Семинар практикум игры для развития фонематического слуха. Семинар-практикум для педагогов

Елена Гайдар

Цель - обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с ОНР .

Задачи :

Заинтересовать родителей речью собственного ребенка.

Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по .

Участники семинара : родители старших дошкольников , учитель-логопед - ведущий практикума.

Продолжительность : 40 минут- 1 час.

Оборудование : презентация в Power Point «Развиваем фонематический (речевой) слух », аудиозаписи природных и бытовых шумов, компьютерная игра «Развитие речи . Учимся говорить правильно» , памятка-консультация для родителей «Упражнения для », красная и синяя вазы, искус-ственные цветы.

Предварительная подготовка

1. Подбор и изучение литературы по теме семинара .

2. Оформление презентации в Power Point «Развиваем фонематический (речевой) слух ».

3. Разработка памятки-консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет ».

Ход практикума

Организационный момент.

Какой родитель не мечтает о том , чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух , это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки (материал оформлен в виде слайдов) .

1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» , «удюг» вместо «утюг» ,

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» , «клюмба» вместо «клумба» ,

3. Замены свистящих звуков ([с], [з], [ц]) шипящими ([ш], [ж], [ч], [щ]) («сапка» вместо «шапка» , «сапля» вместо «цапля» и т. д.).

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных ([р], [р"], [л], [л"]) и [й] («глачи» вместо «грачи» , «гойка» вместо «горка» и т. д.).

Чтобы этого не случилось, позаботимся об этом прямо сейчас - поиграем в игры занимательно- развлекательного характера , которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка .

Выступление учителя-логопеда с сообщением «Речевой и неречевой слух »

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух , какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе .

Что такое слух ? Это способность человека с помощью ушей восприни-мать звуки и ориентироваться по ним

в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух - это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько аудиозаписей бытовых и природных шумов, а родители определяют , какие это звуки).

Речевой слух - это слух на звуки речи , то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического ) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, - что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла» превращается во «мглу» , «лес» в «лису» , «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия , которое содержит в себе два компонента : фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие - первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного года до 4-х лет.

Звуковой анализ - это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.

Развитие речи , включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения : письменная речь формируется на основе устной, и дети,

страдающие недоразвитием фонематического слуха , являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения) .

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха . Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей , всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Совместная деятельность логопеда и родителей , которые выступают в роли детей . (Показ презентации «Развиваем фо-нематический (речевой) слух » с обыгрыванием игр.)

Сейчас, уважаемые родители , давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей .

Игра «Будь внимательным!»

Задана - развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши) . Например : звук [р]:

л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;

ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;

нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо (например : [м], [р], [с], а мягкие звуки произносим мягко (например : [с"], [л"], [м1], звонкие согласные (например : [р], [ж], [н] и т.

д.) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например :«дуб» - в конце слышим звук [п]; «ложка» - в середине пишем букву «ж» , но слышим звук [ш]). Не забывайте о различии буквы и звука : в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например : произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, хотя пишем «молоко» .

Игра «Назови картинки»

Задача - учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. Например, картинки : машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. п.

Игра «Придумай имя»

Задача - учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например : [н] - Настя, Надя, Наташа; [в] -Ваня, Валера, Вася, Валя.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача - учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например : кот - [к], банка - [б].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]) . При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука [э]: не «эм» , не «мэ» , а чистый звук [м], например в слове «мост» .

Игра «Назови последний звук в слове»

Задана - учить выделять последний звук в слове.

Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например : дом - [м], дуб - [п].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными бук-

вами в конце ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]) .

Игра «Отгадай слово»

Задача - учить составлять слова по первым звукам предметов, изо-браженных на картинках.

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например : лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса) .

Игра «Добавлялки»

Задана - учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например : звук [ш]:. уба (шуба,. апка (шапка,. ар (шар) ; мы. (мышь, но. (нож, ду. (душ) .

Игра «Определи место звука в слове»

Задача - развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина) .

Определите, где «живет» заданный звук в слове : в начале, в середине или в конце слова. Например : звук [ш] в словах : мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине) .

Игра «Прохлопай слова»

Задача - учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например : ма-ли-на (3 слога) .

Напоминаю правило русского языка : «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов» . Для определения количества слогов можно использовать и такой прием : кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные, столько и слогов в слове.

Игра «Позови слово»

Задача - учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например : «ноооты» - ударный гласный [о].

Знакомство родителей с компьютерной игрой «Развитие речи . Учимся говорить правильно»

Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например компьютерную игру «Развитие речи . Учимся говорить правильно» {показ игры на компьютере).

Данная игра содержит занимательные задания как на развитие неречевого слуха , например «Музыканты» , «Транспорт» , «Наш дом» , «Скотный двор» , «Птичий двор» и др., так и на развитие речевого слуха , например «Голосистые звуки» , «Безголосые звуки» , «Звуки-двойняшки» , «Сердитые и ласковые звуки» .

Обмен впечатлениями от встречи

логопед раздает памятки-консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет » с описаниями игр, представленных выше.

Сейчас, уходя с семинара , выберите цветы и поставьте в вазы. Если вам все очень понравилось, вы чему-то новому научились - в красную вазу. Если не понравилось. - в синюю вазу.

Литература

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб.: «Лань» , 1999.

2. Герасимова А. С. Популярная логопедия : практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2007.

3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи . - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2005.

4. Дурова Н. В. Фонематика . Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Карасюк Н. Н. Значение пальчиковых игр для развития речи до-школьников . Практикум для родителей // Дошкольная педагогика . - 2011, № 1, стр. 63-65.

Семинар – практикум для родителей

«Формирование фонематического восприятия через игру»

Цель: Познакомить родителей детей с понятием «Фонематическое восприятие», обосновать необходимость его развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления в домашних условиях. Продемонстрировать некоторые виды игровых заданий, помочь родителям ими овладеть.

План:

1. Что такое фонематическое восприятие, фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?

2. Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

3. С помощью каких упражнений можно развивать фонематические процессы (практическая часть).

4. Подведение итогов, вопросы родителей.

5. Советы логопеда по подготовке детей к обучению в школе

Ожидаемый результат: Обучить родителей конкретным приёмам коррекционной работы. Стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству.

«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, решить более трудные задачи, чем самостоятельно…»

Л.С.Выготский

Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

слух и фонематическое восприятие;

моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи.

Сегодня мы подробнее рассмотрим роль слуха в частности фонематического восприятия, в формировании речи детей.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес). Т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне. Здесь нарушены, как перцептивная, так и сигнификативная функции, т.е. восприятие недоразвито, отсюда, нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).

У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.

Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом - шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

 Правильно произносить звуки;

 Четко произносить слова;

 Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

 Успешно освоить письмо и чтение.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов, обратите внимание на данную схему – это так называемая «Логопедическая лесенка» которая широко используется логопедами.

Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов-подсказок или выставленных картинок.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

И в заключение хочу отметить, что правильное произношение у детей зависит от фонематического слуха, развитие которого происходит только при общении с взрослыми. Поэтому очень важно, чтобы Вы следили за своей речью, говорили четко и ясно. Однако многие родители не обращают внимания на невнятную речь ребенка, некоторые даже умиляются и начинают сюсюкаться со своими детьми, подделываются под детскую речь, употребляют слишком много слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, что тормозит речевое развитие ребенка. Есть родители, которые просто не замечают недостатков в произношении некоторых звуков.

Помните, что у ребенка с недостатками произношения затрудняется общение с незнакомыми взрослыми и с детьми, которые могут не понять его и посмеяться над ним. Такие дети нередко становятся замкнутыми и раздражительными, с трудом находящими место в кругу сверстников и испытывают большие трудности при обучении в школе. Благодарю за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Этапы работы по развитию фонематического слуха

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери

и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.

- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

- Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

- Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

- Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

- Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

- Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!

Оксана Терёшина

Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия.

План семинара

1. Использование игровых технологий в развитии фонематических технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников. (доклад)

2. Блиц -опрос.

3. Работа в микрогруппах

4. Игры на развитие фонематического слуха (практикум)

5. Презентация воспитателями игр на развитие фонематического слуха у дошкольников.

6. Анкетирование педагогов.

7. Разное.

ХОД СЕМИНАРА,

1. Выступление докладчика

2. Блиц-опрос

Что такое

Фонематический слух;

Фонематическое восприятие;

Фонемный анализ.

Сколько существует этапов по формированию фонематического восприятия

Л. С. Выготским был введен термин «фонематический слух» , который включает в себя 3 речевые операции:

Способность слышать есть данный звук в слове или нет;

Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Несколько позже Д. Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие» . Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

Умение определять линейную последовательность звуков в слове;

Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

Осознание или подсчет количества звуков в слове.

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ , включающий:

1. выяснение порядка следования фонем в слове;

2. установление различительной функции фонем;

3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку. Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

Профессор Л. С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Что такое фонематическое восприятие ? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

3. Работа в микрогруппах.

Каждой микрогруппе написать по 2 этапа с указанием в какой возрасной группе будет осуществлять работа

I этап - узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти.

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Этим целям служит целый ряд игр.

III этап - различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап - дифференциация слогов.

V этап - дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух - и трехсложные слова. Необходимо объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.)

4. Игры на развитие фонематического слуха (практикум)

Каждой микрогруппе даётся по 3 игры. Необходимо определить на каком этапе формирования фонематического восприятия их можно использовать и в какой возрастной группе.

1 микрогруппа

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы. (1 этап -узнавание не речевых звуков)

Д/у «Три медведя»

Цель: формировать у детей умение произносить соответствующие реплики изменяя тембр и высоту голоса. (2 этап- различение высоты, силы, тембра голоса)

Д/у «Звуковая цепочка»

Цель: формировать у детей умение определять последний звук в слове и придумывать новое слово, начиная с этого слова. (6 этап- развитие навыков элементарного звукового анализа)

2 микрогруппа

Д\У «Живые звуки, слоги»

ЦЕЛЬ: формировать у детей умение синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

ХОД ИГРЫ: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:

Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».

Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».

Оля, ты главный звук «и».

Вера, ты второй звук слова «дно»

Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось. (V этап-дифференциация фонем)

Д/У «Верно-неверно»

Цель; формировать у детей умение услышать правильный вариант произношения.

(III этап-разлечение сходных по звучанию слов)

Д/У. «Жмурки»

ЦЕЛЬ: формировать у детей умение с завязанными глазами двигаться в сторону звенящего бубна (Iэтап- узнавание не речевых звуков).

3 микрогруппа

Д\У «Звуковые прятки»

Цель игры: развитие фонематического слуха; развитие внимания

Материал: мяч.

Ход игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т. д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся. (VI этап- развитие навыков элементарного звукового анализа)

Дидактическая игра «КузовОК»

Цель игры: развивать фонематический слух; учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».

Материал: красивая коробочка или корзинка, фишки.

Ход игры: Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек. (IV этап- дифференциация слогов)

5. Презентация воспитателями игр на развитие фонематического слуха у дошкольников.

6. Анкетирование педагогов.

1. Какие методики по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?___

2. При составлении конспекта занятия, какие методические пособия Вы используете?___

3. Какова основная цель развития фонематического восприятия у детей в дошкольном возрасте?___

4. Сформулируйте задачи развития фонематического слуха и восприятия в своей возрастной группе___

5. Какие методы и приёмы развития фонематического слуха и восприятия Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей?___

6. Что в работе по воспитанию фонематического слуха и восприятия Вы считаете наиболее актуальным для детей вашей возрастной группы?

7. Каким формам работы с детьми Вы отдаёте предпочтение при воспитании фонематического слуха и восприятия?

8. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? ___

9. Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи? ___

10. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе по воспитанию фонематического слуха и восприятия? ___

11. В чём, по вашему мнению, должна заключаться помощь воспитателю группы со стороны методиста и логопеда детского сада? ___

12. В чём, по вашему мнению, заключается самостоятельная работа воспитателя в данном направлении?___

7. Подведение итогов семинара-практикума.




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Улыбка»

Семинар – практикум для педагогов по теме:

«Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель

Ярикова Наталья

Евгеньевна

п.г.т Малиновский

2013

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума : Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.

Задачи:

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия. ·

I. Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить с помощью игр

1. «Гуление». Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам, повторяя звуки и слоги.
2. «Ладушки». Хлопая в ладоши, приговаривая текст. Учите ребенка выполнять действия под стишок.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Можно предложить ему ряд игр:

2. «Разведчики». Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.

Трехлетний ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми. Используем следующие игры:

1. «Угадай, кто пришел», «Договори стишок». Подобрать потешки, считалки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривать последнее слово или последний звук.

2. «Петрушка ошибается». В гости пришел Петрушка. Он просит научить произносить его слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки, удивляется и просит разъяснить ошибки.

По данным Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

Предлагаю игры:

1.«Какие бывают слова?» Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко), слова звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова (шепот).

2. «Верни слово». Взрослый называет слово шепотом, а ребенок его повторяет, как бы «возвращает» обратно.

Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков, по этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Эти нарушения звукопроизношения особенно коварны тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

II. В общей системе работы по развитию фонематического восприятия большое место занимают игры и игровые упражнения:

У детей младшего возраста:

игры, которые направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

Игры на определение направления звучания.

игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности

Например, с детьми младшего возраста проводят следующие игры:

“Что звучало?”

развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”.

“Шуршит,

трещит”

дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”.

“Где колокольчик (барабан, погремушка)?”

определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: “впереди”, “сзади”; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки.

“Где позвонили?”

определять направление звука; понимать и употреблять наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”.

“Дождь льет и капает”

различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний).

“Прискакал или пришел?”

развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику.

“Веселые куклы”

соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий и тихий звуки.

“Фрукты”

различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”.

“Коробочка

гремит”

дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки.

“Найди пару”

дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.

“Высокие - низкие”

одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.

“Собака и щенок”

развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки.

“Дождик”

слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: “длинная – короткая” (дорожка), “долгий – короткий” (звук).

“Нарисуй звук”

слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания.

В среднем возрасте:

игры, направленные на развитие у дошкольников умения выделять заданное слово из ряда других.

игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать громкое и тихое, “высокое – низкое” звучание, определять длительность звучания речевых звуков.

Игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать гласные звуки из ряда других.

игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать звуки речи.

игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать слоги.

игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять количество услышанных речевых звуков.

“Будь внимательным”

выделять заданное слово из ряда других.

“Кто самый внимательный?”

выделять заданное слово из текста.

“В лесу”

дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко.

“Медведица и медвежонок”

развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким голосом.

“Вьюга воет, а ветерок помогает”

развивать слуховое восприятие, определять длительность звучания речевых звуков.

“Успокой Таню”

выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “плачет”, “уронила”.

“Дадим ромашке попить”

учить выделять гласный А из ряда других.

“Паровозик”

выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “бежит”, “гудит”.

“Песни леса”

продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух, выделять гласный У из ряда гласных звуков.

“Угадайка”

дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; развивать мелкую моторику.

“Дом большой - дом маленький”

дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику.

“Повтори за мной”

дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах.

“Повторялки”

развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги.

“Аленушка-ревушка”

учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память.

“Весенний дождик”

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие слов, близких по звуковому составу; координировать речь с движением.

Предложенные игры и игровые упражнения значительно повышают интерес у детей в непосредственной образовательной деятельности. Всё это положительно влияет на процесс развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста (Приложение 1).

Параллельно ведётся работа с родителями в виде папок – передвижек, консультаций, рекомендаций, памяток, индивидуальных бесед (Приложение 2,3,4).


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17

Семинар – практикум

«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста».

Подготовила: учитель-логопед

Мокрушина Е.С.

г. Сарапул.

Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.

Задачи:

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия.

Ход семинара.

    Выступление.

Всем известно, что ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить с помощью игр

1. «Гуление». Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам, повторяя звуки и слоги.
2. «Ладушки». Хлопая в ладоши, приговаривая текст. Учите ребенка выполнять действия под стишок.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Вопрос: Как проверить, развит ли у ребенка фонематический слух? (ответы педагогов)

Предлагаем по картинкам: покажи, где коза, а где коса, ложки-рожки и т. д.

Хлопни в ладоши, если услышишь звук С.

Если развит фонематический слух, то ребенок различает смысл сказанного взрослым. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет.

На основе фонематического слуха мы формируем фонематическое восприятие.

Д. Б. Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие», которое включает в себя 3 операции:

умение определять линейную последовательность звуков в слове;

умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

осознание или подсчет количества звуков в слове.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова.

Отвечает на вопросы:

Сколько слогов в слове «сок»?

Сколько в нем звуков?

Какой согласный звук стоит в конце слова?

Какой гласный звук в середине слова?

Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонематический анализ, мы его называем з вуковой анализ .

Звуковой анализ - умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Однако сейчас принято объединять эти два понятия.

В настоящее время появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, педагоги, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

При звуковом анализе выделяют 4 гласные буквы, которые иногда образуют сразу два звука, а не один. Эти буквы: "Е", "Ё", "Ю", "Я". Их называют йотированными .

Наблюдается произвольное знакомство с буквами без учета онтогенеза обозначаемых ими звуков (т.е. последовательности их развития), что приводит к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

Поэтапность появления звуков у детей отображена в таблице. Именно этот принцип следует сохранять при составлении рабочей программы по грамоте.

Последовательность появления звуков у детей

А

И Ы У

Ф В

Т Д

К Г

С З Ц

Ш Ж

Ч Щ

Л Р

Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]...Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

не учитываются правила орфоэпии (классическое правильное произношение слов; принятые правила произношения звуков и сочетаний звуков в словах):

По этим правилам мы знаем, что

Звонкие согласные на конце слова оглушаются ЗУБ - [ЗУП], таз – «тас», снег – «снек»,

- глухие согласные в середине слова могут озвончаться просьба – «прозьба»,

Мягкий согласный может смягчать предыдущий твердый согласный ветви- «ветьви»

Удвоенная согласная буква обозначает один звук: шоссе, Анна.

Гласные звуки в предударной позиции произносятся по-другому КОМОК - [КАМОК], огурец- «агурец», шестой – «шистой», петух – «питух»

Вывод : речевой материал для звукового анализа необходимо подбирать так, чтобы его произношение совпадало с написанием (памятка «Слова для звукового анализа»):

прямые и обратные слоги (АМ, ПА)

трехбуквенные односложные слова (СОК, СУК)

двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ.)

трехсложные (МАЛИНА) слова,

слова со стечением согласных (СТУК, САНКИ, ВОЛК)

Допуская эти ошибки, у детей при обучении грамоте могут возникнуть противоречия, что в последствии приведет к нарушению письма и чтения.

Таким образом, при обучении детей грамоте, педагоги должны иметь соответствующие знания.

2. Работа в микрогруппах.

1) «В игру играем, фонематические процессы развиваем»

(проводит микрогруппа со всеми педагогами)

Проводит учитель-логопед: Д/и «Живые звуки» (на слух)

Цель: формировать умение синтезировать отдельные звуки в слово.

Ход игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится.

Становишься первым звуком слова «Мышь».

Превращаешься в последний звук, слова «колесО».

Ты третий звук слова «коСа».

Второй звук слова «сТол» (слово: МОСТ)

Становишься последним звуком слова «меЛь».

Главный звук «И»

Превращаешься в третий звук, слова «миСка».

Ты первый звук слова «Ток» (слово: ЛИСТ)

Дети-звуки называют каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.

2) «Найди ошибки».

Очень часто мы используем готовые пособия и наглядные материалы, иногда скачиваем из Интернета. К сожалению, очень часто этот материал выполнен или оформлен методически не грамотно. Предлагаю вам найти ошибки, и объяснить их:

Распечатанные задания из интернета для изучения звуков, букв;

Ошибки в звуковой схеме;

Кубики, фишки, при обозначении символов букв;

Вывод: рассмотрим советы:

не брать изучение букв в обязательном порядке в старшей группе;

У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы.

не брать йотированные гласные, Ь, Ъ в старшей группе, в подготовительной изучают в конце года.

3.Презентация учителя-логопеда авторской игры «Рыбалка».

Цель: учить определ ять наличие (отсутствие) звука Р, Рь в слове, определять место звука в слове, дифференцировать звуки Р, Рь в слогах и словах, развивать фонематический слуха.

Оборудование: трубочка для коктейля, игровое поле – озеро, рыбки.

Ход игры .

1-й вариант игры.

Перед ребенком кладется картинка с изображением пруда. На эту картинку высыпаются рыбки на которых изображены разные картинки или слоги. Педагог просит выловить удочкой (трубочка для коктейля) слоги или картинки со звуком Р или Рь. Ребёнок ловит рыбку – втягивая воздух в трубочку. Рыбку складывает в ведёрко.

2-ой вариант игры.

Педагог просит выловить удочкой (трубочка для коктейля) слоги или картинки со звуком Р или Л где звук находиться: только в начале слова; в конце слова; в середине слова.

Разнообразные игры и игровые упражнения значительно повышают интерес у детей в непосредственной образовательной деятельности. Всё это положительно влияет на процесс развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...