Сдвг синдром дефицита внимания. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (гиперкинетическое расстройство)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологическо-поведенческое расстройство, при котором наблюдается нарушение процессов внимания, импульсивность и гиперактивность. Как правило, первые симптомы появляются в детском возрасте. Именно от своевременного диагностирования расстройства зависит . Так, часто удается предотвратить дальнейшее развитие проявлений синдрома и избавиться от его основных признаков еще до подросткового возраста.

Симптомы СДВГ у детей

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут крыться и в упущении воспитания родителями, и генетике, и хронических заболеваний, и тяжелой беременности матери. Однако не зависимо от того, что же спровоцировало появление диагноза СДВГ, проявления, как правило, схожи.

Сам синдром бывает трех видов:

  1. Первый — классический, или смешанный.
  2. Второй вид СДВГ проявляется исключительно гиперактивностью — гипердинамический.
  3. Третий же представляет собой нарушение процессов внимания.

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности чаще всего диагностируются у детей в возрасте трех-четырех лет или при поступлении в школу. Ниже представлен перечень симптоматики, которая наблюдается в различном возрасте у деток.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей: характерные признаки
Возраст Симтомы
4 года Ребенок с СДВГ в 4 года постоянно активный. Он может бегать и прыгать, не преследуя особой цели или участвуя в какой-либо игре. Он плохо реагирует на замечания, может даже проявлять агрессию. Малыш не успокаивается, когда его просят. Также можно заметить рассеянность и невнимательность. cтоит отметить постоянные движения рук или ног, даже когда ребенок сидит.
5 лет Практически нет реакции на инструкции. Ребенок с СДВГ в 5 лет отказывается соблюдать правила игры. Также такие дети нередко начинают отвечать на вопросы или замечания раньше, чем взрослый закончит предложение. Игры в основном подвижные. Такой малыш просто не может спокойно сидеть. Он будет постоянно болтать, что-то рассказывать. Его будет сложнее заставить порисовать, разукрасить и т.д. То есть, если у малыша есть СДВГ, то он не будет заинтересован в играх, требующих концентрации и усидчивости.
6 лет Ребенок СДВГ в 6 лет будет постоянно разбрасывать игрушки, забывать, куда их положил. Он неаккуратен, его тяжело заставить класть вещи в одно место. Он также неусидчив и невнимателен. В таком возрасте иможет также вызвать впечатление невоспитанного. Ведь он проявляет непослушание, может переговариваться с родителями. Малыш может вмешиваться в чужие разговоры, не давать высказаться собеседнику.
7 лет С поступлением в школу проявление симптомов может усугубиться. Распознать синдром дефицита внимания в таком возрасте можно по отказу слушаться учителя, или по крайней неусидчивости на уроках. Таким деткам придется повторять дважды, причем не из-за того, что они что-то не поняли, а по причине невнимательности. Синдром дефицита внимания без гиперактивности может проявляться как неспособность концентрации на заданиях.Дети с таким диагнозом не могут длительное время концентрироваться на выполнении поставленной задачи, поэтому часто оставляют ее незаконченной. СДВГ в 7 лет заметно мешает успешному началу учебной деятельности, малыш заметно дольше адаптируется к новой среде.
8 лет При СДВГ в 8 лет проявления остаются такими же, однако имеют более болезненный характер для самого ребенка. Ведь находясь в коллективе, он неспособен соответствовать уровню успешности других учеников. При этом стоит отметить сохранность интеллектуальных способностей, соответствующих возрастным нормам. Также могут возникать проблемы в общении со сверстниками на фоне неспособности нормально с ними взаимодействовать. Совместные игры затрудняются, так как малыш часто не хочет играть по установленным правилам, или слишком бурно реагирует на замечание или собственный проигрыш.
9 лет Проявление синдрома дефицита внимания носит уже более яркий характер. заметно ниже, нежели у сверстников. Ребенок неспособен организовать собственный труд, поэтому может потребоваться постоянный контроль со стороны родителей. Также он в таком возрасте почти не способен слушать педагога во время урока длительное время. Он будет постоянно отвлекаться на другие раздражители. Как правило, детки с СДВГ в 9 лет не успевают решить задачу в отведенное время, или вовсе ее бросают.

Однако самостоятельно распознать наличие расстройства достаточно сложно. Как правило, родители впадают в панику и начинают лечение ребенка, который просто плохо воспитан. Чтобы не совершить ошибку, и вовремя определить наличие СДВГ у своего чада, нужно обязательно обратиться к специалисту, который знает нейропсихологию диагноза. Он поможет определиться с тем, что делать, если у ребенка синдром дефицита внимания, и назначить курс лечения.

Постановка диагноза врачом происходит исключительно в соответствии с общепринятыми медицинским сообществом критериями. Так, синдром дефицита внимания по МКБ – 10 (Международная классификация болезней десятого пересмотра) имеет следующие признаки, которые ранее описывались выше:

  • гиперактивность;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

Так, без ярко выраженного набора симптоматики, постановка диагноза невозможна.

Синдром дефицита внимания: отзывы родителей

Расстройство может проявлять себя по-разному и приносить немало хлопот. Однако синдром не является приговором. Опыт многих мам, чьи детки живут с диагнозом СДВГ, успешно справляются с данной проблемой. Ниже представлены отзывы и родителей детей с расстройством.

Особенности воспитания детей СДВГ: опыт родителей
Позитивный Негативный
Кира

Мы своего малыша просто обожаем именно за то, что он у нас такой необычный и активный. Другие дети мне кажутся скучными и вяленькими. Поэтому не терзайте своего ребенка, и относитесь к нему с теплом! К тому же, сейчас есть способы коррекции и помощи таким деткам.

Гость

Не могу заставить ребенка даже игрушки за собой убрать. Постоянно капризничает, не слушает. Не представляю, как он будет вести себя, когда пойдет в школу.

Гость

«…Не вижу ничего такого, чего не можно было бы преодолеть современными методами лечения… Мы сына стараемся воспитывать, при этом без акцента на то, что он какой-то не такой. И всем того советую.»

Гость

Сын пошел в прошлом году в школу. Не всегда успевает за программой. Но если контролировать выполнение заданий, то он справляется с ними на отлично даже без помощи. Так что не разделяю паники других родителей. Да, он отличается от других. Но это же не приговор.

Аноним

Не сдавайтесь! Все получится, если быть последовательным, настойчивым. Плюс, всегда будьте на стороне своего ребенка. Почаще обнимайте, целуйте дочку. Для детей с СДВГ очень важно ваше тепло.

Ознакомиться лучше с отзывами можно на сайтах www.u-mama.ru и marimama.ru.

Если вы заметили признаки расстройства, не спешите паниковать. От правильности ваших действий зависит будущее вашего малыша. Обратитесь к специалисту, пройдите диагностику и следуйте рекомендациям врача. Тогда можно успешно избавиться от большего количества симптомов СДВГ.

Окажите поддержку ребенку. Нужно понимать, что его поведение – это следствие не плохого характера, а заболевание. Поэтому проявите терпение и будьте максимально внимательны к своему чаду. Именно это обеспечит ему успех в выздоровлении и нормальной адаптации к новым условиям в школе или новом коллективе.

Синдром дефицита внимание у детей (Видео)

СДВГ – это синдром дефицита внимания и гиперактивности, который проявляется плохой концентрацией внимания, чрезмерной импульсивностью и активностью.

Как родителям определить СДВГ у ребенка?

Причины развития СДВГ у детей:

  • наследственность;
  • тяжелая беременность матери;
  • наличие тяжелых хронических заболеваний у ребенка;
  • перенесенные в младенчестве или раннем детстве опасные инфекционные заболевания.

Третья часть детей с данным диагнозом «перерастают» это состояние. Достоверно определить СДВГ у ребенка может только специалист (психиатр, психолог или невропатолог) с помощью специальных методик. Однако только родители (или педагоги) могут обратить внимание на нетипичное поведение ребенка и придать этому серьезное значение.

До момента достижения 3-5 лет родители редко могут самостоятельно определить нарушения концентрации или чрезмерную активность у ребенка. Начиная с момента посещения детского сада, родители (или воспитатели) могут заметить у ребенка сложности с концентрацией внимания.

Особенности поведения детей с СДВГ:

  • Детям с СДВГ трудно играть в развивающие или , концентрировать внимание на задании.
  • Ребенок с СДВГ не в состоянии начать задачу и довести ее до конца , он часто начинает задачи и бросает их, переключаясь на что-либо другое.
  • Проявлениями гиперактивности у детей являются частые активные движения ребенка. Он не может спокойно сидеть на месте, а стремится встать и куда-то уйти или убежать. Ему трудно тихо играть и вести себя спокойно.
  • Импульсивный ребенок не может спокойно дождаться своей очереди, перебивает других и не дает им сказать свою мысль до конца, выкрикивает на уроках, вмешивается в занятия других детей, много разговаривает не по делу. Проявления импульсивности у детей более четко заметны в позднем дошкольном или раннем школьном возрасте.

Особенно часто у детей встречается гипердинамический синдром. Ак­тивные, шумные, подвижные дети - их часто называют «шуст­риками» - привлекают к себе внимание всех, кто их видит и слышит. Основные признаки этого синдрома - двигательная расторможенность, чрезвычайная подвижность, неспособность к точным движениям, отвлекаемость, невнимательность, неуме­ние сосредоточиться на чем-либо. Пребывая в постоянном дви­жении, гиперактивный ребенок обязательно обо что-нибудь сту­кается, набивает синяки и шишки - и тут же о них забывает, поглощенный без остатка возможностью лично участвовать в бы­стротекущем процессе жизни. Он может выйти из помещения группы и даже с территории детского сада, забраться в неизвест­но куда идущий троллейбус. (Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие Под ред. Токарь О.В., Зимаревой Т.Т., Липай Н.Е. Источник )

Если у родителей или педагогов появились подозрения, что у ребенка СДВГ, то стоит некоторое время понаблюдать за ним в разной обстановке (дома, в детском саду, на улице), а потом делать соответственные выводы.

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM- IV (1994)

СДВГ классифицируется на 3 типа:

  • СДВГ с преобладанием гиперактивности/импульсивности.
  • СДВГ с преобладанием нарушения концентрации внимания.
  • Смешанный тип, который включается в себя все три симптома (гиперактивность, импульсивность, невнимательность).

Таблица для определения типа СДВГ у детей.

Критерий В виде каких признаков может проявляться при СДВГ? Что может указать родителям на СДВГ у ребенка?
Невнимательность 1. Не может сконцентрировать свое внимание на деталях. Несерьезно относится к заданиям. Не придает никакого значения своим ошибкам.

2. Ребенку очень трудно сконцентрировать все свое внимание на задании или игре.

3.Во время разговора ребенок не обращает внимания на то, что к нему обращаются.

4. Не следует никаким инструкциям. Ему очень тяжело сесть и выполнить до конца уроки, домашнюю работу или какие-либо обязанности. При этом ребенок прекрасно понимает суть задания и не протестует.

5. Ребенку тяжело организовать любую работу без посторонней помощи.

6. Старается избегать выполнения работы (как умственной, так и бытовой домашней).

7. Часто теряет различные мелкие вещи (канцелярские принадлежности, игрушки и др.).

8. Очень легко отвлекается от работы, если замечает посторонние раздражители.

9. Бывает забывчивым касательно бытовых мелочей.

Если у ребенка в течении полугода проявляется 6 и более признаков невнимательности, которые характерны для СДВГ, то это может указывать на СДВГ у ребенка.
Гиперактивность и импульсивность 1. Ребенок не может себя нормально вести. Сидя на стуле, он постоянно крутится, делает движения руками, ногами.

2.Покидает свое место, когда его покидать нельзя или не разрешено.

3. Проявляет чрезмерную двигательную активность в несоответствующих ситуациях. Пытается куда-то бежать, что-то подвигать, куда-то залезть.

4. Не может вести себя тихо на досуге. За ним нужен постоянный тщательный присмотр взрослого.

5. Находится в постоянном движении как будто «заведенный».

6. Много болтает.

7. Очень трудно дожидается своей очереди в разных ситуациях.

8. Дает ответ (часто несоответствующий) не дослушав вопрос до конца.

9. Мешает другим. Вмешивается в их деятельность, когда этого делать нельзя.

Если у ребенка в течении полугода проявляется 6 и более признаков гиперативности и импульсивности, то это может указывать на СДВГ.

Исходя с вышеперечисленных признаков, наблюдая за ребенком в течение 6 месяцев, необходимо систематизировать все проявления его характера. Диагностировать СДВГ может только специалист с профильным образованием (психиатр, психолог или невропатолог).

  • Если у ребенка присутствуют проявления всех приведенных в таблице признаков, то ставится диагноз смешанной формы СДВГ .
  • Если у ребенка за полгода наблюдений в основном проявлялись признаки невнимательности, а гиперактивность и импульсивность не так ярко выражались, то диагноз будет « СДВГ с преимущественным нарушением внимания» и, наоборот, при преобладании гиперактивности ставят диагноз «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности» .

Для уточнения диагноза СДВГ дополнительно проводят:

  • изучение истории здоровья от момента рождения;
  • психологическое обследование;
  • лабораторные и инструментальные исследования по показаниям педиатра;
  • неврологический осмотр;
  • обследование эндокринолога и назначение гормональных анализов;
  • изучение родословной.

Методики коррекции СДВГ и эффективные методы лечения у детей

  • Подход и метод лечения СДВГ должен быть индивидуальным для каждого ребенка. В первую очередь применяется немедикаментозная терапия , которая включает в себя психотерапию, педагогические методы коррекции поведения, поведенческую терапию . Целью немедикаментозного лечения является улучшение концентрации внимания ребенка на заданиях, развитие терпения, обучение корректному поведению в разных ситуациях и др.
  • В случаях, когда немедикаментозная терапия не дает желаемого эффекта, дополнительно к ней назначаются медикаментозные препараты психостимулирующего действия . Назначение психостимуляторов детям должно проводиться очень осторожно и только специалистом с высшим медицинским образованием, поскольку неправильное применение таких препаратов вызывает привыкание и ухудшает психическое состояние ребенка.

10 полезных советов родителям детей с СДВГ: как можно и как нельзя себя вести с ребенкам

10 советов о том, как стоит и как не стоит вести себя взрослым с детьми с СДВГ

Как себя вести Как не стоит себя вести
Терпеливо повторяйте свою просьбу или указание ребенку несколько раз пока он не поймет, что нужно обязательно сделать то, что требуют. Не проявляйте чрезмерной мягкости или чрезмерной жесткости к поведению ребенка. Держите себя «посредине».
Выслушивайте ребенка, когда он с вами разговаривает. Нельзя чтобы ребенок видел ссоры или недопонимания родителей.
Уделяйте ребенку достаточно внимания, не игнорируйте его. Не разрешайте при выполнении заданий, чтобы ребенок отвлекался на телевизор, мобильный телефон, планшет, компьютер, музыку и др. (уберите все отвлекающие факторы).
Сделайте для ребенка строгий распорядок дня и контролируйте, чтобы он его соблюдал. Не наказывайте ребенка за гиперактивное поведение и не проявляйте к нему агрессии.
Ограничивайте ребенку время проведения за компьютером и телевизором. Не давайте ребенку сложных заданий и поручений, которые он не сможет выполнить.
Давайте ребенку возможность отдыхать в промежутке между заданиями, не настаивайте на срочном выполнении дела. Не давайте несколько заданий одновременно. Все должно быть последовательно.
Придумайте систему вознаграждений за хорошее поведение и сделанные задания. Не давайте ребенку чрезмерной умственной нагрузки (например, не стоит в начальных классах отдавать его на различные кружки).
Чаще хвалите ребенка. Не заставляйте ребенка долгое время спокойно и неподвижно сидеть.
Помогайте ребенку приступить к началу выполнения работы, поскольку именно этот этап для него самый сложный. Не будьте инициаторами , конфликтов с ребенком.
Поощряйте времяпровождение на свежем воздухе. Не игнорируйте указания врача или специалиста при лечении СДВГ у ребенка.

Психологи Лютова Е, Монина Г. в своей книге «Шпаргалка для взрослых» советуют родителям при работе с детьми с СДВГ придерживаться следующих правил:

1.Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2.Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3.Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4.Быть драматичным, экспрессивным родителем и педагогом.
5.Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6.Посадить ребенка во время занятий рядом с педагогом.
7.Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8.Договориться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9.Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10.Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11.Поощрять ребенка сразу же, не откладывать на будущее.
12.Предоставлять ребенку возможность выбора.
13.Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Много полезной информации по воспитанию детей с СДВГ родители найдут в книге детского психиатра, психотерапевта Олега Игоревича Романчука. Интересная цитата из этой книги:

Вероятно, все мы хотя бы частично знакомы с этими детьми (с СДВГ) благодаря известному персонажу детского мультфильма Пете Пяточкину. В нем присутствуют типичные признаки этого расстройства - он гиперактивный, пребывает в беспрерывном движении и, по словам воспитательницы, «в этом мальчике, как в пушистом зайчике, спрятана необычайная прыгучая пружина». Именно из-за этой чрезмерной активности Петя создает постоянные проблемы вокруг себя: он сбивает ведро соседке, родители должны постоянно его контролировать, чтобы он куда-нибудь не сбежал, в детсаду он все переворачивает и не поддается контролю и управлению. В Пете присутствует также и импульсивность, типичная для детей с СДВГ, - увидев на противоположной стороне улицы собачку, он, не думая, не оглядываясь, не считаясь с опасностью и нарушая правила, перебегает улицу. А еще очевидны проблемы с вниманием - увлеченный игрой, мальчик просто не слышит воспитательницу… Мультфильм с блестящей точностью указывает на то, что может помочь Пете - мудрый педагогический подход, основанный на любви, терпении, понимании. Однако, к сожалению, в жизни изменения наступают не так быстро, как в мультфильме - и становятся следствием длительного, последовательного воспитания… («Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей» Романчук О. И.)

Невнимательность, синдром дефицита внимания (СДВГ): причины, симптомы, лечение

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» – дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны – при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это – различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные “деликатесы”;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания – мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания – доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (в отечественной неврологии наиболее используема аббревиатура СДВГ) представляет собой хроническое расстройство поведения, первые проявления которого приходятся на детский возраст. Традиционно заболевание рассматривают в рамках детских болезней, хотя патология также встречается среди лиц старше 18 лет.

Первое описание феномена чрезмерной детской активности и невнимательности датируется концом XVIII века. Однако сам термин «СДВГ» вошел в употребление только в начале 80-х годов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей рассматривается как медико-социальная проблема, затрагивающая вопросы неврологического, психологического и педагогического профиля .

Распространенность СДВГ во всем мире достигает 5-20%. Актуальность проблемы усиливают полиморфность клинических проявлений расстройства, вероятность возникновения нежелательных последствий заболевания во взрослом возрасте, а также неоднозначность диагностики и лечения.

Определение

Суть заболевания заключена в самом термине – характерными нарушениями являются снижение внимания и гиперактивность у ребенка. В последующем такие проявления опасны в плане развития нарушений обучения, девиантного поведения, снижения качества жизни. Патология относится к этиологически гетерогенной патологии, то есть причины СДВГ могут быть различны.

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В связи с этим термин «синдром СДВГ» неприменим.

Первые признаки СДВГ, как правило, возникают у детей старше 5 лет. Хотя изначально может иметь место субклиническая стадия заболевания с манифестацией в более позднем возрасте. Существует теория, согласно которой СДВГ, дебютируя в детстве, не купируется впоследствии, а лишь претерпевает ряд изменений. Коррекция состояния может повлиять только на количественную и качественную трансформации. Действительно, существуют некоторые отличия объективных проявлений СДВГ у детей разных возрастных групп. У дошкольников и учащихся начальной школы преобладают гиперактивность и агрессивность в общении с окружающими. Для подростков более характерными считаются дефицит внимания, тревожно-фобические расстройства, вызывающее поведение.

Причины

В основе СДВГ лежат процессы нарушения обработки внешней и внутренней информации, что и приводит к клиническим выраженным нарушениям внимания и гиперактивности. Однако четкие позиции относительно причин возникновения таких изменений до сих пор не сформулированы. Считается, что синдром имеет полиэтиологическую природу.

Изначально синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей рассматривался, как последствие органического поражения церебральных образований в результате перинатальной патологии нервной системы . Однако позже были описаны случаи развития синдрома рассеянного внимания и у детей, не имеющих структурных изменений головного мозга.

Оправданной считается и нейромедиаторная теория развития СДВГ. Согласно ей, причины гиперактивности и дефицита внимания у детей скрыты в дисфункции обменных процессов нейромедиаторов (в большей степени дофамина и норадреналина).

Также существует наследственная модель развития СДВГ. Ее сторонники указывают на более высокую частоту встречаемости расстройства среди родственников. На сегодняшний день установлено, что в формировании СДВГ участвует достаточно большое количество генов, различное сочетание которых обеспечивает вариабельность клиники.

Кроме того, не стоит упускать социальную обусловленность нарушений. Неблагоприятная обстановка в семье, конфликты с родственниками и сверстниками не выступают в качестве прямой причины СДВГ, но зачастую являются пусковым фактором развития расстройства.

Классификация и диагностика

Полиморфизм клинических проявлений синдрома дефицита внимания у детей объясняет трудности формулировки клинико-диагностических критериев. Обязательными проявлениями расстройства считаются детская гиперактивность, импульсивность и дефицит внимания . Преимущественное проявление одного из этих трех симптомов классифицирует патологию на:

  • СДВГ с преобладанием нарушений внимания;
  • СДВГ с преимущественными проявлениями гиперактивности и импульсивности;
  • комбинированную форму расстройства, в которой сочетаются клинические проявления двух предыдущих вариантов.

При этом в Российской Федерации для постановки диагноза СДВГ требуется подтвердить наличие всех трех групп симптомов. Другими словами, должна быть проведена комплексная диагностика гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания. В этом случае может быть выявлена лишь сочетанная форма патологии. Поэтому данная классификация не нашла широкого применения в отечественной неврологии.

Кроме того, необходимыми характеристиками для заключения диагноза СДВГ считают:

  • длительность клинических проявлений не менее полугода;
  • постоянство симптомов;
  • влияние проявлений болезни на все сферы жизни;
  • выраженность нарушений;
  • проблемы в обучении и социальных контактах ребенка;
  • исключение других расстройств, объясняющих имеющуюся клинику.

Специфических тестов и лабораторно-инструментальной диагностики СДВГ не разработано.

Клиническая картина

Основные клинические симптомы СДВГ сводятся к нарушениям внимания, гиперактивности у детей и импульсивности. Такие расстройства влекут за собой неспособность к обучению у детей с сохранным интеллектом. В первую очередь страдают речь, навыки письма, чтения и счета. Ребенок не справляется со школьными заданиями, делает множество ошибок из-за невнимательности, не способен самостоятельно выстроить приоритетные задачи, отказывается от помощи и советов взрослых . Крайне показательной является приверженность гиперактивных детей к фильмам и компьютерным играм с быстрой сменой кадров.

Кроме этого, ребенок становится источником постоянного беспокойства для окружающих. Он способен вмешиваться в разговоры взрослых, перебивать собеседника, брать чужие вещи без разрешения, неадекватно вести себя в обществе. Возникают трудности при общении со сверстниками, нередко проявляется агрессивность, возникают конфликты. Ребенок не может адекватно анализировать свои поступки и предугадывать их последствия. В последующем (чаще в подростковом возрасте) это может спровоцировать асоциальное поведение.

Синдром дефицита внимания у ребенка выражается главным образом в непоследовательности его действий, отсутствии активного слушания при обращении к нему, трудностях организации учебного процесса или игр, забывчивости. Дети с СДВГ обычно с охотой берутся за новые задания, но крайне редко заканчивают их до конца, стараются избегать скучных задач, часто теряют вещи, рассеянны.

Гиперактивность у детей проявляется различными формами двигательной расторможенности . Ребенок постоянно ерзает, забирается на мебель, деревья, притоптывает ногами, барабанит пальцами. Дополнительными признаками гиперактивности могут выступать нарушения сна. Как правило, дети с СДВГ спят намного меньше, чем сверстники, и крайне импульсивны. Гиперактивность чаще выявляется у детей школьного возраста и дошкольников и порой требует серьезного лечения.

Характерной особенностью неврологического статуса при этом служит отсутствие выраженного очагового дефицита.

Лечение

Терапия пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должна носить комплексный и индивидуальный характер. Невозможно изолированное лечение гиперактивности у детей без воздействия на симптомы недостатка внимания или без нормализации функции контроля над поступками. В программе коррекции имеющихся расстройств должны обязательное принимать участие неврологи, психологи, педагоги и родители.

Основная помощь ребенку сводится к модификации поведения методами психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. Медикаментозное лечение СДВГ как у детей, так и у взрослых считается нецелесообразным. Оно может быть оправдано только в случаях отсутствия эффекта от проводимой нефармакологической терапии или наличия органической природы расстройства. В этом случае прибегают к нейропротекторам, вазоактивным средствам, антиоксидантам, ноотропам. Все препараты, применяемые для устранения симптомов СДВГ, подбираются индивидуально исключительно лечащим врачом.

Преимущественная помощь предусматривают коррекцию СДВГ по следующим направлениям:

  • работа с нарушениями внимания, контролем поведения и чрезмерной двигательной активностью;
  • оптимизация социальных отношений с взрослыми и сверстниками;
  • борьба с агрессивным поведением, гневом и зависимостями (при наличии).

До того, как лечить синдром дефицита внимания с гиперактивностью, необходимо выяснить социальные факторы патологии и постараться нивелировать негативные психологические влияния в окружении ребенка.

Нейропсихологическую работу в первую очередь направляют на повышенную отвлекаемость и недостаточную организацию деятельности. Родителям и педагогам рекомендуют по возможности игнорировать вызывающие действия ребенка, максимально ограничить отвлекающие факторы во время занятий . Отдельно должна быть продумана система поощрений за хорошее поведение. Распорядок дня составляется в соответствии с возрастом и занятостью ребенка и четко выполняется. Во многом этому способствует ведение специального дневника или календаря, где отмечаются выполненные планы. Обязательным условием должно стать соразмеренное сочетание умственной нагрузки с физической активностью.

В настоящее время дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не редкость. Этому способствуют и высокие требования к современному образованию, и интенсивно развивающиеся технологические достижения, и частые социальные конфликты в семьях. При своевременной грамотной коррекции СДВГ течение патологии благоприятное. Однако задержка лечебно-диагностических мероприятий способна видоизменить симптомы болезни, сделав их более выраженными и грубыми. Подобные проявления значительно нарушают повседневную жизнь человека, мешают его социальным контактам и существенно снижают качество жизни.

Проблемы с концентрацией - настоящий бич современного общества: все больше людей жалуются на быструю утомляемость, отвлекаемость и неспособность сосредоточиться на важной задаче. Это может быть как следствием многозадачности и информационных перегрузок, так и проявлением специфического психического расстройства - синдрома дефицита внимания и гиперактивности. «Теории и практики» попытались разобраться, что такое СДВГ и как с ним справиться.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности вскрывает все слабые места психиатрии как науки: сложно найти более противоречивое, расплывчатое и загадочное расстройство. Во-первых, здесь высок риск неправильной диагностики, а во-вторых, ученые до сих пор спорят, болезнь ли это вообще или вариант нормы - а если все-таки болезнь, то можно ли считать СДВГ полноценным диагнозом или это просто набор симптомов, возможно, не объединенных одной причиной.

История исследований синдрома дефицита внимания (который получил свое нынешнее название лишь во второй половине ХХ века) началась в 1902 году, когда педиатр Георг Фредерик Стилл описал группу импульсивных, плохо усваивающих информацию детей и выдвинул гипотезу, что такое поведение не связано с отставанием в развитии. Гипотеза впоследствии подтвердилась - хотя объяснить причины этого феномена доктор так и не смог. Через 25 лет другой врач, Чарльз Брэдли, начал прописывать гиперактивным детям бензедрин - психостимулятор, производный от амфетамина. Стимуляторы оказались весьма эффективны, хотя опять-таки, в течение еще долгого времени врачи не могли понять механизм их воздействия на больных. В 1970 году американский психиатр Конан Корнецки впервые выдвинул гипотезу о том, что заболевание может быть связано с пониженным уровнем определенных нейромедиаторов в мозгу и подобные препараты помогают его повысить. Первые методы диагностики синдрома Американская ассоциация психиатров предложила лишь в 1968 году, а в России о нем заговорили только во второй половине 1990-х - и то без особого энтузиазма.

Настороженное отношение к этой теме можно понять: изучение СДВГ и выработка критериев постановки диагноза сопровождались скандалами еще с 1970-х - создателей американского справочника DSM-4 обвиняли в том, что их описания расстройства вызвали целую эпидемию гипердиагностики у детей и подростков. Некоторые врачи и родители выбрали медикаменты как путь наименьшего сопротивления: проще было пичкать трудных ребят лекарствами, чем справляться с их особенностями педагогическими методами. Кроме того, препараты амфетаминового ряда, прописываемые активным и неуправляемым детям, порой перекочевывали в арсенал их матерей-домохозяек: стимуляторы придавали сил и помогали справляться с работой по дому (самая эффектная страшилка на тему того, к чему приводит бытовое злоупотребление такими препаратами - история матери главного героя в «Реквиеме по мечте»). К тому же критерии диагностики расстройства несколько раз менялись, что также вызывало шквал критики. В результате синдром дефицита внимания оказался сильно дискредитирован и на какое-то время попал в топы «несуществующих заболеваний».

Тем не менее, опыт психиатров показал, что проблема, как ее ни классифицируй, все-таки существует: определенный процент населения испытывает трудности, связанные со слабой концентрацией внимания, неспособностью самоорганизоваться, импульсивностью и гиперактивностью. Зачастую эти особенности сохраняются и во взрослом возрасте, и проявляются достаточно сильно, чтобы создавать человеку (особенно амбициозному) серьезные проблемы в учебе, на работе и в личной жизни. Но обычно расстройство воспринимается окружающими и самим пациентом не как серьезное заболевание, а как проявление личных недостатков. Поэтому большинство взрослых с таким набором симптомов не обращается к врачам, предпочитая волевыми усилиями бороться со своим «слабым характером».

Синдром дефицита внимания вызывает у пациентов сложности еще в школе: подростку с таким диагнозом, даже если у него высокий IQ, сложно усваивать материал, общаться со сверстниками и учителями. Человек с СДВГ может с головой погружаться в тему, которая ему субъективно интересна (впрочем, как правило, ненадолго - такие люди склонны к частой смене приоритетов и увлечений) и проявлять яркие способности, но ему трудно выполнять даже несложную рутинную работу. При этом у него плохо получается планировать, а при высоком уровне импульсивности - предвидеть даже ближайшие последствия своих действий. Если все это еще и сочетается с гиперактивностью, такой подросток превращается в страшный сон школьного учителя - он будет получать плохие оценки по «скучным» предметам, удивлять окружающих импульсивными выходками, нарушать порядок и порой игнорировать социальные условности (поскольку ему будет сложно сосредоточиться на ожиданиях и требованиях окружающих).

Раньше считалось, что с возрастом расстройство «рассасывается» само собой - но по последним данным, примерно у 60% детей, страдающих СДВГ, симптомы заболевания продолжают проявляться и во взрослом состоянии. Сотрудник, неспособный досидеть до конца совещания и пропускающий важные инструкции мимо ушей, талантливый специалист, срывающий важные дедлайны, внезапно отвлекаясь на какой-то личный проект, «безответственный» партнер, неспособный организовать домашний быт или внезапно спускающий кучу денег на какую-нибудь странную прихоть - все они могут быть не просто безвольными разгильдяями, а людьми, страдающими от психического расстройства.

Проблемы диагностики

По разным оценкам, от этого заболевания страдают 7-10% детей и 4-6% взрослых. При этом популярное представление о больном СДВГ как исключительно об импульсивном непоседе уже устарело - современная наука выделяет три разновидности расстройства:

С акцентом на дефицит внимания (когда у человека отсутствуют признаки гиперактивности, но ему сложно сконцентрироваться, продолжительно работать с одной и той же задачей и организовывать свои действия, он забывчив и легко утомляется)

С акцентом на гиперактивность (человек излишне активен и импульсивен, но не испытывает значимых трудностей с концентрацией)

Смешанный вариант

Согласно американскому классификатору психических расстройств DSM-5 диагноз «синдром дефицита внимания\гиперактивности» можно установить не ранее 12 лет. При этом симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках и проявляться достаточно сильно, чтобы заметно влиять на жизнь человека.

СДВГ или биполярное расстройство? Одна из проблем диагностики синдрома - в том, что по некоторым приметам синдром пересекается с другими психическими заболеваниями - в частности, с циклотимией и : гиперактивность можно спутать с гипоманией, а быструю утомляемость и проблемы с концентрацией - с признаками дистимии и депрессии. К тому же эти расстройства коморбидны - то есть, достаточно высока вероятность заполучить одновременно и то, и другое. Кроме того, подозрительные симптомы могут быть связаны с непсихическими заболеваниями (например, тяжелой травмой головы или отравлением). Поэтому специалисты часто рекомендуют тем, кто подозревает у себя синдром дефицита внимания, перед тем, как обращаться к психиатрам, пройти обычный медицинский осмотр.

Гендерные нюансы. В прошлом году в журнале The Atlantic вышла статья о том, что у женщин СДВГ проявляется иначе, чем у мужчин. Согласно описанным в статье исследованиям, женщины с этим расстройством реже проявляют импульсивность и гиперактивность и чаще - неорганизованность, забывчивость, тревожность и интровертность.

Редакция T&P напоминает, что не стоит полностью полагаться на самодиагностику - если вы подозреваете у себя СДВГ, имеет смысл обратиться к специалисту.

Потеря контроля

В развитии СДВГ большую роль играет генетический фактор - если ваш близкий родственник страдает от этого синдрома, вероятность, что вам поставят такой же диагноз - 30%. Современные теории связывают СДВГ с функциональными нарушениями в нейромедиаторных системах мозга - в частности, с балансом допамина и норадреналина. Допаминовые и норадреналиновые пути непосредственно отвечают за исполнительные функции мозга - то есть, за способность планировать, волевым усилием переключаться между разными стимулами, гибко менять свое поведение в зависимости от меняющихся условий среды и подавлять автоматические реакции в пользу сознательных решений (это то, что нобелевский лауреат Дэниел Канеман называет ). Все это помогает нам контролировать свое поведение. Еще одна функция допамина - поддержание «системы вознаграждения», которая контролирует поведение, отвечая на «правильные» (с точки зрения выживания) действия приятными ощущениями. Нарушения в работе этой системы сказываются на мотивации. Кроме того, у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут быть отклонения и в серотониновом балансе. Это может вызвать дополнительные проблемы с организацией, чувством времени, концентрацией и контролем над эмоциями.

Расстройство или особенность личности?

Сейчас набирает популярность концепция нейроразнообразия - подход, рассматривающий разные неврологические особенности как результат нормальных вариаций человеческого генома. В сфере интересов адептов нейроразнообразия - как сексуальная ориентация и гендерная самоидентификация, так и некоторые генетически обусловленные психические заболевания, в том числе, аутизм, биполярное расстройство и синдром дефицита внимания. Некоторые ученые считают, что многие из особенностей поведения, по поводу которых выставляется диагноз СДВГ - естественные черты личности, не указывающие на наличие нездоровых отклонений. Но поскольку такие черты затрудняют функционирование человека в современном обществе, на них навешивается ярлык «расстройства».

Психотерапевт Том Хартман разработал эффектную теорию «охотника и фермера», по которой люди с СДВГ сохранили гены первобытных людей, отвечающие за поведение, оптимальное для охотников. Со временем человечество перешло на земледелие, требующее большего терпения, и «охотничьи» качества - быстрая реакция, импульсивность, восприимчивость - стали считаться нежелательными. Согласно этой гипотезе, проблема заключается лишь в постановке задач, а способность людей с синдромом к «гиперфокусировке» - сильной концентрации на субъективно интересной им задаче в ущерб всем остальным - можно рассматривать и как эволюционное преимущество. Правда, Хартмана сложно считать объективным исследователем - СДВГ диагностирован у его сына.

Но в любом случае, в этой теории есть здравое зерно: поскольку один из важнейших критериев психического здоровья - способность успешно справляться с повседневными задачами, можно сгладить многие проблемы, выбрав подходящую сферу деятельности. То есть, ту, где рутинные процессы и терпение играют меньшую роль и ценится «спринтерский» темперамент, способность к импровизации, любопытство и умение легко переключаться между разнообразными видами деятельности. Например, считается, что с СДВГ можно сделать неплохую карьеру в сфере продаж или развлечений, в искусстве и «адреналиновых» профессиях (скажем, пожарный, врач или военный). А еще можно стать предпринимателем.

Как лечиться

Медикаменты. Для лечения СДВГ все еще используются психостимуляторы, содержащие амфетамин (адерол или декседрин) или метилфенидат (риталин). Назначают и препараты других групп, например, ингибиторы обратного захвата норадреналина (атомоксетин), гипотензики (клонидин и гуанфацин) и трициклические антидепрессанты. Выбор зависит от конкретных проявлений СДВГ, дополнительных рисков (склонность к наркотической зависимости или сопутствующие психические расстройства) и желания избежать тех или иных побочных эффектов (примерный список «побочек» от разных препаратов можно посмотреть )

Поскольку в России психостимуляторы прочно осели в списке опасных наркотических веществ, недоступных даже по рецепту, отечественные психиатры используют атомоксетин , гуанфацин или трициклики.

Психотерапия. Cчитается, что при СДВГ помогает когнитивно-поведенческая терапия, которая, в отличие от многих других психотерапевтических школ, ставит акцент на работе с сознанием, а не подсознанием. Долгое время этот метод успешно использовался в борьбе с депрессией и тревожным расстройством - а сейчас появились специальные программы для лечения синдрома дефицита внимания. Суть такой терапии в том, чтобы развивать осознанность и не позволять иррациональным паттернам поведения захватить власть над жизнью человека. Занятия помогают контролировать импульсы и эмоции, бороться со стрессом, планировать и систематизировать свои действия и доводить дела до конца.

Питание и биодобавки. Можно попробовать скорректировать свой рацион в соответствии с советами зарубежной медицины. Самые распространенные рекомендации - принимать рыбий жир и избегать резких скачков уровня глюкозы в крови (то есть сказать «нет» простым углеводам). Также есть данные, показывающие взаимосвязь между недостатком в организме железа, йода, магния и цинка и усилением симптомов. По данным некоторых исследований, небольшие порции кофеина могут помочь сконцентрироваться, но большинство специалистов все-таки не советуют налегать на кофе. В любом случае, настройка рациона - скорее «поддерживающая» мера, чем полноценный способ борьбы с расстройством.

Распорядок дня. Людям с СДВГ более, чем всем остальным, требуется планирование и четкий распорядок дня. Компенсировать внутренние проблемы с систематизацией и тайм-менеджментом помогает внешний «костяк»: таймеры, органайзеры и to-do-списки. Любые крупные проекты стоит разбивать на мелкие задания и заранее закладывать в план периоды отдыха и возможные отклонения от графика.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...