Применение статистики в жизни человека. Что такое статистика, и какова её важность в современном обществе

Актуальность темы заключается в том, что статистические представления являются важнейшей составляющей интеллектуального багажа современного человека. Они нужны в повседневной жизни, так как в нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов, нужны и для продолжения образования в таких областях, как социология, экономика, право, медицина, демография и других.

Таблицы и диаграммы широко используются в справочной литературе, в средствах массовой информации. Государственные и коммерческие структуры регулярно собирают обширные сведения об обществе и окружающей среде. Эти данные публикуют в виде таблиц и диаграмм.

Общество всё глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе и о явлениях природы, которые требуют представлений о вероятности. Каждый человек должен хорошо ориентироваться в потоке информации.

Мы должны научиться жить в вероятной ситуации. А это, значит, извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях со случайными исходами.

Объектом исследования выбрали свой класс.

Предмет исследования:

  • использование статистических методов
  • опрос общественного мнения
  • статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, размах;
  • интерпретация статистических характеристик;
  • наглядное представление информации.

Цель исследования:

  • ознакомиться с видами и способами статистического наблюдения; -выяснить, как собираются и группируются статистические данные, как можно наглядно представить статистическую информацию.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Собрать информацию для подтверждения статистических характеристик.

3. Обработать данную информацию.

4. Интерпретировать результаты статистических исследований.

5. Наглядно представить полученную информацию.

Методы исследования:

Этапы работы:

План работы (исследования):

1. Анализ учебной и дополнительной литературы по данному вопросу.

2. Проведение анкетирования, опроса среди учащихся 9А класса.

3. Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм.

4. Анализ, обобщение и сравнение полученных результатов.

Методика и материалы.

1. Составление анкет для опроса общественного мнения.

2. Сбор материала по исследуемой теме.

3. Анализ собранного материала.

4. Интерпретация статистических результатов.

5. Наглядное представление результатов статистических исследований.

Вопросы для опроса:

1. Любимый предмет учащихся.

2. Рост и вес учащихся за 2013-2014 гг., 2014- 2015 гг., 2015-2016 гг.

3. Любимые телепередачи родителей и учащихся.

4. Любимая передача учащихся.

5. Размер обуви учащихся.

6. Любимый певец или певица учащихся.

7. Успеваемость учащихся за 1 полугодие за 2015-2016 учебный год по основным предметам.

2. Статистика

2.1. Что такое статистика

Статистика (от латинского status) –наука изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни.

Термин "статистика" появился в середине 18 века. Означал "государствоведение". Получил распространение в монастырях. Постепенно приобрел собирательное значение. С одной стороны, статистика – это совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы (статистика труда, статистика транспорта).

С другой – под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, обработке, анализу данных по различным направлениям общественной жизни.

С третьей стороны, статистика – это итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках. Наконец, в естественных науках статистикой называются методы и способы оценки соответствия данных массового наблюдения математическим формулам. Таким образом, статистика – это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

2.2. Виды статистики

Виды статистики: финансовая, биологическая, экономическая, медицинская, налоговая, метеорологическая, демографическая. Математическая статистика – раздел математики, изучающий математические методы обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов.

2.3. Статистические характеристики

Основными статистическими характеристиками являются среднее арифметическое, мода, размах, медиана.

Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество.

Модой обычно называется число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто. Мода - это величина признака (варианта), наиболее часто повторяющаяся в изучаемой совокупности.

Размах – это разность наибольшего и наименьшего значений ряда данных.

Медианой ряда, состоящего из нечетного количества чисел, называется число данного ряда, которое окажется посередине, если этот ряд упорядочить.

2.4. Обработка информации

Методы сбора и обработки числовых данных в каких-либо конкретных областях науки составляют предмет соответствующей специальной статистики, например физической, звездной, экономической, медицинской, демографической и т. п. Формальная математическая сторона статистических методов анализа, не зависящая от специфики изучаемых объектов и конкретной области знаний, составляет предмет собственно математической статистики. Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям, процессам общественной жизни. Можно провести опрос общественного мнения, найти центральные тенденции ряда данных: среднее арифметическое, моду, медиану, размах; дать интерпретацию результатам статистических исследований и наглядно представить полученную информацию.

Но это не всякий сбор данных, а лишь планомерный, научно организованный, систематический и направленный на регистрацию признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. От качества данных, полученных на первом этапе, зависят конечные результаты исследования.

Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводят специальные статистические исследования. Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, статистический опрос, статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение полученных результатов.

Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе.

Метод статистики предполагает следующую последовательность действий:

  • разработка статистической гипотезы,
  • статистическое наблюдение,
  • сводка и группировка статистических данных,
  • анализ данных,
  • интерпретация данных.

Прохождение каждой стадии связано с использованием специальных методов, объясняемых содержанием выполняемой работы.

Способы статистического наблюдения

Основанием для регистрации фактов могут служить либо документы, либо высказанное мнение, либо хронометражные данные. В связи с этим различают наблюдение:

  • непосредственное (сами измеряют),
  • документально (из документов),
  • опрос (со слов кого-либо).

В статистике применяются следующие способы сбора информации:

  • корреспондентский (штат добровольных корреспондентов),
  • экспедиционный (устный, специально подготовленные работники)
  • анкетный (в виде анкет),
  • саморегистрация (заполнение формуляров самими респондентами),
  • явочный (браки, дети, разводы) и т.д.

2.5. Графическое представление данных

Современную науку невозможно представить без применения графиков. Они стали средством научного обобщения.

Выразительность, доходчивость, лаконичность, универсальность, обозримость графических изображений сделали их незаменимыми в исследовательской работе и в международных сравнениях и сопоставлениях социально-экономических явлений.

Статистический график - это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Представление данных таблицы в виде графика производит более сильное впечатление, чем цифры, позволяет лучше осмыслить результаты статистического наблюдения, правильно их истолковать, значительно облегчает понимание статистического материала, делает его наглядным и доступным. Это, однако, вовсе не означает, что графики имеют лишь иллюстративное значение. Они дают новое знание о предмете исследования, являясь методом обобщения исходной информации.

Значение графического метода в анализе и обобщении данных велико. Графическое изображение прежде всего позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случае установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке. Графики также широко используются для изучения структуры явлений, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравниваемые характеристики и отчетливо видны основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие изучаемому явлению или процессу.

При построении графического изображения следует соблюдать требования. Прежде всего график должен быть достаточно наглядным, так как весь смысл графического изображения как метода анализа в том и состоит, чтобы наглядно изобразить статистические показатели.

Способы графического представления данных: диаграммы, гистограммы, графики.

Диаграммы - наиболее распространенный способ графических изображений. Это графики количественных отношений. Виды и способы их построения разнообразны. Диаграммы применяются для наглядного сопоставления в различных аспектах (пространственном, временном и др.) независимых друг от друга величин: территорий, населения и т.д.

Более распространенным способом графического изображения структуры статистических совокупностей является секторная диаграмма, которая считается основной формой диаграммы такого назначения. Это объясняется тем, что идея целого очень хорошо и наглядно выражается кругом, который представляет всю совокупность. Удельный вес каждой части совокупности в секторной диаграмме характеризуется величиной центрального угла (угол между радиусами круга). Сумма всех углов круга, равная 360°, приравнивается к 100%, а следовательно, 1% принимается равным 3,6°.

Для наглядного изображения явлений в рядах динамики используются диаграммы: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и др. Выбор вида диаграммы зависит в основном от особенностей исходных данных, цели исследования.

Когда число уровней в ряду динамики велико, целесообразно применять линейные диаграммы, которые воспроизводят непрерывность процесса развития в виде непрерывной ломаной линии. Кроме того, линейные диаграммы удобно использовать: если целью исследования является изображение общей тенденции и характера развития явления; когда на одном графике необходимо изобразить несколько динамических рядов с целью их сравнения; если наиболее существенным является сопоставление темпов роста, а не уровней. Для построения линейных графиков применяют систему прямоугольных координат.

Полигон иллюстрирует динамику изменения статистических данных со временем, позволяет судить о значениях величины в определённых точках, по нему нельзя найти значение этой величины в промежуточных точках.

Для изображения интервального ряда используется гистограмма – ступенчатая фигура, составленная из сомкнутых прямоугольников. Основание каждого прямоугольника равно длине интервала, а высота – частоте или относительной частоте.

Практическая часть

Заключение

Проводя своё исследование, я ещё раз убедилась, что математика прочно вошла в мою повседневную жизнь, и я уже не замечаю, что живу по её законам. В этом учебном году я начала изучение статистических характеристик и их наглядное представление. В ходе исследования научилась систематизировать, наглядно представлять данные, обобщать и делать выводы.

Роль статистики в жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определённые решения, предпринимает конкретные действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире.

Но надо помнить, одну и ту же статистическую информацию люди могут трактовать по-разному и то, что если я хочу увидеть достоверную информацию, лучше находить не один показатель, а два, а лучше всего все четыре: среднее арифметическое, моду, медиану и размах.

Литература

  1. Школьная Энциклопедия “Математика”. Под редакцией Никольского.
  2. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. – 7-е изд., испр. и доп. – М. : Мнемозина.
  3. Учебник “Математика-9.Арифметика. Алгебра. Анализ данных”. Под редакцией Г. В. Дорофеева. Авторы: Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева.
  4. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса. Н.Д. Угринович.
  5. Классный журнал.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный университет

экономики и управления «НИНХ»

Факультет экономики

Кафедра статистики

Тема: «Зачем нужна статистика?»

Учебная дисциплина: «Статистика»

Наименование направления (профиля подготовки): социология

Ф.И.О. студента: Матюшина Кира Владимировна

Номер группы: БСЦ-32

Номер зачетной книжки: 130324

Проверила: Апсите Марина Александровна

Новосибирск 2014

Для чего нужна статистика? Такой вопрос задает себе каждый, кто начинает изучать статистику. Но прежде чем узнать зачем нужна статистика, нужно сначала разобраться в том, что такое статистика? Что изучает эта дисциплина? Какова история развития статистики как учебной дисциплины? Только ответив на эти вопросы, мы сможем понять, для чего же все-таки нужна статистика. статистика дисциплина обработка материал

Само слово «статистика» многозначно. В настоящее время насчитывается около тысячи его определений. Дать определение статистике как науке пытались экономисты, математики, социологи, философы и, конечно, сами статисты.

Статистика -- отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Слово «статистика» происходит от латинского «статус» - состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенвалль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учёт вёлся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, вёлся учёт имущества граждан в Древнем Риме и т. п.

Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных. https://ru.wikipedia.org

Немного изучив историю возникновения статистики становится понятно, что она начала возникать как необходимая наука.

В настоящее время статистика играет важную роль в развитии государственной экономики, статистика выступает инструментом государственного управления. Огромнейшим плюсом статистики считается то, что все статистические данные представляются в числовом виде и мы можем оценить масштабность массового явления относительно чего-либо.

Существует множество разделов статистики, ведь она охватывает почти все сферы человеческой жизни. Ниже приведены самые важные, по моему мнению, разделы:

· Теория статистики - рассматривает общие принципы и методы изучения социально-экономических явлений и процессов

· Социально-экономическая статистика - изучает методологию построения макроэкономических показателей и их анализ, а также социальных условий жизни и труда населения, потребления им материальных благ и услуг

· Отраслевая статистика - изучает отдельные отрасли общественной жизни

Благодаря статистике, по ее собранным данным мы можем наблюдать, как развивается экономическая и политическая деятельность страны и мира, как развивается современное человеческое общество. Так же, исходя из данных статистики, мы можем делать выводы об улучшении или ухудшении работы предприятий и организаций.

Подводя итоги, хочется сказать о том, что статистика является одной из важнейших наук, так как данные нужно представлять не только в описательном виде, но и в количественном. Статистические данные дают огромный толчок к развитию многих сфер жизни современного общества.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения и развития статистики. Предмет, основные понятия и категории статистики. Методы сбора, обобщения и анализа статистических данных. Экономическая статистика и ее отрасли. Современная организация статистики в Российской Федерации.

    лекция , добавлен 02.05.2012

    Предмет, методы и задачи социально-экономической статистики. Показатели численности персонала предприятия. Использование рабочего времени. Статистика оплаты труда и затрат на рабочую силу. Статистика национального богатства и демографическая статистика.

    курс лекций , добавлен 06.02.2012

    История развития статистики в России. Деятельность видных ученых в развитии статистики как науки. Основные задачи статистики. Общая теория статистики, экономическая статистика, социальная статистика. Отраслевая статистика.

    реферат , добавлен 12.12.2006

    Целостная система научных дисциплин: общая теория статистики, социально-экономическая статистика, математическая статистика и теория вероятности, международная и отраслевая статистика. Формы, виды, способы наблюдения. Процесс статистического исследования.

    эссе , добавлен 17.10.2014

    Социально-экономическая статистика как общественная наука. Ее сущность и основные методы, применяемые в ней. Проблемы интеграции отечественной статистики в международную статистику. Задачи социально-экономической статистики в условиях рыночной экономики.

    лекция , добавлен 14.03.2010

    Развитие статистической науки. Предмет статистики, задачи и методология. Структура статистической науки. Организация статистики в Российской Федерации. Общегосударственная и ведомственная статистика. Информационный фонд.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Статистика внешнеэкономических связей (ВЭС) как отрасль экономической статистики. Особенности статистики внешней торговли, предмет ее наблюдения и изучения. Товары и услуги, составляющие экспорт и импорт любой страны, - объект учета в статистике ВЭС.

    презентация , добавлен 05.12.2013

    Объект, предмет и единица наблюдения в региональной статистике. Принципы системного подхода к объекту исследования: целостность, структурность, иерархичность и взаимосвязь элементов системы. Развитие государственной статистики России в 2007-2011 гг.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2014

    Предмет статистической науки и ее методология. Содержание курса и методические указания по выполнению контрольной работы. Практикум по теории статистики, вопросы к экзамену (зачету) и тесты. Учебно-методическое обеспечение дисциплины и решение задач.

    методичка , добавлен 10.08.2009

    Понятие и предмет статистики, теоретические основы и категории, взаимосвязь с другими науками. Объект и метод изучения статистики. Основные задачи, принципы организации и функции государственной статистики в РФ. Примеры статистической закономерности.

Перч Анна и Усачева Алена

Статистике уделяется все больше и больше внимания. Этот раздел даже включен в ГИА и ЕГЭ по математике. В этой работе разобраны примеры на нахождение основных характеристик статистики.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Поисково-реферативная работа.

Роль статистики в жизни человека

Ученицы 11 «б» класса

Руководитель: Воропаева Ольга Валентиновна, учитель математики

пгт. Троицко-Печорск

Март 2012

1.Введение…………………………………………………………………………………..3

2.Основная часть……………………………………………………………………………5

2.1.Понятие статистики………………………………………………………………...5

2.2.История математической статистики……………………………………………..5

2.3.Простейшие статистические характеристики……………………………………6

2.4.Статистические исследования…………………………………………………….8

2.4.1.Практическая часть…………………………………………………………..9

2.5.Сбор и группировка статистических данных……………………………………13

2.6.Наглядное представление статистической информации……………………….15

3.Заключение………………………………………………………………………………18

4.Список литературы………………………………………………………………………19

5.Приложение………………………………………………………………………………20

Есть три вида лжи: маленькая ложь,

большая ложь и статистика.

О.Бисмарк

Введение

В настоящее время никто не подвергает сомнению необходимость включения в школьный курс математики изучение элементов статистики и теории вероятностей. О необходимости изучения в школе элементов теории вероятностей и статистики речь идет очень давно. На рубеже третьего тысячелетия становится очевидной универсальность вероятностно-статистических законов, они стали основой описания научной картины мира. Современная физика, химия, биология, демография, социология, весь комплекс социально-экономических наук развиваются на вероятностно-статистической базе.

В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов, которые основываются на элементах статистики.

Ведь именно изучение и осмысление теории вероятностей и статистических проблем особенно отражают реальность.

Цель работы: сформировать представления о статистических исследованиях; обработка собранных результатов, используя статистические понятия.

Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:

1.Составить наглядную демографическую картину района.

2.Сформировать представление о возможности описания и обработки данных с помощью различных средних.

3.Научиться находить элементы статистики для ряда числовых данных, понимать их практический смысл;

4.Рассмотреть различные способы наглядного изображения результатов статистических исследований.

Объект исследования : статистика как метод исследования .

Предмет исследования : коэффициент рождаемости в Троицко-Печорском районе; результаты пробного ЕГЭ в 11-ых классах; физические данные (рост, вес) учащихся старшего звена и т.д.

Методы исследования:

1.Анализ и синтез научно-популярной литературы;

2.Эмпирические методы: выполнение практических расчетов для выявления коэффициента рождаемости в Троицко-Печорском районе с 1979 года по 2007 год; физических данных учащихся старшего звена;

3.Метод математического моделирования;

4.Систематизация материала;

5.Составление таблиц на основе полученных данных;

6.Наглядное представление статистических данных. Подборка и составление задач согласно пунктам работы с решением;

Понятие статистики

СТАТИСТИКА – это наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных явлениях, происходящих в природе и обществе. В средствах массовой информации часто встречаются такие фразы, как статистика аварий, статистика народонаселения, статистика заболеваний, статистика разводов и др.

Одна из основных задач статистики состоит в надлежащей обработке информации. Конечно, у статистики есть много других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оценка их достоверности и т. д. Ни одна из этих целей не достижима без обработки данных. Поэтому, первое, чем стоит заняться - это статистическими методами обработать полученную информацию. Для этого есть много терминов, принятых в статистике.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА - раздел математики, посвященный методам и правилам обработки и анализа статистических данных

История математической статистики

Учет населения возник в глубокой древности в связи с налоговой и военной деятельностью государств и задачами их административного устройства.Ещё в древнеиндийских законах Ману правителями предписывалось учитывать жителей, чтобы узнать свои силы и определить налоги.

В Египте учеты населения проводились, начиная с эпохи Древнего Царства (2800 – 2250 лет до н.э).

Имеются сведения о том, что учет населения велся в Древнем Китае и Древней Японии. На это время приходятся сведения о проведенных учетах населения в Месопотамии.

Известны учёты населения в Древней Греции, в Аттике, где еще в конце 4 века до н.э был проведен учет всех взрослых мужчин, и в Древнем Риме, где с 435 г. до н.э регулярно проводились цензы.

Первая публикация по статистике – это «Книга Чисел» в Библии, в Ветхом Завете, в которой рассказано о переписи военнообязанных, проведенной под руководством Моисея и Аарона.

Впервые термин «статистика» мы находим в художественной литературе – в «Гамлете» Шекспира (1602 г., акт 5, сцена 2). Смысл этого слова у Шекспира – знать, придворные.

Вначале под статистикой понимали описания экономического и политического состояния государства или его части. Например, к 1792 г. относится определение: «статистика описывая состояния государства в настоящее время или в некоторый известный момент в прошлом». В настоящее время деятельность государственных статистических служб вполне укладывается в это определение.

На Руси первая перепись населения с фискальными целями была проведена в 1245 г.

Однако постепенно термин «статистика» стал использоваться более широко. По Наполеону Бонапарту, «статистика – это бюджет вещей». Согласно формулировке 1833 г. «Цель статистики заключается в представлении фактов в наиболее сжатой форме».

Математическая статистика как наука начинается с работ знаменитого немецкого математика Карла Фридриха Гаусса (1777-1855). В конце XIX в. – начале ХХ в. крупный вклад в математическую статистику внесли английские исследователи, прежде всего К.Пирсон (1857-1936) и Р.А.Фишер (1890-1962). В 30-е годы ХХ века поляк Ежи Нейман (1894-1977) и англичанин Э.Пирсон развили общую теорию проверки статистических гипотез, а советские математики академик А.Н. Колмогоров (1903-1987) и член-корреспондент АН СССР Н.В.Смирнов (1900-1966) заложили основы непараметрической статистики.

В сороковые годы ХХ в. румынский математик А. Вальд (1902-1950) построил теорию последовательного статистического анализа.

Математическая статистика бурно развивается и в настоящее время.

Простейшие статистические характеристики

В повседневной жизни мы, не догадываясь, используем такие понятия: медиана, мода, размах и среднее арифметическое. Даже когда мы ходим в магазин или делаем уборку.

1. Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество. Среднее арифметическое является важной характеристикой ряда чисел, но иногда полезно рассматривать и другие средние.

Когда нужно и не нужно среднее арифметическое?

Имеет смысл вычислять средние траты в семье на продукты, среднюю урожайность картофеля на огороде, средние расходы на продукты, чтобы понять, как поступать в следующий раз, чтобы не было большого перерасхода, среднюю оценку за четверть – по ней поставят оценку за четверть.

Нет смысла вычислять среднюю зарплату моей мамы и Абрамовича, среднюю температуру здорового и больного человека, средний размер обуви у меня и у моего брата.

2. Модой называют число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто. Можно сказать, что данное число самое «модное» в этом ряду. Такой показатель, как мода, используется не только для числовых данных. Если, например, опросить большую группу учеников, какой школьный предмет им нравится больше всего, то модой этого ряда ответов окажется тот предмет, который будут называть чаще остальных.

Мода – показатель, который широко используется в статистике. Одним из наиболее частых использований моды является изучение спроса. Например, при решении вопросов, в пачки какого веса фасовать масло, какие открывать авиарейсы и т. п., предварительно изучается спрос и выявляется мода - наиболее часто встречающийся заказ.

Заметим, что в рядах, рассматриваемых в реальных статистических исследованиях, иногда выделяют больше одной моды. Когда в ряду много данных, то интересными бывают все те значения, которые встречаются гораздо чаще других. Их статистики тоже называют модой.

Когда нужна мода?

Мода важна для производителей при определении самого популярного размера одежды, обуви, размеров бутылки сока, пачки чипсов, популярного фасона одежды

Однако нахождение среднего арифметического или моды далеко не всегда позволяет делать надежные выводы на основе статистических данных. Если есть ряд данных, то, помимо средних значений, надо еще указать, насколько используемые данные различаются между собой.

Одним из статистических показателей различия или разброса данных является размах .

3. Размах - это разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных.

Когда нужен и не нужен размах?

Размах ряда находят тогда, когда хотят определить, как велик разброс данных в ряду. Например, в течение суток отмечали каждый час температуру воздуха в городе. Для полученного ряда данных полезно не только вычислять среднее арифметическое, показывающее, какова среднесуточная температура, но и найти размах ряда, характеризующий колебание температуры воздуха в течение этих суток. Для температуры на Меркурии, например, размах равен 350 + 150=500 С. Конечно, такого перепада температур человек выдержать не может.

4.Еще одной важной статистической характеристикой ряда данных является его медиана . Обычно медиану ищут в случае, когда числа в ряду являются какими-либо показателями и надо найти, например, человека, показавшего средний результат, фирму со средней годовой прибылью, авиакомпанию, предлагающую средние цены на билеты, и т. д.

Медианой ряда, состоящего из нечетного количества чисел, называется число данного ряда, которое окажется посередине, если этот ряд упорядочить. Медианой ряда, состоящего из четного количества чисел, называется среднее арифметическое двух стоящих посередине чисел этого ряда.

Когда нужна и не нужна медиана?

Медиана чаще применяется с другими статистическими характеристиками, но по ней одной можно отбирать результаты, выше или ниже медианы.

Статистические исследования

«Статистика знает всё», - утверждали Ильф и Петров в своем знаменитом романе «Двенадцать стульев» и продолжали: «Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики... Известно, сколько в стране охотников, балерин... станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок... Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!..» Зачем нужны эти таблицы, как их составлять и обрабатывать, какие выводы на их основании можно делать – на эти вопросы отвечает статистика (от итальянского stato – государство, латинского status – состояние).

Практическая часть

Обработка полученных данных с помощью элементов статистики.

Пример 1: Мы собрали информацию численности населения и рождаемости в нашем районе, начиная с 1979 года по 2007 год. С помощью формулы вычислили уровень рождаемости . Попытаемся к данной величине применить все статистические характеристики.

год

Численность, тыс.

Рождаемость

Коэффициент рождаемости

1979

28,6

1980

28,7

1987

27,4

1989

26,2

1990

26,1

1991

25,6

1992

25,2

1993

24,8

1994

24,3

1995

1996

22,2

1997

21,3

1998

20,5

1999

19,9

2000

19,4

2001

18,2

2002

17,9

2003

17,5

10,9

2004

17,3

2005

16,8

2006

16,5

2007

16,2

10,8

1.Среднее арифметическое

Год

1979

1980

1987

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Численность,

Тыс.

28,6

28,7

27,4

26,2

26,1

25,6

25,2

27,8

24,3

23,1

21,2

21,3

20,5

20,2

19,4

18,2

17,9

17,5

17,3

16,8

16,5

16,2

Рождаемость,%

10,9

10,8

(28,6+28,7+27,4+26,2+26,1+25,6+25,2+27,8+24,3+23,1+21,2+21,3+20,5+20,2+19,4+18,2+17,9+17,5+17,3+16,8+16,5+16,2)/22=22,09 – среднее арифметическое численности

(19+18+20+17+14+15+12+10+9,9+9,3+9,9+9,1+7,2+7,1+7+8,7+9+10,9+8,8+9+9+10,8)/22=

11,39 среднее арифметическое коэффициента рождаемости

2.Размах

Размах численности составляет: 28,7-16,2=12,5.

Рождаемость: 19; 18; 20; 17; 14; 15; 12; 10; 9,9; 9,3; 9,9; 9,1; 7,2; 7,1; 7; 8,7; 9; 10,9; 8,8; 9; 9; 10,8

Размах коэффициента рождаемости составляет:20-7=13.

3.Мода

Численность: 28,6; 28,7; 27,4; 26,2; 26,1; 25,6; 25,2; 27,8; 24,3; 23,1; 21,2; 21,3; 20,5; 20,2; 19,4; 18,2; 17,9; 17,5; 17,3; 16,8; 16,5; 16,2

Мода не определена

Рождаемость:19; 18; 20; 17; 14; 15; 12; 10; 9,9; 9,3; 9,9; 9,1; 7,2; 7,1; 7; 8,7; 9; 10,9; 8,8; 9; 9; 10,8

Мода равна 9

4.Медиана

Рождаемость:7; 7,1; 7,2; 8,7; 8,8; 9; 9; 9; 9,1; 9,3; 9,9; 9,9; 10; 10,8; 10,9; 12; 14; 15; 17; 18; 19; 20

Медиана равна: 9,6

Пример 2.Найдем статистические характеристики для роста учащихся 11-ых классов.

ФИО

Рост

  1. Ардашев Миша
  1. Афанасьева Вика
  1. Булкина Юля
  1. Варламова Люда
  1. Десятка Лёша
  1. Десятка Вера
  1. Коньшина Валерия

168,5

  1. Кириллова Аня

165,5

  1. Мизев Лёша

180,5

  1. Попова Настя
  1. Перч Анна

157,5

  1. Попова Ирина
  1. Румянцева Таня
  1. Растворов Ваня
  1. Савельева Таня
  1. Сергеева Ксюша
  1. Смольянинова Настя

146,5

  1. Усачёва Алёна
  1. Бекманова Ульяна

157,5

  1. Гарай Кристина

163,5

  1. Глушков Женя
  1. Зайцев Стас
  1. Кашников Дима

171,5

  1. Кун Георгий

174,5

  1. Куклина Ира

164,5

  1. Ложкина Лера
  1. Мезенцев Руслан
  1. Мерзлякова Кристина
  1. Нечепоренко Ваня

173,5

  1. Симак Аня

156,5

  1. Терентьева Ира

165,5

  1. Ткачук Настя
  1. Шевелёв Влад

1.Среднее арифметическое

180+165+167+169+182+170+168,5+165,5+180,5+173+157,5+178+168+174+160+170+146,5+152+163+157,5+163,5+187+184+171,5+174,5+164,5+150+172+159+173,5+156,5+165,5+154+174=5696,5/34=167,5

2.Размах

187-146,5=40,5

3.Мода

Мода равна: 170, 165,5, 157,5 ,т.к эти числа повторяются по два раза

4.Медиана

(146,5+152)/2=149,25

Сбор и группировка статистических данных

Для исследования различных общественных и социально-экономических явлений, а так же некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе. Этот этап называется этапом статистического наблюдения.

Для обобщения и систематизации данных, полученных в результате статистического наблюдения, их по какому – либо признаку разбивают на группы и результаты группировки сводят в таблицы (таблицы частот, таблицы относительных частот).

Рассмотрим такой пример: Учитель провел тест по алгебре среди учащихся одиннадцатых классов по алгебре, состоящий из 12 заданий. Работу выполняли 17 учеников. При проверке каждой работы учитель отмечал число верно выполненных заданий. В результате был составлен такой ряд чисел:

6, 7, 9, 8,11, 12,0 ,4,4,5,6,6,5,9,8,4,5

Для того, чтобы удобно было анализировать полученные данные, упорядочим этот ряд:

0, 4, 4, 4, 5,5 ,5,6, 6, 6 ,8 ,8, 9 ,9,10,11,12.

Представим полученные данные в виде таблицы, в которой для каждого числа, верно выполненных заданий, записанного в верхней строке, укажем в нижней строке количество появлений этого числа в ряду, т.е. частоту:

Количество баллов

частота

Такую таблицу называют таблицей частот.

В рассмотренном примере сумма частот равна общему числу проверяемых работ, т.е. 17.

Вообще, если результат исследования представлен в виде таблицы частот, то сумма часто равна общему числу данных в ряду. После сбора и группировки данных переходят к их анализу, используя для этого различные обобщающие показатели. Простейшими из них являются такие известные вам статистические характеристики, как среднее арифметическое, мода, медиана, размах.

Проанализируем результаты проведенной проверки работ учащихся.

Среднее арифметическое- 6,6; размах- 12; мода- 4,5,6; медиана -6. В рассмотренном примере для анализов результатов выполнения теста учащимися была составлена таблица частот. Иногда составляют таблицу, в которой для каждого данного указывается не частота, а отношение частоты к общему числу данных в ряду. Это отношение, выраженной в процентах, называют относительной частотой, саму таблицу, таблицей относительных частот.

В нашем примере общая численность совокупности- это число учащихся, писавших работы, т.е. 17. Таблица относительных частот выглядит следующим образом:

Количество баллов

частота

Относительная частота

5,8%

17,6%

17,6%

17,6%

11,7%

11,7%

5,8%

5,8%

5,8%

Не трудно убедиться, что сумма относительных частот составляет 100%.

В рассмотренном в начале пункта примере были проанализированы результаты выполнения теста с учащимися одного 11 класса. Тот же тест можно было бы использовать для более широкой проверки математической подготовки учащихся, например, предложить его одиннадцатиклассникам всех школ района. Заметим, что организация такой проверки связана с серьёзными трудностями по пересылке текстов заданий в школы, сбору и проверки работ учащихся, обработке полученных результатов. Вообще, проведение любого массового исследования требует больших организационных усилий и финансовых затрат. Например, перепись населения страны связана с подготовкой разнообразной документации, выделение и инструктажем переписчиков, сбором информации, обработкой собранных сведений.

В тех случаях, когда бывает сложно или даже невозможно провести сплошное исследование, его заменяют выборочным. При выборочном исследовании из всей изучаемой совокупности данных, называемой генеральной совокупностью, выбирается определенная ее часть, т.е. составляется выборочная совокупность, которая подвергается исследованию. При этом выборка должна быть представительной, или, как говорят, репрезентативной, т.е. отражающей характерные особенности исследуемой генеральной совокупности.

Наглядное представление статистической информации

Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко используются различные способы их изображения.

Одним из хорошо известных способов наглядного представления ряда данных является построение столбчатой диаграммы. Столбчатые диаграммы используют тогда, когда хотят проиллюстрировать динамику изменения данных во времени или распределения данных, полученных в результате статистического исследования.

В таблице показаны данные о коэффициентах рождаемости по годам. По этим данным была построена столбчатая диаграмма.

Год

1980

1987

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Рождаемость, %

10,9

10,8

Для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности удобно использовать круговые диаграммы.

Заметим, что круговая диаграмма сохраняет свою наглядность и выразительность лишь при небольшом числе частей совокупности. В противном случае её применение малоэффективно.

Рассмотрим пример: Число рождённых в 2007 году составило 175. Из них до 17 лет родили 4 девушки, 18-24 лет родили 73 женщины,25-34 – 83 и от 34 и старше 16 женщин.

Покажем это на круговой диаграмме:

Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона. Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами – соответствующие им статистические данные. Соединив последовательно эти точки отрезками, получают ломаную, которую называют полигоном. Полигоны используют для наглядного изображения распределения данных, полученных в результате статистического исследования. Если данные представлены в виде таблицы частот или относительных частот, то для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат статистические данные, а ординатами – их частоты или относительные частоты. Соединив эти точки отрезками, получают полигон распределения данных.

Рассмотрим пример. В классе нам дали на дом тест для закрепления, состоящий из 20 заданий. Мы попросили учащихся 11-х классов зафиксировать приблизительное время, которое они затратили на выполнение этого теста. Эти данные мы обработали, составили таблицу частот и построили полигон.

Заключение

Главным учетно-статистическим центром в РФ является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), созданный в 1994 г. В задачи его структур входят систематический анализ социально-экономического положения Российской Федерации, отражение динамических процессов перехода к рынку. Была принята Государственная программа по переходу на международную практику системы учета и статистики (1993-1996 гг.), разработана Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000 годах». Читая прессу, или глядя телевизор, часто встречается фраза: « По статистике…», «Статистика здравоохранения, статистика безработицы, статистика цен на недвижимость» и т.д. Меня, как выпускницу средней школы, заинтересовало: Что такое статистика и для чего она нужна? Может эта работа повлияет на выбор моей профессии. Данная работа предназначена для изучения статистических характеристик и статистического исследования. Она позволяет в ознакомительном плане узнать, что такое статистика и какие простейшие характеристики она изучает. В нашей работе содержательный смысл этих величин разъясняется на доступных примерах, опирающихся на информацию, собранную нами в нашей школе. Кроме этого, даются начальные представления о сборе и группировке статистических данных, составлении таблиц частот и относительных частот; происходит знакомство с нахождением по таблицам частот основных статистических характеристик- среднего арифметического, размаха, моды и медианы. Рассматриваются различные способы наглядного изображения результатов статистических исследований: построение столбчатых и круговых диаграмм, полигонов.

Предполагаем, что наша работа окажет помощь в изучении рассмотренных нами вопросов учащимся 9 классов и учителями для использования на уроках. Эта работа может быть использована для проведения элективных курсов в 9 классе, чтобы вызвать интерес в изучении математики. Это в дальнейшем поможет определиться с выбором профильного класса в старшем звене.

Думаю, что мы продолжим изучение этой темы, для дальнейшего формирования важных в современном обществе умений, как понимание результатов статистических исследований, широко представленных в средствах массовой информации.

Список литературы

  1. В.А.Булычев, Е.А. Бунимович. Изд.»Дрофа», Москва 2006г. «Вероятность и статистика»,
  2. Г.В.Дорофеев и др. «Просвещение», 2005г«Алгебра-7»,
  3. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. «Просвещение», Москва 2006г. «Элементы статистики и теорий вероятностей», Алгебра 7-9.
  4. Услуги интернета.
  5. Экономическая статистика. «Учебник», 2-е издание дополненное. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ. Москва. ИНФРА-М. 2006 г. Авторы: Ю. Н. Иванов; С. Е. Казаринова и др. Под редакцией Ю. Н. Иванова, Доктора экономических наук.
  6. Б.С.Э. Компьютерное издание 2006 г.
  7. Республика Коми в России. Госкомстат России. Госкомстат Р.К. 2007 г.
  8. Методичные рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения. 2006 г. (3) в общеобразовательных учреждениях. Москва. 2006 г. (3)
  9. Орлов А. И. Как оценивать уровень жизни? Журнал «Обозреватель» №5, 1999 г.
  10. Никитина Е. П. «Коллекция определений термина «Статистика» - М. МГУ 1972 г.
  11. http://.wikipedia.ru.
  12. Шевелева Н.В. Математика (алгебра, элементы статистики и теории вероятностей). 9 класс /Н.В. Шевелева, Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин. - М. : Национальное образование, 2011. - 144 с
  13. Сычёва, Г.В Алгебра: Нестандартные задачи: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: 9-й кл. - М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
  14. Теория статистики: учебник для вузов / Р.А. Шмойлова и др.; под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  15. Общая теория статистики: Учеб. пособие / С. Н. Лысенко, И. А. Дмитриева. , (Гриф)

Приложение

1)В течение четверти Сергей получил следующие оценки по математике: одну «двойку» ,три « тройки», пять «четвёрок» и одну « пятёрку».Найдите сумму среднего арифметического и моды его оценок.

2)Записана среднесуточная температура (в градусах) в Москве в течении пяти дней в октябре месяце:6 ; 7; 7;9; 11.На сколько отличается среднее арифметического этого набора чисел от его медианы?

3)написан рост (в сантиметрах) пяти учащихсяч:156,166, 134, 132, 132. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?

4)Пятеро друзей нашли отклонения(в минутах) показаний своих наручных часов от точного времени: -2, 0,3,-5,-1. Найдите сумму среднего арифметического этого набора чисел и его медианы.

5)Записана стоимость (в рублях) глазированных сырков «Вкусняшка» в магазинах микрорайона: 3,5,6,7,9,4,8. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?

6)Записан расход электроэнергии (в кВт) некоторой семьёй в течении первых пяти месяцев года: 138, 140, 135, 132, 125. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?

7)Среднее арифметическое ряда, состоящего из 10 чисел, равно 16. К этому ряду приписали число 27.Чему равно среднее арифметическое нового ряда чисел?

8) Среднее арифметического ряда,состоящего из 10 чисел равно 16. Из этого ряда вычеркнули число 7.Чему равно среднее арифметическое нового ряда чисел?

9)Каждый из 9 участников соревнований по стрельбе произвёл по 10 выстрелов. Записано число попаданий в цель каждого из этих участников: 12, 10, 5, 4, 6, 8, 9, 5, 4. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?

10) Пять сотрудников отдела приобрели акции одинаковой стоимости некоторого акционерного общества. Записано количество этих акций, приобретённых каждым из сотрудников:5, 10, 12, 7, 3. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?

11) В университете ведут ежедневный учёт поступивших писем. На основании этого учёта получен следующий ряд данных(число писем, поступавших ежедневно в течении этой недели) : 39, 43, 40, 56,38 , 21, 1. . На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?

12)В течении четверти Алексей получил следующие оценки по физике: две «двойки», две «тройки», четыре «четвёрки», две «пятёрки». Найдите сумму среднего арифметического и медианы его оценок.

13) Записан рост (в сантиметрах) пяти учащихся: 164, 162, 156, 132, 136. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы.

14)Пятеро друзей нашли отклонения (в минутах) показаний своих наручных часов от точного времени: -1, 0, -4, -1, 1. Найдите сумму среднего арифметического этого набора чисел и его моды.

15)Записана стоимость(в рублях) глазированных сырков «Малыш» в магазинах микрорайонах: 4, 4, 6, 7, 11, 9, 8. Найдите сумму среднего арифметического этого набора чисел и его моды.

16)В ряду чисел 3, 7, 15, _,21 пропущено одно число. Найдите это число,если известно, что среднее арифметическое этого ряда чисел равно 12.

17) Записан расход электроэнергии (в кВт) некоторой семьёй в течении первых пяти месяцев года: 146, 140, 138, 136, 130. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?

18) Среднее арифметическое ряда, состоящего из 10 чисел, равно 18. К этому ряду приписали число 29.Чему равно среднее арифметическое нового ряда чисел?

19)Каждый из 9 участников соревнования по стрельбе произвёл по 10 выстрелов. Записано число попаданий в цель каждого из этих участников: 9, 8, 6, 5, 6, 9, 6, 5,9. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?

20)Записано среднесуточная температура(в градусах) в Москве в течении пяти дней в июне месяце: 25,27,29,24,25. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?


Статистика Статистика знает все. Стати́стика отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме. Статистика обязательный инструмент планирования и управления, позволяющий получать наиболее объективные оценки и давать прогнозы максимально приближенные к реальности.


Составные части статистики Современная статистика представляет собой не одну научную дисциплину, а серию отраслевых статистик. Различают следующие её составные части: Общая теория статистики, в которой излагаются её общие принципы и методы экономическая статистика, изучающая систему показателей народного хозяйства, его структуру, пропорции, взаимосвязи отраслей и элементов общественного воспроизводства Отраслевые статистики – промышленная, сельскохозяйственная, строительства, транспорта, связи, демографическая и др., задачей которых является изучение системы показателей, анализ.








Где и как в реальной жизни нам пригодятся статистические данные? Данные о статистике сопровождают нас с самого рождения, когда рождается ребёнок каждый месяц ведётся статистика изменений его роста, веса. Мы ведем статистику перенесенных заболеваний, прививок. В школе мы ведем статистику об успеваемости, при выборе профессии мы также используем статистику. В домашнем хозяйстве мы ведем статистику доходов и расходов, за квартплату, тарифов за коммунальные услуги, что позволяет нам знать за что мы платим и чтобы не быть обманутыми. Можно сказать с точностью, статистические данные пригождаются нам в реальной жизни на каждом шагу.


Чтобы выявить активность нашего класса в школьной жизни мы провели анкетирование: 1.Участвуете ли вы в спортивной жизни школы? Приведите примеры. 2.Принимаете ли вы участие в школьных творческих конкурсах, если да то в каких? 3.В каких благотворительных акциях в школе вы участвовали? 4.В каких олимпиадах вы принимали участие? 5.Какие кружки вы посещаете в школе? 6.Довольны ли вы питанием в школьной столовой? 7.Планируете ли вы продолжить обучение в нашей школе, если нет, то куда вы пойдете после 9 класса? И получили следующие результаты:











Вывод: Мы взялись за этот проект чтобы ответить на главный для нас вопрос: Возможна ли жизнь на Земле без статистики? Но чтобы ответить на этот вопрос нам пришлось изучить различные материалы и воспользоваться полученными знаниями на уроках математики. Мы провели опрос для выявления активности нашего класса в школьной жизни. Итак, проведя опрос мы пришли к выводу, что наш класс активно принимает участие в школьной жизни. Активно участвует в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, различных акциях. В ходе проекта мы еще больше сдружились и узнали об интересах одноклассников.



Для получения данных о состоянии общества используется целый комплекс наук. Одна из них - статистика. Что она собой представляет?

Что такое статистика?

Так называют отрасль знаний, где излагают общие вопросы по сбору, измерению и анализу массовых (количественных или качественных) данных. Также статистика занимается изучением количественной стороны общественных массовых явлений с точки зрения их числовой формы. Происходит данное слово от латинского status, что означает «состояние дел». Первоначально данная наука называлась «Государствоведением».

Впервые термин «статистика» использовали в 1746 году, и этот момент положил начало такой учебной дисциплине и науке. Правда, нельзя сказать, что с этим началось ее непосредственное использование, поскольку учёт, измерение и анализ данных проводились значительно раньше. Важным параметром является мода. Что-то похожее можно вспомнить из геометрии, но это не совсем то. Но в статистике? Так называют значение из линейного ряда, которое встречается чаще всего.

Примеры

Давайте поговорим о чем-то более близком к реальности. Что такое статистика страницы веб-сайта? В качестве этого параметра может выступать количество пользователей, которые зашли на ресурс и имели возможность ознакомиться с его содержимым. Правда, с этой точки зрения будет сложно ответить на вопрос, что такое статистика «ВКонтакте».

Отдельной для каждой страницы информацию не собирают. Но ведётся подсчет количества пользователей, что заходят за день, месяц - в общем, постоянно. Это и является ответом на вопрос, что такое статистика на практике в информационных технологиях.

Виды группировки

В рамках научной дисциплины проводят разделение одной совокупности на отдельные группы, что однородны в определённом отношении. Чтобы рассчитать количество интервалов, когда нет четких рамок, часто применяют формулу Стёрджеса:

ЧИ=1+3,322*lg ЧН, где

  • ЧИ - число интегралов;
  • Lg - логарифм;
  • ЧН - число наблюдений.

Зависимо от целей различают три вида группировок:


Типическая группа должна стремиться к тому, чтобы максимально отличаться от других и быть наиболее похожей внутри себя. Они бывают первичными и вторичными. Первые формируются во время Вторичные группировки делают, основываясь на полученных данных.

Классификация статистических методов

Они нашли свое применение почти везде. Поэтому логично предположить, что универсального инструмента нет. В зависимости от специфичности и погружения в конкретные проблемы выделяют такие анализа данных:

  • Разработка и исследование инструментов общего назначения, которые не учитывают особенности области применения.
  • Создание и использование статистических моделей какого-то реального явления или процесса в определённой сфере деятельности.
  • Разработка и использование методов и инструментов, чтобы анализировать конкретные данные для решения прикладных задач.

Прикладная статистика

Этот раздел науки занимается обработкой данных произвольной природы. В качестве математической основы прикладной статистики и её методов анализа выступают и теория вероятностей. Всё начинается с описания вида полученных данных, а также механизма их происхождения. Для этого используются вероятностные и детерминированные методы. Последние можно применять только в тех случаях, когда в распоряжении исследователя достаточно данных (пример - отчеты государственных органов статистики, что основываются на информации, предоставленной предприятиями). А вот перенести полученный результат на больший масштаб и оценить перспективы можно исключительно с использованием

В простейшей ситуации имеющиеся данные выступают в качестве значения определённого признака, который свойственен изучаемому объекту. Параметры здесь бывают количественными или указательными (в зависимости от категории, к которой они относятся). Второй вариант обычно говорит о качественной характеристике. А что, если взять их несколько? Или добавить количественные? Тогда можно говорить, что получен вектор объекта. Он рассматривается в качестве нового При масштабных исследованиях выборки составляются из нескольких наборов векторов. Важным является уточнение и перепроверка полученной информации. Для этого используется повторная выборка.

Заключение

Как видите, статистика позволяет структурировать значительные массивы данных, которые необходимы для возможности предоставления информации о положении дел в определённых сферах. Так, важную роль она играет для инвесторов, поскольку дает возможность наблюдать за динамикой роста экономик государств. Предоставляет интерес статистика и для граждан и властей, говоря им о процессах в стране: демографический рост или кризис, возрастание благосостояния или его падение и так далее.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....