Семинары для классных руководителей. Семинары «Эффективные практики в деятельности классного руководителя Семинар практикум для классных руководителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 426 Методическая тема «Организация здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь, уметь претворять на практике модели поведения, усвоенные в процессе воспитания и самовоспитания» «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем она кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания». К.Д.Ушинский. 1. Оказание помощи в повышении компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя, совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы. 2. Повышение педагогической грамотности родителей. 3. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся. . 4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов. 5. Изучение и обобщение интересного опыта работы классного руководителя. 6. Формирование у учащихся высоких духовнонравственных качеств. 7. . Повышение уровня воспитанности учащихся МО классных руководителей ГБОУ СОШ № 426 – это объединение классных руководителей начального, среднего, старшего звена, которое координирует их научнометодическую и организационную работу. Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов. Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует взаимодействие в педагогическом процессе. Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм, методов воспитательной работы. Обсуждает социально- педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей. 1. План работы МО утверждается сроком на один учебный год на заседании объединения (в случае необходимости в него могут быть внесены коррективы). 2. План МО классных руководителей является частью годового плана работы школы. 3. Заседание МО проводится 4-5 раз в учебном году. 4. Заседания МО протоколируются (указываются вопросы, обсуждаемые МО, решения и рекомендации). 5. Доклады, сообщения, сделанные на заседаниях МО, конспекты разработок воспитательных мероприятий сдаются в его методическую "копилку". 6. В конце учебного года анализ деятельности МО представляется администрации школы.  Вступительное слово председателя МО о проблеме и цели заседания.  Выступление по теме заседания.  Обмен опытом работы классного руководителя.  Обзор методической литературы.  Рекомендации.  Текущие вопросы. Анализ работы Задачи Изучение и обобщение опыта Календарный план Работа по Подготовка аттестации творческих Повышение педагогов работ, профессионального График выступление мастерства проведения открытых мероприятий  Методические сессии  Дидактические трибуны  Тренинги  Обзор идей личностного развития ребенка  Деловые игры  Практикумы, семинары  Мастер-класс  «Мозговой штурм»  Экспресс - анкета многообразие и многоёмкость деятельности. широкий круг обязанностей. радость общения, круг своих детей. стремление быть нужным своим воспитанникам, радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека. Мой классный проект Портфель классного руководителя Диагностические материалы Протоколы родительских собраний Методические материалы Копилка воспитательных мероприятий Системный подход является основополагающим в деятельности классных руководителей. Основные направления системного подхода 1. Ученик и нравственность 2. Ученик – патриот и гражданин 3. Ученик и его здоровье 4. Общение и досуг ученика 5. Эстетическое воспитание 6. Ученик и его семья 7. Профориентация 8. Правила этикета сентябрь – «Дом, в котором я учусь» октябрь – «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле» ноябрь – «Гражданином быть обязан» декабрь – «Мастерская Деда Мороза» январь – «Будьте здоровы» февраль – «Защитникам Отечества посвящается» март – «В мире прекрасного» апрель – «Земли родной прекрасный уголок» май – «Никто не забыт, ничто не забыто» Циклограмма работы МО Семинары для классных руководителей – 1 раз в год Совещание классных руководителей по параллелям –1 раз в месяц Консультации для классных руководителей – 1 раз в неделю: оценочная практика, направленная на изучение индивидуальнопсихологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно воспитательного процесса. Основными условиями общения педагогов со всеми учащимися, и с лидерами особенно, являются следующие: 1. Правила конфиденциальности. Оно означает следующее: запрещается рассекречивать то, что доверяет участник занятия остальным участникам 2. Правило равноправия участников. Оно означает, что все имеют равные права: право высказаться, право быть услышанным, право попросить помощи. 3. Правило искренности. «Либо я говорю то, что думаю, либо я молчу» 4. Правило толерантности. Оно означает, что мнения, вкусы, пристрастия каждого участника должны уважаться всеми. Если ты не можешь быть сосной на вершине холма, Будь маленьким деревцем в долине. Но только самым лучшим деревцем. Будь кустиком, если не можешь быть деревом. Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику, Если не можешь быть кустиком. Если ты не можешь быть китом, Будь самым красивым окунем в озере! Если не можешь быть капитаном. Кто-то должен быть и матросом. Для всех найдется работа на корабле жизни, Только найди свое дело. Если ты не сможешь быть солнцем, Будь звездой на небе, Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.

Щекотихина И.В. МБОУ лицей № 40 г.Орла

МБОУ лицей № 40

Подготовила и провела:

педагог-психолог

Щекотихина И.В.

Орел, 2013

Семинар-практикум «Активные формы работы с родителями»

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут

дать детям большое человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский

Цель семинара-практикума: создание условий для формирования у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность школы.

Задачи:

    формирование представления о целях, задачах и основных направлениях взаимодействия школы и семьи;

    отработка навыков использования активных форм работы с родителями на примере родительских собраний;

    повышение психолого-педагогической культуры учителей.

Целевая аудитория: классные руководители, старшие воспитатели.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Оборудование:

    мультимедийная презентация,

    листы формата А4 на каждого участника,

    листы формата А3 по количеству творческих групп,

    карандаши, ручки, фломастеры,

    филворд,

    карточки с заданиями.

Подготовка зала: В зале стоят 4-6 столов и стулья вокруг них. Ноутбук, проектор, экран.

Ход семинара

При входе в зал участники семинара рассаживаются согласно интересам за столы, на которых лежат листы формата А4, маркеры, цветные карандаши и ручки.

Знакомство с темой и проблемой.

Ведущий: Уважаемые коллеги!

Тема нашего сегодняшнего семинара «Активные формы работы с родителями». Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.

Цель работы с родителями: создание единого воспитательного пространства «семья-школа».

(Слайд 3)

Направления работы школы с родителями состоит в следующем: (Слайд 3)

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

На слайде (Слайд 4) представлена структура работы лицея с родителями, важная роль в этом процессе принадлежит именно классным руководителям.

Основная часть

Ведущий: Учитель вынужден взаимодействовать со всеми родителями, не зависимо от своего желания. Ему приходится налаживать целесообразные контакты с любыми родителями. Психологи выделили несколько типов родителей, с которыми приходится сталкиваться учителю.

Работа в группах.

Задание: изобразите графически тип родителей, опираясь на предлагаемое описание. Представьте свое изображение.

Типы родителей (Приложение 1).

    Позитивно ориентированные.

    Союзники.

    Манипуляторы.

    Творческие.

    Равнодушные.

    Деструктивные.

(Слайд 6)

Итак, наиболее приемлемыми типами родителей являются первые два: позитивно ориентированные и союзники. Наибольшие сложности во взаимодействии учитель испытывает с деструктивными типами родителей. Здесь все будет зависеть от мастерства самого учителя: сможет он наладить диалог с такими родителями или нет.

Работа в группах. Мини-исследование.

Задание: изобразите на предложенной вам окружности пропорциональное соотношение типов родителей в ваших классных коллективах.

Обсуждение диаграмм.

Ведущий: Для установления конструктивного диалога с семьями учащихся необходимо знать причины, вызывающие непонимание между родителями и педагогами.

Работа в группах. (Слайд 7)

Задание: подумайте, какие причины вызывают непонимание в системе «родитель – учитель». Взгляните на эту проблему глазами учителя и глазами родителя.

Обсуждение результатов группового решения проблемы.

(Слайд 8). Причины непонимания между учителем и родителем

    Низкий (разный) уровень социально-психологической культуры родителей и педагогов.

    Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в школе, а учителей – об условиях и особенностях семейного воспитания.

    Отношение педагогов к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к её объектам.

    Неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.

Ведущий: Предлагаю познакомится с результатами анкетирования, проводимого с целью в ыявления способов и форм привлечения родителей в наше образовательное учреждение.

Исследование проводилось в ноябре 2013 года. В опросе приняли участие 52 педагога.

Результаты исследования в процентном соотношении представлены на слайде (Слайд 9).

Вопрос

Вариант ответа

Да

Нет

Не знаю

Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?

100%

Легко ли им попасть в школу?

Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?

Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (понятны ли указатели к ним)?

Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?

Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?

Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?

Проводим ли мы обучение родителей?

Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?

Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?

Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?

Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?

Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами?

Как видно из таблицы, большинство опрошенных учителей положительно ответили на вопросы анкеты. Большинство учителей считают, что персонал школы доброжелателен по отношению к родителям учащихся, однако 21% респондентов указали, что не весь персонал доброжелательно относится к родителям. В школу легко попасть, но, по мнению 52% учителей, родителям трудно найти учительскую, кабинет завуча и директора. Педагогический коллектив проводит обучение родителей, консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др. Родители активно участвуют в делах школы.

Таким образом, в школе созданы почти все условия для эффективной работы учителей с родителями учащихся.

Ведущий: Большую роль в выстраивании взаимодействия с родителями учащихся играют те формы и методы, которые использует учитель в своей работе. Опираясь на три основных направления работы с родителями, в педагогической литературе выделяются следующие формы.

Слайд (Слайд 11)

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

    родительские университеты;

    конференции;

    индивидуальные и тематические консультации;

    родительские собрания;

    тренинги.

    дни творчества детей и их родителей;

    открытые уроки и внеклассные мероприятия;

    помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;

    родительское общественное патрулирование;

    шефская помощь

    участие родителей класса в работе совета школы;

    участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;

    участие в работе совета содействия семье и школе

Ведущий: Вы все знакомы со многими из этих методов и форм.

Работа в группах. ФИЛВОРД «Формы работы с родителями» (Приложение 2)

Задание: Найдите и вычеркните названия различных форм работы с родителями, соответствующих данным определениям (Слайды 12, 13):

    Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей (практикум).

    Форма работы, проводимая с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя (открытый урок).

    Форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания (собрание).

    Активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным (тренинг).

    Одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива, готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам (ринг).

    Обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах (консультация).

    Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания (лекция).

    Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей (конференция).

    Форма повышения педагогической культуры, позволяющая вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствующая выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт (дискуссия).

    Форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников (игра).

Ведущий: Родительское собрание - это универсальная форма работы, так как позволяет реализовывать множество функций: решение наиболее важных, насущных проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом воспитания и т.д. Среди многих форм работы с родителями (организация дней «открытых дверей, различные формы участия родителей в делах школы и т. д.) ведущей стороной во всех формах сотрудничества с родителями остается родительское собрание.

Наиболее часто используемыми методами работы на родительском собрании являются работа в группах и ролевые игры (Слайд 14).

Работа в группах (карточки)

Задание: воссоздайте предлагаемые методы, результаты обсудите в группе.

Карточка 1. Тема собрания: «Выбор профессии» (Слайд 15)

Цель: выявление представлений родителей о выборе профессии их детьми.

Родители делятся на группы – «родителей» и «подростков».

Вопросы для обсуждения:

    Какая профессия является, на ваш взгляд, удачно выбранной?

    Назовите предпочитаемые профессии.

    Приоритет у возможностей родителей или интересов самого ребенка.

Взгляды родителей сопоставляются с реальными результатами предварительного анкетирования детей.

Карточка 2. Тема собрания: «Решаем проблему» (Слайд 16)

Группе родителей необходимо принять общее решение по поводу педагогических проблем, возникших в классе. Перед родителями в начале собрания формулируется проблема (недружный класс, дети не хотят учиться).

Родители распределяются на мини группы. Каждая получает «Бланк анализа проблемы» и заполняет его письменно.

Бланк анализа проблемы

В чем суть проблемы

Как ее можно решить

Кто это будет делать

Когда работа в группах завершена, участники озвучивают результаты. Материалы групп обобщаются и подытоживаются (после собрания классный руководитель подводит итоги и сообщает родителям; подведение итогов проводится прямо на собрании; выбирается группа родителей, которые подводят итоги). Результат обсуждения обязательно фиксируется письменно.

Карточка 3. Тема собрания: «Как общаться с подростком» (Слайд 17)

Родителям предлагается на время почувствовать себя подростком, войти в его роль, представить, о чем он думает, что чувствует. С этой целью родители осуществляют поиск разрешения ситуаций, в которых могут оказаться их дети (ситуации может предлагать педагог или сами родители).

Ситуации для обсуждения

    Подросток уходит в свою комнату и демонстративно закрывает дверь перед носом родителей.

    Мама спрашивает сына, выучил ли он уроки. Он отвечает: «Надоело, когда меня учат!»

    Дочь целый день лежит на диване с наушниками, слушает музыку. На все просьбы мамы начать делать уроки не реагирует.

Родители предлагают свои варианты решения из позиции подростка и родителя.

Обсуждение проигранных форм и методов.

Ведущий: Исследователи выделяют ряд условий, позволяющих эффективно применять активные методы в работе с родителями.

(Слайд 18). Условия применения активных методов на родительском собрании

Обеспечение безопасности участников . Педагог не должен оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок. Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом сказали». Некоторые родители при участии в играх или дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая маскируется смехом или оппозиционными реакциями. Психологу (педагогу) лучше не заострять на этом внимания, а проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им благодарность за участие.

Заинтересованность родителей . Нужно объяснить родителям, что интерактивные методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации школьной жизни, применить полученные знания и т.п.

Организация пространства . Обязательно нужно изменить расстановку парт в школьном классе (например, поставить их буквой «П» или полукругом) или выбрать другое помещение.

Необходимость предупредить родителей заранее . Сообщить о том, что на собрании будут применяться новые формы взаимодействия, можно различными способами (например, подготовить письменные приглашения и передать их с детьми).

Выбор оптимального времени на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия. Время это обычно ограничивается 20-30 минутами. Если родители ранее не принимали участия в такой работе, то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.

(Слайд 19). Родительское собрание будет эффективным , если:

ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные. Значимость первых очевидна, а в отношении эмоциональных существует некоторая недооценка. Приходить на родительское собрание с удовольствием - это не так мало.

Удовлетворять принципам:

    активности (следовать желаниям родителей);

    оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);

    значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри);

    результативности; сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные проблемы - школа).

Проводить только те собрания, необходимость которых очевидна.

Заранее сообщать тему родителям, проводить всю техническую подготовительную работу.

Начинать и заканчивать родительское собрание вовремя.

Организовывать обмен мнениями и идеями.

Стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

Проводить рефлексию.

Заключительная часть

Ведущий: Итогом нашего семинара-практикума является совместная выработка рекомендаций классному руководителю по проведению родительских собраний.

Работа в группах.

Обсуждение и обобщение рекомендаций.

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Рефлексия, подведение итогов (3 минуты)

Ведущий предлагает участникам семинара выполнить упражнение «Уборка в доме».

(Слайд 21)

Цель: Выяснить получить обратную связь от участников семинара, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.

Материал: карточки с изображением чемодана, мусорного ведра и мясорубки, ручки.

Проведение:

На слайде нарисован чемодан, мусорная корзина, мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.

На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с семинара, заберет с собой и будет активно применять.

На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.

На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ

Позитивно ориентированные.

Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет и незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то, по крайней море, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Это не означает некую золотую середину, могут и резко выступать несбалансированные черты, например вспыльчивость, тревожность, даже порядочный эгоизм - что угодно; но плюс к тому три непременные качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным. Общение с такой категорией родителей самое приятное. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.

Союзники.

Организация помощи психологу и педагогу является их основной целью. Мнение психолога или педагога для них всегда авторитетно. Часто они выступают в роли посредника между родителями и педагогами, родителями и детьми, пытаются снизить уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают. В случае возникновения противоречий они не всегда принимают точку зрения психолога или педагога.

Манипуляторы.

Их большинство. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей и делать то, что нужно родителю-манипулятору. Ведь манипулятор добивается нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые испытывают физическое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т. д. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности, который его самого заставляет страдать. В этом случае он обычно усиливает свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, "хлопает дверями", настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы.

Главное орудие против манипуляторов - научиться нейтрализовать их нападки. Это умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный взгляд, позицию "взрослого". Необходимо сделать их позицию "прозрачной", открытой и понятной для всех. При этом если вы сумеете с улыбкой отвечать манипулятору на все его действия, это обязательно вызовет у него взрыв, ваша улыбка будет восприниматься как издевательство. Однако формально вы держите себя в рамках приличия, и поэтому с вашей улыбкой он ничего поделать не может. Если вы сумеете удержать такую манеру поведения с манипулятором, он будет разоружен и постепенно оставит вас в покое.

Творческие.

Склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации. Такие родители могут видеть в событиях то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять. Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Деятельность таких родителей может стать важной составляющей успеха организации работы с детьми, но общаться и взаимодействовать с такими родителями не просто, они требуют к себе внимания, одобрения и эмоциональной поддержки. Увлеченные процессом, они могут не заметить уже созданного и внести хаос в организованный процесс и даже разрушить достигнутое. Они спонтанны не всегда хорошо организованны. Главное - не отнести их к деструктивным. Союз с ними необходим, так как особая роль "творческих" - в их способности модернизировать весь процесс совместной работы, изменяя критерии (они всегда ориентированы на качество).

Равнодушные.

Скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем очень мешают конструктивному общению. Однако на них можно проверить на прочность любое нововведение, идею, предложение и даже, если хотите, свою позицию. Главное оружие в общении с ними - ваш авторитет.

Деструктивные.

Для них характерны отрицательное мотивационное воздействие на личность и поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликты. Роли деструктивной личности, нарушающие общую работу, могут быть следующие.

    Блокирование - родитель не согласен и отвергает усилия психолога, демонстрирует, что ничего не достигнуто.

    Агрессивность - критикует, обвиняет других, снижает самооценку окружающих, группы, чтобы возвысить свой собственный статус.

    Стремится к признанию - привлекает внимание, "тащит одеяло" на себя, хвастается, говорит громко, демонстрирует необыкновенное поведение.

    Уход - проявляет безразличие, мечтательность или хмурость.

    Доминирование - настаивает, на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует.

    Стремление исповедоваться - использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.

Тактика общения с такими родителями строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия. Более всего для этого случая подходит выбор позиции "заботящегося родителя", "врача", который помнит старую, но очень верную формулу: "здоровый на больного не обижается". Поскольку они очень чувствительны к настроению своих собеседников и эмоциональному отношению к ним персонально, очень важно настроить себя благожелательно по отношению к ним и спокойно, рассудительно, с улыбкой с ними разговаривать. Используемая тактика приводит впоследствии к дружескому расположению и нередко к привязанности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей (практикум ).

    Форма работы, проводимая с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя (открытый урок ).

    Форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания (собрание ).

    Активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным (тренинг ).

    Одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива, готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам (ринг ).

    Обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах (консультация ).

    Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания (лекция ).

    Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей (конференция ).

    Форма повышения педагогической культуры, позволяющая вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствующая выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт (дискуссия ).

    Форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников (игра ).

Ж

У

Ц

Т

О

Н

Л

Е

С

Е

Р

Ы

Х

Е

Я

Г

Р

И

Л

Ь

С

О

Р

К

У

С

У

М

Р

Е

П

Э

Т

З

Н

Е

И

М

А

Р

Л

Ь

Н

Е

В

А

У

Е

Н

Г

Е

Д

О

Ч

Н

И

К

У

Ц

Х

Г

Ц

Р

Л

А

К

М

Е

Н

О

Р

И

К

Л

И

А

О

Б

У

И

Р

Г

Е

Н

Я

Ь

З

Я

Б

Д

Ы

Ц

Е

Х

Ы

Ю

Н

Ф

А

Б

Р

Д

И

С

К

У

С

С

И

Я

Е

Д

Б

О

Ж

С

А

Н

А

Т

О

Р

И

Й

З

ФИЛВОРД «Формы работы с родителями»

Найдите и вычеркните названия различных форм работы с родителями, соответствующих данным определениям:

    Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

    Форма работы, проводимая с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

    Форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

    Активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

    Одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива, готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам.

    Обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.

    Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.

    Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.

    Форма повышения педагогической культуры, позволяющая вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствующая выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

    Форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.

А

О

Л

Д

Ш

Р

Р

И

Н

Г

М

Ы

К

Д

Р

А

Н

И

Г

З

Ж

П

К

О

Е

Д

Й

К

Н

И

О

Г

И

Т

Я

Е

Щ

К

В

М

У

П

Р

А

К

Т

И

К

У

М

О

Р

А

К

Л

Г

И

Р

Е

Н

И

Я

П

Н

Е

А

О

С

О

Б

Р

А

Н

И

Е

Ф

С

Д

Р

Н

О

Ч

Ю

Л

Е

К

Ц

И

Я

У

И

И

Ф

А

Л

Е

Ж

У

Ц

Т

О

Н

Л

Е

С

Е

Р

Ы

Х

Е

Я

Г

Р

И

Л

Ь

С

О

Р

К

У

С

У

М

Р

Е

П

Э

Т

З

Н

Е

И

М

А

Р

Л

Ь

Н

Е

В

А

У

Е

Н

Г

Е

Д

О

Ч

Н

И

К

У

Ц

Х

Г

Ц

Р

Л

А

К

М

Е

Н

О

Р

И

К

Л

И

А

О

Б

У

И

Р

Г

Е

Н

Я

Ь

З

Я

Б

Д

Ы

Ц

Е

Х

Ы

Ю

Н

Ф

А

Б

Р

Д

И

С

К

У

С

С

И

Я

Е

Д

Б

О

Ж

С

А

Н

А

Т

О

Р

И

Й

З

Школа была и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник, во многом зависит от характера той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие. Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократических отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг

Для классных руководителей

«Школа лидера»

Информационное погружение

Школа была и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник, во многом зависит от характера той образовательной среды, в которой происходит его становление и развитие. Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие условия для развития творчества, поддерживаются инициативы детей, развивается культура демократических отношений.

Эффективность развития ученического самоуправления в современной школе во многом определяется уровнем компетентности всех участников воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в управлении жизнедеятельности школы.

Сегодня мы будем говорить с вами о феномене лидерства.

Цель нашего сегодняшнего семинара – тренинга: повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов посредством системы тренингов. В результате работы вы сможете пополнить копилку воспитательных средств классного руководителя приемами и упражнениями по воспитанию лидерских качеств у школьников.

А лидер кто?

Задание: Я прошу вас разбиться на произвольные группы по 10 человек в каждой. Каждая группа будет выполнять мои задания, но только после моей команды «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание.

  1. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Вывод: Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эту функцию берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

  1. Сейчас все команды полетят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман и 8 пассажиров. Итак, кто быстрее?! «Начали!»

Вывод: Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер.

Таким образом, у нас с вами оказались группы-экипажи. Займите, пожалуйста, места за групповыми столами.

Упражнение «Аквариум»

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?

« Давайте увидим лидера» .

Обвести ладошку фломастером и подписать, чья ладошка, передать лист по кругу через одного вправо, в каждом пальчике – лидерские качества человека.

Когда вернётся хозяину – посмотреть.

«Веревочка»

Задание: Встать всем в круг. Взяться обеими руками за связанную в кольцо веревочку, которая находится внутри круга.

Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревочки, построить из нее треугольник.

А теперь попробуйте построить четырехугольник.

Треугольник

Вывод: Сначала возникает пауза и полное бездействие участников, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения. Часто эти функции берут на себя лидеры.

Упражнение «Круг и Я»

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

Лидер. Кто он? Какой он?

Б.Д. Парыгин дает следующее определение лидера:

Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели». Такой, например, как образование треугольника в игре «веревочка» или при поиске общего для группы слова.

Перед вами находится лист ватмана. Прошу вас поделить его на две части. В первой, укажите какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер . Во второй, черты характера и привычки, которые «разъединяют» или «отдаляют» личность от лидерства. На всю работу я даю вам 5 минут.

Затем группы обсуждают качества

присущие лидерству и отдаляющие от него.

Предлагаются признаки (+), выделенные Е. Жариковым и Е. Крушельницким:

  • Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
  • Настойчив, умеет разумно рисковать.
  • Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
  • Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
  • Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
  • Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
  • Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
  • Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
  • Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
  • Надежен, держит слово, на него можно положиться.
  • Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
  • Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
  • Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
  • Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
  • Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
  • Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Предлагаются признаки (-), выделенные Фрэнком Карделлом:

  • Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе.
  • Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям.
  • Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте.
  • Нежелание простить и отпустить.
  • Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу.
  • Потребность всегда быть правым.
  • Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить.
  • Неспособность примириться со своими страхами.
  • Отсутствие ясных целей.
  • Недостаток обязательности.
  • Боязнь риска.
  • Неспособность принять ответственность за свою жизнь.
  • Потеря надежды.
  • Недостаток мужества.
  • Неумение фантазировать и мечтать.
  • Отсутствие любви к себе
  • Тщеславие.

Упражнение «Лидер и его команда»

Лидер – это зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

Школьный лидер – это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Он может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению своих целей.

Сейчас вам предстоит достаточно сложная работа. На ваших столах лежат карточки с заданиями. Вы их внимательно прочитаете. Самое главное, что в течение 5 минут вам предстоит внутри группы, не трогая инвентарь, обсудить, как это задание выполнить. Обращаю еще раз ваше внимание на то, что во время обсуждения материалов касаться нельзя. После того, как вы обсудите выполнение задания, вы будете его выполнять, но при этом общаться друг с другом вам запрещается. Ход игры вам понятен?

1 группа «Башня»: группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки. Участникам необходимо построить башню из этого материала. «Башня» должна быть устойчивой.

2 группа «Рисование лидера»: Группе выдается лист ватмана, маркеры и фломастеры. Результатом работы группы должен стать образ лидера и объяснение, почему он именно такой.

После выполнения задания каждой группой ей задаются вопросы , чтобы у участников была возможность, получив обратную связь, откорректировать свои действия на последующих этапах:

  1. Что произошло в группе в момент работы?
  2. Как себя чувствовал каждый участник?
  3. Какую роль выполнял?
  4. Почему взял на себя данную роль?
  5. Была ли у него возможность высказаться, внести предложение?
  6. Всех ли выслушали в процессе подготовки?
  7. Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали?
  8. Чему научились в процессе этого упражнения, какие выводы для себя сделали?

«Дом» (для всех групп одновременно)

Учителю, воспитывающему лидеров необходимо самому проявлять лидерские качества, а также знать приоритеты и цели группы, - безошибочно определять, кто из ребят пользуется наибольшим авторитетом и почему.

Вы коллектив архитекторов. Представим процесс воспитания лидеров как дом из 12 кирпичей.

  • Предварительно заполните кирпичи теми приемами, средствами, методами и методиками, которые вы будете применять для определения и воспитания лидеров в классе, и определите им место по вашему усмотрению.
  • Важнейшие четыре вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж; все остальные во второй этаж.
  • На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.
  • Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.

Время на строительство – 10 минут, защита 2 минуты.

Вы можете во время защиты групп просить уточнить, объяснить, доказать, задать вопросы.

У Вячеслава Яшкова есть такие слова:

Ведь слово лидер это лучший,

А лучших надобно искать,

Достойный власти сам не лезет,

Достойных нужно замечать.

Всем спасибо! Успехов вам, дорогие коллеги

на пути формирования лидерских качеств у ваших учеников.

Данные упражнения можно использовать и в работе с детьми, для определения у учащихся лидерских качеств.


Семинар-практикум для классных руководителей.

Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями.

Цель: Напомнить педагогам о правилах взаимодействия с родителями.

Ход выступления

Добрый день уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на семинаре – практикуме, который я назвала – Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями. Почему возникла необходимость поговорить на данную тему?

Одни родители охотно и регулярно ходят в школу, посещают родительски собрания, уроки в классе, где учатся их дети, школьные праздники и мероприятия, т.е. знают об успехах, достижениях, а также возникающих проблемах и трудностях. А других приходится уговаривать, неоднократно делать записи в дневниках и. т.д.

Почем так происходит? От чего это зависит?

Возможно от того, насколько мы педагоги сумеем найти контакт с родителями, увлечем их школьной жизнью, а если будет необходимость – дадим совет, рекомендации, как поступить в той или иной ситуации.

Обращение ведущего к аудитории.

У каждого есть карточка – облачко. На одной стороне карточки напишите, пожалуйста, причину, по которой вы пришли на семинар.

Притча

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю», скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой родители и дети будут чувствовать себя «как дома».

Беседа по теме

Беседуя с классными руководителями о роли родительских собраний. Понимаешь что, для многих родительское собрание ассоциируется с работой, которую необходимо выполнять. Некоторые видят родительское собрание как ожидание помощи, совместное решение проблем.

Взаимодействие с родителями затрудняют следующие качества: стрессогенное состояние (психическое напряжение, которое возникает в ответ на неблагоприятное воздействие), гиперответственность, эмоциональность.

Учитывая, что семья – относительно замкнутый институт воспитания, а воспитательный потенциал родителей весьма различен.важно при взаимодействии с родителями уметь обеспечить высокое качество контакта. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Оценивая ребёнка, учитель тем самым даёт оценку и родителям. Особый дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и трудных учащихся. Не следует на публичных собраниях допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы. В индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики ученика, раскрыть волнующую проблему и вместе с родителями наметить пути её решения.

К сожалению, считают нормой «негативные высказывания». Нам легче критиковать всё и вся, жаловаться, чем хвалить, поощрять и говорить о позитивном. Попробуйте хоть один день прожить в добре и оптимизме. Включите в свою речь как можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и вы увидите множество светящихся глаз, людей желающих выполнить любое ваше поручение.

Необходимо поощрять детей и отмечать даже незначительные успехи.

Родители, в свою очередь, должны быть уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно должны храниться тайны, доверенные учителю учеником.

Необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы, этику и такт.

Практическая часть

Сейчас предлагаю перейти к практической части и выполнить упражнения из родительского собрания «Тепло семьи». (сопровождается презентацией и музыкальным сопровождением).

Игра «Похвали себя ». Перед вами небольшой опросник «Какой (ая) я?» в нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя. Часто мы смущаемся когда слышим хорошие слова в свой адрес. А ведь похвала очень важна. Если человек не получает положительной оценки со стороны – это может быть одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня 3-5 раз. Может кто – то хочет прочитать. Давайте поопладируем за смелость.

Игра «Дорисуй фигуру». Все мы детьми любили фантазировать, рисовать, выдумывать, приукрашивать….. поэтому сейчас я предлагаю Вам вернуться в детство.

Вам предлагается шесть фигур (треугольник, квадрат, круг, овал, пятиугольник), которые необходимо дорисовать и превратить в законченные изображения на тему: «Семья».

Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически.

Диагностическое упражнение «Домик».

Упражнение позволяет проанализировать семейные взаимоотношения.

Каждый рисует на листе формата А4 (или А5) домик с шестью окошками. После этого расселить в этом домике свою семью.

Рисунки не обсуждаются. Происходит самоанализ.

Упражнение «Мишень настроения» (рефлексия).

Сейчас я предлагаю вам написать свои пожелания ведущему и выразить свое настроение следующим образом. Вам будут передавать стикеры и мишень настроения. Ваша задача написать на листочке пожелание и приклеить его на мишень выбрав круг, где надпись будет соответствовать вашему настроению здесь и сейчас.

Заключительное слово ведущего.

Спасибо что вы были сегодня здесь с нами. Делились своими мыслями, чувствами. Цените и берегите свою семью, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе. И пусть взаимодействие с родителями ваших учеников всегда будет только эффективным. Желаю вам успехов.

Всем спасибо за работу!

Литература:

    Семейное воспитание/ сост. Т.Е.Заводова, Ю.А.Лежнева. – Мн.: Красико – Принт,2006.

    Родительские университеты/ сост. О.А.Запотылок. - Мн.: Красико – Принт,2006.

    Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.

Семинар для классных руководителей по теме:

"Воспитанием ли мы занимаемся?"

Цели:

ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля»;

подготовка учителя к анализу (самоанализу) своей педагогической деятельности на предмет ее вклада в воспитание личности;

развитие рефлексивных качеств личности педагога.

Подготовка:

1) Подготовка памятки «Признаки ситуации воспитания».

2) Подготовка листов с признаками ситуации воспитания.

3) Цветные карандаши (красный и зеленый) для каждого педагога.

4) Рулон яркой цветной туалетной бумаги для выполнения демонстрационного упражнения.

Проведение

1. Вступительное слово ведущего.

Отличается ли деятельность педагога по обучению учащихся от деятельности по их воспитанию? Как?

Педагог не только передающий знания, но и воспитывающий, совершает какие-то специфические действия. Какие именно?

2. Что же такое воспитание?

Что же такое воспитание с точки зрения личностного подхода?

Воспитательная деятельность – это:

педагогическая деятельность, направленная на развитие у ребенка субъективного нравственного опыта посредством включения его в ситуацию преобразования собственной жизни, обретения ответственности, самостоятельности, критичности, системы смыслов, способности к нравственному выбору, в том числе в вопросах собственного образования;

помощь педагога в создании школьником собственного субъективного опыта, переживаний, выработки и соблюдении нравственных норм, а так же преодолении трудностей и снятии противоречий;

организация волевых, нравственных усилий школьников по работе со своим внутренним миром – ценностной, смысловой, нравственной сферы личности;

создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника;

«включение» школьника в такую ситуацию, в которой он бы мог пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту; это своеобразное «включение» школьника в цепь событий и их педагогическое сопровождение в событийном пространстве;

создание педагогом условий для поиска и обретения школьником смыслов ответственного, активно-творческого отношения к образованию, а так же для переноса этого опыта в область проектирования собственной жизни.

Цель воспитания – формирование нравственной культурной личности. Научить этикету, передать культурные традиции педагогу проще. А вот как сформировать совесть, внутреннюю нравственную позицию человека?

Чтение отрывка из книги «Педагогика для всех» Симона Соловейчика

«Если мы будем исходить из того, что у ребенка, который рядом с нами, нет совести, то воспитание станет невозможным.»

Совесть есть у всех. Не наше дело воспитывать совесть, совесть сама возникает в душе ребенка. Наше дело - воспитывать совестливость. Совесть - представление о той общей правде, на которой держится все. Постепенно ребенок начинает подчиняться не высшей морали, а групповой морали близких и уважаемых им людей, морали «эталонной группы». По совести - стыдно воровать, а с точки зрения сельских ребятишек бывает стыдно не залезть в чужой сад - это признак трусости. Поэтому, сколько бы ни уверяли мы мальчика или девочку, что плохо получать двойки, уговоры не действуют, если в классе презирают не двоечников, а отличников.

Уговоры здесь действуют мало, а наказания совсем не действуют, они лишь укрепляют уверенность ребенка в его правоте и заставляют гордиться - ведь каждый из нас гордится, если страдает за свои убеждения.

Принято считать, что если ребенку постоянно говорить «нельзя, нельзя», то постепенно это внешнее - извне идущее - «нельзя» превратится в моральную привычку, во внутреннее «не могу … иначе». Так ли это? Давайте посмотрим на эту ситуацию наглядно…

Демонстрация последствий множественных запретов.

Один педагог (желающий участвовать в демонстрации) выходит вперед. Стул (стоит в центре, у доски, развернут сиденьем к аудитории)- символизирует позицию школьника – «сел на школьную скамью». Садитесь, пожалуйста. Вы – школьник.

Ведущий берет на себя роль педагога, воспитывающего запретами. Итак…

1. Чтобы школьник привык к своей новой социальной позиции, важно удержать его на стуле:

Где тебя ноги носили? Не смей туда бегать! Чтобы ноги твоей там не было! Если нет ногам покоя, значит что-то с головою! (ведущий перевязывает «школьнику» ноги)

2. Важно чтобы школьник научился самоконтролю:

Не трогай! Не бери! Положи на место! Держи себя в руках! (ведущий перевязывает «школьнику» руки)

3. Важно, чтобы на уроках школьник был сосредоточен на учебном материале:

Сиди спокойно! Развернись к доске! Не крутись! (перевязывают плечи).

Не развешивай уши! В одно ухо влетело, в другое вылетело? На уроке слушай меня! (перевязывают уши)

Не глазей по сторонам! Не заглядывай в чужую тетрадь! Глаза на доску! (завязывают глаза). Вот теперь к школьнику применен весь спектр внешних «нельзя».

Рефлексия после демонстрации:

обсуждение вопросов:

Какие у вас есть чувства, мысли, когда вы смотрите на ученика в системе запретов идущих из вне?

Как вы чувствуете себя, о чем думаете в роли школьника ограниченного запретами? А что вам хочется в этой ситуации? Сделайте то, что хочется.

Насколько крепки эти запреты? Стало внешнее «нельзя» системой внутренних ценностей и руководств к действию? А почему? Пофантазируйте, а что нужно сделать в этом упражнении, чтобы «нельзя» стало «не могу»? (Укрепить путы - ужесточить запреты и систему наказаний – подергается, подергается и смирится). Но тогда «не могу» станет не «не могу по-другому», а «не могу вообще». (Пассивность, безволие, безликость).

Вернемся к Соловейчику:

«Одним детям говорят «нельзя, нельзя», и оно превращается в «не могу», а в других случаях этого превращения почему-то не происходит…Можно заметить, что превращение «нельзя» в «не могу» почти всегда совершается в сфере «внешнего стыда», стыда разоблачения. Глубинный человеческий стыд при нарушении правды не воспитывается запретами «нельзя, нельзя». У него другой корень - совесть.

Стыд внушить нельзя, природа стыда не позволяет внушать его. Можно тысячу раз повторять мальчишке: «Тебе должно быть стыдно!» - но ему не стыдно, и он ничего не может с собой поделать, даже если чувствует себя виноватым в том, что ему не стыдно.

Чтобы ребенка мучила совесть, чтобы он знал, что такое стыд, его нельзя стыдить. Стыдить - облегчать совесть. Сила стыда зависит не от того, насколько часто мы стыдим, а от того, насколько мы уважаемы подростком, насколько мы ему близки и дороги».

3. Работа в группах

Задание № 1.

Составьте перечень воспитательных действий педагога, продолжив фразы:

- «В ходе подготовки внеурочного занятия (урока) педагог занимается именно воспитанием, если…»

- «В процессе проведения внеурочного занятия (урока) педагог занят именно воспитанием, когда…»

- «Судя по результатам проведенного мероприятия (урока), можно утверждать, что педагог осуществляет процесс воспитания, если…»

После 10 – 15 минут обсуждения представьте размышления от своей группы.

Задание №2.

Индивидуально ознакомьтесь со списком воспитательных действий.

Отметьте зеленым цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете чаще всего.

Отметьте красным цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете редко или не применяете вовсе к своим воспитанникам.

На групповом листе воспитательных воздействий отметьте совпадения с тем, списком, который наработала группа. Что осталось вне поля внимания группы?

Соотнесите свои редко применяемые воспитательные воздействия с теми воспитательными воздействиями, которые были упущены группой?

На что обратить внимание?!

Если многое совпадает, значит выявлена общая тенденция. И нужна дополнительная информация, помощь классным руководителям от администрации, методиста, психолога.

Не совпадает – ситуация локальна. Можно работать над ней в индивидуальном ключе.

Перечень действий педагога

"Я занимаюсь именно воспитанием", если:

Создаю ситуации для объединения и сплочения детского коллектива;

Создаю ситуацию для проявления ответственности и самостоятельности, толерантности;

Учитываю возрастные особенности и жизненную ситуацию воспитанника;

Стимулирую проявление собственной инициативы ребенком;

Привлекаю в содержание воспитания жизненные факты и личный (и личностный) опыт;

Создаю ситуацию успеха;

Тренирую способность осуществлять выбор» в поле «нравственное-безнравственное» в разных жизненных обстоятельствах;

Помогаю ребенку в преодолении трудностей и снятии противоречий;

Привлекаю в процесс общения с детьми собственный жизненный, личностный опыт, но не провозглашаю: сделай, как я хочу;

Обращаюсь к формированию рефлексивных качеств личности;

В общении с воспитанниками постоянно акцентирую внимание на том, что, зачем, почему совершаю Я, ближайшее окружение, общество;

Доверяю самостоятельности детей и надеюсь на их ответственность;

Вдохновляю на участие в общем деле на благо себе и другим;

Проявляю и демонстрирую личную заинтересованность;

Создаю и поддерживаю благоприятный психологический климат и атмосферу заинтересованности совместным бытием;

Настраиваю на удовольствие, радость (для себя и других) и успех;

Поддерживаю ситуацию взаимоподдержки и помощи».

4. Чтение завершающего отрывка

Из книги Симона Соловейчика.

"Воспитание воздействиями - это пассивная педагогика. Мы наметили в голове некий курс в виде Образа Ребенка, и теперь все наши действия определяются этим. Чуть реальный ребенок отклонится, мы начинаем реагировать. Если бы он следовал по заданной траектории поведения, мы бы спали. Мы не замечаем ребенка, мы замечаем одни лишь его недостатки.

Нравственно-духовное воспитание - это активная педагогика. Мы вызываем чувство симпатии, пробуждаем добро. Сами не спим душой и не даем заснуть душе ребенка.

Педагогика целей делает упор на то, что ребенок должен знать, должен уметь, должен понимать. Она говорит нам: надо, чтобы... Надо, чтобы... Педагогика средств делает упор на то, каким путем добиваться этих всем известных «должен и должна». Она говорит: чтобы, надо... Чтобы, надо...

Чтобы дети выросли Нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, чего мы можем добиться, не посягая на него самого. Будет нравственность - будет все; не будет нравственности - ничего не будет."

В завершении семинара педагогам предлагается использовать признаки ситуации воспитания при конструировании урока и его воспитательного влияния, а также для проведения самоанализа воспитательного потенциала занятия. Раздаются памятки с перечнем признаков ситуации воспитания.

Признаки ситуации воспитания

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитанием ли мы занимаемся?

Отличается ли деятельность педагога по обучению учащихся от деятельности по их воспитанию? Педагог не только передающий знания, но и воспитывающий, совершает какие-то специфические действия. Какие именно?

Что же такое воспитание с точки зрения личностного подхода?

Воспитательная деятельность – это: педагогическая деятельность, направленная на развитие у ребенка субъективного нравственного опыта посредством включения его в ситуацию преобразования собственной жизни; помощь педагога в создании школьником собственного субъективного опыта; организация волевых, нравственных усилий по работе со своим внутренним миром; создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника;

«включение» школьника в такую ситуацию, в которой он бы мог пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту; это своеобразное «включение» школьника в цепь с обытий и их педагогическое сопровождение в событийном пространстве; создание педагогом условий для поиска и обретения школьником смыслов ответственного, активно- творческого отношения к образованию, а также для переноса этого опыта в область проектирования собственной жизни.

Цель воспитания – формирование нравственной культурной личности.

«Детей не надо воспитывать - с детьми нужно дружить». С. С оловейчик

«В ходе подготовки внеурочного занятия педагог занимается именно воспитанием, если …» « В процессе проведения внеурочного занятия педагог занят именно воспитанием, когда …» « Судя по результатам проведенного мероприятия, можно утверждать, что педагог осуществляет процесс воспитания, если …»

Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Признаки ситуации воспитания (или воспитательные действия педагога)

Поддержка педагогом-воспитателем собственных усилий ребенка по нравственному самоизменению.

Становление ребенка как союзника воспитателя в преодолении собственной недостаточности, в «усилии над собой».

Акцентирование внимания педагога на сфере ценностей и смыслов совершаемых ребенком поступков, а не на внешних атрибутах и регламентации его деятельности.

Побуждение воспитанника к проявлению отношения к другому человеку как самоценности.

Формирование педагогом нравственных способностей воспитанника (к самоотдаче, к свободно избираемому нравственному поступку, к другодоминантности и т.п.).

Включение воспитанника в творческую (созидающую) жизнь с постоянной рефлексией ее целей и смыслов, каждого дела и поступка,

Побуждение воспитанника к проявлению волевого усилия, напряжения, стремления увести себя с «легкого пути»; жить по своему индивидуальному плану; помощь в продвижении по собственной траектории.

Фиксирование учителем-воспитателем внимания не на процессе и результате предметной деятельности, а на том изменении в поведении, сознании, нравственно-смысловой сфере личности (или возможности его), которое ожидаемо.

Формирование активной позиции воспитанников в процессе приобретения знаний, в социальных проектах, вследствие чего в их деятельности реализуются черты добровольности, мотивированности, самоорганизации.

Включение школьника в ситуации-события, ставящие его перед необходимостью проявления личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслотворчества, ответственности, воли, творчества, произвольности и др.) при решении экзистенциальных вопросов.


Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...