Синтаксис как раздел науки о языке. Актуальные проблемы синтаксической науки

Синтаксис (гр. syntaxis - составление). - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словообразовании и учение о предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т.е. слово в определённой форме), словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. В результате соединения словоформ, употребления слов в определённых формах строятся синтаксические единицы: словосочетания, предложения. Так в предложении: Где-то на западной окраине гулко ухнула ручная граната (Ш.) использованы словосочетания на западной окраине, гулко ухнула, ручная граната. В русском языке предложение может быть построено из одного знаменательного слова в определённой форме: Утро; Светает; Вот озеро; Встать! и др. Однако такие предложения, как правило, допускают расширение с помощью поясняющих слов: Летнее утро; Быстро светает; Вот лесное озеро; Встать немедленно!

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них может иметь свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучаются правила грамматического оформления предложения и словосочетения.

В речи предложения связаны друг с другом. Группа предложений, определённым образом связанных между собой в относительно завершённом отрезке текста, объединённом тематически и логически, образует так называемое сложное синтаксическое целое. В сложном синтаксически целом - единое тематическое содержание предложения связаны с помощью лексических единиц, глагольных форм времени и вида. Закономерности построения сложного синтаксического целого - предмет изучения синтаксиса текста.

Синтаксические средства русского языка, с помощью которых строются предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце (Ш.) слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело, солнце негреющее), а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю, глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются также интонация и порядок слов. Интонация (сообшения, вопросы, побуждения) не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов - взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В русском языке есть определённые правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической формой является расположение сказуемого после подлежащего, согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное - после него. Отступление от этого правила используется в стилистических целях.

Синтаксические единицы связаны с единицами других уровней систеты языка: они строятся из слов, точнее из словоформ. Синтаксис, таким образом опирается на лексику и морфологию. Особенно тесно связаны синтаксис и морфология как две стороны грамматического строя языка.

Морфологические единицы, морфологические показатели реализуются в речи через словосочетание и предложение. Морфологические категории частей речи являются опорой синтаксических отношений (западная окраина - определительные отношения "предмет - признак"), а также синтаксических категорий (ухнула граната - прошедшее время, реальная модальность).

Фонетика (греч. Phone – звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений.

Звук речи – это способ материализации морфем и форм слова, которые выступают как единство звучания и значения.

Во всех языках мира существуют два типа звуков речи – гласные и согласные. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных – консонантизм; вокализм и консонантизм образуют систему фонем данного языка.

Фонетические процессы. Т.к. звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связанной речи, то звуки могут влиять друг на друга и испытывать влияние общих условий произношения.

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах: аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии.

Фонетическое членение речи.

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Фонетические единицы речи – это фразы, такты, слоги и звуки.

    1. Грамматика как раздел языкознания

Грамматический строй языка изучает грамматика – наука об образовании слов, их изменении, классах, сочетаниях и употреблении в предложении и контексте.

Грамматическая категория – это совокупность элементов языка (слов, значимых частей слов и сочетаний слов), объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа. Например, в русском языке глагол имеет грамматическую кутегорию залога, вида, наклонения, времени, лица, числа, рода.

Категории в грамматике могут быть более широкие, например, части речи, и более узкие, например, явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных – категории числа; в пределах глагола – категории залога, вида, наклонения.

Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Грамматическое значение это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к лицу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т. Д). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида.

    1. Синтаксис как раздел языкознания

СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок"), в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению.

Предложение является основной коммуникативной единицей языка и речи. Предложение как образец принадлежит языку его реализация принадлежит речи. Предложение является в то же время наиболее сложной единицей, в которой функцио­нируют слова, словоформы и словосочетания. Предметом синтаксиса предложения яв­ляется не конкретное содержание высказываний, а обобщен­ная семантика предложения, его конструк­тивная основа, правила ее распростране­ния и актуализации.

Предикативность имеет две стороны - формально-логическую и модаль­но-смысловую. Иногда эти два свойства рассматривают как два аспекта предложения, называя первое свойство предикатив­ностью, а второе - модальностью.

  • В) Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, участвующих в международном разделении труда
  • Вопрос 229. На какое количество групп разделяют действия, составляющие инцидент?
  • Второй раздел моего дипломного проекта – Электротехническая часть.
  • 1. Предмет синтаксиса. Понятие синтаксемы.

    2. Механизмы синтаксиса.

    3. Синтаксис словосочетания.

    4. Предложение и суждение.

    5. Признаки предложения.

    6. Структурный аспект изучения предложения.

    7. Коммуникативный аспект изучения предложения.

    8. Семантический аспект изучения предложения.

    1. Предмет синтаксиса. Понятие синтаксемы

    Синтаксис – это грамматическое учение о строе предложения, о синтаксической сочетаемости и функциях форм слов в речи. Он начинается там, где происходит соединение словоформ в конструкции. Сам термин «синтаксис» происходит от греческого слова, которое означает «строй», «построение», «порядок» или «устройство». Разделами синтаксиса являются: 1) синтаксис словосочетания, изучающий сочетательные возможности слова; 2) синтаксис предложения; 3) синтаксис текста.

    Основными синтаксическими единицами являются словосочетание и предложение, состоящие из двух или более компонентов, которые объединяются синтаксической связью, выражающей определенные структурно-семантические отношения.

    В последнее время стало очевидным, что должна быть выделена более мелкая синтаксическая единица, из которой строятся словосочетания. Она получила название «синтаксема». Синтаксема - это синтаксическая форма слова, участвующая в выражении того или иного синтаксического значения.

    Так, в предложении Я не пошла в театр из-за пуговицы компонент «из-за пуговицы» выражает синтаксическое отношение причины и может быть развернут в целое предложение: Я не пошла в театр, потому что у меня оторвалась пуговица.

    Словоформа «ночью», которая содержит три граммемы (тв. пад., ед.ч. и ж.род), может передавать синтаксические отношения времени и объекта.

    Например: проститься ночью – время (когда была ночь) и любоваться ночью – объект.

    Следовательно, эта словоформа в синтаксисе становится синтаксической формой, способной передавать синтаксические отношения, становясь при этом синтаксемой.

    Таким, образом, синтаксема – это мельчайшая, далее не делимая единица синтаксиса, т.е. конкретная синтаксическая форма слова, которая участвует в выражении синтаксических отношений. Она выступает и как носитель элементарного смысла, и как конструктивный компонент более сложных построений, может употребляться самостоятельно, например, в качестве заголовков («У моря») или в качестве распространителей.

    2. Механизмы синтаксиса

    Синтаксис сам является механизмом, управляющим комбинированием знаков при формировании высказывания. Описать синтаксический механизм – значит, определить единицы, составляющие комплексы языковых знаков, и установить правила их комбинирования.

    Синтаксический механизм функционирует благодаря наличию классов слов (их категорий); сами же категории (классы слов) формируются на основе комбинаторных возможностей единиц.

    Учение о синтаксических связях слов – важнейший раздел синтаксиса. Связи слов определяются их валентностью, которая является основным механизмом синтаксиса.

    Валентность (от лат. «сила») – это способность слова сочетаться с другими словами. Связь слов в словосочетании и предложении – это реализованная потенциальная валентность, которой обладают лексические единицы в системе языка.

    Каждое слово по своему значению предполагает или «открывает» пустые места для своих «партнеров». Валентность, таким образом, - это свойство слова или формы слова называть или предполагать рядом с собой в определенной ситуации определенного «партнера». Валентностей столько, сколько «партнеров» необходимо назвать, чтобы корректно интерпретировать слово или форму слова.

    Например, глагол арендовать имеет пять валентностей: 1. кто арендовал, 2. у кого арендовал, 3. что арендовал, 4. на сколько (на какой срок, какое время), 5. за сколько (за какую сумму). Если убрать 4-ую валентность (на время), то ситуация аренды трансформируется в ситуацию купли-продажи; если отбросить 5-ую (деньги ), будет представлена ситуация «одолжить – взять взаймы»; если убрать 4-ую и 5-ую вместе – «кража» или «ограбление».

    Валентность определяется с опорой на лексическое толкование слова. Так, семантика глагола «посвящать» обусловливает наличие трёх валентностей; употребляя его в речи, мы обязательно заполним три места для его «партнеров»: кто? что? кому? – Поэт посвящает стихи женщинам.

    Различают обязательную и факультативную валентность. Например, глагол «рубить» трехвалентен. При сочетании его с существительным в именительном падеже (человек рубит) реализуется одна из обязательных валентностей (кто) и соответственно устанавливается одна связь; в случае его употребления с другой синтаксемой – существительным в винительном падеже (рубит дерево) – реализуется вторая обязательная валентность и устанавливается вторая связь. А при сочетании с синтаксемой «существительное в творительном падеже» (рубит топором) реализуется третья (факультативная) валентность и устанавливается третья связь, то есть предложение «Человек рубит дерево» семантически завершено.

    В предложении «Он взял книгу у соседа» глагол «взять» реализует обязательную валентность, связанную с его переходностью, (что? - книгу) и факультативную валентность – у соседа .

    Слова, которые заполняют валентности, называются в современном синтаксисе актантами (действующими лицами или предметами). Актанты соответствуют подлежащему и дополнению в традиционном синтаксисе. Зависимые же слова, не заполняющие никакой валентности, получили название «сирконстантов », и в традиционном синтаксисе они соответствуют обстоятельствам. Так, в предложении «Анна позвонила мне только вечером» актантами являются слова Анна и мне , сирконстантом – вечером .

    Количество валентностей у лексических единиц может быть различным. Есть слова авалентные (смеркается, морозит), одновалентные (спать, летать) и много -, то есть двух-, трех-, четырех-, пятивалентные.

    Валентностью обладают и формы слов. Например, инфинитив читать имеет одну валентность: читать что (книгу). А форма прошедшего времени читал получает дополнительную валентность, ограничивающую время действия (когда), именно поэтому нельзя сказать «читал завтра».

    К механизмам синтаксиса относится также закон семантического согласования. Сравним предложения.

    (1) Он приехал к нам летом.

    (2) Он приехал к нам за лето…

    Ясно, что предложение (2) семантически не завершено. Синтаксема «за лето» должна быть согласована с единицами, указывающими на количество приездов:

    Он приехал к нам за лето всего один раз.

    Или (1) За все лето он работал всего один месяц.

    (2) С каждым днем он работал…

    Предложение (2) семантически не завершено. Синтаксема «с каждым днем» должна быть согласована с указанием на постепенность становления чего-либо: С каждым днем он работал все лучше и лучше (все больше и больше ).

    На основе валентности возникают сочетания слов, вступающих в иерархические отношения, когда главный компонент присоединяет к себе зависимые.

    Однако в языке широко распространены и другие типы связи слов, когда отношения между ними характеризуются равноправием.

    3. Синтаксис словосочетания

    Формирование словосочетаний является результатом распространения различных знаменательных частей речи (глаголов, существительных, прилагательных и наречий). Например:

    (2) езда верхом;

    (3) полный злобы;

    (4) светло от солнца.

    Эти словосочетания характеризуются односторонней связью и называются подчинительными. В них четко выделяются главные и зависимые компоненты: в (1) главное слово – читать , во (2) главное слово – езда , в (3) главное слово – полный , в (4) главное слово – светло .

    Соответственно зависимыми будут: книгу, верхом, злобы и от солнца .

    В зависимости от характера главного компонента выделяются словосочетания глагольные , субстантивные (главное слово - существительное), адъективные (главное слово - прилагательное) и наречные , или адвербиальные.

    В элементарном словосочетании, состоящем из двух компонентов, выражается определенное синтаксическое отношение, связанное с семантикой падежа. Так, в русском языке в глагольных словосочетаниях с творительным падежом могут быть переданы следующие синтаксические отношения: 1. резать ножом – орудийное; 2. гордиться сыном – эмоционального объекта; 3. выть волком – сравнительное; 4. ехать лесом – локальное (место); 5. ехать ночью – временное и другие.

    В зависимости от способа связи компонентов словосочетания выделяют сочинительные (равноправные), подчинительные (субординативные) и предикативные (взаимонаправленные) словосочетания.

    К сочинительным словосочетания относятся те, которые связаны сочинительными союзами и перечислительной интонацией.

    Например: вчера, сегодня, завтра; мать и дочь; не то дождь, не то снег; вооружен, но не опасен; институты или университеты . В этих словосочетаниях ни один из компонентов не зависит от другого.

    К подчинительным , субординативным словосочетаниям относятся такие, компоненты которых могут быть связаны тремя способами: управление, согласование и примыкание. Но каким бы из этих способов они ни были связаны, всегда один компонент подчиняет себе другой.

    Управление – это способ оформления подчинительной связи, при котором главный компонент требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, при этом изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого: резать хлеб, слыть чудаком, подарок отцу .

    Согласование – это способ оформления подчинительной связи, при котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного: синее небо, синяя лента, синий флаг.

    Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимый компонент присоединяется к главному без изменения своей грамматической формы. Это смысловая связь компонентов, которая не имеет формального выражения: вышивать красиво, ехать верхом, кофе по-турецки, ехать молча.

    Все словосочетания служат строительным материалом для предложения и могут быть вычленены из него при синтаксическом анализе.

    Классификация словосочетаний

    I. По количеству компонентов:

    1) простые (двучленные) - купить стол;

    2) сложные, включающие большее число компонентов - рассказывать сказку тихо;

    II. На основании принадлежности главного слова к той или иной части речи:

    1) субстантивные важные новости

    3) адъективные очень важный

    4) адвербиальные (наречные) очень важно

    5) местоименные любой из них

    III. По характеру смысловых отношений между компонентами:

    1) атрибутивные (определительные) красный бант

    2) объектные купить масло

    3) обстоятельственные встать рано

    4. Предложение и суждение

    Синтаксема и словосочетание, оставаясь предметом синтаксиса, все-таки не являются основными его элементами. Основным предметом исследования в синтаксисе стало простое предложение. Ни один человеческий язык не обходится без простого предложения. Предложение – это основная единица коммуникации вообще. Сущность его во всех языках мира заключается в развертывании признаков предмета сообщения.

    Предложение – многоаспектная единица языка. При его анализе необходимо учитывать логический, структурный, коммуникативный и семантический аспекты.

    С точки зрения логико-ориентированного подхода к изучению предложения задача состоит в том, чтобы понять, как суждение, то есть форма мысли, которая либо что-то утверждает либо что-то отрицает, отражается в логической структуре предложения; как построения в языке отражают соотношения между предметами, их свойствами и качествами. Этот логико-ориентированный аспект был взят на вооружение в европейской научной традиции.

    Мысль всегда двучленна. Структура суждения, в которой материализуется мысль, как правило, состоит из субъекта, предиката и связки, которая не считается членом суждения. Субъектом суждения является то, о чем идет речь. Он может быть не выражен словесно, не вербализован. Предикатом является утверждающая нечто об этом предмете часть суждения, из которой мы получаем новое знание о предмете, о его признаках.

    Предложение как форма выражения и существования суждения, однако, не тождественно ему. Оно имеет свою специфику.

    Не всякое предложение может выражать суждение. В вопросительных и побудительных предложениях ничего не утверждается и не отрицается. Кроме того, одно и то же суждение может быть выражено разными предложениями: Весна в этом году ранняя. Какая ранняя в этом году весна!

    Структура суждения универсальна, а структура предложения обусловлена спецификой грамматического строя конкретного языка.

    Предложение, таким образом, является не столько выражением суждения, сколько выражением его интерпретации. Говорящий, воспринимая какую-либо ситуацию в окружающей его действительности, соединяет в своем сознании предметы мысли для отображения и интерпретации в языке этой ситуации.

    Акт соединения предмета мысли и каких-либо его признаков получил название «предикация». Понятие предикация было введено в науку о языке еще в античности. Признак, приписываемый субъекту речи, называется предикативным, или предикатом (от позднелатинского praedicatum – «высказываемое», «сказанное»). Во многих языках этот термин был использован для обозначения главного члена предложения. В русском языкознании принят термин «сказуемое».

    Каждый язык состоит из словаря (системы лексических единиц) и грамматики (правил оперирования знаками). Грамматика языка делится на два раздела - морфологию и синтаксис. Предметом изучения в морфологии являются формы словоизменения и грамматические категории, синтаксис же изучает способы сочетания словоформ в словосочетания и предложения и их строение.

    Срок синтаксис ("сборка", "строение") употребляется в двух значениях: 1) в значении синтаксическая строение языка, элементами которой выступают члены предложения, словосочетания, предложения, эквиваленты предложения (его функциональные заменители, например Так нет! Конечно! Да же, разве?); 2) в значении грамматическое учение о структуре, семантику и функции синтаксических единиц (членов предложения, словосочетаний, предложений).

    Вполне применимо употребление термина синтаксис и по разделов: синтаксис словосочетаний, синтаксис членов предложения, синтаксис предложений, синтаксис эквивалентов предложения; синтаксис простого предложения, синтаксис простого осложненного предложения, синтаксис сложного предложения.

    Объект и предмет синтаксиса

    Если в морфологии рассматриваются слова как грамматические единицы языка и их лексико-грамматические классы - части речи, - то в синтаксисе имеем дело с языковыми единицами по функциональному признаку - делением их на члены предложения, классификация словосочетаний и предложений.

    Объектом синтаксиса современного украинского литературного языка выступает вся ее синтаксическая строение, которое формируется со всех синтаксических единиц - членов предложений, словосочетаний, предложений, их форм, разновидностей.

    Предметом изучения в синтаксисе является синтаксическая теория, синтаксические правила, все характеристики объектов синтаксической структуры языка, то есть реальных членов предложения, словосочетаний, предложений. Если объект синтаксиса имеет объективный характер, то предмет синтаксиса является объективно-субъективным явлением, потому что создается мышлением ученых-лингвистов, конечно, на объективной основе.

    В длительном, килькадесятиричному речи отдельное лицо использует миллиарды и миллиарды конкретных предложений, которые принадлежат к немногим структурных типов предложения, потому что каждое конкретное предложение, которое реализуется устно или письменно, является простым или сложным предложением, двусоставными или односложно.

    Достаточно распространено мнение, согласно которому синтаксис вроде занимает центральное место в грамматике / морфология будто подчинена синтаксиса: слова всех частей речи служат потребности оформления членов предложения.

    Нередко считается, что вроде морфология ограничивает своими формами синтаксис, поскольку по словам, которые принадлежат к разным частям речи, закрепились типичные и менее характерные для них синтаксические функции. Такое рассуждение не совсем обосновано. Все основные структурные компоненты речи одинаково важны без фонетико-фонологического состава языка невозможно существование ее лексико-фразеологической системы, без морфологического состава речи не существовала бы и ее синтаксическая система. Что здесь важнее -вопрос определенной степени риторический, во всяком случае маловмотивоване. Каждое конкретное предложение воплощает в себе одну из типичных для конкретного языка структурную схему предложения, строится по определенным устоявшимся в языке абстрагированным образцом из слов и словосочетаний, получая материальное выражение в звуках.

    Типы синтаксических единиц

    В украинском языкознании получает распространение учение о трех синтаксические единицы:

    Предложения;

    Словосочетания;

    Минимальная синтаксическая единица.

    Изучение синтаксических единиц предполагает многоаспектность подходов, в частности:

    Формально-синтаксический (учитывает формальную строение синтаксических единиц);

    Семантико-синтаксический, или семантический (учитывает взаимосвязь формальной строения и значение синтаксических единиц);

    Коммуникативный, или функциональный.

    Ведущее место в современном языкознании занимает функциональный подход к изучению синтаксических явлений. Функциональный подход учитывает объективно смысловое содержание предложения как отражение явлений внеязыковой действительности.. Он реализуется в концепциях:

    Американских языковедов Чарльза Филлмора (род. 1929), Уоллеса Чейфа (род. 1927);

    Голландского языковеда Симона-Корнелиса Дика (род. 1940);

    Чешского языковеда Вилена Матезиуса (род. 1882);

    Украинские языковеда Ивана питомца (род. 1935). Иван Романович Воспитанник определяет синтаксические единицы по:

    Формально-синтаксическими;

    Семантически синтаксическими признаками. Языковед рассматривает синтаксические единицы в сфере:

    Языка и речи;

    Синтаксических связей;

    Семантико-синтаксических отношений;

    Структуры и семантики предложения.

    Интересными и глубокими по определению синтаксических единиц является концепции американских лингвистов Ч. Филлмора и В. Чейфа, которые значительное внимание уделяют диф-ренцийним семантико-синтаксическим признакам той или иной языковой единицы. Голландский лингвист Симон Корнелис Дик синтаксические единицы исследует через взаимоотношения функционального и системного аспектов синтаксиса.

    Чешский языковед Вилен Матезиус для выделения синтаксических единиц опирается на коммуникативный аспект функционального синтаксиса.

    С учетом идей указанных концепций в лингвистике выделены три основные синтаксические единицы:

    Предложение как основная и самая предикативная единица в языковой системе, поскольку его содержание через модально-временные параметры (ирреальность, СПОН-кальнисть, бажальнисть, настоящее, прошедшее, будущее время) соотносится с действительностью;

    Словосочетание - непредикативное синтаксическая единица, которая только в составе предложения как единицы сообщение является его компонентом,

    Минимальная синтаксическая единица, которая функционирует только в пределах предложения или словосочетания и является их частью-компонентом: 1) члены предложения выделяются на основе синтаксических связей; 2) синтаксемы - на основе семантико-синтаксических отношений.

    Итак, центральной синтаксической единицей в синтаксисе есть предложения, а словосочетания и минимальная синтаксическая единица подчинены предложению. Словосочетание и минимальные синтаксические единицы в основном являются компонентами, которые представляют самые высокие морфологические единицы (части речи и совокупность их форм).

    Синтаксические единицы находятся в иерархических связях. Вершиной этой иерархии является предложение, которому подчинены словосочетания и минимальная синтаксическая единица. Различия между синтаксическими единицами обусловлены прежде всего грамматически, поскольку по содержанию они могут быть лексически тождественными, ср.: Образовали слово (предложение) - образование слова (словосочетания) - словообразования (минимальная синтаксическая единица).

    1. Синтаксис как раздел науки о языке.

    Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает законы и правила построения осмысленных высказываний, законы построения связной речи.

    Ученые: Ломоносов, Востоков, Овсяннико-Куликовский, Потебня, Фортунатов, Буслаев, Пешковский, Шахматов. Современные: Салганик, Валгина, Розенталь, Лекант, Сиротинина, Золотова, Ильенко

    Задачи синтаксиса:

    1) изучение связей и отношений слов в различных их комбинациях, образующих осмысленные высказывания;

    2) изучение предложений в их структурной целостности и качественном своеобразии.

    Разделы синтаксиса:

    1) синтаксис словосочетания; 2) синтаксис простого предложения; 3) синтаксис осложненного предложения; 4) синтаксис сложного предложения;5) синтаксис текста.

    Предложение изучается синтаксисом в 4-х основных аспектах:

    1) с точки зрения своей сущности как особой единицы языка, отличной от звука, слова, морфемы, словосочетания, т.е. предложение изучается в его структурной цельнооформленности и семантическом

    своеобразии; 2) с точки зрения своего внутреннего устройства, т.е. выявляются синтаксические связи и отношения, реализованные в предложении, а также исчисляются минимальные парные соединения слов, называемые словосочетанием; 3) с точки зрения систематизаций, т.е. выясняется, в какие классификационные разряды входит предложение; 4) с точки зрения тех преобразований, которым подвергается предложение в меняющихся условиях общения, например, преобразования по актуальному членению.

    Основные понятия синтаксиса

    Синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

    В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.

    Например, в предложении К дому Ивановы подъехали на новенькой машине 7 слов на 5 словоформ, т.к. предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения.

    В составе словосочетания или предложения словоформа выступает в синтаксической функции и является структурно-смысловым компонентом

    синтаксической единицы – синтаксемы.

    Синтаксема - (морфологическая форма слова иногда со служебным словом) – единица, обладающая определенной синтаксической семантикой.

    Например, в саду, у реки – семантика местоположения; до неузнаваемости, до изнеможения – значение степени и следствия.

    Синтаксические связи и отношения

    Синтаксические связи и отношения между элементами синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений.

    Синтаксическая связь есть выражение взаимосвязи элементов в синтаксических единствах. Основные виды синтаксической связи – это сочинение и подчинение.

    При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении – синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой – как зависимый.

    Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, подчинительной – словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных

    предложений.

    Сочинительная связь бывает открытой , т.е. объединяет различное число компонентов, например, Сергея, Вани и Коли не было сегодня в школе (можно еще добавить Вити ), и закрытой , т.е. объединяет только два компонента, находящиеся между собой в от отношениях противопоставления или соединения, но не простого перечисления, например Мне было скучно, и я пошел погулять .

    Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения – подлежащего и сказуемого.

    Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами словосочетаний и предложений, как простых, так и сложных.

    5. Понятие о свободных и связанных словосочетаниях. Стилистически маркированные словосочетания.

    Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные . Свободные состоят из 2х слов, которые являются разными членами предложения и выполняют разные синтаксические функции, разлагаются на составляющие их части. нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью;

    Связанные состоят из 2х слов, которые являются либо фразеологически, либо синтаксически неразложимыми, компоненты выполняют функцию одного члена предложения. два студента, несколько книг, бил баклуши, экзамен повышенной сложности

    Стилистически маркированные словосочетания -

    Клей обойный, сельдь атлантическая, зачетная книжка.

    7. Виды простого предложения (предложения реальной и ирреальной модальности; утвердительные и отрицательные; по типу высказывания; распространенные и нераспространенные; простые и сложные предложения).

    В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения:

      В зависимости от количества предикативных единиц

    Простые - состоящие из одной предикативной единицы (членимые, имеющие второстепенные члены, не членимые, не имеющие второстепенных членов)

    Сложные - состоящие из двух или более предикативных единиц (двукомпонентные и многокомпонентные)

      По соотнесенности предмета мысли и его признака

    Утвердительные – наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности

    Отрицательные – отрицающие наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности. В общеотрицательные предложениях отрицается сказуемое (с помощью частиц НЕ и НИ или с помощью интонации – Где вам торговаться! Ни слова больше я тебе не скажу . НО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОТРИЦАНИЕМ! Предложения с повторяющейся частицей НЕ в составном глагольном сказуемом: Широта его взглядов не могла не удивлять . – усиленное утверждение. Вопросительные или восклицательные предложения со значением обобщенного утверждения: Кто не проклинал станционных смотрителей?). В частноотрицательных предложениях отрицается какой-либо второстепенный член предложения: Законы пишу не я . Контекстуальные случаи – структурно предложения отрицательные, но семантически утвердительные: Увы, - он счастия не ищет и не от счастия бежит!

    3.По типу отношения у объективной реальности

    Предложения с выделением реальной модальности – утверждение о существовании факта в настоящем, прошлом, будущем (Я прямо перейду к тому, что мне еще осталось досказать ).

    Предложения ирреальной модальности – выражают оттенки субъективных значений – предположение, сомнение, уверенность, возможность, невозможность, приказ. Выражаются сослагательным и повелительным наклонением (Пойдемте ко мне, Павел Романович, - сказала я своим самым хрустальным тоном ).

    4. По цели высказывания:

    Повествовательные – предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Вышел хозяин.

    - Вопросительные – заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко и вы живете? Бывают местоименные (содержат местоимение или начериче)и неместоименные (не содержат). Выделяют: собственно-вопросительные, вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно побудительные, вопросительно-риторические.

    - Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей: Воротить, воротить его!

    5. Восклицательные и невосклицательные

    Восклицательные – предложения, в которых содержание сопровождается выражением чувств говорящего. Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.

    Невосклицательные – не содержат.

    6. Распространенные и нераспространенные

    Распространенные – содержат второстепенные члены

    Нераспространенные – не содержат

    7. Полные и неполные

    Полные – содержат все необходимые члены данной структуры предложения

    Неполные – не содержат

    8. Двусоставные и односоставные

    Двусоставные - подлежащее + сказуемое

    Односоставные–один главный член

    Последние материалы раздела:

    «Морские» идиомы на английском языке
    «Морские» идиомы на английском языке

    “Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

    Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
    Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

    Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

    Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
    Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

    Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...