Предложения на звук ц. Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука в словах, во фразах и предложениях

Слова со звуком Ц.

Звук Ц в начале слова.

Ца

Цап, цапать, цапаться, цапля, цап-царап, царапать, царапина, царевич, царевна, царь, царица, царский, царствие, царство, цаца.

Цо

Цокать, цокот, цоколь.

Цу

Цукат, цунами, цуцик, цукини.

Цы

Цигарка, цигейка, цикада, цикл, цикламен, циклон, циклоп, цикорий, цилиндр, цинга, цинизм, цинк, циновка, цирк, циркуль, цыгане, цыплёнок, цыганочка, цыкать, цыпки, цыплёнок, цыпочка, цып-цып, цирюльник, цистерна, цитата, цитрус, циферблат, цифра.

Це

Целиком, целый, целина, ценник, целитель, целый, цедить, цель, целится, цельный, цена, ценз, цензура, ценить, ценность, целлофан, целлулоид, целлюлоза, целовать, целоваться, целостный, центровой, цепь, цепкий, цеплять, цепной, цепочка, церковный, цент, центр, цесарка, цех, цеце, цедилка, цедить, цедра, цензура, цейтнот, целебный, целевой, цемент,

Звук Ц в середине слова.

Ца

Птица, водица, пуговица, курица, улица, больница, луковица, яйца, лица, синица, лестница, столица, страница, сестрица, половица, черепица, чечевица, крупица, пуговица, водица, темница, девица, единица, рукавица, гололедица, швейцар, двадцать.

Граница, горница, зарница, здравница, зеница, конница, кузница, кожица, корица, лечебница, лужица, луковица, мельница, медуница, околица, палица, пицца, путаница, пшеница, пятница, разница, розница, таблица, теплица, умница, яичница, ящерица.

Волчица, верблюдица, куница, медведица, тигрица, львица, крокодилица, ослица, буйволица, лисица.

Сахарница, чайница, чернильница, карандашница, салфетница, вафельница, соусница, супница, молочница, перечница, калошница, визитница, хлебница, конфетница, сухарница, мыльница, пепельница, песочница, салатница, горчичница, пудреница, игольница, утятница,

Ученица, школьница, озорница, баловница, лыжница, писательница, читательница, художница, певица, танцовщица, пленница, наследница, уборщица, учительница, воспитательница, отличница, коровница, телятница, гусятница, птичница.

Цо

Яйцо, лицо, кольцо, крыльцо, письмецо, деревцо, танцор, ружьецо, пунцовый, перцовый, танцор.

Цу

Отцу, бойцу, кузнецу, на плацу, молодцу, храбрецу, к концу, француз, уборщицу, птицу, по лицу, ученицу, по дворцу.

Цы

Бойцы, братцы, беглецы, жнецы, жрецы, птицы, колодцы, кузнецы холодцы, храбрецы, молодцы, куницы, спецы, спицы, отцы, акация, агитация, вибрация, Греция, грация, интонация, инфекция, квитанция, коллекция, лекция, милиция, полиция, нация, рация, трапеция, революция, резолюция, цивилизация, порция, операция, авиация, Франция .

Це

Зацепка, оценка, офицер, рецепт, в сахарнице, в мыльнице, супнице, песочнице, перечнице, горчичнице, конфетнице, салатнице, яйце, соуснице, сухарнице, пудренице, вафельнице, пепельнице, селёдочнице, игольнице, чернильнице, утятнице, теплице, больнице, кузнице, светлице, темнице, петлице, гробнице, платьице, креслице, глицерин, поцелуй, шницель.

Звук Ц в стечении согласных.

Цвести, цвет, цветы, цвет, цветочек, цветочница, цветастый, цветик, цветник, цветной, цветовод, цветок, цветущий, клёцки, боцман, овца, кольца, мерцать, щупальца, мыльце, оконце, зеркальце, деревце, полотенце, рыльце, борцы, глупцы, гонцы, дельцы, жильцы, жеребцы, птенцы, концы, леденцы, мальцы, огурцы, образцы, танцы, зайцы, певцы, пловцы, продавцы, рубцы, удальцы, танцы, дворцы

Звук Ц в конце слова.

Матрац, заяц, месяц, конец, боец, отец, певец, птенец, танец, китаец, индеец, швейцарец, американец, дворец, леденец, колодец, молодец, молодец, огурец, зверинец, наглец, кузнец, венец, мудрец, плац, холодец, ранец, беглец, палец, певец, бац, борец, тунец, наконец, хитрец, гонец, удалец, песец, пловец, жилец, ранец, храбрец, жеребец, образец, продавец, рубец, дворец, иностранец, шприц, принц, глянец.

Словосочетания и фразы со звуком Ц.

Цветник с цветами, на блюдце яйца, кожица огурца, на пальце царапина, царь царствовал, царица цапля, цып-цып цыплёнок, кожица цитруса, цифры на циферблате, называется птица, сестрица царевича, львица царапается, миграция птиц, тигрица цап-царап, опасаться гололедицы, царица на царстве, не идется и не едется, столица царства, метелица стелется, в цирке медведица, бояться закаляться, у девицы спицы, с пальца кольцо, ученица отличница, цапля цапнула, цыганские танцы, цыплята у колодца, боец молодец, крупица чечевицы, лисица снится, цыган на циновке, курицам не спится, акация во Франции, учительница в больнице, во дворец гонец, девица в темнице, порция чечевицы, солнце на мое оконце, у крыльца деревцо, у кузнеца овца, царица на цыпочках, тянется к яйцу, на плацу молодцы, целиться в цель, водица под половицей, конец лекции, перец в перечнице, танцы на сцене, письмецо учительницы, цыплята на крыльце, боцман в цирке, девица в темнице, львица в цирке, водица из колодца, в теплице цветки, на улице больница, целая сахарница, рукавица кузнеца, куница не птица, скворец молодец, борцы молодцы, курица-умница, на лице румянец, цветные клёцки, на блюдце кольцо, водица в колодцах, пыльца цветка, целлулоидный цех, овца и курица, птица на улице, палец мизинец, тигрица на циновке, целое яйцо, леденец в сахарнице, певица и певец, пепельница офицера, на акации синица, гонец хитрец, цвет птицы, на крыльце черепица, царапинка на лице, авиация Франции, целый леденец, медведица на цепи, цифры на кольце, лисица за синицей, у цветка пыльца, иностранец во дворце, в цирке борцы, в вафельнице печеньице, порция цукатов, в пятницу танцы, ценная информация, цветная пуговица, цитата со страницы, цветение цветов, боец на плац, у цыганки пуговицы, овцы у водицы, отец – кузнец, немецкая акация, иностранец в песце, пунцовый цветок, целый цитрус, цветная циновка, зайцы на танцы, куница охотница, цветок в петлице, цветные пуговицы, меняются позиции, цедра цитрусовых, бояться зайцев.

У цветовода в теплице есть цветущие цветы.

Лисица тянется к яйцу.

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку «Цыц!».

В петлице офицера красуется пунцовый цветок.

У учительницы занимаются отличницы ученицы.

Цветная циновка не стирается.

Добавьте порцию цедры цитрусов.

Центр цирка в виде кольца.

Лисица цапнула синицу.

Цыплята на крыльце толпятся около курицы.

Гонец иностранец – хитрец.

У цветков в цветнике образуется пыльца.

Ножом снимается целая кожица цитруса.

Цирковая медведица танцует в цирке.

Медведица в цирке сидит на цепи.

Ученица на странице получила единицу.

Какого цвета птица?

По плацу цокают гвардейцы на жеребцах.

Полотенце царицы выцвело.

Доцент предоставил образец ценной информации.

Цыган на курицу нацепил цепочку.

Принесена водица из колодца с целью напиться.

Медведица и куница встретились у водицы.

Лисица цапнула курицу.

У гонца ценная информация.

У молодца кузнеца рубец.

Молодец врывается на конец лекции.

У продавца находится образец кольца.

Скоро закончится миграция птиц.

Песец цапнул за палец индейца.

Медведица на цепи мучается.

Птенцы цесарки в скрываются во дворце.

Гусеница старается наесться цветами акации.

На матраце мерцает пуговица.

Куница старается спрятаться.

Поднимается целая авиация.

В цирке нужно веселиться.

Храбрец оценит жеребца.

Целая страница удалится.

Ученица-отличница стала озорницей-баловницей.

Сахарница, соусница, супница и конфетница – это столовая посуда.

Стихи со звуком Ц.

це-це-це, це-це-це

Вот вам сказка о яйце,

цо-цо-цо, цо-цо-цо

Курица снесла яйцо,

цу-цу-цу, цу-цу-цу

Киска тянется к яйцу.

ца-ца-ца, ца-ца-ца

Брысь, котёнок, от яйца!

цу-цу-цу, цу-цу-цу

Не пускать его к яйцу!

цо-цо-цо, цо-цо-цо

Сами мы съедим яйцо,

цы-цы-цы, цы-цы-цы

Отогнали? Молодцы!

це-це-це, це-це-це

Вот вам сказка о яйце.

Маленькое неудобство.

Почему, скажите, птицы,

на земле вам не сидится?

Мы б гуляли по дорожке,

да по ней гуляют… кошки!

В. Левановский.

Слон и муха

Муха села на слона.

Муха удивляется:

Где же слон? Одна спина

По лесу слоняется!..

Цыплёнок

Из яйца, как из пелёнок,

Вышел маленький цыплёнок.

Поглядел на белый свет

И сказал цыплёнок: «Нет,

Я обратно не ходок-

Солнце ярче, чем желток!

Для меня, для молодца,

Белый свет белей яйца!»

В. Левановский

Гололедица

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается.

Почему никто не радуется?

* * *

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят,

привела их с улицы

беленькая курица.

Миленькая курица,

Ты забыла улицу.

Это детский сад,

Но не для цыплят.

* * *

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву «Ц»:

Подойди, цыплёнок Цып!

Повторяй-ка: цып-цып-цып!

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок!

Г.Сапгир.

* * *

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов, наконец,

Прогоните овец!

Синичья скороговорка

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в воду глядится.

Чистой водицы синица напьётся-

Славно сегодня звенится - поётся.

Циркуль

Циркуль мой циркач лихой,

чертит круг одной ногой,

а другой проткнул бумагу,

уцепился и ни шагу!

В. Берестов.

Бедным курицам не спится,

если им лисица снится.

Любовалась цыплятами курица:

что ни цыплёнок, то умница!

А. Капралова

Не надо больше ссориться!

А то и мяч не ловится,

и книжка не читается,

и дождик начинается. Э. Мошковская

У красы-берёзки платье серебрится,

у красы-берёзки зелены косицы.

П. Воронько.

Купили каракатице

кружевное платьице...

Ходит каракатица,

хвастается платьицем.

И. Демьянов.

Что мне холода бояться!

Я привыкла закаляться.

Кран доволен, кран смеётся -

мне в ладошки речка льётся.

Цыплятки

Цып-цып-цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

не боятся Натки.

Возле кадки блюдце,

все они напьются.

Ну и баловница

Младшая сестрица!

Бабушка ругается:

Экая проказница!

Мама улыбается:

Просто безобразница!

Этой озорнице

Спокойно не сидится:

Скачет, кувыркается,

Вечно улыбается,

Допоздна кружится,

Не хочет спать ложиться.

Ох, и баловница!

Младшая сестрица!

И. Лопухина.

Цапля сторожем в болоте

На одной ноге стоит.

Цыц! Куда вы в грязь идёте?-

всем зверёнышам кричит.

А. Пудваль.

Над кузницей, мельницей

Вьётся метелица,

По лесу танцует

И по полю стелется.

А зайцы метелицы не боятся,

Под снегом танцуют и веселятся.

И. Лопухина.

Цветёт у птичника цветок -

Цветёт на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок…

Цветок, ты кто? - Цыплёнок!

В. Лунин

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертеться,

И на канате танцевать.

Е. Благинина.

Игра

Ёрш - ершится,

Петух - петушится,

Лайка - лает,

Змея - змеится.

Что же получается:

Лягушка - лягается?

Над селом метелица

Белым снегом стелется,

Замела всё озерцо,

Запорошила сельцо.

Снег замёл все лужицы,

Кружится по улицам,

В оконца стучится,

На крыльцо ложится.

Над рощицей, над мельницей

Кружится метелица.

И. Лопухина.

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц – в начале,

Где в серёдке, где в конце.

Цепь, цветок и цифра-тут

Ц в начале все прочтут.

А в словах отец, боец

Ц мы пишем под конец.

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке буква Ц

Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе и в столице,

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть две буквы Ц.

Л. Дьяконов.

Еноты в магазине

В магазин пришли с работы

Покупатели - еноты

покупать у продавца

два солёных огурца.

Говорит продавец:

Две копейки огурец.

Дайте нам по огурцу.

Заплатите продавцу.

Очень точно. Молодцы!

Забирайте огурцы.

Э Мошковская.

Выходной день

У нас воскресенье, у нас выходной.

Знакомое пенье с утра за стеной.

Маме не спится с утра в выходной,

надела из ситца халатик цветной.

Халатик знакомый, такой, как весна.

Останется дома сегодня она.

У мамы в больнице, где лечат ребят,

не пёстрый из ситца, а белый халат.

Из колодца принесла...

Из колодца принесла курица водицы.

И цыплята всей семьёй побежали мыться.

Только Цып стоит в сторонке,

не желает мыться.

Потому что, как огня,

он воды боится.

И сказала мама строго:

«Мыться дети все должны.

Цып играть не будет с нами.

Нам грязнули не нужны».

В царском дворце хранится ларец.

Ларец для колец заказал царь-отец.

Семнадцать царевен растут во дворце,

Семнадцать колец во дворцовом ларце.

Рассказы, тексты со звуком Ц.

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам составляет рассказ.)

Цыплята.

У курицы появились маленькие (цыплята).

(Цыплята) вывелись из яиц.

Курица зовёт (цыплят): «Ко-ко-ко!»

Маленькие (цыплята) клюют пшено и пьют воду из блюдца.

Цапли.

Весной с юга прилетели две (цапли).

На болоте эти (цапли) вывели птенцов.

Целый день (цапли) носят своим птенцам еду.

Рассказы с вопросами.

1. У куста сидит заяц.

Кто...?

Из-за сосны охотник целится в зайца.

Что делает...? В кого...?

Бац! И... заяц ускакал.

Кто...?

Подумайте, кому нравится и кому не нравится такой конец охоты.

О чём надо рассказать?

2. Две цапли свили гнездо.

Кто...?

Долго сидели цапли на яйцах.

Кто...?

Наконец, из яиц появились птенцы.

Кто...? Откуда...?

Через несколько месяцев птенцы вырастут.

Кто...? Когда...?

Скоро они станут взрослыми цаплями.

Кем...?

3. Света и Соня играли в слова.

Света назвала такие слова: овца, куница, лисица.

Какие...?

Соня прибавила к ним: волчица, пуговица.

Какие...?

А какие слова на «-ца» сможете назвать вы?

Что...?

4. В зоопарке есть больница для зверей.

Что есть...?

Там могут лечиться и волчица, и куница, и лисица, и медведица.

Кто...? Что там могут...?

5. Вовин папа - кузнец.

Кто такой...?

В его кузнице всегда интересно.

Где...?

Вова сам хочет быть кузнецом.

Кем он хочет...?

6. У нас в клубе недавно был концерт.

Что...?

На концерте выступали певцы и танцоры.

Кто?...

Были там и цирковые номера.

Кто...? Где...?

Мне очень нравятся такие концерты.

Что там...? Что...?

Играли в больницу.

Что вы делали сегодня в детском саду?

Играли в больницу.

Кого же вы лечили в своей больнице?

Разных зверей и птиц: цаплю, медведицу, синицу, лисицу, зайца, скворца.

А как вы их лечили?

Цапле давали капли, синице - водицы, скворцу - гусеницу. Зайцу залили йодом царапину и перевязали лапу. А медведицу и лисицу полечить не успели: нас позвали обедать.

Целый месяц.

Ася очень любит слова я и целый. Целыми днями они у неё на языке.

Я целый день помогаю маме.

Я набрала целую корзину ягод.

Я выпила целый стакан молока.

Я целую неделю, поливала цветы.

Я целый месяц буду вам рассказывать обо всём этом.

Я думаю, что целый месяц хвастаться тебе надоест,- смеётся папа.

Л. Дьяконов

Цыплёнок Цып.

Цыплёнок Цып вылупился из яйца самым первым. Сидел он на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.

Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

Ну ты посиди,- говорит Цып,- а я пойду погуляю.

Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит:

Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться. - Сказал и пошёл дальше. Смотрит - гусеница ползёт.

Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь!

А как же надо? - удивилась гусеница.

Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет! - Сказал и пошёл дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит.

Эй, цапля, ты неправильно ловишь! Смотри, как надо! - И как прыгнет в болото. Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо цапля его вытащила.

По Г. Юдину

Птица помогла.

У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мосту через болотце и уронила в воду кольцо. Очень расстроилась она. И вдруг видит: идёт по болотцу большая цапля. Подошла цапля поближе, сунула длинный клюв в воду и достала кольцо.

Что такое цунами?

Цунами - это огромные волны, которые обрушиваются на берега. Бывали случаи, когда цунами смывали в море целые посёлки.

По С. Сахарному

Беглец.

Зине и Сене купили двенадцать цыплят. Все они светленькие, мягкие. А глаза, как пуговицы. Всё утро Зина и Сеня не отходят от корзинки, всё кормят и поят цыплят. Поклюют цыплята рубленые яйца, попьют водицы и снова тихо попискивают в корзинке.

Но вот, наконец, мама позвала детей обедать. Цыплята остались одни. Не весело им и, видно, не сидится в корзинке. Вот один из цыплят высунул носик, вылез и сразу разлил блюдце с водой. А потом цыплёнок скок под стол! А под столом спал пёс Цибик. Цыплёнок клюнул собаку в нос. Цибик со сна залаял. Цыплёнок с испугу скок на диван, с дивана - на окно. И выпал из окна на клумбу с цветами.

Дети испугались за цыплёнка. Но с ним ничего не случилось.

Составление рассказа по теме.

  1. Саня и Зина играли в слова.

Кто из нас назовёт больше слов со звуком ц, тот и выиграет,- предложила Зина.

Расскажи, как они играли в слова. Кто какие слова придумал? Кто выиграл?

  1. Зоя уже ходит в детский сад.

Расскажи, как она утром собирается в детский сад. Что она делает?

Рассказать обо всём этом тебе помогут слова: просыпаться, одеваться, платьице, зубы, умываться, зарядка.

Тамара Николаева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах»

Тема:

Этап:

Автоматизация

Цель:

Закрепление правильного произношения звука [Ц] в словах.

Задачи:

1. Образовательная:

Автоматизировать звук «Ц» в словах.

Продолжать учить согласовывать числительные с существительными.

2. Коррекционно - развивающая:

Формировать умение определять позицию звука [ц] в словах.

Развивать фонематические процессы, мелкую и артикуляционную моторику, внимание.

Формировать правильное речевое дыхание.

Продолжать формирование слоговой структуры слова.

3. Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

Оборудование:

зеркало, артикуляционная гимнастика в картинках, су-джок массажер, предметные картинки (палец, птица, овца, лицо, мельница, кольцо, цапля, цепь, цыпленок, заяц, карточка с изображением поезда и предметных картинок (скворец, птица, царевна, царь, медведица, ящерица, заяц, схемы для определения звука в слове, картинка с изображением цыплят для раскрашивания.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед. Здравствуй, давай поздороваемся ладошками и улыбнемся друг другу.

Беседа.

Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии мы отправимся в сказку.

В сказку мы с тобой пойдем

Звук [ц] там найдем,

Нам поможет старичок,

Старичок Звуковичок.

Логопед показывает игрушку старичка Звуковичка.

II. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Старичок Звуковичок очень веселый и общительный, у него много друзей. Он дружит с Веселым Язычком, пальчиками и Воздушной Струйкой.

Логопед. А с кем ты дружишь в группе? (ответы ребенка)

Логопед. Старичок предлагает и нам подружиться с Веселым Язычком.

Упражнение «Улыбка» - зубы сомкнуты не видны, губы в улыбке.

Упражнение «Заборчик» - улыбнуться, показать зубки.

Упражнение «Наказать непослушный язычок» - широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».

Упражнение «Качели» - высунуть узкий язык, тянуть его попеременно, то к носу, то к подбородку.

Упражнение «Горка» - открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Упражнение «Фокус» - рот приоткрыт, язык выдвинуть вперед чашечкой и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

Логопед. Молодец! Язычок у тебя стал послушным и подвижным.

Посмотри, в нашей сказке беспорядок, на полу разбросаны картинки.

Давай разомнем пальчики, чтобы помочь убраться старичку Звуковичку.

III. Пальчиковая игра с использованием су-джок массажера

(совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания, мелкой моторики).

Логопед. Надень колечко на большой палец правой руки, затем левой руки.

Надень колечко на указательный палец левой руки, правой руки и тд.

Логопед. Закрой глаза, (логопед надевает колечко на любой его палец) Теперь скажи, на какую руку и какой палец надето колечко?

Логопед читает стихотворение. Ребенок надевает колечко на все пальчики по очереди сначала на правой руке, затем на левой.

Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы

Пестренькая курица.

Миленькая курица,

Ты ошиблась улицей,

Это – детский сад,

Но не для цыплят.

Логопед. Молодец, теперь твои пальчики стали очень ловкими.

IV. Автоматизация звука [ц] в словах.

Беседа с опорой на картинки (четкое произношение слов со звуком [ц]).

Игра «Скажи правильно» (согласование числительных с существительными).

На полу разбросаны картинки, в названии которых есть звук [ц].

Логопед. Давай поможем старичку Звуковичку прибраться.

(Ребенок поднимает картинки с пола)

Логопед. Что изображено на картинке? (Ответ ребенка. Следить за правильностью произношения)

Посмотри, на обратной стороне изображены цифры, посчитай это слово столько раз, какую цифру увидишь. Например: один палец, два пальца, три пальца.

(Ответ ребенка).

Палец (3, птица (5, овца (1, лицо (2, мельница (5, кольцо (4, цапля (2, цепь (6, цыпленок (5, заяц (3).

Логопед. Молодец, помог навести порядок старичку Звуковичку.

V. Игра «Скажи правильное слово»

(развитие фонематического слуха, внимания, различие слов близких по звучанию).

Логопед. Посмотри, пока мы наводили порядок, старичок Звуковичок задумался о чем-то. Послушай внимательно и скажи, о чем мечтает старичок тогда, когда услышишь правильное слово.

Дворет – дворес – дворец,

светы – цветы – тветы – шветы.

(Ответы ребенка).

На доску вывешиваются картинки с изображением дворца, цветка.

Логопед. Правильно, старичок мечтает о дворце и цветочной поляне.

Давай немного отдохнем на цветочной поляне.

VI. Физ. минутка «Васильки»

(координация речи с движением, развитие общей моторики).

Синие звезды упали с небес.

Смотрит на них зачарованно лес,

Ветер тихонько над ними кружит,

Смотрит на синие звезды во ржи,

Нежно качает волну васильков,

Синих, как звезды, волшебных цветков.

Логопед. Скоро у Звуковичка день рождения и к нему едут гости на поезде.

Давай поможем пассажирам отправиться в путь.

VII. Игра «Веселый поезд».

Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове (формирование слоговой структуры слова).

Логопед. Назови каждого пассажира, выделяя звук [Ц]. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (на карточке изображение поезда с вагонами и картинок (скворец, птенец, птица, царевна, царь, медведица, ящерица, заяц).

Молодец, все пассажиры расселись по местам и спешат в гости к старичку Звуковичку.

Как ты знаешь, на день рождения принято дарить подарки. Чтобы узнать что мы подарим на день рождения, ты должен выполнить следующее задание.

VIII. Игра «Найди слово».

Определение позиции звука [Ц] в слове (развитие фонематического слуха, внимания).

Логопед. Назови картинки, выделяя звук [Ц]. Назови слова, в которых звук [Ц] находится в начале, в середине, в конце слова. Соедини каждую картинку с соответствующей схемой (на карточке изображены схемы и картинки (цепь, огурец, колодец, кольцо, яйцо, цыпленок, певец, цапля, дворец, книга). Определи лишнюю картинку, и ты узнаешь, что мы подарим старичку на день рождения. Почему она лишняя? (ответы ребенка)

Молодец, мы подарим старичку Звуковичку книгу.

Логопед. Вот наша сказка и подошла к концу. Старичок Звуковичок говорит тебе спасибо за помощь и за подарок.

IX. Итог занятия.

Дом. задание.

Логопед. А у меня есть подарок для тебя (картинки – раскраски, дома обведи по точкам и раскрась красиво.

На этом наше занятие окончено, ты сегодня молодец! Мне понравилось как четко ты произносил звук [Ц] в словах и правильно выполнял все задания.

Ты сегодня молодец, мне понравилось как ты внимательно слушал, отвечал на вопросы.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» (на материале мужских и женских имён) Тема:Звук [ш].Цель:автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Цель: автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом (у воспитанника с ЗПР подготовительной группы). Задачи: - закрепить артикуляцию.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях» Цели: 1) Коррекционно-образовательные: - закрепление правильного произношения звука [Ш]; - обучение определять наличие и место звука [Ш].

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ» Цель: автоматизация звука Л в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели: 1. Уточнить правильное произнесение звука Л в слогах, словах, предложениях. 2. Упражнять в определении наличия и звука Л в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Речевой материал для автоматизации звука "Ц".

Цель: автоматизация звука "Л" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Ц" в речи с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Ц". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Ц" я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Ц" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Коля вышел на крыльцо", ребенок - "Цо-цо-цо"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЛА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.

Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Ца-ца-ца - я целую зайца.
Цо-цо-цо - надену на палец я кольцо.
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
Ца-ца-ца - центральная улица.
Цо-цо-цо - у Анюты есть кольцо.
Ца-ца-ца - наша Катя умница.
Цо-цо-цо - есть у курочки яйцо.
Ца-ца-ца - на лугу стоит овца.
Цо-цо-цо - покажи свое лицо.
Цо-цо-цо - на руке моей кольцо.
Иц-иц-иц - продают в аптеке шприц.
Ец-ец-ец - очень сладкий леденец.
Ец-ец-ец - на горе стоит дворец.
Ец-ец-ец - на грядке вырос огурец.
Ец-ец-ец - цепь кует кузнец.
Ец-ец-ец - в бой идет боец.
Яц-яц-яц - ко мне скачет заяц.
Ец-ец-ец - вот и сказочке конец.
Ец-ец-ец - из гнезда выпал птенец.
Ец-ец-ец - мы танцуем танец.
Ец-ец-ец - зиме пришел конец.
Ец-ец-ец - подковал коня кузнец.
Ец-ец-ец - в гнезде сидит птенец.
Ец-ец-ец - вот и песенке конец.
Ица-ица-ица - на сосне сидит синица.
Ица-ица-ица - на сцене поет певица.
Ица-ица-ица - на стене висит таблица.
Ица-ица-ица - краснощекая девица.
Ица-ица-ица - под сосной сидит лисица.
Одца-одца-одца - воду достали из колодца.
Юдце-юдце-юдце - красивое блюдце.
Ица-ица-ица - цветная рукавица.
Ица-ица-ица - вяжет шарф сестрица.
Ица-ица-ица - улетела птица.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

ЛЕДЕНЦЫ
Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо.
Цы-цы-цы - вот где леденцы!
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!

ОВЦА
Ца-ца-ца - вот овца.
Цу-цу-цу - мы пасем овцу.
Цы-цы-цы - нет овца.
Ца-ца-ца - где овца?

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Ц". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.

Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится.

Две разноцветные курицы
Бегают по улице.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется.

Цыпленок и курица
Пьют водицу на улице.

Зацепила из криницы,
Краса-девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы
Попросил воды напиться.

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему никто не радуется?

Водица годится
Цыплятам умыться
У стенки колодца,
В цыплячьем корытца.

Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву "Ц":
- Подойди, цыпленок Цып,
Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Цыплята и курица
Целый день на улице.
Цыплята у курицы,
Цыплята на курице,
Цыплята под курицей.

Курица в корытце
Набрала водицы.
Целый выводок цыплят
Пригласила мыться.
Девять желтеньких цыплят
В корытце мыться не хотят.

В звездном небе светится
Звездная медведица.
Помогают звезды те
С пути не сбиться в темноте.

Котенок Цап кусается,
Цыпленок Цып клюется.
Обоим от хозяйки
За это достается.
И вместе веселиться
Им не удается.

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Привела их с улицы
Пестренькая курица.
"Миленькая курица,
Вы ошиблись улицей!
Это детский сад,
Но не для цыплят!"

Автоматизация звука [Ц]

Автоматизация изолированного звука [Ц]

Артикуляционный уклад звука “Ц”

Кончик языка , как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнимаем и выгибаем «горка». Передняя часть спинки языка должна сомкнуться с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха переднюю часть спинки мгновенно размыкаем с нёбом. Кончик языка слегка отдёргиваем от нижних зубов, этим самым усиливаем толчок воздушной струи.

Губы растягиваем в улыбке.

Зубы при произнесении звука смыкаем или сближаем. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.

Воздух выдыхаем толчком в момент размыкания языка с нёбом. На тыльной стороне ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.

Игра «Хлопни в ладоши» Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

Звуки: Ц, А, М, Ш, Ц, О, И, З, К, М, Ж,Ц, Р, Д, В, И, Г, С, Л, Ц и т.д.
Слоги:
ЦО, ОН, ЦА, МА, ЛО, АЦ, НА, ОС, ЦА и т.д.
Слова:
цапля, огурец, сумка, поднос, цирк, снег, овца и т.д.


Обведи лучики и произнеси «Ц-Ц-Ц»

Артикуляционная гимнастика Упражнения:

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

Автоматизация звука [ц] в обратных слогах

АЦ – АЦ – АЦ – АЦ – АЦ

ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ

УЦ – УЦ – УЦ – УЦ – УЦ

ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ

ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ

ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ

ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ

ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ


Нарисуй нотки песенки скворца, одновременно проговаривая слоги(АЦ-ОЦ-УЦ-ЫЦ-ИЦ-ЕЦ-ЁЦ-ЮЦ-ЯЦ)

Артикуляционная гимнастика Упражнения:

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в конце

АЦ: бац;

ЕЦ: боец, конец, отец, певец, танец, птенец, индеец, мизинец, кузнец, китаец, немец, купец, гонец;

ЯЦ: паяц, заяц.

Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в середине

ЦА: овца, птица, певица, пуговица, единица, куница, умница, охотница, модница, водица, девица, темница, медведица, пятница, конница.

ЦО: яйцо, пунцовый.

ЦЫ: танцы, отцы, певцы, концы, птенцы, пуговицы, немцы, зубцы, куцый.

ЦИ: акация, авиация.

ЦЕ: зацепка, зацепить, оценка.

Пришиваем пуговицы и проговариваем: «Одна пуговица, две пугови цы...». Сколько пуговиц ты пришил?

Артикуляционная гимнастика Упражнения:

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

Автоматизация звука [ц] в прямых слогах

ЦА – ЦА – ЦА – ЦА – ЦА

ЦО – ЦО – ЦО – ЦО – ЦО

ЦУ – ЦУ – ЦУ – ЦУ – ЦУ

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ

ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ

Автоматизация звука [ц] в интервокальных слогах

АЦА – АЦО – АЦУ – АЦИ – АЦЕ

УЦА – УЦО – УЦУ – УЦИ – УЦЕ

ЫЦА – ЫЦО – ЫЦУ – ЫЦИ – ЫЦЕ

ЕЦА – ЕЦО – ЕЦУ – ЕЦИ – ЕЦЕ

ОЦА – ОЦО – ОЦУ – ОЦИ – ОЦЕ

ИЦА – ИЦО – ИЦУ – ИЦИ – ИЦЕ

Автоматизация звука [ц] в прямых слогах со стечением согласных

ЦВА – ЦВО – ЦВУ – ЦВЫ – ЦВИ

ЦВЕ – ЦВЁ – ЦВЮ – ЦВИ – ЦВЯ

Помоги лошадке доскакать по извилистой дорожке к котику. Медленно проведи по ней сначала пальчиком, а потом карандашом. Прого варивай звук [Ц] в словах «цок-цок».

Артикуляционная гимнастика Упражнения:

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в начале

ЦО: цокать, цокот;

ЦУ: цукат;

ЦЫ: цыган, цыганка, цыпки, цып-цып;

ЦИ: циновка, цинк;

ЦЕ: цепь, цемент, цех, цена, цедить, цепкий.

Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук со стечением согласных

Цветок, цвет, цветной, цветник, цветовод

Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях

Цветные пуговицы, цветные нитки, меткая охотница, цыганская кибитка, мохнатая овца, тонкая циновка, пунцовый цветок, букет цветов, утиное яйцо, дикая медведица, немецкий язык, тонкая акация.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 3 слов

Мой отец – кузнец. Овцы пьют водицу. Отец покупает пуговицы.

Птица пьёт водицу.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 4 слов

Идёт девица по водицу. У дома цветёт акация. У дома цветут цветы.

У меня – цветная пуговица. На окне – комнатные цветы.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 5 слов

У птицы в гнезде – птенцы. Мохнатая овца идёт к цветам.

У моего дома цветут цветы. Я сегодня иду в цирк.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 6 слов

У Тани на окне цветут цветы. Дима и Таня танцуют детский танец. У Кати в цветнике цветут цветы. Зоя в пятницу идёт на танцы.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 7 слов

У коня копыта цокают: цок, цок, цок.

У купца – цветные нитки и цветные пуговицы.


Отгадай загадку.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Автоматизация звука [ц] в чистоговорках

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО вам водица и яйцо

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ, ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ вам цветные бубенцы

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА вам мохнатая овца

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА тут мохнатая овца

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО ей от зайца письмецо

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ, ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ на акации птенцы

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА тут овца и там овца

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО курица снесла яйцо

ЦУ – ЦУ – ЦУ, ЦУ – ЦУ – ЦУ киска тянется к яйцу

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА брысь, котёнок, от яйца!

ЦУ – ЦУ – ЦУ, ЦУ – ЦУ – ЦУ не пускать его к яйцу!

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО сами мы съедим яйцо

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ, ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ отогнали? Молодцы!

ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ, ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ вот вам сказка о яйце

Автоматизация звука [ц] в стихах

***

Целый месяц кузнецы

Цепь ковали в кузнице.

***

Цыплёнок, находясь в яйце,

Знакомится со звуком Ц.

И только, выйдя из яйца,

На «цып-цып» отзывается.

Дорисуй половинки предметов и назови, что у тебя получилось?

Подпись родителей

Ярош Татьяна Александровна

Освоение звука "Ц" нужно начинать тогда, когда малыш уже овладел правильным произношением звуков "С" и "З".

Правильная установка органов артикуляции

Кончик широко открытого языка внизу, за нижними зубами (как при звуке - с). Язык приподнят и выгнут («киска сердится»). Губы мягко растянуты в улыбке. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается резким толчком, на поднесенной ко рту ладони ощущается холодный воздух. Звук - "ц" образуется при слиянии звуков - "т" и "с".

Произношение правильного звука - "ц" и закрепление его в речи

Подготовить органы артикуляции (как указано выше), затем слитно и быстро произнести 2 звука "тс". Они сольются в один звук "ц". Этот звук твердый, глухой.

1. Закрепление звука – ц в слогах.

Предложения:
Продавец продает перец.
Наконец вырыли колодец.
Во дворец приехал гонец.
На кровати мягкий матрац.

Чистоговорки:
Ац – ац – ац – я купил матрац
Ец – ец – ец – плавает пловец
Ец – ец – ец ели огурец

3. Закрепление звука – ц в начале слова.

4. Закрепление звука – ц в середине слова.

Предложения:

У Вовы на пальце царапина.
- Бойцы охраняют границы.
- В колодце холодная водица.
- Ходят по улице мокрые курицы.

Автоматизация звука – ц

1.Закрепление звука – ц в стихах.

Послали молодицу
На улицу по водицу.
А водица далека,
А бадейка велика.

Ца – ца - ца – белая овца
- Цо – цо - цо – умывает лицо
- Цы – цы - цы – ели огурцы
- Цо – цо - цо – на руке кольцо.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Цыплята и курица
Целый день на улице
Цыплята на улице
Цыплята под курицей.

2. Автоматизация звука – ц в текстах (повторение за взрослыми, ответы на вопросы, пересказывание)

Братец
У меня братец Ваня. Он маленький. Ваня любит леденцы. Дал ему продавец леденец. Ваня взял леденец и сосал его. Вырастет Ваня – будет леденец.

На границе
Мой отец был на границе. Отец и другие бойцы охраняли границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик много помогал отцу. Отец помнит Цибика.

Цыплята
Вывела курица цыплят. Дала курица имена цыплятам. Первого цыпленка курица назвала – Цып. Второго цыпленка курица назвала – Цып – Цып. Третьего цыпленка курица назвала – Цып - Цып - Цып. Самое длинное имя было у двенадцатого цыпленка: Цып - Цып - Цып - Цып….

Развитие фонематического восприятия

1. Какой звук повторяется в каждом слове:
- цапля, цепь, цифра, цокать
- палец, боец, певец, борец.

2. Хлопки в ладоши на звук – ц:
М, б, д, ц, л, к, ц, н, в, р, ц, п, л, н, д, ц….

3. Отложи фишку, когда будет слово со звуком – ц
- Дети, цирк, кино, циркуль, буква, книга, целый, цапля, воробей, царапать.
- Больницы, яблоки, луковицы, рецепт, город, улицы, рукавицы, бумага, картон, операция.

4. Запомни из текста слова со звуком – ц
- В цирке мы видели медведицу.
- На огороде огурцы и луковицы.
- В конце деревни кузница.
- Цыпленок Цып вышел из яйца.

Закрепление звука – ц в самостоятельной речи

1. Игра «Один – много» (образовать множественное число).
Боец – бойцы, борец – борцы, певец – певцы, леденец - …, молодец - …, продавец - …, палец - …, колодец - …, пловец - ….

2. Измени слово:

3.«Что ты увидел?»
улица – улицу
водица – водицу
граница - …
пуговица - …
луковица - …
больница - …
мельница - …

Таким образом, следуя этим рекомендациям, можно в домашних условиях научить малыша произносить звуки "с", "з", "ц" и закрепить их в речи. Заниматься нужно перед зеркалом по 10-20 минут, желательно ежедневно. Очень важно не допускать переутомления малыша или занятий под давлением – превратите освоение родной речи в приятную игру.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...