Развитие космоса. История освоения космоса

История освоения космоса - самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил достаточную скорость, чтобы выйти на орбиту Земли, прошло всего лишь чуть более пятидесяти лет - ничто по меркам истории! Большая часть населения планеты живо помнит времена, когда полёт на Луну считался чем-то из области фантастики, а мечтающих пронзить небесную высь признавали, в лучшем случае, неопасными для общества сумасшедшими. Сегодня же космические корабли не только «бороздят просторы», успешно маневрируя в условиях минимальной гравитации, но и доставляют на земную орбиту грузы, космонавтов и космических туристов. Более того - продолжительность полёта в космос ныне может составлять сколь угодно длительное время: вахта российских космонавтов на МКС, к примеру, длится по 6-7 месяцев. А ещё за прошедшие полвека человек успел походить по Луне и сфотографировать её тёмную сторону, осчастливил искусственными спутниками Марс, Юпитер, Сатурн и Меркурий, «узнал в лицо» отдалённые туманности с помощью телескопа «Хаббл» и всерьёз задумывается о колонизации Марса. И хотя вступить в контакт с инопланетянами и ангелами пока не удалось (во всяком случае, официально), не будем отчаиваться - ведь всё ещё только начинается!

Мечты о космосе и пробы пера

Впервые в реальность полёта к дальним мирам прогрессивное человечество поверило в конце 19 века. Именно тогда стало понятно, что если летательному аппарату придать нужную для преодоления гравитации скорость и сохранять её достаточное время, он сможет выйти за пределы земной атмосферы и закрепиться на орбите, подобно Луне, вращаясь вокруг Земли. Загвоздка была в двигателях. Существующие на тот момент экземпляры либо чрезвычайно мощно, но кратко «плевались» выбросами энергии, либо работали по принципу «ахнет, хряснет и пойдёт себе помаленьку». Первое больше подходило для бомб, второе - для телег. Вдобавок регулировать вектор тяги и тем самым влиять на траекторию движения аппарата было невозможно: вертикальный старт неизбежно вёл к её закруглению, и тело в результате валилось на землю, так и не достигнув космоса; горизонтальный же при таком выделении энергии грозил уничтожить вокруг всё живое (как если бы нынешнюю баллистическую ракету запустили плашмя). Наконец, в начале 20 века исследователи обратили внимание на ракетный двигатель, принцип действия которого был известен человечеству ещё с рубежа нашей эры: топливо сгорает в корпусе ракеты, одновременно облегчая её массу, а выделяемая энергия двигает ракету вперёд. Первую ракету, способную вывести объект за пределы земного притяжения, спроектировал Циолковский в 1903 году.

Вид на Землю с МКС

Первый искусственный спутник

Время шло, и хотя две мировые войны сильно замедлили процесс создания ракет для мирного использования, космический прогресс всё же не стоял на месте. Ключевой момент послевоенного времени - принятие так называемой пакетной схемы расположения ракет, применяемой в космонавтике и поныне. Её суть - в одновременном использовании нескольких ракет, размещённых симметрично по отношению к центру массы тела, которое требуется вывести на орбиту Земли. Таким образом обеспечивается мощная, устойчивая и равномерная тяга, достаточная, чтобы объект двигался с постоянной скоростью 7,9 км/с, необходимой для преодоления земного тяготения. И вот 4 октября 1957 года началась новая, а точнее первая, эра в освоении космоса - запуск первого искусственного спутника Земли, как всё гениальное названного просто «Спутник-1», с помощью ракеты Р-7, спроектированной под руководством Сергея Королёва. Силуэт Р-7, прародительницы всех последующих космических ракет, и сегодня узнаваем в суперсовременной ракете-носителе «Союз», успешно отправляющей на орбиту «грузовики» и «легковушки» с космонавтами и туристами на борту - те же четыре «ноги» пакетной схемы и красные сопла. Первый спутник был микроскопическим, чуть более полуметра в диаметре и весил всего 83 кг. Полный виток вокруг Земли он совершал за 96 минут. «Звёздная жизнь» железного пионера космонавтики продлилась три месяца, но за этот период он прошёл фантастический путь в 60 миллионов км!

Первые живые существа на орбите

Успех первого запуска окрылял конструкторов, и перспектива отправить в космос живое существо и вернуть его целым и невредимым уже не казалась неосуществимой. Всего через месяц после запуска «Спутника-1» на борту второго искусственного спутника Земли на орбиту отправилось первое животное - собака Лайка. Цель у неё была почётная, но грустная - проверить выживаемость живых существ в условиях космического полёта. Более того, возвращение собаки не планировалось… Запуск и вывод спутника на орбиту прошли успешно, но после четырёх витков вокруг Земли из-за ошибки в расчётах температура внутри аппарата чрезмерно поднялась, и Лайка погибла. Сам же спутник вращался в космосе ещё 5 месяцев, а затем потерял скорость и сгорел в плотных слоях атмосферы. Первыми лохматыми космонавтами, по возвращении приветствовавшими своих «отправителей» радостным лаем, стали хрестоматийные Белка и Стрелка, отправившиеся покорять небесные просторы на пятом спутнике в августе 1960 г. Их полёт длился чуть более суток, и за это время собаки успели облететь планету 17 раз. Всё это время за ними наблюдали с экранов мониторов в Центре управления полётами - кстати, именно по причине контрастности были выбраны белые собаки - ведь изображение тогда было чёрно-белым. По итогам запуска также был доработан и окончательно утверждён сам космический корабль - всего через 8 месяцев в аналогичном аппарате в космос отправится первый человек.

Помимо собак и до, и после 1961 г в космосе побывали обезьяны (макаки, беличьи обезьяны и шимпанзе), кошки, черепахи, а также всякая мелочь – мухи, жуки и т. д.

В этот же период СССР запустил первый искусственный спутник Солнца, станция «Луна-2» сумела мягко прилуниться на поверхность планеты, а также были получены первые фотографии невидимой с Земли стороны Луны.

День 12 апреля 1961 г. разделил историю освоения космических далей на два периода - «когда человек мечтал о звёздах» и «с тех пор, как человек покорил космос».

Человек в космосе

День 12 апреля 1961 г. разделил историю освоения космических далей на два периода - «когда человек мечтал о звёздах» и «с тех пор, как человек покорил космос». В 9:07 по московскому времени со стартовой площадки № 1 космодрома Байконур был запущен космический корабль «Восток-1» с первым в мире космонавтом на борту - Юрием Гагариным. Совершив один виток вокруг Земли и проделав путь в 41 тыс. км, спустя 90 минут после старта, Гагарин приземлился под Саратовом, став на долгие годы самым знаменитым, почитаемым и любимым человеком планеты. Его «поехали!» и «всё видно очень ясно - космос чёрный - земля голубая» вошли в список наиболее известных фраз человечества, его открытая улыбка, непринуждённость и радушие растопили сердца людей по всему миру. Первый полёт человека в космос управлялся с Земли, сам Гагарин являлся скорее пассажиром, хотя и великолепно подготовленным. Нужно отметить, что условия полёта были далеки от тех, что предлагаются ныне космическим туристам: Гагарин испытывал восьми-десятикратные перегрузки, был период, когда корабль буквально кувыркался, а за иллюминаторами горела обшивка и плавился металл. В течение полёта произошло несколько сбоев в различных системах корабля, но к счастью, космонавт не пострадал.

Вслед за полётом Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой: был совершён первый в мире групповой космический полёт, затем в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963 г), состоялся полёт первого многоместного космического корабля, Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос (1965 г) - и все эти грандиозные события - целиком заслуга отечественной космонавтики. Наконец, 21 июля 1969 г состоялась первая высадка человека на Луну: американец Нил Армстронг сделал тот самый «маленький-большой шаг».

Лучший вид в Солнечной системе

Космонавтика - сегодня, завтра и всегда

Сегодня путешествия в космос воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Над нами летают сотни спутников и тысячи прочих нужных и бесполезных объектов, за секунды до восхода солнца из окна спальни можно увидеть вспыхнувшие в ещё невидимых с земли лучах плоскости солнечных батарей Международной космической станции, космические туристы с завидной регулярностью отправляются «бороздить просторы» (тем самым воплощая в реальность ерническую фразу «если очень захотеть, можно в космос полететь») и вот-вот начнётся эра коммерческих суборбитальных полётов с чуть ли не двумя отправлениями ежедневно. Освоение космоса управляемыми аппаратами и вовсе поражает всякое воображение: тут и снимки давно взорвавшихся звёзд, и HD-изображения дальних галактик, и веские доказательства возможности существования жизни на других планетах. Корпорации-миллиардеры уже согласовывают планы по строительству на орбите Земли космических отелей, да и проекты колонизации соседних нам планет давно не кажутся отрывком из романов Азимова или Кларка. Очевидно одно: однажды преодолев земное тяготение, человечество будет вновь и вновь стремиться ввысь, к бесконечным мирам звёзд, галактик и вселенных. Хочется пожелать только, чтобы нас никогда не покидала красота ночного неба и мириадов мерцающих звёзд, по-прежнему манящих, таинственных и прекрасных, как в первые дни творения.

Космос раскрывает свои тайны

Академик Благонравов остановился на некоторых новых достижениях советской науки: в области физики космоса.

Начиная со 2 января 1959 года, при каждом полете советских космических ракет проводилось исследование излучений на больших расстояниях от Земли. Детальному изучению подвергся открытый советскими учеными так называемый внешний радиационный пояс Земли. Изучение состава частиц радиационных поясов с помощью различных сцинтилляционных и газоразрядных счетчиков, находившихся на спутниках и космических ракетах, позволило установить, что во внешнем поясе присутствуют электроны значительных энергий до миллиона электронвольт и даже выше. При торможении в оболочках космических кораблей они создают интенсивное пронизывающее рентгеновское излучение. При полете автоматической межпланетной станции в сторону Венеры была определена средняя энергия этого рентгеновского излучения на расстояниях от 30 до 40 тысяч километров от центра Земли, составляющая около 130 килоэлектронвольт. Эта величина мало изменялась с изменением расстояния, что позволяет судить о постоянном энергетическом спектре электронов в этой области.

Уже первые исследования показали нестабильность внешнего пояса радиации, перемещения максимума интенсивности, связанные с магнитными бурями, вызываемыми солнечными корпускулярными потоками. Последние измерения с автоматической межпланетной станции, запущенной в сторону Венеры, показали, что хотя ближе к Земле происходят изменения интенсивности, но наружная граница внешнего пояса при спокойном состоянии магнитного поля практически на протяжении двух лет оставалась постоянной как по интенсивности, так и по пространственному расположению. Исследования последних лет позволили также построить модель ионизованной газовой оболочки Земли на основе экспериментальных данных для периода, близкого к максимуму солнечной деятельности. Наши исследования показали, что на высотах меньше тысячи километров основную роль играют ионы атомарного кислорода, а начиная с высот, лежащих между одной и двумя тысячами километров, в ионосфере превалируют ионы водорода. Протяженность самой внешней области ионизованной газовой оболочки Земли, так называемой водородной «короны», весьма велика.

Обработка результатов измерений, проведенных на первых советских космических ракетах, показала, что на высотах примерно от 50 до 75 тысяч километров за пределами внешнего радиационного пояса обнаружены потоки электронов с энергиями, превышающими 200 электронвольт. Это позволило предположить существование третьего самого внешнего пояса заряженных частиц с большой интенсивностью потоков, но меньшей энергией. После пуска в марте 1960 года американской космической ракеты «Пионер V» были получены данные, которые подтвердили наши предположения о существовании третьего пояса заряженных частиц. Этот пояс, по-видимому, образуется в результате проникновения солнечных корпускулярных потоков в периферийные области магнитного поля Земли.

Были получены новые данные в отношении пространственного расположения радиационных поясов Земли, обнаружена область повышенной радиации в южной части Атлантического океана, что связано с соответствующей магнитной земной аномалией. В этом районе нижняя граница внутреннего радиационного пояса Земли опускается до 250 – 300 километров от поверхности Земли.

Полеты второго и третьего кораблей-спутников дали новые сведения, которые позволили составить карту распределения радиации по интенсивности ионов над поверхностью земного шара. (Докладчик демонстрирует эту карту перед слушателями).

Впервые токи, создаваемые положительными ионами, входящими в состав солнечного корпускулярного излучения, были зарегистрированы вне магнитного поля Земли на расстояниях порядка сотен тысяч километров от Земли, при помощи трехэлектродных ловушек заряженных частиц, установленных на советских космических ракетах. В частности, на автоматической межпланетной станции, запущенной по направлению к Венере, были установлены ловушки, ориентированные на Солнце, одна из которых предназначалась для регистрации солнечного корпускулярного излучения. 17 февраля, во время сеанса связи с автоматической межпланетной станцией, было зарегистрировано прохождение ее через значительный поток корпускул (с плотностью порядка 10 9 частиц на квадратный сантиметр в секунду). Это наблюдение совпало с наблюдением магнитной бури. Такие опыты открывают пути к установлению количественных соотношений между геомагнитными возмущениями и интенсивностью солнечных корпускулярных потоков. На втором и третьем кораблях-спутниках была изучена в количественном выражении радиационная опасность, вызываемая космическими излучениями за пределами земной атмосферы. Эти же спутники были использованы для исследования химического состава первичного космического излучения. Новая аппаратура, установленная на кораблях-спутниках, включала фотоэмульсионный прибор, предназначенный для экспонирования и проявления непосредственно на борту корабля стопки толстослойных эмульсий. Полученные результаты имеют большую научную ценность для выяснения биологического влияния космических излучений.

Технические проблемы полета

Далее докладчик остановился на ряде существенных проблем, обеспечивших организацию полета человека в космос. Прежде всего надо было решить вопрос о методах выведения на орбиту тяжелого корабля, для чего нужно было иметь мощную ракетную технику. Такая техника у нас создана. Однако недостаточно было сообщить кораблю скорость, превышающую первую космическую. Необходима была еще и высокая точность выведения корабля на заранее рассчитанную орбиту.

Следует иметь в виду, что требования к точности движения по орбите в дальнейшем будут повышаться. Это потребует проведения коррекции движения с помощью специальных двигательных установок. К проблеме коррекции траекторий примыкает проблема маневра направленного изменения траектории полета космического аппарата. Маневры могут осуществляться с помощью импульсов, сообщаемых реактивным двигателем на отдельных специально выбранных участках траекторий, либо с помощью тяги, действующей длительное время, для создания которой применены двигатели электрореактивного типа (ионные, плазменные).

В качестве примеров маневра можно указать переход на более высоко лежащую орбиту, переход на орбиту, входящую в плотные слои атмосферы для торможения и посадки в заданном районе. Маневр последнего типа применялся при посадке советских кораблей-спутников с собаками на борту и при посадке корабля-спутника «Восток».

Для осуществления маневра, выполнения ряда измерений и для других целей необходимо обеспечить стабилизацию корабля-спутника и его ориентацию в пространстве, сохраняемую в течение определенного промежутка времени или изменяемую по заданной программе.

Переходя к проблеме возвращения на Землю, докладчик остановился на следующих вопросах: торможение скорости, защита от нагрева при движении в плотных слоях атмосферы, обеспечение приземления в заданном районе.

Торможение космического аппарата, необходимое для гашения космической скорости, может быть осуществлено либо с помощью специальной мощной двигательной установки, либо посредством торможения аппарата в атмосфере. Первый из этих способов требует весьма больших запасов веса. Использование сопротивления атмосферы для торможения позволяет обойтись сравнительно небольшими дополнительными весами.

Комплекс проблем, связанных с разработкой защитных покрытий при торможении аппарата в атмосфере и организацией процесса входа с приемлемыми для организма человека перегрузками, представляет собой сложную научно-техническую задачу.

Бурное развитие космической медицины поставило на повестку дня вопрос о биологической телеметрии как об основном средстве врачебного контроля и научного медицинского исследования во время космического полета. Использование радиотелеметрии накладывает специфический отпечаток на методику и технику медико-биологических исследований, поскольку к аппаратуре, размещаемой на борту космических кораблей, предъявляется ряд специальных требований. Эта аппаратура должна иметь очень небольшой вес, малые габариты. Она должна быть рассчитана на минимальное энергопотребление. Кроме того, бортовая аппаратура должна устойчиво работать на активном участке и при спуске, когда действуют вибрации и перегрузки.

Датчики, предназначенные для преобразования физиологических параметров в электрические сигналы, должны быть миниатюрными, рассчитанными на длительную работу. Они не должны создавать неудобств космонавту.

Широкое применение радиотелеметрии в космической медицине заставляет исследователей обратить серьезное внимание на конструирование такой аппаратуры, а также на согласование объема необходимой для передачи информации с емкостью радиоканалов. Поскольку новые задачи, стоящие перед космической медициной, приведут к дальнейшему углублению исследований, к необходимости значительного увеличения количества регистрируемых параметров, потребуется внедрение систем, запоминающих информации, и методов кодирования.

В заключение докладчик остановился на вопросе о том, почему для первого космического путешествия был выбран именно вариант облета Земли по орбите. Этот вариант представлял собою решительный шаг к завоеванию космического пространства. Им обеспечивалось исследование вопроса о влиянии длительности полета на человека, решалась задача управляемого полета, задача управления спуском, вхождения в плотные слои атмосферы и благополучного возвращения на Землю. По сравнению с этим полет, осуществленный недавно в США, представляется малоценным. Он мог иметь значение как промежуточный вариант для проверки состояния человека при этапе набора скорости, при перегрузках во время спуска; но после полета Ю. Гагарина в такой проверке уже не было надобности. В этом варианте эксперимента безусловно преобладал элемент сенсации. Единственную ценность этого полета можно видеть в проверке действия разработанных систем, обеспечивающих вхождение в атмосферу и приземление, но, как мы видели, проверка подобных систем, разработанных у нас в Советском Союзе для более сложных условий, была надежно осуществлена еще ранее первого космического полета человека. Таким образом, ни в какое сравнение не могут быть поставлены достижения, полученные у нас 12 апреля 1961 г., с тем, что до настоящего времени оказалось достигнуто в США.

И как бы ни старались, говорит академик, враждебно настроенные по отношению к Советскому Союзу люди за рубежом своими измышлениями умалить успехи нашей науки и техники, весь мир оценивает эти успехи должным образом и видит, насколько вырвалась наша страна вперед по пути технического прогресса. Я лично был свидетелем того восторга и восхищения, которые были вызваны известием об историческом полете нашего первого космонавта среди широких масс итальянского народа.

Полет прошел исключительно успешно

Доклад о биологических проблемах космических полетов сделал академик Н. М. Сисакян. Он охарактеризовал основные этапы развития космической биологии и подвел некоторые итоги научных биологических исследований, связанных с космическими полетами.

Докладчик привел медико-биологические характеристики полета Ю. А. Гагарина. В кабине поддерживалось барометрическое давление в пределах 750 – 770 миллиметров ртутного столба, температура воздуха – 19 – 22 градуса Цельсия, относительная влажность – 62 – 71 процент.

В предстартовом периоде, примерно за 30 минут до старта космического корабля, частота сердечных сокращений составила 66 в минуту, частота дыхания – 24. За три минуты до старта некоторое эмоциональное напряжение проявилось в увеличении частоты пульса до 109 ударов в минуту, дыхание продолжало оставаться ровным и спокойным.

В момент старта корабля и постепенного набора скорости частота сердцебиения возросла до 140 – 158 в минуту, частота дыхания составляла 20 – 26. Изменения физиологических показателей на активном участке полета, по данным телеметрической записи электрокардиограмм и пнеймограмм, были в допустимых пределах. К концу активного участка частота сердечных сокращений составила уже 109, а дыхания – 18 в минуту. Иными словами, эти показатели достигли значений, характерных для ближайшего к старту момента.

При переходе к невесомости и полете в этом состоянии показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем последовательно приближались к исходным значениям. Так, уже на десятой минуте невесомости частота пульса достигла 97 ударов в минуту, дыхания – 22. Работоспособность не нарушилась, движения сохранили координацию и необходимую точность.

На участке спуска, при торможении аппарата, когда вновь возникали перегрузки, были отмечены кратковременные, быстро преходящие периоды учащения дыхания. Однако уже при подходе к Земле дыхание стало ровным, спокойным, с частотой около 16 в минуту.

Через три часа после приземления частота сердечных сокращений составляла 68, дыхание – 20 в минуту, т. е. величины, характерные для спокойного, нормального состояния Ю. А. Гагарина.

Все это свидетельствует о том, что полет прошел исключительно успешно, самочувствие и общее состояние космонавта на всех участках полета было удовлетворительным. Системы жизнеобеспечения работали нормально.

В заключение докладчик остановился на важнейших очередных проблемах космической биологии.

Говорить о таком понятии, как история космонавтики, стали с середины двадцатого века. Первые серьезные теоретические работы появились позднее, но именно в пятидесятые годы прошлого столетия произошли ключевые события, связанные с покорением космоса человеком.

Одним из первых отечественных теоретиков отрасли был К. Э. Циолковский, который в своем труде уточнил, что точному расчету всегда предшествует фантазия. Это наиболее точно отражение космонавтики, так как сначала она была описана лишь в произведениях художественной литературы и казалась несбыточной мечтой, а сегодня – это часть повседневной жизни и абсолютная реальность.

Основные этапы развития космонавтики в СССР

Для того чтобы осознать, насколько динамично развивалась космонавтика, достаточно обратиться к хронологии событий второй половины прошлого века. Известные люди, которым сегодня пятьдесят-шестьдесят лет, фактически являются ровесниками освоения космоса.

Краткая последовательность следующая:

  1. Четвертое октября 1957 года – запуск первого спутника – символизировал научно-технический прогресс страны и ее переход от аграрного государства.
  2. С ноября 1957 года стали регулярно запускаться ИСЗ, направленные на изучение астрофизики, природных ресурсов и метеорологии.
  3. Двенадцатое апреля 1962 года – первый полет человека в космос. Ю. А. Гагарин стал первым в истории, кто смог осуществить наблюдение за землей с орбиты планеты. Уже через месяц второй летчик сделал фото Земли.
  4. Создание пилотируемого космического корабля «Союз» для исследования природных ресурсов земли с орбиты.
  5. В 1971 году была запущена первая орбитальная станция, дающая возможность долгосрочного нахождения в космосе – «Салют».
  6. С 1977 года начал работать комплекс станций, что дало возможность совершать полет продолжительностью почти пять лет.

Орбитальная станция «Салют»

Параллельно с изучением Земли проводились исследования и космических тел, в том числе и ближайших планет: Венеры и . К ним, еще до девяностых годов, было выпущено свыше тридцати станций и спутников.

Основоположник и отец русской космонавтики

Звание отца русской космонавтики и ее основателя принадлежит Константину Эдуардовичу Циолковскому. Он создал теоретическое обоснование применения ракет для осуществления полетов в космос. А его идея использования ракетных поездов вылилась впоследствии в многоступенчатые установки.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) — русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики.

На основе его трудов на начальных этапах развивалось ракетостроение.

Свои исследования ученый-самоучка проводил еще в конце девятнадцатого века. Его выводы сводились к тому, что именно ракете, как конструкции, по силам совершить космический полет. В своей статье он даже представил проект подобного устройства.

Однако его достижения не нашли отклика ни у соотечественников, ни у зарубежных коллег. К его разработкам обратились только в двадцатых-тридцатых годах прошлого века. К эпизодам его размышлений обращаются и по сей день, таким образом роль академика велика.

Фамилия российского ученого должна быть известна, так как для детей его исследовательские работы актуальны и в 21 веке. В наше время профессия физика-изобретателя не столь актуальна, хотя с освоением космоса открываются и новые перспективы.

Достижения современной космонавтики и перспективы ее развития

Современная космонавтика шагнула далеко вперед по сравнению с разработками советского периода. Сегодня жизнь в космосе уже не является чем-то фантастическим, это вполне реализуемая на практике реальность. В настоящее время уже есть направления туризма, а исследования тел и объектов происходят на высочайшем уровне.

Наряду с этим предсказать дальнейшее развитие технологий сложно, во многом это связано со стремительно развивающимися отраслями физики.

К основным направлениям и разработкам этой отрасли в России относятся:

  • создание солнечных электростанций;
  • перенос наиболее опасных производств в космос;
  • оказание влияния на климат земли.

Пока вышеуказанные направления находятся лишь на стадии разработки, но никто не исключает того, что уже через несколько лет они станут такой же реальностью, как регулярные полеты на орбиту.

Значение космонавтики для человечества

С середины прошлого века у человечества существенно расширились представления не только о нашей планете, но и о Вселенной в целом. Сами полеты, пусть пока и не столь отдаленные, открывают перспективы для людей в отношении исследования других планет и галактик.

С одной стороны, это кажется отдаленной перспективой, с другой, если сопоставить динамику развития технологий за последние десятилетия, то представляется возможным стать свидетелем и участником событий и современникам.

Благодаря освоению космоса появилась возможность взглянуть на некоторые привычные науки и дисциплины не просто более глубоко, но и абсолютно под другим углом, применять ранее неизвестные методы исследования.

Практическое космостроение способствовало быстрому освоению сложных техник, к которым бы не обратились при других обстоятельствах.

Сегодня космонавтика — часть жизни каждого человека, даже если люди об этом не задумываются. Например, общение по мобильному телефону или просмотр спутникового телевидения доступны именно благодаря разработкам второй половины двадцатого века.

К основным направлениям изучения последних двадцати лет относятся: околоземное пространство, Луна и отдаленные планеты. Говоря о том, сколько лет космонавтике, будем вести отсчет от запуска первого спутника, а значит, шестьдесят один год в 2018 году.

12 февраля 1961-Пролёт Венеры автоматической межпланетной станцией "Венера-1"; 19-20 мая 1961 (СССР).

12 апреля 1961-Первый полёт вокруг Земли космонавта Ю. А. Гагарина на корабле-спутнике "Восток" (СССР).

6 августа 1961-Суточный полёт вокруг Земли космонавта Г. С. Титова на корабле-спутнике "Восток-2" (СССР).

23 апреля 1962-Фотографирование и достижение 26 апреля 1962 поверхности Луны первой автоматической станцией серии "Рейнжер" (США).

11 и 12 августа 1962-Первый групповой полёт космонавтов А. Г. Николаева и П. Р. Поповича на кораблях спутниках "Восток-3" и "Восток-4" (СССР).

27 августа 1962-Пролёт Венеры и ее исследование первой автоматической межпланетной станцией "Маринер" 14 декабря 1962 (США).

1 ноября 1962-Пролёт Марса автоматической межпланетной станцией "Марс-1" 19 июня 1963 (СССР).

16 июня 1963-Полёт вокруг Земли первой женщины-космонавта В. В. Терешковой на корабле "Восток-6" (СССР).

12 октября 1964-Полёт вокруг Земли космонавтов В. М. Комарова, К. П. Феоктистова и Б. Б. Егорова на трехместном корабле "Восход" (СССР).

28 ноября 1964-Пролёт Марса 15 июля 1965 и его исследование автоматической межпланетной станцией "Маринер-4" (США).

18 марта 1965-Выход космонавта А. А. Леонова из корабля-спутника "Восход-2", пилотируемого П. И. Беляевым, в открытый космос (СССР).

23 марта 1965-Первый манёвр на орбите ИСЗ корабля "Джемини-3" с космонавтами В. Гриссом и Дж. Янгом (США).

23 апреля 1965-Первый автоматический связной ИСЗ на синхронной орбите серии "Молния-1" (СССР).

16 июля 1965-Первый автоматический тяжелый научно-исследовательский ИСЗ серии "Протон" (СССР).

18 июля 1965-Повторное фотографирование обратной стороны Луны и передача изображения на Землю автоматической межпланетной станцией "Зонд-3" (СССР).

16 ноября 1965-Достижение поверхности Венеры 1 марта 1966 автоматической станцией "Венера-3" (СССР).

4 и 15 декабря 1965-Групповой полёт с тесным сближением кораблей-спутников "Джемини-7" и "Джемини-6", с космонавтами Ф. Борманом, Дж. Ловеллом и У. Ширрой, Т. Стаффордом (США).

31 января 1966-Первая мягкая посадка на Луну 3 февраля 1966 автоматической станции "Луна-9" и передача на Землю лунной фотопанорамы (СССР).

16 марта 1966-Ручная стыковка корабля спутника "Джемини-8", пилотируемого космонавтами Н. Армстронгом и Д. Скоттом, с ракетой "Аджена" (США).

10 августа 1966-Вывод на орбиту искусственного спутника Луны первой автоматической станции серии "Лунар Орбитер".

27 января 1967-Во время испытаний космического корабля "Аполлон" на старте в кабине корабля возник пожар. Погибли космонавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи (США).

23 апреля 1967-Полёт корабля-спутника "Союз-1" с космонавтом В. М. Комаровым. При спуске на Землю вследствие отказа парашютной системы космонавт погиб (СССР).

12 июня 1967-Спуск и проведение исследований в атмосфере Венеры 18 октября 1967 автоматической станцией "Венера-4" (СССР).

14 июня 1967-Пролёт Венеры 19 октября 1967 и ее исследование автоматической станцией "Маринер-5" (США).

15 сентября, 10 ноября 1968-Облёт Луны и возвращение на Землю кораблей "Зонд-5" и "Зонд-6" с использованием баллистического и управляемого спуска (СССР).

21 декабря 1968-Облёт Луны с выходом 24 декабря 1968 на орбиту спутника Луны и возвращение на Землю корабля "Аполлон-8" с космонавтами Ф. Борманом, Дж. Ловеллом, У. Андерсом (США).

5, 10 января 1969-Продолжение непосредственного исследования атмосферы Венеры автоматическими станциями "Венера-5" (16 мая 1969) и "Венера-6" (17 мая 1969) (СССР).

14, 15 января 1969-Первая стыковка на орбите спутника Земли пилотируемых кораблей "Союз-4" и "Союз-5" с космонавтами В. А. Шаталовым и Б. В. Волыновым, А. С. Елисеевым, Е. В. Хруновым. Последние два космонавта вышли в космос и перешли в другой корабль (СССР).

24 февраля, 27 марта 1969-Продолжение исследования Марса при пролёте его автоматическими станциями "Маринер-6" 31 июля 1969 и "Маринер-7" 5 августа 1969 (США).

18 мая 1969-Облёт Луны кораблем "Аполлон-10" с космонавтами Т. Стаффордом, Дж. Янгом и Ю. Сернаном с выходом 21 мая 1969 на селеноцентрическую орбиту, маневрированием на ней и возвращением на Землю (США).

16 июля 1969-Первая посадка на Луну пилотируемого корабля "Аполлон-11". Космонавты Н. Армстронг и Э. Олдрин пробыли на Луне в Море Спокойствия 21 ч 36 мин (20-21 июля 1969). М. Коллинз находился в командном отсеке корабля на селеноцентрической орбите. Выполнив программу полёта, космонавты вернулись на Землю (США).

8 августа 1969-Облёт Луны и возвращение на Землю корабля "Зонд-7" с использованием управляемого спуска (СССР).

11, 12, 13 октября 1969-Групповой полёт с маневрированием кораблей-спутников "Союз-6", "Союз-7" и "Союз-8" с космонавтами Г. С. Шониным, В. Н. Кубасовым; А. В. Филипченко, В. Н. Волковым, В. В. Горбатко; В. А. Шаталовым, А. С. Елисеевым (СССР).

14 октября 1969-Первый научно-исследовательский спутник серии "Интеркосмос" с научной аппаратурой социалистических стран (СССР).

14 ноября 1969-Посадка на Луну в Океане Бурь пилотируемого корабля "Аполлон-12". Космонавты Ч. Конрад и А. Бин пробыли на Луне 31 ч 31 мин (19-20 ноября 1969). Р. Гордон находился на селеноцентрической орбите (США).

11 апреля 1970-Облёт Луны с возвращением на Землю корабля "Аполлон-13" с космонавтами Дж. Ловеллом, Дж. Суиджертом, Ф. Хейсом. Запланированный полёт на луну отменен в связи с аварией на корабле (США).

1 июня 1970-Полёт длительностью 425 ч корабля спутника "Союз-9" с космонавтами А. Г. Николаевым и В. И. Севастьяновым (СССР).

17 августа 1970-Мягкая посадка на поверхность Венеры автоматической станции "Венера-7" с научной аппаратурой (СССР).

12 сентября 1970-Автоматическая станция "Луна-16"выполнила 20 сентября 1970 мягкую посадку на Луну в Море Изобилия, произвела бурение, забрала образцы лунной породы и доставила их на Землю (СССР).

20 октября 1970-Облёт Луны с возвращением на Землю со стороны Северного полушария корабля "Зонд-8" (СССР).

10 ноября 1970-Автоматическая станция "Луна-17" доставила на Луну радиоуправляемый с Земли самодвижущийся аппарат "Луноход-1" с научной аппаратурой. В течение 11 лунных суток луноход прошел 10,5 км, исследуя район Моря Дождей (СССР).

31 января 1971-Посадка на Луну в районе кратера Фра-Мауро пилотируемого корабля "Аполлон-14". Космонавты А. Шепард и Э. Митчелл пробыли на Луне 33 ч 30 мин (5-6 февраля 1971). С. Руса находился на селеноцентрической орбите (США).

19 мая 1971-Достижение впервые поверхности Марса спускаемым аппаратом автоматической станции "Марс-2" и выход её на орбиту первого искусственного спутника Марса 27 ноября 1971 (СССР).

28 мая 1971-Первая мягкая посадка на поверхность Марса спускаемого аппарата автоматической станции "Марс-3" и выход её на орбиту искусственного спутника Марса 2 декабря 1971 (СССР).

30 мая 1971-Первый искусственный спутник Марса - автоматическая станция "Маринер-9". На орбиту спутника выведена 13 ноября 1971 (США).

6 июня 1971-Полёт длительностью 570 ч космонавтов Г. Т. Добровольского, В. Н. Волкова и В. И. Пацаева на корабле спутнике "Союз-11" и орбитальной станции "Салют". При спуске на Землю, вследствие разгерметизации кабины корабля, космонавты погибли (СССР).

26 июля 1971-Посадка на Луну корабля "Аполлон-15". Космонавты Д. Скотт и Дж. Ирвин пробыли на Луне 66 ч 55 мин (30 июля - 2 августа 1971). А. Уорден находился на селеноцентрической орбите (США).

28 октября 1971-Первый английский ИСЗ "Просперо" выведенный на орбиту английской ракетой-носителем.

14 февраля 1972-Автоматическая станция "Луна-20" доставила на землю лунный грунт с участка материка, примыкающего к Морю Изобилия (СССР).

3 марта 1972-Пролёт автоматической станцией "Пионер-10" пояса астероидов (июль 1972 - февраль 1973) и Юпитера (4 декабря 1973) с последующим выходом за пределы Солнечной системы (США).

27 марта 1972-Мягкая посадка на поверхность Венеры автоматической станции "Венера-8" 22 июля 1972. Изучение атмосферы и поверхности планеты (СССР).

16 апреля 1972-Посадка на Луну корабля "Аполлон-16". Космонавты Дж. Янг и Ч. Дьюк пробыли на Луне 71 ч 02 мин (21-24 апреля 1972). Т. Маттингли находился на селеноцентрической орбите (США).

7 декабря 1972-Посадка на Луну корабля "Аполлон-17". Космонавты Ю. Сернан и Х. Шмитт пробыли на Луне 75 ч 00 мин (11-15 декабря 1972). Р. Эванс находился на селеноцентрической орбите (США).

8 января 1973-Автоматическая станция "Луна-21" доставила 16 января 1973 на Луну "Луноход-2". В течение 5 лунных суток луноход прошел 37 км (СССР).

14 мая 1973-Долговременная пилотируемая орбитальная станция "Скайлэб". Космонавты Ч. Конрад, П. Вейц и Дж. Кервин с 25 мая пробыли на станции 28 суток. 28 июля на станцию прибыл экипаж: А. Бин, О. Гэрриот, Дж. Лусма для двухмесячной работы (США).

Одним из наиболее выдающихся достижений советской науки несомненно является освоение космоса в СССР . Подобные разработки велись во многих странах, но реальных успехов смогли добиться в то время лишь СССР и США, опередив другие государства на многие десятилетия. При этом первые шаги в космосе действительно принадлежат советским людям. Именно в Советском Союзе был осуществлен первый удачный запуск, а также вывод на орбиту ракеты-носителя со спутником ПС-1. До этого триумфального момента было создано шесть поколений ракет, с помощью которых не удавалось осуществить успешный запуск в космос. И только поколение Р-7 позволило впервые развить первую космическую скорость 8 км/с, позволившую преодолеть силу притяжения и вывести объект на околоземную орбиту. Первые космические ракеты были переоборудованы из боевых баллистических ракет большой дальности. Они были усовершенствованы, а двигатели форсированы.

Первый успешный запуск искусственного земного спутника произошел 4 октября 1957 года. Однако лишь через десять лет эту дату признали официальным днем провозглашения космической эры. Первый спутник носил название ПС-1, его запустили с пятого научно-исследовательского полигона, находящегося под юрисдикцией минобороны Союза. Сам по себе этот спутник весил лишь 80 килограмм, а в диаметре он не превышал 60-ти сантиметров. Этот объект продержался на орбите 92 суток, за это время он преодолел расстояние в 60 млн. километров.

Устройство оснастили четырьмя антеннами, через которые спутник связывался с землей. В состав этого устройства был включен блок электрического питания, аккумуляторы, радиопередатчик, различные датчики, система бортовой электрической автоматики, устройство для терморегулирования. Земли спутник не достиг, он сгорел в земной атмосфере.

Дальнейшее освоение космоса Советским Союзом было, безусловно, успешным. Именно СССР впервые сумел отправить человека в космическое путешествие. Более того, первый космонавт, Юрий Гагарин, сумел вернуться живым из космоса, благодаря чему он стал национальным героем. Однако впоследствии освоение космоса в СССР, кратко говоря, было сдержанным. Сказалось отставание в техническом плане и эпоха застоя. Однако успехами, достигнутыми в те времена, Россия продолжает пользоваться по сей день.

Исследования космоса в СССР: факты, результаты

12 августа 1962 г - совершён первый в мире групповой космический полёт на кораблях Восток-3 и Восток-4.

16 июня 1963 г - совершён первый в мире полёт в космос женщины-космонавта Валентины Терешковой на космическом корабле Восток-6.

12 октября 1964 г - совершил полёт первый в мире многоместный космический корабль Восход-1.

18 марта 1965 г - совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Алексей Леонов совершил выход в космос из корабля Восход-2.

30 октября 1967 г - произведена первая стыковка двух беспилотных космических аппаратов «Космос-186» и «Космос-188».

15 сентября 1968 г - первое возвращение космического аппарата Зонд-5 на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, бактерии.

16 января 1969 г - осуществлена первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей Союз-4 и Союз-5.

15 ноября 1988 г - первый и единственный космический полёт МТКК «Буран» в автоматическом режиме.

Исследования планет в СССР

4 января 1959 г - станция «Луна-1» прошла на расстоянии 60 тыс. км от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она – первый в мире искусственный спутник Солнца.

14 сентября 1959 г - станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности.

4 октября 1959 г - запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-3», которая впервые в мире сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны. Во время полёта впервые в мире был осуществлён гравитационный манёвр.

3 февраля 1966 г - АМС Луна-9 совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны, были переданы панорамные снимки Луны.

1 марта 1966 г - станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры. Это первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету.3 апреля 1966 г - станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны.

24 сентября 1970 г - станция «Луна-16» произвела забор и последующую доставку на Землю образцов лунного грунта. Это первый беспилотный космический аппарат, доставивший на Землю пробы породы с другого космического тела.

17 ноября 1970 - мягкая посадка и начало работы первого в мире полуавтоматического самоходного аппарата Луноход-1.

15 декабря 1970 г - первая в мире мягкая посадка на поверхность Венеры: «Венера-7».

20 октября 1975 г - станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры.

Октябрь 1975 г - мягкая посадка двух космических аппаратов «Венера-9» и «Венера-10» и первые в мире снимки поверхности Венеры.

Советский Союз сделал многое для изучения и освоения космоса. СССР на многие годы опередил другие страны, включая сверхдержаву США.

Источники: antiquehistory.ru, prepbase.ru, badlike.ru, ussr.0-ua.com, www.vorcuta.ru, ru.wikipedia.org

Немецкие асы Первой мировой войны

Летчики-асы появились во время Первой мировой войны. Вообще, эта война стала катализатором для развития летного дела и...

Боги Древнего Египта

Всем известны фотографии одного из чудес света — грандиозные конусы египетских пирамид, усыпальниц фараонов и каменное изваяние...

Печи для бань и саун - их виды и особенности

Опасный температурный режим и повышенная влажность в банных помещениях требуют тщательного подбора оснащения, устойчивого к коррозии, способного выдерживать, ...

Вступление:

Во второй половине XX в. человечество ступило на порог Вселенной - вышло в космическое пространство. Дорогу в космос открыла наша Родина. Первый искусственный спутник Земли, открывший космическую эру, запущен бывшим Советским Союзом, первый космонавт мира - гражданин бывшего СССР.

Космонавтика - это громадный катализатор современной науки и техники, ставший за невиданно короткий срок одним из главный рычагов современного мирового процесса. Она стимулирует развитие электроники, машиностроения, материаловедения, вычислительной техники, энергетики и многих других областей народного хозяйства.

В научном плане человечество стремится найти в космосе ответ на такие принципиальные вопросы, как строение и эволюция Вселенной, образование Солнечной системы, происхождение и пути развития жизни. От гипотез о природе планет и строении космоса, люди перешли к всестороннему и непосредственному изучению небесных тел и межпланетного пространства с помощью ракетно-космической техники.

В освоении космоса человечеству предстоит изучит различные области космического пространства: Луну, другие планеты и межпланетное пространство.

Современный уровень космической техники и прогноз её развития показывают, что основной целью научных исследований с помощью космических средств, по-видимому, в ближайшем будущем будет наша Солнечная система. Главными при этом будут задачи изучения солнечно-земных связей и пространства Земля - Луна, а так же Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и других планет, астрономические исследования, медико-биологические исследования с целью оценки влияния продолжительности полётов на организм человека и его работоспособность.

В принципе развитие космической технике должно опережать «Спрос», связанный с решением актуальных народнохозяйственных проблем. Главными задачами здесь являются ракет-носителей, двигательных установок, космических аппаратов, а так же обеспечивающих средств(командно-измерительных и стартовых комплексов, аппаратуры и т.д.), обеспечение прогресса в смежных отраслях техники, прямо или косвенно связанных с развитием космонавтики.

До полётов в мировое пространство нужно было понять и использовать на практике принцип реактивного движения, научиться делать ракеты, создать теорию межпланетных сообщений и т.д.

Ракетная техника - далеко не новое понятие. К созданию мощных современных ракет-носителей человек шёл через тысячелетия мечтаний, фантазий, ошибок, поисков в различных областях науки и техники, накопления опыта и знаний.

Принцип действия ракеты заключается в её движении под действием силы отдачи, реакции потока частиц, отбрасываемых от ракеты. В ракете. т.е. аппарате, снабжённом ракетным двигателем, истекающие газы образуются за счёт реакции окислителя и горючего, хранящихся в самой ракете. Это обстоятельство делает работу ракетного двигателя независимой от наличия или отсутствия газовой среды. Таким образом, ракета представляет из себя удивительную конструкцию, способную перемещаться в безвоздушном пространстве, т.е. не опорном, космическом пространстве.

Особое место среди русских проектов применения реактивного принципа полёта занимает проект Н. И. Кибальчича, известного русского революционера, оставившего несмотря на короткую жизнь(1853-1881), глубокий след в истории науки и техники. Имея обширные и глубокие знания по математике, физике и особенно химии, Кибальчич изготовлял самодельные снаряды и мины для народовольцев. «Проект воздухоплавательного прибора» был результатом длительной исследовательской работы Кибальчича над взрывчатыми веществами. Он, по существу, впервые предложил не ракетный двигатель, приспособленный к какому-либо существовавшему летательном аппарату, как это делали другие изобретатели, а совершенно новый(ракетодинамический) аппарат, прообраз современных пилотируемых космических средств, у которых тяга ракетных двигателей служит для непосредственного создания подъемной силы, поддерживающей аппарат в полёте. Летательный аппарат Кибальчича должен был функционировать по принципу ракеты!

Но т.к. Кибальчича посадили в тюрьму за покушение на Царя Александра II, то проект его летательного аппарата был обнаружен только в 1917 году в архиве департамента полиции.

Итак, к концу прошлого века идея применения для полётов реактивных приборов получила в России большие масштабы. И первым кто решил продолжить исследования был наш великий соотечественник Константин Эдуардович Циолковский(1857-1935). Реактивным принципом движения он начал интересоваться очень рано. Уже в 1883 г. он дал описание корабля с реактивным двигателем. Уже в 1903 году Циолковский впервые в мире дал возможность конструировать схему жидкостной ракеты. Идеи Циолковского получили всеобщее признание ещё в 1920-е годы. И блестящий продолжатель его дела С. П. Королёв за месяц до запуска первого искусственного спутника Земли говорил что идеи и труды Константина Эдуардовича будут всё больше и больше привлекать к себе внимание по мере развития ракетной техники, в чём оказался абсолютно прав!

Начало космической эры

И так через 40 лет после того как был найден проект летательного аппарата, созданный Кибальчичем, 4 октября 1957 г. бывший СССР произвел запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Первый советский спутник позволил впервые измерить плотность верхней атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и др. Спутник представлял собой алюминиевую сферу диаметром 58 см и массой 83,6 кг с четырьмя штыревыми антеннами длинной 2,4-2,9 м. В герметичном корпусе спутника размещались аппаратура и источники электропитания. Начальные параметры орбиты составляли: высота перигея 228 км, высота апогея 947 км, наклонение 65,1 гр. 3 ноября Советский Союз сообщил о выведении на орбиту второго советского спутника. В отдельной герметической кабине находились собака Лайка и телеметрическая система для регистрации ее поведении в невесомости. Спутник был также снабжен научными приборами для исследования излучения Солнца и космических лучей.

6 декабря 1957 г. в США была предпринята попытка запустить спутник «Авангард-1» с помощью ракеты-носителя, разработанной Исследовательской лабораторией ВМФ.После зажигания ракета поднялась над пусковым столом, однако через секунду двигатели выключились и ракета упала на стол, взорвавшись от удара.

31 января 1958 г. был выведен на орбиту спутник «Эксплорер-1», американский ответ на запуск советских спутников. По размерам и

массе он не был кандидатом в рекордсмены. Будучи длинной менее 1 м и диаметром только ~15,2 см, он имел массу всего лишь 4,8 кг.

Однако его полезный груз был присоеденен к четвертой, последней ступени ракеты-носителя «Юнона-1». Спутник вместе с ракетой на орбите имел длину 205 см и массу 14 кг. На нем были установлены датчики наружной и внутренней температур, датчики эрозии и ударов для определения потоков микрометеоритов и счетчик Гейгера-Мюллера для регистрации проникающих космических лучей.

Важный научный результат полета спутника состоял в открытии окружающих Земля радиационных поясов. Счетчик Гейгера-Мюллера прекратил счет, когда аппарат находился в апогее на высоте 2530 км, высота перигея составляла 360 км.

5 февраля 1958 г. в США была предпринята вторая попытка запустить спутник «Авангард-1», но она также закончилась аварией, как и первая попытка. Наконец 17 марта спутник был выведен на орбиту. В период с декабря 1957 г. по сентябрь 1959 г. было предпринято одиннадцать попыток вывести на орбиту «Авангард-1» только три из них были успешными.

В период с декабря 1957 г. по сентябрь 1959 г. было предпринято одиннадцать попыток вывести на орбиту «Авангард

Оба спутника внесли много нового в космическую науку и технику (солнечные батареи, новые данные о плотности верхний атмосферы, точное картирование островов в Тихом океане и т.д.) 17 августа 1958 г. в США была предпринята первая попытка послать с мыса Канаверал в окрестности Луны зонд с научной аппаратурой. Она оказалась неудачной. Ракета поднялась и пролетела всего 16 км. Первая ступень ракеты взорвалась на 77 с полета. 11 октября 1958 г. была предпринята вторая попытка запуска лунного зонда «Пионер-1», также оказалась неудачной. Последующие несколько запусков также оказались неудачными, лишь 3 марта 1959 г. «Пионер-4», массой 6,1 кг частично выполнил поставленную задачу: пролетел мимо Луны на расстоянии 60000 км (вместо планируемых 24000 км).

Так же как и при запуске спутника Земли, приоритет в запуске первого зонда принадлежит СССР, 2 января 1959 г. был запущен первый созданный руками человека объект, который был выведен на траекторию, проходящую достаточно близко от Луны, на орбиту спутника Солнца. Таким образом «Луна-1» впервые достигла второй космической скорости. «Луна-1» имела массу 361,3 кг и пролетела мимо Луны на расстоянии 5500 км. На расстоянии 113000 км от Земли с ракетной ступени, пристыкованной к «Луне-1», было выпущено облако паров натрия, образовавшее искусственную комету. Солнечное излучение вызвало яркое свечение паров натрия и оптические системы на Земле сфотографировали облако на фоне созвездия Водолея.

«Луна-2» запущенная 12 сентября 1959 г. совершила первый в мире полет на другое небесное тело. В 390,2-килограммовой сфере размещались приборы, показавшие, что Луна не имеет магнитного поля и радиационного пояса.

Автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-3» была запущена 4 октября 1959 г. Вес станции равнялся 435 кг. Основной целью запуска был облет Луны и фотографирование ее обратной, невидимой с Земли, стороны. Фотографирование производилось 7 октября в течение 40 мин с высоты 6200 км над Луной.

Человек в космосе

12 апреля 1961 г. в 9 ч 07 мин по московскому времени в нескольких десятках километров севернее поселка Тюратам в Казахстане на советском космодроме Байконур состоялся запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, в носовом отсеке которой размещался пилотируемый космический корабль «Восток» с майором ВВС Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Запуск прошел успешно. Космический корабль был выведен на орбиту с наклонением 65 гр, высотой перигея 181 км и высотой апогея 327 км и совершил один виток вокруг Земли за 89 мин. На 108-ой мин после запуска он вернулся на Землю, приземлившись в районе деревни Смеловка Саратовской области. Таким образом, спустя 4 года после выведения первого искусственного спутника Земли Советский Союз впервые в мире осуществил полет человека в космическое пространство.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...