Русская классика на школьной сцене - басни крылова. «… Всякий шаг вы свой должны обдумать так… Басни крылова инсценировка на 4 человека

Инсценировка Олеси Емельяновой

Продолжительность спектакля: 4 минуты; количество актеров: от 1 до 3.

Действующие лица:

Ворона
Лиса
Рассказчик

На сцене слева – ель, справа – куст.

Рассказчик

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.

Из-за куста вылетает Ворона со здоровенным куском сыра в клюве и садится на верхушку елки.

Рассказчик

На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась,
Тут на беду Лиса близехонько бежала.

Рассказчик

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша.

Голубушка, ах, как ты хороша!

Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, –
Ведь ты б у нас была царь-птица!

Рассказчик


И на приветливы Лисицыны слова

Рассказчик


Ворона сетует.

Ах, если бы я знала
Ее коварство, рта б не раскрывала.
Ни речи лживые, ни лести сладкий яд
Отныне мне ничем не навредят.
Их презираю! Им я знаю цену!
От правды отличу всенепременно!
О, жизнь! Ты мне преподала урок.

Ворона улетает.

Рассказчик

Но не пошел урок Вороне впрок.
Ей в искушенье, прочим в назиданье
Послал Господь ей снова испытанье –
Дал сыру вдвое больше.

Появляется Ворона с большущим куском сыра и тяжело взгромождается на ель.

Рассказчик

Сей же час
Ворона с ним на елку вознеслась
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Опять Лиса близехонько бежала.

Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.

Рассказчик

И снова сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.
Ворона ждет.

От пуха до пера,
Голубушка, ты лучше, чем вчера!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, в сказке!
Какие коготки! Какой носок!
А что за диво этот голосок!
Спой, светик, не стыдись! Не станешь же, сестрица,
Ты на меня за прошлое сердиться.
Тебя заслышав, соловей смутится.
Спой для меня! Ведь ты всем птицам птица!

Рассказчик

Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на уветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло.

Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.

Рассказчик

Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.
История дословно повторилась
Да и мораль ничуть не изменилась.
Я вам ее напомню простодушно:
Увы, но неискоренима лесть,
Покуда любо лис воронам слушать,
А лисам – сыр вороний есть.


Театральная миниатюра для школьников: Это всё про нас

Сценарий театральной миниатюры по басням И.А. Крылова


Цель: Обучение пятиклассников творческой интерпретации художественного текста
Задачи:
1. Способствовать формированию мотивации детей к изучению литературы
2. Работать над развитием устной речи учащихся.
3. Продолжить формирование в детях нравственных качеств
4. Укреплять межличностные отношения внутри детского коллектива

Назначение : Педагогам-предметникам в области литературы, классным руководителям, библиотекарям.

Сценарий

Звонок. Ученики с портфелями идут с уроков
1-й ученик:
Слушай, я всю неделю болела, скажи, что нам на завтра задали.
2-й ученик:
По математике мы уравнение изучали. Нужно знать правило на странице 45 и решить 2 задачи. Кажется, под номером 134 и135.
3-й ученик:
По русскому нужно термины учить в разделе лингвистика, а по литературе подготовиться к инсценировке басни.
1-й ученик:
Басня – скучно. «Слон и моська», «Квартет», «Стрекоза и муравей» - мы в началке это всё читали. А о чем? Да ни о чем!
2-й ученик:
Ты зря это… Знаешь, по большому счету, каждая басня это о нас. Вот ты сказала «Стрекоза и Муравей». Ну, допустим… А ты вот только представь себе, идут два ученика девятиклассника, или одиннадцатиклассника. Вообщем, идут они на экзамен. Да, хоть по русскому языку. Ну, один другому и говорит: Слушай, дай мне тестовую часть списать. Ну, а тот ему: а что ты, голубчик, девять лет в гимназии делал? А тот, - в футбол да волейбол играл. Ну, и как ты думаешь, что ответит ему первый?
1-й ученик: Пойди-ка, попляши.
2-й ученик: Вот именно, поэтому помни – каждая басня – это урок нам самим. Это всё о нас.
1-й ученик: Тогда на урок?
2-й ученик: А то, знаешь, как там интересно будет.

Ведущий 1:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Ведущий 2:
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский

Стрекоза и муравей

(Красивая музыка, вылетает стрекоза, танцует среди цветов. Музыка меняется. Осень.)
Ведущий 1:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Ведущий 2:
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Ведущий 1:
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Ведущий 2:
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Стрекоза:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Муравей:
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
Стрекоза:
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
Муравей:
А, так ты...
Стрекоза:
Я без души лето целое все пела.
Муравей
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Демьянова уха

Демьян:
"Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай". -
Сосед:
"Соседушка, я сыт по горло".
Демьян:
- "Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -
Сосед:
"Я три тарелки съел".
Демьян:
- "И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, -
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!"
Ведущий1:
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И - очищает всю.
Демьян:
"Вот друга я люблю! -
- Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!"
Ведущий1:
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.

Кукушка и петух

Кукушка:
«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-
Петух:
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»-
Кукушка:
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».-
Петух:
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!»-
Кукушка:
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Ведущий 1:
Тут Воробей, случась, примолвил им:
Воробей:
«Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
Все ваша музыка плоха!..»
Ведущий 1:
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
Ведущий 2:
За то, что хвалит он Кукушку.

Ворона и лисица

Ведущий 1:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Лисица:
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Ведущий 2:
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
Ворона:
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Ведущий 1:
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
Лисица:
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Ведущий 1:
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Ведущий 2:
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
Лисица:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Ведущий 1:
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
Ведущий 2:
От радости в зобу дыханье сперло, -
Ведущий 1:
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Ведущий 2:
Сыр выпал
Ведущий 1:
–с ним была плутовка такова.

Звенит звонок:
2-й ученик:

Ну, и как, интересно?
1-й ученик:
Еще как! Иногда и себя узнаю.
3-й ученик:
А мне очень жалко соседа Фоку. Бедный, так любил уху.
1-й ученик:
Да, навязчивость очень плохо – можно и друга потерять.
2-й ученик:
Тогда и мы не будем никому навязываться. Пусть каждый сам почувствует тонкий вкус иронии в баснях, когда ему случиться с ней встретиться.


Подготовила Петрунина Л.Б ., учитель начальных классов

Цели:

    Показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров героев, афористичность языка басен, близость их к разговорной народной речи;

    развивать творческие и актёрские способности учащихся;

    формировать чувство прекрасного, интерес к творчеству И.А. Крылова и литературе в целом;

    прививать любовь и интерес к чтению.

Участники : учащиеся 4 класса

Оформление:

Сцена условно делится на две части; каждая из них в нужный момент освещается и декорирована соответствующе; в правой части сцены - кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть артист в облике баснописца Крылова, на столе свеча; мультимедийная установка, презентация.

Эпиграф :

« Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов

Ход мероприятия:

СЦЕНА 1

Звучит музыкальный фрагмент. Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев на соответствующих частях сцены. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Музыка слегка приглушается.

Ведущий 1: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть – добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить – хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.

Ведущий 2: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность… И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас… Народная мудрость гласит:

Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.

Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.

Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.

Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.

Артист 5: По заслугам и честь.

Артист 6: Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука.

Артист 1: Живи своим умом, а честь расти трудом.

Артист 2: Добрая слава лежит, а дурная далеко

бежит.

Артист 3: Каков есть, такова и честь.

Артист 4: Жизнь дана на добрые дела.

Артист 5: Добрая слава дороже богатства.

Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Ведущий 2: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.

СЦЕНА 2

Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно еще уменье,

(обращаясь к залу, назидательно) …Вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Как часто и душа и совесть в вас чиста,

Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность

Язвить злословью вас дает возможность –

И ваша слава уж не та.

Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:

Не то я говорю; но только всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Звучит музыкальный фрагмент.

«Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Музыка приглушается .

СЦЕНА 3 Инсценировка басни

«Демьянова уха»

Маленький стол и 2 стула. Фока, распоясанный, доедает из тарелки остатки супа и, пыхтя, отваливается на спинку стула.

Демьян сидит напротив, но сам не ест. Встает, подливает Фоке ухи и снова садится.

Жена Демьяна – в сарафане, платке, в руках полотенце, которым она вытирает тарелки. Осуждает Демьяна за навязчивость, даже с каким-то страхом следит, как Фока доедает.

Демьян: "Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай". -

Фока: "Соседушка, я сыт по горло". - Демьян:" Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -

Фока: "Я три тарелки съел". - Демьян: "И, полно, что за счеты:

Лишь стало бы охоты,

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!" -

Жена Демьяна (неодобрительно):

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот. (Фока вытирает пот)

Однако же еще тарелку он берет:

Сбирается с последней силой

(удивленно и восхищенно) И - очищает всю. Демьян: "Вот друга я люблю! -

Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!"

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой -

Фока, выскочив из-за стола, прыгает с эстрады прямо за кулисы, а оттуда опасливо пробирается на авансцену и, отдуваясь и грозя пальцем, заявляет зрителям:

И с той поры к Демьяну ни ногой.

Крылов:

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Инсценировка басни

«Осел и Соловей»

(пение соловья)

Осёл : Осёл увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?».

(Во время пения соловья на сцену выходят, обнявшись, три девочки, с другой – два мальчика: они тоже пришли послушать пение соловья)

Соловей (дирижирует, оглядывает все кругом):

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец.

Осёл (очень важно, медленно, многозначительно) :

Осел, уставясь в землю лбом:

«Изрядно, - говорит, - сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Крылов:

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

(Все мальчики и девочки)

Викторина для болельщиков «Из какой басни фраза?»

1.Лето красное пропела

2.С ним была плутовка такова

3.А воз и ныне там

4.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

5. «Соседка, перестань срамиться» – ей шавка говорит

Инсценировка басни

«Стрекоза и Муравей»

Сле ва из глубины на авансцену выходит съежившаяся, дрожащая от холода Стрекоза. В руке – зонт в виде большого желтого кленового листа. На Муравье рабочий фартук, в руках молоток.

Чтец слева: Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

(Чтец подбрасывает вверх горсть мелко нарезанных белых бумажек, осыпая Стрекозу снегом)

Стрекоза: Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым мне листком

Был готов и стол и дом.

Чтец: Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт; (Чтец подходит к Стрекозе и участливо кладет ей руку на плечо.

Стрекоза (отталкивает его и неожиданно грубо отвечает):

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Чтец (показывает домик Муравья) Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

Стрекоза (требовательным, капризным тоном ):

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» - Стрекоза лезет в дом Муравья, не дождавшись разрешения

Муравей (выходит из-за занавеса) «Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» -

Говорит ей Муравей.

Стрекоза «До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас -

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило».

Муравей «А, так ты...» -

Стрекоз а «Я без души

Лето целое всё пела». -

Муравей «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

Муравей за плечи легонько выталкивает стрекозу из дома

Инсценировка басни «Квартет»

На сцену выбегает Мартышка со свертком нот в руках. Она ищет подходящую поляну, считает пни – прекрасно! – и зовет остальных.

Чтец: Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Мартышка : Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, - (Мартышка всех рассаживает)

Пленять своим искусством свет.

(«И-и-и раз!» - скомандовала, взмахнув прутиками, Мартышка)

Чтец Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

(Чтец заткнул уши и отбежал подальше)

Мартышка «Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Чтец Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдёт.

Осёл «Постойте ж, я сыскал секрет? -

Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Чтец Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

Звери вместе: «Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» -

Соловей «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

Им отвечает Соловей, -

Всё в музыканты не годитесь».

Викторина «Что это за басня?»

Инсценировка басни

«Свинья под дубом»

Свинья Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Ворон : «Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

Свинья «Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». -

Дуб : «Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут».

Крылов:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Инсценировка басни

«Ворона и Лисица»

Крылов:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Чтец стоит слева. Ворона держит сыр во рту (м.б.плавленый сырок в блестящей обертке)

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

(Ворона разворачивает сыр, нюхает его, зажмуривается от удовольствия и наполовину засовывает сыр в рот)

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

Слева появляется Лиса. На руке – хозяйственная сумка. Добежав до середины сцены, она останавливается, открывает сумку, достает куриное яйцо, любуется им, собирается разбить, и вдруг замирает

На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил,

Водит носом и замечает Ворону и сыр. Быстро укладывает яйцо в сумку, прихорашивается, направляется к дереву. Ворона выглядывает из-за дерева, она настороже.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Лиса, чтобы усыпить подозрения Вороны, отошла назад, уселась на пенек и продолжает говорить как бы сама с собой.

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Ворона прислушивается, высовывается из-за дерева все больше, любуется собой, вытягивая то одну руку, то другую.

Какие пёрышки! Лиса поднимается, вздыхает, идет мимо дерева, направляясь в правую кулису. Опять, как будто случайно, замечает Ворону и прямо взвизгивает от восторга.

какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

(как будто осененная мыслью, молит) Спой, светик, не стыдись!

(дирижирует И раз, и два, и три) Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё вороньё горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

(Лиса подбирает сыр, сует его в свою сумку и, послав Вороне воздушный поцелуй, убегает)

Викторина для болельщиков «Узнаем героя по реплике!»

Инсценировка басни «Волк и Ягненок»

Чтец на авансцене справа. Ягненок на корточках лицом к левой кулисе, «пьет», зачерпывая воду ладошкой. Слышится завывание Волка, потом справа выходит он сам. Идет не по прямой, а сворачивая то вправо, то влево. Натыкается на чтеца, тот испуганно шарахается от него. (Ягненок- нагрудничек, шапочка с помпоном, Волк – рукавицы с когтями)

Крылов:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Чтец Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

(Ягненок оборачивается и вскакивает)

Здесь чистое мутить питьё

Моё

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву». -

(Ягненок, трясясь от страха, даже заикаясь)

« Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его

шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу». -

(Волк прикидывается оскорбленным, он благородно возмущен)

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» -

(Ягненок с достоинством, ведь он прав)

«Помилуй, мне еще и отроду нет году», -

Ягненок говорит. «Так это был твой брат». -

«Нет братьев у меня». - «Taк это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи». -

(Ягненок обреченно) «Ах, я чем виноват?» - (Волк цинично, грубо, откровенно озлобленнно) «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». -

Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

Инсценировка басни

«Кукушка и Петух»

Чтец и Воробей – одно и тоже лицо. «Ку-ку, ку-ку!» - раздается слева. Чтец прислушивается и объявляет: «Кукушка..» «Кукареку!» - доносится справа. «Петух!» - объявляет чтец. Появляется Петух. Он занят делом – разгребая ногой землю и не глядя по сторонам. Скажут в лицо приятные слова, а потом отвернутся к зрителям, подмигнут им, передразнят друг друга втихомолку. Снова повернутся – и опять восторженные улыбки и слова. Вперемежку с текстом оба поют, принимая красивые позы, то заламывая руки, то прижимая их к сердцу. Петух вырывает из своего хвоста яркое перо и преподносит его Кукушке, а та вырывает цветок и вдевает его Петуху в петлицу.

Кукушка (насмешливо) «Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» -

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» -

«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». -

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни - что твой соловей!» -

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поёшь ты лучше райской птички.

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -

Все ваша музыка плоха!..»

Крылов:

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

На сцену выходят все артисты:

Избави Бог и нас от этаких судей.

Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды

У сильного всегда бессильный виноват

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку

Баснописец: Да, надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Все артисты (хором, обращаясь к зрителям):

Запомним: всякий шаг мы «свой должны обдумать так, /

Чтоб было не к чему злословью и придраться»!

Звучит музыкальный фрагмент.

Данные об авторе

Копылова С.А.

Место работы, должность:

МОУ средняя школа № 73, зам.директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Самарская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса:

Литературно-музыкальная композиция построена на баснях И.А.Крылова. Может быть использована как основа урока внеклассного чтения или общешкольного праздника после изучения басен.

«… Всякий шаг вы свой должны обдумать так…»

(по басням И.А.Крылова)

Оформление: сцена условно делится на четыре части; каждая из них в нужный момент освещаетсяи декорирована соответствующе; слева на кулисах портрет И.А.Крылова, высказывание о значении его творчества (например: «… В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно-саркастическою насмешливостью; с его природною верностию взгляда на предметы и способность коротко, ясно и вместе кудряво выражаться» (В.Г.Белинский) и др.); в правой части сцены -кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть артист в облике баснописца Крылова, на столе свеча; свою часть сцены занимаютокно барского дома, курятник, кушетка в барском доме.

Музыкальное оформление: музыкальный фрагмент из произведения конца 18-начала 19 в.в. как заставка между сценами постановки

СЦЕНА 1

Звучит музыкальный фрагмент. Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев на соответствующих частях сцены. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Музыка слегка приглушается.

Ведущий 1: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть - добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить - хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.

Ведущий 2: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность… И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас… Народная мудрость гласит:

Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.

Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.

Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.

Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.

Артист 5: По заслугам и честь.

Артист 6: Глаза - мера, душа - вера, а совесть - порука.

Артист 1: Живи своим умом, а честь расти трудом.

Артист 2: Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

Артист 3: Каков есть, такова и честь.

Артист 4: Жизнь дана на добрые дела.

Артист 5: Добрая слава дороже богатства.

Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Ведущий 2: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.

СЦЕНА 2

Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно еще уменье,

…Вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Как часто и душа и совесть в вас чиста,

Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность

Язвить злословью вас дает возможность -

И ваша слава уж не та.

Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:

Не то я говорю; но только всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Звучит музыкальный фрагмент. Освещается и та часть сцены, где декорации представляют собой курятник. «Оживают» артисты,участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.

СЦЕНА 3

Инсценировка басни «Крестьянин и Лисица»

Действующие лица: Крестьянин, Лисица

Крестьянин: «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть

Кур красть?..

Я, право, о тебе жалею!

Послушай, мы теперь вдвоем,

Яправду всю скажу: ведь в ремесле твоем

Ни на волос добра не видно.

Не говоря уже, что красть и грех и стыдно

И что бранит тебя весь свет,

Да дня такого нет,

Чтоб не боялась ты за ужин иль обед

В курятнике оставить шкуры!

Ну, стоят ли того все куры?»

Лисица: «Кому такая жизнь сносна?

Меня так все в ней столько огорчает,

Что даже мне и пища не вкусна.

Когда б ты знал, как я в душе честна!

Да что же делать? Нужда, дети;

Притом же иногда, голубчик кум,

И то приходит в ум,

Что я ли воровством живу одна на свете?

Хоть этот промысел мне точно острый нож».

Крестьянин: «Ну, что ж?

… Коль вправду ты не лжешь,

Я от греха тебя избавлю

И честный хлеб тебе доставлю;

Наймись курятник мой от лис ты охранять:

Кому, как не Лисе, все лисьи плутни знать?

Зато ни в чем не будешь ты нуждаться

И станешь у меня как в масле сыр кататься.»

Крестьянин: Торг слажен…

Лисица: … И с того же часа

Вступила в караул Лиса.

Пошло у мужика житье Лисе привольно;

Мужик богат, всего Лисе довольно…

Крестьянин: …Лисица стала и сытей,

Лисица стала и жирней,

Но все ж не сделалась честней:

Некраденый кусок приелся скоро ей…

(Лисица забирается в курятник, раздаются голоса растревоженных кур)

И кумушка тем службу повершила,

Что, выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила.

Баснописец (обращаясь к залу, назидательно):

В ком есть и совесть и закон,

Тот не украдет, не обманет,

В какой бы нужде ни был он;

А вору дай хоть миллион -

Он воровать не перестанет.

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на декорациях курятника. Освещается та часть сцены, где декорации представляют собой окно барского дома. «Оживают» артисты,участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.

СЦЕНА 4

Инсценировка басни «Две собаки»

Действующие лица: Жужутка, Барбос

Баснописец («сочиняя басню»):

Дворовый, верный пес

Который барскую усердно службу нес,

Увидел старую свою знакомку

Жужу, кудрявую болонку,

На мягкой пуховой подушке, на окне.

К ней ластяся, как будто бы к родне,

Он с умиленья чуть не плачет,

И под окном

Визжит, вертит хвостом

И скачет.

Барбос: «Ну, что, Жужутка, как живешь,

С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?

Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.

Какую службу ты несешь?»

Жужутка: «На счастье грех роптать…

Мой господин во мне души не чает;

Живу в довольстве и добре,

И ем и пью на серебре;

Резвлюся с барином; а ежели устану,

Валяюсь по коврам и мягкому дивану.

Ты как живешь?»

Барбос (повесив нос): «Я…

Живу по-прежнему: терплю и холод

И, сберегаючи хозяйский дом,

Здесь под забором сплю и мокну под дождем;

А если невпопад залаю,

То и побои принимаю.

Да чем же ты, Жужу, в случай попал,

Бессилен бывши так и мал,

Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?

Чем служишь ты?»

Жужутка: «Чем служишь? Вот прекрасно!

На задних лапках я хожу.»

Баснописец (обращаясь к залу, назидательно):

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на декорациях окна барского дома. Освещается та часть сцены, где декорации представляют собой комнату барского дома. «Оживают» артисты,участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.

СЦЕНА 5

Инсценировка басни «Гребень»

Действующие лица: Няня, Мальчик

Няня: Дитяти маменька расчесывать головку

Купила частый Гребешок.

Мальчик: Не выпускает вон дитя из рук обновку:

Играет иль твердит из азбуки урок;

Свои все кудри золотые,

Волнистые, барашком завитые

И мягкие, как тонкий лен,

Любуясь, Гребешком расчесывает он.

Няня: И что за Гребешок? Не только не теребит,

Нигде он даже не зацепит:

Так плавен, гладок в волосах.

Мальчик: Нет Гребню и цены у мальчика в глазах.

Няня: Случись, однако же, что Гребень затерялся,

Зарезвился мой мальчик, заигрался,

Всклокотил волосы копной.

Лишь няня к волосам, дитя подымет вой:

Мальчик: «Где Гребень мой?»

Няня: И Гребень отыскался,

Да только в головени взад он, ни вперед:

Лишь волосы до слез дерет.

Мальчик: «Какой ты злой, Гребнишка!»

Баснописец («сочиняя басню»):

А Гребень говорит: «Мой друг, все тот же я;

Да голова всклокочена твоя.»

Мальчик: Однако ж мальчик … от злости и досады

Закинул Гребень свой в реку:

Теперь им чешутся Наяды.

Баснописец (обращаясь к залу, назидательно):

Видал я на своем веку,

Что так же с правдой поступают.

Поколе совесть в нас чиста,

То правда нам мила и правда нам свята,

Ее и слушают и принимают:

Но только стал кривить душей,

То правду дале от ушей.

Звучит музыкальный фрагмент. Освещается вся сцена. «Оживают» все артисты.

СЦЕНА 6

Музыка приглушается, но звучит. Все артисты по очереди произносят начало цитат из басен Крылова, вывод-концовка звучит из уст «баснописца».

Артист 1: В природе и в чинах высокость хороша…

Баснописец: Но что в ней прибыли, когда низка душа?

Артист 2: Как хочешь ты трудись,

Но приобресть не льстись

Ни благодарности, ни славы…

Баснописец: Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.

Артист 3: Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку…

Баснописец: Кто делов истинно - тих часто на словах,

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепку думу

Без шуму.

Артист 4: …Истинная благость

Без всякой мзды добро творит…

Баснописец: Кто добр, тому избытки в тягость,

Коль он их с ближним не делит.

Артист 5: Кто добр поистине…

В молчаньи тот добро творит…

Артист 6: А кто про доброту лишь в уши всем жужжит,

То часто только добр на счет другого,

Затем, что в этом нет убытка никакого.

Баснописец: Да, надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

… Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Все артисты (хором, обращаясь к зрителям): Запомним: всякий шаг мы «свой должны обдумать так, / Чтоб было не к чему злословью и придраться»!

Звучит музыкальный фрагмент. Занавес.

Литература:

Басни Ивана Андреевича Крылова: в девяти книгах. М.: Советская Россия, 1988.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...