Развитие ребенка с тнр. Занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Мнемотехника в развитии связной речи у детей с ТНР»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), потому что существует множество проблем:

Недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

Бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной. В сложившейся ситуации я, да и все педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов.

Процесс коррекции и обучения детей с ОНР требует длительного времени и отнимает у детей много сил. Важной особенностью речи ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Работая учителем - логопедом я заметила, что со временем у детей утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Ребенок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Очень трудно бывает удержать внимание ребенка, пробудить интерес к процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился в памяти и использовался в новых условиях. Как показывает практика, одним из средств оптимизации процесса коррекции может служить использование мнемотехники, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться практическим действиям с ними.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский.

Взяв в основу мнение великого педагога, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы решили использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехнику в педагогике называют по – разному: сенсорно - графические схемы, предметно – схематические модели, блоками – квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.

Цель – использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.

Задачи:

Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

Развивать память (тренинг по разным приемам запоминания);

Учить расширять высказывания описательного характера;

Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия);

Уметь анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

Развивать логику, образное мышление;

Уметь связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

Развивать смекалку, тренировать внимание;

Разработать дидактический материал по развитию связной речи, занятия, мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы;

Разработать систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления дошкольников;

Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов:

  • Кодирование в образы, - знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям
  • Запоминание (соединение двух образов)
  • Запоминание последовательности
  • Закрепление в памяти (замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку)

Мнемотехника помогает в развитии

  • связной речи
  • ассоциативного мышления
  • зрительной и слуховой памяти
  • воображения
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В основе мнемотехники лежит принцип замещения, при котором реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком. Использование мнемотехники вызывает у ребенка-дошкольника интерес и позволяет преодолеть быструю утомляемость, поддержать пластичность и легкую обучаемость малыша.

Предлагаю варианты использования мнемотехники в различных разделах коррекционно-логопедической работе, которые позволяют активизировать детей и помогают решить поставленные задачи.

Использую для:

  1. Развитие артикуляционной моторики

При знакомстве с названиями упражнений я сначала использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями, можно показать, при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать.

  1. Обогащение словарного запаса (образование однокоренных слов)

Первой важной задачей преодоления общего недоразвития речи является обогащение словаря. Для обогащения словарного запаса на логопедических занятиях нами используются следующие игры:

Игра «“Снежная картинка”

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Детям предлагают рассмотреть картинку, на которой нарисованы слова, которые похожи на слово «снег»

Если слово ласковое, маленькое – снежок.

Если слово длинное – снегопад.

Если слово красивое, слово признак – снежный (ком).

Если слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.

Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.

Если слово лёгкая, пушистая – снежинка.

Если слово – цветок – подснежник.

Если слово - птица - снегирь.

  1. Формирования грамматического строя речи.

С раннего возраста ребенок должен усвоить грамматические значения родного языка, без чего невозможно понимать речь. Он может знать лексическое значение слов «кукла», «спать», но не знать грамматического значения («кукла спит», «кукла выспалась», или «куклу кладут спать»), что влечет значительные трудности в процессе обучения ребенка в школе.

Чтобы усвоить грамматически правильную речь, следует правильно говорить. К. Д. Ушинский писал, что «грамматически правильная устная речь есть не только знания, но и привычка – очень сложная и разнообразная система легких привычек выражать свои мысли правильно устно и на письме».

Работу по формированию грамматически правильной речи детей мы ведем в двух направлениях: морфологическом и синтаксическом.

На мой взгляд, основным средством формирования правильной грамматической речи детей являются словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую мнемотаблицы, перфокарты, дидактические игры. Они непродолжительны (от 5 до 10 минут), чаще всего в игровой форме.

Остановлюсь на примере знакомства детей с падежами:

Это кто? Белка

Нет кого? Белки

Рад кому? Белке

Вижу кого? Белку

Доволен кем? Белкой

Думаю о ком? о Белке

  1. Развитие речи (заучивание стихотворений, отгадывание загадок, пересказ)

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

При обучении связной речи мнемотехника может быть использована в работе над всеми видами связного высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

ВЫВОДЫ: Используя в своей работе приемы мнемотехники, мы учим детей:

  1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. положительно влиять на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы

Использованная литература:

  1. Воробьева В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
  3. Давьщова Т.Г.Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
  4. Ефименкова Л.Н.Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.– М., 2007.
  6. Кудрова Т.И.Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  7. Омельченко Л.В.Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
  8. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец.– М., 2007.
  9. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю.Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Речь в развитии старших дошкольников.

2. Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста.

3. Особенности детей с тяжелым нарушением речи.

4. Значение метода проекта в развитии связной речи у детей с тяжелым нарушением речи.

5. Выводы.

Речь - это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.

В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается основа для чтения и письма. Роль развития речи трудно переоценить, т.к. в этот процесс, включается развитие всех психических процессов и совершенствование детской деятельности. В работах таких ученых, как Выготский Л.С, Запорожец А.В, Филичева Т.Б, было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Конечная цель речевого развития в ДОУ – это овладение речью, как средством общения.

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родного языка. Сразу хочется объяснить почему? Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонематической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Полноценное овладение связной речью, это основа формирования личности ребенка дошкольника. В формировании связной речи, так же прослеживается связь развития речи и интеллектуального развития.

Связная речь - это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно рассказать о чем- либо, нужно представлять объект рассказа, проанализировать увиденное, отобрать основные признаки, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Формирование связности речи включает в себя развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Решение таких задач, как: развитие предметного и глагольного словаря, словаря признаков, развитие монологической и диалогической речи, умение пересказывать тексты, разучивать стихи (выразительность речевых оборотов), развитие фантазии, умения обращать свои мысли в слова. Педагог при этом должен определить: тему и цель задания, словарь, который должен усвоить ребенок на данном этапе, отработать лексический и грамматический материал с учетом этапа коррекционного обучения, обозначить основные этапы, показать их взаимосвязь, сформировать цель каждого этапа, подчеркивать наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала, обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий, включать в работу разнообразные игровые и дидактические упражнения, учитывать зону ближайшего развития дошкольника, предусмотреть приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность.

Дети с ТНР не могут проходить обучение в массовых детских садах, т.к. им нужны конкретные специалисты, поэтому и существуют специальные сады и группы для детей с соответствующими диагнозами.

Основными признаками ТНР являются: резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами лишены возможности в словарной форме полноценно общаться с окружающими. Характерно для детей с ТНР общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности, как звуковой, так и лексической, грамматического строя речи. Вследствие этого, у большинства детей с ТНР, наблюдается ограниченность мышления, речевого общения, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основных наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Основными задачами педагогов именно речевых групп являются: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении высказываний, контроль за поставленными логопедом звуками, развитие моторики. Как показывают многолетние наблюдения (результаты диагностик и мониторингов), развитие именно связной речи, вызывает у детей с ТНР особую сложность. Ведь не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексы и т.д. Что при наличии у них тяжелых речевых диагнозов на начальном этапе невозможно. С недавнего времени в дошкольную педагогику ввели метод проектной деятельности. Федеральные государственные требования к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования определяется основными требованиями: кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективного средства обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, поиск новых путей решения поставленных задач. Метод проекта отлично подходит к данным требованиям. Его использование в ДОУ связано с: гуманизацией образования, проблемами развития обучения, педагогике сотрудничества, личностно- ориентированными и деятельными подходами. Проектная деятельность в ДОУ рассматривается, как инновация, т.к в основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольника, на результат, который достигается в процессе совместной работы педагогов и обучающихся, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии с окружающей средой, по этапному практическому достижения поставленной цели.

Следовательно, метод проекта, так же подходит для развития связной речи у детей с ТНР.

Он позволяет раскрыть и проявить себя детям, имеющим речевые проблемы, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, проявлять эмоции, активизировать словарь, совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать грамматический строй.

Метод проекта - это пять “П”:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация

Используя метод проекта в работе, необходимо помнить, что проект- это сотрудничество педагогов, детей и родителей. На этапе разработки педагоги планируют: содержание непосредственно - образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, продумывают предметную среду. Последним этапом проекта является - презентация. Это всегда самый интересный момент. Необходимо усиливать социальную значимость проекта. Следует объяснять, для кого и для чего он создавался и зачем нужен. Форма защиты должна быть яркой, интересной, продуманной, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка (стимулировать его речевые успехи), родителя, педагога.

Решая поставленные задачи по формированию связной речи у детей с ТНР, следует строить работу так, чтобы у ребенка был постоянный интерес к проекту. Все задания должны быть динамичными, увлекательными, мобилизующими детей, вызывающими желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Окружающий мир- неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с окружающим. Впечатления, полученные от этого в детстве, запоминаются на все жизнь и часто влияют на отношение к миру, к Родине. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но не все, иногда даже не замечая главного. А если рядом педагог, родитель, который удивляется вместе с ним, побуждает не только смотреть, но и видеть, помогает мысли обратить в речь, дети хотят узнать еще больше. Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка - важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в развитие связной речи. Метод проекта помогает, стимулирует взаимодействие ребенка и взрослого.

Самое важное в работе с дошкольниками – это, то, что метод проекта помогает решить самую главную задачу, к решению которой должны стремиться все педагоги речевых групп – овладение детьми речью, как средством общения, что способствует развитию гармоничной личности ребенка.

1 проект: “Развитие речи у детей с ТНР, через обучение составлению описательных рассказов и загадок”

Это вид речевой деятельности является на начальном этапе обучения самым тяжелым для детей с ТНР. Основными видами описательных рассказов являются: фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимодействий, описание картины как раскрытия заданной темы, словесно – выразительное описание изображенного, с использование аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и др.). На основе сформировавшихся навыков использования различных типов предложений, у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержания предметных картинок, картин или их серий, составление рассказов - описаний. Зная специфику занятий по составлению описательных рассказов и загадок, любой педагог скажет – это сложно! Взрослым нужно побуждать ребенка к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию, использованием более эффективных, занимательных для детей методов и приемов, средств, которые могут способствовать появлению у детей стойкого интереса к данному виду речевой деятельности.

2 проект: “Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с творчеством писателей и поэтов”

Именно литература выступает на дошкольном этапе, как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры. Помогает ребенку быстро и заинтересованно познать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Главная ценность старшего дошкольного возраста – это высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность ярко переживать описанные события. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

3 проект: “Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с целостностью картины окружающего мира”

Так или иначе, но для дошкольника почти каждое занятие, будь то лепка, рисование, развитие речи несет элементы ознакомления с окружающим миром. Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить, но не стоит перегружать их внимание. Для проведения полноценной работы рекомендуется комбинировать лексические темы, проводить интегрированную работу по всем направлениям, нацеленную на определенные объекты изучения и разные виды речевого развития. Учить детей самостоятельности высказывания.

Т.е. в работе в этом проекте мы объединяем знакомство с целостностью картины окружающего мира и развитие связной речи у детей с ТНР.

4 проект: “Использование художественной литературы, как средство развития связной речи у детей с ТНР”

Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяет жизненный путь поколений, воздействует на развитие и состояние цивилизации. Современные дети все больше проводят время за компьютером, телевизором. Заметно снизился интерес к чтению. Частое и регулярное чтение литературных текстов, умелое их сочетание с жизненными наблюдениями, с разными видами детской деятельности, способствует постижению человеческой личности.

Совместное чтение книг способствует сближению матери и ребенка, что играет важную роль в формирование того, какими станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество. Давно определено, что через чтение художественной литературы возможно решение всех речевых задач.

Очень важно, понять, что для успешного обучения в школе, у выпускников детского сада не всегда достаточно сформировано умение связно высказываться на определенную тему. Чтобы этому научиться, необходимо развивать все стороны речи.

К 5 годам завершается формирование ребенка, как личности, проходит кризисный период 3-х лет, происходит осознание своей самостоятельности и значимости. В этот период у детей появляется потребность в общении, познании и самостоятельности. Язык на данном этапе продолжает оставаться важнейшим условием развития личности ребенка.

Всякая система обучения является целенаправленной. Цель играет важнейшую роль, если она понята и принята учеником как своя. В силу этого стоит отметить осознанность обучения, которая без понимания ребенком причин, необходимых для достижения определенных результатов, невозможна.

"Обучать общению» - общепризнанная цель, поскольку общение ребенка является одним из главных факторов психи­ческого развития. Через общение между людьми происходит обмен способами, навыками, умениями, результатами деятельности.

Модель психологического содержания общения как деятельности можно представить следующим образом:

    предмет общения - взаимоотношения общающихся;

    единица общения - акт социального взаимодействия;

    средства общения - вербальные и невербальные;

    продукт общения - интерпретация информации;

    результат общения - изменение взаимоотношений.

Общение «обслуживает» все другие виды деятельности, но зато «питается» лишь в содержательном плане. Содержание общения идет от содержания мышления, ко­торое в свою очередь питается действительностью.

Различают два вида средств общения: вербальные и невербальные.

К вербальным средствам речевой деятельности относятся:

а) продуктивные виды - говорение и письмо;

б) рецептивные виды - понимание звукового содержания и чтение. Каждый из этих видов специфичен и основан на своих механизмах. Для каждого вида речевой деятельности существует свой путь усвоения.

Невербальные средства - это интонация, пауза, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика и др.

Ученые считают, что «коммуникативный» процесс оказы­вается неполным, если не использовать невербальные сред­ства. Учитель обязан владеть всеми этими средствами, потому что он может:

    использовать их в целях регуляции и оценки работы учащихся и тем самым сэкономить время;

    создавать положительный тонус общения;

    влиять на речевую активность учащихся;

    способствовать запоминанию речевого материала.

Невербальное поведение учителя на уроке таит в себе огромную силу воздействия на психику ученика. "Ученика следует научить понимать «читать» мимику, телодвижения, интонацию, паузы.

Общение обычно осуществляется в двух формах: устной и письменной.

Устная форма характеризуется богатством интонационно­го оформления, определенным темпом, высокой степенью авто­матизированности, на чем и основан темп, контактностью с собеседником, специфическим набором речевых средств, ли­нейностью во времени.

Для письменной формы характерны специфический набор речевых средств (в письменной речи часто используется то, что в устной не имеет места); большая, чем в устной форме, струк­турная мощность; большая сознательность в оформлении; пол­нота и развернутость, поскольку отсутствует обратная связь с собеседником; иной способ интонационного оформления.

Выделяют три уровня процесса речевого общения:

l-й - определяет соблюдение так называемых синтакси­ческих правил, т. е. навыки произношения, грамматического оформления высказывания;

2-й - определяет точность передачи желаемого значения, т. е. насколько адекватно отбираются средства для передачи смысла. Здесь соблюдаются семантические правила;

З-й - отвечает за эффективность влияния сообщения на поведение собеседника. Для успешного общения нужно дос­тичь третьего уровня.

Связь общения с другими видами деятельности использу­ется в обучении не полностью, из-за чего оно как бы повисает в воздухе, оторвано от человека. Методике еще предстоит ре­шить проблему обучения общению в связи с другими видами деятельности и на их базе сделать так, чтобы овладение обще­нием было необходимо для выполнения какой-то другой, важной для ученика деятельности.

В каждом виде речевой деятельности состав действий неоди­наков. Например, грамматические действия в говорении связа­ны с произношением, в письме - с их графическим изображением, в чтении - с их графическим восприятием и т.д. Каждое действие требует соответствующего пути формирования, должно формироваться на основе упражнений именно в данном виде деятельности: нельзя научить читать, обучая говорить. Между всеми видами речевой деятельности существует связь: с одной стоны, говорение и письмо связаны как продуктивные виды деятельности, аудирование и чтение - как рецептивные; с другой - говорение и аудирование связаны как виды устной формы общения, а письмо и чтение - как виды письменной формы общения. Ясно, что обучение общению должно осуществляться, или проводиться, или реализовываться через комплексное обучение всем видам речевой деятельности, результатом чего будет сформированность у детей речевых навыков.

Под навыком понимают способность совершать относитель­но самостоятельное действие в системе сознательной деятельности. Различают навыки:

    речевые (лексические и грамматические);

    двигательные (ходьба и т. п.);

    двигательно-речевые (техника письма, произнесение звуков).

Среди речевых навыков различают лексические и грамматические­ навыки. Термин «речевые навыки» в отличие от двигательных говорит о его принадлежности к речи как виду деятельности.

Речевые навыки следует отличать от двигательных, так как для последних характерна ситуативная отнесенность.

Двигательно-речевые навыки тесно связаны с речевыми. Первые как бы «накладываются» на навыки лексические и грамматические.

Термин «навыки устной речи» не является синонимом «речевым навыкам», он объединяет навыки, входящие в устную форму общения.

Навык имеет общие черты с умением. Умение общаться не сумма умений говорить, понимать, читать и писать, а, как и любое умение, оно интегративно, потому что возникает на базе другого умения. Выделяют следующие группы умений, необходимых для устного общения:

1) собственно речевые;

2) речевого этикета;

3) неречевые, или невербального общения;

4} общаться на разных уровнях.

Умения, необходимые для общения в письменной форме:

1) выбрать материал для чтения в зависимости от интересов;

3) догадываться: а) о значении неизвестных слов по слово­ образовательным элементам, по контексту и т. д.; б) о содер­жании текста по заголовку;

4) следить за сюжетом;

5) выбрать главное и т. д.

Навыки и умения формируются в результате выполнения уnражненuй.

Первое, с чем сталкивается человек, усваивающий речь, ­это ее восприятие. Восприятие сопровождается внутренним проговариванием, без него невозможно развернутое внешнее проговаривание. Речевой стереотип складывается благодаря воспроизведению речи, т. е. речи нельзя научить, ей можно научиться.

Дети часто говорят солдатов, чулков, книгов. Виновата тут ана­логия. Ребенок знает формы домов, топоров, значит, и книгов.

Аналогия свидетельствует о самостоятельности ребенка в создании форм, но для нее нужны «основания», а они созда­ются слушанием и имитацией.

Всякое ли «делание» чего-то есть упражнение? Конечно, нет. В упражнении всегда есть цель. Очень важно определить его главную цель. "Упражнению присуща специальная орга­низация, и оно должно быть направлено на совершенствова­ние способа выполнения действия. Выбирая упражнение, надо знать его методическую характеристику, т. е. что и при ка­ких условиях способно дать данное упражнение.

При развитии устной речи необходимо учитывать выполняемые ею функции:

    регулятора различных видов деятельности (в том числе и речевой);

    сообщения (утвердительного/отрицательного, с ясно выраженной эмоциональной оценкой или без нее);

    познавательную.

Названные функции разговорной речи учитываются при определении задач, содержания, организации и методов работы. В языковом (лексико-грамматическом), психологическом и дидактическом планах наиболее подходящими для развития речевого общения являются побудительные фразы, потому что их содержание очень легко семантизируется, поскольку они используются в наглядной ситуации: Красный каран­даш дай Вове, а зеленый - Коле. Понимание фраз можно проверить тем, как их выполняет ученик. С помощью побуди­тельных фраз легко организовать коллективную деятельность; актуальность их легко осознается детьми (за словесным побуждением следует действие); их использование неотделимо от действий; относительная синтаксическая простота, едино­образие форм глагола в побудительных фразах удобны для начальной ступени развития речи.

Особенности восклицательных предложений требуют использования их в ситуациях, понятных детям. Овладение ус­тным общением есть начальная ступень в речевом развитии.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...