Роль дистанционного обучения. Сущность и особенности дистанционного обучения

Последние 10 лет все более проявляется развитие информационных технологий во многих отраслях человеческой деятельности. Интернет становится едва ли не основным средством обмена информацией и приобретает все большую популярность. Кроме того, развитие IT-технологий обуславливает их использование в самых различных сферах деятельности. Применение в обучении персональных компьютеров и Интернет, по мнению основателя Microsoft Билла Гейтса, обещает дать гораздо больше, чем использование их другими группами работников интеллектуального труда. Появление дистанционно обучения открыло новые возможности получения образования и повышение квалификации. Основным преимуществом дистанционного обучения является возможность получения образования вне какого-либо учебного заведения. Иными словами, студенты могут усваивать необходимые знания в удобное для них время, с минимальным отрывом от основной деятельности. Дистанционное обучение дает возможность получения консультаций преподавателя и контроля знаний не посещая учебное заведение.

Образование становится общемировым и общедоступным, опережая процессы политического и экономического объединения. Правительства многих зарубежных стран объявили дистанционное образование приоритетным направлением. Начало данному процессу положили американцы. В последнее время оно активно развивается в Европе. В нашей стране дистанционное образование получает широкое распространение, в частности в таких учебных заведениях как БГУ и БГУИР г. Минска.

Дистанционное обучение - 1) это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической и дидактической форме;

2) новая организация учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.

Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникаций.

Дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.

Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебно-методических материалов под руководством преподавателя, выполнения контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу учебно-практического пособия, вывод итоговой оценки. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с преподавателем с помощью телефона, телефакса, электронной почты и других возможных средств связи. По окончании изучения всех разделов курса учащийся сдает экзамен.

Стадия контроля знаний состоит в предъявлении обучаемому тестовых заданий, выбираемых в соответствии с целями и задачами тестирования, и в учете получаемых вариантов ответов. Можно утверждать, что множество предъявленных заданий отображает ту область эталонной модели знаний, с которой и должна, в конечном итоге, сопоставляться реконструируемая модель знаний обучаемого. Вычленение этой области и последующее заполнение ее слотов вариантами ответов, выбранными обучаемым, и составляет сущность формирования подлежащей оцениванию модели знаний.

Завершающая стадия вывода итоговой оценки сводится к формально-структурному анализу степени несовпадения подсети эталонной модели (по которой предъявлялись тестовые задания) с реконструируемой сетевой моделью знаний обучаемого.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три основные категории:

§ неинтерактивные (печатные материалы, аудионосители, видеоносители);

§ средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);

§ видеоконференция - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Рассмотрим принципы построения СДО . Ведущие из них определены как: единая методологическая основа, децентрализация создания и управления единой системой дистанционно образования, режим наибольшего благоприятствования, комплексность, доступность, модульность.

Характерными особенностями дистанционного образования являются гибкость (каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности), модульность (каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области), параллельность (обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства"), дальнодействие (расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса), асинхронность (подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе), а также охват, рентабельность, новые информационные технологии, социальность, интернациональность.

В основе ДО (дистанционного обучения) лежат два основополагающих принципа:

§ свободный доступ, т.е. право каждого (без вступительных испытаний) начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

§ дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем с упором на самостоятельную работу.

Помимо двух основных принципов существует множество второстепенных:

§ принцип интерактивности;

§ принцип стартовых знаний;

§ принцип индивидуализации;

§ принцип идентификации;

§ принцип регламентности обучения;

§ принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.

Как уже было отмечено главным в ДО является организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. В современном обществе не актуальны традиционные методы обучения. К тому же привлекательность ДО объясняется не только рассредоточенностью преподавателей и учащихся в пространстве, но и возможностью учиться в любое удобное для учащихся время. Знание в современном обществе все в большей степени становится товаром и, как любой товар, требует хорошей упаковки и соответствующих способов распространения. Преподаватель как единственный носитель знания в традиционном учебном процессе не удовлетворяет этим требованиям.

Заочное обучение является прообразом ДО в тех учебных заведениях, которые имеют соответствующий опыт. Однако есть и принципиальные отличия сложившихся стандартов заочного обучения и новых идей ДО. Среди них выделим следующее.

§ заочное обучение предполагает получение какой-либо конкретной специальности по вполне определенному учебному плану. ДО более демократично. Учащийся может выбрать какой-либо один курс или систему курсов, не связывая это, порой, с получением конкретной специальности;

§ при заочном обучении обычно планируются очные занятия, когда учащиеся собираются вместе для прослушивания обзорных лекций, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. При дистанционном обучении такие сессии могут и не планироваться, однако складывающаяся практика ДО показывает, что хотя бы без одной очной встречи обучающегося и преподавателя на итоговом контроле пока, видимо, не обойтись.

Изначально заочное обучение ориентировалось на печатные материалы, пересылаемые по почте. ДО в своей основе предполагает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Администрация многих учебных заведений считают своей главной задачей в развитии дистанционных форм обучения создание материальной технической базы. Однако ключом к ДО является учебно-методическое обеспечение самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. Его разработка требует значительно более серьезных организационных усилий, высочайшей квалификации разработчиков и, порой, более значительных финансовых затрат, чем закупка и установка оборудования. При разработке учебно-методического обеспечения дистанционных курсов, как показывает опыт, целесообразно планировать создание комплексов, позволяющих поддерживать учебную деятельность учащихся на всех этапах обучения - от знакомства с теоретическим материалом до решения нетиповых задач. По дидактическому назначению различные виды учебно-методического обеспечения А.В. Хуторской классифицирует по четырем блокам :

Компоненты первого блока (учебные пособия с теоретическим материалом в печатной форме, что предпочтительно, или в электронном виде, аудио- и видеокассеты с обзорными лекциями) предназначаются для первоначального знакомства с теоретическим материалом по курсу. Сюда же могут быть отнесены и методические рекомендации для преподавателей (как учить с помощью комплекса) и для учащихся (как учиться с помощью комплекса).

Основное назначение второго блока учебно-методического обеспечения - осмысление и закрепление теоретического материала, контроль знаний по теории. В его состав могут входить электронные мультимедийные учебники на flash носителях, CD дисках или в Интернет, программно-информационные системы компьютерного тренинга и контроля знаний.

Компоненты третьего блока предназначены для формирования и развития практических умений и навыков, развития интуиции и творческих способностей, ускоренного накопления профессионального опыта. Сюда можно отнести системы лабораторного практикума удаленного доступа, компьютерные тренажеры, основанные на математических моделях изучаемых объектов и процессов. Обучение на таких тренажерах ведется в ходе решения специально подобранных задач в режиме управляемого исследования.

Компоненты четвертого блока - это системы автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги: пакеты прикладных программ (ППП), системы автоматизации проектных работ (САПР), научных исследований (АСНИ) и т. п. Они могут использоваться учащимися для решения различных задач по тематике комплекса, возникающих, например, в ходе курсового или дипломного проектирования. Процесс учебной работы проходит при этом в режиме свободного учебного исследования и близок по специальному характеру к профессиональной деятельности специалиста.

Если не рассматривать издержки процесса развития ДО как новой формы обучения, то принципиальных оснований для утверждения, что дистанционное обучение значительно хуже по сравнению с очными формами, не существует. Высокое качество определяется следующими факторами:

§ возможностью привлечения высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов в сфере новых информационных технологий к разработке широко тиражируемого учебно-методического обеспечения;

§ высоким интеллектуальным потенциалом информационной среды ДО;

§ высоким уровнем самостоятельности в когнитивной деятельности учащихся;

§ большим количеством разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера;

§ потенциалом коллективного творчества в ходе телеконференций в Интернет;

§ возможностью практически ежедневного индивидуального общения преподавателя и учащегося.

Статья, в которой кратко описаны преимущества использования наряду с традиционными формами обучения такого метода, как дистанционное обучение. Возможности, которые предполагает использование дистанционное обучение, помогают улучшить качество знаний в учебном коллективе, а также создать максимально комфортную обстановку для обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дистанционного обучения в современном образовательном процессе

В течение последних лет применение современных технических средств стало популярным явлением в образовании. Информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие и стали все чаще использоваться в повседневном образовательном процессе наравне с традиционными формами обучения. Среди них особое место занимает дистанционное обучение, признанное одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Дистанционное обучение - это метод организации процесса обучения, позволяющий посредством современных информационных и телекоммуникационных технологий осуществлять обучение на расстоянии без прямого контакта между учителем и учеником.
Суть т
ехнологии дистанционного обучения в том, что обучение и контроль за усвоением материала осуществляется посредством компьютерной сети Интернет, а именно технологий on-line и off-line.

На мой взгляд, этот метод наиболее эффективен при выполнении проектов и иссследовательских работ, а также при работе с одаренными детьми, которые посредством этого метода получают возможность получать дополнительные задания и задания повышенной трудности. Результативен он также при работе с детьми-инвалидами, находящимися на домашнем обучении.

В своей деятельности я использую дистанционное обучение посредством электронной почты. Между мною (учителем) и учениками организована рассылка дополнительных заданий: творческих (например, сочинений), контрольных (тестов), увлекательных заданий (кроссвордов, ребусов), направленных на развитие мотивации к изучению предмета.

Технологии дистанционного обучения, с моей точки зрения, помогают в педагогической деятельности следующим образом. Во-первых, формируется дополнительное образовательное пространство. Во-вторых, учащиеся получают возможность развития таких навыков, как толерантность, критическое мышление, готовность искать компромиссное решение и принимать чужую точку зрения. В-третьих, вследствие того, что дети оказываются в той среде, которая им ближе и привычнее (я имею ввиду виртуальную), то у них формируется познавателная активность и самостоятельность. В-четвертых, ученик может выбрать индивидуальный темп изучения маиериала (может выполнять более трудные задания, может выполнять дополнительные творческие задания). В случае болезни ученик всегда имеет возможность участвовать в образовательном процессе и не отстать по программе. Таким образом, помимо получения необходимых знаний, ребенок сохраняет свое душевное и психическое равновесие.

Большинство родителей поддерживают использование дистанционного обучения. Этот метод позволяет им предупредить появление «хвостов» по учебе, отставание ребенка по программе случае пропусков занятий.

Информационные технологии играют важную роль не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, для поддержки общественной жизни класса, большего сплочения коллектива.

Большое значение, на мой взгляд, дистанционное обучение имеет при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.

Обобщая, хочется отметить, что дистанционное обучение решает не только образовательные задачи,

но и психологические проблемы учащихся, раширяет коммуникативную сферу учеников и педаго-

гов, способствует развитию мотивации к обучению.



Наступление эры информатики было отмечено переходом от техносферы к инфосфере. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются образовательные ресурсы. Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере, в нынешних условиях концентрируются в инфосфере, где большинство людей занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации и знаний. Сегодня мир вступил в телекоммуникационную фазу развития инфосферы, которая характеризуется как фаза общения, трансфера информации и знаний. Поскольку знания стремительно обновляются, то современный человек должен быть готовым к тому, что учиться ему придется в течение всей жизни. Мировая телекоммуникационная инфраструктура открывает возможность массового самообразования и всеобщего обмена информацией независимо от местонахождения человека.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. N 3850-XII: ’’Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации”.
Компьютеризация деятельности, связанной с информатизацией является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Во многом благодаря этому процессу стала возможной новая технология обучения - дистанционное, которое хорошо интегрируется с традиционными формами обучения (очной и заочной). Следует обратить внимание на тенденцию, когда все известные формы обучения усовершенствуются, благодаря технологии современного дистанционного обучения. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют технологией получения знаний XXI века.
Возникновение дистанционного обучения является закономерным этапом развития и адаптации образования к современным условиям. Его появление многие объясняют рядом факторов. С одной стороны, потребностью общества в творческой, профессионально и духовно самостоятельно совершенствующейся личности, с другой стороны, территори
альными, экономическими и культурными факторами. По мере своего развития дистанционное обучение будет способствовать решению следующих задач: повышению общеобразовательного уровня общества;
^ расширению доступа к высшему и последипломному образованию, включая аспирантуру и докторантуру;
^ удовлетворению потребностей и интересов общества в целом и отдельной личности; повышению квалификации и переподготовка специалистов в связи с переходом на новые технологии.
На протяжении столетий сфера образования оставалась наиболее консервативной областью человеческой деятельности, наименее подверженной изменениям. Несмотря на то, что объем сведений об окружающем мире неуклонно возрастал, технологии передачи накопленных знаний оставались неизменными. Объективные условия развития современного общества в конце XX века стали диктовать новые требования к содержанию и формам передачи знаний.
Классическая форма получения образования (очная) сегодня переживает кризис, который в той или иной степени отчетливо проявляется во всех странах мира.
В работе авторы указывают на следующие характерные черты кризиса мировой системы образования: неспособность обеспечить всем желающим возможность получения необходимого им образования (территориальность);
У отставание получаемых знаний от уровня развития технологий (консерватизм); низкую адаптивность систем образования к различным социальноэкономическим условиям (инерционность); специфичность образования, получаемого в конкретном учебном заведении (локальность).
Таким образом, в настоящее время перед образовательными системами стоят многочисленные проблемы. По мнению зарубежных экспертов, в начале ХХ1 века минимальным уровнем образования, необходимым для выживания человечества, становится высшее образование.
Традиционные технологии очного и заочного обучения не в состоянии удовлетворить потребность всей молодежи в получении высшего образования. Даже самые развитые страны не смогут принять такой массы студентов по очной (дневной) форме обучения. В связи с этим в мире наблюдается тенденция стремительного роста численности студентов, обучающихся заочно по технологии ДО. Одновременно растет число вузов, работающих в этой области. По данным, приводимым в , если в
70-е гг. ХХ века в мире число таких вузов приближалось к 70, то в 80-90-е гг. их уже насчитывалось 187. Отмечается также еще одна тенденция: численность обучающихся по технологиям ДО в 90-е гг. ХХ века росла быстрее численности студентов, обучающихся по традиционным технологиям (дневные отделения вузов). Значительный толчок в развитии ДО в мире наблюдается в связи с новыми ИКТ. Так, если в 1998 г. обучение с помощью современных технологий занимало в США лишь 2 % всего рынка обучения, то, по оценкам специалистов, в 2003 г. оно должно составить 14 % .
В Швеции количество обучающихся по технологии ДО в национальной системе образования составляет около 70 %. По официальным данным это объясняется прежде всего низкой стоимостью обучения (дешевле в два и более раза по сравнению с традиционными технологиями) в связи с отсутствием затрат обучающихся на дорогу и проживание, а также за счет более рационального использования основных фондов учебного заведения.
По оценкам специалистов других стран, дистанционное обучение на 30 % дешевле традиционного. Фирма Microsoft считает, что стоимость сетевого обучения может снизиться как минимум вдвое против традиционного, поскольку преподаватель в состоянии давать уроки, находясь в любой точке земного шара. Экономия может быть достигнута и за счет других факторов. Например, используя технологию дистанционного обучения, можно быть уверенным в том, что все учащиеся пользуются одними и теми же и, кроме того, самыми свежими учебно-методическими материалами. Ведь обновлять учебные пособия в сети гораздо проще. Относительно невысокая стоимость обучения обеспечивается также за счет более концентрированного представления и унификации содержания образовательного ресурса, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучаемых, за счет экономии использования учебных площадей.
Немаловажной причиной обращения к дистанционному обучению является возможность учиться в удобное для обучаемого время и в удобном для него месте. При этом срок обучения не имеет ограничений и может прерываться в зависимости от желания обучаемого и его финансовых возможностей .
По оценкам экспертов, среди способов получения образования наилучшим по качеству и наиболее затратным является очное обучение, наиболее доступным - дистанционное. Профессиональная компетентность специалистов, получивших образование в очной форме, всегда на порядок выше. Поэтому элитарные вузы, как правило, редко используют заочное обучение. Заочная форма обучения больше ориентирована на подготовку специалиста-практика . Технология ДО на основе новейших ИКТ обладает следующими отличительными особенностями:
гибкость (с учетом времени, места, темпа и объема обучения); экономичность за счет сокращения расходов на учебные площади, транспорт, технические средства; социальное равноправие обучающихся независимо от места проживания и состояния здоровья;
Таким образом, особую популярность дистанционное обучение приобрело в странах, характеризующихся, во-первых, значительными территориями, удаленностью места жительства обучаемого от места обучения; во- вторых, наличием высокого уровня неудовлетворенного спроса на образовательные услуги; в-третьих, динамическими изменениями социальноэкономической ситуации.
Анализ работ зарубежных и отечественных специалистов позволил установить следующие отличительные признаки современной технологии ДО:
^ наличие удаленных субъектов обучения; широкое использование коммуникационных технологий в учебной деятельности; взаимодействие субъектов дистанционного обучения в реальном времени с помощью современных сетевых сервисов.
Необходимость использования технологии ДО продиктована рядом обстоятельств: новыми требованиями, предъявляемыми к образованию в ХХ! веке; ростом числа желающих получить образование, пройти переподготовку в связи с изменениями на рынке труда; ограниченными пропускными возможностями вузов и системы повышения квалификации; интернационализацией высшей школы и усилением международной интеграции в образовании.
Наиболее всесторонне проанализирована специфика сетевого обучения
А. А. Андреевым : гибкость (обучение в удобное время, в удобном месте, в удобном темпе); модульность (модульный принцип обучения); параллельность (обучение без отрыва от производства); дальнодействие (удаленность образовательного учреждения от обучающихся); асинхронность (работа участников процесса обучения по удобному для каждого расписанию); охват (массовость); рентабельность (экономическая эффективность); преподаватель (новая роль и функции);
обучающийся (новые требования); использование новых информационных технологий (компьютерные сети, мультимедийные системы); социальность (устранение социальной напряженности благодаря предоставлению равной возможности в получении образования); интернациональность (экспорт и импорт образовательных услуг).
Таким образом, на основе проведенного анализа следует подчеркнуть,
что технологию ДО от традиционных отличают следующие характерные черты: возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, имея нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины; равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого; экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Необходимо также отметить, что ДО на основе новейших ИКТ расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с инновациями. Позитивное влияние оказывает удаленное обучение и на обучаемого, повышая его творческий и интеллектуальный потенциалы за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения. Качество получаемого образования по технологиям ДО достигается за счет привлечения высоко квалифицированного кадрового профессорско- преподавательского состава и использования в учебном процессе лучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по дисциплинам.
Для того чтобы более глубоко осознать функции дистанционного обучения в системе образования нашей страны, целесообразно проанализировать сам процесс его возникновения и развития.
До сих пор продолжаются дискуссии о том, где впервые появилось дистанционное обучение. Приоритет в этой области оспаривают американский Национальный технологический университет и британский Открытый университет. В российской литературе можно встретить утверждение о том, что в основе развития ДО лежит идея национального заочного обучения . Многие авторы возникновение дистанционного обучения связывают с развитием средств коммуникации. Первой страной, в которой были использованы технологии обучения на расстоянии, была Германия. Около 130 лет назад преподаватель Берлинского университета Ч. Туссен и
член Берлинского общества современных языков Г. Лангеншейдт использовали почтовую связь для рассылки учащимся контрольных работ и учебных материалов. Это было первое использование технологии дистанционного обучения на уровне частных инициатив отдельных преподавателей. Официальный статус данная форма обучения обрела лишь в 1891 г. в США, когда при Чикагском университете было создано заочное отделение. Опыт перенимается другими американскими университетами, а в начале ХХ века данная форма обучения распространяется в России.
Таким образом, на основе анализа имеющейся литературы можно констатировать, что в своем развитии технология ДО прошла несколько этапов.
Первый этап - взаимодействие, организуемое по схеме педагог - ученик (несколько учеников). Виды связи между преподавателем и обучаемым^) немногочисленны: почта, телефон, компьютер. На данном этапе количество специалистов невелико и все компоненты обеспечения ДО автономны и независимы друг от друга, отсутствует системность и комплексность в применении средств дистанционного обучения.
Второй этап - взаимодействие, организуемое по схеме педагог - множество учеников. Его оформление произошло благодаря организации в процессе ДО односторонней связи. Виды связи между обучающим и обучаемыми расширяются за счет видео и аудиокассет, компьютерных программ, спутникового телевидения и других средств.
Третий этап характеризуется появлением в начале 80-х гг. ХХ века Интернета и ростом его популярности. Он придал новый импульс развитию дистанционного обучения, способствуя превращению связи и системы обмена знаниями во всеобщие. Число пользователей стремительно растет и сейчас достигает более 100 миллионов человек.
Четвертый этап характеризуется комплексным использованием средств доставки информации: интеграции радио, телефона, компьютерных сетей, спутниковой и кабельной видеосвязи.
Общий анализ современной ситуации в мире свидетельствует, что развитие теории и практики дистанционного обучения идет неравномерно. Практические наработки явно преобладают над теоретическими разработками. Это положение в значительной степени обусловливает противоречивость и неопределенность во взглядах специалистов на дистанционное обучение, его статус в системе образования. Изучение зарубежной и отечественной литературы по проблеме показывает, что существует масса описаний экспериментов в области ДО, различных программ, проектов, реализуемых на уровне вуза, корпорации, региона, страны. Однако исследования, посвященные изучению и осмыслению феномена дистанционного
обучения, его параметров, достаточно редки. Очевидно, что его развитие в мировой системе образования идет от практики к теории.
В мире существуют разнообразные реализации технологии дистанционного обучения, которые имеют как общие, так и специфические черты. Специфика, как правило, обусловлена социально-экономическими и социально-культурными особенностями национальных образовательных систем. Поэтому каждая страна вырабатывает собственный путь внедрения технологии ДО.
В настоящее время в мире получение образования по технологии ДО базируется на ряде моделей. В научной литературе существует немало попыток классификации ныне существующих моделей, в частности, Е.С. Полат выделяет шесть: по типу экстерната с ориентацией на школьные и вузовские экзаменационные требования для учащихся и студентов, которые по тем или иным причинам не в состоянии посещать очные учебные заведения; на базе одного университета, когда студенты обучаются на расстоянии на основе ИКТ; на основе сотрудничества нескольких вузов, когда вузы совместно создают программы обучения, что делает их более качественными и менее дорогостоящими; в специализированных образовательных учреждениях, созданных исключительно в целях заочного обучения и ориентированных на разработку мультимедийных курсов; с применением автономных обучающих систем, в рамках которых обучение осуществляется посредством телевидения, радио, компьютера; неформальное обучение на основе интегрированных мультимедийных программ, ориентированное на обучение взрослых, по каким- то причинам не получившим школьное образование.
Еще одна классификация упомянутых выше моделей была предложена Р. Тайнингой и И. Сейненом в 1995 г.: консультационная - подразумевает регулярное посещение студентом учебного (консультационного) центра, где он встречается с преподавателем, получая от него необходимую помощь и разъяснения; корреспондентская предполагает процесс постоянного обмена между тьютором и студентом учебными материалами, домашними заданиями, осуществляется без личного контакта по почте и другим каналам связи (факс, телефон, компьютерные сети);
регулируемого самообучения - предполагает большую самостоятельность студента, обладающего свободой выбора времени и места учебы, даты изучения курса, сдачи экзамена.
Классификация, приведенная в монографии Т.П. Ворониной,
В.П. Кашицина, О.П. Молчановой «Образование в эпоху НИТ» , содержит четыре модели: традиционное заочное, открытое, телеобразование, виртуальные классы и виртуальные университеты.
А.А. Андреев в монографии «Дидактические основы дистанционного обучения» выделяет пять моделей организации образовательного процесса. В качестве критерия классификации он взял средства доставки и представления учебных материалов.
Первая модель представлена кейс-технологиями. Студент получает от тьютора комплект учебных материалов, основу которого составляют печатные пособия, дополненные аудио и видеоматериалами, компьютерными программами на CD дисках. Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебного материала под руководством тьютора и выполнение контрольных заданий. Предусматривается проведение вводных занятий, семинаров, встреч с тьютором для консультаций. В период обучения студент может консультироваться с преподавателем по телефону и другим средствам связи. Экзамены проводятся очно в устной или письменной форме.
Вторая модель предполагает корреспондентское обучение. Студент получает учебные материалы, к нему прикрепляется преподаватель, однако очные контакты не предусматриваются. В основе данной модели лежит процесс постоянного обмена между преподавателем и студентом учебными материалами и выполненными заданиями. Итоговая аттестация может проводиться очно или без реального присутствия студента.
Третья модель называется радиотелевизионной, поскольку процесс обучения основывается на широком использовании телевидения и радио.
Четвертая модель предполагает обучение в сетевом режиме, поскольку базируется на использовании сети Интернет. Найдя информацию об учебном заведении и порядке обучения на сайте сервера учебного заведения, желающий обучаться оформляет и отправляет все необходимые документы в электронном виде. После оплаты курса он получает пароль и доступ к учебной информации, координаты тьютора для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов.
Пятая модель получила название мобильной технологии, так как подразумевает использование студентом в процессе дистанционного обучения мобильного персонального портативного компьютера.

В настоящее время по степени распространения в России первое место занимает модель кейс-технологий. В последнее время наметилась тенденция активного внедрения модели сетевого обучения.
В табл. 1.1 приведена классификация моделей реализации технологии дистанционного обучения.
Таблица 1.1
Классификация моделей реализации технологии
дистанционного обучения


Автор

Организационные модели

Р. Тайнинга, И. Сейнен (1995)
Консультационная модель Модель корреспонденции
3. Модель регулируемого самообучения

Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова (1995)

1. Традиционное заочное обучение 2. Открытое обучение 3. Телеобразование 4. Виртуальные классы и университеты

ЕС. Полат (1998)

1. Обучение по типу экстерната 2. Обучение на базе одного университета 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений Обучение в специализированных образовательных
учреждениях Неформальное интегрированное обучение на основе
мультимедийных программ

А.А. Андреев (2000)

1. Модель КТ (кейс-технология)
2. Модель КО (корреспондентское обучение) 3. Модель РТ (радиотелевизионная)
4. Модель СО (сетевое обучение)
5. Модель МТ (мобильная технология)

На наш взгляд, оптимальной в современных условиях является классификация, в основу которой необходимо положить такой критерий, как организационная структура. Тогда согласно предлагаемому критерию можно выделить следующие модели реализации технологии ДО.
Первая модель характеризуется тем, что вузы объединились в консорциум или ассоциацию учебных заведений. Обучение ведется каждым университетом по своим программам, но по общей для всех технологии. Дипломы об образовании выдаются самими вузами. Принципиальной особенностью этой модели является то, что консорциум не предлагает и не

разрабатывает учебные программы, не присуждает степени и сертификаты. Примерами таких консорциумов могут служить Калифорнийский виртуальный университет, объединивший 95 вузов, Агентство по открытому обучению (Австралия), объединившее 3 университета, и др.
Вторая модель представлена контрактными, или брокерскими, организациями, основанными на объединении ресурсов вузов с целью совместного предоставления образовательных услуг на основе использования технологий дистанционного обучения. Данная модель подразумевает создание собственных программ (курсов), наличие права присуждения степеней, на выдачу дипломов и сертификатов. Примерами контрактных объединений могут служить Национальный технологический университет (США), объединяющий сегодня 46 вузов, Государственный университет губернаторов (США).
Третья модель представлена автономными вузами, созданными специально для предоставления возможности получения образования исключительно по технологии ДО. Характерно, что практически в каждой стране существует вуз, являющийся общепринятым лидером в этой области. Как правило, это образовательный центр национального масштаба, имеющий филиалы по всей стране и за рубежом, предлагающий возможности получения высшего образования и переподготовки кадров. В Великобритании таким вузом является Открытый университет, в Германии - Хагенский заочный университет, в Испании - Национальный университет дистанционного обучения, во Франции - Национальный центр дистанционного обучения.
Четвертая модель представлена обычными традиционными вузами, имеющими в своей структуре центр (департамент, факультет) дистанционного обучения. Данное структурное подразделение включено в образовательный процесс высшего учебного заведения, предлагая студентам для изучения отдельные курсы учебной программы данного вуза с использованием технологий дистанционного обучения. По результатам изучения курсов студенты получают диплом (сертификат), степень, как если бы эти курсы изучались очно. Примерами такого подхода могут послужить Институт дистанционного образования МЭСИ (Россия), Центр дистанционного обучения Пенсильванского государственного университета (США).
Пятая модель представлена виртуальными университетами, или, говоря иными словами, открытыми университетами без стен, основанными на сотрудничестве администрации, преподавателей, разработчиков курсов и обучающихся, которые, несмотря на расстояние, работают вместе, используя современные ИКТ. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов, кампусов, актовых залов, но выдает дипломы, присваивает ученые степени. Примерами виртуальных университетов могут служить

Университет западных губернаторов (США), Нидерландский открытый университет, Каталонский открытый университет (Испания).
Данная классификация не бесспорна, она ориентирована на классическое образование, завершающееся выдачей дипломов, т.е. на аккредитованные учреждения образования. В ее основу положен такой критерий, как наличие у учреждения образования лицензии и права выдачи диплома.
Таким образом, как следует из вышеизложенного, в научной литературе существует множество подходов к классификации моделей реализации технологии дистанционного обучения, существующих в мировой образовательной практике . Наличие многообразных классификаций объясняется различием исходных установок авторов, исходных критериев, положенных ими в основу классификаций.

УДК 37.013

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

О.У. Гогицаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики (межфак) В.К.Кочисов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, Владикавказ (Россия)

Аннотация: Сегодня перед государством стоит задача предоставить каждому человеку свободный открытый доступ к образованию на протяжении всей жизни с учетом собственных интересов, способностей и потребностей, эту проблему можно будет решить с помощью дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информатизация образования, коммуникационные технологии.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня, в условиях информатизации и инновационной ориентации общества, основой содержания и организации образовательной деятельности высшей школы является потребность индивидуализации образования, а также потребности студентов в творческой самореализации посредством телекоммуникаций.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой Правительством РФ (распоряжение № 1662-р от 17 ноября 2008 г.) указано: «Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».

Начало XXI в. связывается с коренными преобразованиями в области образования, с наступлением поры инноваций, со сменой наших представлений о роли образования на современном этапе. Процессы глобализации, формирование общего мирового и европейского образовательного пространства и рынка труда, активное включение стран в Болонский процесс усилили противоречия в системах образования, что и привело, наряду с ростом потребности в высшем и непрерывном образовании, к усилению тенденций к созданию интернациональных образовательных структур различного назначения и видов . Появляются и действуют технологичные открытые образовательные системы, способные предоставлять образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Широко применяются нетрадиционные методы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях, в первую очередь - системы открытого и дистанционного обучения, основанные на телекоммуникационных и интернет-технологиях.

Современное образование обязано быть стратегически направленным, гарантировать возможность человеку приспосабливаться к условиям рискованной экономической деятельности на быстрорастущих рынках, при опережающих темпах развития и растущих требованиях к мобильности и креативности. Модернизируясь, развиваясь, система образования оказывает воздействие на характер происходящих социальных процессов .

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Образцы информационных образовательных технологий описаны И. М. Бобко, А. А. Кузнецовым, Э. И. Кузнецовым, В. М. Монаховым, В. В. Рубцовым, Т. А. Сергеевой и др. Применение средств информатизации образования в профессиональном и в частности, профессионально-техническом образовании исследовано в работах Г.Д. Бухаровой, С. Г. Горинского, А. Гутермана, В. Н. Ларионова, Е. В. Ткаченко, Ю. Л. Хотунцева, В. В. Шалкина и др. Вопросы использования автоматизированных систем обучении были предметом исследований Н.П. Брусенцова, М.М. Вуняева, А.М. Довгялло, А.Ю. Колягина, А. Я. Савельева и др. Обще дидактические

принципы, а также отдельные идеи поэтапного формирования умственных действий, программированного, модульного и проблемно-деятельностного обучения, являющиеся ключевыми для организации дистанционного обучения, представлены в работах Е.Н. Балыкиной, Д.Б. Богоявленской, П.Я. Гальперина, Д. Гуллера, А.Д. Иванникова, А.О. Кривошеева, М. Потева, Г. Рамблера, Н.Ф. Талызиной, А.В. Хуторского и др. Вопросы особенностей и перспективы использования информационных технологий в образовании раскрыты в исследованиях О.А. Агаповой, А.А. Андреева, Е.Н. Балыкиной, Я.А. Ваграменко, И.Р. Высоцкого, Н.А. Гейна, Н.П. Даниловой, А.Д. Иванникова, К.Г. Кречетникова, А.О. Кривошеева, Д.Ш. Матроса, Е.И. Машбица, И.А. Морева, С. Пейперта, Е.С. Полат, А.А. Полякова, И.В. Роберт, В.П. Тихомирова, И.Г. Шамсутдиновой и других ученых. В них в частности отмечается, что использование информационных образовательных технологий должно быть психологически и педагогически обосновано и методически обеспечено .

Формирование целей статьи (постановка задания). Создать одинаковые условия для получения образование, повышения квалификации, прохождения переподготовки и поиска работы поможет дистанционное обучение (ДО).

Новое качество отечественного образования определяется его соответствием актуальным и многообещающим запросам современной жизни государства. В наиболее выигрышной ситуации окажутся те высшие учебные заведения, которые накопили опыт подготовки с помощью дистанционных технологий.

Главной задачей вузов является - обеспечение обучающихся в минимальные сроки максимально вероятного и требуемого объема научных и практических знаний, соответствующих предъявляемым к специалистам различных профилей требованиям .

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опыт работы в системе дистанционного обучения у ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.ЛХетагурова» (СОГУ) не велик. В соответствии с реализацией Программы стратегического развития Северо-Осетинского государственного университета и в целях модернизации образовательного процесса университета приказом ректора №115 от 28 июня 2012 г. создана научная лаборатория инновационных образовательных технологий (ЛИОТ), цель деятельности которой отражена в положении о ЛИОТ и заключается в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство.

Учитывая, что СОГУ один из крупнейших ВУЗов Северного Кавказа, со сложившимися традициями и обладающий огромным научным и обучающим потенциалом и должен соответствовать современным требованиям к образованию, возникла необходимость более интенсивно внедрять в систему образования электронное и дистанционное обучение. В этой связи на сервер университета была загружена платформа Moodle, представ-

ляющая систему управления обучением или виртуальную обучающую среду. Это свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Платформа МооШе ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения. Управленческое решение, принимаемое руководством вуза относительно организации в нём системы ДО и её элементов, основано на реальной необходимости этого мероприятия, связанного с целым комплексом проблем и затрат. Среди основных аргументов, которые можно привести в пользу внедрения системы ДО, можно выделить следующие:

Расширение географии набора абитуриентов, связанное с практически неограниченной доступностью данной формы обучения, обеспечиваемой использованием информационно-коммуникационных технологий;

Благодаря отсутствию аудиторных занятий снижаются затраты на обеспечение учебного процесса;

Студенту предоставляются разнообразные формы УМК;

Возможность использования наиболее современных методов обучения, связанных с использованием информационных технологий (ИТ);

Оперативность обмена информацией между студентом и преподавателем;

Объективность контроля знаний студентов .

Вуз, планирующий использование в учебном процессе ДО, обязан отчетливо определить цели, которые ставит перед собой, а также свои возможности и ресурсы для их достижения. На первом этапе реализации стратегии развития системы ДО Северо-Осетинским госуниверситетом приоритет был отдан вопросам организационно-методического характера: мониторинг опыта применения ДОТ в целях выявления оптимальных подходов и методов их применения, разработка и утверждение Концепции развития системы ДО в СОГУ, разработка основных требований к УМК и преподавательскому составу в системе ДО, формирование структуры системы дистанционного образования и его структурных подразделений. В последующем, был осуществлен запуск пилотного проекта ДО на базе фармацевтического и химико-технологического факультетов. На данном этапе площадка ДО использовалась как одна из форм самостоятельной работы студентов. На основе анализа опыта внедрения дистанционных курсов в систему очного обучения другими вузами можно выделить ряд принципов, которые обеспечивают эффективность дистанционного обучения как формы самостоятельной работы студентов, одним из которых является активное вовлечение студентов в процесс получения знаний. Данный процесс превращает их в активных участников, вырабатывающих собственные идеи на базе замечаний коллег и собственного опыта. Следующий принцип, обеспечивающий эффективность дистанционного обучения как формы самостоятельной работы студентов, - гибкость, позволяющая педагогам создавать и преломлять задания, соответствующие потребностям каждого обучаемого. Стереотип авторитарности педагога, в данном случае, сводится к нулю, утверждая гуманистический стиль отношений "преподаватель-студент". Ряд ученых отмечают, целью индивидуального подхода к обучению является всемерное содействие тому, чтобы заметить в каждом студенте самую сильную его сторону, поддержать веру в свои силы. Конечно, введение дистанционных курсов в очное обучение не приводит к отмене лекционных или семинарских занятий в аудиториях. Дистанционные курсы являются интерактивной формой обучения, способствующей активизации учебно-образовательного процесса, в том числе и процесса самостоятельной работы студентов. Их использование призвано обеспечить повышение успеваемости. При использовании дистанционных курсов задействованы

различные информационные и коммуникационные технологии, а использование каждой технологии зависит от целей и задач, поставленных перед дистанционным курсом. При использования новых информационных технологий в сфере образования как позитив можно выделить следующие:

На основе учета индивидуальных запросов обучаемых, достижение максимальной дифференциации и индивидуализации обучения,

Развитие навыков самообучения, исследовательской работы;

Уменьшение времени на изучение отдельных курсов без ущерба качеству усвоения;

Формирование коммуникативных навыков, культуры общения .

В дальнейшем планируется полноценное функционирование распределенной системы ДО СОГУ, ее развитие и совершенствование, оказание качественных дистанционных образовательных услуг на всех уровнях непрерывной системы образования, экспорт дистанционных образовательных услуг.

Параллельно с процессом создания структуры ДО необходимо организовать в вузе подготовку кадров для работы в ней, т.к. обязательной составляющей подготовки к введению системы ДО является работа с профессорско-преподавательским составом, ведь от уровня его квалификации в во многом зависит эффективность работы системы ДО. В рамках формирования информационно-коммуникационных компетентностей педагогов СОГУ, с целью освоения современных методов дистанционного обучения и подходов к проектированию электронных пособий, внедрения компьютерных технологий в учебный процесс вуза ряд преподавателей прошли курс повышения квалификации «Разработка электронных учебно-методических комплексов при электронном и дистанционном образовании» в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» (Москва).

Учитывая определённый консерватизм значимой доли ППС по отношению к современным формам и методам обучения, а так же то, что для работа педагогов в системе ДО необходима определённая предварительная подготовка, руководство университета приняло решение о проведении курсов по подготовке персонала для работы в системе ДО. Достаточная степень квалификации в сочетании с активностью ППС и вспомогательного персонала при освоении современных форм в обучения является необходимым для получения положительного результатов от её внедрения. В течение 2013 года такие курсы на базе ЛИОТ организовывались дважды.

Одновременно, решая организационные и технические вопросы, необходимо приступить к подготовке учебно-методических материалов. Исходя из опыта можно отметить, что продуктивность учебного процесса определяется качеством учебно-методических материалов при любом типе обучения . Центральным звеном любой технологии обучения является образовательный контент, задействованный в ней. Здесь термин «образовательный контент» означает весь комплекс материалов учебного, методического, справочного и иллюстративного характера, используемых в учебном процессе. Процесс создания, обновления и использования образовательного контента в системе ДО является перманентным, поэтому его регламентация и контроль над его выполнением являются обязательными.

Система ДО использует электронную базу учебно-методических материалов, структурированную в виде электронных учебно-методических и информационных комплексов по отдельным дисциплинам. Согласно В.И. Солдаткину, минимальный комплекс обязательных для освоения любого курса учебно-методических материалов состоит из следующих компонентов:

Рабочая программа;

Навигатор по курсу (методические указания по самостоятельному изучению курса);

Комплекс методических средств (учебные пособия по выполнению лабораторных, практических, курсовых работ, мультимедийное дополнение образовательного контента, ресурсы базовой электронной библиотеки);

Конспект лекций по курсу;

База тестовых заданий по всем разделам изучаемого курса .

Используемая в СОГУ система содержит ЭУМК, в основном структурированные в соответствии указанному набору компонентов.

Основными требованиями при разработке материалов :

Электронный вид представления;

Соответствие специальным требованиям программного и технического обеспечения системы дистанционного образования (по объёму данных, по поддерживаемым технологиям доступа и т.д.).

На сегодняшний день большинство студентов СОГУ имеют доступ к дистанционным курсам. К началу следующего учебного года в СОГУ запланировано включение в систему ДО всех специальностей.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Конечно, в рамках данной статьи не возможно проанализировать многие проблемы, с которыми довелось столкнуться при внедрении системы ДО в СОГУ. В перспективе, мы планируем проанализировать опыт преодоления характерных проблем, возникающих в процессе введения ДО в СОГУ.

Внедрение и развитие дистанционного обучения в вузах сегодня - это не самоцель и не случайность в системе современного образования, а мощное и продуктивное средство решения актуальных проблем всего цивилизованного общества. За этой технологией, как нам видится, будущее единого мирового образовательного пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Балашова Е. Д. Дистанционное обучение как средство педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки работников таможенных органов. Автор. дисс. на соиск. уч. степени к.пед.н. Ярославль. 2009.

2.Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

3.Кузнецова З. М., Фисенко Г. С. Управление качеством дистанционного образования // Фундаментальные исследования. 2006. № 1.

4.Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. М.: «Академия», 2006.

5.Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

6.Преподавание в сети Интернет / Под ред. В. И. Солдаткина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. -47 с.

ROLE OF DISTANCE EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

O.U. Gogitsaeva, Ph.D., assistant professor of psychology and pedagogy (mezhfak) V.K. Kochisov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy

and Psychology of the Faculty of Education

North Ossetian State University K.L.Hetagurova, Vladikavkaz (Russia)

Annotation: Today, the state faces the task of giving every person free and open access to education throughout their lives according to their own interests, abilities and needs, this problem can be solved with the help of distance learning. Keywords: distance learning, information education and communication technology.

РЫНОЧНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ФАКТОР ЕЕ УСПЕШНОСТИ

И.А. Донина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технических и

естественнонаучных дисциплин

Санкт - Петербургский университет сервиса и экономики (Новгородский филиал),

Великий Новгород (Россия)

Аннотация: В условиях рыночных отношений, успешность общеобразовательных организаций предполагает не только достижение высоких результатов, но и их общественное признание. Это подразумевает выстраивание системы управления, направленной на активное взаимодействие с внешней средой.

Ключевые слова: внешняя среда, маркетинг, управление школой, успешность, результативность, эффективность, организационная культура, система ценностей, качество образования, конкурентоспособность.

Традиционно усилия образовательных организаций связаны с обеспечением качественного образовательного процесса, задачей которого является не только трансляция системы знаний, умений и навыков, но и формирование личности учащегося, его человеческого капитала. На современном этапе для этого необходимо наличие целого ряда условий, одним из которых является принятие школой в качестве источника своего развития возможностей внешней среды и активное вовлечение потребителей образовательных услуг и общественности в процесс взаимодействия.

В первую очередь это связано с тем, что внешняя среда образовательной организации все чаще начинает характеризоваться такими терминами как неустойчи-

вость, неопределенность, турбулентность и т.д., создавая сложности и порождая определенную специфику как в деятельности школы, так и в системе управления ею. Отсюда возникает необходимость поиска концепции эффективного управления, позволяющей качественно обеспечивать социальный заказ общества и государства и в то же время гибко реагировать на изменения экономической, социальной, культурной технологической и политической среды.

Вопросы развития концепций и методов управления школой изучались многими отечественными исследователями, такими как Ю.А.Конаржевский, О.Е.Лебедев, А.М.Моисеев, О.М.Моисеева, Д.А. Новиков, М. М. Поташник, П. И.Третьяков, К.М.Ушаков, Т. И. Шамова

Системы дистанционного обучения. Роль СДО в организации процесса дистанционного обучения.

Система дистанционного обучения (СДО) - это IT-решение, обеспечивающее хранение и доставку обучаемым электронных курсов, автоматизацию тестирования, формирование отчетов о результатах дистанционного обучения.

При этом дистанционное обучение - это тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

IT, ИТ – информационные технологии. IT представляет собой совокупность методов, отвечающих за сбор, хранение, обработку и распространение информации с помощью различных программно-технических средств. IT должны обеспечить работу информационной системы с помощью разного рода программ.

Внедрение функциональных модулей системы дистанционного обучения, обеспечивающих управление электронным обучением, дает возможность учебному заведению запустить процессы дистанционного обучения и электронного тестирования. Система дистанционного обучения позволяет реализовать автоматизацию ряда элементов учебного процесса. Функционирование системы дистанционного обучения стоит рассматривать как часть единой информационно-образовательной среды учебного заведения, в которой образовательный процесс построен на базе новейших технологий электронного обучения.

Основными целями внедрения системы дистанционного обучения являются:

повышение качества общего образовательного процесса в учебном заведении за счет использования информационных технологий;

повышение управляемости учебного процесса посредством системы дистанционного обучения: обеспечение непрерывного мониторинга со стороны преподавателей, администрации учебного заведения, родителей;

сокращение рутинной нагрузки на преподавателей;

повышение качества и сокращение временных затрат на проверку качества знаний.

Используя систему дистанционного обучения, учитель может наблюдать за процессом обучения по завершении работы с системой (анализируя предоставляемую системой дистанционного обучения отчетность), корректировать процесс обучения, назначать дополнительные тесты со специфическими критериями или выдачей индивидуальных заданий.

Посредством системы дистанционного обучения учащиеся получают возможность осуществлять доступ ко всем учебным программам и заданиям из дома или компьютерного класса, то есть из любого места, оснащенного компьютером, имеющим сетевое соединение с сервером системы дистанционного обучения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования. Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в частности, на Интернет-технологиях. С использованием Интернет-технологий появилась возможность неограниченного и очень дешевого тиражирования учебной информации, быстрой и адресной ее доставки. Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса и т. д.

Предпосылки внедрения информационных технологий в учебный процесс

Для успешной интеграции образовательных и сетевых технологий необходимы организационные, технические, кадровые и технологические предпосылки.

Организационные предпосылки. Количественный и качественный рост телекоммуникационных структур и формирование на основе Интернет-технологий принципиально новых технологий обучения.

Для поощрения внедрения информационных и дистанционных технологий в учебный процесс должно быть пересмотрено планирование учебной нагрузки для преподавателей, которые являются разработчиками содержания дистанционных курсов обучения. Работа преподавателей по подготовке, адаптации и проведению занятий с применением дистанционных технологий должна быть утверждена в качестве отдельного вида учебной работы с внесением соответствующих параметров в ныне действующие Нормы расчета учебной нагрузки преподавателей.

Технические предпосылки. ак известно, современная сетевая технология обучения требует наличия достаточно производительной, универсальной и легкодоступной технологической среды. Развитие процессов информатизации позволяет создать развитую телекоммуникационную систему. Эта система, помимо использования ее в традиционном учебном и научном процессах и для автоматизации управленческой деятельности школы, дает возможность создать необходимую среду для широкого внедрения Интернет-технологий в реальный учебный процесс.

Технологические предпосылки. Необходима структурная модель дистанционного учебного процесса, включающая учебное заведение как организационную структуру дистанционного образования, информационные ресурсы, технические и программные средства обеспечения технологии дистанционного учебного процесса, роль и функции преподавателей, обучающихся, администраторов учебного процесса и технических специалистов. При разработке информационных ресурсов образовательной направленности могут использоваться открытые Интернет-стандарты, обеспечивающие возможность обучения школьников, обновления учебных материалов преподавателями и управления учебным процессом с помощью стандартных программных средств. Все разработанные дистанционные курсы должны иметь единую систему управления и сопровождения (поддержки) процесса обучения, основанную на интегрированной работе серверов. Данный подход особенно важен для снижения затрат на производство и обновление содержания учебных материалов.

Необходимо разграничение прав доступа к данным и функциональным модулям созданных ресурсов разным категориям пользователей (школьники, преподаватели, администраторы учебного процесса, технические специалисты) для защиты данных от несанкционированного доступа и непреднамеренного разрушения.

Процесс создания и успешной эксплуатации информационно-образовательной среды разбивается на три взаимосвязанных части: 1) разработка содержания учебных материалов; 2) создание программных средств для автоматизированной сборки учебных курсов и поддержки учебного процесса; 3) определение роли подразделений и организация их постоянного взаимодействия для обеспечения дистанционного учебного процесса.

При разработке системы поддержки дистанционного учебного процесса выполнены следующие требования:

русскоязычный интерфейс;

применение открытых стандартов представления информации;

отсутствие необходимости установки на компьютер пользователя специализированных программных средств, работа субъектов учебного процесса только со стандартными программами (MS Word, Internet Explorer) на всех этапах создания и эксплуатации учебных материалов;

простота использования;

открытость (возможность относительно легкой интеграции во внешние информационно-образовательные среды);

масштабируемость;

интегрированность (кроме собственно учебных материалов, есть средства межличностного общения, средства самоконтроля и контроля усвоения материала, средства управления учебным процессом).

Формы использования информационных технологий в учебном процессе

Информационные технологии могут быть использованы при обучении школьников несколькими способами. В самом простом случае реальный учебный процесс идет по обычным технологиям, а информационные технологии применяются лишь для промежуточного контроля знаний в виде тестирования. Этот подход к организации образовательного процесса представляется очень перспективным ввиду того, что при его достаточно широком использовании школа может получить серьезную экономию средств из-за более низкой стоимости проведения сетевого компьютерного тестирования по сравнению с бланочным, особенно при подготовке к ЕГЭ.

Применение образовательных информационных ресурсов в качестве дополнения к традиционному учебному процессу имеет большое значение в тех случаях, когда на качественное усвоение объема учебного материала не хватает аудиторных занятий по учебному плану. Кроме того, такая форма организации учебного процесса может применяться при неодинаковой начальной подготовке обучающихся и для занятий с одаренными детьми.

Преимущества подобных форм организации учебного процесса:

становится возможной принципиально новая организация самостоятельной работы школьников;

возрастает интенсивность учебного процесса;

у школьников появляется дополнительная мотивация к познавательной деятельности;

доступность учебных материалов в любое время;

возможность самоконтроля степени усвоения материала по каждой теме неограниченное количество раз.

Основные виды обеспечений учебного процесса в ДО

Главным в ДО является организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся в развитой учебной среде, базирующейся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Весьма важным, основополагающим принципом учебной работы в ДО является также индивидуальное оперативное общение преподавателя и учащегося с использованием современных телекоммуникационных средств, например, с помощью электронной почты.

Практика распространения учебных пособий в электронном виде становится обычной для многих учебных заведений.

Высокое качество ДО определяется следующими факторами:

возможностью привлечения высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов в сфере новых информационных технологий к разработке широко тиражируемого учебно-методического обеспечения;

высоким интеллектуальным потенциалом информационной среды ДО;

высоким уровнем самостоятельности в когнитивной деятельности учащихся;

большим количеством разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера;

возможностью практически ежедневного индивидуального общения преподавателя и учащегося.

Информационные технологии дистанционного обучения

Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу учащихся. Участие преподавателя в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности школьников путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.

Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три группы:

технологии представления образовательной информации;

технологии передачи образовательной информации;

технологии хранения и обработки образовательной информации.

В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.

Образовательная информация - это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность.

Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления. Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде "ученик - компьютер - преподаватель" большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях ДО становится визуализация мысли, информации, знаний.

К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся:

мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;

электронные мультимедийные учебники;

компьютерные обучающие и тестирующие системы;

имитационные модели и компьютерные тренажеры;

консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;

Информационные технологии - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие обучающегося с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний школьника.

Технологии дистанционного обучения. Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В ДО учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.

Коммуникационные технологии можно разделить на два типа - on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время. В отличие от очного обучения, где диалог ведется только в режиме реального времени (on-line), в ДО он может идти и в отложенном режиме (off-line).

Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они могут использоваться даже при подключении к Internet по коммутируемым линиям (при отсутствии постоянного подключения к Internet).

К технологиям этого рода относятся электронная почта, списки рассылки и телеконференция. Все эти технологии позволяют обмениваться сообщениями между различными компьютерами, подключенными к Internet.

Формы организации учебного процесса

Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторный практикум, систему контроля, исследовательскую и самостоятельную работу студентов.

Мультимедиа лекции. Для самостоятельной работы над лекционным материалом учащиеся используют интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия.

Практические занятия. Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. Разнообразные формы проведения практических занятий: занятия по изучению иностранного языка, решение задач по физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам, семинары, лабораторные практикумы, - могут быть использованы и при дистанционном обучении. В этом случае они приобретают некоторую специфику, связанную с использованием информационных технологий.

Практические занятия по решению задач. Для успешного овладения приемами решения конкретных задач можно выделить три этапа. На первом этапе учащемуся предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать стереотипные приемы, использующиеся при решении задач, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены. Для самоконтроля на этом этапе разумно использовать неформальные тесты, которые не просто констатируют правильность ответа, но и дают подробные разъяснения, если выбран неверный ответ; в этом случае тесты выполняют не только контролирующую, но и обучающую функцию. На втором этапе рассматриваются задачи творческого характера. На третьем этапе выполняются контрольные работы, позволяющие проверить навыки решения конкретных задач. После каждого контрольного задания целесообразно провести консультацию по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.

Консультации. При дистанционном обучении, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы, возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций. При дистанционном обучении консультации проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты.

Контроль качества знаний. Педагогический контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности. По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, итоговый. По формам систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений и др. В системе ДО используются практически все возможные организационные формы контроля, дополненные специально разработанными компьютерными программами, позволяющими снять часть нагрузки с преподавателя и усилить эффективность и своевременность контроля. Таким образом, применение новых образовательных технологий расширяет возможности контроля учебного процесса.

Самостоятельная работа. Расширение сферы самостоятельной работы при дистанционном обучении приводит к увеличению ее доли в организации учебного процесса. Расширение объема самостоятельной работы в системе ДО сопровождается расширением информативного поля, в котором работает обучающийся. Информационные технологии позволяют использовать как основу для СРС не только печатную продукцию учебного или исследовательского характера, но и электронные издания, ресурсы сети Интернет - электронные базы данных, каталоги и фонды библиотек, архивов и т.д.

Научно-исследовательская работа. Система дистанционного обучения предполагает использование различных педагогических технологий, позволяющих реализовать творческие, исследовательские и игровые формы проектной педагогической деятельности, которая формирует основу научно-исследовательской работы учащихся.

Модель применения дистанционного обучения в организацию учебного процесса

Презентационные материалы

Материалы по электронному обучению

Глоссарий по дистанционному обучению

Действительно, исходя из современных требований, не только будущие специалисты в области компьютерных систем и технологий, но и студенты, инженеры, исследователи и научные работники, специализирующиеся в других направлениях, должны уметь войти и воспользоваться информационными ресурсами корпоративных и интернет сетей.

Организация учебного процесса с использованием дистанционных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федеральных законов от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ, от 13 февраля 2002 г. № 20-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ, от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ, от 6 мая 2003 г. Учтено постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. № 13-П;

2. Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. № 1884 (зарегистрирован Минюстом РФ 04.07.2000г. № 2300), с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минобразования РФ от 17.04.2001 г. № 1728 (зарегистрирован Минюстом РФ 17.05.2001 г. № 2709);

3. Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 10 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 г. № 1076 (зарегистрирован Минюстом РФ 14.05.2001 г. № 2709);

4. Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с изменениями от 1 апреля 2003 г.);

5. Базисный учебный план общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г.;

В соответствии со ст.10 Закона РФ «Об образовании» образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и возможностей личности и, соответственно, выбор формы обучения, а также возможность их сочетания является правом совершеннолетних граждан, а также родителей (законных представителей) несовершеннолетних граждан. Администрация образовательного учреждения может предложить формы получения образования, прописанные в Уставе данного образовательного учреждения, но не вправе изменять их без желания обучающихся и их родителей. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность общего образования, получаемого в различных формах (ст.10, п.1) в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5, п.3).

К компетенции образовательного учреждения относятся использование и совершенствование методик образовательного процесса, в том дистанционных образовательных технологий. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием (ст. 32, п. 5).

Для обучающихся, осваивающих образовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, существует возможность прохождения в этих учреждениях промежуточной и (или) итоговой аттестации экстерном по отдельным предметам (Положение о получении общего образования в форме экстерната п.1.4.). По сути, это является сочетанием двух форм получения образования: очной и экстернатной. Дистанционные учебные курсы при этом могут быть привлечены следующим образом:

В качестве учебных предметов ресурсного центра;

В качестве учебных курсов кооперированных с данным общеобразовательным учреждением образовательных структур;

В качестве платных дополнительных образовательных услуг.

Образовательное учреждение не вправе отказать обучающемуся в очной форме в сочетании нескольких форм получения образования, если даже экстернат в данном учреждении не предусмотрен. Обучающийся очно включен в контингент образовательного учреждения, и затраты на его обучение, определяемые государственными нормативами затрат на обучение граждан, заложены органами местного самоуправления в области образования в бюджет в части расходов на образование. В этом случае, заявление о прохождении промежуточной и (или) итоговой аттестации по отдельным предметам общеобразовательных программ от имени несовершеннолетних обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы в данном образовательном учреждении очно, подают их родители (законные представители) (Положение о получении общего образования в форме экстерната, п.2.1.), указав, по каким предметам нужна аттестация экстерном.

Сочетание разных форм получения образования позволяет реализовывать индивидуальный подход к обучению, предоставляет возможность образовательным учреждениям организовывать учебный процесс на основе индивидуальных учебных планов учащихся, что, в свою очередь, обеспечивает социальные гарантии реализации прав граждан на образование.

Так, в соответствии со ст. 50, п. 4 обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам (ИУП) и на ускоренный курс обучения. В этом случае, обучение граждан по индивидуальным учебным планам регламентируется Уставом данного образовательного учреждения (ст. 50, п. 4), в соответствующих разделах которого необходимо прописать наличие прав учащихся на обучение по ИУП, возможность организации учебного процесса на основе ИУП (в том числе ускоренных курсов обучения), систему оценивания, в том числе порядок оценивания промежуточной аттестации по отдельным предметам ИУП, порядок разработки, утверждения и корректировки ИУП.

Это особенно актуально при организации профильного обучения старшеклассников как в модели внутришкольной профилизации, так и при построении сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций (Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, письмо МО РФ № 14-51-102/13 от 20.04.2004 г.).

В том случае, если образовательное учреждение принимает решение о предоставлении гражданам возможности получать общее образование в форме экстерната, то это решение должно быть согласовано с учредителем, что объясняется необходимостью финансирования процедур промежуточной и (государственной) итоговой аттестации экстернов, и отражено в Уставе учреждения. В соответствии с Положением о получении общего образования в форме экстерната, должны быть профинансированы консультации экстернов (в пределах 2-х учебных часов перед каждым экзаменом), проведение экзаменов и проверка экзаменационных работ членами экзаменационной комиссии. Кроме того, экстерн имеет право пользоваться библиотечным фондом общеобразовательного учреждения, посещать лабораторные и практические занятия, принимать участие в олимпиадах, конкурсах и централизованном тестировании (Положение о получении общего образования в форме экстерната, п. 2.5). По желанию экстерна могут проводиться занятия по предметам учебного плана общеобразовательного учреждения в качестве дополнительных платных образовательных услуг, в том числе в форме дистанционных учебных курсов.

В соответствии со ст.14 п.6 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения могут реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. При этом в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе) – Закон РФ «Об образовании» ст.13 п.1.5-ж. В соответствии со ст. 45 к платным дополнительным образовательным услугам относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, репетиторство и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Дистанционные учебные курсы также могут быть предложены учащимся общеобразовательных учреждений в качестве платных дополнительных образовательных услуг. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Доходы от предоставляемых платных дополнительных образовательных услуг реинвестируются в данное образовательное учреждение (за вычетом доли учредителя). Данный вид деятельности не относится к предпринимательской и не подлежит налогообложению. Общеобразовательное учреждение при оказании платных дополнительных образовательных услуг должно руководствоваться Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ 5 июля 2001 г. № 505, с изменениями от 1 апреля 2003 г.

Нормативно-правовое обеспечение дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации работников образования

Гаврилов Н. А. Доклад на Конференции "Телематика 2005" г.СанктПетербург

При внедрении дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс требуется создание четкой нормативно правовой модели образовательного учреждения (ОУ) в части создания, внедрения и обучения с помощью ДОТ. В существующей нормативной базе определены только основные направления использования дистанционных технологий, которые постоянно корректируются и видоизменяются. В частности, последним документом,регулирующим внедрение ДОТ в образовательный процесс является Приказ Минобрнауки №63 «О разработке и использовании дистанционных технологий», который отменяет предыдущий документ и устанавливает новые правила Согласно п.3. данного документа “Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки ДОТ в соответствии с государственными образовательными стандартами” Однако при этом у ОУ остается масса нерешенных вопросов, связанных с внедрением ДОТ. Вот лишь основные:

· учет учебной работы преподавателя по созданию курсов дистанционного обучения (КДО), соотношение норм рабочего времени учебной нагрузки и работы по созданию КДО

· учет работы специалистов по информационным технологиям по созданию КДО

· учет рабочего времени дистанционного часа работы преподавателя-тьютора и соотношение с академическим часом.

· учет оплаты инновационного труда преподавателя

· методика учета посещаемости обучающимися дистанционных занятий

Эти вопросы могут быть разрешены на настоящий момент только в рамках локальных нормативных актов внутри ОУ. Пути решения индивидуальны для ОУ, как и форма документа (положение, приказ, распоряжение, договор и пр.) однако в любом случае должны быть урегулированы юридические отношения между всеми участниками процесса внедрения ДОТ

Последние материалы раздела:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...