Пример с бессоюзной и сочинительной связью. Сложное предложение

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные
2. Бессоюзные . Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи . Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые . Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые . Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не : Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно : Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно ): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что : “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да . Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но .

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГИА. Раздел «Грамматика. Синтаксис». Сложные предложения с разными видами связи Ткаченко Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 58» г. Арзамаса

Виды связи в сложном предложении союзная бессоюзная сочинительная подчинительная

Сочинительная связь обнаруживается между частями сложносочиненного предложения. Сочинительные союзы: Однако, зато, тем не менее, а, но, да (=а, =и) , или, и, тоже, так же, же, то... то, либо... либо, ни... ни. Подчинительная связь обнаруживается в сложноподчиненных предложениях. Подчинительные союзы делятся на простые и составные. Простые: Что, чтобы, как, когда, едва, если, пока, хотя, раз, ли, будто, словно, точно, лишь, только, как будто, как только, лишь только, ибо, дабы, ежели, покамест, кабы, коли. Составные: Потому что, оттого что, так что, вследствие того что, в связи с тем что; Для того, чтобы, с тем чтобы; По мере того как, с тех пор как; В то время когда, с тех пор когда.

1) Я долго не мог заснуть, а 2) за окном стучали топорами, 3) потому что в деревню приехали дровосеки. (1 и 2 части – союзная сочинительная связь, сочинительный союз а; 2 и 3 часть союзная подчинительная связь, подчинительный союз потому что) 1)Он думал: 2) зима скоро закончится, но 3) его зубы стучали от холода. (1 и 2 части – бессоюзная, 2 и 3 – союзная сочинительная)

1)Снег таял, 2) птицы возвращались домой, и 3) холод постепенно отходил от сердца. (1 и 2 – бессоюзная связь, 2 и 3 – союзная сочинительная) 1)Так оставьте ненужные споры – 2)Я себе уже все доказал; 3)Лучше гор могут быть только горы, 4)На которых еще не бывал. (1 и 2 – бессоюзная, 2 и 3 – бессоюзная, 3 и 4 – союзная подчинительная)

Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал: – (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! (35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс. 35

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. – Откуда у тебя цветы? –спросила учительница. –Это мне Витя подарил,(5) –спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову. 3, 7

Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (12)Сергеева –артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос: –(14)Ты её любишь? –(15)Нет, –улыбнулся парень. –(16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал. 22

Среди предложений 26–32 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству. 28

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Он сидел всё в одном и том же месте,(1) около ножки кровати,(2) и,(3) когда кто-нибудь наклонялся над ним,(4) он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. 1

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. –Я просто хотел узнать,(1) почему она воет. Ей плохо,(2) да? –Ты прав,(3) ей плохо. Янка привыкла днём гулять,(4) а я на работе. Вот приедет моя жена,(5) и всё будет в порядке. 3,4,5

Среди предложений 5–12 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения. (5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает. 12

Среди предложений 18–25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. –(18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая. (19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести. (21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза: –(23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести! 18

Среди предложений 23–26 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений. (23)Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. (24)У соседей загорелся дощатый сарай. (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. 25, 26

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. –Спасибо,(1) –сказал Назаров,(2) –но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю? –Нет,(6) нет,(7) –поспешно сказала Сергеева. –Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира. 5, 8

Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать –я сообразила уже тогда –очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала –они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом. 16

Среди предложений 29–33 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и союзной подчинительной) между частями. Напишите номер этого предложения. –(29)Я ведь не так, я по делу... (30)В этом её «Кругом люди!» столько веры и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее... (31)Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться –уму непостижимо. (32)Но ей верят. (33)Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна –вся наружу, что ей просто нельзя не верить. 33

Список литературы Открытый банк заданий ГИА-9 // Сайт ФИПИ http://www.fipi.ru/ Троснецова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 9 класс. М.: Просвещение, 2013.


Тема

Цель

Задачи:

образовательные

развивающие

воспитательные

Тип урока

Форма урока : урок -презентация

Ход урока

І.Орг.момент.

ІІ.Опрос.

В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть - главная, другая - придаточная).

и

По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и

К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.

ІІІ. Устная коллективная работа.

Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город - это синтез нескольких культур(ПП).

І V . Презентация проектов

Задачи:

Подобрать примеры.

Создать слайд-презентацию.

Защита проектов:

V .Практическая работа. Работа в группах.

Сочинительная и бессоюзная:

Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:

запасе.

V І. Работа по тексту стихотворения

О чем стихотворение?

V ІІ. Разминка у доски.

К записанным предложениям подобрать соответствующую схему .

3. Чайковский утверждал, что вдохновение - это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

V І ІІ. Проблемное задание - 1 группа

Сходство: Различие: 1 пример - СПП с несколькими придаточными. 2 пример - СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

2 группа

Родина и природа один корень; для многих из нас домом , где ты родился и вырос детство , с рощей околицей .

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь - бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть - сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая - определительная, с домом каким? Вторая - с речкой какой?- тоже определительная.

1

1 часть - по своему строению - простое предложение;

2 часть - по своему строению - СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

2

1 часть - ССП с противительным союзом «но»;

2 часть - СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

3

1 часть - СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

2 часть - простое предложение.

4

1 часть - простое предложение,

2 часть - СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

ХІ. Тестирование.

5

ХІІ.Обобщение.

ХІ V .Домашнее задание :

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту - две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

1 часть по своему строению - СПП с придаточными условиями (союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть - простые предложения.

2.

[ = - ]; [ = ], (что =)

рядом могут оказаться

[=-], и (хотя =-), но[=].

И, (хотя …), .

  1. . Практическая работа.

— Выполняем упр. 538.

Задание.

1 часть - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение - односоставное.

  • ечи.

учителя:

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение с разными видами связи»

Тема : Сложные предложения с разными видами связи.

Цель : организовать деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.

Задачи:

образовательные : формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;

развивающие : развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; исследовать сложные предложения через их сравнительный анализ;

воспитательные : воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Тип урока : урок изучения нового материала

Форма урока : урок –презентация

Ход урока

І.Орг.момент.

ІІ.Опрос. Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы

Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).

В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).

Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).

Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:

По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.

К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.

ІІІ.Устная коллективная работа. Дать характеристику предложениям.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).

ІV. Презентация проектов

Задачи:

Найти теоретический материал по своей теме.

Подобрать примеры.

Создать слайд-презентацию.

Защита проектов:

«Сложные предложения с разными видами связи»

«Знаки препинания в сложном предложении»

«Роль сложного предложения с разными видами связи»

V.Практическая работа. Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.

- Сочинительная и подчинительная:

1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

- Сочинительная и бессоюзная:

2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)

- Подчинительная и бессоюзная:

3.Поставь над собой и сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)

Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:

4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

VІ. Работа по тексту стихотворения

Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю.

О чем стихотворение?

Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?

Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения - вторая группа,

(Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть - двусост., распр.)

второго предложения - первая группа.

(Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И: 1часть - прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть - двусост.,распр., неосложн.

VІІ. Разминка у доски.

К записанным предложениям подобрать соответствующую схему. 1. 1.Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…

2. Мелькнула мысль: может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?

3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.

5.Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне. (когда…), : .

6.Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. ; однако , (что…) : .

VІІІ. Проблемное задание – 1 группа

Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и чем они отличаются.

Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.

ІХ.Лингвистический эксперимент - 2 группа

Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом , где ты родился и вырос , с речкой, на берегах которой прошло твоё детство , с рощей , посаженной вместе с друзьями за околицей .

, (что..) ; [ …(где…), ..(..которой…), … ].

Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.

Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной;

2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая – с речкой какой?- тоже определительная.

Х.Работа в группах по карточкам

Практическая работа с комментированием.

1 . [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].

[ - = ], и [ - = ], (как - =).

Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:

1 часть – по своему строению – простое предложение;

2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

2 . [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].

[ = - ], но [ - = ]: [ - = ], [ - = ].

Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть – ССП с противительным союзом «но»;

2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

3 . (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].

(Когда - =), [ = - ]; [ - = ].

Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:

1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

2 часть – простое предложение.

4 . [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].

[ - = ], и (чем - =), [тем = - ].

Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».

1 часть – простое предложение,

2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

ХІ.Тестирование.

1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной. б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке. в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам. 2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью а) Там, щедрым облаком зари освещены, Густые облака, сбегая с вышины, Нависли пышными, янтарными клубами. б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды, И зеленью покрылись сожженные сады. в) Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят, А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. 3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза. б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой. в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь: ты частица этой земли, которая тебе принадлежит. 4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню. б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен. 5 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые Хозяйка поняла (1) что (2) если гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и поспешно предложила прогуляться по саду. А)1,3 Б)1,3,4 В)1,2,3,4 Г)2,3,4

ХІІ.Обобщение.

ХІІІ.Подведение итогов урока.

ХІV.Домашнее задание :

1.выписать из художественной литературы предложения с разными видами связи, составить схемы;

2.составить тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное предложение».

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями (союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть – простые предложения.

[..,(если = - или - =), = - ], но [ - = ], и [ = - ].

2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1-я часть простое предложение;

2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

[ = - ]; [ = ], (что =)

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

[=-], и (хотя =-), но[=].

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

И, (хотя …), .

    . Практическая работа.

Выполняем упр. 538.

Задание. Запишите II предложение и составим схем.

[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

[ - = ], и [ = ], [ - = ], [ - = ], и [ - = ]

осложнено однородными обстоятельствами

Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

2 часть - по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

    Составить схему данного предложения, охарактеризовать его)

учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной. Использование проблемного задания.

В современном русском языке, особенно в письменной речи, часто используются сложные предложения. Сложные в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. Бессоюзное – которое состоит из нескольких частей , но для связи этих частей между собой не используются союзы. Вот классический пример бессоюзного предложения: «Шел снег, погода была морозной». Или, например: «Холодало, птицы улетали на юг».

Союзные, в свою очередь, имеют другую особенность. Они также из двух и более частей, и для связи используются союзы. Союзы бывают двух видов - сочинительные и подчинительные . Если используются подчинительные союзы, предложение называется сложноподчиненным. Если же используются сочинительные союзы, оно называется сложносочиненным.

Подчинительная связь в сложном предложении

Если части сложного предложения соединяются между собой при помощи подчинительной связи, оно называется сложноподчиненным. Оно состоит из двух частей: главного и придаточного предложений . Главное всегда только одно, а придаточных предложений может быть и несколько. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Типы подчинительной связи бывают разными.

Придаточная часть может выполнять функцию обстоятельства, например: «Я ушел домой из школы, когда прозвенел звонок». Также она может выполнять функцию дополнения: «Я сказал ему то, что давно хотел сказать». И, наконец, может выполнять функцию обстоятельства, например: «Бабушка велела внуку пойти туда, где он забыл свой портфель», «Я не пришел, потому что заболела моя бабушка», « “Моя мама приехала, когда на дворе растаял снег».

Вот классические примеры вариантов с различными типами подчинительной связи. Во всех примерах первая часть будет главной, а вторая - придаточной, соответственно, вопрос задается от первой части ко второй:

  • «Я люблю, когда наступает весна»;
  • «Я читал книгу про дом, который построил Джек»;
  • «Мама расстроилась, потому что сын получил двойку»;
  • «Мальчик решил узнать, откуда приходит в дом Дед Мороз».

Сочинительная связь в сложном предложении

О сочинительной связи можно говорить в тех случаях, когда простые части, входящие в состав сложного, равноправны, и ни одно из них нельзя назвать главным или зависимым. Соответственно, и вопрос от одной части к другой поставить нельзя. Наиболее распространенными сочинительными союзами являются союзы «а», «но», «и» .

Примеры сочинительной связи:

  • «Мама пришла домой, а сын в это время ушел на прогулку».
  • «Я чувствовал себя плохо, но друзья смогли развеселить меня».
  • «Солнце зашло, и головки одуванчиков на лугу закрылись».
  • «Наступила зима, и все вокруг погрузилось в белое безмолвие».

Сочинительная связь в вариантах с союзом «а» часто используется в русских народных пословицах и поговорках, основанных на противопоставлении каких-либо признаков, например: «Волос дорог, а ум короток». В старом русском языке, например, в фольклорных произведениях (сказки, былины, присказки, побасенки) союз «а» часто заменяется на его древнерусский синоним «да», например: «Пришел дед репку тянуть, да репка большая выросла. Тянул-тянул дед репку, да позвал бабку на помощь».

Сложносочиненные предложения особенно часто используются в описаниях природы, когда автор произведения хочет дать наиболее полную картину летнего дня, зимней ночи или яркого, красивого пейзажа. Вот пример такого описательного текста с сочинительной связью в сложных предложениях: «Шел снег, и люди бежали домой, подняв воротники. На улице было еще светло, но птицы давно замолчали. Был слышен только скрип снега под ногами, а ветра не было. Солнце медленно садилось за горизонт, и двое влюбленных на скамейке в парке любовались коротким зимним закатом».

Также сложносочиненные предложения, особенно предложения с союзами «а» и «но», активно используются в научном стиле письменной речи, в текстах-рассуждениях. Вот пример такого рассуждения: «Человеческий организм вынослив, но иммунную систему легко разрушить бесконтрольным употреблением антибиотиков. Антибиотики как лекарства имеют много преимуществ, но они вызывают дисбактериоз и оказывают отрицательное влияние на иммунитет».

Особенности пунктуации

Две части подчинительного предложения соединяются между собой подчинительными союзами. Части сочинительного типа, в свою очередь, соединяются между собой сочинительным союзами. Союз - это небольшая частица, которая визуально напоминает предлог, но выполняет совсем другую функцию: соединяет или два предложения, которые находятся внутри одного.

Как в сложноподчиненных, так и в сложносочиненных предложениях, перед союзами должна обязательно стоять запятая . Во время чтения вслух перед этой запятой нужно делать паузу. Пропуск запятой перед союзами с использованием сочинительной и подчинительной связи считается грубой синтаксической ошибкой. Однако, учащиеся начальной и даже средней школы часто допускают такие ошибки в диктантах, в самостоятельных и проверочных работах по русскому языку, в сочинениях и письменных работах по литературе. В связи с этим в школьную программу изучения русского языка входит отдельный раздел, посвященный отработке правил пунктуации.

В сложных бессоюзных предложениях для связи двух частей можно использовать не только запятую, но и другие знаки препинания, например:

  • «Солнце взошло, птицы проснулись с обычной утренней песней».
  • «Я предупреждал тебя: играть с огнем очень опасно!».
  • «Зажглась полная луна, озарив землю своим сиянием; почувствовав приближение ночи, завыл волк в дальнем лесу; где-то вдалеке, на дереве, заухал филин».

Сложные предложения помогают сделать письменную и устную речь особенно выразительной. Они активно используются в текстах различного содержания. Грамотное написание их с соблюдением всех пунктуационных правил свидетельствует о том, что человек хорошо знает русский язык и умеет четко излагать свои мысли в письменном виде. Пренебрежение существующими правилами пунктуации , напротив, говорит о низком уровне речевой культуры человека. Учителя русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильное написание сложных предложений при проверке письменных работ учащихся.

Может состоять из двух и более частей. Предложения, состоящие из трёх и более частей, могут быть связаны с помощью союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи.

Проанализируем примеры:

Части этого сложного предложения соединяются с помощью сочинительного союза но: , (чтобы), но .

2. Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали (М. Лермонтов). - Предложение сложное,
состоит из трёх частей:
1 -я часть - Грушницкий споткнулся ;
2-я часть - ветка, за которую он уцепился, изломилась - сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, которое находится внутри главного;
3-я часть - он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали - сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

Таким образом, первая и вторая части связаны без союза, только с помощью интонации , третья часть присоединяется с помощью сочинительного союза и:
, [, (за которую...), ], и , (если).

Возможны четыре варианта комбинаций видов связи в сложных предложениях, состоящих из трёх и более частей.

1. Закрепление учебного материала

Составьте возможные комбинации видов связи в сложных предложениях с разными видами связи:

1) сочинительная и подчинительная;
2)
3)
4)

Чтобы правильно понять смысл предложений, состоящих из нескольких частей, и верно расставить знаки препинания, рассуждайте в такой последовательности:
1) по смыслу и интонации выделите в предложении смысловые части, определите их синтаксическую роль;
2) определите, чем связаны части предложения, разделите их соответствующими знаками;
3) проанализируйте, чем осложнена каждая часть (обособленные члены предложения, вводные, однородные члены предложения ), проверьте постановку знаков препинания при них.

2. Анализ учебного материала

Спишите данные предложения. Письменно проанализируйте их по образцу, приведённому в параграфе. Составьте их схемы.

1. Первой к трубке всегда подбегала собака , она радостно и торопливо лаяла, как будто старалась рассказать ему что-то на своём собачьем языке (Ф. Искандер ). 2. Собачья конура была похожа на игрушечный домик, какие бывают в детских парках, и только чёрный круг входной дыры напоминал об её истинном назначении (Ф. Искандер ). 3. Тут в комнату ворвался ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло, тяжёлая занавеска на окне отодвинулась, распахнулось окно, и в далёкой высоте открылась полная луна (М. Булгаков ). 4. Этот садик выглядит весьма эффектно: площадка покрыта крупной светло-серой галькой, а растения для лучшего обзора высажены на значительном расстоянии друг от друга. 5. Он опять сделал паузу; и вдруг генерал понял, что видит перед собой преобразившегося человека: сто бесцветные глаза светились энергией, и весь он был так похож на профессора (И. Акимов ).

3. Восстановление предложений

Восстановите предложения, соединяя отдельные предложения с помощью бессоюзной и союзной связи (союзы даны в скобках). Запишите их, расставляя знаки препинания .

1. Зашумели берёзы неподалёку от костра. Чудится, что кто-то большой шагает по сухим листьям (и ) (Ю. Казаков ). 2. Они вышли на вокзальную площадь. Горели фонари. Шумел город. Снег уже успели убрать. Они оба почувствовали, что им нужно сейчас прощаться (а, и ) (Ю. Казаков ). 3. Его охватил покой, потому что день завершился. Такой покой охватывает иной раз, когда разрешишь давно мучившую тебя задачу (А. де Сент-Экзюпери ). 4. Снег падал медленно и очень важно. Хлопья его были такие большие, что казалось: с неба слетают на город лёгкие белые цветы (и ) (В. Солоухин ). 5. Где работают, там и густо. В ленивом дому пусто (а ) (Пословица )..6. Не всему верь, что слышишь. Не всего желай, что видишь. Не всё делай, что можешь (Пословица ).

4. Взаимодиктант

І. Работа в парах . Распределите в паре, кто какой мини-текст будет диктовать. Прочитайте про себя свой текст и продиктуйте тексты друг другу. Обменяйтесь тетрадями и без учебника проверьте диктанты друг друга, исправляя чужие ошибки зелёной настой.

ІІ. Проверьте свои диктанты по учебнику. Если есть ошибки, сделайте исправления красной пастой и объясните ошибки.

1. Яшка оглянулся: ярко светило солнце, и листья кустов и ивы блестели, радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку, и всё было так же, как и всегда, всё дышало покоем и тишиной, и стояло над землёй тихое утро (Ю. Казаков ).

2. Он никогда не хохочет, а улыбается так: зубы покажет все до одного, а кожа на щеках при этом почти неподвижна, словно перетянута, и он боится, как бы не лопнула. То же самое и когда злится: глаза совсем сжимаются, сощуриваются, губы белеют, видно, что недоволен чем-то, взбешён, а присмотришься - лицо-то почти то же, что и пять минут назад, когда улыбался (А. Волос ).

При сочетании двух подчинительных союзов: что если, что когда, так что хотя, хотя если или при сочетании сочинительного и подчинительного союзов:и когда, и если, и где, но когда и т. п. запятая между ними не ставится, если дальше идёт вторая часть союза: то, так, но .

5. Пунктуационная работа

Спишите предложения. Определите, в каких случаях при сочетании союзов между ними необходимо ставить запятую, в каких - нет. Расставьте, где необходимо, запятые.

1. Мальчик старика боялся и когда тот изредка появлялся в их доме старался держаться от важного посетителя в стороне (А. Варламов ). 2. Веня не перебивал Родю но когда тот закончил рассказ посмотрел на него с досадой (Ю. Сотник ). 3. Он не замечал как шло время но когда глянул на часы то увидел что уже поздно (В. Шефнер ). 4. Осенью пляж был безлюден и когда мы возвращались из школы я шёл домой через пустынный пляж (В. Шефнер ). 5. Девушка бледнела от ночной прохлады и когда они выходили из сада раздвигая мокрые синеватые листья она вздрагивала (Ф. Искандер ).

6. Преобразование предложений

І. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

ІІ. Перестройте предложения, устраняя то в предложениях, где слово то есть, и вводя его в те предложения, где слово то отсутствует, и запишите. Как изменится пунктуация при сочетании союзов?

1. Машина подъезжала к остановке и когда была уже совсем близко шофёр свернул в ближайший переулок. 2. Я привстал с кровати и если бы не схватил руку медсестры то упал бы. 3. Мы не торопились но когда начал накрапывать дождь то мы прибавили шагу. 4. Я проспал часа четыре и когда проснулся уже стемнело.

При сочетании союзов и если, и когда, и где, и пока, и хотя и т. д. перед союзом и не всегда ставится разделяющая запятая. Проверяйте, что соединяет союз и - однородные члены предложения или части сложного предложения. Для этого мысленно уст раните предложение, присоединяемое подчинительным союзом и.

7. Выборочно-распределитель работа

Из упражнений 5 и 6 выпишите предложения с сочетанием союзов и если, и когда . Сначала выпишите предложения, в которых союз и соединяет однородные члены предложения, затем предложения, в которых союз и соединяет части сложного предложения.

8. Пунктуационно-орфографическая работа

І. Прочитайте предложения. Устно проанализируйте, сколько частей входит в их состав. Охарактеризуйте каждую часть. Укажите, чем каждая часть осложнена.

ІІ. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Объясните слитное и раздельное написание слов.

1. Я пробовал посадить ослика но он заупрямился и когда я ударил его он только недоумённо повёл ушами (Ф. Искандер ). 2. Всё это начинало мне надоедать и когда мы двинулись дальше я приметил в фасаде одного из домов углубление нечто вроде ниши защищенной от ветра (Ф. Искандер ). 3. Зверь так полюбил Никиту что когда мальчик уходил зверь тревожно нюхал воздух (Н. Лесков ). 4. Палые намокшие листья лежали тёмным настилом под деревьями и если близко подойти к ним то как будто вился от них лёгкий запах - остаток ли отданного во время жизни или уже первое тление (А. Солженицын ). 5. Дина играла с Олей и Игорем в разные игры и в доме стало шумно потому что когда в доме один ребёнок то это одно а когда больше одного то это уже куча мала (А. Рыбаков ).

ІІІ. Составьте схемы предложений.

9. Восстановление текста

І. Прочитайте предложения. Восстановите последовательность предложений в тексте. Озаглавьте его. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, объясните их постановку.

ІІ. Напишите изложение восстановленного текста.

1. Я смутно стал догадываться о связи которая существует между вещами и событиями.
2. Но у нас был настоящий рыжий и рыжеватость Алика никто не замечал.
3. И ещё я подумал что если бы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса может быть докторша к нам не зашла и ничего бы не случилось.
4. Глядя на Алика я подумал что если бы у нас в классе не было настоящего рыжего он сошёл бы за него потому что волосы у него светлые а веснушки которые он скрывал обнаружились во время укола.
(Ф. Искандер )

10. Домашнее задание

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите сложные предложения, состоящие из нескольких частей. Составьте их схемы.

Музыка... Великое никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с древнейших времён и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня в век плейеров и караоке телевидения и компьютеров когда так доступны концерты и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.

Да звучит очень много музыки музыки самой разной - старинной и современной так называемой «классической» и «лёгкой» исполняемой профессиональными артистами и любителями. Как
разобраться сориентироваться в этом безбрежном звуковом море? Как научиться отличать в музыкальном искусстве подлинное от подделки содержательную музыкальную пьесу от модного но пустого шлягера? Как почувствовать красоту серьёзного произведения которое поначалу может показаться скучным и неинтересным а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво?

Совет один стараться больше знать о музыкальном искусстве его истории особенностях языка законах по которым строится музыкальное произведение (разумеется постоянно слушая много хорошей серьёзной музыки).
(М. Зильберквит )

С л о в а р ь :
Шлягер - популярная песня.

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык онлайн, бесплатно скачать тесты , подготовка к урокам и всё это бесплатно скачать или готовиться онлайн, книги, учебники, конспекты в помощь учителю и ученику, полный список тем по предметам и классам

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...