Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией. Процесс формирования фонематического слуха у дошкольников со стёртой дизартрией

Дислалия - это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте. Неправильное произношение при дислалии проявляется в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Такое отклонение считается естественным явлением для речевого развития детей в возрасте с рождения до пяти лет из-за физиологической незрелости артикуляционного аппарата.

Здесь есть нюанс: если ребёнку три года, то он должен чисто произносить звуки [с], [з], [ц], если четыре - [ш], [ж], [ч], [щ], пять - [л]. Проблемы с произношением у ребёнка старше 5 лет (отсутствие, неправильное произношение, например, язык находится между зубами при произнесении звуков [с], [з], [ц]; замена их на другие, например, с-ш, з-ж, ч-ть – повод для срочного посещения логопеда.)

При диагностировании дислалии специалист изучает состояние фонематических процессов, общей, ручной моторики, строение и подвижность речевого аппарата. Для восстановления нормального звукопроизношения у ребёнка может потребоваться консультация других специалистов - стоматолога, отоларинголога, невропатолога.

Без специальной подготовки сложно определить причины дислалии и подобрать коррекционные упражнения, соответствующие структуре дефекта, поэтому родителям детей с такой патологией редко удаётся самостоятельно исправить произношение ребёнка. Лучше всего обратиться с этой проблемой к специалисту, владеющему коррекционными методиками. Например, существует около 50 способов постановки звука Р, каждый из которых может быть, как эффективным, так и бесполезным у конкретного ребёнка с таким дефектом.

Ниже расскажем что такое дислалия у детей и какие методы её устранения существуют (иногда применяют термин «лечить», но это не совсем корректно).

Виды дислалии

В зависимости от причины вызвавшей нарушение, выделяют следующие виды дислалии:

  1. Функциональная форма характеризуется возрастной незрелостью артикуляционного аппарата. Мышцы языка, губ, мягкого нёба ещё недостаточно окрепли для того, чтобы выполнять точно скоординированные движения, необходимые для произношения отдельных звуков. Эта форма дислалии также встречается у детей, контактирующих со взрослыми или детьми с дефектами речи, при «сюсюканьи» родителей, в семьях, где речевому развитию ребёнка не уделяют должного внимания.
  2. Функциональная дислалия, в свою очередь, делится на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую формы. В первом случае нарушено восприятие и воспроизведение звуков по акустическому признаку (твёрдые-мягкие, глухие-звонкие), во втором их часть заменяется сходными по артикуляции фонемами (машина-масина, ряба-ляба). При артикуляторно-фонетической форме дислалии искажение правильного произношения обусловлено неправильными позициями органов артикуляции (картавость).
  3. Механическая (органическая) дислалия возникает в результате нарушения строения речевого аппарата – узкое и высокое «готическое» нёбо, короткая уздечка языка, препятствующая артикуляции звуков верхнего подъёма и другие дефекты. Такая форма дефекта может иметь наследственный характер. Достаточно часто, одновременно с механическим видом, диагностируется физиологическая дислалия.
Существуют понятия простая и сложная дислалия. При постановке диагноза выделяют мономорфная дислалия включающую в себя минимальное количество простых дефектов произношения и полиморфную разновидность. Полиморфная дислалия имеет в основе нарушения артикуляции и различения большого количества звуков.

Классификация дислалии в зависимости от искажения артикуляции:

  • Ротацизм - характеризуется неправильным произношением твёрдого и мягкого [р].
  • Йотацизм - дефект произношения йот [j].
  • Хитизм - неправильное произношение твёрдого и мягкого [х].
  • Каппацизм - нарушенное произношение твёрдого и мягкого [к].
  • Гаммацизм - нарушенное произношение твёрдого и мягкого [г].
  • Сигматизм - нарушение артикуляции свистящих и шипящих [с, з, ц, ж, ш, ч, щ].
  • Ламбдацизм - дефект произношения твёрдого и мягкого [л].

Причины появления нарушения речи

Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.

В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:

  • расщелина твердого неба – «волчья пасть»;
  • расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
  • неправильный прикус – прогения или прогнатия;
  • отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
  • короткая подъязычная связка («уздечка»);
  • слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
  • неправильное строение челюстно-лицевых костей;
  • недоразвитость нижней челюсти.

Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.

Причины функциональной дислалии:

  • ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
  • нарушение фонетического восприятия;
  • ММД, задержка психического развития в анамнезе;
  • задержка развития речи;
  • неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.

Симптомы проявления нарушения

Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.

При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа). Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте, например: вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.

Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.

Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.

Диагностика нарушения речи

Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того, звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.

Родители должны подготовиться к тому, что логопеду могут потребоваться сведения о наличии или отсутствии патологий беременности и родов. Специалист может назначить дополнительные обследования у других специалистов (проверку зрения, слуха, особенностей психического развития). При диагностировании у ребёнка тугоухости, кроме логопеда, ему понадобится помощь и отоларинголога.

Диагностика включает в себя ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме патологии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.

Методы коррекции дислалии

Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. Вначале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам.

Базовые звуки для разных групп:

  • С – для свистящих, далее З, Сь, Зь, Ц;
  • Ш – для шипящих, далее Ж, Ч, Щ;
  • К – для заднеязычных, далее Г. Х. Кь, Гь, Хь.

Этапы постановки звуков:

  1. подготовительный;
  2. постановка;
  3. автоматизация фонемы в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
  4. дифференциация смешиваемых или заменяемых звуков.

Мнение эксперта

Буйнова Надежда Валерьевна

Детский логопед, опыт работы более 20 лет

Минимальное количество занятий с логопедом при дислалии – 2 раза в неделю. Ежедневно родители должны закреплять изученный с педагогом материал, выполняя задания. Ожидаемый результат виден лишь через 2–3 месяца работы, этот срок зависит от возраста ребёнка, структуры дефекта, количества нарушенных звуков, регулярности занятий, домашней работы родителей, квалификации логопеда.

Подготовительный этап

На этом этапе артикуляционный аппарат подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.

Направления работы:

  • отработка речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха;
  • отработка правильного артикуляционного уклада речевого аппарата;
  • работа над мелкой моторикой рук;
  • отработка опорных звуков.

Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

Постановка

На этом этапе соединяются все достижения по освоению правильной артикуляции, направленной воздушной струи, голоса. Существует игровой способ постановки звука, осознанный способ по подражанию и механический способ укладывания органов артикуляции в нужную позицию при помощи специальных инструментов. Логопед избегает называть звук, над которым он работает вместе с ребёнком, чтобы в сознании малыша не закрепился старый, неверный стереотип. Итог этого этапа – правильное произношение ребёнком звука без любой помощи.

Автоматизация

Для закрепления поставленного звука в речи его сначала отрабатывают или в открытых слогах в сочетании с гласными А, О, У, Ы (ла, ча, лы, ши), или в закрытых слогах (ас, ар, ац, ещ). Далее звук ставят в положение между двумя гласными (аша, ушу, озо, узу), в слоги с несколькими согласными рядом (шка, ску, тла, рба).

После автоматизации в слогах, приходит очередь автоматизации звука в начале, конце, середине слова. Каждое слово или название картинки проговаривают до 5 раз и повторяют этот урок дома. В начале автоматизации звук, над которым работают, слегка выделяется силой голоса и длительностью произношения, затем этот приём не используют.

После отработки звука в словах подбирают речевой материал для его автоматизации в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.

Дифференциация

На этом этапе ребёнка учат различать звуки, которые он смешивает, и правильно их произносить. Логопед обращает его внимание на разницу в положении органов артикуляции при произношении звуков, сходных акустически и по двигательным признакам, различать их на слух.

Дифференциация происходит последовательно – звуки различают сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Родителям нужно помнить, что недоразвитие фонематического слуха перейдёт во время обучения в школе в такие сложные патологии, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Их коррекция гораздо сложнее и продолжительнее, чем коррекция дислалии. Нарушения речи негативно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, поэтому родителям ребёнка с дефектным произношением следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.

Дислалией называют нарушения, а также разнообразные дефекты неправильного произношения звуков, причем чаще всего данную проблему выявляют у детей дошкольного возраста, а именно, от 3 до 7 лет включительно. Дислалию необходимо лечить и корректировать при проявлении первых симптомов. Как же это сделать? Ответ на этот и многие другие вопросы вы сможете найти в нашей статье.

Основные виды дислалии

Существует несколько основных видов дислалии. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Мономорфный тип

Мономорфную дислалию также называют простой. При данном нарушении ребенок не выговаривает или произносит неправильно менее 3-4 звуков из группы свистящих «с-з-ц» или шипящих «ж-ш-ч».

Полиморфный тип

Полиморфная или сложная дислалия обычно проявляется неправильным произношением 5 и более звуков, относящихся к группе свистящих «ш-щ-ч» и сонорных «с-р-л».

Физиологический тип

Физиологическая или возрастая дислалия выражается в нарушении произношения некоторых звуков. Она обычно проходит до 5 лет. Возрастной тип дислалии проявляется по причине недостаточного развития артикуляционных органов и считается вполне нормальным этапом становления речевого аппарата.

Функциональный тип

Диагноз функциональная дислалия ставится тем детям, у которых отсутствуют какие-либо патологии, связанные с нарушениями работы центральной нервной системы и речевого аппарата, но присутствует основная симптоматика дислалии. Функциональная форма подразделяется на два подвида, а именно:

  • Моторный тип. Данная разновидность дислалии обуславливается нейромолекулярными сдвигами, при которых затруднена двигательная функция губ, щек, языка и других артикуляционных органов.
  • Сенсорный тип. Такая дислалия чаще всего проявляется нейродинамическими потрясениями в области темени, которая несет ответственность за восприятие звуков. Сенсорная дислалия встречается реже остальных видов, но при постоянных занятиях ее достаточно легко исправить.

Органический тип

Органическая или механическая дислалия возникает при наличии каких-либо органических дефектов речевого аппарата ребенка. Например, это могут быть: укороченная языковая уздечка, неправильный прикус, утолщенный язык, высокое нёбо, из-за которых малышу трудно произносить правильно и четко некоторые звуки.

дислалия - дефект речи

Разновидность фонетических дефектов при дислалии

Деформацию звуков разделяют на несколько видов, каждый из которых имеет свое название. Давайте рассмотрим их более детально:

  • ламбдацизм - неправильное произношение звуков «л» и «ль»;
  • ротацизм - искажение «р» и «рь»;
  • сигматизм - нарушение многих шипящих и свистящих звуков: «ж», «ш», «с», «сь»;
  • йотацизм - малышу трудно выговорить букву «й»;
  • хитизм - ребенок не может произнести «х» и «хь»;
  • каппацизм - деформация звука «к» и «кь».

Причины возникновения

Дислалия может возникнуть по нескольким причинам. К ним можно отнести:

  • неправильное речевое воспитание, то есть некоторые родители достаточно долгое время «сюсюкают» малыша, говорят искаженные слова, например, «ти мой холесинький» или «утипути», за счет чего ребенок запоминает некорректные фразы, и в дальнейшем у него формируется неверное представление о произношении;
  • недостаточное количество времени и занятий, которые уделяются ребенку со стороны родителей;
  • недоразвитость фонематической разновидности слуха, то есть, малышу очень трудно различать звуки друг от друга, он их путает и смешивает;
  • нарушение слуха;
  • умственную задержку развития;
  • возрастной фактор или физиологическую незрелость до 4-5 лет;
  • билингвистическую семью, в которой родители говорят на двух разных языках;
  • соматические заболевания различной этиологии, за счет чего у ребенка присутствует физическая ослабленность.

Симптомы проявления заболевания

Как и у многих других физиологических отклонений, у дислалии присутствует ряд определенных симптомов, по которым специалист может определить уровень сложности и стадию развития данной проблемы. Сюда можно отнести:

  • систематические пропуски некоторых звуков в определенных словах;
  • замену одного звука другим;
  • смещение (малыш правильно произносит какой-либо звук отдельно, но при произношении слова целиком ошибается или путается);
  • искаженность, которая заключается в использовании выдуманных звуков, отсутствующих в родном языке ребенка.

Методика обследования

При первых признаках дислалии или подозрении на нее необходимо обратиться к логопеду. Врач начнет обследование с диагностики, в которую входит опрос мамы о протекании беременности, заболеваниях, перенесенных ребенком, об уровне психомоторного и речевого развития малыша. Затем логопед проводит некоторые исследования на изучение строения и физиологического состояния органов артикуляционного аппарата, пользуясь визуальным осмотром и специальными тестовыми упражнениями. Специалист должен составить диагностическую карту, в которой будут указаны результаты обследования ребенка и выводы о возможном диагнозе, а именно - дислалии. В случае утверждения наличия механической дислалии, логопед направляет маленького пациента на дополнительную консультацию к ортодонту, стоматологу и челюстно-лицевому хирургу.

задержка развития интеллекта - одна из причин дислалии

Способы лечения

Лечение дислалии достаточно длительный и трудоемкий процесс, на который уйдет большое количество времени, также все будет зависеть от стадии данного речевого нарушения. Существует множество различных методов и упражнений, которые помогут вашему ребенку научиться четко и правильно говорить. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Коррекционные меры

Коррекция дислалии проводится логопедом в несколько этапов, а именно:

  • подготовка;
  • формирование первичных навыков;
  • заключительный этап.

Этап подготовки

На этом этапе логопед устанавливает доверительные отношения с ребенком путем различных игр, бесед и упражнений. Затем проводятся занятия на развитие слуховой памяти, внимательности и фонематического восприятия внешних звуков. Также педагог занимается формированием артикуляционной базы малыша.

Этап формирования первичных навыков

Формирование первичных навыков произношения подразумевает следующее:

  • постановка какого-либо звука на основе ранее проведенных исследований;
  • автоматизация этого звука, которая проводится при помощи слогов, слов и предложений;
  • дифференциация данного звука (проводится в качестве закрепления полученного навыка).

Заключительный этап

Заключительный этап подразумевает формирование коммуникативных навыков, то есть умение ребенком употреблять исправленный звук в ситуациях при общении с другими людьми, а также контроль собственной речи.

Упражнения

Для «борьбы» с дислалией применяются достаточно простые, но очень эффективные упражнения, о которых мы поговорим далее.

Улыбка

Во время выполнения данного упражнения логопед просит ребенка широко улыбнуться и «сжать заборчиком» зубы. Держать полость рта в таком положении необходимо не менее 15 секунд.

Дудочка

Малыш должен плотно сжать зубки, а губы вытянуть «дудочкой» вперед, слегка выдувая воздух. Упражнение проводится в течение 10 секунд и повторяется несколько раз подряд для закрепления.

Чередование

Логопед просит ребенка поочередно выполнить упражнение «Дудочка» на счет «раз» и «Улыбка» на счет «два». Проводится не менее 15-ти повторений.

Воронка

Педагог предлагает малышу разомкнуть зубы и, следуя счету, выполнить следующее: на счет «раз» губы вытягиваются «дудочкой», на счет «два» втягиваются внутрь ротовой полости, подворачивая их под зубы. Делается не менее 10-ти повторений.

Литавр

Для выполнения данного упражнения ребенок должен немного завернуть губы в полость рта, слегка пошлепать ими друг о друга, при этом может быть слышен громкий хлопающий звук. Повторить упражнение следует 10-15 раз.

Фыркающая лошадка

Малышу предлагается расслабить губы, попробовать ими фыркнуть, как лошадка. Повторить упражнение «Фыркающая лошадка» следует не менее 15 раз.

Рот на замок

Для правильного выполнения этого задания ребенку необходимо сжать крепко зубы и двигать из стороны в сторону нижней губой. Повторяем упражнение 5-10 раз.

Прятки

Логопед просит пациента спрятать нижнюю губу под верхние передние зубы. Удерживать такое положение челюсти необходимо 5-10 секунд.

Надутые щечки

При выполнении этого задания ребенок сильно смыкает губки, затем он надувает щеки и, прихлопывая их кулаками, медленно выдувает из них скопившийся воздух. Повторить упражнение требуется не менее 10 раз.

Надутые губки

Малыша просят крепко сомкнуть губы, а затем выдувать в них воздух с закрытым ртом, причем делать это необходимо поочередно дуя то в нижнюю, то в верхнюю губу.

«Удержи бумажку»

Для выполнения этого задания понадобится небольшая полоска из бумаги. Педагог просит ребенка сжать бумажную полоску между губ и удерживать ее в течение 3-4 минут. Данное упражнение тренирует губы для правильного артикуляционного произношения.

«Набери в рот воды»

Логопед предлагает малышу набрать воды в рот, удерживая ее там в течение 2-3 минут.

Грибок

Для того, чтобы выполнить упражнение «Грибок», ребенку необходимо широко открыть рот и расположить язык на верхнем нёбе. Получается, что язычок - это шляпка грибка, а уздечка - это его ножка. Удерживать ротовую полость в таком положении следует 2-3 минуты.

Лопатка

Упражнение «Лопатка» выполняется следующим образом: ребенок должен расслабить язык, высунуть его на половину и расположить на нижней губе, удерживая его в таком положении 20 секунд.

Профилактика дислалии у детей

Дислалию, как и любой другой недуг, можно предупредить. Для этого родители должны приложить множество усилий. В качестве профилактических мер по борьбе с дислалией необходимо выполнять следующее:

  • постоянно читать ребенку книги;
  • изучать различные скороговорки, пословицы, стихотворения;
  • следить за собственной речью, разговаривать грамотно и четко в присутствие ребенка;
  • посещать с малышом различные кружки, секции;
  • ходить по музеям, театрам, выставкам для расширения кругозора и правильного формирования представления об окружающем мире;
  • при первых признаках дислалии незамедлительно обратиться за помощью к специалисту, во избежание запущения недуга.

В настоящее время у большинства дошкольников и младших школьников присутствует дислалия в той или иной степени. Самое главное - это не быть равнодушными к речевым проблемам собственного ребенка. При появлении нарушения речи необходимо как можно скорее обратиться к логопеду, психологу, неврологу. Только опытные специалисты смогут поставить точный диагноз и начать своевременное лечение. Здоровье малыша в ваших руках.

– различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии .

Классификация дислалии

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию . Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При моторной функциональной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).

При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р"]
  • Ламбдацизм - недостатки произношения [л] и [л"]
  • Сигматизм - недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с"], [з], [з"]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г"]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к"]
  • Хитизм - недостатки произношения [х] и [х"]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости - замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Причины дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.

Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены неправильным прикусом (глубоким , перекрестным , открытым , прогенией, прогнатией), аномалиями зубных рядов (диастемами , редко расположенными или мелкими зубы и т. д.), высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом. Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы , мягкого и твердого нёба , относятся не к дислалии, а к ринолалии .

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы. К числу неблагоприятных социальных факторов относят подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность .

К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют общую физическую ослабленность у часто болеющих детей , минимальную мозговую дисфункцию , способствующую запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков. Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.

Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию , возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика дислалии

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях - изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.). При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация пластика уздечки языка или верхней губы , курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...