Расставьте в правильном порядке этапы компьютерного моделирования. Структура и основные этапы процесса моделирования

Моделирование -- творческий процесс. Заключить его в формальные рамки очень трудно. В наиболее общем виде его можно представить поэтапно в следующем виде.

I этап. Постановка задачи

Каждый раз при решении конкретной задачи такая схема может подвергаться некоторым изменениям: какой-то блок может быть убран или усовершенствован. Все этапы определяются поставленной задачей и целями моделирования.

Под задачей в самом общем смысле понимается некая проблема, которую надо решить. Главное -- определить объект моделирования и понять, что собой должен представлять результат.

По характеру постановки все задачи можно разделить на две основные группы. К первой группе можно отнести задачи, в которых требуется исследовать, как изменяется характеристика объекта при некотором воздействии на него. Такую постановку задачи принято называть "что будет, если...". Вторая группа задач имеет такую обобщенную формулировку: какое надо произвести воздействие на объект. чтобы его параметры удовлетворяли некоторому заданному условию? Такая постановка задачи часто называется "как сделать, чтобы...".

Цели моделирования определяются расчетными параметрами модели. Чаще всего это поиск ответа на вопрос, поставленный в формулировке задачи. Далее переходят к описанию объекта или процесса. На этой стадии выявляются факторы, от которых зависит поведение модели. При моделировании в электронных таблицах учитывать можно только те параметры, которые имеют количественные характеристики. Иногда задача может быть уже сформулирована в упрощенном виде, и в ней четко поставлены цели и определены параметры модели, которые надо учесть.

При анализе объекта необходимо ответить на следующий вопрос: можно ли исследуемый объект или процесс рассматривать как единое целое или же это система, состоящая из более простых объектов? Если это единое целое, то можно перейти к построению информационной модели, Если система -- надо перейти к анализу объектов, ее составляющих, определить связи между ними.

Основные цели моделирования:

Понять, как устроен конкретный объект, его структуру, свойства, законы развития.

Научиться управлять объектом в заданных условиях.

Прогнозировать последствия определенного воздействия на объект.

II этап. Разработка модели

По результатам анализа объекта составляется информационная модель. В ней детально описываются все свойства объекта, их параметры, действия и взаимосвязи.

Далее информационная модель должна быть выражена в одной из знаковых форм. Учитывая, что мы будем работать в среде электронных таблиц, то информационную модель необходимо преобразовать в математическую. На основе информационной и математической моделей составляется компьютерная модель в форме таблиц, в которой выделяются три области данных: исходные данные, промежуточные расчеты, результаты. Исходные данные вводятся "вручную". Расчеты, как промежуточные, так и окончательные, проводятся по формулам, записанным по правилам электронных таблиц.

III этап. Компьютерный эксперимент

Чтобы дать жизнь новым конструкторским разработкам, внедрить новые технические решения в производство или проверить новые идеи, нужен эксперимент. В недалеком прошлом такой эксперимент можно было провести либо в лабораторных условиях на специально создаваемых для него установках, либо на натуре, т.е. на настоящем образце изделия, подвергая его всяческим испытаниям. Это требует больших материальных затрат и времени. В помощь пришли компьютерные исследования моделей. При проведении компьютерного эксперимента проверяют правильность построения моделей. Изучают поведение модели при различных параметрах объекта. Каждый эксперимент сопровождается осмыслением результатов. Если результаты компьютерного эксперимента противоречат смыслу решаемой задачи, то ошибку надо искать в неправильно выбранной модели или в алгоритме и методе ее решения. После выявления и устранения ошибок компьютерный эксперимент повторяется.

IV этап. Анализ результатов моделирования.

Заключительный этап моделирования -- анализ модели. По полученным расчетным данным проверяется, насколько расчеты отвечают нашему представлению и целям моделирования. На этом этапе определяются рекомендации по совершенствованию принятой модели и, если возможно, объекта или процесса.

Своему появлению на свет системное (имитационное) моделирование обязано проф. Массачусетского технологического института (США) Дж. Форрестеру, впервые применившему данный метод для моделирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Наибольшую популярность метод системной динамики завоевал в начале 70-ых годов после появления работ Дж. Форрестера и Д. Медоуза по глобальному моделированию в проектах глобального развития “Мир-2” и “Мир-3”. Доступность подхода к построению математических моделей, применимость идей системной динамики для решения широкого круга задач в экологии, экономике, демографии способствовали широкому внедрению имитационного моделирования в различных отраслях знания.

Имитационная система – это набор моделей, моделирующих изучаемое явление, в совокупности с базами данных, возможностью визуализации и анализа получаемых результатов для принятия решений.

Один из отечественных основоположников системного моделирования академик Н.Н. Моисеев отмечал, что имитация превратилась в одно из важнейших средств системного анализа. Имитация представляет удачный пример сочетания математики и знаний специалиста (эксперта) в конкретной предметной области. Одно из главных направлений в системном моделировании – это умение спланировать машинные эксперименты для решения поставленных задач. С этой целью и создаются модели, имитирующие действительность.

Имитационное моделирование динамики систем состоит из ряда этапов:

Формулировка цели и задач моделирования;

Построение концептуальной схемы модели;

Формализация модели;

Программная реализация;

Идентификация параметров модели;

Верификация модели;

Прогноз и принятие решений.

Построение модели, как правило, имеет итеративный характер, предполагающий активное взаимодействие специалистов-предметников (биологов, экологов, географов и др.) и математиков (“модельеров”) на различных стадиях построения модели. Рассмотрим этапы создания модели более подробно.



Формулировка цели и задач моделирования

Любое моделирование начинается с формулировки задачи, определения общей цели исследования. Затем от общей цели исследования переходят к тому перечню вопросов, ответ на которые необходимо получить в процессе моделирования. Для описания природного явления (объекта) могут быть использованы различные модели (многовариантность моделирования). Следует помнить, что каждая модель является только приближением с разной степенью точности или детальности к рассматриваемому природному объекту, и в этом отношении возможности моделирования ограничены. Задача исследователя заключается в выборе наилучшей модели в каждом конкретном случае и умении интерпретации полученных результатов.

Одним из важных моментов данного этапа – это содержательный анализ теоретических представлений о моделируемом объекте, имеющемся опыте (в том числе и отрицательном) построения аналогичных или подобных моделей.

Успех моделирования, помимо теоретических проработок, во многом определяется возможностями информационного обеспечения имитационных моделей, поскольку отсутствие необходимых данных для построения модели может свести на нет все усилия по ее созданию. Для географического моделирования требуется подробная информация, учитывающая по возможности разнообразие ландшафтной структуры территории.

Построение концептуальной схемы модели

Построение концептуальной схемы модели включает:

а) описание структуры модели;

б) выделение основных переменных модели;

в) определение границ моделируемой системы;

г) определение интервала прогнозирования и шага моделирования;

д) определение точности моделирования.

Описание структуры модели заключается в перечислении всех элементов (блоков) моделируемой системы и связей между ними. В графическом виде модель представляется в виде графа или блок-схемы.

Выделение основных переменных модели непосредственно связано с определением границ моделируемой системы. Так, в модели выделяются внутренние (эндогенные) и внешние (экогенные) переменные в зависимости от выбранных границ системы. В пределах границ система считается замкнутой. Замкнутость системы – относительное понятие, которое определяется конкретной постановкой решаемой задачи. Между переменными модели устанавливаются связи (вещественные, энергетические и информационные).

Данный этап моделирования, пожалуй, наиболее популярен среди географов и экологов. Иногда данный вид моделирования называется построением концептуально-балансовой модели.

Структуризация графических моделей должна обеспечить возможность построения знаковой (алгоритмической) модели. Именно на этом этапе особую важность приобретает взаимодействие “предметника” и “модельера”.

Шаг моделирования определяется интервалом моделирования. Если интервал моделирования составляет десятки лет, то шаг устанавливается равным 1 году, если строится сезонный прогноз, то шаг моделирования выбирается в 1 сутки. Считается, что в пределах шага моделируемый параметр остается постоянным.

Формализация модели

Формализация модели заключается в определении аналитических зависимостей между переменными модели. Любая модель, как правило, базируется на законе сохранения вещества и энергии, который записывается в виде балансовых уравнений, причем балансовые уравнения могут быть представлены как в алгебраическом виде, так и в виде дифференциальных уравнений, в том числе уравнений в частных производных. Система балансовых уравнений дополняется рядом эмпирических зависимостей, как правило, в алгебраическом виде. Система уравнений решается известными математическими методами.

Цели урока:

  • Учебные :
    • актуализация знаний по основным видам моделей;
    • изучить этапы моделирования;
    • сформировать умения переноса знания в новую ситуацию.
    • закрепить полученные знания на практике.
  • Развивающие :
    • развитие логического мышления, а также умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Воспитательные :
    • воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: лекция, объяснительно-иллюстративный (презентация), фронтальный опрос, практическая работа, тест

Формы работы: общегрупповая работа, индивидуальная работа.

Средства обучения: дидактический материал, демонстрационный экран, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Подготовка к уроку: приветствие, проверка готовности учащихся к работе.

II. Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока

Объявление плана работы на урок.

Актуализация опорных знаний

Учащиеся отвечают на вопросы теста по теме “Виды моделей”

1. Определите, какие из перечисленных моделей материальные, а какие информационные. Укажите номера только материальных моделей.

А) Макет декорационного оформления театральной постановки.
Б) Эскизы костюмов к театральному спектаклю.
В) Географический атлас.
Г) Объемная модель молекулы воды.
Д) Уравнение химической реакции, например: CO 2 + 2NaOH = Na 2 CO 2 3 + H 2 O.
Е) Макет скелета человека.
Ж) Формула определения площади квадрата со стороной h: S = h 2 .
З) Расписание движения поездов.
И) Игрушечный паровоз.
К) Схема метрополитена.
Л) Оглавление книги.

2. Для каждой модели из первой колонки определите, к какому типу она относится (вторая колонка):

3. Определите, какой аспект объекта-оригинала моделируется в приведенных примерах.

4. Какие из приведенных ниже моделей являются динамическими?

А) Карта местности.
Б) Дружеский шарж.
В) Программа, имитирующая движение стрелок циферблата на экране дисплея.
Г) План сочинения.
Д) График изменения температуры воздуха в течение дня.

5. Какие из приведенных ниже моделей являются формализованными?

А) Блок-схема алгоритма.
Б) Кулинарный рецепт.
В) Описание внешности литературного героя.
Г) Сборочный чертеж изделия.
Д) Формуляр книги в библиотеке.

6. Какие из приведенных ниже моделей являются вероятностными?

А) Прогноз погоды.
Б) Отчет о деятельности предприятия.
В) Схема функционирования устройства.
Г) Научная гипотеза.
Д) Оглавление книги.
Е) План мероприятий, посвященных Дню Победы.

7. Правильно ли определен вид следующей модели: «График ожидаемого изменения суточной температуры воздуха – динамическая формализованная модель поведения этого показателя погоды, предназначенная для краткосрочного прогнозирования»?

А) Да.
Б) Нет.

8. Какие из утверждений являются верными?

А) Формула химической реакции является информационной моделью.
Б) Оглавление книги – регистрирующая вероятностная неформализованная модель ее содержания.
В) Идеальный газ в физике – воображаемая модель, имитирующая поведение реального газа.
Г) Проект дома – графическая эталонная вероятностная модель, описывающая внешний вид объекта.

9. Для каждой модели определите ее вид по роли в управлении объектом моделирования.

Лист ответов учащихся на тест «Виды моделей»

Фамилия, имя, класс___________________________________

Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 Вопрос 6 Вопрос 7 Вопрос 8 Вопрос 9
1 – 1 – 1 –
2 – 2 – 2 –
3 – 3 – 3 –
4 – 4 –
5 – 5 –
6 –
7 –
Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 Вопрос 6 Вопрос 7 Вопрос 8 Вопрос 9
а 1 – в 1 – а в а а а а 1 – г
г 2 – а 2 – б, г, е д г г в 2 – б
е 3 –а 3 – б, в, д д е 3 – д
и 4 –в 4 – а
5 –в 5 – в
6 –а
7 –б

Источник: Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Решение типовых задач по моделированию. //Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование», №1–2005. М.: Образование и информатика, 2005. – 96 с.: ил.

IV. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя: «Мы продолжаем работу по теме “Модели и моделирование”. Сегодня мы с вами рассмотрим основные этапы моделирования».
Изучение нового материала по теме: “Основные этапы моделирования”, с применением презентации (Приложение 1 ).

I этап. Постановка задачи

Этап постановки задачи характеризуется тремя основными моментами: описание задачи, определение целей моделирования.

Описание задачи

При описании задачи создается описательная модель с использованием естественных языков и рисунков. С помощью описательной модели можно сформулировать основные предположения, пользуясь условием задачи.
По характеру постановки все задачи можно разделить на две ос­новные группы.
К первой группе можно отнести задачи, в которых требуется исследовать, как изменятся характеристики объекта при некотором воздействии на него: «что будет, если?..». . Например, будет ли сладко, если в чай положить две чайные ложки сахара?
Вторая группа задач имеет такую формулировку: какое надо произвести воздействие на объект, что­бы его параметры удовлетворяли неко­торому заданному условию? Такая по­становка задачи часто называется «как сделать, чтобы?..». На­пример, какого объема должен быть воздушный шар, напол­ненный гелием, чтобы он мог подняться вверх с грузом 100 кг?
Третья группа – это комплексные задачи. Примером такого комплексного подхода может служить ре­шение задачи о получении химического раствора заданной кон­центрации:

Хорошо поставленной задачей является та, в которой:

  • описаны все связи между исходными данными и результатом;
  • известны все исходные данные;
  • решение существует;
  • задача имеет единственное решение.

Цель моделирования

Определение цели моделирования позволяет четко устано­вить, какие исходные данные являются важными, какие – несуществен­ны и что требуется получить на выходе.

Формализация задачи

Для решения любой задачи с использованием компьютера надо изложить ее на строгом, формализо­ванном языке, например, с помощью математического языка алгебраических формул, уравнений или неравенств. Кроме того, в соответствии с поставленной целью необходимо выделить параметры, которые известны (исходные данные) и которые следует найти (результаты), с учетом ограничений на допустимые значения этих свойств.
Однако не всегда удается найти формулы, которые выражают результат через исходные данные. В таких случаях используются приближенные математические методы, позволяющие получить результат с заданной точностью.

II этап. Разработка модели

Информационная модель задачи позволяет принять решение о выборе программной среды и четко предста­вить алгоритм построения компьютерной модели.

Информационная модель

  1. Выбрать тип информационной модели;
  2. Определить существенные свойства оригинала, которые нужно включить в модель, отбросить
    несущественные (для данной задачи);
  3. Построить формализованную модель – это модель, записанная на формальном языке (математика, логика и т.д.) и отражающая только существенные свойства оригинала;
  4. Разработать алгоритм работы модели. Алгоритм – это четко определенный порядок действий, которые нужно выполнить для решения задачи.

Компьютерная модель

Компьютерная модель – это модель, реализованная средствами программной среды.
Следующий шаг – это преобразование информационной модели в компьютерную модель, т.е. выразить ее на понятном для компьютера языке. Существуют различные пути построения компьютерных моделей, в том числе:
– создание компьютерной модели в форме проекта на одном из языков программирования;
– построения компьютерной модели с использованием электронных таблиц, систем компьютерного черчения или других приложений. От выбора программной среды зависит алгоритм построения компьютерной модели, а также форма его представления.

III этап. Компьютерный эксперимент

Эксперимент – это исследование модели в интересующих нас условиях.
Первым пунктом компьютерного эксперимента являет­ся тестирование компьютерной модели.
Тестирование – это проверка модели на простых исходных данных с известным результатом.
Для проверки правильности алгоритма построения модели ис­пользуется тестовый набор исходных данных, для которых ко­нечный результат заранее известен.
Например, если вы используете при моделировании расчет­ные формулы, то надо подобрать несколько вариантов исход­ных данных и просчитать их «вручную». Когда модель построена, вы проводите тестирование с теми же исходными данными и сравниваете результаты мо­делирования с расчетными данными. Если результаты совпадают, то алгоритм верный, если нет – надо устранять ошибки.
Если алгоритм построенной модели верный, то можно перейти ко второму пункту компьютерного эксперимента – проведение исследования компьютерной модели.
При проведении исследования, если компьютерная модель сущест­вует в виде проекта на одном из языков программирования, ее нужно запустить на выполнение, ввести исходные данные и получить результаты.
Если компьютерная модель исследуется, например, в электронных таблицах, то можно построить ди­аграмму или график.

IV этап. Анализ результатов моделирования

Конечная цель моделирования – это анализ полученных результатов. Этот этап решающий – либо про­должать исследование, либо заканчивать.
Основой выработки решения служат результаты тестирова­ния и экспериментов. Если результаты не соответствуют целям поставленной задачи, значит, на предыдущих этапах были допу­щены ошибки или неточности. Это может быть либо неправильная постановка задачи, либо допуще­ны ошибки в формулах, либо неудачный выбор среды моделирова­ния и т.д. Если ошибки выявлены, то требуется корректи­ровка модели, то есть возврат к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока результаты эксперимента не будут отвечать целям моделирования.

V. Закрепление изученного материала

1). Вопросы для обсуждения на уроке:

– Назовите два основных типа постановки задач моделиро­вания.
– Перечислите наиболее известные цели моделирования.
– Какие характеристики подростка существенны для рекомен­дации по выбору профессии?
– По каким причинам компьютер широко используется в моде­лировании?
– Назовите известные вам инструменты компьютерного модели­рования.
– Что такое компьютерный эксперимент? Приведите пример.
– Что такое тестирование модели?
– Какие ошибки встречаются в процессе моделирования? Что надо делать, когда ошибка обнаружена?
– В чем заключается анализ результатов моделирования? Ка­кие выводы обычно делаются?

2) Задача. Сделайте коробку наибольшего объема из квадратного листа картона.

VI. Подведение итога урока

Проанализировать работу учащихся, объявить оценки за работу на уроке.

VII. Задание на самоподготовку

Написать краткий конспект урока и выучить.

Этапы процесса моделирования

В общем случае процесс моделирования состоит из нескольких этапов:

1. Описание объекта моделирования. Для этого изучается структура явлений, составляющих реальный процесс. В результате этого изучения появляется содержательное описание процесса, в котором требуется по возможности четко представить всœе необходимые закономерности. Из этого описания следует постановка прикладной задачи. Постановка задачи определяет цели моделирования, перечень искомых величин, требуемую точность. Причем постановка может и не иметь строгой математической формулировки.

Содержательное описание служит основой для построения формализованной схемы – промежуточного звена между содержательным описанием и математической моделью. Она разрабатывается не всœегда, а когда из-за сложности исследуемого процесса непосредственный переход от содержательного описания к математической модели оказывается невозможным. Форма представления материала должна быть тоже словесной, но здесь должна быть точная математическая формулировка задачи исследования, характеристик процесса, системы параметров, зависимостей между характеристиками и параметрами.

2. Выбор модели , хорошо фиксирующей существенные свойства оригинала и легко поддающейся исследованию. Преобразование формализованной схемы в математическую модель осуществляется математическими методами без притока дополнительной информации. На этом этапе всœе соотношения записываются в аналитической форме, логические условия – в виде неравенств, аналитическая форма придается по возможности всœем сведениям. При построении математического описания используются уравнения различных видов: алгебраические (стационарные режимы), обыкновенные дифференциальные уравнения (нестационарные объекты), дифференциальные уравнения в частных производных используются для математического описания динамики объектов с распределœенными параметрами. В случае если процесс имеет как детерминированные, так и стохастические свойства – используются интегро-дифференциальные уравнения).

3. Исследование модели. При этом всœе действия производятся над моделью и направлены непосредственно на получение знаний об этом объекте, на установление законов его развития. Важным преимуществом исследования модели является наличие возможности повторять многие явления для различных исходных условий и с различным характером их изменения во времени.

4. Интерпретация результатов. На этом этапе рассматривается вопрос о переносœе значений, полученных на математической модели, на реальный объект изучения. Исследователя интересуют свойства объекта͵ который замещается моделью. Возможность такого перевода знаний существует благодаря наличию определœенного соответствия элементов и отношений модели элементам и отношениям оригинала. Эти связи устанавливаются в процессе моделирования. При использовании математической модели следует иметь в виду вопрос о точности результатов – степени адекватности описания объекта.

Успешность применения математического моделирования зависит от того, насколько удачно была построена модель, адекватности, степени изученности модели, удобство оперирования с ней. Применение компьютеров в математическом моделировании дает возможность исследования в любых условиях варьирования параметров и показателœей внешних факторов для получения любых условий, в т.ч. и не реализуемых в натурных экспериментах. Отсюда следует возможность получения ответов на многие вопросы, возникающие на стадии разработки и проектирования объектов без применения других, более сложных методов.

Этапы процесса моделирования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы процесса моделирования" 2017, 2018.

Тема 2. Основные этапы моделирования

План:

  1. Формализация
  2. Этапы моделирования
  3. Цели моделирования.

1. Формализация

Прежде чем построить модель объекта (явления, процесса), необходимо выде­лить составляющие элементы этого объекта и связи между ними (провести систем­ный анализ) и «перевести» (отобразить) полученную структуру в какую-либо зара­нее определенную форму - формализовать информацию.

Формализация - это процесс выделения внутренней структуры предмета, явления или процесса и перевода ее в определенную информационную структуру - форму.

Моделирование любой системы невозможно без предварительной формализа­ции. По сути, формализация - это первый и очень важный этап процесса моделиро­вания. Модели отражают самое существенное в изучаемых объектах, процессах и явлениях, исходя из поставленной цели моделирования. В этом главная особен­ность и главное назначение моделей.

Пример. Известно, что силу подземных толчков принято измерять по десятибалльной шкале. По сути, мы имеем дело с простейшей моделью оценки силы этого природного явления. Действительно, отношение «сильнее», дей­ствующее в реальном мире, здесь формально заменено на отношение «больше», имеющее смысл во множестве натуральных чисел: слабейшему подземному толчку соответствует число 1, сильнейшему - 10. Полученное упорядоченное множество из 10 чисел - это модель, дающая представление о силе подземных толчков.

2. Этапы моделирования

Прежде чем браться за какую-либо работу, нужно четко представить себе от­правной и каждый пункт деятельности, а также примерные ее этапы. То же самое можно сказать и о моделировании. Отправной пункт здесь - прототип. Им может быть существующий или проектируемый объект или процесс. Конечный этап моде­лирования - принятие решения на основании знаний об объекте.

Цепочка выглядит следующим образом:

Примеры.

Моделирование при создании новых технических средств можно рассмотреть на примере истории развития космической техники.

Для реализации космического полета надо было решить две проблемы: преодо­леть земное притяжение и обеспечить продвижение в безвоздушном пространстве. О возможности преодоления притяжения Земли говорил еще Исаак Ньютон в XVII в. К. Э. Циолковский предложил для передвижения в пространстве создать реактив­ный двигатель, в котором используется топливо из смеси жидкого кислорода и водорода, выделяющих при сгорании значительную энергию. Он составил довольно точную описательную модель будущего межпланетного корабля с чертежами, рас­четами и обоснованиями.Не прошло и полувека, как описательная модель К. Э. Циолковского стала основой для реального моделирования в конструкторском бюро под руководством С. П. Королева. В натурных экспериментах испытывались различные виды жидкого топлива, форма ракеты, система управления полетом и жизнеобеспечения космонав­тов, приборы для научных исследований и т. п. Результатом разностороннего моделиро­вания стали мощные ракеты, которые вывели на околоземное пространство искусст­венные спутники Земли, корабли с космонавтами на борту и космические станции.

Рассмотрим другой пример. Известный химик XVIII в. Антуан Лавуазье, изу­чая процесс горения, производил многочисленные опыты. Он моделировал процес­сы горения с различными веществами, которые нагревал и взвешивал до и после опыта. При этом выяснилось, что некоторые вещества после нагревания становятся тяжелее. Лавуазье предположил, что к этим веществам в процессе нагревания что-то добавляется. Так моделирование и последующий анализ результатов привели к определению нового вещества - кислорода, к обобщению понятия «горение», дали объяснение многим известным явлениям и открыли новые горизонты для исследо­ваний в других областях науки, в частности в биологии, так как кислород оказался одним из основных компонентов дыхания и энергообмена животных и растений.

Моделирование - творческий процесс. Заключить его в формальные рамки очень трудно. В наиболее общем виде его можно представить поэтапно, как изображено схеме:

Этапы моделирования

При решении конкретной задачи эта схема может подвергаться некоторым изменениям: какой-то блок будет убран или усовершенствован, какой-то - добавлен. Содержание этапов определяется поставленной задачей и целями моделирования.

Рассмотрим основные этапы моделирования подробнее.

Этап I. Постановка задачи

Под задачей понимается некая проблема, которую надо решить. На этапе поста­новки задачи необходимо:

1) описать задачу,

2) определить цели моделирования,

3) проанализировать объект или процесс.

Описание задачи.

Задача формулируется на обычном языке, и описание должно быть понятным. Главное здесь - определить объект моделирования и понять, что должен представ­лять собой результат.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....