Русь против хазарии. Гумелёв В.Ю

От Руси до Московии

Русь и Хазарский Каганат

Древняя Русь, а позднее раннефеодальное государство имела активные связи с внешним миром. Отношения с отдельными государствами то обострялись на какой-то период, то улучшались. Во многом характер внешней политики определялся последствиями военных действий, которые вело древнерусское государство. Русь вела борьбу с вражескими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами. Борьба с внешней опасностью была одним из важных факторов, способствовавших образованию раннефеодального государства с центром в Киеве. С другой стороны, в этот период древнерусские князья стремились в свою очередь также к расширению территории государства и завоеванию новых торговых путей. Это имело для молодого, развивающегося государства важное значение.

Киевская Русь

К югу от Киевской Руси на территории Северного Кавказа, Приазовья и Донских степей простирались владения могущественного Хазарского каганата, чья экономическая мощь зиждилась на посреднической торговле между Востоком и Западом. Хазарский каганат всячески препятствовал стремлению русских купцов пробиться на рынки Востока. В эпоху наивысшего расцвета Хазария контролировала значительную часть Восточной Европы, русские князья платили хазарам дань. Но к середине X века Хазарский каганат ослаб. Хазары не располагали собственной армией, полагаясь на вооруженные отряды подвластных им племен, например буртасов (предки мордвы), и наемников-мусульман. Каганат уже не мог столь же успешно, как прежде контролировать славянские земли. Русские князья вступили в открытое противостояние с некогда могущественной Хазарией. С хазарами воевал князь Олег. Но победителем каганата суждено было стать великому князю Святославу Игоревичу.

О Святославе историк Карамзин писал, что он «…не имел ни станов, ни обоза; питался кониною, мясом диких зверей и сам жарил его на углях; презирал хлад и ненастье северного климата; не знал шатра и спал под сводом неба: войлок подседельный служил ему вместо мягкого ложа, седло изголовьем…он не хотел пользоваться выгодами нечаянного нападения, но всегда заранее объявлял войну народам, повелевая сказать им: Иду на вас!» Свой поход молодой князь, оказавшийся энергичным полководцем, начал его летом 964 г.

Святослав не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшее на этом пути между Черниговом и Курском, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии – Итиля. Союзниками Святослава в походе 964-965 гг. выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик, пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.

Свой поход молодой князь, оказавшийся энергичным полководцем, начал его летом 964 г. Святослав не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшее на этом пути между Черниговом и Курском, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии – Итиля. Союзниками Святослава в походе 964-965 гг. выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик, пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.

К моменту прихода иудеев в Хазарию, в этом государстве-провинции довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белые хазары – это правящая каста профессиональных воинов из Славяно-Ариев. Чёрные хазары – это тюркские племена, пришедшие в низовья реки Ра (Итиль – Волга) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. Они ушли со своей Родины вслед за племенами динлинов, своими союзниками в борьбе за независимость против древних китайцев. В принципе, чёрные хазары – это представители жёлтых народов с примесью чёрных. У них были чёрные смоляные волосы, чёрные глаза и смуглая кожа. Именно это послужило появлению названия – чёрные хазары, т.к. по сравнению со светловолосыми и голубоглазыми Славяно-Ариями они выглядели очень тёмными.

Так или иначе, Хазария существовала, как многонациональное государство-провинция, в которой Белые и Жёлтые мирно сосуществовали. Так же, как и со всеми своими соседями. Через Хазарский каганат проходил Великий Шёлковый Путь , именно это очень понравилось персидским иудеям из колена Симонова.

Иудеи из Персии и Византии

Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.

Иудеи-маздакиты . В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события больше известны как восстание визиря Маздака). Уничтожалась правящая каста — белые персы — потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию, и в Лето 6038 от С.М.З.Х. (529 год н.э.) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.

Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:

«Евреи, нашедшие в Византии спасение, должны были бы помогать византийцам. Но помогали они довольно странно. Договариваясь тайно с арабами, евреи открывали по ночам ворота городов и впускали арабских воинов. Те вырезали мужчин, а женщин и детей продавали в рабство. Евреи же, дёшево скупая невольников, перепродавали их с немалой выгодой для себя. Это не могло нравиться грекам. Но, решив не приобретать себе новых врагов, они ограничились тем, что предложили евреям уехать. Так в землях хазар появилась и вторая группа евреев - византийская».

Иудейский хазарский каганат

Основные торговые пути через Хазарский каганат:
1. Шёлковый путь из Китая на Север Европы, Ближний Восток и Африку (через Ромейскую империю).
2. Торговый путь из Великой Биармии и Сибири на Юг, через Царькград на Ближний Восток и Африку.
3. Торговый путь из Африки через Ближний Восток на Север и на Восток.
4. Торговый путь из северных европейских стран.

Приближалась очередная Ночь Сварога – желанное для иудеев время, когда легко можно «нажимать» на нужные «кнопки» животной природы человека и, манипулируя этим, добиваться своей заветной цели – накопление капитала. Именно поэтому к VII веку н.э. в Хазарию «случайно» пришли сначала иудеи-маздакиты, а затем и иудеи-антимаздакиты. «Бедные» скитальцы без Родины приступили к выполнению своего очередного грандиозного плана.

Первым «эшелоном» в иудейском наступлении на ещё ничего не подозревающую Хазарию был институт иудейских невест . Иудеи отдавали своих самых красивых сестёр, дочерей, а порой и собственных жён, высшей знати Хазарии в качестве жён, наложниц или сексуальных рабынь. Женщины-иудейки рожали для хазарской знати детей, которые по иудейским законам были иудеями, воспитывались своими матерями, как иудеи, ПО ИУДЕЙСКИМ ТРАДИЦИЯМ, но положение в социальной системе Хазарии наследовали от своих отцов. В Хазарии, как и везде на землях Славяно-Арийской империи, национальность определялась по отцу. Таким образом, в хазарской знати рождались от иудеек дети, которые получали после своих отцов не только имущество, но и ИХ ПОЛОЖЕНИЕ. Именно это и было необходимо сионским «мудрецам». Дети, родившиеся от смешанных браков с иудейками, занимали высокое положение в хазарской иерархии, и способствовали своим сородичам в получении прав на торговлю.

Постепенно иудеев по матери среди высшей знати Хазарии стало столь много, что они начали напрямую вмешиваться в хазарские традиции. Сначала в Лето 6239 от С.М.З.Х. (730 год н.э.) один из вождей по имени Булан восстановил иудаизм среди своих соплеменников-иудеев, а затем в Лето 6308 от С.М.З.Х. (799 год н.э.) прямой потомок Булана хазарский военачальник Обадия произвёл государственный переворот и превратил кагана в послушную марионетку. Власть полностью перешла в руки царя-иудея (бека), а иудаизм стал государственной религией Хазарии. Обадия с помощью наёмников — печенегов и гузов — развязал кровопролитную гражданскую войну. После долгой гражданской войны с захватчиками хазарские тюрки были разбиты. Часть из них была вырезана вместе с жёнами и детьми, другая часть покинула Родину и осела на территории современной Венгрии. После победы, хазарские иудеи обложили простых хазар тяжёлой данью , превратили в настоящих безправных рабов, запретили под страхом смерти иметь оружие и обучаться владению оным. В очередной раз иудеи весьма своеобразно «отблагодарили» народ, предоставивший им убежище.

«Евреи, в отличие от хазар, к IX в. активно включились в тогдашнюю систему международной торговли. Караваны, ходившие из Китая на Запад, принадлежали в основном евреям. А торговля с Китаем в VIII-IX вв. была самым выгодным занятием. Династия Тан, стремясь пополнить пустеющую из-за содержания большой армии казну, разрешила вывозить из страны шёлк. За шёлком и шли еврейские караваны в Китай… Затем караваны пересекали реку Яик и выходили к Волге. Здесь усталых путников ждал отдых, обильная пища и развлечения. Прекрасная волжская рыба и фрукты, молоко и вино, музыканты и красавицы услаждали караванщиков. И у заправлявших экономикой Поволжья еврейских торговцев скапливались сокровища, шелка, рабы. Потом караваны уходили дальше, попадая в Западную Европу: Баварию, Лангедок, Прованс, и, перевалив через Пиренеи, оканчивали долгий путь у мусульманских султанов Кордовы и Андалузии…»
* Л.Н. Гумилёв «От Руси до России». Глава II. Славяне и их враги.

В Лето 6472 (964 год н.э.) князь Святослав разбил Иудейский хазарский каганат . Столица Хазарии – Итиль – была разрушена до основания, были взяты ключевые крепости Хазарии. Иудеи покинули пределы современной России. Также были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Но в качестве наследства от Хазарского каганата иудеям остались торговые фактории , которые к моменту разгрома каганата, в большинстве случаев уже превратились в теневые государства в государствах и оказывали мощное влияние на экономику и политику стран, в которых они находились.

Так или иначе, именно благодаря Святославу, Тёмные Силы не смогли поработить полностью Рускую землю в самом начале Ночи Сварога.
* По материалам книг Левашова Н.В.

Родиной хазар были, очевидно, прикаспийские степи. Со второй половины 4 в. они попали под владычество гуннов, а после распада гуннской державы в середине 5 в. закрепились на Северном Кавказе. К 6 в. они заняли страну алан -- Берсилии (совр. Дагестан) и вошли в могущественный племенной союз, возглавляемый савирами; в его составе воевали в первой половине 6 в. с Сасанидским Ираном. После поражения, нанесенного союзу иранским шахом Хосровом I в середине 6 в., савиры утратили в нем ведущую роль, и она перешла к хазарам. Однако в 567-571 хазары были покорены Синджибу (Истеми) из рода Ашина, правителем возникшей в 552 державы тюрков (Тюрского каганата). Во время вспыхнувшей в каганате междоусобной войны в 581-593 хазары на время обрели независимость, но в начале 7 в. вновь попали под власть тюрок. Известно, что их отряды активно участвовали в набегах тюрского кагана на Иран в 626-630. Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру она унаследовала от Тюркского каганата. Во главе Каганата стоял каган -- верховный правитель. Это звание было наследственным в роде Ашина и передавалось по мужской линии от отца к сыну. Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти, но не имел аппарата для навязывания своих решений. Его власть считалась установленной небом. Стать каганом мог только член одного царственного рода, власть в котором передавалась по принятой у тюрков лестничной системе от старшего брата к младшему. В случае отсутствия прямых наследников оно переходило к братьям покойного и их потомству. В языческий период (7-8 вв.) каган был сакральной фигурой и считался носителем сверхъестественной силы. Перед возведением в сан он проходил особый обряд: его душили шелковым шнуром, доводили до полубессознательного состояния и заставляли ответить на вопрос, сколько лет ему суждено царствовать -- ответ рассматривался как «глас богов». Согласно верованиям хазар, сверхъестественная сила кагана являлась залогом могущества их государства, однако она не пребывала с ним постоянно; поэтому когда каган старел или если на страну обрушивались беды (засуха, военные поражения, эпидемии), его убивали и заменяли новым. Положение каганов зависело, прежде всего, от способности успешно получать военную добычу и распределять её среди знати. Другой важной опорой их власти была сакрализация. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Иногда ретроспективно полагают, что хазарами правила тюркская династия Ашина. К середине Х в Каганский род оказался на грани вырождения, и один из его представителей, если верить источникам, торговал на базаре. Действия кагана и связанные с ним предметы табуировались; налагаемые на него многочисленные запреты максимально ограничивали его политические возможности и контакты с подданными. Это делало власть кагана сугубо представительской. Высшим сословием в государстве являлись тарханы -- родовая аристократия. Среди неё высший слой составляли родственники царственного рода, рангом ниже стояли эльтеберы -- правители вассальных народов. Раннее хазарское государство не имело специфической бюрократии, но она начинает складываться по мере знакомства хазар с устройством соседних высокоразвитых государств. В Закавказье хазары переняли сасанидскую налоговую практику и установили надсмотрщиков для наблюдения за ремесленниками и торговцами. В крымских городах, где хазарский контроль в ряде случаев сосуществовал с византийским, известны наместники кагана -- тудуны, выполнявшие надзорные функции при местной администрации. В иудейский период в области управления был достигнут значительный прогресс. На узловых торговых путях существовали заставы, где специальные чиновники взимали пошлины. В столице страны Итиле сложилась развитая судебная система: существовало семь судей для каждого вероисповедания (двое для монотеистических религий, один для язычников). Судьи подчинялись назначаемому царскому чиновнику. Население столичной области несло натуральные повинности, иноэтничные ремесленники и купцы облагались ежегодным налогом. Территория Хазарии состояла из нескольких областей, различных по степени контроля со стороны центральной власти. Сердцевиной страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки царя и хазарской знати. Правитель совершал ежегодный объезд центральной области, начинавшийся в апреле и заканчивающийся в сентябре. Стратегические пункты контролировались центром непосредственно. В них находились хазарские гарнизоны. Из них наиболее известны два: Саркел -- застава на Дону и Самкерц -- у Керченского пролива. Особое положение занимала старая хазарская столица Семендер в Приморском Дагестане. Город был населен хазарами, но непосредственно в столичную область не входил. По одним данным в нём был собственный правитель, по другим -- родственник хазарского царя -- иудей. Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально-политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань, отдавать дочерей в гарем кагана и выставлять войско. Известно, что волжские булгары платили по меховой шкурке с дома, а славянское племя вятичей по щелягу (серебряной монете) с сохи. Исключительно важным фактором для истории Хазарского каганата оказалось то, что на контролируемой им территории, в том числе на родине хазар - в Дагестане - проживало большое количество еврейских общин.


Еще одной особенностью Хазарского каганата являлась уникальная конфессиональная ситуация: по сообщениям источников, в Хазарии мирно уживались язычники и иудеи, христиане и мусульмане. Большая часть простых кочевников-хазар исповедовала древнюю языческую религию с развитым культом бога небаТенгри. Язычниками оставались также большинство из подчиненных хазарами племен. Но с давних пор значительная часть подвластных хазарам народов исповедовала также христианство (аланы Кавказа, население Крыма) и ислам (болгары); из воинов-мусульман состояла гвардия хазарского бека (царя). Кроме того, еще с 6 в. в Дагестане существовали иудейские общины, апосле принятия Булан-беком иудаизма этарелигия стала господствующей в среде хазарской знати. Ортодоксальный (раввинистический) иудаизм сталгосударственной религией Хазарского каганата, официальная и деловая переписка велась на иврите. В Хазарию начали переселяться евреи из других стран, где они подвергались в товремя гонениям. Уникальность ситуации заключалась в том, что иудаизм не предполагает прозелитизм (обращение неевреев): иудеем нельзя стать, им можно только родиться.

Решающую роль в гибели Хазарии сыграло Древнерусское государство. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей, а в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел, который с этого времени стал русским городом Белая Вежа. По-видимому, тогда же был захвачен и Самкерц (Тмутаракань). Затем, в том же 965 или, по другим данным, в 968/969 году русы, действуя в союзе с огузами, разгромили Итиль и Семендер. Этот момент считается концом независимого Хазарского государства.

Ряд важных вопросов, связанных с проблемой иудаизацииХазарии затронул в своей работе П.В. Голубовский. Признавая значительные успехи иудаизма в каганате, исследователь пришел к важному выводу об узости социальной базы этой религии. По мнению П.В. Голубовского, иудаизм исповедовало лишь высшее сословие, включая кагана и его двор, а также «незначительная часть народа». Остальные придерживались христианства, ислама или оставались язычниками. Основным источником еврейской миграции в Хазарию исследователь признал Византийскую империю, сделав особый акцент на преследование там иудейского населения в период иконоборчества.

18) Печенеги, торки, половцы. Их взаимоотношения с Русью.

Первое нападение торков на русское пограничье относится к 1055 г. Кочевники-торки сделали попытку вторгнуться в Переяславское княжество, но были отбиты («иде Всеводъ на Торкы зиме войною и победи Торкы» у сказано в Ипатьевской летописи). Видимо, усиление давления торков на русские рубежи было связано с тем, что их теснили половцы, уже проникшие в причерноморские степи. Во всяком случае, непосредственно после записи о походе Всеволода против торков летописец помещает известие о появлении половцев: «Того же лета приходи Блушь с Половци, и створи Всеволодъ миръ с ними» 27 .

Однако и после успешного похода князя Всеволода торки продолжали кочевать где-то поблизости от границ Древнерусского государства и представляли для него определенную опасность. Только этим можно объяснить организацию против них большого похода в 1060 г., в котором приняли участие самые влиятельные князья: Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский, Всеслав Полоцкий. По свидетельству Ипатьевской летописи, «Изяславъ и Святославъ и Всеволодъ и Всеславъ, совокупивше воя бесщислены, и поидоша на конихъ и в лодьяхъ бещисленое множьство на Торкы, и се слышавше Торци, оубоявыпеся, пробегоша и до сего дни и помроша, бегающе..., овии от зимы, друзии же гладомъ, инии же моромъ..., и такъ Бог избави крестьяны отпоганыхъ» 28 . После поражения, нанесенного им русскими князьями, торки, теснимые с востока половцами, ушли на запад, к границам Византийской империи. Однако их наступление на Византию в 1064 г. кончилось неудачей. Часть торческой орды осела в Македонии, а остальные вернулись в Северное Причерноморье. Торки, поселившиеся в Приднепровье, признали власть киевского князя и остались здесь в качестве военных гарнизонов пограничных крепостей. Основным районом расселения «служебных» торков был бассейн Роси и Россавы, где они основали город Торческ. Факт длительного проживания торков в этом районе подтверждается археологически материалами курганных погребений. Впоследствии торки, осевшие во владениях киевского князя и признавшие его власть, сыграли значительную роль в обороне южных границ Древнерусского государства от набегов половцев. Торки, как внешний враг, не оставили заметных следов в истории Руси. Их взаимоотношения с могучим соседом - Древнерусским государством - были очень своеобразны. В конце X в. торки были союзниками Руси в борьбе с общими врагами - Хазарией и Волжской Булгарией. Наступление торков с востока на печенежскую орду сыграло, по-видимому, определенную роль в ослаблении печенегов и облегчило их разгром. В 1055 г. торки впервые напали на русские земли, а в 1060 г. они уже потерпели сокрушительное поражение.

Половцы) Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано, прежде всего, с непростыми отношениями половцев и русичей. Начиная с 1061 года и вплоть до 1210 племена половцев постоянно совершали жестокие набеги на русские земли , грабили деревни и пытались захватить местные территории. Всего можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь, и еще много десяткой небольших набегов.

Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 года под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалили несколько полей и ограбили находящиеся здесь деревни. Половцам довольно часто удавалось одержать победу над русской армией. Так, в 1068 году они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 году во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.

Также от руки этих кочевников пали войска Святополка, Владимира Мономаха (который позднее возглавил "общерусские" походы Руси против половцев)и Ростислава во время битвы в 1093 году, а спустя год, в 1094 году половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья также постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 году половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 году они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.

Окончательно половцы были разгромлены в 1111 году Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных междоусобных войнах на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.

Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 году. Это событие именуется, как побоище Игоря Святославовича с половцами в известном произведении «Слово о полку Игореве». Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным и разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события постоянные набеги вскоре стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.

Конец племени половцев

Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям прекратило свое существование, как самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13 века. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы, фактически, стали частью Золотой Орды и, хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее, все же перестали быть самостоятельными.

Печенеги) В истории Древней Руси племена кочевников - печенеги остались как жестокие варвары и разорители. Рассмотрим краткую характеристику этого народа.

Племя печенегов, образовавшееся в 8-9 веках, называли кочевым народом. Титулом главы у тюркоязычных племен, к которым принадлежали печенеги (а так же хазары, авары и др.) был - «каган». Их основным занятием, как и у многих в то время было - скотоводство. Изначально печенеги кочевали в Средней Азии, затем в конце 9 века под давлением соседских племен - огузов и хазар, направились в сторону Восточной Европы, вытеснили венгров и заняли территорию от Волги до Дуная.

К 10 веку разделились на восточную и западную ветвь, состоящих из 8 племен. Примерно в 882 году печенеги дошли до Крыма. В 915 и 920 году возникали конфликты между печенегами и киевским князем Игорем . В 965 году печенеги завладели землями «Хазарского каганата» после его краха. Затем, в 968 году печенеги осадили Киев, но потерпели неудачу. В 970 году на стороне князя Святослава участвовали в русско-византийской битве у крепости «Аркадиополь», но в связи с заключением мира между Русью и Византией (971 год) вновь стали врагами Руси.

В 972 году князь Святослав совершил поход на печенегов и был убит ими у днепровских порогов. В 990-х годах борьба Руси с печенегами вновь продолжилась. Великий князь Владимир разбил войска печенегов в 993 году, однако в 996 году под селом Васильевом сам потерпел поражение. Приблизительно в 1010 году среди печенегов возникла междоусобная война: одни из племен приняли религию - ислам, а два других, перейдя на византийские территории - христианство.

Во время битвы Святополка с братом Ярославом Мудрым , печенеги бились на стороне Святополка. В 1036 году они снова устроили набег на Русь , однако князь Ярослав Мудрый одержал победу, окончательно разгромив печенегов под Киевом. К 14 веку их племена перестали быть единым народом, слившись с другими племенами (торками, половцами, венграми, русскими и другими).

19. Князь Владимир - приход к власти, основные направления внутренней и внешней политики. Первая религиозная реформа князя Владимира.

Владимир родился около 962 г., он был внебрачным сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы великой княгини Ольги. Хотя по языческим обычаям социальный статус определялся по отцу, и династические права не ущемлялись, прозвище «робичич» (сын рабы) долго преследовал его.

В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его наставником на время малолетства был поставлен дядя, воевода Добрыня.

После смерти великого киевского князя Святослава в 972 г. Ярополк стал управлять Киевом, а через 3 года между братьями началась междоусобная война, в ходе которой сначала погибает брат Олег, Древлянский князь, а затем и Ярополк.

Таким образом, начало правления Владимира Святославича ознаменовалось братоубийством. В 978 г. он стал киевским князем.

Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у них несколько городов; два раза ходил на вятичей (981-982 гг.), которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.

До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен (одна из них, Рогнеда, была невестой Ярополка) и несколько сот наложниц, среди которых была и беременная вдова Ярополка. Летописцы, описывая Владимира, наделяют его самыми разными пороками, особенно сластолюбием и ненасытностью в блуде, безудержностью в пирах и забавах.

Владимир был сначала ревностным язычником, он воздвиг в Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались человеческие жертвоприношения. Но т.к. в Киеве жило много христиан, и в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать киевского князя своим единоверцем.

Сказание «Об испытании вер» гласит, что в 986 г. являлись к Владимиру послы разных вероисповеданий.

Еще в начале своего княжения князь Владимир построил несколько городов-крепостей, самым важным по своему значению из которых был Белгород. Укрепление границ Руси было главным делом внутренней политики князя Владимира.

У Владимира было 12 сыновей, всех их он распределил княжить в важных городах Руси.

Все законы и решения киевский князь принимал, согласовав со своим советом, состоящим из дружины и старейшин из разных городов. Князю Владимиру приписывается издание «Церковного устава», который определяет компетенцию церковных судов.

Владимир Святославич первый начал чеканку золотых и серебряных монет.

Результатом внешней политики князя Владимира стало заключение мирных договоров с Польшей, Чехией и Венгрией. Но мир с Польшей был недолгим, в 1013 г. польский князь Болеслав в союзе с печенегами напал на Русь. Русское войско справилось с врагами.

О Хазарском каганате, или Хазарии, современники помнят зачастую лишь благодаря бессмертному пушкинскому «Вещему Олегу», который собирался «отмстить неразумным хазарам». А ведь «Хазарский каганат» в далеком прошлом был чуть ли не самым серьезным внешним врагом Киевской Руси.

Становление Хазарского каганата

Хазары являлись древним тюркским народом и были современниками половцев и печенегов. Точный год образования Хазарского каганата неизвестен, но историки предполагают, что это могло произойти приблизительно в 650-ом году. Наследник Западного каганата, спасаясь от других претендентов на престол, сбежал в Хазарию, где основал свой собственный каганат – Хазарский, покорив разрозненные хазарские племена.

В 958-ом году окончательно распался Западный каганат и, таким образом, каганат Хазарский стал самым крупным государством во всей Юго-Восточной Европе. Хазары, как и большинство народов того времени исповедовали язычество, и основным видом деятельности у них являлось скотоводство и работорговля.

Позже, дабы наладить торговые отношения, хазары приняли иудаизм. Впрочем, на территории Хазарского каганата уживались люди различных вероисповеданий: христиане, язычники, мусульмане. Но, при этом, все они были отличными воинами, поэтому все-таки основным источником дохода для государства являлось покорение чужих земель, а затем сбор дани с завоеванных территорий.

Так, хазарам удалось покорить вятичей, радимичей, полян, а также завоевать территории Волжской Булгарии. Присоединение этих земель к Хазарскому каганату произошло в восьмом веке.

Отношения Киевской Руси и Хазарского каганата

Киевская Русь, как и Хазарский каганат, да и большая часть древних государств, жила войнами, а не земледелием и торговлей. Поэтому не стоит удивляться тому, что история взаимоотношений Киевской Руси и Хазарского каганата – это не история дипломатического сотрудничества, а история войн.

Многие князья Киевской Руси вели борьбу с хазарами, но, безуспешно. Только князю Святославу в 964-ом году удалось, наконец, склонить чашу весов противостояния на свою сторону. Князь пошел войной на Хазарский каганат не один, а с союзниками: печенегами да гузами.

Вместе с союзными племенами Святославу удалось дойти до столицы Хазарского каганата – города Атиль, где князь сумел сокрушить хазарское войско. Затем пал Семендер – второй по значимости город в Хазарском каганате, а после была завоевана и крепость Саркел.

Распад Хазарского каганата

Военный поход князя Святослава фактически положил конец существованию Хазарскому каганату как государству. Поскольку Святослав был абсолютно беспощаден по отношению к завоеванным народам, многие хазары были вынуждены покинуть родные земли, спасаясь от неминуемой гибели на островах Каспийского моря.

Вместе с хазарами удалось спастись и их правителю – кагану. Вплоть до 980 – го года на бывших землях хазар правили русы, но затем хазарам неожиданно пришла помощь из одного из регионов Передней Азии – Хорезмы, благодаря чему кагану удалось вернуться в родные земли самому и вернуть домой свой народ.

В обмен на эту поддержку хазары вместе со своим правителем приняли ислам. Уже в 985 году Киевский князь Владимир покорил хазар вновь, обязав их платить ему дань. Но окончательную точку в истории Хазарского каганата поставили в одиннадцатом веке кочевники – половцы. Именно после их нашествия государство хазар распалось окончательно.

Впоследствии этот народ, уже без государства, воевал на стороне одного из сыновей князя Владимира – Мстислава. Это случилось в 1024 –ом году, когда Мстислав воевал со своим братом Ярославом. А последние исторические свидетельства о хазарах относятся к 1079-му и 1083-му годам. В это время князь Олег, которого прозвали Вещим, отправился против хазар в военных поход, но проиграл, был пленен и отправлен в Византию.

Крупнейшим восточным соседом Руси являлся Хазарский каганат. Это тюркоязычное полукочевое государство, в котором господствующей религией был иудаизм.

Длительное время хазары брали дань с ряда славянских племен (северян, радимичей). Олег заставил эти племена платить дань не хазарам, а Киеву. Отношения Руси с каганатом ухудшались также под влиянием Византии (союзник Руси с 907 г.). Византия и каганат враждовали из-за столкновения интересов на Черном море и религиозных распрей.

Решающий удар каганату был нанесен Святославом в 964-966 гг. Он захватил столицу каганата Итиль (в дельте Волги), города Семендер (в Прикаспии), Саркел (на Дону). Не выдержав этого удара, каганат вскоре распался. Господами в степях стали тюркоязычные кочевники-печенеги.

Печенеги нападали на русские торговые караваны на Днепре, устраивали набеги на Русь. Но иногда они выступали и союзниками русских (например в 944 г. во время похода Игоря). В 969 г., во время пребывания Святослава на Дунае, печенеги осадили Киев и едва не взяли его. Лишь срочное возвращение Святослава заставило их отступить. В 972 г. печенеги все же убили Святослава.

При князе Владимире I границы Руси были укреплены по речным рубежам, отделявшим Русь от степей. Это стало необходимо из-за непрерывных печенежских набегов. Сооружение укрепленных линий затруднило набеги и позволило расширить территорию Руси. В середине Х в. печенеги кочевали в одном дне пути от Киева, в начале XI в. - в двух днях пути.

В 1036 г. князь Ярослав Мудрый нанес печенегам решительное поражение. После этого многие печенеги перешли на русскую службу, главными же противниками Руси с востока стали на два столетия половцы.

Отношения с европейскими странами

Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце X-XI вв., после крещения Руси. Став христианской, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Уже внуки Владимира были женаты на польской, византийской и немецкой принцессах, а его внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

В Х-XI вв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев (ныне - Тарту).

Выводы

Таким образом, Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична для раннего государства.

11.Причины и последствия раздробленности Руси

во-первых, особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, а рентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские междоусобицы - это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;
во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;
в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. - вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;
в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;
в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение;
в-шестых, борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.


Последствия

Негативные последствия феодальной раздробленности Руси в 11 веке еще несколько веков подряд будут беспокоить княжества. После нашествия монголо-татар Русь так и не объединила свои усилия. В результате несколько столетий княжества находились под гнетом этих племен. Это затормозило развитие Руси как минимум на сто лет.

С другой стороны у феодальной раздробленности есть и положительные моменты – это неминуемый период становления каждого государства. Прочувствовав негативные последствия раздробленности, российские феодальные княжества окончательно осознали все положительные стороны единства. Нашествие Золотой Орды хотя и затормозило развитие Руси, но в то же время ускорило процесс возрождения единой Руси.

Для примера можно привести некоторые страны Европы, ту же, Германию. Это государство избежало подобного негативного влияния других более численных войск. Однако и избавиться от феодальной раздробленности смогло только в XIX веке.

12.Галицко-Волынское княжество

Га́лицко-Волы́нское кня́жество (лат. Regnum Rusiae - королевство Руси ; 1199-1392) - юго-западное древнерусское княжество династииРюриковичей, созданное в результате объединения Волынского и Галицкогокняжеств Романом Мстиславичем. После того, как в 1254 году Даниил Галицкий принял в Дорогочине титул «короля Руси» от папы римскогоИннокентия IV, он и его потомки использовали королевский титул.

Галицко-Волынское княжество было одним из самых больших княжеств периода политической раздробленности Руси. В его состав входили галицкие,перемышльские, звенигородские, теребовлянские, волынские, луцкие,белзкие, полесские и холмские земли, а также территории современныхПодляшья, Подолья, Закарпатья и Молдавии.

Княжество проводило активную внешнюю политику в Восточной иЦентральной Европе. Его главными соседями и конкурентами были Польское королевство, Венгерское королевство и половцы, а с середины XIII века - также Золотая Орда и Литовское княжество. Для защиты от них Галицко-Волынское княжество неоднократно подписывало соглашения с католическим Римом, Священной Римской империей и Тевтонским орденом.

Галицко-Волынское княжество пришло в упадок под воздействием целого ряда факторов. Среди них были обострившиеся отношения с Золотой Ордой , в вассальных отношениях к которой княжество продолжало состоять, в период её объединения и последующего усиления в начале XIV века. После одновременной смерти Льва и Андрея Юрьевичей (1323) земли княжества начали захватываться его соседями - Польским королевством и Великим княжеством Литовским. Увеличилась зависимость правителей от боярской аристократии, пресеклась династия Романовичей. Княжество прекратило своё существование после полного раздела его территорий по итогам войны за галицко-волынское наследство (1392).

13.Владимиро-Суздальское княжество

В летописях до XIII века обычно именовалось «Суздальской землёй» , с кон. XIII века - «великим княжением Владимирским» . В историографии обозначается термином «Северо-Восточная Русь» .

Вскоре после того, как ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий в результате многолетней борьбы утвердился на киевском княжении, его сын Андрей уехал на север, взяв с собой икону Божьей Матери из Вышгорода (1155). Андрей перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества во Владимир и стал первым великим князем Владимирским. В 1169 году организовал взятие Киева, и, по выражению Ключевского В. О., «отделил старшинство от места», посадив на киевское княжение младшего брата, а сам оставшись княжить во Владимире. Старшинство Андрея Боголюбского признавали все русские князья [источник не указан 413 дней ]), кроме галицкого и черниговского. Победителем в борьбе за власть после гибели Андрея вышел его младший брат Всеволод Большое Гнездо, поддержанный жителями новых городов юго-западной части княжества («холопы-каменщики») против ставленников старого ростово-суздальского боярства. К концу 1190-х годов он добился признания своего старшинства всеми князьями, кроме черниговского и полоцкого. Незадолго до смерти Всеволод созвал съезд представителей различных социальных слоёв по вопросу престолонаследия (1211): Князь великий Всеволод созва всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и вси люди .

Переяславское княжество находилось под контролем владимирских князей с 1154 года (за исключением короткого периода1206-1213 ). Также они использовали зависимость Новгородской республики от подвоза продовольствия из земледельческого Ополья через Торжок, чтобы распространить на неё своё влияние. Также владимирские князья использовали свои военные возможности для защиты Новгорода от вторжений с запада, и с 1231 до 1333 года неизменно княжили в Новгороде.

В 1237-1238 годах княжество подверглось опустошению монголами. В 1243 году владимирский князь Ярослав Всеволодовичбыл вызван к Батыю и признан старейшим князем на Руси. В конце 1250-х годов была проведена перепись и началась систематическая эксплуатация княжества монголами. После смерти Александра Невского (1263) Владимир перестал быть резиденцией великих князей. На протяжении XIII века образовались удельные княжества с собственными династиями: Белозерское, Галицко-Дмитровское, Городецкое, Костромское, Московское, Переяславское, Ростовское, Стародубское, Суздальское, Тверское, Углицкое, Юрьевское, Ярославское (всего до 13 княжеств), причём в XIV веке тверские, московские и нижегородско-суздальские князья стали титуловаться «великими». Собственно владимирское великое княжение, включавшее в себя город Владимир с обширной территорией в зоне суздальского ополья и право сбора дани для Орды со всех княжеств Северо-Восточной Руси, кроме великих , получал по ярлыку от ордынского хана один из князей.

В 1299 году митрополит всея Руси переехал из Киева во Владимир, а в 1327 году в Москву. С 1331 года владимирское княжение закрепилось за московским княжеским домом, с 1389 года фигурировало в завещаниях московских князей наряду с московским доменом. В 1428 году произошло окончательное слияние владимирского княжества с московским.

14. Новогородская боярская республика: особенности социально-политического развития.

Новгородская республика была одной из самых цивилизованных стран Европы. В то время как многие монархи Западной Европы были неграмотны, многие простые горожане умели читать и писать. Новгородцы использовали берестяные грамоты, которые содержали частные письма и предложения, уведомления и счета. Эти бумаги дают представление о повседневной жизни разных социальных слоёв.

Новгород известен своим уникальным стилем архитектуры и иконописи. Господствующей религией было православие.

Язык новгородцев отличался от языка центральных русских княжеств, он известен как новгородский диалект.

Вече

Основная статья: Новгородское вече

«Новгородское вече». Работа А. П. Рябушкина

Для Новгородской боярской республики характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и землевладельческий вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления.

Вече - собрание части мужского населения города, обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя , судило о его «винах », «указывало ему путь » из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.

После первого удачного похода на Новгород (1471) Иван III принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве » . В результате второго похода (1478), вече было уничтожено, как политический институт, а вечевой колокол увезён в Москву. Традиции веча восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родо-племенных советов.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....