Семен Яковлевич Надсон. Биография

Известный поэт. Родился в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1862 года; по отцу еврейского происхождения, мать - из русской дворянской семьи Мамонтовых. Отец - чиновник, человек даровитый и очень музыкальный, умер от психического расстройства, когда Надсону было 2 года. Оставшаяся без всяких средств с двумя детьми вдова его сначала жила экономкой и гувернанткой в Киеве, потом вышла вторично замуж. Этот брак был крайне несчастлив. В памяти поэта осталось неизгладимое впечатление от тяжелых семейных сцен, закончившихся самоубийством отчима, после чего мать Надсона, вместе с детьми, поселилась в Санкт-Петербурге у брата, но вскоре умерла. Оставшийся на попечении дяди, с которым мало ладил, Надсон в 1872 году был отдан пансионером во 2-ю военную гимназию (теперь 2-й кадетский корпус), где окончил курс в 1879 году. Поступив в Павловское военное училище, он простудился на учении. Врачи констатировали начало чахотки, и его за казенный счет отправили в Тифлис, где он провел год. В 1882 году Надсон выпущен подпоручиком в Каспийский полк, расположенный в Кронштадте. Это был лучший период его жизни, когда он впервые почувствовал некоторое довольство и отразил свое светлое настроение в одном из немногих, не отравленных тяжелым раздумьем, стихотворений:

Сбылося все, о чем за школьными стенами Мечтал я юношей, в грядущее смотря. Быстро растущая литературная известность, живой нрав, остроумный разговор, доброе сердце - все это располагало товарищей и знакомых к Надсону; его баловали и окружали всякого рода заботами и попечениями. Военная служба, тем не менее, очень тяготила Надсона, и он при первой возможности вышел в отставку (1884). Несколько месяцев он был секретарем редакции "Недели", но вскоре болезнь груди приняла такой печальный оборот, что друзья поэта при помощи литературного фонда, отправили его сначала в Висбаден, а потом в Ниццу. Ни теплый климат, ни две мучительные операции туберкулезной фистулы ноги, которые ему сделали в Берне, не привели ни к чему, и летом 1885 года друзья решили отвезти его назад в Россию. Медленно угасая, прожил Надсон еще около полутора лет сначала в Подольской губернии, затем под Киевом и, наконец, в Ялте, где умер 19 (31) января 1887 года. Много видел он хорошего за это время: популярность его все росла, вышедшее в 1885 году собрание стихотворений быстро разошлось, потребовалось второе и третье, Академия наук присудила ему Пушкинскую премию, иллюстрированные издания помещали его портреты, он получал множество сочувственных писем. Когда он в Киеве устроил вечер в пользу литературного фонда, его встретили бурной овацией, а после чтения вынесли на руках. Живя под Киевом и ища заработка, чтобы не нуждаться в помощи друзей и литературного фонда, Надсон стал писать литературные фельетоны в киевской газете "Заря". Это вовлекло его в полемику с критиком "Нового Времени" В. П. Бурениным, который в прозрачных намеках обвинил Надсона в том, что болезнь его притворная и служит для него только предлогом вымаливать пособия. Умирающий поэт, глубоко пораженный тяжким, незаслуженным обвинением, собирался ехать в Санкт-Петербург и устроить суд чести, но не был допущен к тому друзьями. Через некоторое время нападки возобновились с новой силой; последний, направленный против Надсона фельетон "Нового Времени", пришел в Ялту уже после его смерти. Его тело было перевезено в Санкт-Петербург и похоронено на Волковом кладбище. Через несколько лет, на собранные по подписке деньги, над могилой Надсона поставлен памятник. Надсон начал писать очень рано; уже в 1878 году одно его стихотворение было напечатано в "Свете" Н. П. Вагнера; затем он помещал стихи в "Слове", "Устоях", "Мысли". В 1882 году с ним пожелал познакомиться А. Н. Плещеев. Надсон считал его своим литературным крестным отцом - и, действительно, Плещеев чрезвычайно тепло отнесся к дебютанту и открыл ему дорогу в "Отечественные Записки". Помещенные здесь три стихотворения Надсона сразу обратили на него всеобщее внимание и возбудили большие надежды. С тех пор успех его стихотворений в публике все возрастал и интерес к ним не ослабевает до сих пор. В течение 10 лет собрание стихотворений Надсона выдержало 14 изданий и разошлось в количестве свыше 50 тысяч экземпляров. Право собственности на них, по завещанию Надсона, принадлежит литературному фонду, которому он, таким образом, сторицей заплатил за поддержку. Образованный путем продажи стихотворений Надсона "надсоновский капитал" фонда составляет в настоящее время около 50 000 рублей. Небывалый успех Надсона, равного которому нет в истории русской поэзии (в таком количестве до истечения срока литературной собственности не расходились ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Кольцов, ни Некрасов), многие приписывали сначала сочувствию к несчастной судьбе безвременно погибшего поэта и как бы протесту против клеветы, отравившей ему последние дни жизни. Прошел, однако, ряд лет, невзгоды забыты, а успех стихотворений Надсона остается прежним. Нужно, значит, искать его объяснение в самих стихах Надсона, тем более, что авторитетная критика мало занималась ими, относясь к Надсону, большей частью, как к поэту второстепенному. В Надсоне отразилось то переходное настроение, которым характеризуется и деятельность лучшего представителя литературного поколения конца 1870-х и начала 1880-х годов - Гаршина. Семен Надсон - олицетворение Рябинина в известном рассказе Гаршина "Художники". Подобно Рябинину, он восклицает: "Но молчать, когда вокруг звучат рыданья и когда так жадно рвешься их унять, под грозой борьбы и пред лицом страданья... Брат, я не хочу, я не могу молчать". Было время, когда "поэзия несла с собой неведомые чувства, гармонию небес и преданность мечте, и был закон ее - искусство для искусства и был завет ее - служенье красоте". Но "с первых же шагов с чела ее сорвали и растоптали в прах роскошные цветы - и темным облаком сомнений и печали покрылись девственно-прекрасные черты". Однако, отказавшись от поэзии наслаждения и безмятежного созерцания, Надсон, подобно тому же гаршинскому Рябинину, не нашел своего назначения и в борьбе со злом. Он сам очень хорошо это сознает: "И посреди бойцов я не боец суровый, а только стонущий, усталый инвалид, смотрящий с завистью на их венец терновый". Поэтому далеко не соответствует ансамблю поэтической деятельности Надсона представление о нем как о поэте "гражданском" по преимуществу. "Гражданское" настроение Надсона, как и все вообще его настроения, было глубоко искренно, но оно только часть его творческих порывов и является как бы долгом совести, исполнением того, что он считал нравственной обязанностью каждого любящего родину человека и гражданина. По чисто литературным качествам своего таланта он тяготел к лирическим порывам, чуждым тенденции. Это видно и из многих мест его критических заметок и из преобладающего характера стихотворений, которые он оставлял в своем портфеле и которые напечатаны только после его смерти, и из того, что особенно хороши в художественном отношении те стихотворения, в которых он больше поэт, чем гражданин: "На кладбище", "В глуши", прелестный "Отрывок из письма к М. В. Ватсон", грациозная пьеска "Закралась в угол мой тайком", "Сбылося все", "Снова лунная ночь", "Я пригляделся к ней", "Нет, муза, не зови", "Весной", "Умерла моя муза" (последнее стихотворение - одна из трогательнейших пьес русской поэзии, достойная стать рядом со стихотворением Никитина "Вырыта заступом яма глубокая"). Уже в одном из ранних своих стихотворений "Поэт", Надсон одновременно поклоняется двум идеалам поэзии - гражданскому и чисто художественному. В позднейших стихотворениях, рядом с призывом к борьбе, в его душе идет "мучительный спор" с сомнением в необходимости борьбы ("Чуть останусь один"); рядом с верой в конечное торжество добра ("Друг мой, брат мой", "Весенняя сказка") слагается горький вывод, "что в борьбе и смуте мирозданья цель одна - покой небытия" ("Грядущее"), царит "мгла безнадежности в измученной груди" ("Завеса сброшена") и крепнет сознание ничтожества усилий "пред льющейся века страдальческою кровью, пред вечным злом людским и вечною враждой" ("Я не щадил себя"). Наконец, иногда в душе поэта возникает коллизия с стремлением к личному счастью. В одном из популярнейших своих стихотворений Надсон с удивительной искренностью рассказал, как он "вчера еще рад был отречься от счастья" - но "сегодня весна, вся в цветах, и в его заглянула окно" и "безумно, мучительно хочется счастья, женской ласки, и слез, и любви без конца". Однако в этом отсутствии у Надсона прямолинейности нет ничего общего с неустойчивостью; его колебания, как и у Гаршина, объединены общим гуманным настроением, не холодным и надуманным, а глубоко органическим. Идеал Надсона - Христос: "Мой Бог - Бог страждущих, Бог, обагренный кровью, Бог-человек и брат с небесною душой, и пред страданием и чистою любовью склоняюсь я с моей горячею мольбою". Определение своей поэзии сам Надсон дал в стихотворении "Грезы": "Я плачу с плачущим, со страждущим страдаю и утомленному я руку подаю". В этих словах заключается и определение места, занимаемого Надсоном в истории русской поэзии. Родная дочь музы Некрасова, муза Надсона, имеет свои индивидуальные черты, которые и дороги нервному, надломленному поколению последних лет. Она более склонна к жалобам, чем к протесту, но зато и менее сурова. Не принадлежа к сильным и ярким художникам, Надсон обладает, тем не менее, серьезными поэтическими достоинствами. У него очень музыкальный, иногда образный стих, замечательно задушевный тон, а главное - он владеет большой сжатостью. Любимым изречением его было правило: "Чтобы словам было тесно, мыслям просторно". Ему удалось создать несколько очень метких поэтических формул, врезавшихся в память. Стихи - "Как мало прожито, как много пережито", "Пусть арфа сломана - аккорд еще рыдает", "Облетели цветы, догорели огни" - стали крылатыми и вошли в обиход речи. К сильным сторонам Надсона следует также причислить полное отсутствие искусственной приподнятости и риторичности. Поэзия Надсона ясна и доступна каждому среднему читателю - и может быть в этом даже главная тайна ее успеха. Критические опыты Надсона, собранные в книжке "Литературные очерки" (СПб., 1888), не представляют ничего выдающегося.
С. Венгеров.
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь"

Стихотворения поэта

«Не рвись, дитя, вперед, - не лучше впереди!»

Стихи Семена Яковлевича Надсона не каждому сегодня известны. Их читают и перечитывают, но в узком кругу ценителей истинной классической поэзии. А ведь в середине 80-гг. позапрошлого века имя его буквально гремело. Вся просвещенная молодежь, более того, - признанные мэтры литературы – все знали строки его стихов наизусть.

Биография

Семен Яковлевич не мог похвастаться счастливым детством. Он родился в не слишком благополучной семье. Достаточно сказать, что его отец имел еврейское происхождение. А отношение к представителям этой национальности было в царской России неоднозначным: немало было людей с антисемитскими взглядами, да и правительство косвенно поддерживало таких недоброжелателей – во всяком случае, препятствий не чинило.

Когда Семену было 2 года, отец его попал в психиатрическую клинику. Мать с детьми обосновалась в Санкт-Петербурге. Но она вскоре скончалась. Семена взяли на воспитание родственники со стороны матери, которые были крайне недовольны ее браком с евреем (хотя и крещеным). Когда мальчик плакал от какой-нибудь детской обиды, они презрительно говорили ему о «жидовских слезах».

Обида острой занозой застряла в сердце подростка. В общем-то, она будет отравлять ему всю недолгую жизнь…

Мальчик развивался быстро, учился охотно, в 4 года уже неплохо читал. Ему хотелось связать свою жизнь с литературой, но опекуны настаивали на военной карьере. Юноша поступил в Павловское военное училище. Однако проучился там недолго: у него началась чахотка. В целях поправки здоровья он уехал в Каспийский полк (так распорядилось училищное начальство).

Болезнь прогрессировала. Друзья уговорили Семена уехать в Висбаден и потом – в Ниццу, но существенных улучшений не было. Тогда он вернулся в Россию.

Последние годы поэта прошли в Ялте, где он скончался в 1871 году – в неполные 25 лет.

Творчество

Писать стихи Надсон начал рано. Его быстро заметили, стали приглашать к сотрудничеству в известные журналы. Он писал для журнала «Мысли», потом – для «Отечественных записок» и других изданий.

Первый сборник «Стихотворения» имел просто сумасшедший успех. После первого выхода он неоднократно переиздавался.

Популярность молодого поэта росла не по дням, а по часам. Отчасти это было обусловлено ясным, точным слогом, присущим произведениям Надсона, отчасти – высокой гражданственностью его поэзии.

В то время – тяжелое для россиян, ощущавшееся многими как темное, беспросветное, когда давление на политические и личные свободы ощущалось особенно сильно – стихи Надсона, что называется, «попали в струю». Его творчество во многом созвучно некрасовскому.

Грустные напевы

Главный мотив надсоновской поэзии – печаль о несовершенствах этого мира. Здесь сложилось воедино все: горячее сочувствие страдающим людям и искренняя боль за них, тоска из-за нереализованности в любви, давние обиды детства и горечь за свой еврейский народ, который много столетий безвинно терпит оскорбления и унижения.

«Зло вечно, – читаем мы между строк почти каждого стихотворения. – Как его победить? Возможно ли это? Или придется смириться?».

Однако наряду с осознанием собственного бессилия временами прорывается надежда. Надежда на то, что будущее не столь беспросветно, надежда на уверенного в себе лидера, который явится миру и сделает невозможное, объединит людей для борьбы со злом.

«Оглянись, - обращается Семен Надсон к современникам, - зло вокруг чересчур уж гнетет». А ведь переполненная бочка может взорваться. Поэт и жаждет, и боится этого, вот потому и не видит для своих современников лучшей доли.

Тяжелое детство, головокружительно быстрый взлет, огромная слава и тяжелая болезнь… Такой оказалась жизнь Семена Надсона, одного из выдающихся представителей российской поэзии второй половины XIX века.

Дата рождения: 26 декабря 1862 года
Место рождения: Петербург, Российская империя
Дата смерти: 31 января 1887 года
Место смерти: Ялта, Российская империя

Надсон Семен Яковлевич – русский поэт. Семен Надсон был рожден 26 декабря 1862 года в Петербурге в еврейской семье надворного советника.

Через год после рождения Семена семья переехала в Киев, а еще через год скончался его отец и мать с двумя детьми осталась одна. Выживая, она работала экономкой и преподавательницей.

В 1869 году семья вернулась в Петербург и стала жить у брата матери Семена. В Петербурге же он пошел в классическую гимназию.

Вскоре мать Семена вышла второй раз замуж и вновь уехала в Киев. Ее второй муж повесился в одной из сцен ревности, и она вновь уехала в Петербург к брату.

В 1872 году Семен стал обучаться в военной гимназии, а его сестра в Николаевском институте. Попечителем Семена стал его дядя.

В гимназии Надсон делал успехи и даже какое-то время был вторым учеником по успеваемости, но уже в старших классах увлекся литературой и начал сочинять стихи.

В гимназии же произошла его первая влюбленность, но девушка вскоре умерла, а огорченный Семен посвятил ей стихи Да, это было всё, Два горя и За что?

Христианка стали хвалить и писать на него рецензии. В 1879 году Надсон впервые выступил перед большой публикой, прочтя стих Иуда, ставший успешным и напечатанным в журнале Мысли. Вскоре стихи Надсона появились в журнале Слово.

В 1879 году он закончил гимназию и начал обучаться в Павловском военном училище, где простудился и заболел чахоткой, вследствие чего вынужден был уехать на лечение в Тифлис.

Там он одновременно лечился и писал стихи, а в 1880 году вернулся в Петербург, где понял, что не хочет быть военным, а хочет учиться в гимназии или консерватории.

В 1882 году Надсон был приглашён для публикации стихов в журнал Плещеева Отечественные записки, где опубликовал труд Три стихотворения. Это стало успехом для молодого поэта, его начали узнавать и приглашать печататься в лучших журналах того времени Дело, Устои и Русская мысль.

В том же году Надсон закончил обучение в училище и стал подпоручиком, был направлен в Каспийский полк в Кронштадте, где он жил с одним из коллег в двухкомнатной квартире. Там же он собирал своих друзей, проводил литературные встречи.

В 1883 году он серьезно заболел туберкулезом, но продолжал публиковать свои стихи.

В 1884 году он пробовал писать рецензии на сборники стихов поэтов того времени в журнале Отечественные записки, а вскоре вышла его статься о критике поэтов в журнале Еженедельное обозрение.

Вскоре он стал секретарем при издательстве Неделя по приглашению Гайдебурова.

Из-за развивающегося туберкулеза в 1885 году он покинул Петербург, чтобы полечиться сначала в Ницце, затем в Висбадене.

В Ницце ему сделали операцию, но так как она прошла неудачно ее повторили, и Семен начал поправляться и вновь творить.

В марте 1885 года вышел его первый сборник стихов, а уже в июне его здоровье вновь начало о себе давать знать, и он вынужден был уехать в Берн.

Там ему не стало лучше, поэтому через пару месяцев он вернулся на родину. В его планах было издать романс на французском и стихи на немецком, а также получить академическую премию.

В 1886 году он поехал в Киев, где планировал устроиться на работу в издательство Заря и провести благотворительный вечер в пользу Литературного Фонда.

Первый план сбылся, и Надсон стал трудиться в издательстве, писав фельетоны, критиковавшие литературу и журналистские статьи того времени. Также он начал писать рукопись Заметки по теории поэзии опубликованную уже после его смерти в1887 году.

Вечер также удалось провести, где поэт получил признание, а после него уехал в Ялту, чтобы еще раз пролечиться. Там он получил весть, что его книга была удостоена Пушкинской премии от Академии наук.

Достижения Семена Надсона:

Множество стихов и произведений, из которых около 100 стали песнями
Пушкинская премия

Даты из биографии Семена Надсона:

26 декабря 1862 года – родился в Петербурге
1869-1879 годы – обучение в гимназии
1878 год – первая публикация стихов
1879 – 1882 годы – обучение в военном училище
1882 год – работа в журнале Отечественные записки
1885 год – жизнь в Киеве и Пушкинская премия
31 января 1887 года - смерть

Интересные факты Семена Надсона:

Был похоронен рядом с Добролюбовым и Белинским
Его отец умер от психического расстройства
Имел сестру, но оставшись на попечение дяди, был разлучен с ней
Его имя носит улица в городе Пушкино, а в Киеве ему установлен памятный камень

Семён Надсон - довольно необычный поэт. Его творчество относится к периоду до начала «Серебряного века», который часто называется поэтическим безвременьем. На смену старым техникам и духу поэзии ещё не пришли новые, и поэты конца XIX века действительно выглядят немного потерянными. Стихи Семёна Надсона во многом напоминали творчество Некрасова и Лермонтова - причём последнего сам Надсон считал величайшим русским поэтом.
Жизнь Надсона сложилась весьма тяжело - он рано потерял сначала отца, а потом отчима и мать, рос в бедности. К тому же, Надсон был слаб здоровьем, долгие годы страдал от туберкулёза, и в итоге умер всего в 24 года, 31 января 1887 года. В его биографии вообще очень трудно найти хоть какие-нибудь радостные события. Разве что тот факт, что стихи Семёна Надсона незадолго до смерти были удостоены Пушкинской премии.

Детство, юность и раннее творчество Надсона
Семён Надсон родился в Петербурге 26 декабря 1862 года. Его отец был евреем, служил надворным советником, а мать происходила из дворянского рода Мамонтовых. Спустя год после рождения будущего поэта семья перебралась в Киев.
Отец Надсона умер ещё через год после этого. Недолго длился и новый брак его матери - отчим покончил с собой, а через некоторое время и Мамонтова умерла от туберкулёза. Надсона взяли на попечение родственники матери, и определили в гимназию.
Семён Надсон стихи начал писать ещё в младших классах, а в старших окончательно ощутил себя поэтом, к этому времени почти утратив интерес к учёбе. В 1878 году его стихи впервые были опубликованы - в журнале «Свет». В следующем году его уже рецензировали в «Санкт-Петербургских Ведомостях», печатали в «Мысли» и «Слове».

Военное образование и служба
В 1879 году, окончив гимназию, Надсон поступил в Павловское военное училище. Конечно, это была не него инициатива - Надсона трудно представить военным. На поступлении настоял опекун, родственник матери.
Учёба на офицера Надсона крайне тяготила - он прекрасно понимал, насколько не создан для армии. К тому же, именно здесь случилось роковое событие: в том же 1879 году Надсон заразился туберкулёзом на учениях.
Зато Семён Надсон стихи писал в тот период жизни ещё чаще и успешнее. В 1882 году ему удалось напечататься в «Отечественных записках» - ведущем литературном издании эпохи, что знаменовало собой несомненный успех. Именно к этот момент к Надсону пришло настоящее литературное признание.
В том же 1882 году Надсон стал офицером, но прослужил лишь до лета 1883, когда у него обострилась болезнь - открылась туберкулёзная фистула. При этом он не получил надлежащих условий содержания, и состояние здоровья начало резко ухудшаться. Надсон стал добиваться перевода с военной службы, и в итоге ему удалось стать секретарём редакции издания «Неделя». Он также продолжал много публиковаться.

Последние годы поэта
К 1884 году здоровье Надсона ухудшилось настолько, что его направили на лечение в Европу за счёт Литературного Фонда. Там было сделано две операции, которые лишь незначительно улучшили состояние поэта. Врачи думали, что ему не дожить до 1885 года, но Надсон неожиданно пошёл на поправку, и одновременно энергично взялся за работу. Именно в 1885 вышел единственный его прижизненный сборник.
Однако улучшение состояния было недолгим. Летом его снова оперировали, и снова неудачно. Надсон принял решение вернуться в Россию - как впоследствии пояснял, с намерением умереть в родной стране. Ему какое-то время удавалось активно печататься и даже выступать, но скоро пришлось отбыть на лечение (точнее, поддержание жизни) в Ялту.
Там Надсона и застало известие о присуждении Пушкинской премии. Одновременно с этим радостным событием (наверное, единственным в жизни поэта), он неожиданно стал объектом яростных нападок со стороны Виктора Буренина. Переживания из-за этого ещё более усугубили состояние Надсона. Поэт даже хотел приехать в Петербург для разбирательства со своим оппонентом, но так и не успел этого сделать.

Poembook, 2013
Все права защищены.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....