Презентация к уроку "А. пушкин "Зимнее утро."

ВИД УРОКА: Иллюстрация

ЦЕЛЬ УРОКА:
I. Обучающий аспект урока.

  • Закрепление знаний учащихся о законах построения рисунка (планы, цветовое решение).
  • Добиться усвоения технологии составления пейзажа на компьютере.
  • На основе приобретенных знаний в рисовании научить учащихся применять их в программе Paint.

II. Воспитательный аспект.

  • Воспитывать эстетические чувства у учащихся.
  • Формирование учебной деятельности через познавательный интерес и решение познавательных задач.
  • Соблюдение правил безопасности при работе с компьютером, воспитание аккуратности.

III. Развивающийся аспект.

  • Развить чувство прекрасного и потребность в самосовершенствовании.
  • Развить способность учащихся адаптироваться в современной информационной среде.

МАТЕРИАЛЫ:
Компьютер, альбомный лист, тетрадь, карандаш, ластик.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД:
" Времена года" композитор Чайковский Ф.И.

  • Январь " У камелька".
  • Ноябрь " На тройке".
  • Декабрь " Святки".

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:

  • Число, месяц
  • Тема урока
  • Фамилии художников
  • Репродукции
  • Магнитофон
  • Компьютер

ХОД УРОКА:
Организационный момент - эмоциональный настрой на урок.

  • Подготовка детей к восприятию музыки Фёдора Ильича Чайковского.
  • Прослушивание музыки.

Ребята, вы сейчас прослушаете музыку. Какие чувства возникнут у вас?
- Вам понравилась музыка?
- Какие картины вы себе представили?
(Слушаем музыку Чайковского "Времена года")
Ребята отвечают на вопросы, поставленные учителем. Они представляют картины русской печи, часы, снег, вечер, камин и т.д.

Ребята, вы сегодня слушали музыку Чайковского "Времена года", и не случайно в вашем воображении возникали картины зимы, так как музыкальное произведение Чайковского называется "Январь", как вы сами понимаете, это месяц зимний. А какой русский не любит зиму, праздники, катание на тройке, Святки и т.д. Посмотрите картину художника…
- Как вы догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о зиме и рисовать иллюстрации к стихотворению А.С. Пушкина. " Зимнее утро". На уроке литературы вы познакомились со стихотворением. Может, есть желающие прочитать нам его наизусть.
(Дети читают стихотворение)
-Вспоминаем, что такое иллюстрация?
- Ребята, а какая из этих картин могла бы быть иллюстрацией к стихотворению?
Я называю художника и название картины.

Шишкин И.И. "Зима"

И. Грабарь "Февральская лазурь"

Были показаны репродукции А.Рябушкина " Зимнее утро", А.Пластова "Первый снег".

А теперь вы представьте свою иллюстрацию к этому стихотворению. Представили?
Перед тем, как изобразить на компьютере, давайте вспомним о правилах построения рисунка.
1. Планы.
2. Цветовое решение.

  • Холодные цвета зимы
  • Цветовое решение в планах.

Прошу сесть за машины.
Самостоятельная работа учащихся над созданием иллюстраций.
Выставка рисунков ребят, созданных на уроке.

Михайлов Андрей "Зима"

Андреева Анна "Зимнее утро"

Мухамеджанов Азамат

ИТОГ УРОКА:
Понравилось ли вам?
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ:
- Молодцы!
- Те, кто не успел закончить свою работу, продолжит её на следующем уроке. Дайте название своей картине и сохраните её.
- До свидания!

Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»

Цели урока:

  • Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина,
  • Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта;
  • Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста




Работа со словом: Подберите синонимы.

Предадимся

Наслаждение

Освещена

Приказать

Отдадимся


Беседа по вопросам:

Что описывает поэт?

(утро, лес, небо, снег)

С какой целью он использует контрастное описание природы?

(он хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра по сравнению со вчерашней бурей)


Выразительно прочитайте первую строфу стихотворения

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

К.А.Саврасов «Зима»


Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств?

Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.

С.Ю.Жуковский «Зима»


Выразительно прочитайте вторую строфу стихотворения.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно:


Как и почему меняется настроение во второй строфе?

Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи».

Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.


Антитеза -

противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувств, усиления выразительности речи.


Выразительно прочитайте третью строфу стихотворения.

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

С.Ю.Жуковский «Иней»


Какими красками нарисована природа в третьей строфе?

В.Д.Поленов «Ранний снег»

Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.


Выразительно прочитайте четвертую строфу стихотворения

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь, не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?


Можно ли услышать, что происходит в доме?

… Веселым треском

Трещит затопленная печь

Согласные звуки [ р ] , [ т ] , [ с ] , [ щ ] помогают передать треск дров в печи


Аллитерация -

повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности речи.


Выразительно прочитайте последнюю строфу стихотворения

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Л.Л.Каменев «Зимняя дорога»


Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты?

Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни.

И.И.Шишкин «Зима»


Что изображает поэт в стихотворении?

А.С.Пушкин изображает картину природы, а через нее свои чувства и эмоции, переживания и настроение. В своем стихотворении поэт показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком, зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит, пробуждает радость и творчество.


Домашнее задание

  • Выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть;
  • Нарисовать иллюстрации к стихотворению;
  • Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике.

Презентация представляет собой анализ одного из самых известных стихотворений Александра Сергеевича Пушкина под названием «Зимнее утро». Цель урока – прочитать вместе с классом произведение, разобрать его, отметить, какими художественными средствами пользовался поэт для того, чтобы нарисовать картину прекрасного зимнего утра.

«Мороз и солнце – день чудесный…» Эти строки многие дети помнят с ранних лет, даже не зная о том, что они принадлежат самому известному и почитаемому русскому поэту. На этом уроке литературы они сумеют детальнее ознакомиться с его содержанием и смыслом. Вначале даётся общая характеристика стихотворению, его содержанию. Учащиеся знакомятся с историей создания «Зимнего утра». После начинается анализ стихотворения, согласно которому настроение передаётся при помощи определённого набора слов и эпитетов.

Учитель знакомит класс со значением слов, которые могут быть ему неизвестны. Говорится о композиции стихотворения, о том, что описывает автор, как меняется его настроение по ходу повествования. В конце подводится итог стихотворению, говорится о том, какова его основная мысль и идея.

А.С.Пушкин

«Зимнее утро»

Анализ стихотворения с целью выявления средств,
помогающих автору передать
красоту зимней природы.

«Мороз и солнце-день чудесный…»

«Зимнее утро» - одно из самых ярких и
выразительных произведений о зиме.
Оно представляет собой блестящую и в то же время непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа.
В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа.

Из истории создания стихотворения

Мороз и солнце;
день чудесный!
Ещё ты дремлешь,
друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!Настроение радости, бодрости создается
с помощью эмоционально окрашенной лексики:
«чудесный»,«друг прелестный», «красавица»
Звучные и яркие определения показывают
силу чувства поэта, счастье,
которое его переполняет.

Разве не удивляет нас
словосочетание открой взоры?
Ведь сейчас можно только бросать взоры,
устремлять взоры, потупить взоры,
но не открывать.
Здесь существительное взоры имеет
старое значение «глаза».Интерес представляет и слово сомкнуты.
Перед нами так называемое усечённое причастие,
которое было одним из излюбленных поэтических
вольностей поэтов половины 19 века.

Слово Аврора, следуя за предлогом навстречу,
должно стоять в дательном падеже(Авроре).
У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка,
а ныне устаревшая архаическая форма.

«Нега- устар.
1.Полное довольство.
Жить в неге.
2.Блаженство, приятное
состояние.
Предаться неге».
(из словаря С.И.Ожегова)Нега –1. Состояние безмятежного покоя.
2.Чувственное упоение, наслаждение.
(словарь языка Пушкина)

Слово «нега» не соответствует перечисленным значениям
в стихотворении. На современный русский язык его лучше
перевести словом сон, поскольку сон –
самое полное « состояние безмятежного покоя».

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окноЛексика строфы создает мрачное настроение:
«вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные».
Но великолепие зимнего утра ощущается
ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей

«вчера вечером»

Тьма, мрак
(в обычном употреблении)

Поэт использует в значении
«густой снег, скрывающий в тумане
всё окружающее»

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Слайд №10

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?Автор от любования красотой природы
переходит к описанию интерьера
(внутреннего пространства здания, помещения),
к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.
Чувство радости поэта растёт и требует движения,
хочется навестить милые сердцу места

  1. 1. Презентация к уроку литературного чтения «А.С. Пушкин «Мороз и солнце» (3 класс, «Перспектива») Учителя начальных классов Изосимовского филиала МБОУ Кочетовской СОШ Нужной Н.Ю.
  2. 2. Слушаем стихотворение в исполнении Дмитрия Журавлева
  3. Самостоятельно прочитайте стихотворение, подчеркните непонятные слова
  4. 4. нега- состояние безмятежного покоя, наслаждение, блаженство взоры – в значении «глаза» вечор- вечер мгла – тьма, мрак. Поэт использует в значении «густой снег, скрывающий все окружающее» запречь – запрячь Аврора- утренняя звезда велеть - приказать Словарная работа
  5. 5. Анализ стихотворения Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Всё стихотворение можно разделить на части
  6. 6. 1 строфа. Начало стихотворения - радостное восклицание. Звучные и яркие определения «чудесный, прелестный» показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет
  7. 7. 2 строфа. Поэт при описании природы использует контрастное состояние природы. Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно
  8. 8. 3 строфа. В третьей строфе автор описывает Небо, снег, лес… Снег сравнивается с великолепным ковром. В строфе есть повтор- анафору (И ель… И речка…) Используются однокоренные слова: Блестя, блестит, блеском.
  9. 9. 4 строфа. Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очаг Использует прием аллетерации…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин). Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места
  10. 10. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня
  11. 11. И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
  12. 12.  - Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?  - Какие картины вы представили себе?  - Почему Пушкин вспоминает вчерашнюю вьюгу? Как это помогает передать его настроение?  - Как выглядит комната в это утро?  - Какую интонацию вы выберете? Беседа
  13. 13.  Настроение бодрости, радости создается при помощи слов «чудесный», «прелестный», «красавица», «великолепными», «блестя».  Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора.  Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым, близким народу - диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон. Делаем выводы

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...