Примеры творчества в жизни человека. Сочинение «Творчество в жизни человека

Еще немного истории, почему нам так сложно быть творческими людьми, творить и наслаждаться процессом.

Так сложилось, что раньше в нашем обществе не очень-то было принято быть творческим человеком , вернее, не столько быть, сколько работать в творческой сфере. Люди, которые выросли в СССР, знают это особенно хорошо. Тогда был один вариант развития событий, ты учишься в школе, институте, а потом идешь работать на завод или еще куда-то по специальности.

Людей так воспитывали, что любое творчество — это блажь, что этим на хлеб не заработаешь . Поэтому все изначальные детские творческие способности хоть и не пресекались, но всегда являлись лишь отвлечением из серии «пусть ребенок будет чем-то занят».

Поэтому часто бывало, что одаренные дети, не получив должной поддержки, в итоге вырастали и становились бездарными слесарями и плотниками. Может, они бы и хотели стать носителями прекрасного, но поскольку всегда была опасность слыть тунеядцем и угодить в тюрьму, они предпочитали более безопасный вариант. Конечно, в то время были союзы писателей, художников, но все это было прерогатива интеллигенции, и думать о попадании туда дерзали единицы.

Философия жизни была простой — лучше материальная синица в руках, чем творческий журавль в небе. Поэтому любое творчество рассматривалось не более чем хобби, и тратить время на него можно было только после смены на заводе, если конечно, оставались силы.

Может быть, я говорю что-то надуманное, вроде как Союза давно нет и столько свободы вокруг, но ведь если посмотреть, то воспитывали нас люди, которые выросли тогда, когда творчеством на жизнь не зарабатывалось. Поэтому в большинстве случаев такие же понятия вкладывали нам в голову.

Даже сейчас, когда так много свободы, многие родители выбирают карьеру и профессию за детей. Сколько таких историй, когда у ребенка тяга к творческой профессии, а родители настаивали на стабильной и серьезной. И эти дети, вместо того, чтобы превратиться в известных и признанных творческих гениев, становятся посредственными экономистами, менеджерами, юристами и т.д.

Конечно, можно сказать, что это дело каждого отдельного человека, и проблема не очень-то большая «Ну, подумаешь, не рисует он, ну и ладно. Другие же тоже не рисуют, и ниче, не сильно страдают».

Но на самом деле, проблема это большая. Особенно для прирожденного и одаренного человека. Ведь дело в том, что творчество — это, на самом деле, естественная потребность человека . И если эту потребность не проявлять, а подавлять, то те возможности и ресурсы, которые можно было открыть в себе благодаря ней, так и остаются непознанными — это раз.

Во-вторых, подавление творческой энергии в итоге может привести к общему моральному упадку, апатии и депрессии. Именно поэтому так важно всегда иметь возможность для творческого самовыражения.

Поэтому даже если человек выбрал для себя карьеру экономиста, хотя всегда мечтал быть художником, ему следует идти за зовом души и находить время для творчества . Тогда он будет чувствовать себя лучше оттого, что делает любимое дело, и в свою работу он сможет привнести намного больше.

Объединив все эти мысли в голове, я решила делать акцент на том, что творить должен каждый . То, что каждый может это делать, у меня вопросов не вызывает. Слово «должен» я использую для того, чтобы подчеркнуть важность этого процесса для жизни.

Основная тема, которую я собираюсь освещать на этом сайте — это, конечно, развитие нашей креативности. Но помимо этого я буду писать о том, как привнести это умение в свою жизнь.

Я хочу, чтобы вы перестали делить жизнь на «креативлю на работе для проекта» и «просто живу обычной жизнью». Это процессы можно вплетать один в другой. От этого качество и наполненность вашей жизни только возрастет.

Чем больше мы будем позволять себе творить, тем больше будем достигать в других сферах. Потому что все в нашем мире связано. И этим сайтом я хочу объединить жизнь и работу в один креативный поток.

Я часто слышу, как люди говорят, что хочется, чтобы жизнь была ярче и веселее. Я знаю, что это вполне можно создать своими силами.

Существует много креативных техник, которые, несмотря на свою простоту, очень мощные, и могут улучшить качество жизни любого человека во много раз. И я хочу показать вам это!

Так что присоединяйтесь ко всем креативным людям и позвольте себе быть креативным!

Сегодня мы предлагаем познакомиться вам с вдохновляющей женщиной, организатором ярмарки талантов «Северное сияние», мамой пятерых дружных деток, которая не мыслит своей жизни без творчества и в ежедневной суете находит силы и возможности воплощать грандиозные задумки в жизнь.

Анна Уппит

– Расскажи немного о себе и своей семье

Меня зовут Аня Уппит, мне 27 лет, я люблю учиться новому и делать необычные, особенные вещи, преображающие повседневную жизнь. Меня вдохновляет, когда появляется новая, яркая цель, мне нравится состояние энтузиазма, увлеченности, в котором ты можешь, даже сильно уставая, все равно получать отдачу от дела, которое ты делаешь. Мой первый и основной интерес – дети, занятия с ними, педагогика как таковая, второе – шрифтовой дизайн и каллиграфия. Еще как особое, отдельное увлечение можно выделить процесс организации и подготовки праздников – домашних и общинных.

Поскольку я люблю детей и все, что с ними связано, то у меня большая семья: у нас с Олегом пятеро детей. Олег – это мой муж, он работает в сфере IT, и помимо этого он еще занимается журналистикой: пишет статьи в мужские интернет-журналы и даже не так давно открыл свой собственный интернет-журнал, который называется «Интерес». Я вижу, что это дело его очень увлекает, а мне нравится, когда он увлечен:)

Очень важно, что у нас с Олегом одинаковые взгляды на воспитание и образование детей. Нам не приходится об этом спорить - еще во время моей первой беременности, девять лет назад, мы задумывались о естественных родах и домашнем образовании. И наши взгляды все более расширялись и углублялись по мере рождения младших детей и взросления старших. Сейчас их пятеро: Агнессе девять лет, Антону шесть с половиной, Дарье четыре с половиной, Игнату два и Марии, самой младшей, ровно пять месяцев:)

Последние двое родились дома, потому что, получив опыт взаимодействия с государственной системой родовспоможения и составив о нем свое мнение, во многом критическое, мы изучили вопрос естественного деторождения достаточно глубоко и пришли к выводу о необходимости именно такого пути. Теперь мы очень рады, что сделали такой выбор, это был бесценный опыт, роды прошли удачно, без осложнений, дети родились здоровыми и развиваются абсолютно нормально. Для всей нашей семьи – как для взрослых, так и для младших детей – это, конечно, были очень значимые события.

– Какое место в жизни твоей семьи занимает творчество и почему?

Занятие каллиграфией

Мне кажется, все люди привносят творчество в свою жизнь, потому что без него никак. Будет серо и тускло. Многие творчески подходят к обустройству дома, приготовлению еды, воспитанию детей. В нашей семье творчество играет очень большую роль.

Лично мне обычно сложно творчески подходить к выполнению домашней рутины. Поэтому мы в нашей семье пошли другим путем: мы стараемся не превратить нашу повседневную жизнь в творчество, а как можно больше разнообразного творчества привнести в нашу повседневную жизнь. Простой пример: во время детских праздников мы устраиваем выставки работ наших детей и детей наших гостей, устраиваем домашние представления, в которых номера готовим и мы и наши гости. Это всегда всех очень увлекает и радует.

Однако я хочу в первую очередь, чтобы не только праздничная, но и повседневная жизнь была бы интересна и детям, и мне самой. Поэтому мы специально уделяем время творчеству, искусству, созданию красивых вещей, чтобы они были частью жизни и по поводу, и просто так – под настроение.

Мое самое большое творческое увлечение – это каллиграфия. Все началось с 2008 года, когда мы с детьми поехали на первую международную выставку каллиграфии в Академии Художеств и я сама вдохновилась так, что мне захотелось как можно больше узнать об этом искусстве. Я узнала о курсах каллиграфии «От Аза до Ижицы», и с тех пор не перестаю взаимодействовать с ними. Можно сказать, что каллиграфия во многом изменила мою жизнь – я определилась с любимым делом, которым хотела бы заниматься и в котором буду совершенствоваться настолько, насколько это возможно.

Что касается детей, то они с раннего возраста занимаются вместе со мной разными видами рисования и рукоделия. Считаю, что маленьким детям нужно показывать как можно больше возможностей созидания (или творчества?). Они способны прикладывать много стараний к тому, чтобы создавать какие-то интересные вещи. И они по-настоящему счастливы, когда у них это получается.

Кроме рисования, в жизни детей большое место занимает музыка и танец. Но уже не со мной, потому что у меня нет соответствующих навыков. Хотя я и сама хочу заниматься музыкой и танцем и надеюсь, что смогу воплотить эти свои меты – со временем, когда у меня появится больше времени.

Моя старшая дочь Агнесса – человек движения, она ярко выраженный кинестетик, и даже дома, занимаясь уроками, бывает, висит вниз головой или сидит на шпагате. Зная это, мы ее отдали сначала в секцию по художественной гимнастике. Оттуда нам пришлось уйти из-за ухода нашего любимого тренера, и в качестве полноценной замены этих занятий и для дальнейшего развития таланта дочери мы выбрали классический балет, и, как оказалось, очень удачно. Теперь Агнесса ходит в балетную студию, которая весьма кстати расположена рядом с нашим домом.

Девочке очень нравится, у нее отличный контакт и с преподавателем, и со сверстницами, и, на мой взгляд, она делает успехи, хотя и не стала солисткой. Но это и не было целью – главное для меня было развить имеющиеся у ребенка дарования. Антон, следующий после Агнессы старший ребенок, сейчас учится играть на флейте, но больше всего он сейчас интересуется космосом.

Каждый год, с 4,5 лет, старшие дети принимают участие в театральных постановках, которые устраивает наша христианская община на Рождество и другие праздники – можно сказать, что они уже не новички и у них накопился довольно значительный для их возраста опыт в этой области.

Ну и, конечно, с детьми лучше всего заниматься тем, что тебе больше всего нравится самой. И поэтому с особым удовольствием я занимаюсь с ними каллиграфией. У нас даже сложилась домашняя группа, в которую входят сейчас четверо детей: двое моих старших и двое детей моих друзей. Раз в неделю мы изучаем историю письменности и разные исторические шрифты. Это отражается на детях: они учатся замечать тонкости и нюансы письменности, мелкие художественные детали, которые обычно остаются незамеченными даже взрослыми людьми. Эти занятия тренируют их внимание, развивают их старательность, сосредоточение, терпение, прилежание – очень полезные в учебе навыки, которые потом переносятся и на другие занятия.

Большое внимание на занятиях мы уделяем развитию эстетического вкуса детей: рассматриваем художественные произведения, природные формы, сравниваем их между собой… Меня очень радует, когда дети вдруг начинают замечать и находить красоту в окружающем мире. Это внушает надежду, что мои старания не пропадают зря.

– Как ты с этим справляешься? Откуда берется силы? Кто или что тебе помогает?

Детки

Чтобы справиться, приходится очень строго организовывать свою жизнь: у нас обычно расписана вся неделя по делам, которые надо сделать каждый день. Не по минутам, конечно (до таких высот организации я еще не поднялась), а в целом. Какие-то дела, например, детские занятия, привязаны ко времени, какие-то я могу выполнять свободно. Не могу сказать, что все успеваю – это совсем не так, что-то, конечно упускается, на что-то остается минимум времени. Чтобы справиться со всем, привлекаю детей, они с раннего возраста мне помогают: и с уборкой, и с готовкой, и с младшими – но только когда сами хотят с ними поиграть. Специально сидеть с младшими, как это принято в многодетных семьях, я их не прошу. По мне, пусть лучше по хозяйству мне помогают, а с малышами я справлюсь сама. Старшие с ними играют только по собственному желанию, которое, к счастью, бывает часто.

Силы берутся из вдохновения – когда ты делаешь то, что тебе нравится, то, что тебя увлекает в данный момент. В таких случаях силы берутся как будто из ниоткуда: прямо из воздуха. Я очень четко ощущаю эту энергию, которая вдруг начинает течь, когда ты делаешь то, что тебе нравится. И такие дела я всегда довожу до конца, чего бы мне это не стоило. Даже если не высыпаюсь, даже если падаю с ног.

Когда совсем выбиваюсь из сил – помогает горячая ванна, любимая музыка, вкусный кофе или чай. Иногда очень хочется остаться в одиночестве и никого не видеть – тогда выручает муж, он берет детей и уходит с ними один гулять на несколько часов, за что я ему очень благодарна. Я считаю очень важным уметь радовать себя и время от времени давать себе хоть небольшую, но передышку или находить новый творческий импульс, которые дает новую порцию сил.

– Расскажи о своих проектах и планах

Муж Ани с младшим сыном

Я планирую продолжать заниматься каллиграфией и шрифтами, пригласить на наши занятие новых учеников, сделать с ними рукописные книги на разные темы, организовать выставку… Хотела бы научиться играть на фортепиано, заниматься вокалом и танцами. Особенно хотела бы научиться танцевать танго.

Ну, а самый важный из моих текущих проектов – это, конечно, участие в организации Ярмарки талантов

Учитель биологии Митрофанова Э.А..

11 класс. Биология. Программа под ред. И.Н.Пономарёвой

Урок № 16.

Образовательная.

Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты;

заинтересовать учащихся личностью М. Цветаевой, увлечь поэтическим творчеством.

Развивающая.

Продолжить формирование умений кратко высказывать мысль и доказывать её; сравнивать и анализировать тексты.

Воспитательная.

Формировать у учащихся нравственные качества души на примере творческих личностей; принимать участие в дискуссии, умение слушать, слышать, задавать вопросы, вступать в диалог и пробуждать воображение.


Тип урока: интегрированный, работа с использованием элементов методики обучения сочинению по ассоциативному воображению.

Творчество – это работа для души

Н. Сапунов

Ход урока.

I. Этап урока. Организационный.

II. Мотивация. Побуждение к действию.

Индуктор. Пробуждение воображения. Вода – великая стихия.

III. Написать слово «Марина» так, чтобы линии и формы букв отражали различные сущности этой стихии.

(На фоне песни «Кто создан из камня» в исполнении Киры Малыгиной

в творческий процесс включаются учащиеся: они пишут смысловые ассоциации. Рисуют буквы в виде завитушек, капель, водопадов: идёт чувственно-образное оживление слова)

IV. Индивидуальная работа. Творчество – изысканный вид наслаждения. (Раздаются карточки с заданиями, где собирается материал для мини-сочинения "Слово о М.Цветаевой")

Карточка


1. Что для вас означает образ Марины Цветаевой?

2. Какие ассоциации возникают при прочтении стихотворений М. Цветаевой?

3. Попытайтесь составить план варианта мини- сочинения «Слово о Марине Цветаевой»

После чего учащиеся прослушивают работы одноклассников и записывают наиболее понравившиеся фразы и словосочетания для мини-сочинения.

V. Работа в парах. (Учащиеся отвечают на вопросы).

1. Что такое творчество и в чём оно проявляется?

2. Может ли прожить человек без творчества?

3. Какую роль играет творчество в жизни общества?

4. Как соотносится духовное, социальное и телесное в жизнедеятельности человека?

5. Существует ли связь между образом жизни человека и творчеством?

VI. Просмотр презентации "Елабуга".

Вывод: Любое самоубийство – тайна, замешанная на непереносимой боли. Но увидеть изнутри человека в этой предельной ситуации – задача почти невозможная. И тем более, когда это касается личности столь незаурядной, как личность Марины Цветаевой. Загадка Елабуги остаётся; быть может, она останется навсегда. «Есть лишь убийства на свете – запомните./ Самоубийств не бывает вообще» (Е.Евтушенко).

Фронтальный опрос:

1. Какую роль играют деревья в природе.

2. Что такое фотосинтез?

3. Что происходит с деревьями, когда они погибают?

VII. Чтение и анализ стихотворения "Деревья".

К вам! В живоплещущую ртуть

Листвы – пусть рушащейся!

Впервые руки распахнуть!

Забросить рукописи!

Зелёных отсветов рои…

Как в руки – плещущие…

Простоволосые мои,

Мои трепещущие!

Задание: 1. Какие чувства рождаются в душе во время чтения стиха?

2. Вспомните случай из своей жизни , когда пришлось испытать подобное эмоциональное состояние?

3. Напишите отклик на стихотворение.

VIII. Работа со стихотворением.

Август – астры,

Август – звёзды,

Август – грозди

Винограда и рябины.

Ржавый – август!

Задание. Прочесть и прослушать стихотворение, представить образ человека по имени Август и составить короткие рассказы-характеристики.

IX. Работа над мини-сочинением "Слово о М. Цветаевой".

Марина Цветаева – царственная, свободная женщина, трагически одинокая душа, находящая отзвук в траве, в цветах, в море. Благодаря Марине, наша душа полна мечтаний и надежд, стремления противостоять трудностям, готова строить свою судьбу.

X. Рефлексия. Синквейн.

1. Название.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Предложение.

5. Существительное.

XI. Домашнее задание. 1.Написать сочинение по творчеству Марины Цветаевой. 2.Изучить параграф 13 из учебника «Общая биология» и составить вопросы-понятия, «Творчество в жизни человека и общества»

Литература:

1. Марина Цветаева. Стихотворения. Поэзия XX века. М. «Профиздат».1998г.

2. Марина Цветаева. Стихотворения. – М.: Дрофа: Вече, 2002г.

3. Ж. «Русский язык и литература» №6 2007. Биография писателя.

4. И. Понамарёва. Общая биология. М. Вентана-Граф. 2005

5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М. Просвещение

6. Газета «Биология». ИД Первое сентября

  1. Вопрос о месте творчества в жизни общества и о изменении представлении о нем

    Итак, творческий труд. Творчество. Наверное, не надо говорить, насколько сильно это понятие пропитано мифологической составляющей – даже сейчас. Что же говорить о прошлом, когда указанная способность напрямую приписывалась взаимодействию с высшими силами! Это сейчас мы понимаем такие эпитеты «творческих людей», как «служитель Аполлона» или «любимец муз» исключительно в переносном смысле – а были времена, когда факт общения поэта с божествами никто даже не пытался подвергать сомнению. Поэтому до недавнего времени мало кто сомневался, что, говоря о данном понятии, речь стоит вести о субстанции, изначально непознаваемой слабым человеческим разумом. И уж конечно, не зависящей от всей этой грубой окружающей реальности, включая систему общественного производства.

    Более того, данное качество относилось не только к созданию, но даже к пониманию «продуктов» творческой деятельности – например, стихов, музыки или живописи – которое считалось доступным не каждому. Нет, конечно, ходили легенды о том, что великих поэтов и музыкантов понимали не только люди из самых низких социальных слоев, но и дикие звери – однако, при всем этом «потребление искусства» все равно признавалось делом элитарным. Дескать, не может тупое быдло полноценно видеть прекрасное, не предназначено оно для подобного действа. Впрочем, если судить по тому, что вплоть до середины позапрошлого столетия большая часть населения даже развитых стран было элементарно неграмотным, то ничего удивительного в указанном мнении нет. Ну, в самом деле, как можно читать стихи, не владея чтением, как таковым? Правда, это касалось только литературы – скажем, с музыкой или живописью данное объяснение не работало...

    Но это было и не нужно. Мир в течение тысячелетий делился на неравнозначные категории, люди тоже. Так что все, что связано с творческой деятельностью, традиционно относилось к занятиям элитариев или лиц, вхожих в их круг. Разумеется, понятно, что под «творчеством» в течение веков подразумевалось исключительно искусство – поскольку, как уже говорилось, это было дело, почти не связанное с системой общественного производства. (Производству, в лучшем случае, полагалось иметь «мастерство» - т.е., оттачивание исполнения веками отработанных методов.) И сломана подобная «монополия» была лишь в начале Нового Времени, когда появилась еще одна область, в которой понятие «творчества» могло быть применено.

    Разумеется, речь идет об «науке» - особой формы взаимодействия человека с окружающим бытием, состоящем в опоре на «прямой опыт». (О ней уже было сказано в прошлом посте.) Именно «наука» стала первым шагом на пути к «расколдовыванию» творчества – то есть, к введению его в рациональный дискурс. (Вместо уже помянутого мистического.) Поскольку, во-первых, сомневаться в творческой составляющей данного вида деятельности было более, чем странно. А, во вторых, «наука», как таковая, имела довольно очевидные производственные корни. (Даже такая «небесная» ее отрасль, астрономия, появилась благодаря потребностям в составлении календарей и морской навигации.) Поэтому, как уже говорилось, по мере развития общества именно «наука» стала «локомотивом» по снятию с умственного труда завесы «потусторонности» и превращению его в пускай важное – но абсолютно человеческое занятие.

    Правда и здесь не обошлось без трудностей – в том смысле, что прямо отбросить сложившиеся веками стереотипы оказалось непросто. Недаром до самых последнего времени был популярен образ ученого, как некоего «отшельника», человека «не от мира сего». (И это при том, что реальная наука вот уже более ста лет как стала абсолютно «социальной», связанной со сложноорганизованными коллективами и особо обустроенными местами.) Что же говорить про уже помянутых представителей искусства, которые за свой образ «служителя муз» всегда держались обеими руками. Понятно почему: если каждый творческий акт есть явление непознаваемое и уникальное, то «творческие люди» - это Личности с большой буквы «Л», которых надо беречь и пестовать, поскольку иначе никакого творчества не получишь.

    Понятно, что данная модель, один-в-один «слизанная» с представлений о властителях древности – тоже «божественных» клиентов, только имеющих в качестве «патрона» не Аполлона, а Юпитера – является крайне привлекательной. (Даже тогда, когда реального признания «творец» не получает – ведь и в данном случае он может питать себя надеждой на то, что, рано или поздно, но это произойдет.)

    Тем не менее, для общества подобное положение давно уже стало откровенной архаикой. В конце концов, «божественное право королей» было отброшено уже лет 200 назад – и не сказать, что от этого жизнь сильно испортилась. Скорее наоборот. Так что включение «людей искусства» в систему общественного производства – а точнее, включение представлений о людях искусства, как об особых элементах системы общественного производства в общественное же сознание – является неизбежным. Разумеется, это не значит, что после данного «включения» возникает состояние, в рамках которого каждый может писать стихи. Но ведь и точить заготовки может не каждый – для овладения любой достаточно сложной профессией надо затратить определенное количество времени и сил. (В этом смысле токарь шестого разряда будет как бы не «затратнее» поэта или художника среднего уровня.)

    Разумеется, на это обыкновенно возражают тем, что «разделяют» творчество, как таковое – и возможность его конкретных воплощений. (Владение т.н. «техникой» и сам «творческий акт».) Дескать, да, научить писать картины или сочинять стихи, в принципе, можно – но вот научиться делать это «гениально» - нет. Правда, при этом нигде не упоминается то, что же предполагается под словом «гениально». Считается, что это должно быть понятным само по себе – а если кто не понимает, то значит, это ему «природой не дано». (Т.е., идет возврат к уже помянутой модели с «особыми людьми».) Правда, чем дальше – тем чаще подобное отношение вызывает не восхищение, а усмешку. Поскольку эти самые «гениальные произведения» очень часто для окружающих кажутся, в лучшем случае, убогими подделками. (А в худшем – открытым бредом.) Сторонников «божественной модели» это, разумеется, не смущает – дескать, и раньше чернь не понимала творцов…

    Однако для всех остальных становится дополнительным аргументом в сторону идеи пересмотра подобного отношения – и поиску «нового места» для лиц «творческих профессий» в жизни. Правда, обыкновенно это делается несколько односторонне – в том смысле, что за «великими гениями прошлого» признается уникальный вклад в человеческую культуру – в отличие от современников. (Коих начинают полагать «фальшивыми творцами» и имитаторами.) Однако даже это уже хороший знак в пользу устранения идеи неравноценности людей. Поскольку, во-первых, это ведет к попыткам понять: в чем же состоит настоящая суть «настоящего» творчества. (Т.е., если тот же Серебренников – имитатор, то что он имитирует? И что бы изменилось в случае, если бы он не имитировал, а творил «на самом деле»?) А, во-вторых, позволяет вспомнить, что многие признанные нынче гении в свое время так же принимались с известным скептицизмом.(Скажем, Ван Гог, который при жизни продал только одну картину.)

    Так что вопрос о творчестве, о его генезисе и роли в общественной жизни начинает все чаще подниматься – тем самым выходя за рамки уже указанного «классического дискурса» с его изначально непознаваемой основой. В то смысле, что тут идет тот же самый процесс, что, в свое время происходил с «умственным трудом», как таковым – а именно, переход от понимания творчества, как «божественного дара», к пониманию его, как одного из элементов системы общественного производства. В том числе, и в области искусства. (А точнее – прежде всего, в области искусства.) Тем более, что чем дальше – тем больше т.н. «творческих профессий» являют однозначно индустриальные свойства, явно отличные от того, что было во времена «служителей муз». Скажем, мало кто сейчас сомневается в том, что кинематограф – это, прежде всего, бизнес, производство со всеми его составляющими. (Особенно данное описание справедливо для т.н. «телесериалов», где от «классического театра» не осталось почти ничего.) То же самое можно сказать и про любые проявления эстрады – начиная с т.н. «певцов» и заканчивая так же т.н. «юмористама» - которые давно уже превращены в чисто «индустриальные» проекты с относительно высоким уровнем разделения труда. (Т.е., эстрадные исполнители давно уже низведены до роли «кукол», на которые натягивается созданный целым коллективом сценический образ. Даже голоса певцов сейчас идут почти исключительно в компьютерной обработке – поскольку без нее слушать их просто невозможно.)

    В общем, можно сказать, что впервые в истории представители «творческих профессий» оказываются лишенными какой-либо «ауры», за исключением того, что создается искусственно путем агрессивного маркетинга. Что есть, несомненно, прогрессивное изменение. Не в смысле маркетинга, разумеется, а в смысле признания фактического равенства всех профессий – чего, кстати, не было даже в советское время. (Когда подобное равенство декларировалось – но в реальности не принималось.) Разумеется, на это дело накладывается идеология классового общества с его жесткой пропагандой неравнозначности людей – но именно людей, не видов занятий. Так что, если честно, то современное общество в этом плане гораздо ближе к коммунизму, нежели то, что было лет пятьдесят назад. Но, разумеется, это тема уже следующего разговора.

  2. Итак, в настоящее время вопрос о том, что же реально представляет собой творческая деятельность, и как же она связана с системой общественного производства, является крайне актуальным. Поскольку чем дальше, тем яснее становиться тот факт, что прежние механизмы взаимодействия работников «творческих профессий» с обществом просто не работают –и это еще в лучшем случае. Поскольку в худшем они приносят результат, совершенно обратный ожидаемому. Скажем, известная и извечная формула «непознаваемости» процесса создания произведений искусства –а то самое «покровительство муз» - в сейчас привела к ситуации, одновременно комической и трагической. Поскольку чем дальше, тем больше указанная «непознаваемость» начинает трактоваться единожды возможным образом: в том смысле, что пресловутые «творцы» несут очевидный бред, и ничего, кроме бреда, приносить не могут.

    Подобное восприятие «творчества» - т.е., признание его нулевой или даже отрицательной ценности – сейчас становится все более популярным. Причем, это касается и т.н. «развлекательного сектора», и т.н. «большой культуры». В том смысле, что деструктивной рассматривается и деятельность пресловутой «попсы» вместе с актерами телесериалов, и «академических» театров вместе с титулованными художниками. Да, разумеется, речь тут идет о разных видах деструкции – но сути это не меняет: понимания того, зачем нам нужно искусство, сейчас практически нет. И кажется, что единственно возможным отношением к данному занятию является его полное отрицание. То есть признание того, что содержание всего вышесказанного –начиная с попсы и заканчивая балетом – в сущности, никому не нужно. Правда, обыкновенно тут делаются оговорки: дескать, я против не театра вообще – а против того театра, который сейчас существует. Или, что, в общем-то, есть хорошая эстрадная музыка – но ей мешает засилье безголосой «попсы» в данном жанре. Однако смысл всего этого остается тем же самым, поскольку все эти «идеальные» талантливые артисты, талантливые певцы, талантливые художники могут существовать лишь в «идеальном» же мире. В реальности же везде практически одно и то же, полностью противоположное этому самому идеалу.

    В общем, можно сказать, что в настоящее время понятие «искусства» и «творчества» переживают крайне серьезный кризис. Кризис, связанный с тем, что никто не может найти для данной деятельности рационального объяснения ее места в жизни. Т.е. сказать: зачем это нужно и нужно ли? Поскольку музы с Аполлоном теперь «не котируются», а на смену им ничего не приходит. Точнее, нет – пытаются сказать, например, что это «вопрос престижа». (Кстати, то же самое относится и к науке, так же являющейся творческой деятельностью.) Но, разумеется, это гораздо менее «сильное» объяснение, нежели прежнее рассмотрение художника или поэта, как «проводника воли» высших сил. Да и вообще, кому нужен подобный престиж? Разумеется, «лучшим людям» – т.е. элите. Все же остальные вынуждены воспринимать данное утверждение, как очередной «каприз барина» с соответствующим отношением.

    Разумеется, есть еще один путь мнимого разрешения данного вопроса – тот самый, по которому в свое время пошли на Западе. А именно – объявление искусства «частным делом», которое никого, за исключением связанных с ним людей, не касается. То есть – если кто желает извращаться, создавая или потребляя те или иные произведения – то пускай это и делает. За свои собственные деньги. Собственно, во всем «цивилизованном мире» так живут уже годов с 1960, и, на первый взгляд это кажется разумным – по крайней мере, на фоне уже описанного положения. Скажем, современная живопись, литература – да и вообще, вся «большое» искусство - давно уже трактуется, как некий вид «сексуального извращения», интересного лишь для пресыщенных богачей. Для масс остается кинематограф, «попса» и дешевое чтиво – т.е. развлекательные отрасли. Однако в реальности и этот путь, как уже было сказано, выводит из кризиса лишь мнимо. Поскольку, во-первых, требует значительных затрат ресурсов на содержание всех этих «локальных ниш». А, во-вторых, поставленный выше вопрос все равно не решает. (Из чего вытекает, например, неопределенность с тем, чем же является указанное понятие «развлечения».)

    Так что вопрос о том, «зачем все это надо», даже на Западе остается открытым. И стоит «лишним деньгам» исчезнуть, как он будет неминуемо поставлен. Причем, мы даже можем понять, как будет происходить подобная «постановка» – поскольку нечто подобное уже реализуется на «периферии», где религиозные фундаменталисты действуют в рамках помянутого в начале «полного отрицания» искусства, как такового. То есть, именно отрицание (уничтожение) выглядит наиболее вероятным и «у нас», и «в Европе», и вообще везде. Если, конечно, «место для творчества» в жизни найдено не будет. К счастью, этот вопрос все же имеет рациональное решение. Причем, как будет сказано ниже, связано он именно с ситуацией у нас, на постсоветском пространстве – а точнее, с тем, что было сделано в СССР. И, ИМХО, поэтому только «у нас» данная проблема и может быть разрешена…

    Речь идет о том, что на самом деле первоначальное представление об искусстве (творчестве), как об некоем взаимодействии с «высшими силами» на самом деле имеет вполне рациональное основание. Разумеется, не в том смысле, что пресловутые музы (или иные представители народной мифологии) действительно могли что-то шептать в ухо поэтов и художников – а в том, что под видом подобного взаимодействия т.н. «представители творческих профессий» действительно могли иметь дело с неким «надчеловеческим», а точнее, «надличностным» явлением. С тем, что можно назвать «общественным сознанием. Данное понятие – хотя оно и несет некий «оттенок» оккультизма – на самом деле, вполне материалистическое и материальное, по крайней мере, не менее материальное, нежели те же компьютерные программы. Последние, кстати, так же очень часто имеют «надличностное» значение – в том смысле, что работают не только на одном, отдельно взятом, компьютере, а существуют в некоей сложной сети. Это относится, например, к данной странице – коия присутствует одновременно и на вашем компьютере, и на моем, и на серверах лайвжурнала. (Но не равна ни одной из указанных сущностей.)

    Так и общественное сознание представляет собой особое пространство связанных коммуникационными каналами отдельных сознаний – однако не является эквивалентом простой суммы их. И, разумеется, как любое «информационное пространство», оно обладает возможностью к определенному преобразованию и обработке информации. В том числе, зарождаются и формируются некие образы и идеи, причем, не або какие – а необходимые для существования общества в целом. (Об этом, разумеется, надо говорить отдельно –так как тема очень важная.) Однако, находясь в подобном состоянии эти самые образы и идеи, как правило, имеют весьма «размытую» и неопределенную форму – что вытекает из особенностей информационных систем подобного вида. (О том, почему так происходит – так же надо говорить отдельно.) Так вот – «творческий работник», по сути, и занимается тем, что извлекает указанные информационные конструкты, «визуализирует», «экстериоризирует» их, и отдает обществу обратно.

    Иначе говоря, он показывает социуму то, что последний «хочет», но не может явно сформулировать. Именно отсюда и проистекает историческая роль художников и поэтов, как «усилителей» и «катализаторов» социальных процессов. Но одновременно и их неопределенное положение в системе социальной иерархии – поскольку описанное занятие является крайне неочевидным и трудно рационализируемым. (Собственно, и само наличие общего информационного пространства в «доинтернетную» эпоху несло исключительно эзотерическое значение – с соответствующим отношением.) Ну, и разумеется, в сложном обществе – т.е., обществе, разделенном на мало соприкасающиеся группы и слои – «извлечение» общесистемных образов и идей оказывается крайне затруднительным. Это в первобытном племени певец мог петь о том, что интересовало всех членов – при классовом устройстве данное действие становится невозможным. В современном же мире – имеется в виду, современном классовом мире, где указанное деление достигло предельного значения, приводя к распаду единого пространства на некие «микрогруппы» – возможность улавливать «общие смыслы» практически исчезает. Это, в свою очередь, и ведет к исчезновению общесистемного значения «искусства» - которое начинает делиться на множество «микроискусств», важных только для конкретной «микрогруппы». Ну, и на указанное «развлекательное макроискусство», обращающееся к единственно общим вещам для всех – к пресловутым «низким», примитивным «инстинктам». (На самом деле, не инстинктам, конечно, а социальным моделям – но действительно, примитивным.)

    В общем, можно сказать, что вопрос о том, нужно ли нам «творчество» вообще, и «творчество в искусстве» в частности, разумеется, решается единожды возможным образом. В том смысле, что оно, конечно же, нужно. Но эта нужность возникает только при условии, что работающие в данной отрасли люди не будут замыкаться в своей «микрогруппе» – поскольку иначе они будут работать с образами, эквивалентными этой самой «микрогруппе», а не обществу в целом. Что мы сейчас и наблюдаем: нынешнее «большое искусство» есть искусство «микрогрупп», т.е., неких тусовок «посвященных». С соответствующим отношением всех остальных – в том смысле, что для не входящих в данную «микрогруппу» данная деятельность выглядит лишь бессмысленной растратой ресурсов. Впрочем, для разделенного мира ничего иного, по сути, и не возможно.

    Точнее, нет. Возможны случаи, что некоторые, особо одаренные – т.е. имеющие очень хорошие навыки «вылавливания образов» - творцы могут «покидать пределы» своих групп. Но это происходит очень редко – на порядок реже, нежели в обществе, сохраняющем информационное единство. (Именно поэтому, говоря о первобытных обществах, можно сказать, что там «все поэты –гении».) Кстати, вот вам и главная – а по сути, и единственная – причина «деградации советских творцов» в постсоветское время. Нет, они не поглупели и даже не «осволочились» – просто общество распалось на множество отдельных «тусовок», «микрогрупп». И указанные «творцы» до сих пор остаются гениями – но гениями исключительно «тусовочными», не имеющими никакого смысла существования за границами своего слоя. Ну, и к «молодым талантам» это так же относится…

    Однако, как бы не парадоксально прозвучало подобное, но именно подобным факт и позволяет нам выйти на суть описанного явления. Т.е., если бы этой деградации советских «творцов» не было бы, то понять, как «работает» искусство оказалось на порядок сложнее. (Собственно, это вообще относится к моменту гибели СССР.) Поскольку, как уже говорилось, механизмы их взаимодействия с социумом крайне сложны и неочевидны. Однако разрушение СССР произошло – что и позволило увидеть скрытые явления, лежащие в основании многих его подсистем – и, в частности, выйти отсюда но решение «кризиса рационализации» по отношению к искусству. Перейти, наконец-то, от концепции «любимцев муз» к пониманию данной деятельности в системе выживания человека – причем, не только в вопросе о создании художественных произведений.

    Для просмотра скрытого содержимого вам нужно или .

  3. Итак, место искусства в существующем мире определено: оно состоит в том, чтобы «извлекать» из «общественного сознания» неявно существующие там образы и идеи, «экстериоризовывать» - если так можно говорить в данном случае – их, и отдавать обратно обществу, но уже в четко выраженном виде. Иначе говоря, искусство работает «катализатором» для социальных процессов, оно не столько создает новые сущности – как это обыкновенно считается – сколько лишь «выявляет» то, что уже существует в рамках тех или иных общностей. (Начиная со всей страны и заканчивая различными «микрогруппами».) Однако и эта задача является крайне важной и необходимой для существования социума.

    Поэтому указанное положение представителей искусства позволяет избежать описанной в прошлом посте опасности их отрицания – который неизбежно возникает при иных способах найти их рациональное место в жизни. (Что выявляется, скажем, в консервативное отрицание искусства.) Но одновременно оно же показывает, насколько тщетны попытки «представителей микрогрупп» убедить всех остальных в своей сверхценности. То есть, то, что происходит в данной области сейчас – когда различного рода художники, литераторы и кинематографисты, выражающие ценности исключительно своих «тусовок» сильно удивляются тому, что их не любят «в народе».

    Однако самое важное тут даже не это – а то, что, рассматривая подобный процесс, можно легко понять истоки этой самой «тусовизации» и следующего за нем отрицания подобных «гениев тусовки». Поскольку связно это, разумеется, с идущими сейчас процессами укреплением классового устройства и разделения труда. То есть – с переходом от пресловутого «советизированного общества» (для стран бывшего СССР – просто советского) к обществу «чисто классовому», лишенному механизмов обеспечения культурного единства. И одновременно становится понятным, что весь огромный «культурный багаж» прошлого столетия, вся эта масса великих литературных произведений, великих кинофильмов, великих музыкальных композиторов и даже исполнителей –в общем, все, чем так принято гордиться сегодня, на самом деле являются лишь «артефактами» существования СССР.

    Да, именно так: СССР являлся единственной причиной существования искусства, как такового в обществе, имеющем глубокое разделение труда. Поскольку именно он – а точнее, его неизбежная «тень» - обеспечивал хоть какое-то единство подобного социума, не давал ему распасться на множество «микрогрупповых микроискусств». (Подобных тем, что доминируют сейчас.) А ведь процесс этого распада был совершенно очевиден был уже в начале XX столетия, когда началось выделение довольно четко очерченных «микроискусств», подчиненных исключительно «внутренним», «художественным» вопросам и занимающихся «поиском смысла» исключительно для «своих». Вершиной этого движения выступает знаменитый «Черный квадрат» Малевича, посвященный известной дискуссии, идущей среди художников о сути «беспредметного искусства». Впрочем, практически все «беспредметники», по сути, занимались тем же самым – решали вопросы, ориентируясь исключительно на «внутреннюю среду», используя одним им понятные символы.

    В этом смысле послереволюционные попытки «эстрериоризации» авангарда – т.е., попытки развернуть его в сторону масс, причем, порой весьма удачные – крайне символичны. Хотя, ИМХО, это и был изначально тупиковый путь – «технология», изначально созданная для работы в «микрогруппе», не очень подходила к указанной задаче. И, в конечном итоге, авангард проиграл «квазиреалистическому» соцреализму: как бы не печально это звучало, но он был обречен. Впрочем, рассмотрение проблемы трансформации искусства от «элитарного» пути, господствовавшего в начале XX века к массовым формам, произошедшей после Революции 1917 года, слишком далеко выходит за рамки поставленной темы. (И делать ее надо отдельно.) Тут же стоит обратить внимание лишь на то, что касалось это не только живописи, и не только ситуации в России – речь следует вести об общемировом процессе. И поэтому большую часть всех «великих произведений», созданных после указанной даты, стоит связывать именно с ней.

    Однако в рамках поднимаемой темы гораздо важнее не это. А то, что неизбежное возвращение «микрогруппового искусства», наступившее после 1991 года, в любом случае поднимает вопросы о том, что же нам следует делать с подобной ситуацией. В том смысле, что если художники и поэты, по сути, отказываются «искать общие смыслы», замыкаясь в узких рамках своих тусовок (и, более того, просто не имеют возможностей выйти за их пределы), то значит ли это общество остается без указанного «катализатора»? Или, иначе говоря, означает ли, что сейчас «извлечение» из общественного сознания неявных образов и идей «не работает». Разумеется, нет. Поскольку социум – в полном соответствии со своей диалектической природой – неизбежно создает взамен не работающему иной, необходимый себе, инструмент. Точнее сказать – вновь порождает то же самое явление, но уже на иной социальной основе.

    Речь идет о т.н. «самодеятельном творчестве», которое приходит на смену творчеству «профессиональному». А именно – о всех этих «самиздатах», о разного рода самодеятельных художниках и музыкантах, не входящих (пока) в соответствующую тусовку. Разумеется, «качество» этого самого «самиздата» на порядок меньше, нежели у «профессиональных» деятелей искусства, однако в описанных условиях это не важно. Поскольку «профи», как уже было сказано, вообще ничего не делают за пределами интересов своих «микрогрупп». (И как бы не наивны и примитивны не были авторы с «самиздата», однако они более адекватны реальности, нежели все «лауреаты русского буккера», которых знают только в своих узких тусовках. Впрочем, к «нерусскому буккеру» это тоже относится.)

    Ну, и самое интересное во всем этом: чем дальше, тем яснее становится тот факт, что «особое качество» профессиональных творцов, их действительно высокое умение работы со словом (с музыкой, графикой, живописью и т.д.), по сути, имеет второстепенное значение. И в целом, «самодеятельные авторы» потребности общества в указанном «извлечении смыслов» вполне выполняют. (Более того, в определенных областях – скажем, в журналистике, замененной сейчас практически повсеместно блогами и соцсетями – они делают это лучше, нежели «профессионалы».) Поэтому в будущем вполне вероятна ситуация, состоящая в том, что даже при устранении общественного разделения возврат к прежней модели взаимоотношения социума и «творцов» окажется ненужным. (Тем более, что профессионализация сама по себе всегда несет в себе пресловутое «искушение микрогруппы».)

    Короче, можно сказать, что выдвинутая в 1920 годах идея о том, что профессиональное искусство должно смениться некоей «народной самодеятельностью» примерно через столетие начинает обретать вполне разумный смысл. Да, разумеется, «тогда» это был фальстарт, поскольку не существовало ни достаточного количества образованных людей для данного решения, ни имеющихся механизмов (последние, впрочем, даже сейчас только зарождаются). В результате чего общество уже следующем десятилетии было вынуждено вернуться к идее профессионалов. (Пускай и ограниченных некими «творческими союзами» - но это не спасло их от последующего «группирования» и «окукливания».) Впрочем, нет – это был не фальстарт, а нормальное протекание процессов исторического масштаба, для которых столетие есть ничтожный срок. И, по сути, даже то, что мы имеем сейчас, является лишь началом действительно тектонического процесса. (Начавшегося в 1920 годах.) В результате которого творчество будет так же равномерно распространено по всей массе общества, как распространился сегодня т.н. «умственный труд».

    И существующее даже сейчас деление людей на «талантливых» и «бесталанных» станет таким же анахронизмом, что и казавшееся еще лет двести назад «естественным» деление на тех, кто способен к грамоте, и тех, кто не способен.

    Для просмотра скрытого содержимого вам нужно или .

Есть те, кто считает, что у творческих людей есть особые тайные силы и врожденные таланты. Но это не так. В любом есть креативность. Сделали подборку из 30 заповедей, следуя которым, вы сможете разбудить творческую силу и сделать свою жизнь ярче.

1. Творчество начинается в сердце

Прислушиваясь к своим заветным желаниям, причем внимательно, мы получаем возможность не только заниматься творчеством, о котором мечтаем, но и мечтать о том, чтобы это творчество достигло значительных масштабов.

2. Творчество нужно питать постоянно

Талант или интерес - живая часть вас, как рука, или ухо, или глаз. Все это нужно использовать, нужно питать, иначе это атрофируется и вы не будете тем, кем должны быть.

Способ тренировать свою креативность каждый день - творческий блокнот «1 страница в день». Источник - творческий инстаграм МИФа @miftvorchestvo

3. Видение обладает магическими свойствами

Магия есть умение видеть результаты без того, чтобы видеть процесс, к ним ведущий. Именно видение, внутреннее зрение, позволяет заметить, чего не хватает произведению, а также помогает увидеть то, чего раньше никто не видел. Это невероятный человеческий дар - видеть дальше настоящего и прошлого и из того далекого, неведомого, извлекать нечто, что до сей поры не существовало.

Великий композитор ХХ века Карлхайнц Штокхаузен писал: «Нам необходимо просто прикрыть глаза и ненадолго прислушаться. Вокруг нас, в воздухе, всегда звучит нечто ранее не слыханное».

4. Лучшее место начала творческого процесса - его конец

Пусть каждое новое творение будет возникать у вас в уме как бы из ничего. Форма, структура творения, впечатления и ощущения, которые оно оставляет, сама его жизнь - все это сразу проступает, даже в самой простенькой картинке. Вообразите результат. Добавьте элементы. Рискните удалить часть старых. Осмотрите воображаемое создание изнутри, снаружи. Вы узнаете много нового о своей концепции.

Способность представлять себе свое творение в завершенном виде дает возможность трудиться со знанием дела, а не строить работу на предположениях. В этом знании и кроется причина, почему многие профессиональные творцы бывают так уверены в себе.

5. Творчество - не проблема, решение проблем - не творчество

Кто-то всю жизнь решает одни и те же , кто-то приобретает новые. Главная побудительная сила для них - острота проблемы. Как только самое плохое сглажено, мотивация к действию слабеет. Борьба с проблемами как стиль жизни - заведомо проигрышный вариант, ведь она ведет к затуханию активности, причем направленной на то, чтобы решить проблемы!

Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить - у вас уже есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались?

6. Упрямство художников делает этот мир лучше

К счастью для нас, художники - люди упрямые. Автору бестселлеров ее психотерапевт посоветовал ориентироваться на карьеру секретаря, но она продолжила писать (это я). Известного режиссера отстранили от документального проекта, но он продолжил снимать фильмы (Мартин Скорсезе). Талантливую актрису отчислили с актерской программы Бостонского университета (обладатель «Оскара» Джина Дэвис). Юрист, которому «следовало бы» тратить время на «дела», доказал, что писать ему тоже следовало (Джон Гришэм). Эти художники прислушались к своему внутреннему голосу, да и несколько внешних голосов шептали - или кричали, что тоже знают, кто мы на самом деле. Эти люди укрепили нашу уверенность и изменили наши судьбы.

7. Место для творчества есть всегда и везде

Тексту ведь все равно, где вы его создаете. Важно, что . Вы делаете это. То же истинно и для рисунка. Один художник потерял целый год, потому что «не мог работать без мастерской». Когда мастерская появилась и он вернулся к работе, то создал несколько довольно крупных картин, но гораздо больше - прекрасных миниатюр углем и карандашом, которые мог бы рисовать даже на тумбочке для телевизора, если бы было такое желание. А он не работал - и не потому, что мастерской не было, а потому что просто не работал. Место для творчества есть в любой жизни, какой бы насыщенной событиями и людьми или, наоборот, скучной и пустой она ни была.

8. Искусство маленьких шагов

Если вы - начинающий музыкант и хотите научиться играть на фортепиано, то сядьте за него и коснитесь клавиш. Отлично. Завтра вы можете снова сесть за фортепиано и коснуться клавиш. Пять минут в день лучше, чем ноль. Пять минут могут превратиться в десять, совсем как легкие объятия могут перерасти в нечто более страстное.


@miftvorchestvo

Целую книгу я сегодня написать на смогу, а одну страницу - вполне. Я не смогу сразу стать состоявшимся пианистом, но в состоянии выделить 15 минут на занятия музыкой. Пусть вы не можете сегодня рассчитывать на персональную выставку в Сохо, но вполне способны нарисовать своего кокер-спаниеля, вальяжно устроившегося в старом кожаном кресле, или сделать набросок руки любимого человека. Вы можете начать.

9. Волшебство в действии

Гете сказал: «Всякий раз, когда вы думаете или верите, что можете сделать что-то, беритесь за дело, поскольку в действии есть волшебство, благодать и сила».

10. Всегда есть возможность сделать что-то позитивное

Неудобная правда заключается в том, что всегда есть возможность сделать нечто позитивное - да, черт возьми, всегда, даже если мы к этому не расположены. Оптимизм по отношению к себе и своим возможностям - уже сознательный выбор. Мы можем сделать этот выбор, поверить в лучшее, а не в худшее, но для этого нужно услышать звучащий в голове негативный саундтрек и решиться на его замену.

11. Используйте конструктивное и практическое мышление

Конструктивное мышление - это генерация сырых идей, без всяких оценок и суждений. Стратегия состоит в том, что нужно придумать максимально много как очевидных, так и самых сумасшедших идей, и критика в это время неуместна. Придумав побольше идей, измените подход, включив практическое мышление. Нужно выявить, какие из них обладают наибольшей ценностью. Эдисон однажды заявил, что придумал 3000 разных теорий электрического освещения. Каждая из них выглядела разумно, но он остановился на самой практичной и выгодной. Первой его целью было создать как можно больше возможностей, а затем он занялся оценкой - выявлением наиболее здоровой и жизнеспособной идеи.


Конструктивное мышление и практическое - это две отдельные мыслительные операции, и компромиссной, средней позиции между ними не существует. - Иллюстрация из книги «Взлом креатива»

12. Мышление без суждений динамично и гибко

Творческий человек способен думать свободно и гибко. Он допускает неограниченное развертывание идей, их организацию в шеренги, своеобразный автостоп вариантов, их любые сочетания для изобретения новых, пока не придет к конечному прорывному результату, заставляющему воскликнуть «Эврика!». Идеи сменяют друг друга, порождая дополнительные идеи и их сочетания, что умножает возможности.

13. Проверяйте творчество эмоциями

Измерять свой успех очень важно. Прекрасный способ измерить успех - определить, как вы хотите себя чувствовать. Выделите немного времени и набросайте список эмоций, которые хотите получать от своего бизнеса. Возможно, он будет чем-то похож на этот.

  • Свобода
  • Счастье
  • Полнота
  • Жизнерадостность
  • Уверенность в себе
  • Защищенность
  • Творчество
  • Завершенность

Регулярно сверяйте свои ощущения с этим списком. Дает ли вам бизнес те чувства, о которых вы мечтаете? Например, ощущаете ли вы защищенность? Если да, значит, вы добились успеха в вашем определении. Поздравляем! А если нет, постарайтесь понять почему. Что можно сделать, чтобы изменить ваши ощущения?

14. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира

Наушники, с музыкой или без, создают вокруг вас своего рода буфер. Особенно это полезно, если вы - женщина и пытаетесь работать над романом в кафе. Для определенного типа общительных людей (имеются в виду мужчины) вид дамы с насупленными бровями, что-то бешено печатающей на ноутбуке в общественном месте, вызывает единственную ассоциацию: надо подойти и познакомиться. Наушники - отличная возможность держать этих благонамеренных, но очень надоедливых граждан на расстоянии.

«Я всегда пишу романы в наушниках. Иногда даже вспоминаю, что не худо бы их к чему-нибудь подключить. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира. А когда они подсоединены к плееру, то гонят музыку со страшной скоростью прямо мне в мозг, четким контуром обводя формы моих мыслей и придавая силу появляющимся на странице предложениям».

15. Вы и есть ваша работа

Вы меняетесь, и ваша работа становится другой. Когда вы развиваетесь, то же происходит с вашим творчеством. Ваша работа живет и дышит, потому что вы живете и дышите. Проживая жизнь во всей полноте, вы совершенствуете коллективный человеческий опыт. Как писал Уильям Блейк, «все, что живет, живет не одно, не для себя». Больше нет различий между вами и другими, между тем, что вы даете и что получаете. Это все одно и то же, вечно меняющийся танец, постоянный разговор, в котором нельзя сказать больше, где начинается одно и заканчивается другое.

16. Каждому художнику - по артбуку

Ваш артбук - это билет в свободное творческое плавание. Это ваша «песочница», в которой можно испытать новые художественные средства и техники, новые цвета и их эффекты, попробовать свои силы в разных форматах, не ограничивая себя. Если есть вдохновение - пишите стихи. Пусть мысли находят словесное выражение так же, как и графическое.


Последние материалы раздела:

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...