Провинция бретань самая не французская часть. Путешествия

Достопримечательности Реуса. Самые главные и интересные достопримечательности Реуса - фото и видео, описания и отзывы, расположение, сайты.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Все Все Архитектура Гауди Места для прогулок Музеи Религия

    Самое-самое

    Каса-Навас

    «Каменный сад», один из самых красивых особняков в стиле модерн, шедевр талантливого архитектора Луиса Доменека-и-Монатера - все это можно смело сказать про Каса-Навас, изумительной изящности, красоты и филигранного мастерства дом в самом сердце каталонского города Реус.

Гауди, каталонский модерн, лучшие образчики архитектуры начала 20 столетия и, одновременно, тихое и сонное местечко, известное всем туристам исключительно как город, где есть крупный международный аэропорт, принимающий рейсы из России. Удивительно, как столь потрясающий по своей атмосфере и количеству уникальных зданий город еще не «выстрелил» на рынке, став одной из самых популярных экскурсий на всем побережье Коста-Дорады. Увы, пока что отнять «пальму первенства» у Таррагоны Реусу не под силу, но уже прослыть среди тонких ценителей прекрасного изумительным местом, где можно познакомиться с зарождением модерна в Каталонии - очень даже.

Словом, «львиная доля» достопримечательностей Реуса связана именно с архитектурой. Рецепт отличной прогулки по городу таков: замесите в своем фотоаппарате добрую порцию зданий, слегка сдобрите толикой музеев и, в качестве вишенки на торте, украсьте собором Святого Петра. На выходе блюдо получится, поверьте, что надо.

Начать стоит, конечно же, с центра города, точнее, с его старинной Пласа-дель-Меркадель, она же Рыночная площадь. Здесь находится с пяток мест, которым можно присвоить статус must-see. Во-первых, конечно, Центр Гауди (как мы знаем, великий гений архитектуры родился и прожил до 16 лет как раз таки в Реусе), во-вторых, роскошный особняк Каса-Навас. Не забудьте обратить внимание на торжественное здание Мэрии и, конечно, расположенную по соседству церковь Сент-Пере (ту самую, Святого Петра). Поклонникам причудливого творца из камня и цемента будет интересно узнать, что именно в ней юного маэстро крестили.

Далее пути-дороги туристов могут разбежаться - кто-то предпочтет отправиться изучать Реус по знаменитому «Маршруту модернизма», включающего, на минуточку, 24 здания. Другие с руками оторвут в Туристическом офисе города карту с так называемым «Маршрутом Гауди», где объектов на порядок меньше (всего 6), зато все исключительно интересные.

Наконец, не забудьте пробежаться по музеям каталонского городка. В частности, ради выставок современного искусства, фотографии или интересных арт-инсталяций стоит заглянуть в центр искусств Каль-Массо. А вот за старой доброй историей края, археологическими находками и тому подобными древностями - в Археологический музей Сальвадора Виласеки, известного уроженца и патриота Реуса.

  • Где остановиться: В многочисленных отелях на любой вкус самого любимого туристами города Испании – красавицы-Барселоны , просто битком набитой всевозможными достопримечательностями. В Таррагону стоит отправиться тем, кто любит покой и уединение не в ущерб «экскурсионке». Размещение в Жироне порекомендуем поклонникам истории – здесь что масса колоритных старинных зданий. Реус великолепно сочетает пляжные богатства и достопримечательности каталонского модерна.
  • Что посмотреть: Массу достопримечательностей

Типичный каталонский городок, в котором очень легко совместить удачный шопинг и знакомство с уникальными памятниками, пока не пользуется огромной популярностью у иностранцев. Однако местные власти стремятся увеличить туристический поток, делая все, чтобы отдыхающие уютно чувствовали себя на чужбине.

Спокойствие и гармония

Испанский Реус не может похвастать древней историей и большим количеством архитектурных шедевров, но это не значит, что здесь не на что посмотреть. Второй по численности город провинции Таррагона удивляет особым спокойствием и умиротворением, царящими на курорте.

Несуетливый населенный пункт появился в XII веке, но только через шесть столетий он начинает интенсивно развиваться. Являвшаяся долгое время главным коммерческим центром области Баиш-Камп по своей экономической значимости уступала лишь Барселоне. А вот в культурном плане до XIX века город практически не развивался. Римских завоевателей, а потом и испанских богачей больше привлекали соседние города, чем колоритный представитель Каталонии.

Здания в стиле модерн

Можно сказать, что сравнительно недавно появились в городе главные его достопримечательности. Реус привлек внимание огромного количества предпринимателей, стремившихся окружить себя роскошью. Именно в это время облик муниципалитета в Испании начинает меняться: появляются красивые сооружения, выполненные в архитектурном стиле модерн - новаторском и полностью разрушающем стереотипы.

Здания, ставшие настоящим украшением города, запоминаются необычным внешним видом, подчеркивающим их индивидуальность. Сейчас даже существует специальный туристический маршрут, где отдыхающие смогут воочию увидеть появившиеся недавно архитектурные достопримечательности. Реус удивит даже самых искушенных туристов своими шедеврами, возведенными талантливыми зодчими.

Музей Гауди

В 2007 году открылся один из самых необычных музеев в мире, выполненный из синего стекла. Все его экспонаты - макеты фантастических творений гениального архитектора Антонио Гауди, родившегося здесь в 1852 году.

Туристам нравится, что в уникальном заведении можно трогать руками все предметы, чтобы понять замысел великого мастера. Электронный гид, оживающий возле каждого макета, расскажет историю появления причудливых памятников, созданных Гауди.

Особый интерес представляет с нанесенной на него интерактивной картой Барселоны. Посетитель проводит пальцем у отмеченных значков и получает подробную информацию о каждом шедевре, спроектированном архитектором, в виде небольшого фильма на экране. Причем туристы из России не столкнутся с трудностями при прослушивании рассказа, ведь совсем недавно все тексты были переведены на русский язык.

Пожалуй, никто не будет спорить, что музей Гауди с необычными залами и экспонатами - это главные местные достопримечательности. Реус гордится великим зодчим, который, к сожалению, в родном городе не построил ни одного архитектурного памятника, и предлагает для туристов маршрут, связанный с жизнью замкнутого гения.

Главный храм города

Самым древним сокровищем курорта является готический собор, который имеет большое значение для провинции Таррагона. Появившаяся в XII веке церковь Св. Петра в Реусе изначально представляла собой скромное строение в римском стиле. Со временем храм расширился и стал главным религиозным сооружением, в котором крестили маленького Гауди. Сказочно красивое здание обожают туристы, признающиеся, что интерьеры храма невероятно прекрасны, как и его фасад. Со смотровой площадки, расположенной на высокой колокольне, открывается чудесный вид на живописную жемчужину Испании.

Центральная площадь Прим

Нельзя обойти вниманием главную площадь, находящуюся в исторической части города. Излюбленное место прогулок всех туристов, украшенное барочными особняками, можно назвать музеем под открытым небом. Уютная площадь - памятник старины, где по праздникам устраиваются веселые ярмарки.

Здесь же установлена скульптура генералу Приму - известному военачальнику, которому жители отдали дань памяти.

Солнечный город, славящийся своими пляжами, развлечениями и шопингом, удивит и архитектурными творениями, подобных которым не сыскать во всей Испании. Туристов приводят в восторг колоритные городские достопримечательности. Реус радушно встречает своих гостей, которые влюбляются в небольшую столицу Баиш-Кампа с первого взгляда. Ее особый магнетизм отмечают все, кому посчастливилось там побывать.

— 8 км.

Название города согласно одной из версий происходит от латинского слова Reddis, что значит перекресток дорог. Реус не может похвастаться настолько богатой историей, как другие каталонские города, например, Барселона или Таррагона. Город стал по-настоящему известен только к середине XIX века благодаря интенсивному развитию коммерции и промышленности, став вторым по величине городом в Каталонии и одним из ведущих центров коммерции в южной Европе.

Реус стал популярным среди туристов, в основном, благодаря трем вещам. Во-первых, здесь родился знаменитый Антонио Гауди, в честь чего был организован замечательный интерактивный музей. Кроме того, Реус хоть и маленький, но богатый на архитектурные строения модернистов. А еще в Реусе много прекрасных магазинов, отдающих себя для незабываемого шоппинга.

Реус выгодно отличается от оживленных курортных городов Испании. Здесь все компактное, но каждый сантиметр достоин внимания, не отпуская твои впечатления ни на секунду. Он удивляет гостей своими многочисленными достопримечательностями. Прогулки по центральной части города позволят вам насладиться великолепной архитектурой города, изысканными зданиями различных архитектурных направлений и старинными памятниками. В их числе:

Дом Навас (La casa Navàs) — великолепный особняк постройки 1908 года, находящийся на площади Plaza Mercadal, выделяется среди других благодаря не только архитектуре, но и великолепному дизайну интерьеров. Изящное здание обладает высочайшей художественной ценностью и является одним из лучших творений знаменитого каталонского архитектора и политика Луиса Доменика и Монтанера, называемого родоначальником модерна в каталанской архитектуре. Дом был частично разрушен в результате бомбардировки во время Гражданской войны в Испании, но до наших дней в нём сохранилась аутентичная первоначальная обстановка, включающая великолепную мебель работы Gaspar Homar.

Дом Гасуль (Casa Gasull) — дом торговца оливковым маслом, также построенный Луисом Домеником и Монтанером в 1911 году. Архитектор использовал здесь новое для себя смешение разных стилей: модерн сочетается с более строгой классикой. Из декоративных элементов, украшающих дом, особенно выделяется характерная для стиля модерн отделка фасадов и использование мозаичной керамики и кованых решеток.

Дом Рулль (Casa Rull) —дом нотариуса Пере Рулля, третье здание, построенное Луисом Домеником и Монтанером в 1900 году, великолепные фасады которого сохранились сегодня в отличном состоянии. Невозможно пройти мимо, не полюбовавшись, архитектурой этого дома. Яркий отпечаток стиля модерн несет на себе изысканный балкон с цветочным орнаментом, а дверные и оконные проемы решены в другом стиле — неоготике. Примиряют эти два стиля между собой драконы, являющиеся распространенным мотивом как каталонского модерна, так и неоготики.

На площади генерала Прима (Plaça de Prim), одной из красивейших площадей исторической части города, установлен памятник генералу Хуану Приму(Joan Prim), графу Реусскому. Рожденный в Реусе, выдающийся испанский политик и успешный военачальник XIX века Хуан Прим и Пратс (1814-1870) был в свое время одним из самых влиятельных людей Испании, прославившимся многочисленными и разнообразными победами. Существует городская легенда о том, почему конь генерала быть повернут задом по направлению к Таррагоне. Дело в том, что этот город является давним соперником Реуса. В 1833 году Таррагона была утверждена столицей провинции. По количеству жителей и своим экономическим параметрам город Реус также мог обоснованно претендовать на статус столицы, однако предпочтение отдали Таррагоне — главным образом из-за наличия в городе морского порта и епископской резиденции.

Позади памятника генералу Приму находится театр Фортуни (Teatro Fortuny). Он был построен в 1882 году, и после глобальной реставрации и модернизации театра в 1988 году заново открыл свои двери для публики. Сейчас театр Фортуни является вторым по своей значимости театром в Каталонии.

Рыночня площадь (Plaça Mercadal) - одно из самых оживленных мест города. В прошлом отведенная под торговлю, сегодня она — любимое место встреч жителей и гостей Реуса. Здесь расположен Центр Гауди (Gaudí Centre Reus). Официально считается, что знаменитый каталонский архитектор Антонио Гауди родился в городе Реусе, и именно здесь впервые познакомился с образцами готической и неоклассической архитектуры. В 16 лет Гауди уехал из Реуса, так и не оставив в городе ни одного из своих творений. Тем не менее, в городе существует так называемый «маршрут Гауди», включающий церковь Сан Педро, где он был крещен, колледж, в котором учился до 16 лет, и места, которые любил посещать. С 2007 года этот маршрут обогатился еще одним объектом — центром Гауди, появление которого дало новый мощный импульс к развитию туризма в Реусе. Центр Гауди — это уникальное в своем роде место, созданное для того, чтобы желающие имели возможность познакомиться с жизнью и творчеством Гауди. Здесь представлены также личные вещи Гауди, документы, освещены любопытные факты, касающиеся жизни великого архитектора, а также другие экспонаты, позволяющие окунуться в атмосферу Реуса конца XIX - начала XX века.

Церковь Настоятеля Святого Петра (Iglesia Prioral de San Pedro) — главный храм города, выполненный в готическом стиле. В храме располагается статуя св. Петра, святого покровителя Реуса. Шестиугольная колокольня, построенная в 1566 году, 62 м высотой является одним из настоящих символов Реуса. Первое упоминание о церкви относится к XII в. Первоначально это была скромная церковь в римском стиле. Религиозная община, организованная здесь в 1159 году, первоначально была названа в честь девы Марии. В 1325 году Римский Папа Иоанн XXII, находясь в Авиньоне, пожаловал приходу Реуса статус приората, а его главному настоятелю — титул приора. В последующие за этим годы храм расширили, а в XV в. его освятили в честь св. Петра.

В самом центре города вы можете увидеть величественное здание замка Борафуль, спроектированное и построенное в 1774 году.

Прекрасным примером архитектуры начала ХХ века является и здание Института Пере Маты (Istitut Pere Mata), со строительства которого, по мнению некоторых исследователей, в Реусе и началась модернистская эпоха. Психиатрический институт находится в пригороде Реуса. В стиле здания повторяются декоративные мотивы Модернизма, в основном цветочные и растительные.

Однако город известен не только своими культурными сокровищницами: шопинг в Испании — это нечто незабываемое! Во время неторопливой прогулки по историческому центру вы не пройдете мимо многочисленных магазинов. В Реусе огромные торговые центры и маленькие уютные бутики занимают целый квартал - это более полутысячи различных торговых заведений самых разных брендов: от элитных лакшери марок до бюджетных испанских Manga, Zara, Bershka, Massimo Dutti. Это райское место для шоппинга, известное во всей Каталонии. Здесь вы можете попасть на распродажу (довольно частое явление!) и просто приобрести оригинальную вещь по приемлемой цене. Каждую среду с июля до середины сентября в Реусе проводится День шоппинга.
В этот день у вас есть возможность насладиться “коммерческими часами” (10 — 20.30), в которые вас ждут специальные предложения, подарки и скидки, а также угощение вермутом и тапас в ресторанах, принимающих участие в данном проекте.
Если вы будете отдыхать в районе курортов Салоу , Камбрильс , Ла Пинеда , Тарагона , то непременно посетите Реус.

Благодаря наличию в Реусе международного аэропорта, отсюда можно улететь в течение всего года в различные европейские столицы и города.

Агентство недвижимости Grupo HR7 имеет большую базу недвижимости в продаже.

Испанский город Реус (Reus) - столица района Баш-Камп в Каталонии . Этот очаровательный городок привлекает туристов не только большими возможностями для шоппинга , но и богатым культурным наследием: это один из главных центров архитектуры каталонского модернизма, родина архитектора Антонио Гауди, художника Мариа Фортуни и генерала Прима. А еще в Реусе производят знаменитый вермут.

3 вещи, которые надо сделать в Реусе:

  1. Поближе познакомиться с жизнью и творчеством Гауди в посвященном ему музее.
  2. Пройти по пешеходному Маршруту модерна.
  3. Купить бутылочку ароматного вермута.

Как добраться до Реуса

Поиск авиабилетов в город Барселона (ближайший а/п к Реусу)

Погода в Реусе

Среднесуточная температура летом в Реусе +25 °C, зимой редко опускается ниже +15 °C. Температура воды - +21...+23 °С почти весь год.

Популярные отели Реуса

Развлечения и достопримечательности Реуса

В Реусе можно увидеть здания лучших испанских архитекторов 19-20 вв. - в первую очередь на улицах Пасео де Бриансо, Пасео де ла Мисерикордия, Гауди, Хесус Льовера. Вообще Реус можно назвать меккой для тех, кто любит стиль модернизма в архитектуре. Для более детального знакомства с городом можно присоединиться к обзорной экскурсии по Маршруту модернизма Реуса (La Ruta del Modernismo) и осмотреть лучшие образцы каталонского модерна.

Архитектура в Реусе

Маршрут модернизма не единственный способ увидеть самые интересные здания города. Во время самостоятельной прогулки по Реусу обратите внимание на особняк Навас (Каса Навас) на площади Меркадаль (адрес: Реус, Placa del Mercadal, 5). Построили его в самом начале 20 века, с тех пор здание не перестраивалось и осталось почти таким же, каким было сто лет назад - не хватает только одной башни, разрушенной во время гражданской войны в Испании. Сегодня это здание считается одним из лучших образцов модернизма в Европе. Благодаря заботе владельцев особняка интерьеры удалось сохранить практически в первозданном виде: изразцы, мозаика и витражи - здесь собраны лучшие образцы каталонского искусства. Очень интересна мебель, разработанная Гаспаром Омаром.

Храм Милосердия в стиле ренессанс, построенный в честь Девы Марии в 17 веке, расположен на выезде из города. Расположение его не случайно: он был заложен в том месте, где пастору Исабель Бесора явилась Богоматерь. Его стены расписаны Хосе Франкетом, Хоакимом Хункоса и Хуаном Хункоса. Реставрировал часовню молодой Антони Гауди, исключительно смело для своей эпохи.

Монастырь Святого Петра - один из церковных приходов Реуса 17 века.

Гауди в Реусе

Антонио Гауди - самый знаменитый уроженец Реуса, и, конечно, здесь много мест, которые связаны с его жизнью и творчеством. Имя знаменитого архитектора стало туристическим брендом города. Помимо Маршрута модернизма в Реусе разработали Маршрут Гауди , в который входят: родной дом Антонио на улице Сан-Винсенте, скульптура Гауди в детстве, церковь Святого Петра, где его крестили, и школа, где он учился, а также храм Милосердия - он мог бы стать одной из работ Гауди, если бы его проект по реконструкции фасада одобрили власти. Карту маршрута можно получить в туристическом офисе Реуса, который располагается в музее Гауди.

На площади Меркадаль находится новый интерактивный Музей Гауди , посвященный его жизни и работе в Реусе, особенностям его творчества и роли Гауди в истории мировой архитектуры. Открылся он совсем недавно, в 2007 году, но успел стать одной из самых привлекательных достопримечательностей Реуса - наравне с бутиками. Здесь можно увидеть макеты самых известных творений Гауди (собор Саграда Фамилия, отдельные жилые дома в Барселоне) и интерактивную карту «его» зданий в Барселоне; трогать практически все экспонаты, смотреть документальный фильм о жизни архитектора, сидя на стульях-грибах.

По иронии судьбы, в самом Реусе нет ни одного здания, построенного по проекту великого архитектора.

Фонтаны Реуса

Помимо архитектурных памятников, Реус знаменит своими фонтанами. Самые известные из них - фонтан Нептуна на площади Виктор (1789 г.), фонтан Геркулеса на одноименной площади (1857 г.), фонтан на Пласа де ла Санг (1779 г.), а также современные фонтаны Ниньо де лас Окас (на площади Пласа де лас Окас), Триптолем (Пласа Хуана Ребулья) и фонтан на Пласа дель Каналь. Туристические тропы ведут также к фонтанам в скульптурах Пасторета (на одноименной площади) и Марии Фортуни (Пласа де ла Либертад). Другие скульптуры без фонтанов - Прим (площадь Генерала Прима) и Кондесито (площадь Марии Фортуни, рядом со зданием Ла Кайкса).

События

  • 29 июня - Сант-Пере (Святой Отец), самый большой праздник в Реусе,
  • 25 сентября - праздник Маре де Деу де ла Мисерикордия (Mare de Deu de la Misericordia);
  • фестиваль пиротехники Tronada;
  • карнавал и фестиваль Festa de l’Anada a l’Antiga рядом с Салоу.

Также многие кварталы города отмечают собственные праздники.

На фестивале пиротехники в Реусе

В этой заметке предлагаем вам описание нашей прогулки по Реусу и основных достопримечательностей этого небольшого, но очень интересного города. В отношении практической информации предлагаем заглянуть в раздел « ». А здесь речь пойдет в основном о зданиях, которые входят в так называемый «путь модерна», или Дорогу модернизма (La Ruta del Modernismo ) Реуса. Попутно мы, конечно, посмотрим и достопримечательности других эпох.

Мы приехали в Реус около 10 утра, в главный день (25 сентября). Мы знали, что основное праздничное шествие начнется еще только в 11 часов, от Plaça de la Pastoreta в сторону . Поэтому у нас был часок, чтобы немного погулять по городу, а потом прийти к Plaça de la Pastoreta и посмотреть на шествие.

Пройдя несколько минут от автовокзала, мы оказались уже рядом с центром Старого города. Неподалеку виднелась колокольня главной церкви Реуса - (Св. Петра ) (Prioral de Sant Pere de Reus/Iglesia Prioral de San Pedro ). Это красивая, прекрасно отчищенная 60-метровая колокольня в готическом стиле, которую Антонио Гауди считал совершенством.


Особенно великий каталонский архитектор ценил винтовую лестницу без центральной опоры, ведущую на вершину этой колокольни; впоследствии он даже позаимствовал ее конструкцию при проектировании лестниц для башен храма Саграда-Фамилиа. Об этом во всяком случае пишет архитектор Сесар Мартинель (Cèsar Martinell i Brunet ) (1888-1973) в своей монографии о творчестве Антонио Гауди .

Приорская церковь Сант-Пере в Реусе (иногда ее ошибочно называют собором Реуса ) является главным церковным приходом города и находится в самом центре Реуса, недалеко от главной Рыночной площади (Plaça Mercadal ). Храм является одной из главных исторических достопримечательностей старого Реуса и входит в Маршрут исторического наследия (Patrimoni històric ). Подробнее об истории, архитектуре и внутреннем убранстве храма см. в заметке « ».


Между прочим, именно св. Петру - как покровителю Реуса - посвящен главный городской праздник, который отмечается в Реусе ежегодно 29 июня (в день св. Петра). В этот день тут проходят религиозные шествия, торжественные службы, концерты и танцы в честь святого покровителя Реуса.

Около церкви Сант-Пере (между самим этим храмом и площадью Старого Рыбного Рынка, Plaça de les Peixateries Velles ) можно полюбоваться скульптурой El Vent («Ветер») (1989), созданной одним из самых известных каталонских скульпторов Жузепом Жассансом (Josep Salvadó Jassans ) (1938-2006).

К числу известных работ мастера Жассанса принадлежат, в частности, памятник композитору Льюису Мильет-и-Пажесу (Lluís Millet i Pagès ) около и . Скульптура «Ветер» была создана Жассансом в 1989 году и является первой публичной работой, созданной им для Реуса. Она изображает обнаженную женщину с гибким станом, чьи руки напоминают ветви склонившегося под ветром дерева, которое в то же время прочно держится корнями в почве (ступни женщины твердо и устойчиво стоят на земле). Создается впечатление, что женщина выполняет какие-то танцевальные па, будто это балерина репетирует у станка.

Католическая церковь и фигура обнаженной женщины - довольно необычное соседство, согласитесь. Но, надо сказать, скульптура заметно оживляет исторический район Реуса.

(Обратите внимание : на нашей колокольня и церковь Сант-Пере, а также соседняя площадь Старого Рыбного Рынка обозначены зелёной надписью Prioral, Campanar i Peixateries Velles и соответствующим рисунком; это квартал между площадями Plaça del Castell и Plaça de Sant Pere , рядом с улицей C. Major (Carrer Major )).

Площадь Старого Рыбного Рынка с живописными аркадами - тенистое место, откуда отлично видна церковь св. Петра. О славном прошлом этой площади, когда здесь действительно проходил рыбный рынок, сегодня напоминают лишь забавные скульптурные украшения в виде корзин с дарами моря. В разнообразных кафе и прочих закусочных заведениях этой необычной площади можно перекусить, посидеть с коктейлем, сходит в туалет. Например, в ресторанчике Glop (Pl. Peixateries Velles , 1) кофе стоит около 1,5 евро, а за 4 евро можно взять нехитрый набор закусок с выпивкой: чипсы, оливки и превосходный стакан вермута со льдом.


Мы сделали несколько фотографий церкви Сант-Пере и скульптуры «Ветер», а потом вышли по Главной улице (Carrer Major ) на главную площадь Реуса - Рыночную площадь (Plaça Mercadal ). На этой площади находится сразу несколько значимых и интересных объектов (достопримечательностей): Офис туристической информации Реуса (Oficina de Turisme de Reus ) с работающим при нем музейным Центром Гауди (Gaudí Centre ), а также Мэрия (Муниципалитет, Ратуша) (Ajuntament ), и, конечно, знаменитый особняк (Casa Navàs ).

Рыночная площадь или площадь Меркадаль (Plaça Mercadal ), сформировавшаяся еще в XV веке, является сердцем старого Реуса. Название площади связано с тем, что вплоть до 1948 года здесь проходил центральный городской рынок, из-за чего в народе это место прозвали «овощной площадью» (plaça de la verdura ). В настоящее время это оживленное место, где любят встречаться, гулять и отдыхать туристы и жители Реуса. На этой площади традиционно устраиваются многие события главных городских праздников, таких как проходящий в конце сентября .

Любопытно взглянуть на старые фотографии Рыночной площади Реуса: вот, например, исторический снимок, дающий представление о том, как выглядела площадь в один из рыночных дней 1911 года :

Сейчас картина другая, менее деловая. Во всяком случае в праздничный день. Все дома на площади по случаю были украшены флагами Каталонии и полотнищами с гербом Реуса (легенду о том, почему на флаге и гербе этого города изображен цветок шиповника (розы), можно прочитать ). А еще на площади стояла огромная бочка. Тоже, очевидно, не просто так. Видимо, вечером, разливали... Кстати, с бочкой связана одна из забавных историй , одного из славных сынов Реуса.

Для большинства туристов главный объект на Рыночной площади - это музейный центр Гауди и расположенный в этом же современном здании информационный центр для туристов (здание обозначено на нашей цифрой 1 в зелёном кружке с лучиками). Это первый пункт так называемого Маршрута Гауди (Ruta Gaudí ), то есть маршрута, куда входят памятные места, связанные с Антонио Гауди - самым известным уроженцем Реуса, прожившим тут первые шестнадцать лет своей жизни, до переезда в . Иногда в этот маршрут включают также и вышеупомянутую , поскольку именно здесь 26 июня 1852 года был крещен Антонио Гауди, и именно винтовая лестница ее колокольни, как считают, послужила образцом для лестниц, ведущих на колокольни Саграда-Фамилиа. Собственно построек Гауди в Реусе нет.

Последние заметные работы по реконструкции мэрии относятся к 1925 году, когда над зданием трудился архитектор Пере Каселлес (Pere Caselles i Tarrats ), и 1932 году, когда перестройкой занимался архитектор Антони Сарда (Antoni Sardà ). После этого здание приобрело свой нынешний облик в духе неоклассицизма. На первом этаже мэрии находится галерея выдающихся уроженцев города Реуса (Galeria de Fills Il·lustres ) и несколько парадных залов. Вот как выглядят интерьеры мэрии Реуса (на нижнем этаже установлен бюст Антони Гауди):


Но конечно, главным украшением площади Меркадаль является прекрасный особняк Каса Навас (Casa Navàs ) - он обозначен под . Дом был построен по проекту Луиса Доменеч-и-Монтанера (он же Льюис Думенек-и-Мунтане ) (Lluís Domènech i Montaner ) (1850-1923) в 1901-1908 гг. Здание очень красиво, и его стоит осмотреть не только снаружи, но и внутри (причем часть помещений на первом этаже доступна для осмотра и без экскурсии, там находится старинный магазин тканей, где частично сохранилось оригинальное убранство эпохи модернизма). Подробнее об истории и архитектуре дома Наваса см. в разделе . О возможности посещения особняка с экскурсией некоторая информация есть . В настоящее время фасад Каса Навас частично закрыт защитной сеткой. В скором времени планируется его полная реставрация.


На той же Рыночной площади (справа от ) находится нарядный дом Каса Пиньоль (Casa Pinyol/Casa Piñol ) (). Этот зеленоватый особняк был построен в 1910 году по проекту модернистского архитектора, уроженца Реуса, Пере Каселлеса (Pere Caselles i Tarrats ) (1864-1936), который, в частности, сотрудничал с Думенеком-и-Мунтане (Доменеч-и-Монтанером) при постройке . Почти всю свою жизнь Пере Каселлес служил городским архитектором Реуса. За эти несколько десятилетий он построил в родном городе массу интересных модернистских зданий, входящих ныне в туристический Маршрут модернизма.

Каса Пиньоль расположен по адресу Plaça Mercadal , 17. В настоящее время здесь располагается штаб-квартира реусского отделения партии Convergència Democràtica de Catalunya . В архитектуре здания прослеживаются черты характерного для Реуса модернизма с декоративными цветочными мотивами. Многочисленные окна фасада украшены растительными элементами и дополнены изящными выпуклыми балконами из кованого железа. Также декоративную функцию выполняют ложные колонны по обеим сторонам фасада и ложные консоли по центру, которые будто бы служат опорами для фронтона, украшающего центр фасада и оформленного барельефами с головками муз.

Побывав на Рыночной площади, мы пошли дальше по Маршруту модернизма. Свернули на улицу Carrer de Monterols (см. ) и вскоре увидели очаровательный узкий домик Каса Лагуна (Casa Laguna ), оформленный в манере тренкадис , то есть облицованный мозаичными фрагментами неправильной формы. Адрес этого симпатичного здания: Carrer de Monterols , 15 (оно обозначено как ).

В некоторых источниках указывается, что архитектором Каса Лагуна выступил уже известный нам Пере Каселлес (Pere Caselles i Tarrats ), однако, по другим сведениям (см. источники и ), это был другой каталонский архитектор, ученик Думенека-и-Мунтане, Пау Монгиó-и-Сегура (Pau Monguió i Segura/Pau Monguiу ) (1865-1956). Много творений этого архитектора сохранилось в , где он работал с 1901 по 1908 год. Кроме того, в своем родном городе, он построил неоготический монастырь ордена босых кармелитов (1896) и создал решетку (1893) у .

Что касается Каса Лагуна, то фасад этого небольшого, но красивого дома, построенного в 1904 году, демонстрирует невероятное разнообразие материалов и конструктивных методов. Геометрические орнаменты сочетаются в декоре этого здания с цветочными мотивами, что вносит в эклектичный облик дома характерные элементы ар-нуво . Основными материалами служат керамика и камень, а также кованое железо, использованное в оформлении балконов. По обеим сторонам от главного входа в керамических медальонах в технике тренкадис изображены инициалы первого владельца особняка, Сиксте Лагуна (Sixte Laguna ).

А вот как выглядят вмурованные в мостовую бронзовые таблички, обозначающие каждый из пунктов Маршрута модернизма (на каждой такой табличке указан архитектор, а также название и год завершения строительства соответствующего здания):

Теперь сворачиваем направо по улице Raval de Santa Anna и выходим по Carrer Santa Anna к улочке, на которой находится памятник юному Гауди (Gaudí Adolescent , Gaudí nen ).

Памятник Гауди в отроческом возрасте был установлен в 2002 году на пересечении Carrer Santa Anna и Carrer l’Amargura , автор скульптуры - Артур Альдома (Artur Aldomà ). Памятник изображает будущего архитектора как играющего мальчика. Скульптура была заказана городскими властями Реуса в качестве дани уважения своему знаменитому уроженцу, в честь 150-летия со дня его рождения.

В двух шагах от памятника находится и дом, где предположительно родился великий архитектор (адрес: Carrer de Sant Vicenç , 4; другой фасад выходит на Carrer l’Amargura ). На этом месте раньше находилась медницкая мастерская дедушки Антонио Гауди со стороны матери. Скромный дом, в котором, как считается, родился Гауди, теперь является частной собственностью и для посещения недоступен. Входная дверь родного дома Гауди в Реусе и сам дом:


(Памятник юному Гауди и его родной дом - это, соответственно, объекты под номерами 2 и 3 на Маршруте Гауди , то есть на карте Реуса они обозначены цифрами в зелёных кружочках с лучиками. Подробнее о детстве и отрочестве Гауди и его связях с Реусом читайте в разделе «Антонио Гауди и Реус » ) .

Также в этом районе находятся дома Каса Серра (Casa Serra , 1924) (Raval de Santa Anna , 32-34) и Каса Марко (Casa Marcó/Marcу , 1926) (Carrer de Santa Anna , 23-25, угол с Raval de Santa Anna ). Эти здания, соответственно, обозначены как . Каса Марко является творением Пере Доменеч-и-Роуры (Pere Domènech i Roura ), который был сыном прославленного Доменеч-и-Монтанера.


Посмотрев памятник юному Гауди, мы вернулись на Raval de Santa Anna , где сфотографировали еще два дома в стиле модерн, которые хотя и не входят в Маршрут модернизма, но показались достаточно интересными. Это соседние здания, расположенные по адресу Raval de Santa Anna , 26 и 28 . Дом слева оформлен красивой лепниной в виде растительного орнамента и женских головок. Желтоватый дом справа украшен более сдержанно: фасад покрывает сеть мелких цветочков в технике сграффито , перемычки над оконными проемами декорированы растительным орнаментом. В обоих случаях не обошлось без непременных ажурных балкончиков, столь типичных для архитектуры Реуса.


Позади памятника Приму на следующей фотографии виден театр Фортуни (Teatre Fortuny ‎), который был построен в 1882 году, а в 1980-х годах отреставрирован, модернизирован и в 1988 году заново открыт для публики концертом Монсеррат Кабалье. Это второй по значимости театр в Каталонии. В репертуаре театра Фортуни - драматические постановки, а также оперы и балеты.

Театр назван в честь знаменитого уроженца Реуса, художника Мариано Фортуни (1838-1874). Внутри театра можно увидеть его бюст (кстати, сердце живописца захоронено в церкви Св. Петра в Реусе). Фотографии интерьеров театра Фортуни можно посмотреть (обратите внимание на необычную люстру в виде большого солнца на потолке зрительного зала, который рассчитан на 807 мест). Часть первого этажа театра занимает казино Viena .

Неоклассический дом на углу площади генерала Прима и улицы Raval de Santa Anna хоть не отмечен в путеводителях, но порадовал изящными наличниками и ажурными модернистскими балкончиками. На нижнем этаже здания находится аптека Miranda (адрес Raval de Santa Anna , 2 ). Вид фасада со стороны площади Прима (начало улицы Carrer de Llovera ):

А нам пора уже было торопиться к площади Plaça de la Pastoreta , чтобы успеть на праздничное шествие. По пути мы посмотрели еще несколько интересных модернистских построек. Тем более что отходящая от площади генерала Прима улица Каррер-де-Сант-Жуан (Carrer de Sant Joan ) - настоящее средоточие замечательных особняков в стиле модерн. Самым красивым на этой улице и вообще одним из самых интересных в Реусе мне показался дом Каса Сагарра (Casa Sagarra ) , обозначенный на Маршруте модернизма под №19 . Очень качественный модерн, ничего не скажешь.

Автором проекта здания выступил всё тот же Пере Каселлес (Pere Caselles i Tarrats ) - этому архитектору вообще принадлежит большинство построек, входящих в Маршрут модернизма в Реусе. Дом был построен в 1908 году. Особенно хорош второй этаж с типичным для ар-нуво декором: в частности, по обеим сторонам от центрального балкона можно заметить двух драконов, выполненных в технике сграффито . Верхние этажи оформлены иначе, с преобладанием растительного орнамента. Фасад оживляют многочисленные балконы и балкончики: на втором этаже их три, на третьем один, который тянется во всю ширину здания, а на двух верхних этажах снова три. Над окнами верхнего этажа можно заметить характерный для модерна декор в виде женских головок. В балюстраде на крыше кованые решетки сочетаются с деталями из камня. На нижнем этаже первоначально располагалась лавка владельца дома, однако заведение продержалось недолго. Сегодня тут находится магазин Levi Strauss & Co . (адрес: Carrer de Sant Joan , 12-14).

Чуть дальше, на противоположной стороне улицы (т.е. по правую руку, если идти от площади Прима), находится следующий исторический дом: Каса Тарратс (Casa Tarrats ), адрес которого: Carrer de Sant Joan , 9-11. Это здание обозначено под №18 на Маршруте модернизма и было также создано по проекту Пере Каселлеса (Pere Caselles i Tarrats ), только гораздо раньше, в 1892 году. Это был один из первых построенных в Реусе домов в стиле модерн, поэтому в его архитектуре еще прослеживается множество элементов эклектики, неоготики.

Первые владельцы дома, Жуан и Жузеп Мария Тарратс (Joan & Josep Maria Tarrats i Homdedéu ) были хозяевами и управляющими крупной текстильной фабрики La Fabril Algodonera , известной также как Vapor Nou (El Vapor Nuevo ). Они приобрели участок под номером 9, когда застройка соседнего участка под номером 11 уже началась. Из-за этого пришлось сделать первый этаж обоих зданий общим, в то время как верхние этажи остаются независимыми. На углу, где сходятся фасады, выходящие на Carrer de Sant Joan и Carrer dels Recs , находится замысловатая эмблема с инициалом первых владельцев (заглавной буквой T ). Дверные и оконные проемы обрамляют арки, опирающиеся на любопытные фигурные консоли в форме причудливых животных и растений:


Если пройти чуть дальше по Carrer de Sant Joan , то вскоре по левую руку появится здание, обозначенное как №17 на Маршруте модернизма .

Это очередное творение модернистского архитектора Пере Каселлеса (Pere Caselles i Tarrats ), именуемое Каса Грау (Casa Grau ) (адрес: Carrer de Sant Joan , 32). Этот красивый дом в стиле каталонского модерна был построен в 1910 году и известен также под названием Дом барона Льорака (Casa del Baró de Llorach ), поскольку первым хозяином особняка был Микель Грау Кабре (Miquel Grau Cabré ), чья семья в далеком прошлом владела замком в каталонском местечке Льорак. В оформлении Каса Грау об этом напоминают многочисленные орнаменты в виде ветвей лавра (дело в том, что само слово llorach по-каталански означает «лавр»). В двух медальонах на фасаде указаны, соответственно, инициалы первого владельца (MG ) и год постройки (1910). Особая прелесть этого дома заключается в полукруглых арках с цветочным орнаментом, обрамляющих все дверные и оконные проемы в стиле бельгийского ар-нуво .

Идем дальше по Carrer de Sant Joan , и уже за следующим перекрестком по левую руку видим некое подобие маленькой площади с довольно строгим небольшим зданием туберкулезного диспансера (Dispensari Antituberculós ) (№16 на Маршруте модернизма ) и комплексом больницы Сант-Жуан. Суровое здание диспансера, являющегося пристройкой к вышеупомянутой больнице, было построено в стиле эклектики в 1926 году (в эпоху заката модернизма) по проекту каталонского архитектора Жуана Рубио-и-Бельвера (Joan Rubió i Bellver ) (1870-1952), преданного ученика Антонио Гауди, сотрудничавшего с великим зодчим на строительстве храма Саграда-Фамилиа, Каса Батльо, колонны Гуэль и в рамках других проектов. По проекту Бельвера в 1920-годах был построен знаменитый неоготический мостик на Carrer del Bisbe в Барселоне.

На этой же площади находится довольно неожиданный памятник , изображающий гигантского индейца . Как выяснилось, этот своеобразный монумент был установлен в Реусе в ч есть праздника Ciutat Gegantera , который проходил в городе в 1993 году. Дело в том, что главными героями этого праздника, который с 1985 года проводится в разных городах Каталонии, являются именно , или великаны , то есть огромные полые фигуры (сделанные, как правило, из папье-маше) в костюмах и с раскрашенными лицами. (Els gegants de Reus ) ежегодно участвуют в главных городских праздниках и карнавалах, проходя по улицам и исполняя свои танцы в составе красочного шествия (по случаю нам как раз удалось увидеть их в этот же день «вживую»). Двое из десяти гигантов Реуса сделаны в образе индейцев (Els Indis ) и олицетворяют Америку. Высота этих гигантов 3,66 м, а вес - 100 кг. Эти фигуры являются наиболее древними и увесистыми. Поэтому, очевидно, индеец и был выбран для главной фигуры памятника.

Справедливости ради надо сказать, что свои гиганты есть и в Барселоне , и в Таррагоне, а также в Валенсии и других городах на севере Испании, однако выбор «города гигантов» проводится исключительно среди городов Каталонии . Если в 1993 году почетный титул « города гигантов » был дарован Реусу, то, н апример, в апреле 2011 года местом проведения праздника Ciutat Gegantera был выбран каталонский город Сео-де-Уржель (La Seu d"Urgell ). В торжествах традиционно участвуют «команды гигантов» из самых разных уголков Каталонии, все они съезжаются на праздник в тот город , который выбран главным « городом гигантов » в этом году.

Надпись на камне слева от памятника гласит: Reus, ciutat gegantera de Catalunya («Реус, город гигантов»).

Практически напротив памятника гигантам, в самом конце улицы Carrer de Sant Joan , разместились бок о бок сразу два известнейших модернистских здания Реуса : Каса Рулль (Casa Rull ) и Каса Газулль (Casa Gasull ) (соответственно, №15 и №14 на Маршруте модернизма ).

Небольшой по размерам, но очень яркий с архитектурной точки зрения особняк Каса Рулль в Реусе построен по проекту выдающегося каталонского архитектора эпохи модернизма Луиса Доменеч-и-Монтанера (он же Льюис Думенек-и-Мунтане ) (Lluís Domènech i Montaner ) (1850-1923), автора таких знаменитых построек в Реусе, как и дом Наваса ().

Каса Рулль, или дом Рулля , разместился по адресу Carrer de Sant Joan , 27. Он был построен Доменеч-и-Монтанером в 1901 году по заказу реусского нотариуса Пере Рулля (Pere Rull i Trilla ) (1856- 1921) и стал главной резиденцией этого каталонского юриста. С 1925 года Каса Рулль является собственностью муниципалитета Реуса. Сегодня в здании находится офис городского Управления культуры. Иногда в особняке и прилегающем к нему саде проводятся открытые для всех культурные мероприятия. В 1996 году здание было отреставрировано. Фасады сохранены в превосходном состоянии. Однако от оригинального внутреннего убранства практически ничего не сохранилось.

Два фасада дома Рулля выходят в сад, а третий - непосредственно на улицу Каррер-де-Сант-Жуан. В оформлении фасадов обращает на себя внимание чередование природного камня (которым облицован цокольный этаж) и кирпича. В месте стыковки центрального и бокового фасада возвышается каменная колонна, создающая мощный декоративный акцент. Вдоль второго этажа тянется элегантный балкон с цветочным орнаментом на балюстраде.

Дверные и оконные проемы решены в духе неоготики. Наряду с венчающими здание зубцами, они придают постройке парадный, возвышенный облик. Обратите внимание на инициалы первого владельца дома (буквы PR ) и ряд декоративных элементов, отсылающих к профессии юриста (например, весы как символ правосудия или писчее перо, традиционный символ нотариата). Не обошлось и без драконов - распространенного мотива каталонского модерна и неоготики.

Каса Рулль соседствует с другим замечательным творением Доменеч-и-Монтанера - Каса Газулль (домом Газулля) (Casa Gasull ), расположенным по адресу у Carrer de Sant Joan , 29. Здание было спроектировано архитектором в 1910 году и построено в 1911-1912 гг. Одна сторона дома выходит на Каррер-де-Сант-Жуан, другая смотрит на (современное здание, стоящее на месте элегантного летнего театра, разрушенного в 1930-е годы).

Здание Каса Газулль выстроено в достаточно необычном для Доменеч-и-Монтанера стиле, представляющем собой смешение модернизма и новесентизма, Novecentismo (более строгого и классического стиля, который пришел в Каталонии на смену модернизму в 1910-1930 гг.). Обратите внимание, например, на большие капители с волютами на первом этаже: явная отсылка к классической традиции. Украшающий здание рисунок в технике сграффито также навеян классическими мотивами.

По обычаю того времени на верхних этажах находились жилые помещения семьи заказчика (торговца растительным маслом Феликса Газулля (Félix Gasull Sardá /Félix Gasull Roig )), а внизу располагался магазин и склад. Правда, хозяину не довелось долго наслаждаться жизнью в своем новом особняке: он был убит в своем кабинете в неспокойные годы анархии. Но предприятие выжило: дело Феликса продолжили его сыновья и внуки. Несмотря на все трудности нового времени, фирма Félix Gasull S.A. и в наши дни занимается производством оливкового масла высочайшего качества. А Реус остается одним из главных центров по изготовлению растительного масла в Каталонии.

Забавная история связана со строительством дома Газулля. Дело в том, что живший по соседству адвокат Рулль, которому Доменеч-и-Монтанер построил десятью годами ранее, был недоволен, что новая угловая постройка закрывает ему солнце. Первоначально Газулль был вынужден пообещать юристу, что построит не более одного этажа, но в итоге не выполнил своего обещания.

Из декоративной программы дома Газулля особенно стоит отметить изысканную отделку фасадов, выполненную в технике сграффито , а также использование мозаики и кованых металлических решеток. Всё это характерные приметы ар-нуво . В то же время структура фасадов в своей основе скорее относится уже к новесентизму . Недавно фасады Каса Газулль были отреставрированы. По интерьерам дома с июля 2012 года проводятся экскурсии (подробнее см. ).


От площади сворачиваем налево по широкому тенистому бульвару Пассеч-де-Суньер (Passeig de Sunyer ), который переходит в Пассеч Прим (Passeig Prim ). Но еще не доходя до Passeig Prim , по правую руку, на углу с Carrer del Doctor Frias , видим прекрасный модернистский комплекс винодельческой станции (Estació Enològica/Estación Enològica ) (адрес: Passeig de Sunyer , 4-6) (№12 на Маршруте модернизма ).


Комплекс был построен в 1906-1910 гг. по проекту Пере Каселлеса (Pere Caselles i Tarrats ) и состоит из главного здания винодельческой станции и окружающих его пышных садов, а также пары флигелей и центрального дворика. Первоначально это было здание Национальной школы сельского хозяйства, кроме того тут находился научно-исследовательский центр по изучению различных вопросов технологии виноделия. В настоящее время здание занимают самые разнообразные учреждения, в том числе Каталонский институт виноградарства и виноделия, Сельскохозяйственный департамент, Районный совет комарки Баш-Камп и др.

Наиболее интересным с точки зрения архитектуры является центральное квадратное в плане здание с фасадом, выходящим на Пассеч-де-Суньер, а также стена ограждения с облицованными кирпичом столбами, навершия которых украшены рельефами в виде листьев и гроздей винограда и растительным мозаичным орнаментом. Вообще мотивы виноделия встречаются в отделке здания повсюду. А еще на фасаде можно увидеть герб Школы инженеров-агрономов (E nginyers agrònoms ), окруженный стилизованными ветвями винограда и оливы.

Неподалеку от винодельческого института находится своеобразный образец раннего каталонского модернизма - бывшая скотобойня (Escorxador /Matadero Municipal ), построенная в 1889 году (№13 на Маршруте модернизма ) архитекторами Пере Каселлесом (Pere Caselles i Tarrats ) и Франсеском Боррасом (Francesc Borràs ) (адрес: Carrer de l"Escorxador, s/n ). Скотобойня находилась здесь до 1970 года. Сегодня в здании разместилась центральная библиотека комарки Баш-Камп (Biblioteca Central Xavier Amorós ), а также филиал Открытого университета Каталонии (Universitat Oberta de Catalunya , UOC). Фотографии интерьеров библиотеки можно посмотреть .

По бульвару мы дошли до площади Plaça de la Pastoreta , где потихоньку начинали собираться участники праздничного шествия. На площади стоит памятник пастушке , которая некогда спасла город Реус от чумы (). Отсюда мы прогулялись до и посмотрели на процессию с разнообразными танцами и сказочными персонажами (описание праздника Мизерикордия в Реусе с фотографиями и видео см. ). А после этого снова вернулись на Пассеч Прим и пошли обратно в центр города, попутно посматривая на развернувшийся вдоль бульвара .

Прошли по Пассеч-де-Суньер (Passeig de Sunyer ) чуть дальше, за площадь Plaça de les Oques , и на углу с улицей Avinguda Prat de la Riba увидели модернистское здание школы Прат-де-ла-Риба , Escoles Prat de la Riba (№11 на Маршруте модернизма ) (адрес: Av. Prat de la Riba, 36 ). Школа названа в честь Энрика Прат-де-ла-Риба (Enric Prat de la Riba i Sarrà ) (1870-1917) - испанского политика, который был активным представителем каталонского националистического движения и автором политического манифеста La nacionalitat catalana (1906). Школа была построена в 1911 году. Заведение, история которого насчитывает уже сотню лет, существует в этих стенах и поныне.

Вид фасада школы со стороны Пассеч-де-Суньер:

Школа Прат-де-ла Риба - одна из наиболее красивых построек архитектора Пере Каселлеса (Pere Caselles i Tarrats ) в Реусе. Комплекс выглядит особенно нарядным и радует глаз благодаря приятному сочетанию сине-голубых изразцов с терракотой кирпичей. Именно такое сочетание было использовано в знаменитом модернистском , который строился в Реусе в самом в конце XIX века под руководством каталонского архитектора Луиса Доменеч-и-Монтанера. Пере Каселлес помогал Доменечу в реализации этого проекта и, очевидно, впитывал его влияние. Пожалуй, именно при постройке школы Прат-де-ла Риба Каселлес более всего приблизился к стилю Доменеч-и-Монтанера.

Комплекс школы Прат-де-ла Риба состоит из двух прямоугольных корпусов зданий, соединенных еще одним небольшим корпусом, так что в итоге в плане получается некое подобие буквы «Н», только из-за того что два главных корпуса неодинаковой длины, то одна «ножка» у этой буквы короче другой. Корпуса покрыты черепичными двускатными крышами с яркими узорами зелёного, бежевого и каштанового цвета. Фасады зданий также искусно декорированы. Основные зоны фасадов выложены открытой кладкой из кирпича и отделаны скульптурным камнем. Некоторые участки украшены керамическими панно, созданным по эскизам каталонского художника Франсеска Лабарта (Francesc Labarta ) (1883-1963). Франсеск Лабарта известен также тем, что по его рисункам создавалась мозаика для наружного украшения административного павильона больницы Св. Павла в Барселоне (Hospital de Sant Pau ), архитектором которой был всё тот же Луис Доменеч-и-Монтанер (Думенек-и-Мунтане). По иронии судьбы, в этом са мом госпитале художник впоследствии и скончался.

Для школы Прат-де-ла Риба в Реусе Франсеск Лабарта разработал четыре керамических панно , посвященных сценам детства Иисуса, начиная с Благовещения. Присутствие этих панно на фасаде здания считается уже приметой приходящего на смену модерну стиля новесентизм .

Другие изразцовые вставки изображают разнообразные растительные орнаменты и сделаны из керамики, изготовленной на знаменитых заводах городка Манисес (Manises ) близ Валенсии. Среди декоративных мотивов, использованных в скульптурном оформлении фасадов, можно заметить розу (символ Реуса), гербы Каталонии и Таррагоны, а также многочисленные растительные орнаменты (например декор в виде листьев дерева гинкго).

Архитектор Пере Каселлес уделял большое внимание архитектурным требованиям, которые вытекали из педагогического назначения комплекса, и стремился, чтобы процесс обучения проходил в максимально комфортных условиях. Поэтому он создал очень светлые и «здоровые» помещения. Игровые зоны во дворе школы засажены деревьями и великолепно проветриваются.

Фасад школы со стороны улицы Прат-де-ла-Риба (Avinguda Prat de la Riba ):


В двух шагах от школы Прат-де-ла Риба находится еще одна постройка Пере Каселлеса - Каса Сарда (Casa Sardà ) (адрес: Av. Prat de la Riba , 41 ) (№10 на Маршруте модернизма ). Здание в неоготическом и неомавританском (неомудехар ) стиле было построено в 1896 году для писателя Сарда (Romà Sardà ) и считается образцом раннего модернизма. В оформлении фасада прослеживаются характерные мотивы мавританской архитектуры (особенно интересны арки в виде трилистника над окнами третьего этажа). В то же время розетки и кронштейны напоминают о готической эпохе, а кованые балконные решетки второго и третьего этажа уже обнаруживают типично модернистские формы.

Улица Прат-де-ла-Риба приводит нас к небольшой площади художника Фортуни (Plaça del Pintor Fortuny/Plaça del Condesito ) и соседствующей с ней обширной площади Свободы (Plaça de la Llibertat ). Здесь стоит памятник , изображающий одного из персонажей творчества Мариано Фортуни (1838-1874) - юного графа-щеголя (Condesito ) в костюме XVIII века. Памятник был создан по мотивам известной акварели Фортуни El Condesito (Il Contino ) (Юный граф) , написанной художником в Риме в 1861 году. Сейчас эта акварель находится в Национальный музей искусства Каталонии, MNAC , в Барселоне.

(Да, еще на площади Свободы находится Музей искусства и истории Реуса (Museu d"Art i Història ), где можно увидеть работы Мариано Фортуни и других реусских художников XIX века, а также уцелевшие фрагменты грандиозного ренессансного алтаря церкви св. Петра (Сант-Пере) и экспозицию, посвященную главному городскому празднику, Festa Major de Sant Pere (адрес музея: Plaça de la Llibertat , 13)).

За памятником юному франту высится монументальное здание банка La Caixa (Edifici de La Caixa ) с тремя куполами. В 2010 году оно было на реставрации, так что выкладываю прошлогодние фотографии. Здание расположено по адресу Plaça del Pintor Fortuny, 1, и было построено по проекту известного архитектора Энрика Саньера (Enric Sagnier i Villavecchia ) (1858-1931), с постройками которого мы уже встречались во время одной из . Дом был построен в 1929-1932 гг. и изначально предназначался для местного предпринимателя Пере Видьелла (Pere Vidiella ). Симметричная постройка выдержана в неоклассическом стиле (новесентизм ) с элементами римского барокко. На нижнем этаже с самого начала размещались конторы, а на верхних - сдаваемые внаем квартиры.

Фасад делится на три части: две боковых с небольшими башенкам и куполами наверху, и центральную. Наиболее величественно выглядит центральная часть здания с колоннадой, поддерживающей аттик, увенчанный большим куполом. У оснований четырех колонн размещены барельефы, посвященные добродетели бережливости. Барельефы созданы по эскизам Эусеби Арнау (Eusebi Arnau ), работы которого встречались нам в Барселоне, в оформлении модернистских зданий Пуч-и-Кадафалка (см., например, ).

От площади художника Фортуни мы свернули на красивую улицу Carrer de Llovera , где находится сразу три интересных модернистских объекта (это также одна из главных торговых улиц в Реусе). Первый из них - Каса Пуньед (Casa Punyed ), №8 на Маршруте модернизма , адрес: Carrer de Llovera, 47-49. Здание было построено по проекту архитектора Пере Каселлеса (Pere Caselles i Tarrats ) в 1900 году. Это пример раннего модернизма, представленного в Реусе также и другими постройками того же зодчего. Фасад в неоготическом стиле является одной из лучших работ Каселлеса.

Первоначально особняком владело семейство Иглесиас (Iglèsias ), а нынешнее название дома связано с тем, что на протяжении более 70 лет на нижнем этаже здания располагалась аптека Punyed . В оформлении фасада стоит обратить внимание на неоготические орнаменты, а также на гротескных чудищ и маскароны христианских и восточных королей на кронштейнах. Кроме того, на четвертом этаже можно заметить разнообразные каталонские символы (например, четыре полосы каталонского флага). Характерные аркады первого этажа являются наиболее чистым элементом стиля ар-нуво .

Рядом с Каса Пуньед, по адресу Carrer de Llovera , 19-21, находится очередное творение Пере Каселлеса - Каса Томас Жорди (Casa Tomàs Jordi ) (№7 на Маршруте модернизма ). Безумный дом. Настоящий тортик с розочками и взбитыми сливками. Впрочем, достаточно вкусный, не особенно кричащий. К ак выяснилось, это еще далеко не предел кулинарных фантазий каталонских архитекторов ( , который мы увидим чуть дальше, - вот это, доложу вам, уже настоящий апофеоз приторного декора). Впрочем, такие дома очень запоминаются; такой вот типичный «цветочный стиль» является своего рода визитной карточкой Реуса.


Каса Томас Жорди был построен по проекту Пере Каселлеса в 1909 году. Помимо многочисленных розочек и прочих цветочных мотивов, фасад украшен двумя женскими головками, разместившимися по обеим сторонам от центрального балкона второго этажа.

На нижних этажах особенно хороши асимметричные волнообразные линии ажурной балюстрады. Эта часть дома оформлена в более спокойном и элегантном стиле, чем три верхних этажа с многочисленными выпуклыми балкончиками и буйством лепного орнамента розовых и зелёных оттенков. Также на нижнем этаже можно заметить барельефы с инициалами первого владельца дома (TJ ) и годом постройки (1910).

Надпись на фасаде здания гласит, что здесь в 1815 году родилась святая Роза Молас-и-Вальве (Rosa Molas y Vallvé ), основательница существующей и поныне конгрегации Сестёр Богоматери Утешения (Hermanas de Nuestra Señora de la Consolación ) в Тортосе.

С Каса Томас Жорди соседствует узкий Каса Кероль (Casa Querol ) (адрес: адресу Carrer de Llovera , 17), построенный, разумется, плодовитым Пере Каселлесом (Pere Caselles i Tarrats ) в 1901 году. Дом значится под №6 на Маршруте модернизма .

Это небольшое, но весьма гармоничное здание эпохи модернизма было построено для адвоката, алькальда Таррагоны, Феррана де Кероля-и-Бофаруля (Ferran de Querol i Bofarull ), наследника дворца Бофаруль, графа Реусского, родственника барона Куадраса. Фасад в средневековом духе невелик по площади, но обнаруживает невероятное богатство декоративной отделки из разнообразных благородных материалов, включая кирпич и природный камень. На втором этаже мы видим каменный балкон на двух консолях. Выпуклый балкон на третьем этаже изготовлен уже из кованого железа. По обеим сторонам оконного проема разместились декоративные панно с изображением герба Реуса в технике сграффито , обрамленные каменными горельефами. Также фасад украшает геральдическая эмблема первого владельца.

Чуть дальше на Carrer de Llovera , на подходе к площади Прима, находится дворец Бофаруля (Palau Bofarull /Palacio Bofarull ), построенный в 1770 году архитектором Франсеском Бофарулем (Francesc Bofarull ) для своего брата, дворянина Жузепа Бофаруля (Josep Bofarull i Gavaldà ), алькальда Реуса. Семейство Бофаруль занимало дворец вплоть до 1863 года, когда он перешел к его наследникам, вышеупомянутым Керолям (Querol Ríos ), графам Реусским.


Позднее здесь находились различные развлекательные и политические учреждения, а в 1986 году здание было выкуплено советом провинции Таррагона, и в бывшем дворце разместилась Консерватория (Conservatorio de Música ). Посмотреть фотографии роскошных интерьеров этого дворца в Реусе можно . Еще несколько деталей фасада дворца Бофаруля:


Мы миновали дворец Бофаруля, и вскоре улица Carrer de Llovera вывела нас к уже знакомой . Оттуда мы направились на Carrer de Monterols , которая, как и Carrer de Llovera , относится к числу главных торговых улиц Реуса. На этот раз, проходя по этой улице, мы заметили несколько интересных зданий, на которые не обратили внимания до того.

Во-первых, отметим Каса Карпа (Casa Carpa ) 1903 года постройки, расположенный по адресу Carrer de Monterols , 34. Это типичный пример характерного для архитектуры Реуса «цветочного модерна». Тут вам и непременные выпуклые балкончики, и каменные рельефы с растительным орнаментом.

А всего через дом от Каса Карпа находится Каса Кодина (Casa Codina ) (адрес: Carrer de Monterols , 30 ). Дом очень понравился. Построен он был в 1905 году и запоминается необычной отделкой фасада в зеленовато-бордовых тонах.

Все рельефные украшения на кронштейнах балконов, равно как и стелющиеся по фасаду узоры в технике сграффито , выполнены, разумеется, на растительные мотивы. Очаровательный дом, какой-то очень легкий и изящный, воздушный. Не перегруженный, в отличие от некоторых вариантов здешнего модерна.


По Carrer de Monterols мы вышли к , и площади , где уже бывали сегодня утром. Отсюда двинулись по R aval de Sant Pere . В самом начале этого проспекта, на углу с улицей Raseta de Sales , находится вот такой дом с ажурными балконами, где сейчас размещается Ассоциация коммерсантов Реуса (Unió de Botiguers de Reus ; адрес Raval Sant Pere, 1). Дом по случаю праздника был украшен флагами с гербом Реуса, а вдоль улицы развевались праздничные плакаты с пиротехническими чудищами, забавно перекликавшиеся с коваными дракончиками на фасаде здания.


Немного дальше по той же улице находится Каса Омдедеу (Casa Homdedéu ) (№22 на Маршруте модернизма ; адрес: R aval de Sant Pere , 17-21 ).

Этот особняк в средневековом духе был построен в 1893 году по проекту архитектора Пере Каселлеса (Pere Caselles i Tarrats ) и является чуть ли не самым ранним творением этого модернистского зодчего в Реусе. Фасад здания украшен разнообразными неоготическими элементами. Доминантой фасада является лоджия с балконом, по сторонам которой находятся окна с затейливыми каменными орнаментами и фигурками маленьких химер. Окна остальных этажей оформлены значительно более скромно.


По соседству на R aval de Sant Pere расположен яркий Каса Ангера (Casa Anguera ) (№23 на Маршруте модернизма ). Пожалуй, декор чересчур аляповатый, и цветовая гамма не самая сдержанная, но зато можете быть уверены: такого модерна вы больше нигде не увидите!

Этот запоминающийся модернистский дом был построен в Реусе по проекту Пере Каселлеса (Pere Caselles i Tarrats ) в 1905 году. Необычен он в первую очередь тем, что лепной орнамент здесь полихромный (он выкрашен в зелёный, белый, красный и розовый цвета) и не совпадающий по цвету с основным тоном фасада. Это выделяет его на общем фоне. Видимо, архитектор стремился имитировать природные цвета растений, и дом в итоге получился несколько «наивным», как будто его раскрашивал ребёнок.

Улица R aval de Sant Pere привела нас к площади Plaça de la Puríssima Sang и одноименной церкви Пречистой Крови Христовой (Església Purissima Sang/Temple de la Reial Congregació de la Puríssima Sang ). Церковь была построена в 1710 году. Перед ней на площади установлена барочная колонна с распятием. Около колонны имеются скамеечки, где можно отдохнуть.

В самом храме Пречистой Крови в этот день шла служба, было много народу. Удалось, однако, сфотографировать алтарную часть, своды которой совершенно неожиданно оказались расписаны в поразительно современном стиле.

Помимо этого, в алтаре находится очень почитаемое жителями Реуса распятие (Sant Crist de la Sang ) (1940) работы каталонского скульптора Модеста Жене (Modest Gené i Roig ) (1914-1983) (он также является автором скульптур в монастыре Поблет). Это распятие участвует в торжественных процессиях, которые проводятся в Реусе по религиозным праздникам, и прежде всего является главным святым образом Крестного хода на Страстную пятницу (видео процессии можно посмотреть ). Организатором этих шествий издавна является основанная в Реусе в середине XVI века Конгрегация Пречистой Крови (Congregació de la Puríssima Sang ).

От церкви мы свернули налево, на улицу Raval del Pallol . На углу с Пассеч-дель-Камп (Passeig del Camp ) слева начинался торговый пассаж Реуса, Paseo Comercial El Pallol (это очень приятное тенистое место для прогулок и шопинга, но поскольку день был праздничный, магазины не работали; фотографии этой торговой улицы можно посмотреть ).

По Raval del Pallol мы очень скоро дошли до площади Каталонии (Plaça Catalunya ) .

На этой площади установлен бюст уроженца Реуса, испанского и каталонского поэта и драматурга Хоакина Бартрина (Joaquín María Bartrina ) (1850-1880), работавшего в направлении реализма. Его творчество считается предтечей испанского литературного авангарда.

Также на площади Каталонии находится красивое здание Археологического музея (Museu Àrqueologic Salvador Vilaseca ), названного в честь каталонского историка и врача, уроженца Реуса, Сальвадора Виласеки (Salvador Vilaseca i Anguera ) (1896-1975). Боковой фасад здания выходит на Раваль-Санта-Анна (адрес музея: Raval Santa Anna , 59):

Напротив Археологического музея красуется величественное желтое здание - Каса Фабрегас (Casa Fàbregas ), являющееся образцом архитектуры новесентизма (адрес здания: Raval de Santa Anna , 80). Дом был построен в 1920 году по проекту Жузепа Бофаруля (Josep Simó Bofarull ). Архитектор создал этот городской дворец для алькальда Реуса, Эвариста Фарбегаса (Evarist Fàbregas ).

Горизонтально фасад здания разделен на три уровня: цокольный уровень, состоящий из двух нижних этажей; центральный ярус, образованный главным этажом и двумя этажами над ним, соединенными по вертикали пилястрами тройной аркады; и нарядное угловое навершие. В декоре здания слышны отзвуки барочной традиции. Для украшения балконов главного этажа использованы разорванные фронтоны. Выше вырастают две больших лоджии-«трибуны». Особенно примечательна просторная лоджия на углу. В ее дизайне использован симметричный ряд трехчастных оконных арок в серлианском (венецианском) духе (такие арки названы по имени архитектора Себастьяно Серлио). В верхней части фасада, над карнизом, размещен ряд ваз, напоминающих о традициях барокко.

С площади Каталонии мы свернули по Carrer de Vallroquetes и вышли к Рыночной площади. На этом наша прогулка по Реусу закончена.

Напоследок еще немного информации.

♦♦♦♦♦♦♦

По поводу забавных и необычных памятников . В Реусе на площади Plaça de les Basses (пересечение Carrer Jesús и Carrer Jesús , недалеко от ) находится весёлый фонтан «Прачки», Les bugaderes с бронзовыми фигурами трех разнокалиберных женщин, несущих корзинки с бельем.

Рядом с площадью, где установлена эта забавная скульптурная композиция, находится еще один дом, входящий в Маршрут Модернизма Реуса (он обозначен под №20 на Маршруте модернизма ). Это Каса Мунне (Casa Munné ), построенный всё тем же Пере Каселлесом (Pere Caselles i Tarrats ) в 1904 году. Дом расположен по адресу Raval de Martí Folguera , 2.

Обратите внимание на гармоничный фасад этого здания. Говоря точнее, оно состоит из двух фасадов, соединенных на углу пятиугольным эркером, тянущимся во всю высоту здания и опирающимся на колонну с цветочной капителью. Этот эркер, очевидно, и является наиболее примечательным элементом в архитектуре дома. Оба фасада прорезают многочисленные окна с типичными модернистскими балконами с коваными решетками. Стоит также отметить эффектный декор дверных перемычек и красивую каменную балюстраду на крыше. На нижнем этаже можно увидеть изящно оформленные перемычки витринных окон.

Поблизости от этого здания и по соседству от знаменитого расположен дом Каса Иглесиас (Casa Iglésias ) (№21 на Маршруте модернизма ), опять же построенный по проекту Пере Каселлеса (Pere Caselles i Tarrats ), но несколько позже, в 1908 году. Каса Иглесиас втиснут в узкую улочку Carrer Jesús , и из-за этого фасад этого достаточно высокого и широкого дома практически невозможно полностью рассмотреть, не то что сфотографировать. На редкость неудачное местоположение, особенно для такого нарядного здания.


Здесь мы имеем дело с каталонским ар-нуво в чистом виде: богатый каменный декор фасада, повсеместные растительные мотивы, ажурные кованые балконы... Особенно хороши деревянные двери с извилистыми резными орнаментами и очаровательной каменной перемычкой в виде цветов и листьев. Также стоит отметить высокое качество кованых дверных молотков.



Если вам вдруг удастся попасть внутрь здания, стоит осмотреть оформленный яркими керамическими плитками вестибюль с лестницей.


♦♦♦♦♦♦♦

Карта центра Реуса с указанием всех объектов Маршрута Модернизма :

♦♦♦♦♦♦♦

На нашем сайте вы также можете бесплатно скачать туристическую карту Реуса . Это подробный план города, с названиями всех улиц и указанием всех основных достопримечательностей . Чтобы загрузить план Реуса, щелкните на миниатюру карты внизу или перейдите по ссылке . Внимание : карта в полном размере занимает 1,04 Мб (2000 x 1876 пикселей). Розовым пунктиром проложен пешеходный маршрут по Старому городу, рекомендуемый Офисом туристической информации Реуса. Основные достопримечательности (церкви, музеи, красивые здания, фонтаны, памятники ) обозначены красными кружками с цифрами, это и есть собственно туристические объекты.

Достопримечательности Реуса: храм Девы Марии Милосердной (Мадонны Мизерикордия)

Бюро туристической информации Реуса : turisme.reus.cat/

Город Реус: основная информация и советы для туристов :

Буклет для туристов (путеводитель по Реусу с картой , испанский и каталанский язык): http://turisme.reus.cat/ip/upload/doc/turisme/edicions/vskHcZuSoR.pdf

♦♦♦♦♦♦♦

Если вас интересуют красивые интерьеры в стиле модерн и модернистская архитектура (в том числе в Испании), то рекомендуем вам также другие материалы по этой теме (с фотографиями и подробными описаниями).

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...