Синтаксический разбор предложения. Схемы предложений на все случаи жизни

Умение составлять схему предложения необходимо школьникам и студентам филологических факультетов. Зачастую при выполнении синтаксического разбора возникают проблемы с составлением схемы предложения. При этом именно благодаря чёткой и понятной схеме можно увидеть части сложного предложения, проследить логику сочинения и подчинения, наглядно зафиксировать главные члены. Особенно удобно пользоваться схемами при разборе предложений усложнённой структуры, с разными видами связей. В школах и вузах также проводятся занятия, на которых не только составляют схемы готовых предложений, но и сочиняют тексты по заданным схемам. Важно владеть основными методами, чтобы составить схему предложения правильно. Тогда она поможет вам визуально представить синтаксическую структуру текста.

Составляем схему предложения. Общие рекомендации
Для начала вам понадобится вспомнить все основные сведения из раздела «синтаксис».
  • Нужно точно знать, чем простое предложение отличается от сложного, уметь находить части в сложном предложении.
  • Требуется знание видов простых и сложных предложений.
  • Большое значение имеет навык определения границ предложения, его грамматической основы.
  • Для точного выделения грамматической основы, нужно знать виды сказуемых, основные способы их выражения.
  • Следует повторить все осложняющие элементы предложения, чтобы быстро находить и отличать друг от друга обособленные, однородные члены предложения, обращения, вводные и уточняющие конструкции.
  • Надо уметь определять тип предложения по структуре его грамматической основы.
  • Желательно свободно ориентироваться в средствах связи предложений, отличать союзы от союзных слов. Отлично, если вы умеете по союзу сразу определять вид связи, тип придаточного предложения.
  • В данный момент особое внимание уделяют разбору предложений усложнённой структуры с разными видами связи, поэтому вам понадобится навык анализа подобных предложений, умение определять параллельное, последовательное, однородное подчинение.
Если у вас есть возможность, обращайтесь к учебным пособиям, образцам разбора. На этапе обучения желательно делать анализ и составлять схемы, сверяясь с образцами. Напишите для себя специальную памятку составления схемы предложения: укажите в ней разные типы схем, способы обозначений, добавьте примеры. Так вы лучше запомните нужные сведения, сможете пользоваться памяткой, если возникнут сложности при выполнении задания.

Алгоритм составления схемы предложения
Схему предложения нужно составлять по конкретному алгоритму. Постарайтесь сконцентрироваться и не отвлекаться, делайте заметки на листочке, пишите черновик. Только после полного анализа предложения, когда вы проверите, правильно ли составлена ваша схема, можно перенести её на чистовик.

  1. Внимательно прочтите предложение 2-3 раза. Вдумайтесь в смысл каждого слова – это поможет не путать в дальнейшем роль слов в предложении.
  2. Сначала определите грамматические основы. Выделите подлежащее и сказуемое. Сказуемое подчёркивается двумя чертами, а подлежащее – одной.
  3. Подумайте, какое предложение перед вами: простое или сложное. Иногда подлежащее только одно, сказуемых два, а предложение является сложным. Не забывайте о том, что существуют односоставные и неполные предложения.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными чёрточками.
  5. Определите все второстепенные члены предложения, подчеркните их, соблюдая общие условные обозначения:
    • определение – волнистая линия;
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.
  6. Выделите в сложном предложении предикативные части. Для этого вам понадобится определить тип связи в предложения, от него будет зависеть обозначение:
    • равноправные части сложносочинённого предложения заключаются в квадратные скобки;
    • в сложноподчинённом предложении главная часть обозначается квадратными скобками, а придаточная – круглыми.
  7. Обратите внимание на союзы: в сложносочинённом предложении союз нужно оставить за границами, отделяющими простые предложения друг от друга. В сложноподчинённо предложении союз входит в придаточную часть. Иногда союзы бывают двойными, одна их часть остаётся в главном предложении.
  8. Найдите в главном предложении слово, от которого можно задать вопрос к придаточному. Иногда вопрос задаётся от всего предложения в целом. Таким образом, различается присловная связь и предложенческая. Если связь присловная, поставьте крупную точку над главным предложением, проведите от неё стрелку к придаточному. Над стрелкой запишите вопрос, на который отвечает придаточное предложение. Когда связь предложенческая, стрелка проводится без точки.
  9. Теперь вы можете приступать к перенесению схемы. В неё не нужно переписывать само предложение. В классической схеме указывают только грамматические основы, границы предложений, осложняющие элементы, связь предложений, обозначают стрелку с вопросом, на который отвечает придаточное предложение, вписывают союзы и союзные слова. Однако не забывайте о конкретных требованиях преподавателя. Иногда для практических занятий нужно обозначить в схеме все члены предложения.
  10. Если перед вами предложение усложненной структуры, ваша схема будет выстроена не в одну линию, а объёмно. Определите тип подчинения, в зависимости от него стройте схему.
    • Последовательное подчинение: сначала обозначьте главное предложение, от него проведите стрелку вниз, а на следующей строке графически обозначьте придаточное предложение, нарисовав круглые скобки. От придаточного предложения проведите вниз стрелку к следующему придаточному, далее соблюдайте последовательность.
    • Однородное подчинение – придаточные предложения зависят от главного и отвечают на один вопрос. Обозначьте главное предложение, от него проведите стрелки вниз. На второй строке разместите обозначения всех придаточных предложений. Напишите один общий вопрос.
    • Параллельное подчинение – придаточные предложения отвечают на разные вопросы, зависят от главного. Обозначьте квадратными скобками главное предложение, проведите от него стрелки к придаточным вниз, около каждой стрелки напишите вопрос, на который отвечает придаточное предложение.
    • При комбинированном подчинении сочетаются разные типы связи. Схема также будет комбинированной: последовательно подчиняющиеся предложения размещайте друг над другом, а параллельно или однородно связанные – на одной строке.
  11. Отмечайте цифрами уровни членения. Например, когда подчинение последовательное, первое придаточное предложение находится на первом уровне, а второе – на втором. Один уровень – одна строка, но главное предложение при числовом обозначении не учитывается: это именно уровни членения, а не количество предложений.
Нарисовав схему предложения, обязательно перечитайте текст ещё раз. Особое внимание уделите границам предложений, осложняющим элементам и типам связи. После полной проверки приступайте к оформлению схемы предложения в чистовике. Воспользовавшись алгоритмом и вдумавшись в смысл предложения, значение всех его членов, можно без ошибок составить его схему.

Научиться быстро анализировать самые сложные предложения и составлять схемы можно на тренингах . Занятия с сентября по конец мая проводятся еженедельно. Кроме вебинаров, вы получите богатый материал для самостоятельной работы.

Но, возможно, вам хватит этой статьи.

Итак. Существует два основных вида схем сложного предложения: вертикальная (её ещё называют развёрнутой) и горизонтальная.

Горизонтальная схема предложения

На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.

Пример.


Я все вспоминаю тот день, когда ты устроилась в цветочный магазин, чтобы заработать денег, когда пришла домой с целой охапкой цветов, когда ты рассказала о более ценных вещах, чем деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что все осталось по-прежнему.

Вертикальная схема предложения


На вертикальной схеме все предложения изображаются пронумерованными прямоугольниками (иногда преподаватели требуют изображать придаточные кружками, а главные - прямоугольниками), фигуры распределяются по уровням подчинения. Связи предложений обозначаются прямыми линиями. Главные предложения, независимо от их местонахождения в тексте, изображаются на первом уровне и связываются линиями. Однородные предложения обводят в овал. На таких схемах не показывают разрывы конструкций, не расставляют знаки препинания. Вертикальная схема наглядно показывает отношения между простыми предложениями в сложном.
Вот вертикальная схема сложного предложения из предыдущего примера.


Инструкция по составлению схемы сложного предложения

  1. Обведите в овал или пометьте маркером все подчинительные союзы и союзные слова.Слова эти придётся выучить. Иначе вы не сможете разбирать сложные предложения.
  2. Подчеркните основы предложений (подлежащие одной чертой, сказуемые двумя чертами).
  3. Пронумеруйте предложения, как показано на рисунках.
  4. Постройте горизонтальную схему.
  5. Постройте вертикальную схему.
  6. Посчитайте количество предложений на схемах и в предложениях. Важно, чтоб оно совпало. Иногда ученики сбиваются при нумерации, в этот момент ошибка должна обнаружиться.

Не отступайте от этого порядка действий, иначе запутаетесь.

Если предложение дано без знаков препинания, то сначала нарисуйте схемы предложения, затем расставьте знаки на схемах и только после этого расставьте знаки в тексте.

Как на схеме сложного предложения показать разрыв конструкции

Если предложение разрывается другим предложением, рисуем как на математике (скобки в скобках). Иногда только скобками невозможно показать структуру предложения, в этих случаях ставят точки, показывающие часть конструкции. Посмотрите на рисунок. На нём показана схема сложного предложения с разрывом конструкции.


Как показать на схеме однородные предложения


Однородные предложения на вертикальной схеме обводите в овал . Так будет видно, что они именно однородные, а не просто соподчинены, например. На горизонтальной схеме однородные главные предложения и однородные придаточные мы показываем стрелками с вопросами. Если у вас нет подчинительной связи, а предложения делает однородными общее слово, тогда на горизонтальной схеме показать, что предложения однородные, вы не сможете. В предложенном примере однородными являются главные предложения.


Как на схеме предложения показать прямую речь


Прямую речь на схеме сложного предложения не показывают, так как она считается осложнением структуры простого предложения внутри сложного. Если прямая речь сама является сложной конструкцией, её схему рисуют отдельно, рядом со схемой основного предложения. То же самое относится и к вставным конструкциям. На рисунке показано, как изображена схема сложного предложения с прямой речью .

Инструкция

Помните, что сложноподчиненное предложение может включать два и более придаточных, которые между собой соединяются сочинительными союзами. При этом предложения не являются сложносочиненными по отношению друг к другу, так как они оба подчиняются главному. Их относят к однородных придаточных предложений. Знаки препинания между ними ставятся по правилам, относящимся к однородным .

Видео по теме

Обратите внимание

Существуют также бессоюзные сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом только интонацией, без помощи союзов и союзных слов.

В нашем языке передавать мысли можно, используя разные конструкции предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения способны замещать друг друга в речи: при изменении структуры смысловое содержание остается прежним. Опустите союз – и перед вами бессоюзное предложение. Не исказите смысл и правильно расставьте знаки препинания!

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

При работе с различными текстами многим требуется разобрать предложение по его составу. Осуществление такого разбора обычно предполагает наличие у человека соответствующих филологических знаний, способных помочь в корректном анализе нужного ему текста. При этом в сети также существуют сервисы, выполняющие операции по синтаксическому разбору предложения онлайн. После досконального изучения правил по разбору разных предложений по составу я решил изложить все свои наработки в данной статье.

В начале отмечу, что выражение «разбор предложения по составу» несколько некорректно, так как по составу обычно разбирают слова, а то, что нас интересует в данном случае, называется «синтаксическим разбором предложения».

При этом указанный синтаксический разбор (в школе его ещё называют «разбор по членам») обычно выполняется следующим образом:

  • Определитесь, какое анализируемое предложение по цели его высказывания (повествовательное, вопросительное или носит побудительный характер);
  • Обозначьте эмоциональную окраску предложения (оно восклицательное или не восклицательное);
  • Отметьте количество грамматических основ в данном предложении (если предложение простое – то одна основа, если сложное – две и более);

Если предложение простое:


Пример простого предложения:

«Это был необыкновенный осенний день!»

Проведя синтаксический анализ мы можем видеть, что это предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, полное, не осложнено.

Если предложение сложное:

  • Определитесь со связью в сложном предложении – союзная или бессоюзная;
  • Обозначьте связь, используемую в предложении – интонация, подчинительная, сочинительная;
  • Укажите на тип сложного предложения — бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое.

Пример сложного предложения:

«В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.»

Проведя синтаксический анализ данного предложения мы можем видеть, что это предложение имеет повествовательный характер, не восклицательное, сложное, обладает союзной связью, сложносочинённое. Первое предложение здесь двусоставное, грамматической основой выступают слова «розы и лилии были», оно распространённое, и осложнено однородными подлежащими.

Второе предложение в этом сложном предложении двухсоставное, его грамматической основой являются слова «тюльпаны нравились», предложение распространённое, и не осложнено.

Сервисы для разбора предложения по составу онлайн

В связи с богатством грамматических конструкций, и сложностью создания мощного сетевого инструмента для синтаксического анализа текста, представленные в сети сервисы (коих немного) имеют довольно слабые возможности для проведения полноценного синтаксического разбора предложений. Тем не менее, я бы выделил следующие ресурсы:

Seosin.ru

Среди русскоязычных ресурсов для проведения семантического анализа онлайн (de facto они практически не представлены) я бы выделил сервис seosin.ru. Он позволяет определять синтаксические и морфологические ошибки, демонстрирует общую ассоциативность текста, выполняет другие виды анализа. К сожалению, сервис не всегда работает стабильно, в его работе часто наблюдаются дисфункции.

  1. Для работы с данным сервисом перейдите на сайт seosin.ru .
  2. Введите в соответствующее окно ваше предложение, и нажмите на «Анализировать».

Lexisrex.com

Любителям английского языка в синтаксическом анализе может помочь мощный лингвистический ресурс lexisrex.com. Его возможности позволяют проводить анализ предложения по его членам. При этом на данном сайте также имеются другие вспомогательные инструменты для осуществления различных видов лингвистического анализа онлайн.

  1. Для работы с данным ресурсом выполните вход на сайт lexisrex.com .
  2. Вставьте ваше предложение в соответствующее окно, и нажмите на кнопку «Analyze».

Форумы лингвистов

В синтаксическом разборе предложения в режиме онлайн можно обратиться к помощи «человеческого фактора», и отправиться на разнообразные форумы лингвистов (уровня gramota.turbotext.ru , rusforus.ru и аналогам). Зарегистрируйтесь там, задайте свой вопрос, и вам обязательно помогут.

Заключение

Сетевые ресурсы, позволяющие выполнить разбор предложений по составу, имеют довольно скудный характер, что связано со сложностями создания подобных ресурсов. Тем не менее, в сети представлены несколько таких инструментов (большинство из них англоязычны), позволяющие легко провести нужный нам анализ текста. Воспользуйтесь функционалом данных сервисов для разбора нужных предложений, и проведения синтаксического анализа онлайн.

Вконтакте

Последние материалы раздела:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...