Считаем по числовому столбу. О технологии "стосчет" Первая тысяча зайцев

Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители!

С сентября этого года я начала работать по методике Николая Зайцева . Если Вы тоже работаете по этой методике или решились её освоить, тогда смело читайте дальше.

В сентябре я провела 6 занятий. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что методика работает, процесс обучения детей чтению по складам у меня идет хорошо, результаты с каждым занятием растут. Вообще, я просто в восторге от методики Николая Зайцева!

В дополнение к основному комплекту Николая Зайцева я решила создать дополнительно мини-таблицы. Думаю, что будет лучше, если родители смогут ещё и дома закреплять умения и навыки своей детки при помощи мини-таблиц.

Каждая мамочка, при большом желании, сможет уделить 15 минут в день, для того чтобы пропеть по таблицам склады, придумать с ребенком несколько слов на заданные склады. Можно показывать и называть склады вразброс, ну и главное, писать по таблице любые слова.

Каждая часть таблицы в формате А4.

Свои мини-таблицы я распечатала на цветном принтере и заламинировала. В результате — получилось пособие на многие лета. Даже если Вы воспользуетесь платными услугами полиграфической фирмы, Ваши затраты окупятся уже хотя бы потому, что пособие будет служить очень долго.

Мини-таблицы можно взять с собой в дорогу. При длительной поездке на электричке, поезде или в самолете Вы можете с пользой для ребенка потратить свободное время.

Картинки увеличиваются при щелчке по ним правой кнопкой мыши.

Таблица 1 (1) верхняя часть:

Таблица 1 (2) верхняя часть.

Ждите, должен прийти и обязательно придет момент,

когда ребенок махнет на таблицу рукой, отвернется от нее и, сказав: «так проще», начнет считать в уме.

Н.А. Зайцев

Уникальная система Н. А. Зайцева эффективно работает, в ней полностью учитываются особенности детского восприятия и психологии. По содержанию учебного материала «Стосчет» значительно превосходит стандарт дошкольного образования: методика позволяет детям перейти к подсчетам в уме раньше предусмотренных традиционными программами сроков.

При создании «Стосчета» Н.А. Зайцев использовал опыт американского врача Глена Домана, который занимался лечением детей с травмами мозга. Доман выявил, что стимуляция одного из органов чувств, резко усиливает активность мозга в целом. Больным демонстрировались карточки с крупно написанными словами, эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал считанные секунды, но таких уроков в день было несколько десятков. И многие из детей, которых считали безнадежными, начинали переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читать в 3-5 лет, а более поздние тесты обнаруживали, что они по развитию обгоняют "нормальных" детей!

Метод Зайцева: весь материал, компактно выраженный, размещается и считывается со стены взглядом. Николай Александрович Зайцев отмечает: «В школе идет обучение с губы учителя на ухо ученика, а 80% информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч. Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем».

Суть математики по методике "Стосчёт Зайцева" состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы, демонстрирующей не просто количество, но и состав числа. Ребёнок сразу видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество. Технология «Стосчет» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. Там, где работают со «Стосчетами», не проходят цифру за цифрой, не изучают состав десятка, переход через десяток.

Числовая лента, висящая на стене, делает расположение чисел от маленьких к большим для ребёнка таким же привычным, как и для взрослых, имеющих представление о законе построения натурального ряда чисел. Учитывая психологические особенности дошкольника - период преобладания наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, Н.А.Зайцев предусматривает возможность моделирования чисел, манипулирования числовыми карточками, действия с числовой лентой и столбом. Сложение и вычитание чисел, которые выполняет ребенок, производятся не в уме, а с опорой на наглядность, на непосредственные действия с материалом.

Все это очень эффективно для математического развития дошкольника, для совершенствования его интеллектуальных способностей.Практические действия не остаются неизменными. Постепенно происходит их интериоризация, ребенок начинает представлять числовую ленту, столб, выполняет вычисления на основе образов чисел, а затем переходит к действиям в уме, без опоры на наглядность. Дети «перерастают» «Стосчет», совершают арифметические действия на основе абстрактного мышления.

Стандартный урок Зайцева продолжается 10-15 минут в игре. Физиологи и офтальмологи отмечают, что методики Зайцева безупречны с точки зрения охраны здоровья ребенка. В процессе обучения дети не находятся в постоянном статичном состоянии за столами, а перемещаются по комнате: меняется вид деятельности - от спокойно-статичного к подвижному и наоборот, меняется место деятельности - рабочая, игровая зона.

Это не позволяет детям утомляться. Дети могут ходить, стоять, лежать на ковре, они не портят осанку, зрение, потому что смотрят на большие таблицы. А эффект от обучения по Зайцеву будет сказываться даже при крошечных затратах времени в день. Работа со «Стосчетом» позволяет сделать математику любимой для детей.

Эффективность методики Н. А. Зайцева «Стосчет»:

· обучение ведется с огромным опережением без принуждения;

· способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.

· формирует математический стиль мышления, которому характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой;

· она экологична, то есть является здоровьесберегающей технологией;

Комплект учебных материалов для обучения дошкольников математике включает:

· полное подробное описание методики работы;

· числовую ленту;

· карточки с числами;

· числовой столб;

· схемы арифметических действий.

В чем суть технологии «Стосчет»?

Основополагающий принцип всех методик Н.А. Зайцева заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить.

Весь материал Зайцев помещает в таблицы и рекомендует размещать их на стене. Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы. Ребёнок видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество.

«Сорок семь» - слышим звуки; видим, сколько предметов представлено (кружочков); как они скомпонованы; как это число выражается цифрами, четвёрку легко соотносим с числом десятков, семёрку - с числом единиц.

Так играем или учим?

Конечно же, играем! В дошкольном возрасте любой другой путь ведет в тупик. Физиологи и офтальмологи отмечают, что методики Зайцева безупречны с точки зрения охраны здоровья ребенка. Стандартный урок продолжается 10-15 минут в игре.

В процессе обучения дети не находятся в постоянном статичном состоянии за столами, а перемещаются по комнате, это не позволяет им утомляться. Можно ходить, стоять, лежать на ковре. Не портится осанка и зрение.

Методическая система Зайцева, включающая насколько шагов, глубоко природосообразна, является основой формирования благоприятной среды развития и образования детей.

Шаг 1

Для работы потребуются одинаковые предметы, мелкие игрушки, природный материал: шишки, камушки, фасоль. Карточка для моделирования количества предметов. Кружочки одинакового цвета или пуговки, пластмассовые цифры.

Задание: Посчитайте с ребенком предметы (в пределах 2-5), назовите количество. Счет начинайте с числительного «один», а не со слова «раз». Выложите такое же количество кружочков на модели. Уточните: «Кружков столько, сколько собачек». Еще раз назовите число. Затем покажите цифру. Можно поиграть в прятки. Цифра прячется среди 2-3х других, а ребенок ее отыскивает и называет.

Постепенно ребенок поймет, что разное количество можно моделировать с помощью одних и тех же кружочков; цифрой можно обозначать количество; Если группы предметов разные, но количество их одинаковое, то они обозначаются одной и той же цифрой.

Подобные игровые упражнения должны быть непродолжительными по времени: 5-7 минут, но 3-4 раза в день. Постепенно увеличивайте количество предметов, не забывайте их менять. Приглашать ребенка к занятию лучше словами: « Давай поиграем? Пойдем, посчитаем!» Можно создать игровую ситуацию: «ты слышишь, кто-то пищит. Кто же это может быть? Давай найдем мышек. Ой, сколько их! Давай сосчитаем». Можно внести с загадочным видом красивую коробочку или чудесный мешочек: «Смотри, что у меня есть! А что там внутри? Сосчитай, сколько». Эти приемы создают у ребенка радостное настроение, учеба превращается в игру!

Шаг 2

Для работы потребуются числовые карточки из пособия Зайцева Н.А. «Стосчет» до 10, одинаковые предметы, мелкие игрушки, природный материал: шишки, камушки, фасоль в пределах 10. Карточка для моделирования количества предметов. Кружочки одинакового цвета или пуговки, набор пластмассовых цифр.

Задание: Задание аналогично первому, но после моделирования количества при помощи кружочков, надо предложить ребенку найти числовую карточку. Сравните ту модель, которую ребенок выложил сам, с нарисованной.

Шаг 3

Для работы потребуются числовые карточки из пособия Зайцева Н.А. «Стосчет» до 10, игрушки из «Киндер – сюрприза». Раздайте поровну себе и ребенку числовые карточки.

Предложите построить поезд. Карточки - это вагончики. Вагончики прицепим по - порядку. Называйте число и отыскивайте нужную числовую карточку. Если ребенок затрудняется, помогите: «вагончик четыре у тебя! На тебя цифра 4 смотрит!» Если малыш подает не ту карточку, спокойно поправляйте: «Это 8, а мы ищем 3. Вот вагончик с цифрой 3! Это 8, давай посчитаем кружочки на карточке». Или: «Их 8, а нам надо 3! вот 3, посчитай кружочки». Называйте число, приставляя вагончик к вагончику. Можно назвать все числа по – порядку. Получился поезд.

А кто же поедет на поезде? Вот и пассажиры! Лев говорит, что хочет поехать в вагончике под номером 5. А медвежонок не знает цифр, он прыгнул в этот вагончик. В каком же вагончике медвежонок? Так можно посадить несколько зверушек.

Закончить игру можно стихотворением «Мы едем, едем, едем», или переключиться на игру «поезд». Меняйте игрушки, повторяя упражнение, стройте улицу из домиков, размещайте пассажиров в автобусе или зрителей в театре, согласно купленным «билетикам». Постепенно увеличивайте длину поезда, улицы, ряда зрительного зала.

В результате, ребенок, манипулируя карточками, запоминает числа, цифры, порядок в числовом ряду, и, конечно, весело играет!

Шаг 4

Поместите числовую ленту из пособия Н.А. Зайцева «Стосчет». Пусть ребенок порадуется ее длине. Посчитайте с ним по ленте. Можно называть все числа до 100, а можно называть по - порядку знакомые ребенку числа, постепенно добавляя новые. Не забывайте показывать каждое число в ленте пальчиком или указочкой. Пусть и ребенок делает так же.

В клетках с 11-й по19-ю совершайте движения указкой справа налево, т. к. произносимые слова начинаются с элементов -один-две- с последующей добавкой – надцать, к моменту произнесения которой указка сдвигается влево к изображению десятка. В последующих клетках скользим указкой при произнесении чисел сначала по изображениям десятков, затем по изображениям единиц.

Итак, соединить все образы числа - звуковой, количественный, и графический (цифровой) - как раз и является основополагающим шагом в методике Зайцева «Стосчет».

Работа со «Стосчетом» должна быть интересной малышу. Поэтому очень важно, чтобы используемые приемы работы были привлекательными, создавали у ребенка радостное настроение, учеба превращалась в игру! Только такая работа позволяет сделать математику любимой для детей.

«У кого больше?»

Для работы потребуются:

Пособие Н.А. Зайцева «Стосчет» или «Тысяча плюс»: числовая лента, размещенная на стене (на полу, на диване); числовые карточки до 50 (затем до 99), в чудесном мешочке или красивой коробочке.

Ход игры:

В игре может принимать участие несколько участников. Каждый берет по одной числовой карточке, затем называет число (если ребенок затрудняется, число называет взрослый, а ребенок повторяет). Игроки подходят к числовой ленте и отыскивают это число, приставляя свою карточку. Выигрывает тот, у кого число больше, кто оказался правее. Именно он забирает карточки у всех игроков себе. Игра повторяется. Через некоторое время (взрослый почувствует снижение интереса ребенка) подсчитывается общее количество карточек у каждого игрока, определяется победитель всей игры. Определить, у кого оказалось больше карточек можно и другим способом: сначала один участник выкладывает свои карточки в ряд, затем второй игрок располагает свои карточки во второй ряд, карточку под карточкой. Чей ряд длиннее, тот и победил!

Резюме: Мы учим ребенка называть числа, находить их на числовой ленте. В результате ребенок поймет логику построения числового ряда: оказывается, числа расположены слева направо, от меньшего к большему. Чем больше число, тем оно правее. Кроме того, ребенок постепенно начнет хитрить: будет выбирать в коробочке или мешочке карточку побольше. И это понятно, чем больше число, тем больше карточка.

«Сонечка такая умница! Как мы считаем: «Два, четыре, шесть, восемь,

десять, одиннадцать, двенадцать!» А ведь еще два с половиной года!»

Из письма любящей бабушки

Многие родители слышали об идеях раннего развития и согласны с тем, что развивать ребенка надо начинать как можно раньше.

Известный ученый-нейрофизиолог Глен Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост, ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. Занимаясь с самого рождения по чуть-чуть в игровой форме, ребенку удастся избежать многих школьных проблем.

Во-первых, ребенок привыкнет к занятиям, ему будет интересно учиться.

Во-вторых, мозг ребенка будет готов принимать информацию, ведь этому он обучен еще с рождения.

В-третьих, у ребенка в достаточной степени сформировались высшие психические функции, позволяющие быть успешным в школе.

Таким образом, подойдя с активной позиции к раннему обучению своих детей, мы закладываем фундамент их будущего успеха в жизни. Если вы решили, что раннее развитие - это для вас, то идеально для обучения маленьких детей подходят методики Зайцева.

Николай Александрович Зайцев - педагог из Санкт-Петербурга. Потомственный учитель, окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена (филологический факультет со знанием иностранного языка). На пятом курсе побывал в Индонезии на практике. Обучая местных жителей русскому языку, он составил свою собственную программу. Вернувшись в СССР, начал преподавать русский язык для иностранцев, продолжая заниматься разработками. Работал воспитателем в детс-ком доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умст-венно отсталых, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавателем русского языка как иностранного.

Автор новых направлений в методиках обучения чтению (русский, украин-ский, татарский, английский язы-ки), преподавании грамматики (русский, украинский, казахский, английский) и математики.

Обида за соотечественников, не вполне владеющих родным языком, не давала ему покоя. Поработав в школе и поняв, что корни проблемы в раннем детстве, он стал разрабатывать обучающие программы для самых маленьких. На дворе стоял конец 70-х, и официальная педагогика не признавала никаких отклонений от курса.

Прошло более десяти лет, прежде чем пособия Зайцева поступили в продажу, и его методика начала применяться воспитателями и учителями. Уникальная система Н. А. Зайцева прекрасно работает, весьма эффективна, значительно превосходит стандарты дошкольного образования. Она нашла применение во многих государственных и коммерческих детских образовательных учреждениях России.

Может быть использована родителями в домашних условиях! Н. А. Зайцев продолжает выступать с лекциями, "плодит" учеников - "зайчистов" и фонтанирует идеями, придумывая все новые и новые пособия.

Одно из преимуществ системы Зайцева перед другими методиками раннего развития – она очень проста, легко применима в домашних условиях. Любая мама сможет сама обучать своего ребенка, сохранив время и семейный бюджет. Ведь не секрет, что оплата в развивающих центрах не всем по карману, да и систематические поездки по городу не прибавляют энтузиазма.

Остановимся на методике обучения малышей математике по Зайцеву

Первоначально комплект учебных материалов для обучения дошкольников математике назывался «Стосчет», теперь, уже дополненный, носит название «Тысяча плюс». Пособия Зайцева можно приобрести в магазинах развивающих игр и игрушек, заказать через интернет.

Что входит в комплект?

· Полное подробное описание методики работы со «Стосчетом»

· Числовая лента

· Карточки с числами

· Числовой столб

· Схемы арифметических действий

Некоторые издания вводят существенные дополнения в комплектацию.


Уникальная система Н. А. Зайцева эффективно работает, в ней полностью учитываются особенности детского восприятия и психологии. По содержанию учебного материала «Стосчет» значительно превосходит стандарт дошкольного образования: методика позволяет детям перейти к подсчетам в уме раньше предусмотренных традиционными программами сроков.

При создании «Стосчета» Н.А. Зайцев использовал опыт американского врача Глена Домана, который занимался лечением детей с травмами мозга. Доман выявил, что стимуляция одного из органов чувств, резко усиливает активность мозга в целом. Больным демонстрировались карточки с крупно написанными словами, эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал считанные секунды, но таких уроков в день было несколько десятков. И многие из детей, которых считали безнадежными, начинали переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читать в 3-5 лет, а более поздние тесты обнаруживали, что они по развитию обгоняют "нормальных" детей!

Вся многовековая традиция педагогики располагает материал в учебнике по принципу: правило - упражнение. Никогда весь материал не был собран в одном месте. Никогда не выполнялся принцип "от частного - к общему, от общего - к частному", потому что общего не существовало.

Метод Зайцева: весь материал, компактно выраженный, размещается и считывается со стены взглядом. Николай Александрович Зайцев отмечает: «В школе идет обучение с губы учителя на ухо ученика, а 80% информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч. Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем». «Раннее увлечение «словесным кодом», стало настоящей болезнью нашего образования. С 60-х годов настойчиво овладеваем загадочным «теоретическим мышлением», для чего совершенно необходимым, оказалось, расстаться со старомодной, якобы, дидактической цепочкой: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Начинать любой предмет решили сразу со словесно-логического в виде обширного пласта терминов, определений, правил, рассуждений. Буквы (конкретный образ) ещё ни одной не покажут, а термины (абстракция) уже введут: гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие, звуки, фонемы. Плюс схемы слова, плюс определения. Буквари стали начинаться безбуквенными, а учебники математики бесцифирными уроками».

[Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Обучение математике в школе].

Бедой начальных курсов математики Н. А. Зайцев считает затянутость периода знакомства с цифрами и с первым десятком.

Суть математики по методике "Стосчёт Зайцева" состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы, демонстрирующей не просто количество, но и состав числа.

Ребёнок сразу видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество. Технология «Стосчет» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. Там, где работают со «Стосчетами», не проходят цифру за цифрой, не изучают состав десятка, переход через десяток.

По методике Зайцева трех-четырехлетки знакомятся сразу с первой сотней, находят любое число на числовой ленте, выходят в решение задач и примеров на сложение и вычитание в пределах ста.

Числовая лента, висящая на стене, делает расположение чисел от маленьких к большим для ребёнка таким же привычным, как и для взрослых, имеющих представление о законе построения натурального ряда чисел. Учитывая психологические особенности дошкольника - период преобладания наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, Н.А.Зайцев предусматривает возможность моделирования чисел, манипулирования числовыми карточками, действия с числовой лентой и столбом. Сложение и вычитание чисел, которые выполняет ребенок, производятся не в уме, а с опорой на наглядность, на непосредственные действия с материалом.

Все это очень эффективно для математического развития дошкольника, для совершенствования его интеллектуальных способностей. Практические действия не остаются неизменными. Постепенно происходит их интериоризация, ребенок начинает представлять числовую ленту, столб, выполняет вычисления на основе образов чисел, а затем переходит к действиям в уме, без опоры на наглядность. Дети «перерастают» «Стосчет», совершают арифметические действия на основе абстрактного мышления.

Стандартный урок Зайцева продолжается 10-15 минут в игре. Физиологи и офтальмологи отмечают, что методики Зайцева безупречны с точки зрения охраны здоровья ребенка. В процессе обучения дети не находятся в постоянном статичном состоянии за столами, а перемещаются по комнате: меняется вид деятельности - от спокойно-статичного к подвижному и наоборот, меняется место деятельности - рабочая, игровая зона.

Это не позволяет детям утомляться. Дети могут ходить, стоять, лежать на ковре, они не портят осанку, зрение, потому что смотрят на большие таблицы. А эффект от обучения по Зайцеву будет сказываться даже при крошечных затратах времени в день. Работа со «Стосчетом» позволяет сделать математику любимой для детей.

Эффективность методики Н. А. Зайцева «Стосчет»:

· обучение ведется с огромным опережением без принуждения;

· с пособствует общему интеллектуальному развитию ребенка.

· формирует математический стиль мышления, которому характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой;

· она экологична, то есть является здоровьесберегающей технологией;

В чем суть метода Зайцева?

Основополагающий принцип всех методик Н.А. Зайцева заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить.

Весь материал Зайцев помещает в таблицы и рекомендует размещать их на стене. Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы. Ребёнок видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество.

«Сорок семь» - слышим звуки; видим, сколько предметов представлено (кружочков); как они скомпонованы; как это число выражается цифрами, четвёрку легко соотносим с числом десятков, семёрку - с числом единиц.

Так играем или учим?

Конечно же, играем! В дошкольном возрасте любой другой путь ведет в тупик. Физиологи и офтальмологи отмечают, что методики Зайцева безупречны с точки зрения охраны здоровья ребенка. Стандартный урок Зайцева продолжается 10-15 минут в игре.

В процессе обучения дети не находятся в постоянном статичном состоянии за столами, а перемещаются по комнате, это не позволяет им утомляться. Можно ходить, стоять, лежать на ковре. Не портится осанка и зрение.

Методическая система Зайцева, будучи глубоко природосообразной, является основой формирования благоприятной среды развития и образования детей.

Шаг за шагом

Как практик, более 10 лет работающий с детьми от 4 до 7 лет по «Стосчету», предлагаю задания и игры, которые будут интересны самым маленьким:

Игровые упражнения для трех-четырех леток:

Шаг 1

Для работы потребуются одинаковые предметы, мелкие игрушки, природный материал: шишки, камушки, фасоль. Карточка для моделирования количества предметов. Кружочки одинакового цвета или пуговки, пластмассовые цифры.

Задание: Посчитайте с ребенком предметы (в пределах 2-5), назовите количество. Счет начинайте с числительного «один», а не со слова «раз». Выложите такое же количество кружочков на модели. Уточните: «Кружков столько, сколько собачек». Еще раз назовите число. Затем покажите цифру. Можно поиграть в прятки. Цифра прячется среди 2-3х других, а ребенок ее отыскивает и называет.

Постепенно ребенок поймет, что разное количество можно моделировать с помощью одних и тех же кружочков; цифрой можно обозначать количество; Если группы предметов разные, но количество их одинаковое, то они обозначаются одной и той же цифрой.

Подобные игровые упражнения должны быть непродолжительными по времени: 5-7 минут, но 3-4 раза в день. Постепенно увеличивайте количество предметов, не забывайте их менять. Приглашать ребенка к занятию лучше словами: « Давай поиграем? Пойдем, посчитаем!» Можно создать игровую ситуацию: «ты слышишь, кто-то пищит. Кто же это может быть? Давай найдем мышек. Ой, сколько их! Давай сосчитаем». Можно внести с загадочным видом красивую коробочку или чудесный мешочек: «Смотри, что у меня есть! А что там внутри? Сосчитай, сколько». Эти приемы создают у ребенка радостное настроение, учеба превращается в игру!

Шаг 2

Для работы потребуются числовые карточки из пособия Зайцева Н.А. «Стосчет» до 10, одинаковые предметы, мелкие игрушки, природный материал: шишки, камушки, фасоль в пределах 10. Карточка для моделирования количества предметов. Кружочки одинакового цвета или пуговки, набор пластмассовых цифр.

Задание: Задание аналогично первому, но после моделирования количества при помощи кружочков, надо предложить ребенку найти числовую карточку. Сравните ту модель, которую ребенок выложил сам, с нарисованной.

Шаг 3

Для работы потребуются числовые карточки из пособия Зайцева Н.А. «Стосчет» до 10, игрушки из «Киндер – сюрприза». Раздайте поровну себе и ребенку числовые карточки.

Предложите построить поезд. Карточки - это вагончики. Вагончики прицепим по - порядку. Называйте число и отыскивайте нужную числовую карточку. Если ребенок затрудняется, помогите: «вагончик четыре у тебя! На тебя цифра 4 смотрит!» Если малыш подает не ту карточку, спокойно поправляйте: «Это 8, а мы ищем 3. Вот вагончик с цифрой 3! Это 8, давай посчитаем кружочки на карточке». Или: «Их 8, а нам надо 3! вот 3, посчитай кружочки». Называйте число, приставляя вагончик к вагончику. Можно назвать все числа по – порядку. Получился поезд.

А кто же поедет на поезде? Вот и пассажиры! Лев говорит, что хочет поехать в вагончике под номером 5. А медвежонок не знает цифр, он прыгнул в этот вагончик. В каком же вагончике медвежонок? Так можно посадить несколько зверушек.

Закончить игру можно стихотворением «Мы едем, едем, едем», или переключиться на игру «поезд». Меняйте игрушки, повторяя упражнение, стройте улицу из домиков, размещайте пассажиров в автобусе или зрителей в театре, согласно купленным «билетикам». Постепенно увеличивайте длину поезда, улицы, ряда зрительного зала.

В результате, ребенок, манипулируя карточками, запоминает числа, цифры, порядок в числовом ряду, и, конечно, весело играет!

Шаг 4

Поместите числовую ленту из пособия Н.А. Зайцева «Стосчет». Пусть ребенок порадуется ее длине. Посчитайте с ним по ленте. Можно называть все числа до 100, а можно называть по - порядку знакомые ребенку числа, постепенно добавляя новые. Не забывайте показывать каждое число в ленте пальчиком или указочкой. Пусть и ребенок делает так же.

В клетках с 11-й по19-ю совершайте движения указкой справа налево, т. к. произносимые слова начинаются с элементов -один-две- с последующей добавкой – надцать, к моменту произнесения которой указка сдвигается влево к изображению десятка. В последующих клетках скользим указкой при произнесении чисел сначала по изображениям десятков, затем по изображениям единиц.

Итак, Соединить все образы числа - звуковой, количественный, и графический (цифровой) - как раз и является основополагающим шагом в методике Зайцева «Стосчет».

Пособия Зайцева хороши сочетанием наглядности и системного подхода, они абсолютно конкретны и исчерпывающи одновременно.

Особенности «Стосчета»: максимальная наглядность, логичность построения, позволяющая даже самым маленьким детям осваивать простейшие алгоритмы и производить математические действия с одно и двузначными числами.

Бедой начальных курсов математики Н. А. Зайцев считает затянутость периода знакомства с цифрами и с первым десятком.

Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы.

Вся многовековая традиция педагогики не располагает материал в одном месте. Метод Зайцева: весь материал, компактно выраженный, размещается и считывается со стены взглядом.

Софья Ковалевская рассказывала, что в ее комнате (ей было 11 лет) делали ремонт, не хватило обоев, и все стены обклеили лекциями по дифференциальному исчислению Остроградского. И она несколько лет прожила, пытаясь в них разобраться. Когда у 15-летней Ковалевской появился учитель - сильный математик, он был ошеломлен ее знаниями. Ему казалось, что всю информацию, который он преподает, Ковалевская уже знает наперед. Так действует настенный материал, если его давать целиком, а не порциями в рот по ложке.

«Раннее увлечение «словесным кодом», стало настоящей болезнью нашего образования. Начинать любой предмет решили сразу со словесно-логического в виде обширного пласта терминов, определений, правил, рассуждений».[Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Обучение математике в школе]. Николай Александрович Зайцев отмечает: «В школе идет обучение с губы учителя на ухо ученика, а 80% информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч».

При создании «Стосчета» Н.А. Зайцев использовал опыт американского врача Гленна Домана, который занимался лечением детей с травмами мозга. Доман выявил, что стимуляция одного из органов чувств, резко усиливает активность мозга в целом. Больным демонстрировались карточки с крупно написанными словами, группами точек и цифрами, эти слова и числа громко произносили вслух. Весь урок занимал считанные секунды, но таких уроков в день было несколько десятков. И многие из детей, которых считали безнадежными, начинали переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читать в 3-5 лет!

«...наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическим и словесном. Умелое использование комплекса графических образов в качестве целостного задания увеличивает определённым образом пропускную способность мозга, убыстряет протекание на этой базе сложных логических рассуждений. Объяснение этому можно найти хотя бы в том, что зрительные каналы переработки информации в 100 раз мощнее слуховых». [Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Обучение математике в школе].

Именно эта технология и использована Н.А. Зайцевым в "Стосчете". Ребёнок видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество.

«Пятьдесят шесть» - слышим звуки; видим, сколько предметов представлено (кружочков); как они скомпонованы; как это число выражается цифрами, 5 легко соотносим с числом десятков, 6 - с числом единиц.

Учитывая психологические особенности дошкольника - период преобладания наглядно-образного и наглядно - действенного мышления, Н.А.Зайцев предусматривает возможность манипулирования числовыми карточками, действия с числовой лентой и столбом. Ребенок может почувствовать реальное количество, соотнести его с абстрактным значком цифры. Малыши хорошо усваивают зрительный и звуковой образы числа в пределах сотни, запоминают порядковое расположение чисел и умеют свободно ориентироваться в числовой ленте;

Таблицы Н.А.Зайцева помогают увидеть разницу между большим и меньшим числом, как увеличиваются и уменьшаются числа, что при этом меняется. Сложение и вычитание чисел, которые выполняет ребенок, производятся не в уме, а с опорой на наглядность, на непосредственные действия с материалом. Все это очень эффективно для математического развития дошкольника, для совершенствования его интеллектуальных способностей.

Способы действий просты с числовой лентой: "Прибавить", "Плюс" – иди туда, где числа больше; "Отнять", "Минус" – туда, где меньше. На числовом столбе присчитывать и отсчитывать десятки и единицы можно не сходя с места. Передвижения указки сопровождаем поначалу комментированием вслух, с увеличением скорости действий отслеживаем их только глазами, а комментируем внутренним голосом.

Практические действия не остаются неизменными. Постепенно происходит их интериоризация, ребенок начинает представлять числовую ленту, столб, выполняет вычисления на основе образов чисел, а затем переходит к действиям в уме, без опоры на наглядность. Дети «перерастают» «Стосчет», совершают арифметические действия на основе абстрактного мышления. старшем дошкольном возрасте ведется отработка навыков до автоматизма, и дети начинают складывать и вычитать числа в пределах сотни, решать задачи, совершенствуя вычислительные навыки.

Подробно о назначении и методике работы с пособиями, составляющими "Стосчет": Числовые карточки , Числовая лента , Числовой столб .

Стандартный урок Зайцева продолжается 10-15 минут в игре. А эффект от обучения по Зайцеву будет сказываться даже при крошечных затратах времени в день. Работа со «Стосчетом» позволяет сделать математику любимой для детей.

Эффективность методики Н. А. Зайцева «Стосчет»:

  • обучение ведется с огромным опережением без принуждения;
  • способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.
  • формирует математический стиль мышления, которому характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой;
  • является здоровьесберегающей технологией;

Первый "Стосчёт" выпущен в 1990г. АО"МАЗАЙ" (директор Мартьянов В.М., ведущий специалист Зайцев Николай Александрович). В настоящее время пособие переработано, значительно дополнено и выпускается под названием "Тысяча. И ещё..."

С пособием могут работать дошкольники и ученики младших - средних классов. В комплекте имеются кубы для обозначения сотен, десятков и единиц в трехзначных числах, таблицы - названия многозначных чисел, таблицы умножения и деления, таблицы возведения чисел квадрат до 100 и в куб до 1000, таблицы, позволяющие определять время по часам, познакомиться с дробями, видами углов и их градусными мерами. в 3кв. 2016 г. розничная цена 3 100.00 без учета пересылки. Заказать >>>

"Стосчёт" в первоначальном виде ООО "Методики Н. Зайцева" не выпускается.

На нашем сайте для детей 4-7 лет Вы можете заказать учебно - методический комплект "Сотня: считаем и решаем" по методике Н.Зайцева "Стосчёт" . Это систематизированные авторские упражнения, пошаговое иллюстрированное руководство.

Принципиально новое - моделирование чисел и арифметических действий; включение разнообразных сюжетных, логико-математических игр, игр с элементами информатики.

Познакомьтесь с 20-летним практическим опытом работы по методике "Стосчёт", творческим её применением в детском саду и семье. В комплекте есть всё для занятий с дошколятами! 16 видеофильмов проиллюстрируют результативность технологии.

Добавить в Анти-Баннер

Методика «Тысяча и ещё» (Зайцев) адресована дошкольникам и младшим школьникам.

В состав комплекта входит числовая лента из десяти полос, сто карточек, таблицы 1-8, шесть разновеликих кубиков и три листа картона для ленты «Часики».

Что входит в комплект «Тысяча и ещё» (Зайцев)

Числовая лента представляет собой набор картонных полос с числами от 0 до 99. Количество десятков и единиц в каждом числе наглядно показано с помощью квадратиков и кружков. На числовой ленте увязаны четыре образа числа: звуковой (произнесение), количественный (каждое число изображено точками), составной (количество десятков и единиц), и графический (цифровая запись). Четные и нечетные числа выделены цветом. Через весьма непродолжительное время дети будут находить в числовой ленте любое число от нуля до 100, получат отчетливые представления о четности и нечетности чисел, их составе (количестве десятков, единиц), цифровой записи.

С помощью числовой ленты из комплекта «Тысяча и еще» дети легко овладевают сложением и вычитанием в пределах ста. Первоклассники осваивают эти задачи уже через несколько уроков.

Следующая ступень обучения – это 100 карточек с числами. На них нет нуля, зато есть сто. Количество десятков и единиц также наглядно показано: каждое число изображено цифрами и в виде квадрата из 100 клеточек – закрашенных и пустых. С карточками можно проводить занятия по числовой ленте и без нее, осваивать сложение, вычитание, закладывать основы для восприятия умножения и деления. Карточки повторяют клетки таблицы 1.

Переход от числовой ленты к таблице 1 помогает ускорить операции по сложению и вычитанию в пределах ста, довести их до автоматизма и перейти к подсчетам в уме намного раньше предусмотренных традиционными программами сроков.

Шесть больших картонных кубиков и таблица 2 помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе. Кубики разного размера: большие для сотен, средние – для десятков, маленькие – для единиц. Для каждого разряда предусмотрено по два кубика: с четными и нечетными числами на гранях. Работая с кубиками и таблицей 2, дети наглядно видят сколько в числе сотен, десятков и единиц.

Таблица 3-4 знакомит учащихся с записью и названием многозначных чисел. Большие числа интересуют очень многих детей. Они спрашивают: «Какое число самое большое?», «Сколько это – миллион?» На эти вопросы и призвана ответить таблица 3: в ней представлены даже числа с невероятным количеством нулей – вплоть до 10 в степени 100 (гугол).

Таблица 5 поможет довести до автоматизма сложение и вычитание в пределах 20, что впоследствии пригодится для сложения и вычитания многозначных чисел столбиком.

Таблица 6 поможет еще лучше закрепить навыки счета, а также освоить умножение и деление в пределах 100.

Таблица 7 в комплекте «Тысяча и еще» (Зайцев) – это большая таблица умножения. Она выгодно отличается от той, что есть на обороте тетрадки, по многим параметрам. Во-первых, строчки и столбики разделены по уровню сложности: то, что запоминается легко – умножение на 1, 10 и первые два столбика – напечатано голубым цветом, а то, что посложнее – черным, более контрастным и ярким, а значит, привлекающим большее внимание. Во-вторых, множимое указано большой цифрой и только один раз: так гораздо проще отыскать в таблице нужную строчку. И, наконец, в-третьих, эту замечательную таблицу будет видно издалека, что особенно важно на занятиях в группе.

Таблица 8 – это наглядный список квадратов и кубов чисел. Квадраты указаны до 32 (322 = 1024), кубы до 10 (103 = 1000). Повесьте таблицу на стену – и очень скоро ребенок будет знать эти «трудные» числа назубок!

Лента «Часики» в комплекте «Тысяча и еще» (Зайцев)

Чтобы сделать ленту «Часики», разрежьте входящие в набор заготовки на полосы и расположите их на стене в одну линию. Если места не хватает, можно расположить полосы одну под другой.

На ленте изображено 60 часиков – по количеству минутных делений. Каждый циферблат представляет собой диаграмму: черным цветом показано, сколько минут прошло, а желтым – сколько осталось до конца часа. Под каждыми часиками это соотношение написано в виде дроби, а также переведено в угол. Оказывается, циферблат часов можно использовать вместо транспортира! Каждое минутное деление = 6 градусам, значит, за один час минутная стрелка «рисует» угол в 360 градусов, за 17 минут – угол в 102 градуса и так далее.

Таким образом, с помощью ленты «Часики» юный математик не только научится определять время по часам, но и познакомится с углами – острыми, тупыми, прямыми – и с их градусными мерами.

Вместе с таблицами в комплект «Тысяча и еще» (Зайцев) входит методическое пособие для педагогов и родителей. В нем подробно рассказано и показано, как работать с материалом. Последняя глава посвящена обустройству в учебном заведении палаты мер и весов. Знакомство с эталонами сделает занятия еще более интересными и наглядными, а дети добьются еще больших успехов в развитии и обучении.

Познавайте удивительный мир математики с комплектом «Тысяча и еще» (Зайцев)!

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...