Род юсуповых. Родовое проклятие князей юсуповых

Рок рода Юсуповых

Существует несколько вариантов преданий о родовом проклятии Юсуповых. Даже в семье эту историю рассказывали по-разному. Сама Зинаида Николаевна придерживалась варианта своей бабушки – Зинаиды Ивановны Нарышкиной-Юсуповой-де Шаво-де Серр.

Основателем рода считался хан Ногайской Орды Юсуф-Мурза. Желая вопреки воле соплеменников помириться с Москвой и опасаясь за жизнь своих сыновей, он отослал их ко двору Ивана Грозного. В русской летописи сказано: «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе, и поселенные там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа». Старый хан все верно рассчитал: не успели его сыновья добраться до Москвы, как с ним сурово расправился родной брат. Когда же до Орды дошла новость, что сыновья Мурзы отказались от мусульманской веры и приняли православие, одна из колдуний наложила на них проклятие, согласно которому, из всего количества рожденных в одном поколении Юсуповых до двадцати шести лет доживать будет лишь один, и так будет продолжаться вплоть до полного изничтожения династии. Почему это проклятие звучало столь запутанно, сказать непросто, но сбывалось оно с удивительной точностью. Сколько бы детей у Юсуповых не рождалось, но до двадцати шести лет суждено было дожить только одному мужчине.

При этом на финансовом процветании семьи этот страшный рок никак не сказывался. К 1917 году Юсуповы были на втором месте по богатству после самих Романовых. Им принадлежало огромное количество земли, сахарные, кирпичные, лесопильные заводы, а также фабрики и рудники. Их ежегодный доход составлял не менее пятнадцати миллионов золотых рублей. А о роскошных Юсуповских дворцах ходили легенды. Потрясающему убранству домов и салонов завидовали даже самые великие князья. Так, например, комнаты Зинаиды Николаевны в Архангельском и во дворце в Санкт-Петербурге были меблированы образцами казненной французской королевы Марии-Антуанетты. Картинная галерея по количеству величайших и подлинных работ признанных художников могла соперничать с Эрмитажем. А несметные драгоценности Зинаиды Николаевны представляли собой сокровища, которые в прошлом принадлежали практически всем королевским дворам Европы. Особенно она дорожила великолепной жемчужиной «Пелегрина». С ней она редко расставалась и даже изображена в ней на всех портретах. Когда-то она принадлежала Филиппу Второму и считалась главным украшением испанской Короны. Впрочем, Зинаида Николаевна счастье богатством не измеряла, а несчастливыми Юсуповых делало проклятье татарской колдуньи.

Из всех Юсуповых, наверное, только бабушка Зинаиды Николаевны – графиня де Шаво – смогла избежать больших страданий из-за безвременной смерти детей. Урожденная Нарышкина, Зинаида Ивановна была выдана замуж за Бориса Николаевича Юсупова еще будучи совсем юной девушкой. Вскоре она родила ему сына, а затем умершую при родах дочь. Только после этих событий она узнала о фамильном проклятии. Являясь женщиной рассудительной, она сообщила своему супругу, что «рожать мертвецов» больше не будет. В ответ на его возражения, она заявила, что если он до сих пор не нагулялся, то позволено «брюхатить дворовых девок», и что она возражать не собирается. Так было до 1849 года, когда старый князь умер.

Зинаиде Ивановне не было и сорока лет, как она окунулась с головой в омут новых романов и отношений. О ее кавалерах ходили сплетни и легенды, но наибольшее внимание досталось юному народовольцу. Когда его заточили в Шлиссельбургскую крепость, княгиня отказалась от светской жизни, последовала за ним и неизвестно как добилась, что того отпускали к ней по ночам. Об этой истории знали очень многие, о ней судачили, но, как ни удивительно, Зинаиду Ивановну не стали осуждать. Наоборот, светское общество признало право величавой княгини на всяческие сумасбродства а-ля де Бальзак. Но потом все закончилось, некоторое время она была затворницей на Литейном. Затем она вышла замуж за обанкротившегося, но родовитого француза и покинула Россию, отказавшись от титула княгини Юсуповой. Во Франции ее именовали графиней де Шаво, маркизой де Серр. Историю, связанную с юным народовольцем, напомнили Юсуповым после революции. Одна из эмигрантских газет опубликовала сообщение, что, в поиске Юсуповских сокровищ, большевики разрушили все стены дворца на Литейном проспекте. К своей досаде драгоценностей они не обнаружили, но нашли примыкающую к спальне тайную комнату, в которой находился гроб с телом забальзамированного мужчины. Вероятно, это и был приговоренный к смерти народоволец, тело которого Зинаида Ивановна выкупила и привезла в Петербург.

Впрочем, при всей драматичности жизни Зинаиды Нарышкиной-Юсуповой-де Шаво-де Серр, в семье ее считали счастливой. Все ее мужья умирали, дожив до старости, а свою дочь она потеряла при родах, когда еще и привыкнуть к ней не успела. Она много раз влюблялась, ни в чем себе не отказывала, да и умерла она в окружении родных. У остальных же представителей династии, несмотря на их умопомрачительные богатства, жизнь была куда прозаичней. Семейный рок не щадил никого.

Старший сын Зинаиды Николаевны Николенька рос молчаливым и замкнутым мальчиком. Как ни старалась княжна Юсупова приблизить его к себе, у нее ничего не выходило. Ей всю жизнь мерещился тот ужас, охвативший ее, когда под Рождество 1887 года, на вопрос, заданный к сыну, какой бы подарок он хотел получить, Зинаида Николаевна выслушала вовсе недетский и ледяной ответ: «Я не хочу, чтобы у тебя были другие дети».

Тогда княжна растерялась, но вскоре было выяснено, что одна няня, приставленная к молодому князю, поведала мальчику о ногайском проклятии. Ее тут же уволили, но ожидавшегося младенца Зинаида Николаевна ждала с чувством поглощающего и острого страха. Даже поначалу опасения были ненапрасными. Николенька не скрывал своей неприязни к Феликсу, и только спустя десять лет, между повзрослевшими братьями возникло чувство, похожее скорее на дружбу, чем на любовь двух родных людей. Семейный рок напомнил о себе в 1908 году. Тогда и произошла злосчастная дуэль.

В мемуарах Феликса Юсупова несложно проследить, что на протяжении всей своей жизни он ревновал мать к Николаю, который, хоть и походил внешне больше на отца, нежели на Зинаиду Николаевну, своим внутренним миром был схож с ней невероятно сильно. Он также увлекался театром, обожал музыку, прекрасно рисовал, писал картины. Он печатался под псевдонимом Роков, публикуя свои рассказы. Даже скупой на лестные отзывы Лев Николаевич Толстой отмечал несомненный талант автора.

Окончив Петербургский университет, он получил диплом юриста. В семье планировали предстоящую женитьбу молодого князя. Но романтичный Николай неожиданно для себя и для всех влюбился в Марию Гейден, которая на тот момент была уже помолвлена с графом Арвидом Мантейфелем, и вскоре эта свадьба состоялась. Молодые отправились в путешествие по Европе, а Николай Юсупов не преминул последовать за ними – дуэль была неизбежна. И она состоялась.

22 июня 1908 года в имении князя Белосельского на Крестовском острове Санкт-Петербурга рука графа Мантейфеля не дрогнула и он не промахнулся. Николаю Юсупову через полгода должно было исполниться двадцать шесть лет.

«Раздирающие крики раздавались из комнаты отца, – спустя время, вспоминал Феликс Юсупов. – Я вошел и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростерто тело Николая. Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка. Мы с большим трудом оторвали ее от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду».

Из книги Книга 3. Пути. Дороги. Встречи автора Сидоров Георгий Алексеевич

Глава 31. Сказание о появлении рода Ворона - Прости, что я отвлёк тебя, Николай Константинович, мне на самом деле очень хочется узнать о происхождении рода Ворона. Расскажи, что обещал, - напомнил я ханту о его желании.- Ну, тогда слушай и запоминай, - откинулся на оленью

Из книги Древние тюрки автора Гумилев Лев Николаевич

Глава III. СОЗДАНИЕ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ РОДА АШИНА (545-581 ГГ.) Начало истории древних тюрок (тюркютов). Хотя история каждого народа уходит своими корнями в глубокую древность, у историков всех эпох есть стремление начать описание с даты, определяющей (по их мнению) возникновение

Из книги Священная Римская империя германской нации: от Оттона Великого до Карла V автора Рапп Франсис

Два рода в борьбе за власть. Лотарь III из рода Вельфов (1125–1137) Генрих V умер, не оставив после себя прямого наследника. Наследование престола не было очевидным фактом. При таком положении вещей найти решение должны были князья. И оно охотно взвалили на себя такой груз. Уже

Из книги Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа автора Гарднер Лоренс

Глава тринадцатая Тайный заговор против рода ВЕК СВЯТЫХБудучи оторванной от Византийской метрополии, церковь Рима примерно в начале VII века придала законченную форму апостольскому символу веры. Добавленные места хорошо знакомы всем и в наши дни. Бог стал «творцом неба и

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XVI Об отношении законодателя к размножению рода Характер постановлений, регулирующих число граждан, во многом зависит от обстоятельств. Есть страны, где природа сделала для этой цели все, ничего не оставив на долю законодателя. Нет надобности поощрять

Из книги Повседневная жизнь русского провинциального города в XIX веке. Пореформенный период автора Митрофанов Алексей Геннадьевич

Из книги Тайна Святой Руси [История старообрядчества в событиях и лицах] автора Урушев Дмитрий Александрович

ГЛАВА VI ИОВ ИЗ РОДА ЛИХАЧА Среди подвижников, почитаемых Старообрядческой Церковью, особое место принадлежит Иову Льговскому. Свою верность «древлему благочестию» он засвидетельствовал не исповедническим подвигом и мученической смертью, а иноческим смирением и

Из книги История Армении автора Хоpeнaци Мовcec

84 Истребление рода Слкуни Мамгоном из рода ченов Когда персидский царь Шапух отдохнул от войн, а Трдат отправился в Рим к святому Константину, Шапух, освободившийся от дум и забот, стал замышлять зло против нашей страны. Побудив всех северян напасть на Армению, он

Из книги Чингисхан автора Скляренко Валентина Марковна

Малолетний глава рода Родной улус встретил Тэмуджина неприветливо. Входившие в его состав тайчиуты, которые и раньше завидовали власти Есугея, теперь решили, что настал их час. Они бросили Оэлун и еще одну из жен баатура посреди степи с горсткой женщин-прислужниц и

Из книги Юсуповы. Невероятная история автора Блейк Сара

Глава 22 Дома Юсуповых Но где же теперь сокровища семьи Юсуповых? Почти все осталось в России: земли, дворцы, коллекции картин, все имущество. Увезено очень немногое. Несколько лет назад Ксения Николаевна была вынуждена практически за бесценок продать в Лондоне картину

Из книги Последние Рюриковичи и закат Московской Руси автора Зарезин Максим Игоревич

Глава 10 СИРОТА ИЗ РОДА АВГУСТА Мерзость для царей – дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол. Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит. Царский гнев – вестник смерти, но мудрый человек умилостивит его. Книга Притчей

Из книги Строгановы. Самые богатые в России автора Блейк Сара

Глава 15 Последняя из рода Строгановых Во Франции сейчас живет внучатая племянница Сергея Григорьевича – Елена Андреевна Строганова (баронесса Элен де Людингаузен). Уникальная женщина, она совмещает в себе необыкновенную Строгановскую страсть к искусству и прекрасному

Из книги Марина Мнишек [Невероятная история авантюристки и чернокнижницы] автора Полонска Ядвига

Глава 16. Проклятие рода Романовых Марианна была счастлива. Рядом был Иван Заруцкий, которого так сильно недолюбливал Дмитрий. И она часто думала, что первый муж, глядя с небес на нее и Заруцкого, сожалеет о том, что собирался казнить казачьего атамана.– О чем задумалась,

Из книги Гордиев узел Российской империи. Власть, шляхта и народ на Правобережной Украине (1793-1914) автора Бовуа Даниэль

Глава 2 КАК ПОСТУПИТЬ С ТАКОГО РОДА ЛЮДЬМИ?

автора Сидоров Георгий Алексеевич

Глава 17. Культ Рода Теперь приступим к знакомству с русскими ведическими богами. Собственно, с прародителем небесных орианских богов мы уже познакомились, речь идёт о великом Роде. Это его сознание и воля включили процесс образования надматериального информационного

Из книги Тайная хронология и психофизика русского народа автора Сидоров Георгий Алексеевич

Глава 32. Заповеди Рода Всему иудо-христианскому миру известны знаменитые заповеди пророка Моисея. Эти заповеди автоматически были взяты также христианами, и очень мало нашлось людей, которые усомнились в их божественности. О том, что эти заповеди являются для

Если верить астрологам, в знаменитом роду российских князей Юсуповых все рождались и умирали в строгом соответствии с неотвратимыми законами Космоса и Земли, действовавшими в тот момент, когда прозвучал Голос, наложивший проклятие на их род…

Фамильный герб Юсуповых

Глубокие корни

Долгое время, согласно некому преданию, считалось, что род Юсуповых берёт начало от знаменитого пророка Али, то есть от самого Мухаммеда. Однако основательно исследовавший корни фамилии Н.Б. Юсупов-младший в 1866–1867 годах внёс существенные коррективы. Оказалось, что её родоначальник Бакр ибн Раик жил не во времена Мухаммеда, а на три века позже и был верховным главнокомандующим арабского халифа Ар-Ради биллах Абу-л-Аббас Ахмад ибн Джафара (907–940). Двенадцать поколений потомков воинственного ибн Раика жили на Ближнем Востоке. Были они султанами, эмирами в Дамаске, Египте, Антиохии, Медине, Константинополе, Мекке. Но в XIII веке сын правившего в Мекке султана Термес с группой преданных ему людей решил переселиться на берега Азова и Каспия. Его знаменитый потомок Едигей (1352–1419) считается основателем Крымской (Ногайской) орды. При праправнуке Едигея – хане Юсуфе (1480-е – 1555 г.) – Ногайское ханство достигло наивысшего расцвета.

Хан Юсуф в феврале 1555 года был убит своим братом Измаилом. Чтобы не брать на душу грех убийства ещё и сыновей Юсуфа, Измаил отправил их ко двору Ивана Грозного. Русский царь милостиво встретил сирот – Иль-Мурзу и Ибрагим-Мурзу, щедро одарив их землями.

Линия потомков Ибрагим-Мурзы вскоре оборвалась. А вот Иль-Мурза оставил пятерых сыновей после своей смерти в 1611 году. Одним из них был Сеюш-Мурза Юсупов-Княжево. Он был храбрым воином, верно служил российскому престолу и при Михаиле Фёдоровиче Романове, и при Алексее Михайловиче. Имения и титул рода унаследовал его сын от первой жены Абдуллах (Абдул-Мурза). Так же как отец, он отважно сражался в военных походах против Речи Посполитой, Османской империи и Крымского ханства.

Что ж наделал ты, гусь жареный!

Крещение этого обрусевшего потомка хана Юсуфа произошло при обстоятельствах довольно курьёзных. Однажды Абдул-Мурза принимал у себя патриарха Иоакима и из самых лучших побуждений угостил православного первосвятителя жареным гусём. А званый обед был в пост. Патриарх, ничего не подозревая, отведал скоромного, да похвалил ещё: славная у тебя рыбка, князь! Абдул-Мурза в ответ промолчал. Но нашёлся доброхот, который шепнул патриарху, какой рыбкой накормил его нехристь-ногаец. Иоаким, насмерть обиженный, пожаловался царю. Набожный государь, прогневавшись, лишил Мурзу почти всех поместий.

Долго пребывал в тяжёлом раздумье потомок Юсуфа и в конце концов решил, приняв православие, заслужить прощение государя и вернуть отнятые земли. По семейному преданию, принял он это решение на третий день после истории с гусём, то есть на саму Пасху. И в ту же ночь было ему видение, а может, сон вещий. Короче, услышал он голос: «Отныне за измену вере у твоих предков из всех детей будет оставаться только один наследник. Остальные будут умирать, не дожив до 26 лет».

В 1681 году Абдул-Мурза крестился с именем Дмитрий Сеюшевич. И, как было предсказано, все его дети действительно умирали. Кроме младшего сына Григория Дмитриевича. Ему было пять лет от роду, когда отец сменил веру.

Портрет Зинаиды Юсуповой с фамильной жемчужиной «Пелегрина».
Художник Франсуа Фламенг. 1894 г.

Верна ли семейная легенда или нет, но история эта отразилась даже в интерьерах юсуповских дворцов: в пышных декорах наружного убранства часто присутствует изображение гуся. Правда, легенда живёт в двух вариантах. По второму, род был проклят ногайской колдуньей после того, как в Орде узнали, что сыновья Мурзы перешли в христианство. Интересно, что проклятие сбывалось практически в каждом поколении и сказывалось также на судьбах носительниц фамилии Юсуповых и даже внебрачных детей, рождавшихся от представителей княжеского рода.

Тайная любовь красавицы-прабабки

Зинаида Юсупова (в девичестве Нарышкина, 1809–1893) уже после замужества узнала о проклятии и напрямик заявила супругу, Борису Николаевичу Юсупову (1794–1849), что мертвецов рожать не собирается, а потому он волен «удовлетворять свою похоть с дворовыми девками». Но природу не обманешь, и молодая княгиня сама пустилась во все тяжкие. О её бурных романах судачил весь Петербург. Но особенно много говорили об адюльтере с юным революционером-народовольцем. Когда возлюбленный оказался в каземате Шлиссельбургской крепости, княгиня Зинаида совершила практически невозможное: использовав связи при дворе, добилась того, чтобы узника под честное слово отпускали к ней.

Как долго длился этот фантастический роман, трудно сказать. Только спустя годы, после трёх революций, разыскивая юсуповские сокровища, представители советских органов простучали все стены, обшарили все укромные места роскошного дворца Нарышкиной-Юсуповой на Литейном проспекте в Ленинграде. Кладов не нашли. Но в потайной комнатке, соединявшейся со спальней княгини, на чекистов вдруг свалился скелет мужчины, закутанный в саван.

Среди питерских старожилов ходили слухи, что Юсупова исхитрилась-таки вызволить своего возлюбленного из заточения (возможно, просто выкупила его). Но прекрасный юноша страдал чахоткой и долго не протянул…

Феликс Феликсович Юсупов-младший (1887–1967) в своих мемуарах вспоминал, что, разбирая после кончины прабабки старые бумаги в её спальне, он испытывал необъяснимый ужас и немедленно звал лакея, надеясь, что злая сила – привидение или дух – не явится им двоим. Что это было? Энергетика непогребённого и неотпетого праха, навсегда спрятанного в потайной комнатке?..

Кстати, согласно семейным преданиям Юсуповых, в их родовых гнёздах должны были незримо присутствовать тени их упокоившихся предков. Не случайно одна из носительниц древней фамилии, отправляясь на бал или на приём, оставляла незапертыми свои ларцы и шкатулки. Она объясняла это так: «Пусть наши фамильные духи полюбуются на наши фамильные драгоценности».

Александр Пронин

Продолжение читайте в февральском номере (№02, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Биография этого знатного семейства уходит корнями в историю Арабского халифата: происхождение велось от легендарного Абу Бакра, тестя и ближайшего сподвижника пророка Мухаммеда. В эпоху падения власти халифа предки будущих Юсуповых в разные годы правили Дамаском, Антиохией, Ираком, Персией и Египтом. В истории рода остались предания о тесной дружбе своих предков с великим завоевателем Тамерланом: темник Золотой Орды Едигей, организовав в 1400 году государственный переворот, сумел поднять международный авторитет и увеличить политическое влияние распадающегося татаро-монгольского государства. Основоположником рода Юсуповых считается бей Ногайской Орды Юсуф-мурза (правнук Едигея), последовательный противник экспансии Московского царства в середине XVI века. Его дочь, Сююмбике, сыграла важную роль в трагической истории взятия Казани войсками Ивана Грозного, став после смерти мужа правительницей ханства, единственной женщиной, занимавшей когда-либо такой важный пост. Кстати, ее настоящее имя было Сююк, а Сююмбике, что означает «любимая госпожа», её прозвали местные жители за особенную доброту и отзывчивость к своим подданным.

Род Юсуповых ведет свое происхождение с хана Ногайской Орды

Легенды, связанные с биографией этой женщины, гласят: однажды Иван Грозный, узнав о необыкновенной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов, однако, та отказалась подчиняться требованиям русского царя. Тогда разгневанный Иван решил взять город силой — если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, он грозился уничтожить Казань. После взятия города русскими войсками его правительница, чтобы не сдаваться захватчикам, бросилась с башни, которая сегодня носит ее имя. По другим данным, казанская правительница была схвачена в плен и насильно увезена вместе с сыном в московское царство — именно с этого момента начинается официальная родословная рода Юсуповых.

Современное изображение царицы Сююмбике

Следующим важным этапом в становлении этой дворянской фамилии стал переход в православие, обстоятельства которого сыграли трагическую роль в истории династии. Правнук Юсуфа-бея Абдул-мурза (прадед Николая Борисовича Юсупова) принимал в своем имении в Романове (ныне город Тутаев Ярославской области) патриарха Иоакима и, не зная ограничений православных постов, накормил его гусем, которого тот принял за рыбу. Однако, ошибка хозяина вскрылась, и разгневанный церковный иерарх, вернувшись в Москву, пожаловался царю Федору Алексеевичу, а монарх лишил Абдул-мурзу всех пожалований. Стремясь вернуть свое прежнее положение, он принял решение креститься, взяв имя Дмитрий и фамилию в память о предке Юсуфе — Дмитрий Сеюшевич Юсупов. Так он заслужил царское прощение, получив при этом титул князя и возвратив все свое состояние. Однако, решение Абдул-мирзы дорого стоило всему его роду: однажды ночью ему было послано пророчество, что отныне за предательство своей истинной веры в каждом поколении не будет более одного наследника мужского пола, а если их будет больше, то никто не проживет дольше 26 лет. Это страшное проклятие преследовало род Юсуповых до самого конца.


Дмитрий Сеюшевич Юсупов

Юсуповы всегда были в центре самых драматических событий в истории Российской империи. Злополучный мурза Абдул-Дмитрий поучаствовал в стрелецком восстании, когда вместе со своими татарскими ратниками встал на охрану дуумвирата малолетних наследников Алексея Михайловича. Его сын, Григорий Дмитриевич Юсупов, прославился в петровских походах, пройдя вместе с будущим императором все военные невзгоды под Азовом, Нарвой и Лесной. Уже после смерти Петра его заслуги отметила Екатерина I, наградив орденом св. Александра Невского, а царь Петр II пожаловал Григорию Дмитриевичу старинный московский особняк в Большом Харитоньевском переулке, возвел его в подполковники Преображенского полка и даровал должность сенатора, с имениями в Ярославской, Воронежской, Нижегородской и Рязанской губерниях.

Проклятие Юсуповых по легенде было связано с крещением в православие

Его сын, Борис Григорьевич, дослужился при Анне Ивановне до должности действительного тайного советника, став директором первого в России привилегированного учебного заведения для дворянских детей — Сухопутного шляхетского корпуса. Кстати, Борис Григорьевич слыл большим театралом: в организованном под его началом учебном театре начал свою карьеру Александр Петрович Сумароков, основоположник русской драматургии и покровитель первой отечественной публичной сцены.


Борис Григорьевич Юсупов

Сын Бориса Григорьевича — Николай Борисович — был знаменитым екатерининским вельможей, одно время находясь даже в статусе фаворита императрицы (долгое время в его кабинете висела картина с изображением его и Екатерины в образе обнаженных Аполлона и Венеры). Этот представитель семейства Юсуповых активно переписывался с просветителями Вольтером и Дидро, а драматург Бомарше даже посвятил ему восторженное стихотворение. Благодаря знатности происхождения и блестящему придворному положению Николай Борисович сумел лично повстречаться со всеми основными вершителями европейской истории рубежа XVIII-XIX веков: с Иосифом II, Фридрихом Великим, Людовиком XVI и Наполеоном. Князь был страстным поклонником искусства и сумел собрать в своем роскошном дворце художественную коллекцию, которую можно сравнить с шедеврами Лувра или Эрмитажа. Когда этот достопочтимый вельможа получил все возможные в Российской империи посты и награды, специально для него учредили особенный вид пожалования — драгоценную жемчужную эполету. Николай Борисович прославился также своей необыкновенной охотой до женского пола: в недавно построенном подмосковном имении Архангельское (которое современники называли «русским Версалем») висело 300 портретов женщин, которые могли похвастаться знакомством с видным вельможей. Князь Петр Андреевич Вяземский, побывав в Архангельском, оставил такую характеристику хозяина роскошного поместья: «На улице его вечный праздник, в доме вечное торжество торжеств… Все у него было светозарно, оглушительно, охмелительно».


Николай Борисович Юсупов

Память о родовом проклятии не угасала: невеста сына Николая Борисовича, Зинаида Ивановна Юсупова, наотрез отказалась «рожать мертвецов», предоставив мужу полный карт-бланш — «пусть брюхатит дворовых девок». В 1849 году ее супруг умирает, а 40-летняя вдова превращается в настоящую светскую львицу, о романах которой сплетничало все петербургское общество. Дело дошло до тайного венчания с капитаном французской гвардии Луи Шово, который был младше её на 20 лет. Спасаясь от недовольства императорского двора подобным мезальянсом, Юсупова отправляется в Швейцарию, где приобретает для мужа титул графа Шово и маркиза де Серр.


Зинаида Ивановна Юсупова

Последняя представительница женской ветви рода Юсуповых — Зинаида Николаевна — была одной из самых красивых женщин своего времени. Наследница огромного состояния была в юности весьма завидной невестой, руки которой просили даже наследники европейских правящих династий, однако гордая девушка хотела выбрать мужа по собственному вкусу. В результате ее выбор пал на Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, который сразу после женитьбы получил княжеский титул и должность командующего Московским военным округом. Основным видом деятельности, занимавшим Зинаиду Николаевну, была благотворительность: под её патронажем находились многочисленные приюты, больницы, гимназии, церкви по всей стране.

Последний потомок Юсуповых скончался в 1967 году в Париже

Во время русско-японской войны Юсупова была начальником военно-санитарного поезда прямо на линии фронта, а во дворцах и имениях семьи были организованы санатории и больницы для раненых. Знавший Зинаиду Николаевну с юношеских лет великий князь Александр Михайлович писал: «Женщина редкой красоты и глубокой духовной культуры, она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду». Серьезно омрачила жизнь последних Юсуповых смерть их старшего сына, Николая: он погиб на дуэли в 1908 году, соперничая с графом Арвидом Мантейфелем за руку роковой красавицы Марины Александровны Гейден. Заметим, что Николаю Юсупову через полгода должно было исполниться 26 лет…


Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой руки Валентина Серова

В последние годы перед революцией Зинаида Николаевна стала активно критиковать императрицу Александру Федоровну за ее фанатичное увлечение Распутиным, что привело к полному разрыву отношений с царской семьей, и так ухудшившихся из-за недавнего семейного скандала. Об их последней встрече летом 1916 года и «холодном приёме» сын Зинаиды Николаевны, Феликс, писал: «…царица, молча её слушавшая, поднялась и рассталась с ней со словами: «Надеюсь, я больше никогда вас не увижу»». Вскоре после начала Февральской революции Юсуповы покинули Петербург и поселились в Крыму. Перед захватом Крыма большевиками, 13 апреля 1919 года они покинули Россию (вместе с семьей великого князя Александра Михайловича) на британском линкоре «Мальборо» и эмигрировали в Италию.

Современная энциклопедия

Российские князья (с 16 в.) из рода ногайских мурз, крупные землевладельцы. Наиболее известны:..1) Григорий Дмитриевич (1676 1730), участник Азовских походов и Северной войны, генерал аншеф (1730), возглавлял Военную коллегию (1727 30);..2)… … Большой Энциклопедический словарь

В ОГДР (III, с. 2) записано, что графы российские происходят от ногайского мурзы Юсуфа, сына Мусы ногайского, вышедшего на русскую службу не позже 70 х годов XVI века, ибо в 1580 году Юсупов Иль мурза уже командует вместе с Борисом Годуновым… … Русские фамилии

ЮСУПОВЫ, князья (с 16 в.) из рода ногайских мурз, крупные землевладельцы. Наиболее известны: Григорий Дмитриевич (1676 1730), участник Азовских походов 1695 96 и Северной войны 1700 21, генерал аншеф (1730), возглавлял Военную коллегию (1727 30); … Русская история

Или Юсупово Княжсвы пресекшийся pyccкий княжеский род. Отвоеначальника, бывшего в службе Тамерлана, и владетельного Ногайскогокнязя (ум. в нач. XV в.) Едигея Мангита в третьем колене родилсяМуса мурза, сын которого Юсуф мурза (ум. 1556 г.) был… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Юсуповы - ЮСУПОВЫ, российские князья (с 16 в.) из рода крупных ногайских землевладельцев. Наиболее известны: Григорий Дмитриевич (1676 1730), участник Азовских походов и Северной войны, генерал аншеф (1730), возглавлял Военную коллегию (1727 30); Николай… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Российские князья (с XVI в.) из рода ногайских мурз, крупные землевладельцы. Наиболее известны: Григорий Дмитриевич (1676 1730), участник Азовских походов и Северной войны, генерал аншеф (1730), возглавлял Военную коллегию (1727 30); Николай… … Энциклопедический словарь

Род князей Юсуповых ведет свое начало от Ногайского владетеля Муса мурзы. Один из сыновей последнего, Юсуф, был отцом Казанской царицы Сююнбеки (Сумбеки) и сначала находился в дружественных отношениях с Россией, но за плен своей дочери рассорился … Большая биографическая энциклопедия

Княжеский род в России 16 начала 20 вв. Родоначальник ногайский князь Юсуф (умер 1555). Сыновья его с 1563 жили в России; наиболее известны государственные деятели: Григорий Дмитриевич Ю. (1676 1730), сенатор с 1726, генерал аншеф (1730) … Большая советская энциклопедия

Или Юсупово Княжевы пресекшийся русский княжеский род. От военачальника, бывшего в службе Тамерлана, и владетельного Ногайского князя (умер в начале XV в.) Едигея Мангита в третьем колене родился Муса мурза, сын которого Юсуф мурза (умер в 1556 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Юсуповы. Невероятная история , Сара Блейк. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Старинная династия Юсуповых, их великие дела и достижения оставили неизгладимыйслед в мировой…
  • Юсуповы. Невероятная история , Блейк Сара. Старинная династия Юсуповых, их великие дела и Достижения оставили неизгладимый след в мировой истории. Князья Юсуповы были богаче русского царя в XX веке, а по знатности не уступали…
Династия Юсуповых

Древний русский род князей Юсуповых происходит от Юсуфа (убит в 1556г.), султана ногайской орды. Его прапрадед Едигей Мангит, владетельный Ногайский князь (умер в нач. XV в.), был военачальником при Тамерлане. У Юсуфа-мурзы было два сына: Иль-мурза и Ибрагим (Абрей), которых отправил в 1565 г. в Москву убийца их отца, дядя Измаил. Потомки их в последние годы царствования Алексея Михайловича приняли святое Крещение и писались Юсупово-Княжевы до конца XVIII века, а после стали просто князьями Юсуповыми. От Иль-мурзы произошли две ветви князей Юсуповых, одна из которых угасла в XVIII веке, после кончины его потомка в пятом колене князя Семена Ивановича. От Ибрагима происходит младшая ветвь князей Юсуповых.

Этот род был известен и очень богат. Юсуповы имели дома и усадьбы в Москве и Петербурге. Одним из самых известных является поместье Архангельское, купленное ими у князей Голицыных. Юсуповым долгое время (1730-1917) принадлежало и подмосковное имение Спасское-Котово (г. Долгопрудный), в котором находилась церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя, ставшая местом упокоения многих членов этого великокняжеского рода.

Задумывалось Спасское как второе Архангельское. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до сих пор остатки копаных прудов, стройных липовых аллей, древние планы имения. Но после революции усадьба была разрушена и разграблена, как, впрочем, и большая часть богатств рода Юсуповых.

Особую честь и положение в обществе княжеский род приобретает со времен Петра Великого. Боевой генерал Григорий Дмитриевич Юсупов был удостоен права основать родовой орден князей Юсуповых, внесенный в 3 часть Общего Гербовника.

Григорий Дмитриевич (1676 - 1730) начал служить при Петре Великом стольником; участвовал с ним в Азовских походах; сражался с шведами под Нарвой, Полтавой и Выборгом; при Екатерине I был сенатором, при Петре II - первым членом государственной военной коллегии. Он имел сына Бориса, унаследовавшего его огромное состояние.

Борис Григорьевич Юсупов (1696 - 1759), будучи сановным и богатым царским вельможей, купил село Спасское-Котово в Подмосковье (сейчас это город Долгопрудный). Борис Григорьевич в царствование Анны Иоанновны и при Иоанне Антоновиче был московским губернатором, при Елизавете Петровне - сенатором, президентом коммерц-коллегии и главным директором кадетского корпуса, девять лет управлял сухопутным Шляхетным корпусом.

Приобретя имение на реке Клязьме, он занялся перестройкой, освящением и реставрацией уже построенной в то время церкви Спаса Нерукотворного Образа. В 1754 году князь обратил внимание на построенный «из давних лет прежними владельцами села» (боярами Репниными) придел, который к тому времени не был освещен и использовался для «поклажи церковной утвари и ризницы и в котором как престола, так и жертвенника и признаков никаких церковных не имелось».

Поэтому к весне 1755 года в храме были устроены Престол и жертвенник.

В мае 1755 года служитель дома Б.Г. Юсупова Щербачев обратился в Московскую Духовную Консисторию с просьбой об освящении вышеназванного придела «во имя Богоматери Владимирския» и получил указ об освящении его на вновь выданном антиминсе протопопом Большого Успенского Собора с братией.

Борис Григорьевич, внесший большой вклад в развитие имения Спасское, умер в 1759 году и похоронен на Лазаревском кладбище Александрово-Невской Лавры в Петербурге. С тех пор владелицей усадьбы Спасское-Котово в Подмосковье стала его вдова, Ирина Михайловна, урожденная Зиновьева (1718 - 1788). У них было пятеро детей: четыре дочери (княжны Елизавета, Александра, Анна и Авдотья) и один сын Николай, лейб-гвардии конного полку корнет.

Ирина Михайловна Юсупова еще почти 30 лет после смерти мужа жила в Спасском и управляла им. В ее распоряжении, как написано в «Экономических примечаниях» Московской губернии за 1766 - 1770 годы, в селе Спасском-Котово Воскресенского уезда значится «церковь каменная Спаса Нерукотворного Образа, господский дом деревянный, сад с плодовитыми деревьями».

В 1772 году умерла одна из дочерей Бориса Григорьевича и Ирины Михайловны - Анна Борисовна Протасова. В связи с этим в северном Владимирском приделе около левого клироса под полом был устроен склеп, в котором она была погребена.

По смерти Ирина Михайловна была похоронена рядом с дочерью в склепе храма. Над прахом обеих были положены чугунные доски и поставлена мраморная урна. Так скромная усадебная церковь превратилась в родовую усыпальницу князей Юсуповых.

С этих пор владельцем села Спасское становится единственный сын Бориса Григорьевича и Ирины Михайловны - Николай Борисович Юсупов.
Николай Борисович Юсупов (1750 - 1831) с 1783 по 1789 гг. был посланником в Турине, откуда им была привезена картина М. Полтева «Плащаница», затем сенатором. Император Павел I сделал его министром уделов, а Александр I - членом государственного совета.
Юсупов провел несколько лет в Европе «для своего личного образования». В 1791 году назначен директором театров. Трижды назначался Верховным маршалом (председателем коронационной комиссии) при восшествии на престол императоров: в 1796 году - при коронации Павла I, в 1801 году - при коронации Александра I и в 1826 году - при коронации Николая I. Кроме того, Николай Борисович Юсупов занимал следующие должности: в 1797 году он был главным директором Мануфактур-Коллегии; в 1802 году - членом Государственного совета; в 1812 году, во время войны России с Францией, членом Комитета по распоряжению войсковым продовольствием в Москве; в 1817 году - главноначальствующим над Экспедицией Кремлевского строения, а также над мастерской Оружейной палаты, а с 1823 году он вновь член Государственного совета.

Николай Борисович был самым известным и богатым вельможей «Златого века» Екатерины. Князь жил в своих древних палатах в Москве, в Харитоньевском переулке. Но большая часть его состояния шла на Архангельское, где он не раз принимал царствующих особ.


Архангельское. Церковь Михаила Архангела

О подмосковном имении Архангельское, ставшем теперь усадьбой-музеем, надо сказать особо.

«Русские чувствуют красоту природы, умеют даже украшать ее. Например, село Архангельское в 18 верстах от Москвы, вкусом и великолепием садов своих может удивить самого британского лорда; счастливое, редкое местоположение еще возвышает красоту их, -« писал известный историк тех лет Н. М. Карамзин в своей знаменитой книге «Путешествие вокруг Москвы».

Архангельское - явление исключительной значимости в истории русской культуры. Благодаря своей красоте и разнообразию коллекций усадьба снискала всемирную изестность. Построенная на высоком берегу Москвы-реки церковь Михаила Архангела (2 пол. XVII в.), Большой дворец (кон. XVII - нач. XIX вв..), словно великолепной рамой украшенный мраморной скульптурой террас, строгий регулярный парк с Малым дворцом «Каприз», павильонами и памятными колоннами, укрытый старыми деревьями пейзажного парка знаменитый Театр с сохранившимися в нем декорациями прославленного художника П. Гонзага, усыпальница - «Колоннада» (1916 г., арх. Р. И. Клейн) превратили Архангельское в одно из красивейших мест Подмосковья.

Художественный облик усадьбы, принадлежавшей до 1809 г. князьям Голицыным и приобретенной затем «для веселья, а не для прибыли» богатейшим русским вельможей, коллекционером и меценатом князем Н. Б. Юсуповым, определился уже в XVIII столетии; расцвет ее приходится на первую треть XIX в. Процесс строительства и украшения усадьбы осуществлялся благодаря таланту зодчих де Герна, Тромбаро, Петтонди, Гонзага, Бове, Тюрина и высокому профессионализму крепостных мастеров.

Усадьба постоянно привлекала к себе внимание современников. В разное время ее посетили выдающиеся деятели русской культуры: историк и писатель Н.М.Карамзин, поэты А.С.Пушкин и П.А.Вяземский, литераторы А.И.Герцен и Н.П.Огарев, художники В.А.Серов, А.Н.Бенуа, К.Е.Маковский, К.А.Коровин, музыканты К.Н.Игумнов и И.Ф.Стравинский. Не обошли вниманием усадьбу Архангельское и члены русской императорской фамилии. Здесь неоднократно бывали Александр I и Николай I, Александр II и Александр III. Есть тут и храм-памятник Екатерине II.Особую ценность придают Архангельскому его знаменитые коллекции. Воображение гостей усадьбы поражали представленные здесь собрания: произведения выдающихся живописцев XVII - 1 пол. XIX вв.. (А. Ван Дейка, Д.Б.Тьеполо, Ф.Буше, Ю.Робера, П.А.Ротари и др.), обширная коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, среди которых особое место занимают изделия, выполненные на фарфоровом и хрустальном заводах кн. Юсупова в селе Архангельском, редкое собрание скульптуры (VII в. до н.э. - нач. XX в.) и сохранившаяся до нашего времени уникальная усадебная библиотека (более 16 тыс. томов русских и западно-европейских авторов).

Об Архангельском знают все просвещенные люди, но мало кто даже из интересовавшихся династией Юсуповых знает о подмосковной усадьбе Спасское-Котово, о роли ее в жизни Николая Борисовича. Забвение этого местечка тем более странно, что этот один из известнейших князей рода там захоронен.

При Николае Юсупове, на рубеже XVIII - XIX веков, усадьба Спасское-Котово переживала небывалый расцвет: там была создана регулярная планировка с «прешпектовыми» аллеями, плодовыми садами, копаными прудами. В селе был построен кирпичный завод. В отказных книгах за 1799 год записано: «В селе Спасском, Котово тож, церковь каменная Спаса Нерукотворного Образа с приделом Владимирской Божьей Матери, деревянный дом с деревянными же службами. Легулярный сад с ранжереями, с плодовитыми деревьями, четыре пруда, кирпичные заводы».

В молодости князь Николай много путешествовал и был принят у многих тогдашних властителей Европы. Известно, что Николай Борисович Юсупов водил короткую дружбу не только с государственными деятелями, но и с людьми искусства.

Особого внимания заслуживают отношения с выдающимся, всемирно известным русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным (1799 - 1837). Когда поэт был еще ребенком, семья Пушкиных некоторое время жила в доме Юсуповых, в Харитоньевском переулке. Александр Пушкин был ровесником сына Николая Юсупова, Бориса. О Николае Борисовиче Юсупове у Александра Сергеевича сохранились еще детские впечатления. Будучи юношей, Пушкин не раз бывал в Архангельском. Честолюбивый хозяин даже поставил в этом имении памятник великому поэту, выполненный неизвестным скульптором.

Многим известна ода А. С. Пушкина «К вельможе», написанная им в 1830 году, посвященная Н. Б. Юсупову. В ней он создает облик двух эпох, сменивших друг друга, дает описание образа жизни вельможи, Юсупова, объездившего весь мир. Во всех исторических и лингвистических справках значится, что первая часть стихотворения написана об Архангельском:

От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристипа,
К тебе являюсь я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались.

Да, это написано об Архангельском, но не в Архангельском. В лингвистической справке значится: «В одном из подмосковных имений».
Липовые аллеи. Котово.

В год написания стихотворения Архангельское отстраивалось после грандиозного пожара. Сам Николай Борисович доживал последние годы в Спасском, где и был похоронен. Так уж не Котовские липы зеленеют в первых строчках пушкинского послания «К вельможе»?

В книге А. С. Пушкина «Опровержение критики» есть такие строки: «Возвратясь из-под Арзрума, написал я послание к князю Юсупову. В свете оно тотчас было замечено, и были… мною недовольны. Светские люди имеют в высокой степени этого рода чутье. Это заставило вельможу звать меня по четвергам обедать…» (1830 год). В это время Николай Борисович Юсупов живет в Спасском-Котово. Возможно, именно здесь бывал Пушкин по четвергам! Жаль, что этот факт забыт и не считается исторически ценным.

В 1831 году князь Николай Борисович Юсупов скончался и был погребен за алтарем северного придела Владимирской иконы Божьей Матери.
Борис Николаевич Юсупов

Над его могилой была выстроена часовня-усыпальница. Она вплотную примыкала к апсиде северного придела.

Наследником несметных богатств Николая Борисовича Юсупова стал его единственный сын Борис Николаевич Юсупов (1794 - 1849). Это был человек не такой эмоциональный и менее влюбленный в искусство. В Архангельском он уже не жил, а, находясь в Москве, останавливался в Спасском. Художественные ценности Архангельского он стал перевозить в свои петербургские владения, пока Император не узнал об этом и не запретил ему «грабить самого себя».

Борис Юсупов занялся дальнейшими преобразованиями села Спасское-Котово. При нем был создан проект нового придела в честь святителя Николая Чудотворца. Придел будет построен на месте сломанной южной части обходной галереи, симметрично северному Владимирскому приделу, но освятят его уже после смерти Бориса Николаевича - в 1853г. К тому же, Борис Юсупов начал строительство деревянной богадельни во имя Святой Мученицы Татьяны на семь келий «для призрения своих дворовых людей», окончание которого, видимо по причине его смерти, затянулось до 1859г.

Князь Борис Николаевич Юсупов, действительный статский советник, гофмейстер, похоронен в склепе Спасской церкви. На его гробнице вырезана надпись, написанная им самим при жизни: «Здесь лежит русский дворянин, князь Борис, княж Николаев, сын Юсупов. Родился 1794 года, июля девятого.» Приписано: « Скончался 1849 года октября 25 -го». Внизу была написана по-французски его любимая поговорка: «Честь превыше всего».

Князь Борис Николаевич Юсупов был дважды женат. Первый раз на княжне Прасковье Павловне Щербатовой (1795-1820), с которой они не имели общих детей. Она покоится у левого клироса в четверике церкви Спаса Нерукотворного.

Второй раз князь был женат на Зинаиде Ивановне Нарышкиной, от которой имел сына Николая (1831-1891), ставшего церемониймейстером и гофмейстером Императорского двора, последним наследственным князем по мужской линии князей Юсуповых. Ему по особому распоряжению царя было разрешено передать свой титул дочери, Зинаиде Николаевне, для того, чтобы известная княжеская фамилия не канула в века.

Зинаида Николаевна Юсупова Вышла замуж за потомка Прусских королей графа Феликса Сумарокова-Эльстон, который принял титул и стал князем Юсуповым. Они и владели Архангельским и Спасским до 1917 года. От этого брака родилось два сына: Николай и Феликс. В 1908 году Николай убит на дуэли и единственным наследником в роде Юсуповых остается Феликс Феликсович князь Юсупов граф Сумароков-Эльстон (1887-1967). Теперь княжеский титул и фамилия Юсуповых могли переходить только к старшему в роде из его потомков.

В 1917 году Феликс Феликсович эмигрировал во Францию и больше в Россию не возвращался. Феликс Юсупов женился на княжне Ирине (1887-1970), дочери великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны, племяннице Николая Второго. От их брака родилась дочь Ирина (1915-1983), в замужестве Шереметьева. Дочь ее Ксения (1942 года рождения, в замужестве Сфири) и внучка Татьяна (1968 года рождения) живут в Греции.

по материалам http://www.spas-neru.orthodoxy.ru

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...