Распространенные стереотипы школьников в отношении педагогов. Гендерные стереотипы учителей и учащихся

При обучении в одном классе детей погодок (девочка старше, чем брат) родители-азербайджанцы говорят учителю: "Девочка должна стараться хорошо учиться, мальчик как может и хочет, так пусть и учится. On все равно будет начальником". Этот пример говорит о существовании различных требований к воспитанию девочек и мальчиков в разных культурах. Эти требования семья приносит в школу. Мучитель должен, по мнению родителей, соответствовать этим пожеланиям.

Учитель как ведущий субъект образовательного и воспитательного процесса в школе играет важную роль, транслируя учащимся через учебную деятельность, своим примером и своей личностью определенные гендерные представления, стереотипы и гендерные установки.

Гендерными стереотипами согласно словарю гендерных терминов А. А. Денисовой (2002 г.) являются общепринятые устойчивые представления в каком-либо конкретном обществе о должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении, социальных ролях и деятельности. Гендерные стереотипы определяются социокультурной средой и соответственно подвержены изменениям. Гендерные стереотипы формируют гендерные ожидания.

Гендерные установки – позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола. Гендерный гетеростереотип – шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей противоположного пола.

Причины возникновения стереотипов могут быть следующие.

  • 1. Перенос отдельных единичных случаев на более широкий круг явлений и недоучет информации разных источников. При этом гипотетическое высказывание превращается в обобщенное утверждение. Например, на основании высказывания "В женщине природой заложен материнский инстинкт и на протяжении столетий ведущая роль по уходу за ребенком отводилась матери" делается вывод: "Все женщины хотят быть матерями, и все матери любят своих детей".
  • 2. Утрирование особенностей детей разного пола. Убеждения о некоторых особенностях мальчиков и девочек лежать в основе педагогической деятельности, направленной на усиление, использование этих особенностей в обучении, а не компенсацию слабо развитых качеств. Убеждения принимаются как руководство к действию, учитель начинает идти на поводу у убеждения. Например, если мальчик отстает в развитии речи и вербального интеллекта, то следует обратить особое внимание на развитие именно этого аспекта, а не пренебрегать этим в обучении мальчиков. Если девочке проще работать по алгоритму, это нс значит, что другие виды работ ей не доступны и их не следует развивать.
  • 3. Недостаток внимания к индивидуальным особенностям может приводить к закреплению гендерных стереотипов. Так, в соответствии со стереотипом мы ожидаем от мальчиков и девочек проявления гендерно-типичных качеств. Но девочка может быть активной, смелой и решительной, а мальчик – нежным, кротким и робким вопреки ожиданиям окружающих могут быть противоположными.

Как преодолеть гендерные стереотипы? Одной из задач современного образования должно стать смягчение жестких полоролевых стереотипов в воспитании. Родители и учителя могут разъяснять то, что пол имеет существенное значения лишь для репродуктивной сферы. В других сферах жизнедеятельности важными являются культурные и этнонациональные традиции. Родители и учителя могут демонстрировать модели поведения и деятельности, свойственные обоим полам.

Одним из путей преодоления гендерных стереотипов в образовании может стать формирование психологической андрогинности школьников, т.е. стимулирование и развитие личности мальчика и девочки, гармонично сочетающей в себе психологические характеристики женственности и мужественности, способной к партнерским межполовым отношениям в личной и общественной жизни. Л. В. Штылева в своей монографии предлагает критерии формирования психологической андрогинности (табл. 10.7).

Таблица 10.7

Критерии и индикаторы формирования психологической андрогинности у школьников

Критерии

Индикаторы

Гармоничное развитие в личности мужского и женского начала

Психологически андрогинные дети легко берутся за выполнение как "мужских", так и "женских" занятий, не разделяют их, не "маркируют" речью.

В общении и поведении проявляют в зависимости от ситуации как "типично маскулинные" качества (решительность, настойчивость, смелость), так и "типично фемининные" – заботливость, внимательность, чуткость

Адаптивность, легкий (бесконфликтный) переход от одних видов деятельности к другим (от типично маскулинных к типично фемининным и наоборот)

И мальчики, и девочки по собственной инициативе берутся за выполнение любой работы, не обсуждая ее "полоролевой статус".

Учащиеся стремятся овладеть всеми полезными для жизни навыками, не разделяя их на "мужские" и "женские", поддерживают друг друга в процессе обучения

Позитивное восприятие лиц как своего, так и другого пола в различных ситуациях взаимодействия

  • 1. При выборе партнеров для учебных упражнений и игр учащиеся легко создают смешанные по полу группы.
  • 2. Между мальчиками и девочками в классе поддерживаются ровные и доброжелательные отношения.
  • 3. Дети заводят друзей как своего, так и другого пола.
  • 4. Учащиеся не используют в общении между собой гендерно окрашенные прозвища, определения.
  • 5. Резкие, отрицательные замечания относительно "правильного мужского" и "правильного женского" не получают поддержки в классе.
  • 6. Проявления культурного и индивидуального разнообразия в поведении женщин и мужчин (сверстников и сверстниц) воспринимаются детьми как естественное право личности на самовыражение

Цель социализации по эгалитарным правилам – личность, которая характеризуется:

  • 1) гендерной компетентностью (когнитивный элемент);
  • 2) гендерной толерантностью (ценностно-смысловой компонент);
  • 3) гендерной сензитивностью (эмоционольно-коммуникативный компонент).

Таким образом, мы можем констатировать следующее: учителя ценят в учениках, мальчиках и девочках, практически одинаковый набор качеств. Прежде всего, это доброжелательность, опрятность, ответственность, качества, полезные в учебной деятельности и мыслительные способности. В девочках учителя в наибольшей степени ценят терпимость и в наименьшей степени – волевые качества; в мальчиках, наоборот, в большей степени – волевые качества, особенно целеустремленность, смелость и самостоятельность и в меньшей степени – качества, обеспечивающие взаимодействие с другими людьми. В учениках учителя ценят любознательность, при этом у девочек это качество практически не называется. К мальчикам требования предъявляются недостаточно определенные – соответствующие модели поведения женского типа, и в то же время недостаточно внимания уделяется развитию волевых качеств.

Гендерные установки педагогов имеют значительное влияние на воспитание детей. Именно поэтому важно осознание педагогом собственных установок для того, чтобы часть из них использовать на благо в воспитании, а часть – корректировать.

Необходимо помнить о существующих различиях между мальчиками и девочками:

  • – в темпе и особенностях психофизиологического созревания;
  • – нейропсихологических особенностях;
  • – формировании произвольной регуляции поведения и произвольности внимания;
  • – некоторых особенностях по функционированию интеллектуальных операций (зрительное восприятие, пространственная ориентация и др.);
  • – личностных характеристиках.

Однако эти различия не столь существенны. При этом разброс индивидуальных показателей внутри гендерных групп (мальчиков или девочек) превышает разброс между группами.

При обучении ребенка необходимо опираться на универсальные закономерности развития. Во-первых, реальные различия в развитии, обучении и воспитании мальчиков и девочек не столь велики, несмотря на бытующие в обыденном сознании стереотипы, и во многом обусловленные не биологическим полом, а заданными культурными, социальными нормами и системой воспитания. И, во-вторых, разброс индивидуальных различий превалирует над половыми.

Девочек и мальчиков надо обучать и воспитывать, учитывая их особенности, как природные, так и сформированные в результате социализации. Обучение зависит не только от интеллектуальных способностей учеников, но и от отношения школьника к учителю, учителя к ученику, от их психологической совместимости, близости их когнитивных стилей, стратегий переработки информации, темповых характеристик учащихся. Родителям и учителям надо научиться подходить к детям исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предполагаемых гендерных различий. Гендер может влиять на то, чего от детей ждут учителя и родители, а это может повлечь за собой разное отношение к детям, основанное на их гендерной принадлежности. В результате у детей могут сформироваться гендерно дифференцированные навыки и представления о себе, которые ограничивают их возможности. Педагоги и родители могут и должны создавать среду, в которой царит гендерная свобода, моделировать равноправные гендерно-ролевые отношения и следить за тем, чтобы дети не перенимали гендерные стереотипы, изображаемые в СМИ.

  • Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008.
  • НАТА КАРЛИН

    Речь пойдет о стереотипах – нормах, канонах, законах, обычаях, традициях, предрассудках общества. Большинство людей считают их правильными, и следуют им. Здесь важно различать понятие правильности стереотипа и условности (надуманности). А ведь выдуманные стереотипы порой управляют коллективным сознанием (и нами, в том числе). Стереотипы людей в первую очередь делятся на глобальные – характерные для масштабов планета, и узкие – те, которым мы следуем в школах, на работе, дома и т. д. Однако и те и другие становятся той иллюзией, у которой масса последователей.

    Мужчин-моделей традиционно относят к геям

    Что такое стереотип?

    Понятие «стереотип» появилось на свет в 20-х годах прошлого столетия. Его ввел в научную литературу американский ученый У.Липпман. Он характеризовал стереотип, как маленькую «картинку мира», которую человек хранит в головном мозге для того, чтобы экономить усилия, которые требуются для восприятия более сложных ситуаций. По мнению американского ученого, существует две причины возникновения стереотипов :

    1. Экономия усилий;
    2. Защита ценностей той группы людей, в которой он бытует.

    Стереотип имеет следующие свойства :

    • Неизменность во времени;
    • Избирательность;
    • Эмоциональная полнота.

    С тех времен многие ученые дополняли и вносили новшества в эту концепцию, но основная мысль не изменилась

    На чем основаны стереотипы? Чтобы не утруждать себя излишними размышлениями, люди пользуются общеизвестными стереотипами. Иногда они находят свое подтверждение при наблюдении за людьми и тогда еще больше убеждаются в своей правоте. Стереотипы – это своего рода замена мыслительного процесса человека. Зачем «изобретать велосипед», если можно воспользоваться чужим умом. В разной мере каждый из нас подвержен стереотипам, разница состоит в том, кто из нас насколько верит данным «постулатам».

    Стереотипы живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и способствуют неверному восприятию действительности : роль современных стереотипов в жизни человека и общества неоспорима. Стереотипы могут быть навязанные общественным мнением, и сформированные на основе собственных наблюдений. Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно. Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать. Благодаря им мы знаем о следующих закономерностях:

    • Вода мокрая;
    • Снег холодный;
    • Огонь горячий;
    • От камня, брошенного в воду, разойдутся круги.

    Раз мы знаем об этом, то нам нет необходимости убеждаться в этом каждый раз. Но стереотипы, которые действуют на уровне сознания и подсознания людей, как правило, мешают им жить. Надо учиться отличать стереотипы от действительного представления о предмете, понимать плюсы и минусы стереотипов людей.

    Известные блоггеры воспринимаются как «недалекие» девушки

    Взять хотя бы стереотип о долге. В этом чувстве нет ничего плохого или неправильного. Вопрос состоит лишь в том, продиктовано это понятие внутренними убеждениями человека, или навязано ему общественным мнением. Во втором случае человек чувствует разногласие между собственными понятиями и тем, что требует от него общество.

    Стремление людей следовать стереотипам искажает их представления о действительности и отравляет существование. Очень часто человек судит о людях не по их поступкам, а по тому, что думают о них другие. Иногда человек, который время от времени ходит в церковь, приписывает себе все добродетели христианства. Хотя это далеко не так.

    Очень часто случается, что люди не утруждают себя размышлениями о проблеме, они просто пользуются бытующим стереотипом и принимают его на вооружение

    Например, это группы людей, которые делятся по следующим признакам:

    • Половым;
    • Возрастным;
    • Уровню образования;
    • Профессиональным;
    • Верование и т. д.

    Допустим, блондинки, чтобы не утруждать себя, доказывая неверность сложившегося стереотипа, стараются соответствовать общепринятому мнению. Так проще жить. Или женщины, стараясь , находят богатого жениха, с которым становятся глубоко несчастны, потому что при выборе не учли его человеческих качеств.

    Нельзя проецировать сложившийся стереотип на всех людей в одинаковой степени. Исходить в своих суждениях нужно из личности человека, его достоинств и недостатков, жизненной позиции и т. д.

    Какие бывают стереотипы?

    Заметьте, речь идет о стереотипах! Ниже приведены примеры самых популярных социальных стереотипов, весьма распространенных в обществе:

    Гендерные стереотипы: женщины и мужчины

    Гендерные стереотипы – одни из самых ярких в современном обществе

    Ниже приведен список распространенных гендерных стереотипов с примерами – поверьте, вы видите в нем много знакомого и устоявшегося в общественном представлении:

    1. Женщина – глупенькое, слабое и никчемное создание . Она предназначена для того, чтобы рожать, стирать, готовить, убирать и всячески обхаживать своего «повелителя» (мужчину). Она рождена на свет, чтобы научиться правильно наносить макияж, одеваться и хихикать, только тогда у нее есть возможность «охомутать» хорошего самца, который обеспечит ей и ее потомству достойную жизнь. Пока женщина живет за счет мужчины и слушается его во всем, она имеет право «питаться с его стола».
    2. Как только дама из первого пункта проявляет характер, она становится одинокой разведенкой. Можно привести пару примеров стереотипа одинокой женщины : 1) разведенная мать-одиночка – несчастна, одинока, забыта всеми;
      2) вдова – убитая горем и тоже несчастная женщина.
    3. Дама не должна быть сильной и бороться за собственное благосостояние без помощи мужчины. Иначе она карьеристка, у которой нет времени на семью, детей и мужа . Опять-таки – несчастна!
    4. Мужчина – «центр мироздания». Сильный, умный, красивый (даже с пузом и лысиной). Он обязан зарабатывать деньги для того, чтобы удовлетворять желания женщин.

    На самом деле, мужчинам от женщин нужен только секс, но они придерживаются правил игры в «любовь», чтобы добиться того самого секса

    1. Мужчина не должен :
    • Говорить о своих чувствах;
    • Плакать;
    • Помогать женщине по дому.

    Иначе, он не считает себя мужчиной.

    1. Мужчина должен :
    • Работать. И неважно, что там мало платят, и он не в состоянии содержать семью, он все равно устает на работе! А отсюда истоки следующей позиции;
    • Лежать на диване. Ведь он устал, он отдыхает;
    • Водить машину. Женщина на это, по мнению мужчин, права не имеет. Ведь она глупая!

    В остальных случаях считается, что это – не мужчина, а никчемное существо, которое «позорит» мужской род. Приведенные примеры известных стереотипов при восприятии партнеров по общению подтверждают тот факт, что многие из нас за реальным человеком не видят сути: нашпигованные с самого детства штампами и клише, мы не готовы прислушаться к словам близкого человека и понять его ожидания.

    Дети

    Дети обязаны :

    • Слушаться родителей;
    • Воплощать мечты и несбывшиеся желания мам и пап в жизнь;
    • Учиться на «отлично» в школе, колледже и вузе;
    • Когда родители станут старенькими «принести им стакан воды».

    Итак, дети непослушны и невыносимы, молодежь невменяема и распущена.

    Старые люди всегда ворчат и всем недовольны

    А вот к старости все люди болеют и жалуются на жизнь, иначе они, по меньшей мере, странно себя ведут.

    Счастье

    Счастье – это:

    • Деньги;
    • Высокий чин.

    Все остальные – несчастные неудачники. Даже если человек абсолютно счастлив, живя в состоянии транса (в нирване), и у него ничего нет за душой, он неудачник!

    «Правильное»…

    Только в самых именитых институтах получают «правильное» образование. «Правильные» люди ходят на работу и сидят там от звонка до звонка. «Правильно», если ты живешь на родине, а не уезжаешь жить в другую страну. «Правильно» следовать модным тенденциям. «Правильно» купить дорогую вещь в бутике, а не такую же в обычном магазине. «Правильно» иметь мнение, которое совпадает с мнением большинства. «Правильно» быть таким, как все вокруг.

    Для людей следование стереотипам губительно. Родители закладывают в наш мозг мысль о том, что нельзя выделяться из общества, нужно жить, как все. Каждый из нас в детстве боялся стать «белой вороной» и быть изгнанным из коллектива. Стать не таким, как все, значит жить по собственным правилам и думать своей головой – жить, напрягая мозг.

    Кадр из фильма «Агенты А.Н.К.Л.» («The Man from U.N.C.L.E.», 2015), где актер Арми Хаммер играл принципиального и непробиваемого агента КГБ, Илью Курякина

    Какими бывают профессиональные стереотипы: примеры

    К профессиональным стереотипам относятся обобщенные образы профессионала конкретной профессии. Наиболее часто в связи с этим упоминаются следующие категории:

      1. Полицейские . Эти стереотипы особенно рьяно подогреваются американскими фильмами и российскими сериалами. Редкое, признаться, взаимодействие рядовых граждан с сотрудниками полиции в реальной жизни рождает кучу домыслов, которые успешно направляются в нужном направлении с телеэкранов. Большинство поклонников подобных фильмов убеждены: даже самый обычный полицейский отважен, самоотвержен, способен в одиночку победить целую банду головорезов.
      2. Врачи . И в реальности есть способные вернуть к жизни буквально с того света профессионалы, но не стоит в случае проблем со здоровьем ожидать эффектного появления в больнице на каталке, с криками «Дорогу, дорогу! Мы его теряем» сопровождаемой всей бригадой скорой помощи – в жизни, поверьте, все намного банальнее, а умный и проницательный, способный принять мгновенное решение при критической для жизни пациента ситуации врач – увы, скорее, профессиональный стереотип.
      3. Стереотип умеющего разрешить от мелких бытовых до глобальных правительственных проблем адвоката – еще один пришедший из американских сериалов образ. Судопроизводство в этом представлении больше похоже на театр с судорожным заламыванием рук, слезами на глазах и срывающимся от волнения и трагизма происходящего голоса юристов.
      4. Яркий пример профессионального стереотипа известен нам еще с советских времен: рабочий и колхозница . Да-да, сельские труженики и простые работяги, пышущие здоровьем, с горящими от энтузиазма и жажды трудовой деятельности глазами, готовы на любые жертвы ради процветания промышленности, аграрных технологий, советского общества и государства в целом.
      5. Современные студенты : не сильно стремящиеся к знаниям, но зато преуспевающие в распитии спиртных напитков и сексе, употреблению наркотиков и организации буйных вечеринок. Возможно, навязанный образ все же ближе к американскому обществу, но и российские студенты с восхищением поглядывают в ту сторону – эх, нам бы так…

    Как бороться со стереотипами?

    Как выясняется, стереотипы предназначены для того, чтобы разгрузить мозг человека от лишнего напряжения . В то же время стереотипы ограничивают мыслительную деятельность человека, не давая ей выходить за границы стандартного мировосприятия. Если пользоваться стереотипом «хорошо там, где нас нет», то человек уверен, что там, где он живет, не может случиться ничего хорошего. А в той мифической дали, где он никогда не был и не будет, все живут при коммунизме и . Как следствие, не нужно даже стремиться стать счастливым, все равно ничего не получится.

    Но нельзя же слепо верить всему, что говорят люди . И потом, у стереотипа всегда есть скрытый смысл. В данном случае, истинное значение данного стереотипа – человек всегда будет думать, что кто-то где-то прилагает меньше усилий, и живет намного лучше.

    Это вызывает зависть и разочарование в своей «неудачной» жизни. Получается, что это мнение ошибочное

    Главный способ борьбы со стереотипами – не верить им. Не верьте тому, что говорят люди, проверяйте информацию, и на основании сделанных выводов, стройте собственное мнение. Тем самым вы сможете опровергнуть устаревшие стереотипы и предотвратите появление новых.

    Подумайте о том, сколькими стереотипами вы пользуетесь постоянно. Попробуйте найти те, которые не подтверждены фактами. Упомянутый стереотип о том, что «блондинки все глупые» – крайне спорное утверждение. Начните с того, что перечислите девушек и женщин со светлым волосами, которых вы хорошо знаете. Скольких из них вы назовете глупыми? Неужели все они такие бестолковые, как утверждает стереотип? Ищите опровержение утверждениям, которые не имеют под собой фактов.

    Если вы пользуетесь стереотипом «дороже – значит лучше», ищите примеры того, что товары по приемлемым ценам бывают качественными и модными. В то же время дорогостоящие вещи не всегда отвечают стандартам качества.

    Красивых и ухоженных женщин часто считают глупыми и рассчетливыми

    Заключение

    Итак, что такое стереотипы? Это неоднозначное проявление общественного мышления. Они живут и будут жить всегда, независимо от того, хотим мы этого или нет. Они несут в себе информацию, которую люди собирали и систематизировали веками. Некоторые из них основаны на реальных фактах, другие похожи на придуманные сказки, но они были, есть и будут. Решайте для себя, какой из стереотипов вреден для вашего мышления, а какой полезен. Пользуйтесь нужными, и избавляйтесь от вредных.

    И, напоследок, предлагаем отвлечься от серьезной темы и посмотреть забавный видеоролик о стереотипах дворового футбола. Да, и такие бывают!

    22 марта 2014, 11:32

    Учебоцентризм как стереотип восприятия учащихся. Учителя, для которых характерно наличие данного стереотипа, озабочены прежде всего успеваемостью и не видят за отметками индивидуальности учащегося. Негативное влияние данного стереотипа заключается в том, что в классе возникает негативное отношение к отличникам, осуждается их стремление выслужиться перед учителем. У учащихся может возникнуть ошибочное представление о том, что успех в учебе зависит от отношения учителя , которое снижает мотивацию к обучению у слабых учащихся. Мало внимания уделяется воспитанию нравственных качеств.

    Стереотип восприятия личностных качеств учащихся. Среди педагогов распространен стереотип о связи хорошей успеваемости учащегося с его личностными качествами: успешно учится – значит, способный, добросовестный, честный, дисциплинированный; успевает плохо – значит ленивый, несобранный и т. д. «Неблагополучные» дети – это, как правило, ершистые, беспокойные учащиеся, те, которые не могут усидеть на занятиях, молча (пассивно, подчиненно) реагировать на замечания, вступают в пререкания. Учащиеся, демонстрирующие подчиненность, действующие в зависимости от указаний и замечаний учителя, обычно оцениваются как благополучные и не попадают в список «трудных».

    Стереотип восприятия «идеального» и «плохого» учащегося. В мышлении большинства учителей имеет место стереотип восприятия «идеального» учащегося . Идеальным, согласно данному стереотипу, является учащийся, который всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда не нарушает дисциплину. Существует также стереотип во с приятия «плохого» учащегося как ленивого, пассивного или непослушного школьника, враждебно настроенного к школе и учителю. Учителя считают таких детей безразличными, агрессивными, неадаптивными и даже видят в них потенциальных преступников. Хотя это далеко не всегда так.

    Уместно вспомнить, что великий Эйнштейн был медлительным и поэтому не пользовался особой любовью учителей. Психологические эксперименты показывают, что «трудные» дети психологически здоровее тех, которые являют собой пример послушания. Наличие данного педагогического стереотипа в мышлении учителя обусловлено тем, что «идеальный учащийся» утверждает учителя в его роли, делает его работу приятной и соответственно оказывает позитивное воздействие на его Я-концепцию. «Плохой учащийся», напротив, служит источником отрицательных эмоций учителя.

    Стереотип восприятия девочек и мальчиков. В исследовании Гюнтера – Клауса восприятие мальчиков оказалось на 80% негативно-критическим и лишь на 20 % – поощряющим. Психолог выявил, что девочки оцениваются учителем в целом менее строго по сравнению с мальчиками, поэтому учителя легче подчиняют их поведение установленным нормам.

    Стереотип восприятия поступков учащихся . Данный стереотип характеризуется ошибочным представлением «Все проступки детей злонамеренны, они стремятся досадить учителю».

    На самом же деле дети зачастую просто живут своей жизнью, а не ведут диалог с учителем. Во многих случаях, совершая проступки, они никоим образом не связывают их с учителем, с желанием досадить ему. Не всякий коллективный побег с урока в кино есть вызов учителю. Может, действительно, кино было необыкновенно интересным.

    Стереотип восприятия педагогических успехов и неудач. Зачастую педагоги приписывают причины педагогических неудач внешним обстоятельствам («дети не хотят учиться», «родители не следят за учебой детей», «средств не хватает»), а причины успехов – себе. Даже когда налицо прогресс в развитии детского коллектива и отдельных личностей, это не всегда заслуга отдельного учителя. Может быть, просто дети подросли, ученики и учитель «притерлись друг к другу».

    Человеческие сообщества интуитивно стремятся к успокоению, к большему взаимодействию, к психологическому комфорту. Эти естественные процессы учитель зачастую принимает за непосредственные результаты своей педагогической деятельности. Кроме того, прогресс в развитии учащегося чаще всего результат коллективной работы всех учителей, работающих в классе, и родителей.

    Стереотип восприятия профессии. Многие учителя считают, что профессия учителя не дает возможности получать удовольствие от работы, самореализовываться, что профессия учителя – это сплошная нервотрепка и каторга. В действительности школа может давать редкостное, ни с чем не сравнимое удовольствие от общения с миром детства. Если учитель, получает удовольствие от своей работы, то и дети также получают удовольствие от обучения, не воспринимают его как скучную обязанность. Если же учитель не получает удовольствия, это прежде всего передается детям и снижает положительную мотивацию к обучению.

    Стереотип восприятия школы. В обществе имеет место стереотип восприятия школы: «казарма», «обязаловка и принудиловка», «учителя не понимают детей, живут в отрыве от реальной жизни» и др. Возникновение такого стереотипа обусловлено тем, что большинство людей при восприятии школы ориентируются на собственный опыт пребывания там в качестве ученика. Но такой образ школы не является адекватным. За прошедшие десятилетия школа изменилась. Кроме того, одна школа не дает представления обо всех.

    Стереотип восприятия родителей . Многие учителя считают, что родители обязаны заботиться об успеваемости и поведении детей. И если у учителя трудности с детьми, то в этом виноваты родители, и они обязаны что-то предпринимать.

    Стереотип восприятия педагогических инноваций. Причиной возникновения этого стереотипа является установка «нельзя экспериментировать над детьми», реализующая известную заповедь «не навреди». Отсюда негативное восприятие и оценка инноваций, боязнь их, особенно комплексных и радикальных, имеющих повышенную долю риска. Боязнь риска часто становится непреодолимым препятствием на пути введения в практику новых педагогических идей. Любое педагогическое нововведение, действительно, содержит риск, связанный с непредвиденными трудностями, ибо неизвестно, даст ли вводимое новшество ожидаемый результат, приживется ли оно в традиционных условиях, как отнесутся к нему учащиеся и их родители. Но «кто не рискует, тот не пьет шампанского!». Инноваторы всегда рискуют, и степень их риска тем выше, чем сложнее и масштабнее нововведение и чем больше самостоятельности они проявляют при этом.

    Джон Холт выделяет три метафоры, которые служат источником всех педагогических стереотипов:

    Метафора 1. «Конвейер» – представление о школе как конвейере по наполнению детей знаниями.

    Метафора 2. «Подопытные животные» – представление об учениках как объектах дрессировки и о воспитании по принципу «задача – награда – наказание».

    Метафора 3. «Больница» – взгляд на школу как на особое место, где исправляют, лечат мозги.

    В. А. Сластенин выделяет следующие стереотипы обыденного педагогического сознания: функционализм, отождествление логики воспитания с логикой обучения, отношение к ребенку как к «учебному человеку», подмена целостного педагогического процесса суммой изолированных друг от друга мероприятий и др. Автор подчеркивает необходимость «расшатывания» (переструктурирования) негативных педагогических стереотипов. Собственно расшатывание стереотипов «есть не уничтожение их, так как они легко заменяются новыми, а использование конструктивной части для их переструктурирования, переосмысления».

    9 сакавіка 2015

    14 737

    На примере школьного образования мы проследим, как под видом «гендерной культуры» в сознание детей встраивают стереотипы о социальных ролях мужчины и женщины, которые воспроизводят поздние советские реалии: мальчик строгает табуретки, а девочка - вяжет и готовит.

    Школа - один из значимых социальных институтов, с которыми сталкивается человек. Образовательная политика тесно связана с устройством общества, расстановкой сил в нём, существованием правил, которые обеспечивают функционирование контроля. Таким образом, среднее образование - это не только комплекс учебных дисциплин, но и социальные догмы, ориентирующие человека на существование в определённой парадигме. И гендер является ее краеугольным камнем.

    Эта социальная «надстройка» над полом декларирует важность физиологических отличий мужчины и женщины, детерминированность их социальных ролей. При несовпадении пола и гендера личность переживает отчуждённость от других людей, ощущает себя «неправильной», подвергается осуждению и давлению.

    «Что станет с гендерными ролями, если не прививать детям поведенческие паттерны в соответствии с полом? Что будет, если исчезнет деление на женские и мужские профессии, черты характера, предметы одежды?..»

    С исчезновением понятия «гендер», а значит, и самого явления из нашей жизни, обществу придется пережить серьезную трансформацию. Однако сегодня в Беларуси такой реформистский путь кажется неоправданно сложным. Законодательно закреплять, «консервировать» традиции, которые теряют свою реальную жизнеспособность, проще.

    Гендерное воспитание - это официально артикулируемая концепция белорусского образования. Воспитательная работа включает в себя «гендерное воспитание», призванное формировать у учащихся «представления о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе» и «семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей» .

    «Семейные ценности» - ключевое понятие гендерного воспитания постсоветского пространства. Важно понимать, что официальная риторика в очерченном культурном регионе подразумевает под семейными ценностями вовсе не необходимость работать с проблематикой института патриархатной семьи, модернизировать и гуманизировать его. Речь идет не о ценности доверительных отношений и равноправия, на которых строится счастливая семья, но о ценности (точнее, выгодности) мифа о гетеронормативности и сохранности традиционализма. Семейные ценности в данном случае синонимичны патриархату, гендерным стереотипам и несвободе.

    © ussr-lib.com


    Формируя у детей восприятие себя как девочек и мальчиков со специфическими женскими или мужскими ролями, система образования конструирует в людях представления о семейной «норме», и в этом представлении нет места инаковости. Шайло Нувель, 7-летняя дочь Брэда Питта и Анджелины Джоли, недавно попросила называть её Джоном и считать мальчиком. Родители уважают это решение. Впервые о гендере Шайло-Джона заговорили ещё в 2010 году, когда таблоид Life&Style выпустил материал под заголовком «Зачем Анджелина превращает Шайло в мальчика». Причиной публикации стали изменения в стиле Шайло: она перестала носить платья, вместо причёсок с заколками появилась стрижка-унисекс. Джоли прокомментировала ситуацию, сказав, что её дети сами могут выбирать одежду в соответствии с тем, как они себя ощущают. В результате мы видим уникальный опыт принятия себя: уже в раннем возрасте человек смог сделать выбор, зная, что он не подвергнется осуждению. Возможно ли такое развитие событий в обществе, которое делает трансгендеров невидимыми и закрепляет в детях устаревшие клише про определяющую роль пола?

    Воспитание детей в рамках бинарной оппозиции маскулинного и феминного приводит к формированию гендерных стереотипов, облегчающих классификацию и - как следствие - контроль. Ведь вместо личности с её потребностями и устремлениями есть стандартизированные «мужчины» и «женщины» с общими для класса устремлениями и потребностями. Консервативное воспитание делает людей некритичными, уменьшает их способность к рефлексии и открытость новым практикам, сколько бы аргументов в пользу последних ни было озвучено. Гендерные стереотипы поощряют косность мышления, слепое доверие к традиции.

    Если рассматривать школу как составную часть подготовки индивида к профессиональной деятельности в реалиях конкретного общества, то нужно выяснить, какие ожидания на его счёт существуют в Беларуси. В недавнем министр труда и социальной защиты Беларуси Марианна Щёткина говорит, что «гендерные стереотипы зачастую не дают видеть истинную картину, а это мешает и мужчинам, и женщинам». На вопрос журналистки о том, стоит ли в таком случае бороться с гендерными стереотипами, Щёткина высказывается удивительно туманно:

    Здесь главное не слишком увлекаться. Безвольный, изнеженный мужчина никогда не станет в массовом сознании привлекательным образом. А что касается женщин, то, как отметил великий русский хирург, педагог и общественный деятель Николай Пирогов, «женщина с мужским образованием и даже в мужском платье должна оставаться женственной и никогда не пренебрегать развитием лучших дарований своей женской природы».


    Но это далеко не единичное противоречие: кажется, что вся концепция белорусского гендерного воспитания построена на оксюморонах.

    © ussr-lib.com


    «Политика государства опирается на гендерную модель симметричного и равновесного включения мужчин и женщин во все сферы общественной жизни» . Но может ли происходить симметричное и равновесное включение мужчин и женщин во все сферы общественной жизни, если для учеников разного пола вводятся разные предметы, которые закрепляют существующий полоролевой подход?

    Таким образом, расшифровка понятие «гендерное воспитание» на уровне официальной риторики - это попытка усидеть на двух стульях: с одной стороны, сохранить консервативные позиции, с другой - облечь их в форму либеральности и прогрессивности, поставить в один ряд с понятиями «гендерное равенство», «равноправие».

    В пояснительной записке Е. Коновальчик и Г. Смотрицкой к учебной программе факультативных занятий для VIII(IX) классов учреждений общего среднего образования «Основы гендерной культуры» говорится о том, что цель факультативных занятий «Основы гендерной культуры» - формирование гендерной культуры обучающихся как элемента базовой культуры личности и условия её успешной реализации как семьянина, профессионала, гражданина.

    Основные задачи данных занятий:

    Приобретение знаний о гендерных особенностях представителей обоих полов;
    систематизация представлений о социально одобряемых качествах мужчин и женщин и распределении гендерных ролей в современном мире;
    закрепление знаний о гендерном равноправии, недопустимости половой и иной дискриминации, всех видов насилия;
    формирование ценностного отношения и толерантного восприятия представителей обоих полов, умения конструктивно общаться и сотрудничать;
    выработка позитивных установок в отношении брака и семьи, воспитания детей.

    Нам снова предлагают сочетать «представления о социально одобряемых качествах мужчин и женщин и распределении гендерных ролей в современном мире» со знаниями о равноправии, словно это не взаимоисключающие вещи. Заявление о гендерных особенностях полов и вовсе ставит под сомнение уровень понимания составителями программы используемой терминологии.

    Полоролевой подход к составлению образовательной программы наглядно представлен серией «раздельных» дисциплин. Различные нормативы для мальчиков и девочек, предусмотренные курсом физической культуры, могут показаться логичными, так как речь идёт о физических особенностях пола, а не о гендере. Однако если вдуматься, то смысл подобного ранжирования не является самоочевидным. Почему нормативы дифференцированы по половому признаку, а не по возможностям людей вообще?

    «Есть девочки, которые обладают большей физической силой, чем мальчики. Есть мальчики, которые прыгают хуже других мальчиков. Есть девочки, которые бегают медленнее других девочек»

    Не разумнее ли по-разному оценивать разные категории физических возможностей, а не закреплять за женщиной ярлык «слабый пол» и на таком уровне?

    Также стоит добавить, что вопрос с физическими нагрузками во время менструации на официальном уровне не решён: ученицы договариваются с преподавателями в индивидуальном порядке, и это значит, что они могут подвергаться насмешкам или вовсе не получить разрешения на отдых. Российский сайт «ФИЗКУЛЬТУРА НА 5», например, даёт учителям такие советы:

    В то же время хорошо известно, что на период менструации женщину никто не освобождает от работы, от выполнения обязанностей по домашнему хозяйству и т. д. А ведь зачастую эти нагрузки ничуть не меньше, а порой даже и больше, чем на уроках физической культуры.

    Раздельные уроки труда (5-9 классы)


    Если в цитируемых выше нормативных документах упоминается о воспитании чувства равенства, то школьная программа трудового обучения не позволяет сделать подобные выводы. Эти уроки так откровенно транслируют представления о патриархатной семье, словно не было множества авторок и авторов, которые писали о невидимом женском труде - работу по хозяйству по-прежнему обесценивают и считают само собой разумеющейся. Труд в сознании детей и подростков разделяется на мужской и женский, и школьники получают лишь те навыки, которые считаются полезными для представителя того или иного пола. Шитьё, вязание, вышивка, кулинария - это о девочках. Работа с инструментами, деревом и металлом - мальчики. В таких условиях невозможно развивать свои способности и склонности, потому что о них попросту никто не спросит.

    © ussr-lib.com


    Допризывная подготовка и медицинская подготовка (10-11 классы)


    Данный комплекс не только закрепляет гендерные стереотипы, но и способствует усилению милитаристских настроений. Боец и медсестра, романтические советские образы, перекочевали в современную жизнь. Хочешь мира - готовься к войне? В качестве ответа хотелось бы вспомнить феминистский лозунг о том, что не нужно учить женщин защищаться, нужно учить мужчин не насиловать. Поэтизировать войну, проводя военные парады, где родители фотографируют детей на фоне танков и «катюш», закрепляя это школьными уроками, - значит делать насилие допустимым. В предыдущем пункте мы говорили о пренебрежении феминистскими трудами, а здесь уместно вспомнить Ремарка, Воннегута, Хемингуэя, Толстого с его «Севастопольскими рассказами», «Завтра была война» Бориса Васильева... Разве это не правдивее идиллических открыток с улыбающимися медсёстрами в обнимку со счастливыми красноармейцами?

    Гендерные стереотипы упрощают манипуляции с массовым сознанием, а милитаристская риторика требует именно этого: типизации, некритичности и управляемости.

    Стоит отметить, что школа воплощает в жизнь принципы гендерного воспитания не только на классных часах и «раздельных» предметах, но и на «общих» дисциплинах: например, школой традиционно ставятся под сомнение способности девочек к точным наукам. Это приводит к тому, что возможности женщины планомерно и последовательно обесцениваются, и сами девочки ощущают себя менее способными и сильными, чем мальчики.

    Исследования, проведенные в школах страны Американской ассоциацией университетских женщин, показали, что мальчики в 5 раз чаще по сравнению с девочками удостаиваются внимания учителей, их в 8 раз чаще вызывают к доске. В результате уже вне стен школы мальчики чувствуют себя более уверенными и способными. Исследования также показывают, что именно в возрасте 9-14 лет девочки с наибольшей вероятностью могут потерять уверенность в себе и представление о собственной ценности. Они становятся физически менее активными, начинают хуже учиться, пренебрежительно относятся к собственным интересам и потребностям .

    © ussr-lib.com


    Инструменты подавления в школе действуют не только по отношению к ученикам. В ноябре 2014 года в школы Бреста были разосланы рекомендации, касающиеся внешнего вида учителей. Данный дресс-код, разработанный Министерством образования ещё в 2009 году, вызвал бурную реакцию пользователей байнета. И неудивительно: рекомендация пестрит словами «должен», «должна», «должны», и даже самый восторженный поклонник форменной одежды поневоле задумается, кто же определяет «традиционно» допустимое количество украшений, «правильный» размер пуговиц и «школьную» расцветку колготок.

    Одежда
    «Считается неприличным вести урок в джинсах; спортивной одежде, одежде с бахромой, блёстками, кружевами, большими яркими пуговицами, одежде, оставляющей открытой область живота, мини-юбке, юбке с большим разрезом, просвечивающейся блузке или блузке с очень глубоким декольте; пончо и подобных ему бесформенных накидках; «цыганских» юбках и т. д. Одежда для школы (гимназии, лицея) не должна быть слишком облегающей и вызывающе ярких расцветок. Не допускаются колготки и чулки в крупную сетку, клетку или в цветочек. Голые ноги, пусть и очень красивые, также не приветствуются, даже в очень жаркую погоду».

    Обувь
    «Деловой стиль также не приемлет кроссовки, шлёпанцы и любую обувь с незакрытой пяткой, открытые босоножки, сапоги выше колена. Обувь должна быть строгих классических форм, на невысоком устойчивом каблуке (не выше 6 см), ни в коем случае не массивная и не хрупкая».

    Прическа, макияж, маникюр, украшения
    «Причёска или укладка должны оставлять открытым лицо, т.к., во-первых, смотрятся аккуратнее, и, во-вторых, открытое лицо вызывает больше доверия. Слишком длинные распущенные волосы, африканские косички, дреды - все это также не для школьного учителя. Макияж должен быть неброским и лёгким. В маникюре следует избегать двух крайностей: неухоженных или слишком длинных и ярких ногтей. Украшения не должны блестеть, быть громоздкими, звенеть, все эти факторы будут отвлекать учеников от сути объясняемого материала. Традиционно считается, что должно быть не более трёх украшений».

    Кем же «считается»? Кем «не допускаются» и «не приветствуются»? Почему в рекомендации для учителей имеют место оговорки вроде «пусть и очень красивые» (ноги)»? Почему рекомендации касаются в основном женщин (в одном ряду с мини-юбками не упоминаются шорты)? Массивная и хрупкая обувь - ни в коем случае, потому что от прочности учительской обуви зависит ход урока? Чем плоха бесформенная накидка и яркие цвета? От этих вопросов легко перейти к другим: что случится, если девочки будут строгать табуретки, а мальчики научатся шить и готовить? Что произойдёт, если детям не скажут «тыжедевочка» и «тыжемальчик»? Как изменится мир, если в нём будут личности, а не абстрактная масса мужчин и женщин, которые якобы наделены фундаментальным сходством со всеми представителями своего пола?



    1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі, №2, 2007., C.11.
    2. Стаховская С., ГУО «Крынковская СШ Лиозненского района» (из материалов конференции по гендерному воспитанию, 2013 г.)
    3. Муфель Н., «Основные проблемы гендерной социализации девочек».

    16 лет, Пермский край

    О нарушении прав я начала задумываться пару лет назад, когда случайно забрела на группу с историями девушек. Речь шла об ужасных вещах - изнасилованиях, домашнем насилии, а преступники не были наказаны из-за того, что полиция не нашла состава преступления или девушкам никто не поверил. Я задумалась: где справедливость, если такие вопиющие преступления остаются безнаказанными?

    С тех пор я стала чаще замечать свинское поведение мужского пола по отношению к женскому, которое у нас в стране, видимо, считается нормальным: девушкам присвистывают вслед, трогают их - просто потому, что так захотелось. Девушки обычно просто терпят это. Недавно я сама столкнулась с похожей ситуацией. Я люблю одеваться красиво - не для кого-то, а для себя. В один прекрасный день, когда я шла по центру города в короткой юбке и на каблуках, до моей ноги дотронулся неприятный пожилой мужчина. Первая реакция - шок, со мной такого раньше не происходило, я даже не смогла отреагировать, а тот мужчина успел уйти. Возмущение, которое я так и не выразила, весь остаток дня крутилось у меня в голове. Но это стало для меня уроком, впредь я буду знать, как вести себя в такой ситуации: если такое произойдет, я постараюсь пресечь такие действия, а затем вразумить человека.

    Бывали ситуации, когда я единственная поднимала руку, чтобы ответить, но выбирали именно мальчика, чтобы он «отдувался за всех», потому что «сильный пол должен нас защищать»

    В колледже я то и дело замечаю неравное отношение к мальчикам и девочкам. У нас в группе всего три мальчика, на пары из них обычно ходит только один. Бывали ситуации, когда я единственная поднимала руку, чтобы ответить, но выбирали именно мальчика, чтобы он «отдувался за всех», потому что «сильный пол должен нас защищать». На географии нам рассказывали о неравенстве зарплат мужчин и женщин за одинаковую работу. Кто-то выкрикнул: «Ну и правильно!» Другие рассмеялись. В нашей почти полностью женской группе ни одна не выразила своего несогласия. Неужели только я сочла это несправедливым? Еще в школе меня поражало, когда учителя-женщины говорили о том, что девочкам главное - найти хорошего мужа, а хорошо учиться - это дело второе.

    В социальных сетях, опять же, сталкиваюсь с несправедливостью. Вот опрос: «Кто должен быть главным в семье?» Варианты ответа: «мужчина» и «оба равны». Варианта ответа «женщина» даже не предусмотрено, а больше половины ответивших проголосовало за мужчин.

    Я очень рада, что в моей семье родители действительно равны. Никто никому не приказывает, уж тем более не применяют силу. Но и у меня недавно состоялся неприятный разговор с мамой: мне объясняли, что я будущая женщина, что я должна буду найти себе вторую половину мужского (обязательно!) пола, завести детей. Потому что в этом якобы мое предназначение. Когда я попросила привести аргументы, мне ответили, что так заведено.

    От патриархального склада никуда не деться, мы живем в стране, где обычная жизнь тесно связана с церковью и традициями. Все будто забыли, что мы светская страна. У меня появляется ощущение, что наши органы власти судят людей по «Домострою», где жену можно и ударить.

    А еще некоторые девушки не уважают друг друга. Пока мужчины видят это, они будут считать, что тоже могут неуважительно обращаться к девушкам.

    Я не знаю, когда этот беспредел закончится, но сейчас мне неприятно жить в обществе, где царит сексизм и гомофобия.

    17 лет, Иваново

    Когда я загорелся идеями феминизма, многие считали это очень странным, потому что я мальчик. Сегодня мое мировоззрение - это совокупность взглядов против дискриминации по какому-либо признаку. Во мне изменилось многое, но вокруг меня мало что сдвинулось с места.

    Да, глупо отрицать, что во «взрослом» мире господствует гендерное неравенство. Но хуже дела обстоят в мире детей, которым навязывают стереотипы и установки. Нас воспитывают по стандартной системе: «Мальчики, вы сильные, вам не дозволено пускать слезы. Девочки, вам следует быть утонченными принцессами».

    На уроках физкультуры нас делили на сильных и слабых

    Школа часто злоупотребляет правом воспитывать детей. Начинается все со школьной формы. Твой внешний вид - одна из самых доступных форм самовыражения - жестко регламентируется другими. Дальше идет разделение на «М» и «Ж». На уроках технологии девочек учат готовить, а мальчиков - быть плотниками. Лично мне было ужасно обидно, что я не могу научиться готовить что-то вкусное, хотя считаю это прекрасным занятием. Вместо этого я должен заниматься дурацкой работой, которую сегодня за деньги выполняют наемные рабочие. На уроках физкультуры нас делили на сильных и слабых. Мальчики, конечно, заведомо были сильными, поэтому физрук всегда кричал нам вслед: «Не сдавайся, ты же будущий боец. За кем будет стоять твоя жена?»

    В старшей школе я стал меньше ощущать на себе это давление. Может, потому что учителя решили, что к этому времени мы уже стали «правильными»?

    С друзьями - особая ситуация. Их головы уже промыты, стереотипы глубоко пустили корни. Они не хотят видеть рамки, в которые их загнали. На меня огрызаются, когда я пытаюсь учитывать мнение и мальчиков, и девочек. Личная жизнь будто уже прописана кем-то наперед, и все следуют этим инструкциям.

    В семье дела обстоят по-другому - тут все родные, не с кем бороться. Родители мои, воспитанные в 70-х годах, конечно же, переносят гендерные установки на меня и моих братьев. Но стоит ли винить их в этом? В глазах отца мы будущие бизнесмены, предприниматели, руководители на высоких постах.

    Кто-то может сказать, что только так мы сможем сохранить человечество и нормальное общество. Но кто определил эти стандарты и почему мы не можем их нарушать? Сейчас люди вдруг задумались о сохранении каких-то истин. Но если взглянуть в историю, окажется, что «истины» всегда были разными.

    Именно в феминистических и в схожих с ними идеях я вижу выход из ситуации. Мне кажется, активисты должны нести эти идеи в школы. Нужно менять воспитание - не радикальным образом, а постепенно. Только так возможно воспитать общество, в котором не будет неравенства.

    17 лет, Забайкальский край

    Я живу в военном городке, где почти все семьи состоят из жены и военнослужащего мужа. В таких семьях глава - мужчина, его считают защитником, а женщина обязана сидеть дома и выполнять все домашние обязанности. Работы здесь особо нет, шансов для саморазвития - тоже. В этих семьях даже не знают о равноправии. Если об этом заходит речь, итог один: муж - добытчик, жена сидит дома - значит, не устает, нечего строить из себя угнетенную.

    Для меня загадка, почему женщины не признают этого гнета

    Половина мальчиков, насмотревшись на это, непременно хотят стать военными. Им не сложно добиться этой цели. Своим девушкам парни сразу дают понять, что они должны дожидаться их из армии. А потом в любой момент она должна будет бросить учебу, работу и приехать к нему в богом забытый городок, чтобы начать свою карьеру служанки.

    Я пытаюсь донести окружающим (в школе в том числе), что это ненормально. Все воспринимают это как шутку. Самое ужасное, что девушки реагируют так же, как парни. Для меня загадка, почему женщины не признают этого гнета.

    Я думаю, что права женщин систематически нарушают только из-за того, что идеи феминизма - это как тайный клуб, о котором говорят шепотом, да и то не всем. Если бы все истории про изнасилования, похищения и избиения доносились до народа, то все было бы гораздо лучше. Женщины бы чаще задумывались, что такое количество преступлений - не просто случайность.

    17 лет, Минск

    В 13–14 лет я стала задумываться о том, сколько гендерных стереотипов меня окружает. Я совсем не понимала, почему люди поощряют такое, и боролась с неравенством, даже не зная, что такое феминизм. Когда я узнала, что существует такое движение, я сразу стала его поддерживать.

    Недавно на уроке биологии учитель сказал нам: «Если девушка говорит «нет» - это значит «да». Девушки все такие»

    В школе гендерных стереотипов полно, и это печально. Школа должна быть местом, где учат не только математике и истории, но и уважению. Даже учителя поддерживают неравенство, что уж говорить об учениках?

    Недавно на уроке биологии учитель сказал нам: «Если девушка говорит «нет» - это значит «да». Девушки все такие». А открытый урок о подвиге белорусских женщин в военные годы наша классная руководительница завершила словами: «Смысл жизни женщины - это создание семьи, воспитание детей». Она вообще довольно религиозная женщина, постоянно говорит, что девочки должны быть слабыми и дарить свою красоту только мужу.

    Однажды в классе я сказала, что женщина не обязана рожать. Мой одноклассник ответил: «Если женщина не рожает, то зачем она вообще нужна?» Печально все это.

    По рассказам одноклассниц, я лишний раз убедился в зашоренности нашего общества: истерики и требования от дочерей «родить внучат», ограничение общения с противоположным полом, оскорбления на почве ориентации - этот набор стереотипов и без того всем известен.

    Неуважение к собственным детям, ученикам, да и просто к людям, неприятие какого-либо мнения, кроме своего, боязнь нового - вот лишь краткий список недугов, которыми поражено наше общество.

    Последние материалы раздела:

    Презентация на тему
    Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

    Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

    Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
    Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

    история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

    Бактерии- древние организмы
    Бактерии- древние организмы

    Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...