Презентация к уроку по географии (5 класс) на тему: Презентация "Ориентирование на местности". Почему возникла необходимость введения нового фгос

Мне, как поклоннику приключенческой литературы про пиратов, было даже очень интересно ответить на данный вопрос. Большинство романов на эту тематику, особенно, про поиски сокровищ, авторы снабжали выдуманными картами, где в обязательном порядке рисовали «розу ветров» для определения сторон света. Однако стрел в этой розе могло быть до 16.

Промежуточные стороны горизонта

Проще всего этот вопрос рассматривать на примере «розы ветров», т.е. диаграммы, которая используется для определения сторон горизонта Север-Юг-Запад-Восток и представляет собой вертикальный крест с углом 90 градусов. Промежуточные стороны (например, северо-восток) представляют из себя лучи, которыми делится ровно на половину основная диаграмма, и, таким образом, разница в градусах угла становится равной 45. Сама «роза ветров» существует в следующих вариациях:

  • Восьмилучевая - используется в основах географии, и каждый ее луч включает не только сторону света (юг и запад), но и промежуточный курс (юго-запад) между ними.
  • 16-лучевая - кроме сторон горизонта, как на картушке компаса, обозначаются еще и дополнительные направления, которые делят угол еще на меньшее количество градусов и устанавливает это значение в 27,5. Такая роза используется в морской навигации и показывает такие направления как «вест-норт-вест», что соответствует понятию «западо-северо-западный».
  • 360-лучевая - генерируется автоматически с помощью электронной аппаратуры и точно указывает направление на каждый градус стороны.

Введение промежуточных и дополнительных сторон позволило точнее определять направление ветра или направление пути и, соответственно, устанавливать координаты.

Применение «розы ветров» с промежуточными сторонами

Построение «розы ветров» необходимо для обустройства взлетно-посадочных полос аэроузлов, при постройке жилых районов по отношению к промышленным зонам (расчет вероятности сноса воздушными массами вредных выбросов из труб предприятий), автомобильных дорог.


Также они используются в геофизике и строительной климатологии.

«ФГОС учебники» - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (2004). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010). Образовательная система «Школа 2100». Отличия касаются прежде всего базисных учебных планов. Биология. Учебники для ФГОС.

«Реализация ФГОС» - 300+837= 1237 электронных книг. Особые условия к проектированию самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы. Широкое привлечение к учебному процессу представителей российских и зарубежных компаний, государственных организаций. Общественно-профессиональная аккредитация – новый подход к оценке качества образования.

«Работа по ФГОС» - «Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения». Теоретическая основа. Умения универсальные учебные способы действий. Объект оценки. «Деятельностный метод обучения. Структура проверочных работ. Личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные.

«ФГОС нового поколения» - 634050, г.Томск, ул.Беленца, 11 51-80-62, 51-36-12 http://tomintech.ru. Спасибо за внимание! Зам. директора по УМР Е.А.Терентьева. Планирование и организация работы по переходу на ФГОС нового поколения (основные результаты). Основные результаты работы. Короткий срок для разработки основных профессиональных образовательных программ; Отсутствие методических рекомендаций для оценки общих и профессиональных компетенций учащихся; Отсутствие единой системы по разработке и оценке ПМ; Сложность процесса включения работодателей в разработку основных профессиональных образовательных программ.

«Урок по ФГОС» - Фгос. V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. М.Е. Ларина Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов. Урок современного типа. Учебная ситуация строится с учетом: 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Требования ФГОС». 3. Урок комплексного применения знаний.

«Внедрение ФГОС» - «Педагогизация». Реализация проекта позволит преодолеть трудности внедренческого периода ФГОС. Выбор УМК. Новые технологии. Общественный договор. Наличие проектной проблемы. Федеральный. Принципы построения ФГОС. Муниципальный. Работа школы по внедрению ФГОС. Работа учителя. Новые средства и технологии обучения.

Ф.И.О. Бердникова Ирина Петровна
Место работы : МО Абинский район, МАОУ СОШ № 4 г. Абинск
Должность: учитель географии
Предмет : географияКласс: 5
Тема урока : §6 «Компас. Ориентирование на местности» (урок 6 в разделе «Земля и ее изображения»)
Базовый учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков, М. «Русское слово», 2012 г. География. Введение в географию.
Цель : сформировать представление об ориентировании на местности и научить пользоваться компасом.
Задачи урока :
Образовательные :

  • создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
  • формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.

Развивающие :

  • создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;
  • продолжить работу над развитием устной монологической речи;
  • создать условия для развития творческих способностей.

Воспитательные :

  • способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;
  • способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;

Планируемые результаты:

Личностные : Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и практики человека

Метапредметные : Умение работать с измерительными приборами, умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные : давать определение понятию ориентирование, объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают, умение их определения, делать выводы о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира.

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям «ориентирование», строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать анализ и отбор информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины, вычитывать все уровни текстовой информации, преобразовывать информацию из одного вида в другой, уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Тип урока : формирование умений и навыков
Форма работы учащихся : групповая
Техническое оборудование : компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, памятки ученику: правила работы с компасом, алгоритм определения сторон горизонта индивидуальные и на слайде (индивидуальные – на каждой парте и в электронном виде), карточки-задания для практической работы;


Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Актуализация знаний

Приветствует учащихся, проверяет готовности уч-ся к уроку. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку (К).
Выстраивает побуждающий диалог, связующий предыдущий урок и новую тему.
Проанализируйте представленные факты:
1) Как человек ориентируется на незнакомой местности.
2) Вернуться в незнакомом месте к своему дому или машине, имея только компас, нельзя.
– Какой у вас возникает вопрос?
Почему, заблудившись в лесу и имея только компас, нельзя найти точное направление на ваш дом или оставленную у дороги машину?
– Какие у вас будут гипотезы? (Нужны карты или планы, по звёздам или солнцу. )
– Сформулируйте тему урока.
Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают имеющиеся знания(П).
2

Создание проблемной ситуации

Создаёт для учеников проблемную ситуацию.«Ассоциативный ряд».

Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (показ фрагмента- фотография леса) Ваши ассоциации…

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

Вступают в диалог (К) , выявляют противоречие, осознают, каких знаний не хватает (П).
3

Целеполага-ние

Создаёт готовность к предстоящей деятельности.С чем мы сегодня на уроке будем знакомиться? Осознают цель предстоящей деятельности (Р,П,К)
4

Планирование

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объектаЯ вам предлагаю план работы на уроке на доске, познакомьтесь с ним и обсудите его в парах, подберите необходимые для урока средства обучения и выскажите своё мнение. Работают в парах, обсуждают план, выбирают средства, необходимые для получения новых знаний, и выносят решение (К, П, Р)
5

Изучение нового материала

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.Включает в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности

А) Прочитайте текст «Ориентирование»,

– Какие способы ориентирования на местности вам известны? Заполните схему «Ориентирование». заполните схему и составьте план действий по ориентированию на местности.

Ориентирование


_____________ _______________ ______________ _____________

______________ _______________

Что для этого нужно знать и уметь?

Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4.

– Работа в группах.

Стороны горизонта .

Задание: Определите, в чём разница между понятиями горизонт, линия горизонта, стороны горизонта . Как и где показано направление на карте или плане? Выполните задание по тексту на с.

Б) Компас .

  • Задание: Как устроен компас? Что значит сориентировать, т.е. установить компас или как работает компас?

Прочтите памятку «Правила работы с компасом»? Определите по компасу стороны горизонта.

Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям (2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д)

Самопроверка (показ слайда)

Выполняют практическую работу с компасом.

Проверяет полученный результат и правильность понимания материала, организует обсуждение, подводит к выводу.

Работают с текстом учебника, анализируют полученную информацию (П)

Представляют варианты видов ориентирования, высказывают гипотезы об устройстве компаса (К, Р)

Просматривают (П), сравнивают изображение в учебнике (Р) принимают участие в диалоге с учителем (К)

Обмениваются полученной информацией (К), запоминают новое понятие (П).

Учащиеся разбиваются на группы (К).

Анализируют текст и выполняют полученное задание (П), демонстрируют свои результаы. (К)

Озвучивают результаты работы, формулируют вывод (П, К)

6

Применение нового знания

Подводит учеников к проблеме: зачем необходимо умение ориентироваться и работать с компасом?- Есть ли на Земле территории, на которых невозможно точное определение сторон горизонта с помощью компаса?

— Почему возникла необходимость введения промежуточных сторон горизонта?

Организует работу оказывает помощь в формулировке кратких ответов.

Самостоятельно продумывают и обсуждают вопросы, формулируют краткий ответ.(П, Р.)

Демонстрируют результат своей работы. (Л).

7

Рефлексия

1.Проверяет усвоение нового материала в устной форме (презентация) Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом- Используя приобретённые в ходе работы на уроке знания, выполните тестовые задания. Демонстрируют знания, понимание причинно-следственных связей (П).Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)
8

Домашнее задание

Подводит итоги урока.

Аноним

Ориентация и стороны света

С давних пор люди путешествовали, перемещались по обширным территориям в поисках пищи, воды, строительных материалов. Однако часто они сталкивались с проблемой того, что возвращались на те места, где уже бывали. Это в первую очередь стимулировало людей на то, чтобы научиться ориентироваться на местности.

Самым первым ориентиром для поиска нужного направления стало солнце . Именно по нему люди начали определять, где находятся известные нам север , запад , юг и восток . Солнце появлялось на востоке и скрывалось на западе. Если встать лицом к востоку, то по левую руку окажется север, а по правую юг.

Но определять путь приходилось не только днем. К тому же, солнце не всегда и днем можно было найти на небе. Поэтому люди научились определять стороны света по звездам . Изучив основные закономерности движения звезд и их расположение на небе, можно было даже ночью узнать, в какую сторону нужно двигаться.

Однако и звезды в полной мере не могли удовлетворить желания человека. В разных точках земного шара звезды смотрелись по-разному. Тогда на замену им пришел компас . Нет, он не был похож на современный и представлял собой намагниченную металлическую иголку, которая на двух соломинках плавала в сосуде с водой. Потом компасы долгое время модифицировались и превратились в то, что что мы привыкли называть этим словом.

Промежуточные стороны света

После того, как человек смог лучше ориентироваться на местности, возникла необходимость в том, чтобы ввести понятие промежуточных сторон:

  • северо-восточное направление;
  • северо-западное направление;
  • юго-восточное направление;
  • юго-западное направление.

Как вы видите, на первом месте стоит основное направление (север или юг), а на втором располагаются восток и запад.

Так для чего же ввели эти понятия? Допустим, вы пошли в поход, и для того, чтобы прийти на заранее выбранное место, вам нужно пройти из точки А в точку В. Но вот незадача: точка В располагается не на севере, юге, западе или востоке. Что делать? Идти сначала на север, потом на восток, наматывая лишние километры, или идти напрямую? Конечно, напрямую, ответите вы. Но чтобы идти напрямую, нужно знать направление. Поэтому и появились промежуточные стороны света.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовил учитель географии МБОУ «Кобраловская основная общеобразовательная школа» Бразин Алексей Михайлович Урок – презентация «Ориентирование на местности».

В переводе с латыни « ориенс » означает «восток». Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта. Основные стороны горизонта – это север, юг, запад, восток. Стороны горизонта по другому называют странами света или румбами.

Румбы на старинном компасе

В незапамятные времена в Китае был изобретен простой и надежный прибор, с помощью которого можно ориентироваться. Это хорошо всем известный компас.

Зюйдвестка Лучшими картографами прошлого были голландцы. С давних пор существует традиция называть румбы по голландски: север – норд, юг – зюйд, восток – ост, запад – вест. Именно они изобрели головной убор особой формы. Это брезентовая шляпа – зюйдвестка.

Что такое ориентирование? Как называются основные стороны горизонта? Как называется прибор для определения сторон горизонта? Почему возникла необходимость введения промежуточных сторон горизонта? Проверим знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа на местности как средство здоровьесбережения на уроках географии. Практические работы я рассматриваю как средство связи теории с практикой. Выполнение их способств...

Рассматривается проектная деятельность на уроке и в домашнем задании (2 этап урока). 13 урок раздела Подобные треугольники....

Возможность создания экологической тропф и использование её при проведении комплексной экскурсии на местности при изучении темы "П.К. свой местности"

Описаание и оформление экологической тропы и экологического маршрута, организация экскурсионной деятельности, учебно-познавательногй и научно-исследовательской работы. При прохождении маршрута проводи...

В презентации наглядно показаны способы ориентирования на местности по местным признакам, по звездам, солнцу и луне, при помощи часов и подручных средств....

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...