Предметы на звук а для детей. Звуки и буквы а-о-э-ы

Знакомство со звуком (а) и буквой А.

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

Ход занятия

Оргмомент

Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

- Отгадайте загадки.

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор.... (Айболит)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спеет, все довольны,

Так приятен он на вкус.

А зовут его...(арбуз)

Какой звук вы слышите в этих словах?

Правильно, слышится звук «А».

Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Рот широко открыт.

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

Каким цветом он обозначается?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом

(- в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Игра «Придумай предложение»

(придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва

Опускаем руки мы.

По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

На что похожа буква А?

Из скольких элементов состоит буква?

Игра «Найди букву А»

Выкладывание буквы из палочек.

Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы.

– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас - беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!

Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

Итог:

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Мо рж - звук [о] слышен в середине слова.

Колобо к - звук [о] слышен в середине слова.

Зо нтик - звук [о] слышен в середине слова (рис. 2).

Молоко - звук [о] слышен в конце слова.

О слик - звук [о] слышен в начале слова.

Ро за - звук [о] слышен в середине слова (рис. 3).

Ко тик - звук [о] слышен в середине слова.

Гнездо - звук [о] слышен в конце слова.

Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова - и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук [о] .

А теперь заглянем в наш сказочный музей, в котором живут разные герои, а их имена начинаются на разные звуки и буквы. Сегодня мы узнаем, чьи имена начинаются с буквы О .

Вот О ле Лукойе с волшебным зонтиком (рис. 4).

Рис. 4. Оле Лукойе ()

О сёл из Бременских музыкантов (рис. 5).

Девочка О ля, которая попала в Королевство кривых зеркал и превратилась в Яло (рис. 6).

Рис. 6. Оля и Яло ()

Храбрый О ловянный солдатик (рис. 7).

Рис. 7. Оловянный солдатик ()

Если вы узнали не всех сказочных героев и кто-то вам еще не знаком, попросите взрослых прочитать вам сказку об этих героях.

Проговорите скороговорку и определите на слух, сколько звуков [о] слышится.

Не далеко, а около

Катилось О и окало.

Отчетливо звук [о] в этой скороговорке вы произнесли только четыре раза, но если бы вы рассматривали её глазами, то увидели бы в ней целых восемь букв О . Вот какой хитрый звук [о] . Он умеет превращаться в звук [а] .

Потренируйтесь различать звуки [о] и [а] . Произнесите вслух название породы каждой собаки и определите, в названиях каких пород слышен звук [о] .

Боло нка (рис. 8). Слышен звук [о] .

О вчарка (рис. 9). Звук [о] не слышен.

Спаниель (рис. 10). Звука [о] в слове не слышим.

Рис. 10. Спаниель ()

Ко лли (рис. 11). Хорошо слышен звук [о] .

Го нчая (рис. 12). Звук [о] есть.

Чау-чау (рис. 13). Нет звука [о] , только [а] .

Бульдо г (рис. 14). Хорошо слышен звук [о] .

Лайка (рис. 15). Слышны только звуки [а] .

По йнтер (рис. 16). Хорошо слышен звук [о] .

Такса (рис. 17). Слышен только звук [а] .

Мо пс (рис. 18). Хорошо слышен звук [о] .

Как вы думаете, почему ослик сказал:

Здравствуй, буква-мячик!

Почему не скачешь?

О - самая круглая буква в нашем алфавите (рис. 19).

Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о , то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла .

Е. Тарлапан

Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву О .

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О .

О - как обруч, захочу -

По дороге покачу!

Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О . Приведите свои примеры.

А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из каких-либо материалов. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Можно её составить, например, из пуговиц, бусинок, из листьев деревьев. Буква получится красивая. Букву О можно нарисовать по клеточками или придумать из неё забавный рисунок.

Прочитайте буквы О и определите, какие эмоции можно выразить с её помощью:

О ?

Рассмотрите письменные буквы Оо . Сравните их с печатными (рис. 20).

Рис. 20. Печатные и письменные буквы О ()

Отличаются печатные и письменные буквы формой.

Печатные буквы круглые:

Посмотри на колесо,

И увидишь букву О .

А вот письменная буква имеет форму овала:

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла - бока помяла,

И теперь овальная.

Г. Ванюхина

Печатная буква - это кружок, а письменная - овал.

У заглавной письменной буквы всего один элемент - овал (рис. 21).

Рис. 21. Написание заглавной буквы О ()

Начинаем писать заглавную букву немного выше нижней линии заглавной строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линии, поднимаем букву вверх, закругляем влево, опускаемся вниз и закрываем овал.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

При написании заглавной письменной буквы О могут быть ошибки: овал можно написать очень широким или очень узким; овал может быть неровным, зауженным сверху или снизу.

Попробуйте написать букву в тетради сами, без ошибок. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку.

Маленькая буква о , как и заглавная, тоже состоит только из одного элемента - овала. Она отличается от заглавной буквы размером. Писать её можно двумя способами.

Рис. 22. Первый способ написания маленькой буквы о ()

Первым способом (рис. 22) удобно писать букву, если её соединять в слове со следующей буквой нижним соединением. Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию. Коснувшись нижней линейки, поднимаем её вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и соединяем овал.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте самостоятельно написать её в тетради.

Иногда, когда вы будете писать букву о в словах, удобнее пользоваться вторым способом написания буквы, с верхним соединением (рис. 23).

Рис. 23. Второй способ написания маленькой буквы о ()

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Делаем поворот влево, касаемся верхней линии. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки; поднимаем полуовал вверх, соединяем с началом письма. Ведём руку прямо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки и начинаем писать соединительную линию, похожую на провисшую верёвочку.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать букву о в тетради сами.

При написании маленькой письменной буквы о могут быть такие ошибки: очень широкая, круглая буква, а не овал; очень узкий овал; буква висит, не касаясь вспомогательных линий рабочей строки.

Потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы в тетради. И помните: чем больше вы пишете, тем лучше получается.

А знаете ли вы, что буква О - одна из самых древних? Придумали её еще древние греки. С тех пор её использовали в разных алфавитах разных стран. На клавиатуре вы увидите английскую букву О , которая ничем не отличается от нашей.

Наши древние предки называли нашу букву О как «Он», она указывала на какое-то лицо.

В математике есть цифра, очень похожая на букву О . Вы, конечно же, догадались, что это ноль .

А вот когда вы подрастёте, узнаете, что в химии есть элемент, который записывают тоже с буквой О . Н 2 О - вода, без которой ни одно живое существо на Земле обойтись не может.

Есть даже памятник этой букве (рис. 24). Вот какая она знаменитая. О - самая популярная буква в городе, который называется Вологда. Жители этого города каждый звук [о] очень хорошо проговаривают. Про это говорят «окают» . И в названии их города буква О встречается два раза.

Рис. 24. Памятник букве О в Вологде ()

Вот с каким интересным гласным вы сегодня познакомились.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой О , звук которой очень любит прятаться в словах и не всегда произносится как [о] , а иногда звучит как [а] .

На уроках русского языка вы научитесь возвращать звук на своё место и правильно записывать букву. А пока научитесь букву О узнавать, читать и писать.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Nashol.com ().
  2. Poskladam.ru ().
  3. Malish-nash.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы О . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Оо (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых буква О звучит как звук [о] .

Гро м, со бака, во л, до м, пиро жки, о санка.

  • Выберите любой стишок из этого урока про букву О и выучите его наизусть.

Цель:

  • закреплять правильное произношение звука А;
  • учить слышать и выделять звук А в начале, середине, конце слова;
  • познакомить с понятием “гласный” звук;
  • ввести новое обозначение гласного звука (красный цвет);
  • познакомить с буквой А;
  • учить читать букву А;
  • обучать навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов;
  • закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
  • закреплять правильное употребление имен существительных в Р. п., ед. и мн. числе;
  • обогащать предметный словарь со звуком А;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать пространственную ориентацию на плоскости;
  • развивать память, внимание, мышление;

Оборудование:

Кукла Алла, картинки со звуком А (на усмотрение педагога – в сильной, слабой позиции; в начале, середине слова) – аист, акула, антилопа, астра, астры, азбука, азбуки, айва, антенна, антенны, арбуз, арбузы, аптека, апельсин, апельсины, абрикос, абрикосы, банан, бананы, ананас, ананасы, лиса, комар; зеркала логопедические индивидуальные; картинка артикуляции звука А; картинка девочка качает куклу; доска магнитная; маркер черный, красный; карточка буква А; карточка – картинка “На что похожа буква А” – “А – шалашик, и смотри; есть скамеечка внутри” (В. Савичев); настенная Азбука; буквы – заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная или наждачная бумага); кружки из картона красного цвета; карточки “Светофоры” с фишками, для определения места звука в слове; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный);

Организационный момент: Отгадывание загадок: Стоит на крыше верхолаз – и ловит новости для нас (Антенна) А. Масленникова; Сам алый сахарный, кафтан зеленый, бархатный (Арбуз); Яркий, сладкий, налитой, Весь в обложке золотой! Не с конфетной фабрики – А из далекой Африки (Апельсин); Какой звук мы услышали в отгадках – звук А; Если дети хорошо слышат и различают звук А, педагог может предложить детям отгадки со звуком А в сильной позиции, в середине и конце слова: Висит груша – нельзя скушать (Лампа); Не зверь, не птица, а нос, как спица (Комар); Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесочке под кустом (Лиса);

Фонетическая гимнастика “Куколка усни”

К нам в гости сегодня пришла кукла Алла. Мы Алле покажем, как мы умеем слышать и различать звук А. Девочка качает куколку: А а А а А а А а А а; Произносим то тихо, то громко. Рассматривание артикуляции. Уточнение артикуляции. Картинка артикуляции звука А. Для мальчиков другая картинка – “Заболел зуб”. Звук А произносится сначала громко, затем тихо. Дети произносят звук все вместе, затем по одному. Молодцы.

Игра “Назови картинку”

Дети называют картинки со звуком А (на усмотрение педагога), выделяя звук голосом. В игре используются карточки “Светофоры” с фишками для определения места звука А в слове.

Игра “Жадина”

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Моя лампа. Мой ананас. Мои арбузы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.

Игра “Чего нет”

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их назвать а заодно и проверить спрятался ли звук А в слове. Затем педагог просит детей назвать подряд все картинки, запомнить их – сфотографировать глазками. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: - Чего нет? Одну любую картинку убираем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз. Отработка правильного употребления существительных ед. и мн. числа в Р.падеже.

.Игра “Поймай звук”

Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите звук А, поймайте звук, хлопните в ладошки. В игре можно дать слова на звуки У или И для сравнения. Таким образом подготавливая детей к дифференциации звуков А – У или А – И. Примерный лексический материал: ангел, астра, Астрахань, утюг (не хлопаем), аист, ананас, сад, петух, овца, лиса, ус и т.д..

Физ. минутка;

Игра “Апельсин”:

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра.
А для волка...кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.

Логопед на ушко каждому ребенку говорит каким зверьком он будет. Ребенок подходит за своей долькой, когда назовут его зверя. В конце неожиданно обнаруживается волк, который отбирает дольки у тех, кто не успел от него убежать. В конце игры все как бы отламывают по кусочку от своих долек волку, и он становится добрым. Дети гладят его по головке.

Игры с мячом “А ну-ка, повтори”

Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит его повторить чистоговорки:

Та – та –та – хвост пушистый у кота;
- га –га – га – у оленя есть рога;
- ха – ха – ха – не поймать нам петуха;
- ча – ча – ча – сидит зайчик у врача;
- жа – жа – жа – убежали два ежа; и т. д.

Игра “Эхо”

Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо:

Та – та – да
Да – да – та
Па – па – ба
Ба – ба – па и т.д.

Проговори поговорку: Много снега, много хлеба (объяснить смысл).

Игра “Загадки – добавлялки”

Дети в стихотворения добавляют слова по смыслу.

Я сегодня утром рано,
Умывался из – под...(крана).

Для птенцов и для зверят,
Тоже нужен детский.....(сад).

Не послушал Зайка папу,
Отдавили Зайке...(лапу).

Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я...(комара).

Солнце светит слишком ярко,
Бегемоту стало...(жарко).

Слезы льются у Оксанки,
У нее сломались...(санки).

Нам темно, мы просим папу
Нам включить поярче...(лампу).

Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли....(лапки).

Жил у нас один чудак,
Разводил в саду он...(мак).

Какой звук слышали в добавлялках? (Звук А).

Буква А

Показ буквы – карточки А. Нахождение и показ буквы А на настенной Азбуке. Показ карточки “На что похожа буква А” - А – шалашик, и смотри, есть скамеечка внутри (В.Савичев). Прописывание буквы А в воздухе, прописывание буквы пальчиками на тактильных карточках – буквах.

Понятие “гласный” звук

Дети произносят звук А, рассматривая при этом в зеркало артикуляцию. Звук А – ротик открыт, нет преграды. Звук поется голосом. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. Гласные звуки обозначать будем красным цветом. Логопед под буквой А рисует маркером красный кружок.

Работа в тетрадях

Дети печатают букву А в тетрадях. Под буквой А рисуют красный кружок, проговаривая при этом, что буква А обозначает звук А. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. А гласный звук обозначаем красным цветом.

Игра “Придумай слово”

Логопед предлагает детям придумать слова, сначала на звук А (в начале слова), затем со звуком А (в середине и конце слова). Затем логопед предлагает придумать имена для мальчиков и для девочек со звуком или на звук А.Дети называют имена: Аня, Алла, Алиса, Алсу, Андрей, Алик, Артем и т.д.

Итог занятия

Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? У звука А нет преграды – как называется такой звук (гласный). Как обозначаем гласный звук? Какой буквой обозначаем звук А? (Буквой А). На что похожа буква А? (крыша домика, шалаш). Как мы ее пишем? Молодцы. Наше занятие закончено.

Галина Костюк

Автоматизация поставленных звуков - очень важный и ответственный этап в коррекционно-логопедической работе по устранению нарушений звукопроизношения. У многих детей, к сожалению, по различным причинам, звуки автоматизируются очень тяжело. Использование наглядности в коррекционной работе способствует формированию интереса детей к занятиям, а игровые приёмы стимулируют умственную деятельность детей-логопатов, тем самым способствуют достижению желаемых результатов.

Данное пособие я изготовила с помощью конструктора картинок с развивающего портала "Мерсибо". Оно состоит из 4 карточек формата А-4. На лицевой стороне - домик и картинки, которые "живут" в этом домике. На обратной стороне - описание игровых упражнений используемых в работе с данным пособием. Картинки подбирала таким образом, чтобы слова не содержали шипящих звуков и минимум соноров. Логопеды и дефектологи знают, что этот факт способствует более успешному процессу автоматизации свистящих звуков.

Наглядно-дидактическое пособие "Интересные карточки". Автоматизация звука С.

Цель:

Автоматизация звука С в словах, в предложениях; развитие фонематического восприятия,грамматического строя, связной речи.

Карточка №1 Автоматизация звука С в начале слова.

Игровые упражнения:

«Повторялки» Ребёнок повторяет названия картинок за взрослым (солнце, самолёт, собака, салат, сова, салют, совок, саксофон, сапоги, соловей, сом, солонка, слон, свинья, суп, сук, сундук, сок, стол, стул, стакан, свёкла, сливы).

«Прятки»

«Назови мебель» (транспорт, домашних животных, зелень, птиц и т. д.)

«У кого есть хвост?» Ребёнок: Хвост есть у собаки и т. д.

«Один - много» 1-й ребёнок (или взрослый) - самолёт, 2-й ребёнок - самолёты и т. д.

«Телеграф»

«Продолжи предложение» Взрослый говорит начало предложения, ребёнок заканчивает. Например:Высоко в небе летит (самолёт). В стакан налили вкусный (сок). На стол поставили пустой (стакан) и т. д.

«Что между, чем находится» Ребёнок составляет предложения по образцу: Самолёт находится между солнцем и собакой и т. д.

1-й ребёнок (или взрослый) - У меня есть солнце. 2-й ребёнок - У меня нет солнца, но у меня есть самолёт и т. д.

«Составь предложение по образцу» Образец: Сова днём спит, а соловей поёт и т. д.

Карточка №2 Автоматизация звука С в середине слова

Игровые упражнения:

«Знакомство»

«Повторялки» Ребёнок повторяет названия картинок за взрослым (лиса, оса, косы, фасоль, колесо, усы, часы, посуда, бусы, коса, песок, ослик, ласточка, осы, аист, эскимо, лист, мост, футболист, капуста, колёса).

«Назови предмет и получи фишку» Ребёнок самостоятельно называет картинки, получает фишку за правильно произнесённое слово.

«Назови животных» (птиц, насекомых, садовый инструмент и т. д.)

«У кого есть хвост?» Ребёнок: Хвост есть у лисы и т. д.

«Один - много» 1-й ребёнок (или взрослый) - оса, 2-й ребёнок - осы и т. д.

«Какие слова живут в домике?» Взрослый закрывает карточку, ребёнок называет слова, которые запомнил.

«Телеграф» Ребёнок делит слова на слоги (прохлопывает, простукивает, выкладывает фишками).

«Продолжи предложение» Взрослый говорит начало предложения, ребёнок заканчивает. Например:Мы видели в лесу плутовку (лису). Соня надела любимые (бусы) и т. д.

«Что между, чем находится» Ребёнок составляет предложения по образцу: Оса находится между лисой и косами и т. д.

«У меня нет чего-то, но у меня есть что-то» 1-й ребёнок (или взрослый) - У меня есть лиса. 2-й ребёнок - У меня нет лисы, но у меня есть оса и т. д. «Сколько ос (кос?» Ребёнок – пять ос, три косы.

«Подбери рифму» Взрослый – лиса, ребёнок – коса, оса и т. д.

Карточка №3 Автоматизация звука С в конце слова


Игровые приёмы:

«Знакомство» Взрослый предлагает ребёнку познакомиться с «жителями» домика и определить общий звук во всех словах, а также место звука в словах, обратив внимание на цвет крыши, букву и окна.

«Повторялки» Ребёнок повторяет названия картинок за взрослым (автобус, глобус, лес, плюс, поднос, нос, пояс, ананас, навес, компас, кокос, овёс, пылесос, колос, фокус, фикус, дюшес).

«Назови предмет и получи фишку» Ребёнок самостоятельно называет картинки, получает фишку за правильно произнесённое слово.

«Прятки» Ребёнок закрывает глаза, взрослый закрывает фишками несколько картинок. Ребёнок открывает глаза и называет картинки, которые «спрятались».

«Назови транспорт» (фрукты, растения и т. д.)

«Один - много» 1-й ребёнок (или взрослый) - автобус, 2-й ребёнок - автобусы и т. д.

«Какие слова живут в домике?» Взрослый закрывает карточку, ребёнок называет слова, которые запомнил.

«Телеграф» Ребёнок делит слова на слоги (прохлопывает, простукивает, выкладывает фишками).

«Составь предложение»

«Что между, чем находится» Ребёнок составляет предложения по образцу: Глобус находится между автобусом и лесом и т. д.

«У меня нет чего-то, но у меня есть что-то» 1-й ребёнок (или взрослый) - У меня есть автобус. 2-й ребёнок - У меня нет автобуса, но у меня есть глобус и т. д.

«Подбери рифму» Взрослый – автобус, ребёнок – глобус (поднос - кокос, нос, овёс, пылесос) и т. д.

Карточка №4 Автоматизация звука С в начале, в середине, в конце слова


Игровые приёмы:

«Повторялки» Ребёнок повторяет названия картинок за взрослым (ананас, аист, часы, самолёт, оса, эскимо, сок, поднос, посуда, автобус, сом, сова, сапоги, колесо, собака, свинья, лес).

«Назови предмет и получи фишку» Ребёнок самостоятельно называет картинки, получает фишку за правильно произнесённое слово.

«Прятки» Ребёнок закрывает глаза, взрослый закрывает фишками несколько картинок. Ребёнок открывает глаза и называет картинки, которые «спрятались».

«Назови слова в которых звук С находится в начале» (в середине, в конце)

«Назови транспорт» (фрукты, растения, птиц, насекомых, домашних животных, обувь и т. д.)

«Один - много» 1-й ребёнок (или взрослый) - ананас, 2-й ребёнок - ананасы и т. д.

«Телеграф» Ребёнок делит слова на слоги (прохлопывает, простукивает, выкладывает фишками).

«Продолжи предложение» Взрослый говорит начало предложения, ребёнок заканчивает, используя слова с карточки. Например: Высоко в небе летит (самолёт). Апельсиновый сок налили в (стакан).

«Составь предложение» Взрослый называет слово, ребёнок составляет предложение с этим словом.

«Что между, чем находится» Ребёнок составляет предложения по образцу: Аист находится между ананасом и часами и т. д.

«У меня нет чего-то, но у меня есть что-то» 1-й ребёнок (или взрослый) - У меня есть ананас. 2-й ребёнок - У меня нет ананаса, но у меня есть аист и т. д.

«Составь предложения по образцу» Образец: Аист летает, а сом плавает. Собака лает, а свинья хрюкает.

Дети с удовольствием занимаются по данным карточкам, им интересно, отсюда и название "Интересные карточки".

Публикации по теме:

Автоматизация звука [з] с помощью дидактического пособия «Речекруг» Задачи: 1. Автоматизация звука З в словах и фразовой речи. 2. Совершенствование фонематического восприятия, умение делить слова на слоги,.

Пособие очень просто изготовить. Берутся разноцветные листы картона. Вырезаются карточки 15х12 см. В карточках расчерчивают горизонтальные.

Данное пособие разработано мною для работы с детьми раннего возраста Оно изготовлено из ткани, с разнообразными по форме и цвету окошечками.

Цель:закрепить и систематизировать полученные знания о диких и домашних животных,о месте их проживания (дикие в лесу,а домашние рядом с человеком).

Это наглядно дидактическое пособие я сделала сама картинки «Насекомых» подобрала в интернете, обработала в программе Photoshop. Цель: Наглядно.

Коррекционно-развивающие задачи.

Научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке.

Научить ребенка определять направление звука в пространстве.

Научить четко произносить звук [А].

Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.

Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.

Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).

Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.

Задание 3 . Знакомство со звуком [А].

Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.

Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:

губки в спокойном состоянии;

ротик открыт широко;

язычок спокойно лежит во рту;

горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА...

Задание 4 . Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:

показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);

что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А...(вслед за взрослым, отрывисто);

самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

Задание 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]): апельсин, артист, суп, астроном.

Задание 6 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.

Он большой, - Руки — полукругом перед собой.

как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны. - Поглаживает правой рукой животик.

Так приятен он на вкус,

И зовут его — ... (арбуз)

Задание 7. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.

Стою на крыше

Всех труб выше. (Антенна)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз )

Задание 8 . Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.

Август, аист...; рука, лиса, пила.

Задание 9. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...

Задание 10 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].

Задание 11 . Выучить чистоговорки:

А-а-а — шире ротик, детвора.

А-а-а — у меня болит нога.

Задание 12. Взрослый читает стихотворение и просит ребенка ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].

Что везешь, Автомашина?

Все, что есть на букву А:

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

При перечислении фруктов ребенок правой рукой последовательно загибает пальчики левой руки.

Г. Сатир

Задание 13 . Упражнение для пальчиков:

Мы делили апельсин; - На каждое слово сжимают пальцы рук

Много нас, а он один - в кулачок.

Эта долька — для ежа, - Левой рукой поочередно загибать пальчики правой руки.

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Задание 14. Упражнение для развития координации речи с движениями:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

И. Токмакова

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Задание 15. Знакомство с буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Игры с буквой .

Задание 16 . Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.

Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:

Какой первый звук ты слышишь? -Какой второй звук ты слышишь?

После этого взрослый предлагает ребенку выложить схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружочков.

Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом).

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....