение внимательно слушать и взрослого и товарищей.

Словарик:

Существительные: брови, глаза, уши, нос, волосы, рот, лопатки, спина, живот, галстук и др.

Прилагательные: тонкая, толстая, красивая, потрясающая, фиолетовая и др.

Оборудование:

1. Картинки (образ буквы Т, украшенная буква Т и вокруг нее много предметов со звуками Т, Т’;)

3. Вырезанные из цветного картона буквы Т.

4. Игрушки Тина и Том.

5. Схема к скороговорке.

6. Картинки к д/и «Лишняя картинка»

7. Медали на брейн - ринг.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Поздороваться, положительно настроить детей на занятие, вспомнить тему, которая была на протяжении всей недели.

II. Основная часть.

1. Вспомнить все слова, которые находятся на теле человека (если на голове – хлопнуть; если не на голове - топнуть) (д/и «наше тело»)

2. Дидактическая игра «Большой - маленький» (с использованием мяча).

брови – бровки

глаза – глазки и т.д.

3. Дидактическая игра «Один - много» (с использованием массажного мяча).

4. Задания за столами.

Артикуляционная гимнастика (заборчик, грибок, почистить верхние и нижние зубки, киска сердится).

Пальчиковая гимнастика (д/и «разомнем наши пальчики»).

В гости пришла буква Т. (предъявляется образ буквы Т). Какая она? (дети отвечают). Буква Т принесла с собой очень много предметов (детям предъявляется картинка, где нарисована украшенная буква Т и вокруг нее много предметов со звуками Т, Т’). (дети называют все предметы). Д\И «позиция в слове». Дети находят слова со звуками Т, Т’ в начале, в середине и в конце слова. Зарисовывают картинки в тетради по схемам.

Буква Т принесла с собой стихотворение. Сначала просто рассказать стихотворение, ребята слушают. Второй раз уже с движением и дети повторяют)

«тук – тук – в лесу топор стучит,

тр – тр –так трактор тарахтит,

тх – тх, тх – тх – твердит мотор,

топ – топ – так топает танцор»

На что похожа буква Т? (ребята поднимают руку и отвечают).

5. Динамическая пауза. Дети выходят из-за столов.

Буква Т хочет с вами поиграть, разделитесь на две команды, выберите капитанов и придумайте название команды. Игра такая: кто быстрее и правильнее выложит букву Т из гороха. Кто справился, поднимает руку. (Награждение команд).

6. Буква Т пришла не одна. Она привела с собой друзей: Тину и Тома. Тина такая мягкая, нежная, поэтому и называть мы ее будем мягко. (Дети называют). А Том такой смелый, сильный, как мы его будем называть? (ребята называют). Они запутались в своих картинках, не могут найти лишнюю. Давайте поможем им. Д/и «Лишняя картинка». Одна команда будет помогать Тому, другая – Тине. (детям предъявляются картинки, в одной команде линяя картинка с мягким звуком, в другой – с твердым). (Награждение команд).

7. Буква Т принесла с собой очень интересную скороговорку:

«Под деревом тетерев тетерева встретил: тетерев, тетерев! Кто твои тетеревята? Тетерев тетереву в ответ: мои тетеревята – здоровые ребята, твоим тетеревятам от них привет!» (сначала рассказать скороговорку, затем с опорой на картинку, потом дети должны пересказать по картинке).

8. Брейн-ринг.

(Дома детям было задание подготовить слова со звуками Т, Т’).

Логопед кидает детям по очереди мяч, ребята называют по одному слову со звуками Т, Т’. Кто не смог больше вспомнить, садится и следит, чтобы слова не повторялись. И так пока не останется один человек. Награждаем медалями тех, кто занял 1, 2, 3 места.

III. Заключительная часть. Собрать все тетрадочки (дети сами приносят и говорят «возьмите, пожалуйста»). Похвалить всех ребят, построить у дверей по очереди, сначала девочки, потом мальчики, и отвести в группу.


Похожая информация.


Система работы учителя-логопеда

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. Сегодня не существует логопедической программы для детских садов, не имеющих в своей структуре коррекционных групп, соответствующей федеральным требованиям.

В связи с появлением в общеобразовательных садах большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения при ДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Но содержание этих программ направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальных коррекционных групп, в том числе и для детей с ОНР и характеризуются значительным увеличением количества занятий по коррекции речевого дефекта.

Однако в условиях массового общеобразовательного детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой, поэтому увеличение коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПинов.

Кроме того, не все дети подготовительной к школе и старшей группы нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться: от фонетического недоразвития речи до общего недоразвития речи.

Исходя из этого, коррекционные комплексы для логопедических групп необходимо адаптировать к условиям коррекции речи при массовом детском саде.

Поэтому нами составлена система работы учителя-логопеда по коррекции и профилактике нарушений речи для массового детского сада, которая опирается на основные задачи коррекционного обучения.

Основные задачи коррекционного обучения :

  1. Устранение и предупреждение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР
  4. Формирование грамматического строя речи
  5. Развитие связной речи старших дошкольников.
  6. Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении.

Данная система работы составлена с учетом требований следующих программ: «Воспитание и обучение в детском саду» Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» и программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Филичивой Т,Б., Чиркиной Г.В., «Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В. и направлен на оптимизацию образовательно-воспитательного и коррекционного процесса и поддержку особенностей, интересов, способностей воспитанников детского сада.

Система логопедической работы строится следующим образом:

1. Работа с детьми:

Диагностика;

Профилактика речевых расстройств (речевые разминки);

Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность согласно заключению.

2. Работа с педагогами:

Консультации согласно плану и по индивидуальным запросам;

Выступления на педсоветах, методических объединениях.

3. Работа с родителями:

Консультации согласно плана и по индивидуальным запросам;

Выступления на родительских собраниях и гостиных.

4. Самообразование:

Своевременное ознакомление с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической и периодической литературы.

Активное участие в районных семинарах и методических объединениях.

Участие в различных конкурсах.

Большое внимание отводится воспитанию и обучению детей.

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях детского сада, не имеющего в своей структуре специализированных логопедических групп

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельности проводятся с 15 сентября.

Количество занятий: одна подгрупповая образовательная деятельность раз в неделю и ежедневно индивидуальная работа. Распределение времени образовательной деятельности по развитию речи, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.

Система логопедической работы с детьми имеет следующее строение :

Блок 1 – Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ФФН

Блок 2 – Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ОНР

Блок 3 – Индивидуальная образовательная деятельность

Блок 4 – Профилактика речевых нарушений у воспитанников (речевые разминки)

При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР и ФФН.

На подгрупповую образовательную деятельность, представленную в блоке № 1, выносятся только легко и правильно произносимые звуки. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения. Определилась следующая последовательность в изучении звуков:

Гласные: У, А, О, Э, И, Ы.

Согласные: П, П", Т, К, К", М, М", Л", X X", j, С, С", 3, 3", Б, Б", Г, Г", Т", Д", Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р", Ч, Ц, Щ.

Работа над формированием фонематического восприятия включает в себя: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем.

На основании уточненных произносительных навыков осу ществляются наиболее простые формы фонематического вос приятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду дру гих звуков); определить наличие данного звука в слове.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяет ся большое внимание. Каждый звук, после того как достигну то его правильное произношение, сравнивается на слух со все ми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуля ции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, диф ференциация производится не только на слух, но и в произно шении (2-й этап дифференциации).

В системе обучения предусмотрено определенное соответ ствие между изучаемыми звуками и теми или иными форма ми анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте - вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем ана лиз и синтез простейших односложных слов.

Развитие фонематического слуха проводится по следующему плану:

1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть дан ный звук в слове или отсутствует).

2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова
(по вопросам: "Какой первый звук в слове? Какой последний в слове?)

3. Выделение ударной гласной из слова.

4. Определение места звука в слове (после какого звука слышится
звук в слове? Перед каким?)

На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознан ному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвое нию сознательного чтения и письма.

За это же время практически усваиваются термины: слог, слово, предложение, гласные, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мяг кие звуки.

Формирование функций звукового анализа проводится по следующему плану:

  1. Определение последовательности и количества звуков в слове. (Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, третий?);
  2. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных;
  3. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласно го и гласного;
  4. Фонематический анализ слова.

В работе по формированию фонематического анализа осуществляется принцип системности и постепенного усложнения:

1. Сначала анализируются слова, состоящие из закрытого слога, пря мого открытого слога, обратного слога, (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук ).

2. Слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.)

4. Слова, состоящие из двух прямых открытых слогов (рама, лапа,

луна, козы ).

5. Слова, состоящие из прямого открытого и закрытого слогов (диван, сахар, пупок, топор, повар и т.д.).

6. Слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов (кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ос лик, карман ).

7. Односложные слова со стечением согласных в начале слова

(стол, грач, шкаф, врач, крот и т.д.)

8. Односложные слова со стечением согласных в конце слова

(волк, тигр ).

9. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива ).

10. Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине

слова (клумба, крынка, плотник и т.д.)

11. Трехсложные слова (ромашка, кастрюля, мандарин ).

Работа по развитию слогового анализа и синтеза проводится вначале:

1. С использованием вспомогательных приемов: хлопки, отстукива ние;

2. На основе собственного произношения;

3. На основе слухопроизносительных представлений.

Большое внимание уделяется всевозможным преобразо ваниям слов; например: каша - кашка - кошка - мошка . Внимание детей обращается на то, что изменение только од ного звука в слове достаточно для образования нового слова.

К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собствен ной и чужой речи, последовательно выделять звуки из соста ва слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными зву ковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

В блоке № 2 представлен материал для проведения образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя и развития связной речи у детей с ОНР в условиях детского сада общеразвивающего вида.

Так как у детей с данным речевым нарушением ярко выражено проявление лексико-грамматического недоразвития, то требуется отдельная, детальная, системная отработка каждой лексико-грамматической категории. На каждом занятии планируется изучение только одной лексико-грамматической категории, которые выбраны не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребёнка при общем её недоразвитии. Работу по расширению, уточнению и активизации словарного запаса детей в рамках лексической темы также проводит воспитатель на занятиях и в процессе всех режимных моментов.

Анализ сформированности связной речи выявляет трудности в овладении основными её видами: пересказом, составлением рассказов и т.д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображённые предметы, действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности событий. Поэтому дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Факторами, облегчающими и направляющими процесс становления речи, являются наглядность и моделирование плана высказывания, на значимость которых указывал известный психолог Л.С. Выготский.

Обучение связному высказыванию проходит последовательно, в порядке постепенного убывания наглядности и “свёртывания” смоделированного плана:

  1. Ответы на вопросы (построение ответа в полном соответствии с порядком слов в вопросе);
  2. составление рассказа по демонстрируемому действию и образцу логопеда;
  3. составление рассказа по выполненному действию и плану логопеда
  4. пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
  5. составление описательного рассказа по демонстрируемому объекту и плану из вопросов логопеда;
  6. составление рассказа по сюжетной картине и плану из вопросов логопеда;
  7. составление рассказа по сюжетной картине;
  8. составление рассказа по серии сюжетных картин;
  9. пересказ рассказа с использованием ковроплена, с помощью опорных картинок (картинный план), по плану из вопросов логопеда;
  10. пересказ рассказа по серии сюжетных картин
  11. самостоятельное составление рассказа на заданную тему;
  12. самостоятельный пересказ рассказа

Индивидуальная работа с детьми (блок № 3) направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и раз витие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы арти куляции звуков в период первоначальной постановки, кото рая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируют ся в зависимости от состояния строения и функции артику ляционного аппарата. При закреплении артикуляции пос ледовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следу ющее:

  1. для первоначальной постановки отбираются звуки, при надлежащие к различным фонетическим группам;
  2. звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатыва ются отсроченно во времени;
  3. окончательное закрепление изученных звуков достига ется в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, граммати чески правильной речи, умению правильно строить предло жения и способствовал развитию связной речи.

Блок 4 представляет собой профилактический комплекс, направленный на развитие общей и мелкой моторики, фонематического восприятия, психических процессов.

Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются принципы , разработанные в логопедии и дефектологии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):

1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

2. Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.

3. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

4. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  5. Комплексность воздействия на ребенка.
  6. Воздействие на все стороны речи.
  7. Опора на сохранные звенья.
  8. Учет закономерностей онтогенеза.
  9. Учет ведущей деятельности.
  10. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  11. Воздействие на микросоциальное окружение.

Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Блок 1. Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ФФН

Знакомство со звуками окружающего мира, их вычленение, узнавание и артикулирование.

Понятие звук, слог, слово.

Знакомство с протяжённостью слов.

Гласные звуки А, О, У, И, Ы, Э.

Интонационное выделение звуков в слоге, слове.

Согласные звуки П, П", Т, К, К", М, М", Л", X X", j, С, С", 3, 3", Б, Б", Г, Г", Т", Д", Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р", Ч, Ц, Щ

Определение наличия (или отсутствия) заданного звука в слове.

Выделение первого звук из начала слова, последнего – из конца слова.

Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

Определение отличия в названиях картинок.

Определение места заданного звука в слова

Умение раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками.

Умение подбирать слова с заданным звуком.

Анализ и синтез коротких слов, состоящих из 2-3 звуков с помощью специальных символов.

период

месяц

сентябрь

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква У
  2. Звук и буква А

Просодическая сторона речи:

  1. Звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса и ударением
  2. Звуковая оболочка слова
  1. Артикуляционные упражнения и позы, характеризующие гласные звуки

октябрь

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква И
  2. Звук и буква Э
  3. Звуки П, Пь. Буква П
  4. Звуки П-Т

Просодическая сторона речи:

  1. Звуковая оболочка слова
  2. Интонационные средства выразительности
  3. Громкость слова, темп речи

Мелкая и артикуляционная моторика:

  1. Динамический праксис рук по образцу и по инструкции
  2. Артикуляционные упражнения и позы, характеризующие гласные звуки и звуки П, Пь

ноябрь

Звуковая сторона речи:

  1. Звуки К, Кь. Буква К
  2. Звуки П-К-Т
  3. Звуки Й, Ль
  4. Звуки Х, Хь. Буква Х

Просодическая сторона речи:

  1. Интонационные средства выразительности
  2. Ритмический рисунок слова, фразы

Мелкая и артикуляционная моторика:

  1. Динамический праксис рук по образцу и по инструкции
  2. Артикуляционные упражнения и позы, характеризующие гласные звуки и звуки К, Кь, Й, Ль, Х, Хь

декабрь

Звуковая сторона речи:

  1. Звуки К-Х
  2. Звуки С, Сь. Буква С
  3. Звуки Н, Нь. Буква Н
  4. Звуки З, Зь. Буква З

Слоговая структура слова:

  1. Гласные в положении после согласных

Грамматический строй речи:

  1. Согласование прилагательного и существительного в роде, числе и падеже
  2. Образование относительных прилагательных
  3. Употребление предлогов

Связная речь:

  1. Составление предложения по демонстрационной картинке
  2. Распространение предложений

январь

Звуковая сторона речи:

  1. Звуки С-З
  2. Звуки Б, Бь. Буква Б
  3. Звуки П-Б
  4. Звуки Л, Ль. Буква Л

Слоговая структура слова:

  1. Место звука в слове
  2. Анализ и синтез прямого открытого слога

Грамматический строй речи:

  1. Однокоренные слова
  2. Относительные прилагательные

Связная речь:

  1. Составление предложения по демонстрационной картинке, вопросу
  2. Составление предложения по опорным словам

февраль

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква Ш
  2. Звуки Ш-С
  3. Звук и буква Ж
  4. Звуки Ж-З

Слоговая структура слова:

  1. Место звука в слове
  2. Анализ и синтез прямого открытого слога

Грамматический строй речи:

  1. Сложные слова
  2. Относительные прилагательные

Связная речь:

  1. Разучивание стихотворений
  2. Пересказ

март

Звуковая сторона речи:

  1. Звуки Ж-Ш
  2. Звук и буква Ц
  3. Звуки С-Ц
  4. Звук и буква Й

Слоговая структура слова:

  1. Место звука в слове

Грамматический строй речи:

  1. Сложные слова
  2. Относительные прилагательные

Связная речь:

  1. Пересказ

апрель

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква Ч
  2. Звуки Ч-Ть
  3. Звук и буква Щ
  4. Звуки Щ-Сь

Слоговая структура слова:

  1. Место звука в слове
  2. Анализ и синтез односложных слов

Грамматический строй речи:

  1. Сложные слова

Связная речь:

  1. Разучивание стихотворений
  2. Диалог с логопедом и друг с другом

май

Звуковая сторона речи:

  1. Звуки Щ-Ть
  2. Звуки Ш-Щ

Слоговая структура слова:

  1. Место звука в слове
  2. Анализ и синтез односложных слов

Грамматический строй речи:

  1. Сложные слова

Связная речь:

  1. Разучивание стихотворений
  2. Диалог с логопедом и друг с другом

Контрольные параметры:

  1. Знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.
  2. Дифференцирует понятия “звук – слог - слово”.
  3. Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.
  4. Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова
  5. Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов
  6. Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры
  7. Называет картинки и определяет отличия в названиях
  8. Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по картинке
  9. Владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно выделяет его.
  10. Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.
  11. Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец)
  12. Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками

Условия и средства:

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998
  2. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000
  3. Лопухиной И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996

Блок 2. Подгрупповая образовательная деятельность для детей с ОНР

Понятие «слово». Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Имена существительные и их уменьшительно-ласкательные формы.

Сравнение между собой предметов и слов, нахождение общего и отличий

Понятия «целое» и «его части»

Употребление существительных с предлогами В, НА, НАД, ПОД, ИЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА.

Падежные конструкции. Винительный, родительный, дательный, творительный, предложный падежи существительных в ед. и мн.ч.

Понятие “действие предмета”, «признак предмета».

Относительные прилагательные

Сравнительные степени прилагательных

Антонимы и синонимы

Отгадывание и составление загадок по основным признакам предмета

Согласование числительных с существительными.

Согласование существительного, прилагательного и глагола в числе, роде и падеже

Глаголы мужского и женского рода прошедшего времени.

Составление 3 - 6-словных предложений, рассказа, по вопросам, демонстрации действий, по следам выполненных действий, по плану; по картинке, серии сюжетных картин, из личного опыта, пересказа.

Объяснение значения слов, пословиц и поговорок

Организационные формы обучения

Период

Месяц

сентябрь

Лексические темы:

  1. Детский сад
  2. Профессии

Грамматический строй:

  1. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  2. Глаголы с приставками на-, по-, вы-

Связная речь:

  1. Составление простого предложения по вопросам

октябрь

Лексические темы:

  1. Обувь
  2. Посуда
  3. Продукты питания
  4. Игрушки

Грамматический строй:

  1. Закрепление образования и употребления существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и приставочных глаголов
  2. Притяжательные местоимения «мой-моя»

Связная речь:

  1. Составление простого предложения по вопросам и демонстрации действия
  2. Составление короткого рассказа

ноябрь

Лексические темы:

  1. Осень
  2. Овощи
  3. Фрукты
  4. Ноябрь – последний месяц осени

Грамматический строй:

  1. Закрепление образования и употребления существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочных глаголов, притяжательных местоимений «мой-моя»
  2. Преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы изъявительного

Связная речь:

  1. Составление простого предложения по вопросам, демонстрации действия, картинкам и моделям
  2. Составление короткого рассказа

декабрь

Лексические темы:

  1. Одежда (повторение)
  2. Продукты питания (повторение)
  3. Части тела
  4. Декабрь – первый месяц зимы
  5. Новый год

Грамматический строй:

  1. Относительные прилагательные
  2. Названия-признаки по значению

Связная речь:

  1. Закрепление навыка построения простого предложения
  2. Распространение простого предложения

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква А
  2. Звук и буква И
  3. Звук и буква О
  4. Звук и буква Ы
  5. Звук и буква У
  6. Звук и буква Э

январь

Лексические темы:

  1. Домашние и дикие животные
  2. Домашние и дикие птицы

Грамматический строй:

  1. Закрепление образования относительных прилагательных
  2. Выделение названий-признаков по значению и по вопросам

Связная речь:

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква А, И, О
  2. Звук и буква Э, У, Э
  3. Звук и буква М

февраль

Лексические темы:

  1. Зима
  2. День Защитника Отечества
  3. Февраль – последний месяц зимы

Грамматический строй:

  1. Согласование окончания вопросного слова и прилагательного
  2. Формы глаголов

Связная речь:

  1. Закрепление навыка распространения простого предложения
  2. Усвоение сложносочиненного и сложноподчиненного предложения
  3. Составление предложение по картине, серии картин

Звуковая сторона речи:

  1. Звук и буква Н
  2. Звук и буква В
  3. Различие твердых и мягких согласных звуков м – мь, н – нь, в - вь
  4. Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки

март

Лексические темы:

  1. Март – первый месяц весны
  2. 8 марта
  3. Весна
  4. Цветы

Грамматический строй:

  1. Закрепление образования и употребления форм глаголов
  2. Предлоги НА, ПОД, В, ИЗ

Связная речь:

  1. Усвоение сложносочиненного и сложноподчиненного предложения
  2. Составление предложение по картине, серии картин, рассказу-описанию, пересказу

Звуковая сторона речи:

  1. Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных
  2. Звук и буква П
  3. Звук и буква С
  4. Повторение ранее изученных букв и звуков

апрель

Лексические темы:

  1. Весна (повторение)
  2. Огород
  3. Мебель

Грамматический строй:

  1. Притяжательные прилагательные
  2. Согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже
  3. Предлоги к, от, с-со

Связная речь:

  1. Составление разных типов предложений
  2. Определение количества слов в предложении

Звуковая сторона речи:

  1. Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных (повторение)
  2. Гласные и согласные звуки
  3. Твердые и мягкие согласные звуки
  4. Глухие и звонкие согласные звуки

май

Лексические темы:

  1. Транспорт
  2. День Победы
  3. Май – последний месяц весны
  4. Лето

Грамматический строй:

  1. Закрепления навыка образования и употребления притяжательных прилагательных
  2. Закрепление навыка употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  3. Закрепление навыка употребления предлогов

Связная речь:

  1. Закрепление навыка составления разных типов предложений
  2. Передача в речи последовательности событий
  3. Составление рассказа по заданной теме

Звуковая сторона речи:

  1. Повторение и закрепление изученных букв и звуков
  2. Гласные и согласные звуки (повторение)
  3. Твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки (повторение)
  4. Звуковой анализ слова

Контрольные параметры:

  1. Дифференцирует понятия «звук-слог - слово-предложение», «гласные- согласные буквы».
  2. Определяет количество букв и звуков в словах
  3. Выделяет последовательно каждый звук в словах
  4. Называет первый и последний ударный гласный звук
  5. Определяет первый и последний согласный звук в словах
  6. Называет слова, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце
  7. Подбирает слова, состоящие из 3-4-5 звуков
  8. Называет слова с 1 слогом, с 2,3,4 слогами
  9. Определяет количество гласных и согласных в названных словах
  10. Сравнивает слова по звуковому составу. Отбирает картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку
  11. Умеет преобразовывать слова: переставляет, заменяет, добавляет звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово
  12. Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках и буквах.

Условия и средства:

  1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998
  3. Васильева С.В., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2001
  4. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997

Блок 3. Индивидуальная образовательная деятельность

Организационные формы обучения

Период

Месяц

Сентябрь

  1. Постановка и первона чальное закрепление звуков
    [к], [к"], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с"], [з], [з], [л], [л"], [ш], [ж], [р], [р’] и др.
  1. Преодоление затруд нений в произношении
    сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Октябрь

  1. Формирование граммати чески правильной речи.
  1. Звуковой анализ и синтез слогов и слов.
  1. Закрепление правильного
    произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п"], [э], [т], [т"], [к], [к"], [м], [м"], [л"], [о],
    [х], [х"], [j], [ы], [с].
  2. Различение звуков на слух: гласных - ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), соглас ных - [п], [т], [м], [к], [д], [к"], [г], [х], [л], [л"], [j], [р], [р"], [с], [с"], [з], [з"], [ц] в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания.

Ноябрь

  1. Дифференциация пра вильно произносимых зву ков: [к] - [х], [л"] - [j], [ы] - [и].Усвоение слов различ ной звуко-слоговой слож ности (преимущественно двух- и трехсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков.
  2. Усвоение доступных ритми ческих моделей слов: та - та, та - та, та - та - та, та - та - та.
  3. Определение ритмических моделей слов: вата - тата, вода - тата и т. п. Соотнесение слова с задан ной ритмической моделью

Декабрь


  1. звуков
    (строительство, кос монавт и др.).
  1. Закрепление правильного
  1. (тротуар,
    перекресток, экскаватор

    перечисленных звуков.

III

  1. Закрепление правильного
  1. Различение на слух:

Контрольные параметры:

Условия и средства:

Блок 4. Профилактика речевых нарушений у воспитанников (речевые разминки)

Содержание

Организационные формы обучения

Период

Месяц

Содержание работы

I

  1. Массаж, самомассаж кистей и пальцев рук
  1. Дифференциация неречевых звуков
  2. Развитие ориентации в пространстве и относительно себя
  1. Координация речи с движением
  2. Определение последовательности контрастных звуков, дифференциация количества звуков
  1. Установление последовательности и закономерности предметов
  1. Различие на слух нормального и искаженного звука
  2. Уточнение представлений о фонеме
  3. Соотнесение предметов с их изображениями

II

  1. Постановка и первона чальное закрепление звуков:
    [т], [б], [б"], [д], [д"], [г], [г"],[ш], [ж], [л], [р], [р"], [ц],[ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных заня тий.
  1. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых
    звуков
    (строительство, кос монавт и др.).
  1. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуаль ных особенностей детей.
  2. Закрепление правильного
    произношения звуков: [с] (продолжение), [с"], [з], [з’],[б], [б"], [д], [д", [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р"].
  1. Различение звуков на слух: [с] - [с"], [з] - [з"], [з] - [з"] - [с] - [с’], [б] -[б ] - [п] - [п"], [д] - [д"], [Д] - [Д"] - [т] - [т"] -[г] - [г"], [г] - [г"] - [к] -[к"] - [д] - [д"], [ш] - [с] -[ж] - [щ], [л] - [л"] – [р] - [р’], [ж] - [з] - [ш] (без проговаривания).
  2. Дифференциация пра вильно произносимых зву ков: [с] - [с"], [з] - [з"], [б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [с] - [ш], [ж] - [з], [ж] - [ш], [с] - [ш] - [з] - [ж], [р] – [Р"], [л] - [л"].
  1. Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар,
    перекресток, экскаватор
    и др.) в связи с закреплением правильного произношения
    перечисленных звуков.
  1. Анализ и синтез звуково го состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

III

  1. Окончательное исправление всех недостатков речи в со ответствии с индивидуаль ными особенностями детей.
  2. Закрепление правильного
    произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков.
  1. Различение на слух:
    [ч] - [т"] - [с"] -[щ], [ц] - [т"] - [с], [щ]-[ч] - [с"] - [ш].
  1. Дифференциация пра вильно произносимых зву ков: [ч] - [т"], [ч] - [с"], [ц] - [с], [щ] - [ш], [щ] - [ч], [щ] - [с"].
  1. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.
  2. Анализ слов сложного звуко-слогового состава.

Контрольные параметры:

  1. Дифференцирует понятия «слово», «предложение»;
  2. Имеет представление о словах, обозначающих предмет, признак и действие предмета и практически использует их в речи;
  3. Знает и различает одушевлённые и неодушевлённые предметы;
  1. Владеет основными способами словообразования и практически использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголы с разными приставками;
  2. Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже;
  3. Умеет выделять предлоги как отдельное служебное слово.
  4. Проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения.
  5. Владеет навыками составления простых, простых распространенных и сложных предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке;
  6. Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ)

Условия и средства:

  1. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
  2. Васильева С.В., Соколова Н.// Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001
  3. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001
  4. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В // Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009

Список использованной литературы

  1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
  2. Васильева С.В., Соколова Н.С. Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001
  3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996
  4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985
  5. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, М.: Издатшкола, 2000
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: Просвещение, 1998
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: Просвещение, 1998
  8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Литера, 2001
  9. Куликова Т.А. Мастерская букв, - М.: Дрофа, 1997
  10. Лопухина И.А. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, -М.: «Аквариум», 1996
  11. Савельева Е.Н. 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008
  12. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994
  13. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М., 2009
  15. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. - М., 2009

Работа с педагогами.

  1. Диагностика речевого развития воспитанников д/с в возрасте от 3 до7 лет (сбор данных)
  2. «Что такое ОНР и ФФН?» (беседа)
  3. «Участие воспитателя в коррекции речи воспитанников» (консультация)
  4. «Предупреждение речевых расстройств в условиях ДОУ» (выступление на педсовете)
  5. «Развитие речи: норма и ненорма» (консультация)
  6. «Особенности речевого развития дошкольников» (беседа)
  7. «Причины возникновения речевых расстройств» (оформление стенда)
  8. «Психология ребенка с нарушением речи» (консультация)
  9. «Результаты коррекционной работы логопедической группы за прошедший год» (выступление на педсовете)

Связь учителя-логопеда с родителями.

  1. Сбор данных о речевом развитии ребенка (индивидуальные беседы)
  2. «Речевое нарушение. Что это?» (консультация)
  3. «Какие речевые нарушения бывают у людей?» (беседа)
  4. «Как важно различать звуки речи!» (оформление стенда)
  5. «Занятия дома»
  6. (консультация)
  7. «Почему ребенок плохо говорит?» (консультация)
  8. «Учимся говорить вместе» (беседа)
  9. «Речь и движение» (беседа)
  10. «Результаты коррекции речи детей» (выступление на родительском собрании)

Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, которая изучает: причины, механизмы, симптоматику нарушений речевой деятельности, течение, структуру. Термин «Логопедия» состоит из двух греческих слов: «Логос» - слово, «Пайдео» - воспитываю.

На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Л. С. Выготский неоднократно указывал, что развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить типичный для учения об условных рефлексах подход к мышлению и формированию личности с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта.

Логопедическая помощь - вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.). Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи.

Первыми специальными дошкольными учреждениями в нашей стране стали ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась под методическим руководством Е.Ф. Pay (1932 г.), и логопедический полустационар для заикающихся дошкольников, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеля В.А. Гиляровского (1930 г.). В нем применялся разработанный профессором Н.А. Власовой комплексный метод преодоления заикания у детей.

Длительное время (60-е гг.) логопедическая помощь детям с другими дефектами речи (дислалией, дизартрией, алалией и др.) оказывалась лишь в экспериментальных группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррекции нарушения речи к моменту поступления ребенка в школу.

Последующий период характеризуется глубоким всесторонним изучением различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Он завершился созданием педагогической классификации речевых нарушений. На основе научно разработанной типологии детей с речевыми дефектами стало возможным обосновать развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений для лиц с различными формами нарушений речи.

В 70-е гг. началось интенсивное развитие специализированной сети

В настоящее время в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

На современном этапе сокращаются логопедические пункты, в которых производится логопедическая работа специалистом по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, при массовых общеобразовательных детских садах, что не позволяет охватить логопедическим обследованием значительно больший контингент детей. Для эффективности расходования бюджетных средств, планируется объединить логопедические детские сады с общеразвивающими, соответственно, происходит штатное сокращение учителей-логопедов. Однако, не смотря на данные трудности, в нашем городе еще сохранились логопедические пункты и группы, где реализуется логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения. Предлагаем рассмотреть понятие «Логопедическая работа» - это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями детей.

Целью логопедической работы является раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи, которые реализует логопед в ходе своей работы в общеобразовательном детском саду:

  • осуществление диагностики речевого развития детей;
  • социальная адаптация детей в коллективе;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • формирование умения сотрудничать;
  • осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
  • определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;
  • организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.

В настоящее время выделяются основные принципы логопедической работы, к ним относятся:

  1. Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь это сложный психический процесс, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.
  2. Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процесс логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.
  3. Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т. е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему - от более простого к более сложному.
  4. Онтогенетический принцип, т. е. логопед должен учитывать развитие речи в онтогенезе, от простого к сложному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.
  5. Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедом.

Рассмотрев понятие логопедической помощи, и изучив основные цели, задачи и принципы работы логопеда в ДОУ общего типа, перейдем к следующему разделу, посвященному методам работы логопеда с детьми в дошкольном учреждении.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, урок, индивидуальное занятие.

Воздействие — активное влияние субъекта на объект , не обязательно явное или с обратной связью. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными.

Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов; при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами.

1. К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

  • Упражнение- это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
  • Игра, как метод, предполагает сочетание различных компонентов игровой деятельности с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.
  • Моделирование, как метод логопедического воздействия - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

2. Наглядные методыпредставляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения логопедических воздействий на индивидуальное нарушение речи.

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

3. Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

  • Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер.
  • Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации.
  • Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.

Таким образом, нами были рассмотрены основные разделы данной темы. Вышеизложенная информация изучена и проанализирована в сравнении теории и практики. Дошкольное образовательное учреждение и логопункты для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Коррекционной логопедической работе в дошкольных учреждениях принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации.

Анна Власова
Особенности работы учителя-логопеда в ДОО комбинированного вида.

По данным разных исследователей, количество дошкольников с нарушениями речи растет и, тем значительнее и актуальнее становится роль логопеда в дошкольном учреждении.

Я работаю учителем -логопедом с детьми общеразвивающих групп с 2010 г. За это время мной накоплен положительный опыт по коррекции речевых нарушений. Для коррекционных занятий с дошкольниками в ДОУ имеется логопедический кабинет, в котором провожу коррекционные занятия, индивидуальную работу по постановке звуков, консультирую родителей. В течение года дополняю и оформляю необходимый наглядный материал : картинки, карточки, схемы, дидактические игры, пособия для развития мышления, мелкой моторики, мнемотаблицы, коллажи и др.

В своей работе я опираюсь на нормативно-правовую документацию и программы, регламентирующие деятельность учителя -логопеда логопедического пункта в ДОО :

Использую программы :

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Коррекция нарушения речи» . Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (2008) ;

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида » (2003) .

Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Кроме того, руководствуюсь Сан ПиН 2.4.1.2660-10, должностной инструкцией учителя-логопеда , инструкцией по охране труда.

Основными задачами моей работы являются :

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Мной составлена рабочая программа «Коррекция речевых нарушений у детей в общеразвивающих группах» . Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи.

Итогом реализации программы считаю формирование у детей с речевой патологией коммуникативных способностей , речевого и общего психического развития, что является основой дальнейшего успешного обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Коррекционно-воспитательная работа с ФН , ФФН и ОНР IV (у. р. р.) строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Исходя из неоднородности состава детей на (с ФН, ФФН и ОНР IV (у. р. р., обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Мной выделены основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми :

1. формирование полноценных произносительных навыков;

2. развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза

3. развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

4. обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования , к эмоционально-оценочному значению слов;

5. воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

6. развитие связной речи в процессе работы над пересказом , с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

7. формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Эффективность коррекционной работы в детском саду определяется рациональным и правильным планированием и организацией работы с детьми , родителями, педагогами, специалистами ДОУ. Поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности уделяю оформлению и ведению документации.

В первую очередь логопедическая помощь оказывается детям подготовительной и старшей групп детского сада. В сентябре мною проводится мониторинг речевого развития, оформляется необходимая документация, составляется список детей, нуждающихся в логопедической помощи.

По результатам обследования заполняю речевые карты и составляю индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на каждого ребёнка, с учётом характера речевой патологии и сохранных звеньев, так как дети имеют разные стартовые возможности; оформляю «экран звукопроизношения» , с результатами обследования знакомлю воспитателей групп. После этого формирую группы по однородным нарушениям и составляю сетку подгрупповых и индивидуальных занятий. С учетом темы недели в свои коррекционные занятия включаю дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, а также дидактические игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя, связной речи. Эти игры и упражнения рекомендую использовать педагогам в группах и записываю их в индивидуальные тетради детей.

Два раза в год совместно с логопедом детской поликлиники провожу обследование детей всех возрастных групп с целью уточнения речевых диагнозов, своевременного выявления детей с тяжёлыми нарушениями речи и направления их в логопедические группы и группы с ЗПР, оформляю необходимую документацию на ПМПК, беседую с родителями. Стараюсь организовать свою работу таким образом , чтобы все дошкольники с тяжелыми речевыми диагнозами были направлены в коррекционные группы.

Для подгрупповых занятий объединяю детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5-6 человек, периодичность занятий - 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.

Частоту проведения индивидуальных занятий определяю характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей , продолжительность индивидуальных занятий –10-15 минут, с микрогруппами - в зависимости от коррекционных целей.

с 2012учебного года в подготовительной к школе группе веду кружок «АБВГДейка» , цель которого - заложить основы грамоты у детей старшего дошкольного возраста (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму) .

Программа кружка «АБВГДейка» включает разработанную систему коррекционного обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в сентябре мною и воспитателями группы составляется совместный план работы .

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю в подготовительной к школе группе. Образовательная деятельность включает разнообразный наглядный и практический материал, игровые задания разной степени сложности.

работы формах

работы (или лицам, их заменяющим) работы

На всех этапах обучения уделяется внимание составлению предложений различных конструкций, звуковому анализу слова, формированию фонематического восприятия и навыку чтения слогов, знакомству с буквой, развитию психических процессов.

С педагогами ДОУ я провожу тренинги, мастер-классы, консультации, беседы и другие формы работы , выдаю памятки. Консультации для воспитателей общеразвивающих групп я представляю в двух формах : устной и письменной, тематика которых актуальна для ДОУ, контингента детей, а материал понятен для педагогов. Вся деятельность в этом направлении находит отражение в годовом планировании.

В связи с этим, одним из направлений моей работы в условиях логопедического пункта является вовлечение в коррекционный процесс родителей детей, имеющих различные речевые нарушения. После проведения логопедического обследования я предоставляю родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка, подробно разъясняю индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делаю акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей. Мною налажен тесный контакт с родителями детей, имеющих речевые нарушения.

Если у ребенка выявлено сложное речевое нарушение, я беседую об этом с родителями и советую им обратиться к логопеду поликлиники с целью подтверждения речевого диагноза. Подтверждение диагноза является основанием для перевода ребенка в специализированную логопедическую группу.

Последние материалы раздела:

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...