Развитие речевой активности старших дошкольников. Формирование речевой активности старших дошкольников с онр

В статье освещаются некоторые аспекты развития речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.

Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Речь является важной и неотъемлемой частью человеческой жизни, и ее формирование – одно из значимых условий психического развития в дошкольном возрасте. В последнее время наблюдается тенденция к активному увеличению числа детей с нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных и, в то же время, достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи (ОНР). Дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей – 40% от всего количества речевых патологий .

ОНР проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи (у детей с сохранным интеллектом и полноценным слухом). При этом наблюдается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, отсутствует связное произношение.

Кроме того, у детей с недоразвитием речи на фоне речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков, т. е. снижена речевая активность. (Р.Е. Левина (1968), Б.М. Гриншпун (1968), О.Е. Грибова (1995), О.С. Павлова (1998), Л.Ф. Спирова (1980), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1990), Л.Б. Халилова (1990), С.Н. Шаховская (1997), и др.).

В последнее время проблема повышения речевой активности дошкольников стала одной из наиболее актуальных в педагогике. С одной стороны, это объясняется осознанием ее значимости для развития речи в целом, с другой – замеченной тенденцией к снижению данной функции, обусловленной рядом негативных факторов современной действительности. А именно:

  • значительным ухудшением состояния здоровья детей, влекущее за собой снижение речевой активности из-за легкой ранимости данной функции (как наиболее сложно организованной в своей психофизиологической основе);
  • снижением общего уровня речевой культуры в обществе;
  • существенным уменьшением объема «живого» общения родителей с детьми;
  • недостаточным вниманием педагогов к формированию речевой активности ребенка;
  • увеличением числа детей, развивающихся в условиях социальной депривации.

Становиться очевидно, что проблема речевой активности детей с ОНР требует пристального внимания, поиска новых средств и направлений развития.

Одним из таких направлений может стать коммуникативно-деятельностный подход .

Коммуникативный компонент коммуникативно-деятельностного подхода состоит в учете, использовании и развитии потребности, мотивации общения, в побуждении дошкольников с общим недоразвитием речи к речемыслительной активности в различных сферах индивидуальной и коллективной деятельности. Реализуется коммуникативная направленность в условиях коррекционно-педагогической работы, когда создается необходимость согласовывать действия, договариваться о способах их выполнения.

Деятельностный компонент коммуникативно-деятельностного подхода позволяет рассматривать речевую активность в соотношении со структурой речевой деятельности, включающую три этапа: побудительно-мотивационный, ориентировочный, исполнительский .

Начальным и наиболее значимым механизмом возникновения речевой активности ребенка является приведение в действие мотивационного компонента. Мотив выступает пусковым, основополагающим моментом в порождении речевой деятельности, который находит свое отражение в замысле и реализуется с помощью внутренней речи, переходя во внешнюю. В этот механизм входит: «включение» потребности общения, встреча потребности с предметом говорения – мыслью говорящего, эмоциональное переживание этой потребности, т. е. интерес, волевая его регуляция и поддержание интереса

Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход к развитию речевой активности дошкольников базируется на мотивационном компоненте и основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации, для общения и познания (и указывает на практическую направленность данного). Его реализация предполагает развитие речевой активности у детей «как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности» .

Данный подход определяет стратегию всей работы по развитию речевой активности у старших дошкольников с ОНР и должен стать основополагающим при выборе методического инструментария, подборе языкового материала, определении основных направлений работы с детьми.

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.

2. Блягоз А.Н. Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи / А.Н. Блягоз // Вестник АГУ. — 2006. — № 3. — С. 141-142.

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432с., с241

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Логос, 2002.-384с.

Наумова Л. В.,
учитель-логопед

Демкина Ольга
Развитие речевой активности дошкольников посредством театрализованной игры

«Развитие речевой активности дошкольников по средством театрализованной игры »

(Вступление)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве . Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей (слайд 2, это обусловлено рядом негативных факторов. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов ребенка. Поэтому развитие речи у детей дошкольного возраста относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

(Cлайд 3)

Проанализировав исходную ситуацию, проведя психолого-педагогический мониторинг речевого развития детей , я увидела, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи , выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. Возникла идея о целесообразности использования в своей работе таких средств, которые бы способствовали развитию речевой активности детей , для меня этими средствами стали театрализованные игры .

(Cлайд 4) (Понятие театрализованной игры )

(Слайд 5)

Театрализованные игры позволяют решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка , совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

(Слайд 6)

Работу по созданию системы мероприятий развития речевой активности детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр я выстраивала в несколько этапов.

(Слайд 7)

На первом этапе : изучила работы известных педагогов-новаторов которые занимались исследованием развития речи детей дошкольного возраста , работы А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина и других авторов.

Мной был проведен анализ речевой развивающей среды группы по оснащению дидактическим и игровым материалом с учетом основных требований к организации развивающей предметно-пространственной среды.

(Слайд 8-10)

Совместно с родителями моих воспитанников создавалась развивающая среда : подбор детской литературы, иллюстраций, игрушек, демонстрационного и раздаточного материала, разных видов театра .

(Слайд 11)

На основе проделанной предварительной работы мною была намечена Цель моей деятельности : а именно создание таких педагогических условий, которые бы способствовали развитию речевой активности детей дошкольного возраста .

Для реализации поставленной цели я выделила ряд задач : приоритетной из которых для меня стала активизация словаря детей через театрально -игроаую деятельность.

(Слайд 12)

Используя театрализованные игры в совместной деятельности, я увидела, что они способствуют развитию многих сторон личности дошкольника :

Мимика, пантомимика, восприятие, воображение, мышление, внимание, память, умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.

(Слайд 13)

Но особое значение их велико для активизации разных сторон речевой деятельности детей :

(Слайд 14)

Театрализованные игры помогают мне решать следующие задачи :

1. Воспитательно-образовательные :

Обогащение знаниями, умениями, навыками;

-развитие интереса к литературе и театру ;

-развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления) ;

-развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

Формирование норм поведения;

Воспитание морально-волевых качеств личности.

2. Частные :

Усвоение элементов речевого общения

Усвоение богатства родного языка; (жестов, мимики, интонации) ;

-активизация и пополнение словаря;

Совершенствование грамматического строя речи;

-развитие тонкой моторики рук .

Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Каждая из указанных задач имеет свои сильные стороны.

(Слайд 15)

Классифицируются театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на :

игры -драматизации и режиссерские игры .

(Слайд 16)

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

В своей деятельности я использую различные виды драматизации

игры -имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

инсценировки произведений;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры -импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» , управляет «артистами» . «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

режиссерские игры определяются в соответствии с разнообразием театров , используемых в детском саду :

настольный,

плоскостной и объемный,

кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

катушечный;

ложковый;

баночный;

кулачковый и т. д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой

(Слайд 17)

При организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию речевой активности учитываю основные принципы организации театрализованной игры .

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой и художественный компоненты

2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой.

4. Все принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно -игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

В совместной деятельности использую следующие методы и приёмы обучения

Игровые :

Использование элементов подвижной игры

Сюрпризные моменты

Имитационные движения с элементами звукоподражания

Обыгрывание текста

Словесные :

Повторение речевого материала

Использование текстов с повторяющимися элементами

Чтение произведений со звукоподражаниями

Договаривание слов, фраз

Наглядные :

Использование иллюстраций к текстам

Ритмическое сочетание текста с движениями

Использование игрушек, персонажей кукольного театра

(Слайд 18)

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались : улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать ).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

Игра-импровизация под музыку («Листочки летят по ветру и падают на дорожку» ) .

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…» , А. Барто «Снег, снег» ).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьёй» , Е. Чарушин «Утка с утятами» ).

Ролевой диалог героев сказок («Колобок» ).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок» , Три медведя»)

(Слайд 19)

Чтобы не угасал интерес малышей к театрализованным играм , придерживалась определённых требований :

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все форму педагогического процесса.

Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности .

(Слайд 20)

При использовании театрализованных игр я выделила несколько обязательных правил :

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно , до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо каждую роль обсудить, «проговорить»

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение

Правило мудрого руководителя. Развитие театрализованных игр зависит от уровня образовательной работы в группе.

(Слайд 21)

По итогам анализа родительских мнений мною были разработаны рекомендации для родителей, консультации, оформлен информационный стенд и папки-передвижки о системе педагогических мероприятий по развитию речевой активности детей дошкольного возраста через театрализованную игру . Родители проявили заинтересованность и с удовольствием участвуют в краткосрочных и долгосрочных проектах.

(Слайд 22)

В итоге проведенной работы я увидела значимость театрализованных игр для развития речевой активности дошкольников , а именно;

дети стали более раскрепощенными, открытыми,

возрос уровень развития их общей и мелкой моторики, уровень сценического мастерства и речевой деятельности , игровых навыков и творческой самостоятельности.

В результате проведенной работы я могу отметить что 10% детей научились действовать самостоятельно в проигрываемых нами играх , придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное.

К среднему уровню отнесены дети, которые эпизодически могут выбирать тему, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к низкому уровню отнесли 40%. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета, не могут дополнить предложенный вариант, У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Ляпунова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
Тема: "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 24.06.2017
Раздел: дошкольное образование

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«Развитие речевой активности детей

дошкольного возраста»

Подготовила:

Ляпунова Т.А.

20.06.2017 год

Цель: формировать представления воспитателей о возможностях развития

речевой активности детей дошкольного возраста,

развивать умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы по

познавательно-речевому развитию дошкольников;

создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных

форм и методов работы с детьми.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка,

поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не

только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога,

работающего с детьми дошкольного возраста.

Воспитатели задают детям образцы правильной литературной речи:

Наша речь должна быть четкая, ясная, красочная, полная, грамматически

правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

формула речевого этикета:

кому говоришь,

что говоришь,

где говоришь,

зачем говоришь,

какие из этого будут последствия.

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому

контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка

убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым

«материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он

слышал не только правильную, но и вежливую речь.

Сегодня проблема развития речевой активности детей стоит перед

педагогами особо остро. Достаточно широко обсуждаются методы и приёмы,

средства и условия для развития речевой активности детей.

Выделяют три группы методов - наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как

непосредственные, так и опосредованные методы.

К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти

методы направлены на накопление содержания речи.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной

наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание

картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются

для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова,

обучения связной речи

Словесные методы : это чтение и рассказывание художественных

произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа,

рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах

используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин,

рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких

детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и

их совершенствование. К практическим методам относятся различные

дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры,

инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры. Они

используются для решения всех речевых задач.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания

ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую

среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой

носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог –

образец речевой культуры. При этом для педагога развитие речи детей – одна из

важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не

цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия,

сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и

протекает в различных формах. Перечислим основные.

Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с

правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону.

Учебно-игровые ситуации, в озникающие по инициативе взрослого или

ребенка, где ребенок может проявить речевую активность

Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры.

Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных

играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

Труд: трудовые и речевые действия.

Досуг. Пение.Праздники и развлечения как эффективная форма обучения

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития

дошкольников является игра.

Почему? (ответы)

Игра – ведущая деятельность, в процессе которой возникают психические

новообразования

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности

Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит,

воспринимает, думает!

Игры и игровые упражнения активизируют речь детей

Игра – одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития

И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок

получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания

единомышленников по интересам.

Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Назовите виды игр. (ответы)

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла

обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире,

способствуют развитию речевого диалога.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе,

поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание

и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает

знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок

научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления

по общим признакам.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности,

расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в

решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для

старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть

проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и

добиваться результата.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит

на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше ,

использование моделей, мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи ,

позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную

информацию. Применение моделей, мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение

связного высказывания.

Типичные ошибки в работе педагога:

Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую

практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребенку подумать, торопятся

ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечивать речевую

активность всех детей;

У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая

активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно

приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с

первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз;

Очень часто педагоги требуют от ребенка только "полных" ответов. Ответы детей

могут быть и краткими, и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса:

репродуктивный вопрос, поисковый вопрос или проблемный.

Педагоги запрещают разговаривать во время лепки, рисования, выполнения

любой работы.

А для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи

утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет

важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы

становится слепком его деятельности, берет на себя ее самые существенные

моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным

«составление рассказа» о прошедших событиях, в которых ребенок не

участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой), которая

составляет важную часть умственных операций. Значит, не стоит останавливать

речь малышей, сопровождающую их действия.

Надо прислушаться: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и

начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия.

Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутреннее,

для себя.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность,

невозможно!

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в

деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на

свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Таким образом, речевая активность - это дидактический принцип, требующий

от педагога таких методов и форм организации занятий по развитию речи,

способствовали

воспит анию

и н и ц и а т и в н о с т и,

самостоятельности, привлечению детей к самостоятельному поиску решения

получении

возможности

ребёнком

обосновывать свои суждения.

Практикум «Проверьте свою грамотность».

Разделение педагогов на две команды.

Задание 1.

Упражнение для педагогов "Подарок"

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый

по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет или

действие и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю,

цветок, духи, конфета,

показать человека, получившего радостное известие;

когда навстречу несётся громадная собака; как вы надуваете воздушный шар;

как вы вдеваете в иголку нить; как идёт человек, у которого ботинки не его

Задание 2. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков

воспитателей!»

1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать

вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

(пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта,

творческое рассказывание)

4. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией.

5. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

6.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей

диалогической речи? (2 младшая группа)

7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей

монологической речи? (старшая группа)

Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).

/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

/В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)

/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

/Язык до Киева доведет/

Задание 4. “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”

1.Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).

2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3.Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух

4.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка

5.Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка

6.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что... кит? корова

11.Кружевную паутину сплел искусно... Буратино? паук

7.Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? ёж

8. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить

цапля, если встанет на две ноги? 3 кг

9. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).

10.Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: до середины. Дальше он уже

выбегает из леса.

11.Куда идет цыпленок, переходя дорогу? Ответ: на другую сторону дороги.

12.Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Когда дверь открыта.

Задание 5. Говорун

Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях

скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.

Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.

На подготовку дается 3 минуты.

Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в

вероятность вылавировать.

Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не

партизанили.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

Задание 6. “Родственные (однокоренные) слова”.

Задние: Игрокам предлагается назвать однокоренные слова

к словам:

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок,

перелесок, полесье. .

Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки,

снегопад, снежный.

7. «Проверьте свою грамотность».

Необходимо проставить в словах ударение.

ЖалюзИ, договОр,обеспЕчение,

баловАться,газопрОвод,мусоропрОвод.каталОг, завИдно,

красИвее,откУпорить,тОрты, пЕтля.

8.Исправьте ошибки в предложениях:

1.Ложи тетрадь на стол. (клади)

2.Ихняя картина была прекрасна. (их)

3.Я хочу правильно одеть брюки. (надеть)

4.Я сегодня побежду. (сумею победить или одержу победу)

5. Я должна сегодня придти на встречу. (прийти)

6.Извени меня! (извини)

Министерство Просвещения ПМР

ГОУ «Приднестровский Государственный Институт Развития Образования»

Кафедра _____________________________________

Контрольная работа

Тема:

«Формирование речевой деятельности старших дошкольников»

Выполнена

слушателем курсов

повышения квалификации

___________________________

с ___.___.2010г. по ___.___.2010г.

____________________________

____________________________

Проверил:

____________________________

Тирасполь 2010г.

ПЛАН:

Ведение 2

1. Характеристика речевой деятельности старших дошкольников. 3

2. Закономерности речевых способностей старших дошкольников. 4

3. Характеристика синтаксических структур. 7

4. Характеристика лексических единиц. 9

Список используемой литературы 11

Введение

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др. В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.

Если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые, способности ребенка будут развиваться успешнее.

1. Характеристика речевой деятельности старших дошкольников.

В дошкольном возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000-1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000-4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.

Речь детей среднего дошкольного возраста становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение, чем у малышей. Значительно увеличивается словарь ребёнка. Разговоры детей часто относятся уже не к данным, непосредственно воспринимаемым обстоятельствам, а к тому, что было воспринято раньше или же рассказано родителями и воспитателями и другими детьми. Такое расширение речевого общения приводит к изменению строения детской речи. Наряду с названиями предметов и действий дети начинают широко пользоваться различными определениями.

В речи ребёнка среднего дошкольного возраста наряду с новыми особенностями сохраняются черты предыдущего этапа развития. Несмотря на то, что его речь приобретает большую связность, чем у малыша, всё же в ней часто встречаются замещения недостающих существительных указаниями вроде тот, этот, там и т. д.

У детей старшего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие речи. Значительно увеличивается словарь ребёнка (до 3000-4000 слов). Усложняющееся в связи с новыми видами учебных занятий, коллективных игр, трудовых поручений общение с окружающими людьми приводит к обогащению словаря ребёнка и овладению новыми грамматическими формами родного языка. Вместе с тем обогащение опыта ребёнка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка. В фразе выделяются основные и придаточные предложения. Широко используются дошкольником слова, выражающие причинные (потому что), целевые (для того чтобы), следственные (если) связи между явлениями. В отношении ребёнка к собственной речи появляются новые моменты. Старшие дошкольники не только руководствуются в практике речевого общения чувством языка, но и делают первые попытки осознать лежащие в его основе языковые обобщения. Ребёнок пробует обосновать, почему нужно говорить так, а не иначе, почему это сказано правильно, а это неправильно. Так, шестилетний ребёнок заявляет: «Нельзя говорить: девочка сидел на стуле; это про мальчика или дядю так говорят». Или: «Нельзя говорить: я завтра пошёл в лес; пошёл это когда про вчера, а здесь пойду надо сказать».

Дальнейшее развитие детской речи проходит уже в условиях учебной деятельности. Если на более ранних ступенях развития ребёнок усваивал язык главным образом практически, общаясь с окружающими в быту, в играх и занятиях, то теперь перед ним ставится специальная задача овладеть всем богатством родного языка и научиться сознательно пользоваться основными правилами грамматики. Умение читать делает факты языка предметом зрительного восприятия, упрощает их анализ, облегчает их осознание. Поэтому овладение письменной речью оказывает глубокое влияние также на развитие устной речи ребёнка.

2. Закономерности речевых способностей старших дошкольников.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла», «она (корова) забодала», «он (волк) напал», «он (шар) покатился» и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во «внутреннем монологе», при котором происходит как бы разговор с самим собой.

З.М. Истомина считает, что ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

По данным Д.Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития:

В исследованиях В. Штерна дети пяти лет имеют запас слов – 2200, а дети шести лет – 2500-3000 слов.

В исследованиях Смита дети пяти лет имеют число слов 2072, прирост слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети шести лет – 2589 с приростом слов в 273.

Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.

В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. В речи старших дошкольников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений. К концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления. Однако даже у детей, поступающих в первый класс, основной массив текста (55%) составляют простые предложения, что подтверждается в исследованиях Л.А. Калмыковой. Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления.

К началу школьного возраста ребенок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным.

Что касается развития звуковой стороны речи к концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением. Однако этого еще не достаточно для перехода к обучению грамоте. Почти все психологи и методисты, занимавшиеся этими вопросами, единодушно подчеркивают, что для этого очень важно иметь четкое представление о звуковом составе языка и уметь анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Обучение грамоте – важнейший этап развития осознания звуковой стороны языка.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

… «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

Речь –это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.

Развитию речи в детском саду и в нашей группе уделяется большое внимание. Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение перессказу. Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

В нашей группе созданы все условия для развития речи детей. Насыщенная предметно-развивающая среда: уголок школьника, книги,театральный уголок, речевой уголок, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

У нас в группе есть прекрасный уголок книги с соответствующими познавательными материалами для современного дошкольника. Знакомлю детей с историей создания книги и трудовой деятельностью тех людей, кто её создает,

Часто бываем в библиотеке. Всегда интересно узнать что-то новенькое

Овладение связной речью-это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Всегда стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого оформлена речевая коробочка, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети самостоятельно составляют загадки-описания, рассказы по картинкам.

Широко использую в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами. Дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру:

«Пять помощников у нас есть в резерве каждый раз, Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают Шляпками накрою я, пальцы- все мои друзья.

Особое значение имеют литературно-речевые праздники. Мы посвящаем эти праздники творчеству детских писателей. Главная задача таких праздников- не только дарить радость от встречи с любимыми произведениями, но и решать речевые задачи.

Дети учат стихи, оформляют книжки-малышки. Так же проводим речевые викторины, конкурсы, турниры, которые помогают развивать мышление, дети учатся отражать основные эмоциональные состояния. На праздниках нам доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.

Работая над развитием речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяю словесным играм, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность. Провожу такие игры: «Подбор прилагательных», «Скажи наоборот», «Пара к паре», «Новая история».

Для развития мелкой моторики придумана логопедическая полянка. Благодаря ей ребята становятся основными действующими лицами своего сочинения.

Сказка –один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен.

Перессказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок».

Заучивание стихов- это утомительный процесс, поэтому я использую такие приемы: рассказывание парами, нарисуй стихотворение, пропой.

Зарисовка стихов- это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Есть у нас любимые игры с глобусом и географической картой. Здесь развивается не только речь, но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать
речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность,
интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

В нашей группе есть интересные очки разной геометрической формы. Надев их, дети находят предметы такой же формы и придумывают различные названия этих предметов.

Пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В пословицах и поговорках нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей.

Пословицы и поговорки расширяют кругозор детей, помогают детям лучше узнать народное творчество. В России считают, что поговорка- это цветочек, а пословица- ягодка.

В свободное время мы любим отгадывать пословицы, инсценируем их, играем в игру «Закончи пословицу».

Дети знают много пословиц и поговорок по временам года.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос» нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. -Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. - Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.-

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Последние материалы раздела:

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...