Роль наглядности в обучении истории. Методика работы с наглядностями на уроках истории

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Иркутский государственный педагогический университет

Филиал иркутского государственного педагогического университета в г. Усть-Илимске

Кафедра истории, гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Факультет гуманитарных и естественных наук

Курсовой проект

по теории и методике обучения истории

Наглядный метод в обучении истории

Выполнила: студентка 3 курса

Никитина Екатерина Алексеевна

Специальность «история»

Форма обучения очная

Научный руководитель: к.п.н.,

ст. преподаватель

Сенина Ольга Ивановна

Усть-Илимск, 2009


Введение. 3

Глава I. Теоретические основы изучения наглядного метода обучения. 6

1.1 Психолого-педагогическое обоснование использования наглядного метода обучения. 6

1.2 Современные подходы к организации наглядного метода обучения. 11

Глава II. Организация наглядного метода обучения в историческом образовании 19

2.1 Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории 19

2.2 Разработка урока по истории средних веков с использованием наглядного метода обучения. 26

Заключение. 29

Список литературы.. 32

Вопрос о месте и роли наглядности рассматривался в педагогике с XVII века, начиная с работ П.П. Блонского, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, и также нашел продолжение и совершенствование в разработках современных отечественных ученых Л.В. Занкова, СИ. Змеева, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Е.И. Пассова, Б.Н. Скаткина и др.

Классическим аргументом за наглядное обучение является указание на то, что это естественный способ обучения, т.е. такой, который отвечает основным, прирожденным свойствам человеческой природы. Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения. Согласно психологическим исследованиям, не зависимо от возраста информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость рассматриваемой проблемы, потребность педагогической практики в научно обоснованном обеспечении образовательного процесса наглядными средствами, способными не только эффективно передавать учебную информацию, но и соответствовать потребностям обучающихся, позволяют рассматривать выбранную для проекта тему «Наглядный метод в обучении истории» как весьма значимую.

Объектом исследования является образовательный процесс в школе.

Предметом – наглядные методы обучения в историческом образовании.

Цель: Проследить различные способы применения наглядного метода в обучении истории.

Для реализации поставленной цели выделены следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по использованию наглядного метода обучения.

Рассмотреть современные подходы к организации наглядного метода обучения.

Познакомиться с различными классификациями и видами наглядного метода обучения истории.

Разработать урок истории с применением наглядных средств обучения.

В ходе написания проекта была рассмотрена учебная литература по педагогике, дидактике, методике преподавания истории в школе.

В учебных пособиях по педагогике, таких авторов как П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и дидактике – Б.А. Голуб, В.А. Ситаров, В.И. В.И. Загвязинский была отражена психолого-педагогическая информация о применении наглядного метода в обучении. В них рассматривались значимость, эффективность и возможность использования наглядных средств в обучении.

С учебных пособий по методике преподавания истории – М.В.Коротковой, М.Т. Студеникина, А.Т. Степанищева, В.В. Шогана были взяты различные классификации, виды и типы наглядных средств обучения истории. В них рассматривался опыт использования наглядных средств на уроках истории и практический материал по применению средств наглядности в обучении. Отдельно можно выделить статьи научно-методических изданий. Из журнала Преподавание истории в школе. – 2008. - №1. было извлечено две статьи о

современных подходах к организации наглядного метода обучения. В статье М.В. Коротковой «Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории» было рассмотрено как можно использовать личностно-ориентированный подход в сфере применения наглядности на уроке. В статье Э.Н. Абдулаева «Наглядность и проблемный подход в обучении истории» было описано как средства наглядности делают проблемное обучение существенно более эффективным.

Также были использованы педагогические энциклопедические издания, таких авторов как Б.М. Бим-Бад, Е.С. Рапацевич, в которых была найдена информация о понятии наглядности и психолого-педагогическое обоснование применения наглядных средств в обучении.


Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта.

В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека.

Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядности образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядности исходных образов восприятия.

Существуют также образы воображения – образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда и лишь, затем приступить к его созданию.

Чувственное познание дает человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщенные, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов.

Наглядность в обучении – дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися.

Принцип наглядности сформулировал и в XVII веке обосновал Я.А. Коменский. В основе его учения наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Он приводит известную эмпирическую тезу: «Ничего не было в сознании, что заранее не было бы дано в ощущении» Говорил: «…все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию –путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»

Наглядность обучения вытекает из того, что она выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.

В процессе познания окружающей действительности участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100 000, т. е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставится на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Он писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. «Паук, - отмечал он, - потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится не одним когтем, а множеством их: оборвется один удержится другой». Развивая эту мысль далее, он подчеркивал: «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются» По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.

Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Поэтому важным источником исторических знаний выступают разнообразные наглядные средства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кочергина В.И., учитель истории.

« Наглядные средства обучения истории»

Функции и значение наглядного обучения в преподавании истории.

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Вопрос о месте и роли наглядности рассматривался в педагогике с XVII века, начиная с работ П.П. Блонского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.В. Занкова, С.И. Змеева, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Е.И. Пассова, Б.Н. Скаткина и др. Принцип наглядности сформулировал и в XVII в. обосновал Я.А. Коменский: «...все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»

Классическим аргументом за наглядное обучение является указание на то, что это естественный способ обучения, т.е. такой, который отвечает основным, прирожденным свойствам человеческой природы. Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения. Согласно психологическим исследованиям, независимо от возраста информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти.


Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Поэтому важным источником исторических знаний выступают разнообразные наглядные средства. Они обеспечивают восприятие исторических событий через «живое созерцание». Наглядное обучение затрагивает не только сферу чувств при восприятии прошлого, но и сферу мышления и выполняет ряд функций.
Прежде всего, с помощью наглядных средств обучения у учащихся создаются достоверные, зрительные образы исторического прошлого.
Наглядные средств обучения конкретизируют исторические факты, преодолевают модернизацию прошлого в представлениях учащихся.
Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися.
Наглядные средства обучения эмоционально воздействуют на учащихся. Наглядное обучение формирует и эстетические взгляды школьников, учит их «видеть» в произведениях искусства нравственное содержание, художественные достоинства, мастерство их создателей, развивает потребность в постоянном приобщении к прекрасному.
Наглядное обучение развивает наблюдательность, воображение, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к историческому прошлому.

Классификация наглядных средств обучения


Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.

В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) их изображения и модели. Из-за множества видов наглядных средств обучения появилась потребность их классификации. Одна из распространённых классификаций использующейся методистами - это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы

1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место

занимают:

Работа с мелом и доской;

Репродукции картин;

Фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

Учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;

Рисунки и аппликации;

Видеофрагменты;

Аудиофрагменты;

Видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).

2. Условно-графическая наглядность , которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:

Таблицы;

Схемы;

Блок-схемы

Диаграммы;

Графики;

Карты;

Картосхемы;

Планшеты.

3. Предметная наглядность , которая включает:

Музейные экспонаты;

Макеты;

Модели.

Такая классификация является наиболее оптимальной для использования наглядностей на уроках.

При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности.

В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций.

В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.) и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения)

Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов; не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарские турниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности – оружие и доспехи.

К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.

Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность – различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п.

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность , т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:

а) изображения документального характера – документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;

г) технические средства обучения: аудиозаписи, компакт-диски.

Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность , т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.

В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности.

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.

Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающий момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А.Томби «Саламинский бой», М.Г.Ройтера «Вступление Жанны д, Арк в Орлеан» и т.д. Содержание картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.

Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы К.В.Лебедевым; среди них – «Полюдье», «Вече в Новгороде».

Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены

памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

Картины-портреты помогают воссоздать образы исторических личностей. Портреты изучаются в узком и широком смысле. При изучении портрета в узком смысле слова в первую очередь обращается внимание на черты лица, характеризующие изображенного на нем человека как личности.

К условно-графической наглядности относят: схематические рисунки, схемы, таблицы.

Схематический рисунок передает наиболее существенные черты предмета, способствует формированию понятий. В «самой природе педагогического рисунка, - отмечал А.А Вагин, - в его эскизном, конструктивном характере, заложена тенденция к обобщению, движение от предметной наглядности к понятию, от образа к идее».

Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов, людей, военных сражений. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд.

На уроках в старших классах чаще используют схематические изображения, когда на доске во время объяснения появляются линии, стрелки, квадраты, кружки. Это элементы условно-графической наглядности. Сюда относят схемы, диаграммы, графики, картограммы, таблицы.

Схема – это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, структурные, последовательные, поисковые, диаграммы, графики, технические, локальные.

Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо. Логические схемы – это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого. Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат, на ряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания.

П.В. Гора придавал большое значение еще одному виду схем – диаграммам, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий. Если на диаграммах представлены однородные данные одновременного действия, то они легко сопоставляются и анализируются, устанавливается их последовательность. Разнородные сведения позволяют проследить динамику и тенденции развития.

Картограммы – это карты, на которых графически представлены статистические данные, относящиеся к какому-либо явлению.

Графики – это чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо. Графики в отличие от диаграмм показывают цикличность исторических явлений и процессов, их этапы.

Таблицы – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблице в отличие от схем нет условных обозначений исторических явлений. Таблицы делятся на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории.

Картографическая наглядность .

Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается с помощью таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику.

Карты воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов. Обобщающие карты конкретизируют и более подробно раскрывают карты тематические, на которых отражены события и явления учебных тем.

Приемы работы с учебной иллюстрацией на уроках истории.

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины - наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Чтобы учебные картины можно было легко воспринимать с любого места в классе, тематические коллекции картин делают достаточно большими и выполняют яркими красками.
Учебные картины подразделяются на событийные, типологические и культурно-исторические. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающей момент в истории и требуют сюжетного рассказа.

Культурно-исторические картины знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, скульптуры разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.
На уроке картина используется с различными целями: как исходный источник знаний или как зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или как средство закрепления. Для раскрытия какого-либо процесса демонстрируется сразу несколько картин, например, чтобы показать изменения стилей архитектурных памятников в разные периоды истории. Как правило, изложению содержания новой для учеников картины отводится основное время на уроке.
Какова же последовательность работы по картине на уроке? Методист В.Г. Карцов предложил следующие действия:
1) учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображенного на ней;
2) дает учащимся некоторое время для восприятия в целом только что появившегося перед ними изображения;
3) начиная рассказ, указывает место и время действия;
4) дав общее описание обстановки, фона, на котором развернулось действие, останавливается на главном;
5) выявляет детали и частности;
6) в заключение делает общий вывод, указывает существенные признаки явления.
Возможен также чисто искусствоведческий анализ произведения художника. На уроках анализируются картины В.И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком»); И.Е. Репина («Иван Грозный и сын его Иван», «М.П. Мусоргский») по специально разработанным памяткам. Одну из таких памяток предлагает Н.И. Запорожец:
1. Имя автора и время создания произведения.
2. Содержание произведения: его сюжет, кто изображен, что изображено (передний план, центр, задний план, обстановка, в которой изображены люди, - интерьер помещения, пейзаж).
3. Средства выражения: объемность, пропорциональность, перспективность, цвет.
4. Какие чувства и идеи вложил художник в свое творение?
Возможно такое задание учащимся: рассказать, какие исторические легенды и реальные события лежат в основе картин, созданных русскими художниками XIX в.
Для анализа предлагаются картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»; Н.И. Ге «Царь Петр и царевич Алексей»; И.Е. Репина «Письмо запорожцев турецкому султану».
Разбирая то или иное произведение художника, учеников в воспитательных целях следует знакомить с биографическими данными автора картины. Демонстрация портретов живописцев сопровождается описанием исторических личностей. В описание могут быть включены воспоминания людей, знавших изображенного на портрете, касающиеся его документы, письма, мемуары, отрывки из художественной литературы.
Методисты И.В. Гиттис, В. Н. Вернадский, А.А. Вагин описывают различные приемы работы по картине. Учитель показывает картину, а учащиеся называют все, что на ней изображено; по заданию учителя дают описание отдельных элементов и картины в целом; придумывают за действующих лиц слова и инсценируют отдельные сюжеты картины; пытаются представить, что было раньше того момента, который изображен на картине, или позже.
Учебные картины можно применять в целях закрепления и обобщения знаний учащихся. Так, ученикам предлагается разместить в хронологической последовательности картины «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Речь "Минина в Нижнем Новгороде» или объяснить последовательность расположения картин «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», «Казаки».
По картинам возможно проведение итогового повторения, например, по теме «Борьба с монголо-татарскими захватчиками».

Ученикам предлагаются картины: 1. Оборона города Владимира от монголо-татар. 2. Утро на Куликовом поле. 3. Иван III топчет ханскую басму. Вопросы и задания учащимся:

1. В чем была сила монгольского войска?

2. Как сражались русские? (Картина 1.)

Почему они были все-таки побеждены?

3. Какова идея картины?

4. Можно ли по картине 2, показывающей войско перед битвой, определить, кто победит?

5. Что дало возможность Ивану III так ответить ханским послам? (Картина 3.)

6. По этим трем картинам покажите развитие трех основных этапов борьбы русского народа с монголо-татарскими захватчиками.
Для отработки умений можно привлекать на урок несколько картин, но не более двух-трех. Обилие иллюстративного материала, особенно впервые используемого, ослабит интенсивность восприятия детей, а многочисленные образы перепутаются в их сознании и осложнят восприятие нового.

Приемы работы с иллюстрациями в учебниках на уроках истории.
Средством наглядности, всегда находящимся под рукой у ученика, являются иллюстрации в учебнике. Они органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ исторических фактов. Рассматривая учебник как источник знаний, учащимся необходимо учитывать информацию, которую содержат иллюстрации. Определяя приемы деятельности учащихся с учебником на уроке и дома, надо продумать их и применительно к иллюстрациям.
Основная работа с иллюстрациями ведется на уроке. В учебнике для средних классов иллюстрации даны к каждому параграфу и работать с ними удобнее, чем с учебными картинами. По рисунку в учебнике ученику легче разобраться во всех деталях. Можно, не выбиваясь из общего ритма работы класса, задержаться на несколько мгновений на деталях, привлекших особое внимание.
Иллюстрации учебника истории многообразны. Это и схематические изображения орудий труда, рисунки оружия и предметов быта, и изображения архитектурных памятников, репродукции произведений искусства, сюжетные и бытовые композиции, портреты, карикатуры, документальные фотоснимки.
Учащихся надо приучать видеть в иллюстрациях не «развлекательную картинку», а важный, научно достоверный источник знаний. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока, не должна остаться без внимания.
К одним учитель обращается в ходе изложения как к наглядным иллюстрациям своего рассказа, другие он анализирует вместе с учащимися, чтобы объяснить сущность, основные черты исторического явления, третьи привлекает для того, чтобы сформировать у учащихся точные и четкие представления об историческом факте (изображение орудий труда, вооружения и т. д.). Сравнение нескольких иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разные исторические периоды, позволяет проследить их в развитии (например, сравнение английских жилых построек XIII и XVI вв. позволяет увидеть изменения за этот период в жизни феодалов и богатых горожан).
Важным аспектом использования иллюстраций учебника является создание определенного эмоционального настроя. Необходимо четко продумать, какие из иллюстраций к данному параграфу будут рассмотрены в классе, а какие учащиеся будут анализировать, выполняя домашнее задание. Разъясняя домашнее задание, необходимо дать указания и к работе с иллюстрациями, включить в него вопросы, ответы на которые могут быть получены главным образом из иллюстраций. Примеры таких заданий содержатся в учебниках.

Заключение

Таким образом, мы можем сделать вывод о необходимости оптимального использования средств наглядного обучения на уроках истории, что в свою очередь приводит к следующим результатам:

Помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;

Дает возможность организации самоконтроля индивидуальной успеваемости учащихся;

Использование различных наглядных средств позволяет увеличить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала;

Помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;

Раскрывает методику эффективной работы со средствами наглядного обучения;

Проанализированный опыт преподавания истории показывает, что использование наглядных пособий значительно экономит время подачи нового и закрепления пройденного материала;

Обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядные пособия (картины, иллюстрации и макеты) имеют большое воспитательное значение в преподавании истории;

Ознакомление с вещественными памятниками и применение наглядностей на уроках истории пробуждают у детей интерес к изучению прошлого, к истории, как науке, активизируют их мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.

Исходя из результатов проведенного исследования, можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и а визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока.

Литература

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика обучения истории.- М., 2003.

2. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе.- М., 2000

3. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях.- М., 1999

4. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории.- М., 2002.ч.1-2

5. Степанищев А.Т.Методический справочник учителя истории.- М., 2000.

6. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.- М., 2000

Дополнительная литература

1 Вагин А.А, Методика обучения истории в средней школе. - М., 1972.

2. Вашшвайг Г. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.

3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.-М., 1988.

4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., 1991.

6. Кларин M. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М., 1994.

5. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах.-М., 1990.

6. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников /Под ред. И.В. Первина.-М, 1985.

7. Кудрявцев Г.В. Проблемное обучение - истоки, сущносгь, перспективы. - М., 1991.

8 Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в Vl-IX классах.-М, 1990.

9. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.-М., 1982.

10. Методика обучения истории в средней школе. В 2 ч. - М 1978

11. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М., 1986.

20. Шаган В.В. Методика преподавания истории в школе.- Ростон-на-Дону,2007



?Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет

Исторический факультет

Контрольная работа
«Методы наглядного обучения истории»

Выполнила: студентка 5 курса, з/о
Липченко С.И.

Минск, 2012

План
Введение………………………………………………………… ………………3-4
1. Особенности и роль наглядного обучения
в решении образовательно-воспитательных задач……………………………5-6
2. Виды наглядных пособий……………………………………………………7-1 6
2.1. Предметная наглядность.
2.2. Изобразительная наглядность.
2.3. Условно-графическая наглядность.
3. Правила отбора и демонстрирования учебных наглядных пособий……..17-19
4. Методика работы с художественными и учебными картинами………….20-25
Заключение…………………………………………………… ………………….26
Практическое задание…………………………………………………………… 27
Список использованной литературы.

Введение.
Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта.
Наглядность в обучении – дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися.
Принцип наглядности сформулировал и в XVII веке обосновал Я.А. Коменский. Я.А. Коменский назвал принцип наглядности «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обаянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания». «…Наглядное восприятие всегда приводит к тому, что если кто – либо этим путем что – либо усвоил, то он будет знать это твердо». В дальнейшем развитием этого принципа занимались И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другие педагоги.
Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету».
Наглядность обучения вытекает из того, что она выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.
В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядных пособий. Однако не все преподаватели могут и умеют правильно использовать наглядный материал. Работая учителем в школе необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные знания. В данной работе, я хочу рассмотреть на сколько эффективно использование наглядности на уроках истории, деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.

1. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач.
Применение наглядных и технических средств обучения способствуют не только эффективному усвоению соответствующей информации по истории, но и активизируют познавательную деятельность обучающихся; создают яркие исторические образы о наиболее значимых событиях, явлениях, людях прошлых эпох; развивают у них способность связывать теорию с практикой, с жизнью; обобщают и систематизируют знания; формируют интеллектуальные качества личности; повышают интерес к учению и делает его более доступным.
Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новых знаний, а с другой – как средства выработки практических умений и навыков у учащихся. Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при его закреплении, при организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике, а также при проверке и оценке усвоения программного материала учащимися.
Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. Ее роль тем выше, чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями и процессами.
С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее. С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления.
Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию учащихся.
Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. «Зрительный образ, каким бы он ни был ярким, может произвести на учащегося лишь общее впечатление, его познавательное значение будет ничтожно, если восприятие его не сопровождается словом». Сочетание слова и зрительного образа является необходимым условием приобретения учащимися исторических знаний. Выбор формы сочетания слова с наглядными средствами обучения определяется учебно-воспитательной целью урока, задачами урока, характером изучаемого материала, спецификой его изложения в учебнике, дидактическим назначением пособия. Место наглядных пособий, способы их введения в урок определяется учителем при подготовки к занятиям.

2. Виды наглядных пособий.
В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности обучения находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций. Из-за множества видов наглядных средств обучения появилась потребность их классификации.
Существует классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы) средства обучения.
Одна из распространённых классификаций - это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы: предметная наглядность, условно-графическая наглядность, изобразительная наглядность.
В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности.
1. Предметная наглядность.
Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов; не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции. К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.
Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность – различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п.
2. Изобразительная наглядность.
Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, мультимедийные презентации. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:
а) изображения документального характера – документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;
б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;
в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, репродукции картин; учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
г) технические средства обучения: диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски.

Наилучшем средством наглядной передачи исторического действия является использование технических средств (учебные кинофильмы, телепередачи, видеофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи и т.д.). Методически грамотное применение средств обучения повышает эффективность учебного процесса. Исследования показали, что правильное использование технических средств обучения (ТСО) позволяет улучшить понимание рассматриваемой проблемы, повысить уровень запоминания учебного материала, сократить время изучения проблемы.
Аудиовизуальные средства позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.
Каждое из аудиовизуальных средств обучения, используемых на уроках имеет свои особенности.
Учебное кино дает связное, последовательное изображение исторических процессов. Обучающиеся всегда положительно относятся к демонстрации кинофильмов. Но эта демонстрация не должна использоваться только как зрелище. Учителю надо научить учеников работать с фильмом также, как он обучает их наиболее рациональным приемам работы с книгой, картой и т.д.
Фильмы по истории могут носить обобщающий характер и отражать большой по объему материал. Такие фильмы можно использовать главным образом на заключительных (обобщающих) уроках. Другие фильмы по истории могут освещать конкретные вопросы курса, например, документальные фильмы.
В кинофрагментах раскрываются, как правило, отдельные вопросы учебной программы. Характерная особенность кинофрагмента - его узкая дидактическая направленность. Это определяет важную методическую задачу использования кинофрагментов в комплексе с другими средствами обучения. Кратковременность демонстрации (3-5 мин) и узкая методическая направленность кинофрагмента позволяют легко вписать его в урок.
При просмотре учебной телепередачи на экране учебная информация подается постепенно, по кадрам, имеется возможность показывать часть объекта, укрупнять рассматриваемые детали, объяснять какой-либо процесс или явление схематическими мультипликациями, сопоставлять изображение процесса и его объяснение. Весьма успешным может быть использование телевизионных учебных передач по истории на уроках систематизации и обобщения знаний.
Одним из самых уникальных и современных на сегодняшний день способом наглядного представления информации является мультимедийная презентация. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд – шоу, звуковой оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Применение таких технологий существенно влияет на учебную информацию, делая ее более наглядной для восприятия и легкой для усвоения. Презентации можно классифицировать по разным параметрам:
? иллюстративные и проблемные;
? фрагментарные и целостные;
? для освещения нового материала, для повторения, для проведения закрепления.
3. Условно-графическая наглядность.
Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, картосхемы, схематические планы, схемы, блок – схемы, диаграммы, графики, планшеты.
Схематический рисунок передает наиболее существенные черты предмета, способствует формированию понятий.
Меловой рисунок вошел в методический арсенал учителя истории, благодаря доходчивости, быстроте, большой экономии времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем, меловой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов, людей, военных сражений. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Благодаря этому значительно облегчается процесс восприятия материала. Поскольку меловой чертеж или рисунок развивается на глазах учащихся, то содержит огромные возможности для активизации внимания.
Рисунки мелом на доске могут давать географические ориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий.
Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией.
В сочетании с рисунком могут применяться аппликации. Аппликации чаще используются при обучении младших школьников. Аппликации – это вырезанные по контуру из бумаги и раскрашенные изображения типичных для изучаемой эпохи предметов или представителей различных общественных групп: рисунки людей, орудий труда, зданий; символы более широкого содержания по сравнению с тем, что непосредственно изображено.
Аппликации появляются на доске и сменяют друг друга в процессе изложения, помогая раскрыть существенные стороны фактов и последовательность развития событий. Появление каждой новой аппликации концентрирует внимание учащихся на конкретном действии, создает зрительный образ.
На уроках в старших классах чаще используют схематические изображения, когда на доске во время объяснения появляются линии, стрелки, квадраты, кружки. Это элементы условно-графической наглядности. Сюда относят схемы, диаграммы, графики, картограммы, таблицы.
Схема – это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, структурные, последовательные, поисковые, диаграммы, графики, технические, локальные.
Логические схемы - это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.
Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.
Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат, на ряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания.
Схемы - диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков. Если на диаграммах представлены однородные данные одновременного действия, то они легко сопоставляются и анализируются, устанавливается их последовательность. Разнородные сведения позволяют проследить динамику и тенденции развития.
Графики – это чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо. Графики в отличие от диаграмм показывают цикличность исторических явлений и процессов, их этапы.
Схемы, а так же таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
Таблицы – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблице в отличие от схем нет условных обозначений исторических явлений. Таблицы делятся на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений. В работе с таблицами необходимо опираться на связи между столбцами, каждую новую запись связывать с ранее сделанной. Синхронистические таблицы фиксируют наиболее важные исторические события и явления, происходившие в разных странах примерно в одно и тоже время.
Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории.
Картографическая наглядность. Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается с помощью таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы, картограммы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику.
Карты воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.
Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Они подразделяются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупно-, средне- и мелкомасштабные).
На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и Госстандарта. «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н.э. - I в. н.э.)», «Российская империя в первой четверти XVIII в.» - это ообщие исторические карты. Такие карты дают «поперечный разрез» исторического процесса, они показывают отдельные элементы, передают динамику, изменчивость историко-географического пространства: рост и сокращение территорий государств, перемещения границ, демографические процессы, военные действия, социальные движения, образования новых городов и т.п.;
Обзорные карты показывают события определенного периода, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определённого явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени: «Рост территории государств в древности», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Российская империя с начала XIX в. по 1861 г.». Информация таких карт, как правило, не исчерпывается на одном уроке и анализируется, сопоставляется, обобщается на протяжении большой учебной темы;
Обобщающие карты конкретизируют и более подробно раскрывают карты тематические. Тематические карты посвящены отдельным историческим событиям и явлениям, многие из них разгружены от лишних деталей и обозначений, но содержат наглядно художественные символы раскрываемых событий (войны, внутренней политики): «Завоевательные походы Александра Македонского на Восток», «Крестьянская война в Германии в 1525 г.», «Первая русская революция 1905–1907 гг.». Этот тип исторических карт освобождён от информации общего плана, не имеющей отношения к теме, зато с большой подробностью и детализацией раскрывает изучаемое событие и отличается более красочным и художественным оформлением. И в прежние времена, и в наши дни тематические карты преобладают в школьных учебниках, атласах и среди настенных картографических пособий, но использовать их методисты рекомендуют на фоне и в сочетании с общими картами.
Картограммы – это карты, на которых графически представлены статистические данные, относящиеся к какому-либо явлению.
Методическое преимущество картосхемы заключается в том, что она содержит ограниченную и необходимую информацию для определенного урока. В настенной же карте детям порой трудно бывает выделить картографические объекты, необходимые для данного урока. Второе преимущество заключается в том, что информативная нагрузка увеличивается в такой схеме постепенно, на глазах учащихся, и легче усваивается ими.
Часто на уроках истории учитель использует контурные карты и атласы для самостоятельной работы учащихся.
Одним из важнейших направлений в работе с картой является обучение школьников умению ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их проговаривание.

3. Правила отбора и демонстрирования учебных наглядных пособий.
Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, использования телевидения и других средств наглядности.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
1) Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся. При выборе наглядных средств следует учитывать особенности слу­шателей, преимущественный тип мышления большинства: словесно-логический или наглядно-образный.
2) Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока. Большое число демонстраций не только ведет к лишним затратам времени, но и отвлекает учащихся от сути изучаемого материала. Не­обходимо выбрать в первую очередь те пособия, которые непосредственно направлены на решение основ­ной задачи, усвоение главных воп­росов изучаемой темы.
3) Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет. Если иллюстративные мате­риалы (пособия, таблицы, схемы) слишком малы, это вызывает не­довольство тех учащихся, которым их плохо видно. Их использование должно быть продуманным. Так, пособия с мелким шрифтом луч­ше использовать для индивидуаль­ной работы. Улучшает видимость специальная расцветка, выделе­ние деталей.
4) Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций.
5) Принцип оптимизации требу­ет кратковременности демонстра­ций, чтобы за минимально необхо­димое время достигать желаемого результата. Экономии времени спо­собствуют краткие и четкие поясне­ния в ходе работы.
6) Детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений. Следует избрать правильный темп показа.
7) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.
8) Для повышения эффективнос­ти применения наглядных пособий следует четко ставить перед слуша­телями цель. Это усиливает внима­ние, делает его более длительным и устойчивым. Полезно использовать специальные приемы повышения интереса к объектам наглядности, несмотря на то, что эти инструменты сами выступают в роли активизирующих средств.
9) Привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии.
10) Графика буквы, слова текста имеют немалое значение в качестве дополнительного источника инфор­мации. Доска заполняете текстом с лева на право и сверху вниз. Записывать собственные имена (с заглавной буквы), названия и термины нужно в именительном падеже. Хронологические даты записываются вместе с обозначением события и во временной последовательности.
11) Современные средства опера­тивной полиграфии позволяют часть иллюстративного материала выда­вать в виде раздаточного материала. Такой материал облегчает труд и эко­номит время преподавателя и обу­чающихся, так как отпадает необхо­димость в зарисовке ряда рисунков, а их обсуждение ведется с использо­ванием этого материала. Наряду с этим раздаточный материал облег­чает самостоятельную работу, исклю­чает ошибки в конспектировании.
12) Наглядность не должна сво­диться к механической иллюстра­ции предметов и явлений. Она дол­жна включаться в познавательную систему головного мозга, являясь «пищей для ума», и в процессе об­работки информации давать содер­жательные знания об исследуемом объекте.
13) В процессе закрепления и по­вторения учебного материала целе­сообразно отбирать новые нагляд­ные пособия, позволяющие перено­сить усвоенные знания на другие объекты и тем самым сделать про­цесс обучения глубже, осознаннее. Применяемые средства нагляднос­ти должны быть вполне доступны­ми для учеников и не требовать лиш­них затрат времени на их изучение
Общие правила использования исторической карты в обучении могут быть сведены к следующим положениям:
1) Ни одного урока истории без карты или других картографических средств;
2) Готовясь к уроку, учитель тщательно продумывает, что и как он покажет на карте.
3) Использование карты целесообразно и необходимо на всех этапах обучения: в изучении новой темы, при закреплении и обобщении изученного материала, при проверке знаний и умений школьников;
4) Параллельно с формированием знаний на основе карты должно вестись обучение школьников приёмам учебной работы с различными типами картографических пособий;
5) При переходе от одной карты к другой обеспечивается преемственность между ними: либо соотнесением с общей картой, либо характеристикой их временных отношений;
6) Работа с настенной и настольными картами, по возможности, ведётся параллельно и скоординировано;
7) Постоянным компонентом домашних заданий по истории является работа школьников с контурной картой над вопросами новой учебной темы.
4. Методика работы с художественными и учебными картинами.
Наиболее распространенным типом исторической наглядности является художественная картина, а при ее отсутствии иллюстрация учебника (учебная картина).
Ориентируясь на детей с разными психолого-познавательными возможностями (восприятием, вниманием, воображением и т.д.), учитель истории может использовать картины в виде зрительных опор, которые помогают воспроизвести перед учащимися отдельное прошлое; материализованных иллюстраций основных идей объяснения учителя; как объектов сравнения и анализа, средств создания эмоционального эффекта и источника организации, как самостоятельной работы учеников, так и коллективной. Учащиеся не только воспринимают вслед за художником писателем созданные им в произведении образы и сопереживают эмоции, но подобно художнику сами создают все это в своем воображении, а часто и стремятся передать в рисунке, скульптуре или рассказе.
Произведения живописи и скульптуры древности и средневековья содержат богатые сведения о предметах материальной культуры, не дошедших до нас или дошедших в сильно поврежденном виде. Например, о военной технике ассирийцев, об одежде египтян, о греческих кораблях мы узнали главным образом из рельефов и рисунков. Быт германцев известен нам в значительной мере из римских рельефов, изображающих германских воинов, их хижины.
В преподавании истории используются художественные картины и специальные учебные картины. Художественные картины выступают на уроках в качестве исторического факта - произведения искусства, принадлежащего кисти конкретного художника, конкретной эпохи. В этом качестве они привлекаются для изучения культуры. Они могут использоваться и как источники непосредственно исторических знаний. Кроме художественных картин в школе, наиболее часто, используются учебные картины. Учебная картина отличается от художественной дидактическими задачами. Она часто является иллюстрацией к тому или другому параграфу учебника. Каждая учебная картина должна быть художественной, но не каждая художественная картина может быть использована в качестве учебной.
Картина художника может выступать на уроке в различных ролях: в качестве зрительной опоры, материализованной иллюстрации, эмоционального эффекта, объекта выявления деталей, самостоятельного источника новых знаний, средства моделирования схем. Она также может помочь воссоздать образ эпохи, прояснить реальную картину исторических событий, стать источником «опознания» действующих лиц и творческой интерпретации материала. Все это делает картину достаточно продуктивным средством наглядности.
Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины – наглядные
и т.д.................

При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых. Поэтому их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут расплывчаты, неточны, не вполне адекватны исторической действительности.

В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций.

В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.) и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.).

Существует классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы) средства обучения. Чаще всего обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.

Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов; не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарские турниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности - оружие и доспехи. К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.

Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность - различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И разумеется, особенно эффективны действующие модели - водяной мельницы, рудоподъёмной машины.

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:

  • а) изображения документального характера - документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;
  • б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;
  • в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;
  • г) технические средства обучения: диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски.

Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.

В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности.

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины - наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.

Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающий момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А. Томби «Саламинский бой», М.Г. Ройтера «Вступление Жанны д, Арк в Орлеан» и т.д. Содержание картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.

Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы К.В. Лебедевым; среди них - «Полюдье», «Вече в Новгороде».

Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

Картины-портреты помогают воссоздать образы исторических личностей. Портреты изучаются в узком и широком смысле. При изучении портрета в узком смысле слова в первую очередь обращается внимание на черты лица, характеризующие изображенного на нем человека как личности. При изучении портрета в широком смысле слова наряду с обрисованием анатомических черт лица и их расшифровкой большое внимание обращается на награды, знаки отличия. Все это комментируется, что в конечном итоге дает содержательную характеристику изображенной личности и ее места в истории.

Одним из наглядных средств обучения истории является карикатура. Она доступна, художественно выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. Поэтому карикатура легко воспринимается. Карикатура-иллюстрация используется лишь для наглядного подтверждения слов учителя. Карикатура- характеристика требует разъяснения сущности, комментария учителя. Для образной характеристики личности используется портретная карикатура, а для целой эпохи или крупного исторического явления - символическая.

Аппликации - это вырезанные по контуру из бумаги и раскрашенные изображения типичных для изучаемой эпохи предметов или представителей различных общественных групп: рисунки людей, орудий труда, зданий; символы более широкого содержания по сравнению с тем, что непосредственно изображено.

Аппликации появляются на доске и сменяют друг друга в процессе изложения, помогая раскрыть существенные стороны фактов и последовательность развития событий. Появление каждой новой аппликации концентрирует внимание учащихся на конкретном действии, создает зрительный образ.

К условно-графической наглядности относят: схематические рисунки, схемы, таблицы.

Схематический рисунок передает наиболее существенные черты предмета, способствует формированию понятий. В «самой природе педагогического рисунка, - отмечал А.А Вагин, - в его эскизном, конструктивном характере, заложена тенденция к обобщению, движение от предметной наглядности к понятию, от образа к идее».

Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов, людей, военных сражений. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд.

Рисунки мелом на доске могут давать географические ориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий.

Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией.

В сочетании с рисунком могут применяться аппликации. Аппликации чаще используются при обучении младших школьников.

На уроках в старших классах чаще используют схематические изображения, когда на доске во время объяснения появляются линии, стрелки, квадраты, кружки. Это элементы условно-графической наглядности. Сюда относят схемы, диаграммы, графики, картограммы, таблицы.

Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками - геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, структурные, последовательные, поисковые, диаграммы, графики, технические, локальные.

Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо. Логические схемы - это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого. Поисковые схемы - это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат, на ряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания.

П.В. Гора придавал большое значение еще одному виду схем - диаграммам, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий. Если на диаграммах представлены однородные данные одновременного действия, то они легко сопоставляются и анализируются, устанавливается их последовательность. Разнородные сведения позволяют проследить динамику и тенденции развития.

Картограммы - это карты, на которых графически представлены статистические данные, относящиеся к какому-либо явлению.

Графики - это чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо. Графики в отличие от диаграмм показывают цикличность исторических явлений и процессов, их этапы.

Таблицы - это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблице в отличие от схем нет условных обозначений исторических явлений. Таблицы делятся на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории.

Картографическая наглядность. Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается с помощью таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику.

Карты воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Они подразделяются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупно-, средне- и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и госстандарта. Обзорные карты показывают события определенного периода.

Обобщающие карты конкретизируют и более подробно раскрывают карты тематические, на которых отражены события и явления учебных тем.

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий

оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Учитель истории

Юрченко Е.Ф.

г.Москва

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.

Образное преподавание истории имеет особое значение, т.к. прошлое нельзя по-настоящему узнать и понять, не представляя его зрительно.

Принцип наглядности – один из важнейших принципов обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Создание у учащихся с нарушением интеллекта конкретных представлений необходимо не только при изучении прошлого, но и современности.

Мышление учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Учитель не может опереться на личный опыт учащихся, на непосредственное наблюдение. И если на уроках истории не будет «образов прошлого», то в ответах учащихся появляются «железные дороги у славян», «винтовки у стрельцов», «сараи» вместо изб у крепостных крестьян.

Наглядность обогащает образное мышление, обеспечивает прочность знаний, развивает наблюдательность, воображение, речь, оказывает воздействие на учащихся, формирует их эстетические взгляды. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий. Конечно, роль наглядности в мыслительной деятельности по мере взросления учащихся снижается, но в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы не устраняется полностью. В обучении истории учащиеся с нарушением интеллекта методы наглядного обучения широко применяются наряду со словесными. Тем самым учитель вносит в обучение живое созерцание, являющееся исходной ступенью познания.

В обучении истории используются разнообразные наглядные средства.

Первая группа наглядных средств обучения – предметная наглядность.

Она имеет особую познавательную ценность, предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников исторического прошлого и его материальных следов.

Пример: при посещении московского Кремля, Красной площади ребята знакомились с архитектурными памятниками, которые находятся на их территории: с «Лобным местом», памятником Минину и Пожарскому, с собором Василия Блаженного, с башнями и стенами Кремля и т.д.

После экскурсии по теме «Красная площадь» на уроках истории с учащимися проводится беседа:

  1. Что означает название Красная площадь?
  2. Как выглядела Красная площадь в древности?
  3. Какие названия имела площадь?
  4. Что такое Лобное место? Когда было устроено и для чего предназначалось?
  5. Кому посвящен первый скульптурный монумент на Красной площади?
  6. Что особенно понравилось во время экскурсии.

Подобные беседы проводятся после каждой экскурсии.

Большую ценность при изучении исторического материала имеет посещение музеев.

Так, при посещении музея истории Москвы, ребята знакомятся с орудиями труда, предметами быта, оружием и т.п., что помогает воссозданию точных зрительных образов, лучшему усвоению материала по темам.

После экскурсии проводится беседа:

  1. Какой музей вы посетили?
  2. О чем рассказывает этот музей?
  3. Где находится музей?
  4. Какие экспонаты музея вам особенно понравились? Перечислите их.

Вторая группа наглядных средств – изобразительная наглядность.

Изобразительная наглядность представлена различными рисунками, фотографиями, учебными картинами.

Орудия труда различных эпох, внешний облик людей, их жилище, оружие – все это описывается с помощью показа изображений этих предметов (на таблицах, картинах, рисунках в учебном пособии. Например, сколько бы учитель ни говорил о бороне - суковатке или гончарном круге, умственно отсталые обучающиеся не будут представлять себе эти орудия труда, пока не увидят их изображение на картине или рисунке в учебнике.

Среди средств изобразительной наглядности в работе на уроке истории большое место занимают картины на исторические темы, дающие целостное представление об историческом явлении, событии, герое.

В кабинете истории находятся картины к определенным темам школьного курса истории, они соответствуют возрасту учащихся и отражают существенные явления или события прошлого, они просты по композиции и доступны для понимания учащимися.

При обучении учащихся, имеющих психофизические недостатки, наибольший эффект от использования исторических картин достигается при их оптимальном сочетании с живым словом учителя (повествование, описанием, рассказом, беседой).

Пример – работа с картиной «Иван III топчет ханскую грамоту» по теме «Освобождение от иноземного ига» в 7 классе. Начинается она с рассказа учителя: что собой представляло Московское государство при Иване III и какая главная задача стояла перед государством (положить конец монголо-татарскому игу).

Кульминация картины – Иван III рвет ханскую грамоту (басму), бросает ей под ноги и топчет…

Этот момент и изобразил художник А.Кившенко на своей картине. Во время рассказа учитель указывает на персонажей картины, их позы, выражения лиц.

В заключении проводится обобщающая работа по картине:

  1. О чем говорит такое смелое и дерзкое поведение московского князя? (сильным стало Московское государство, можно и вызов бросить врагу, чтобы сбросить ненавистное иго).
  2. Иван III велел передать хану такой ответ: «Та курица умерла, которая носила татарам золотые яйца». Как понимать эти слова?
  3. Посмотрите на картину и скажите, какие её детали говорят о том, что нет больше страха и покорности перед Ордой?

Другой вид работы с картиной – развернутая беседа с учащимися, которая помогает уточнить и конкретизировать знания.

Так, например, по картине «Полюдье» проводится беседа по вопросам:

  1. Кто собирал дань?
  2. В какое время года князь выезжал за данью?
  3. Чем еще занимался князь во время объезда подвластного населения? Чем платили дань?
  4. Куда и на чем увозили дань?
  5. Зачем при сборе дани князю нужна была дружина?

Таким образом, используя картины на уроке, учитель не только формирует исторические представления и понятия, но и учит школьников подходить к картине как к источнику исторических знаний.

Особая работа проводится с иллюстрациями учебника истории.

Иллюстрация учебного пособия многообразна и работа с ними разнообразна: одни используются в ходе рассказа как наглядность (например, Софийский собор в Киеве и Новгороде), другие разбираются вместе с учащимися, чтобы объяснить сущность, основные черты исторического явления («Продажа крепостных»), портреты помогают формировать четкие представления об историческом факте (изображения оружия и орудий труда). Но главное в работе с иллюстрацией состоит в том, что ни одна из них не остается не разобрана, т.к. сами учащиеся забывают к ним обратиться.

Третья группа наглядных средств – схематический рисунок.

К ним относятся: схема сражения, схема политического устройства, экономических связей и т.д.

Все схемы, представленные в учебнике, разбираются на уроке, другие готовятся заранее на плакатах или воссоздаются мелом на доске.

Пример. Урок по теме: «Образование СССР» (9 кл.). Объясняя причины объединения советских республик в единое союзное государство, рассказывая о принятии Договора об образовании СССР от 30.12.1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов, одновременно воссоздается на доске схема, называются республики, которые вошли в состав СССР.

Объясняя тему «Образование государства восточных славян Киевская Русь» (7 кл.), работая с настенной картой, воссоздается схема «Границы Древней Руси».

Учащимся специальной (коррекционной) школы более доступен такой вид наглядности, как рисунок на доске, возникающий по мере изложения учителем нового материала, обеспечивающий одновременность восприятия слова и образа, показывающий явление или событие в динамике, облегчающий понимание исторического материала.

В конце урока, закрепляя пройденное, ученики сами рисуют в тетради, копируя рисунок учителя.

Рисование на доске является одним из методов коррекции, т.к. привлекает ученика к активному восприятию и разбору материала, развивает наблюдательность, интерес к истории.

Четвертая группа наглядных средств обучения – технические средства (ТСО)

ТСО усиливают яркость, эмоциональность, динамичность обучения, стимулируют воображение и мышление учащихся, поэтому их использование в специальной школе необходимо.

К этой группе относятся диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, звукозаписи, а также аппаратура, с помощью которой можно их демонстрировать.

Из всех ТСО наиболее эффективными являются видеозаписи. Живое изображение событий, показ исторического события в динамике и присущем ему драматизме. При закреплении темы проводится беседа с опорой на просмотренный фильм.

Использование перечисленных наглядных средств обучения на уроке истории, чередование их с другими формами работы создает оптимальные условия для активной деятельности учащихся и в то же время исключает перенапряжение внимания, так как дает школьникам возможность переключать внимание на различные стороны учебного процесса.

Вся эта работа в конечном итоге дает возможность добиваться положительных результатов в усвоении исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта, повышать уровень их воспитанности, решать коррекционные задачи.


Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...