Расфокусировка образовать прилагательное. Образование имен прилагательных













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.














Назад Вперёд














Назад Вперёд

Конспект занятия №1

Тема : Дифференциация З – С в слогах и словах

Цель : Научить различать звуки З – С в слогах и словах.

Задачи :

  • Коррекционная : развивать правильное произношение и написание слогов и слов со звуком З – С; логическое мышление; фонематический слух и анализ слов; развивать слоговой анализ и синтез слов.
  • Развивающая : развивать ручную и общую моторику и координацию движения, умение и точность бросать мяч.
  • Дидактическая (образовательная): формировать навыки деления слов на слоги; закреплять знания о правописании слов с сомнительными согласными З – С.
  • Воспитательная : воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания и сотрудничества.
  • Психологическая : создавать положительный эмоциональный настрой.
  • Здоровьесберегающая : укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, приобщать школьников к здоровому образу жизни.

Оборудование : компьютер, проектор, презентация 1, карточки со слогами, разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I. Организационный момент .

Знакомство с героями занятия : Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Слайд 2 Сегодняшнее занятие – путешествие в гости к сказочным героям. Знакомьтесь – это наши новые друзья Заяц и Лиса, Слайд 3, они дружат со звуками, а какими угадайте. Для этого отгадайте ребусы.

II. Основная часть .

Задание №1 : «Отгадай ребус» . Развитие логического мышления.

Логопед : В рисунке животного или птицы зашифровано его название. Отгадав первые буквы слов в ребусе, вы узнаете, какие звуки мы сегодня будем изучать, выделите их и запишите. Слайд 4. Приложение 1 . Молодцы, вы справились с заданием. Наше путешествие продолжается.

Задание №2: Объяснение характерных признаковзвонких – глухих звуков З – С (артикуляция и звучание звуков З – С)

Логопед : Мы с вами отправляемся в гости к нашим новым друзьям Зайцу и Лисе в страну твёрдых звуков З – С. Возьмите зеркала и произнесите по очереди звуки З – С. При произнесении этих звуков: губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов. Струйка воздуха выдыхается посередине языка, на поднесенной ладони ощущается холодный воздух. Слайд 5. Звук З – звонкий, произносится при помощи голоса и шума. С – глухой, произносится только при помощи шума. Слайд 6.

Задание №3 : Дифференциация звуков З – С в слогах. Закрепление звуков и букв З – С в прямых и обратных слогах. Слайд 7.

Логопед : Друг Зайца и Лисы, Снеговик рассыпал буквы алфавита и очень расстроился! Помогите ему их собрать. Для этого произносите (читайте) слоги за мной:

Логопед : У вас всё так хорошо получается. Молодцы! Снеговик благодарит вас за помощь.

Задание №4 : Игра в мяч . Развитие фонематического слуха, анализ слов – паронимов по смыслу и звучанию. Слайд 8

Логопед : Мы отправляемся дальше в наше путешествие. Лиса и Заяц приготовили для вас задание посложнее. Посмотрите на картинки, назовите каждую. Произнесите слова, выделяя голосом звуки, которыми они отличаются. Сравните слова по смыслу и по звучанию.

Логопед : Заяц и Лиса любят играть в мяч. Они приглашают вас присоединиться к ним. Один из вас будет называть часть слова, которая изменяется и перебрасывать мяч товарищу. Тот, у кого окажется мяч, должен назвать не изменяющуюся часть слова, вернув его обратно. Затем, меняетесь ролями. Например: ру – сак, гу – сак, ры – сак. У вас всё отлично получилось, молодцы!

Задание №5 : Игра «Собери слово» .Развитие слогового анализа и синтеза слов.

Логопед : Лиса Зайцу подарила новую игру – лото. Решили друзья поиграть. Выложили они из коробки карточки со слогами, но соединить не могут. Помогите найти каждому слогу свою пару. Прочитайте слоги и составьте из них целые слова. Определите место звука в слове.

Первая половина слов, слоги: ко, ва, ве, та, бы. Вторая половина слова, слоги с изучаемым звуком: со; сы; зы; зу. Составьте из слогов не менее восьми слов. Приложение 2

Логопед : Ребята, вы молодцы! Заяц и Лиса благодарны вам за помощь!

Физкультурная минутка: Упражнения по развитию ручной и общей моторики. Выполняются под музыку действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

Логопед : Сейчас немного отдохнем и сделаем упражнения вместе с друзьями Лисы и Зайца, Редиской, Морковкой и Огурцом. Слайд 9

Задание №6 : Закрепление знаний о правописании слов с сомнительными согласными З – С.

Логопед : Мы хорошо отдохнули и можем выполнять следующее задание. Рассмотрите картинку (Слайд 10) и найдите на ней, не менее пяти слов, с изучаемым звуком З – С, в которых можно допустить ошибку. Выпишите слова в тетрадь. Найдите к ним родственные слова. Приложение 3

Логопед : Молодцы! Хорошо поработали и справились со сложным заданием Лисы и Зайца.

III. Итог занятия.

Рефлексия

Логопед: Наше сегодняшнее путешествие в гости к Лисе и Зайцу в страну твёрдых звуков З – С подошло к концу. Попрощайтесь с нашими новыми друзьями. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением вас.

Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что вы поняли? Как вы думаете, вы обошлись бы без помощи товарищей по группе? И должны ли друзья помогать друг другу?

Дети дают свои ответы.

Логопед: У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось – грустное. Слайд 11. До свидания! До новых встреч! Слайд 12

Список литературы:

  1. Давлетбаева Р.Г. и другие. Русский язык. – Уфа, 2008. – 152 с.

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы М.В.Утишева, 2013г.)

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарск...

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы Н.В.Ехлакова, 2013г.)

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодар...

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учителя слуховой работы М.В.Утишева и Н.В.Ехлакова)

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодар...

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ Л-Р

Материал предназначен для детей, имеющих дефекты произношения. Проговаривание и чтение данного материала способствует быстрой дифференциации звуков речи....

151. Способы образования имен прилагательных

Имена прилагательные в современном русском языке образуются лексико-синтаксическим способом (заблаговременный, сногсшибательный и др.) и при помощи морфолого-синтаксического способа (изысканные блюда, известный певец, образованный человек и т.д.). Но наиболее употребительным является морфологический способ образования прилагательных. Из разновидностей морфологического способа словообразования продуктивными в кругу прилагательных являются аффиксация (с тремя ее видами: суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный) и сложение основ. Безаффиксный способ оказывается самым непродуктивным (см. об этом § 103).

152. Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный способ образования имен прилагательных является наиболее продуктивным в современном русском языке.

Словообразовательными суффиксами качественных и относительных имен прилагательных в современном русском языке являются следующие:

1) -иви производные от него -чив-, -лив-: красивый, спесивый, прожорливый, устойчивый и т.п.; суффикс -ивнепродуктивен в современном языке, а производные от него -чив-, -ливявляются весьма продуктивными;

2) -ост-, -ист-: глазастый, губастый (с оттенком разговорно-стилистическим), голосистый, глинистый, тенистый, бугристый и т.д.; суффиксы продуктивные, образуют много слов в научном и производственно-техническом стилях речи;

3) -н-: понятный, водородный, железный, лесной и др.; суффикс продуктивный; суффикс -нактивно используется в настоящее время при образовании прилагательных от существительных на -ота (частотный, высотный) и на -ость (жидкостный, вязкостный, мощностный, вероятностный); такие прилагательные имеют специализированное, терминологическое значение;

4) -онн-, -енн-: традиционный, искусственный, чувственный и др.; суффиксы достаточно продуктивные, образуют прилагательные от основ существительных;

5) -тельни -льн-: питательный, плавательный, строительный, сушильный, доильный, дождевальный и др.; суффиксы очень продуктивные, особенно при образовании (от глаголов) профессионально-технических терминов;

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...