Правило трех союзов. Сочетание союзов в начале предложения
Разделы: Русский язык
Цели:
- Обучающая : Знать: условия постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов; уметь: применять правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов; составлять сложноподчиненные предложения по предложенным схемам или на предложенную тему; использовать в речи сложноподчиненные предложения; анализировать, сопоставлять, формулировать мысли, выполнять проблемные задания.
- Развивающая : на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию пунктуационного чутья, формированию умения анализировать и сопоставлять, формулировать мысли, развивать культуру речи, умению работать в группе.
- Воспитательная : создать условия для высказывания суждений.
Оборудование : практические материалы, ключи, словарь
Тип урока: объяснение нового материала.
Эпиграф: Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. М. Карамзин)
Ход урока
І этап. Организационный (до 2 мин)Психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
ІІ этап. Учебная деятельность по принятию проблемы урока (до 6 мин)Цель этапа (планируемый результат): активизация субъективного опыта учеников, познавательный интерес, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.
Педагогическая задача: актуализировать опорные знания и умения, сформировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
2.1. Вступительное слово учителя
– С какой темой мы с вами работали на предыдущих уроках? (Сложноподчиненное предложение) – Как вы думаете, мы уже все изучили в данной теме? (Нет) – Значит, сегодня мы будем продолжать знакомство со сложноподчиненными предложениями. Тем более что русский язык – это огромная глыба, которую вам предстоит постигать еще очень долго: всю жизнь. Я думаю, что следует согласиться со словами русского писателя, историка Николая Михайловича Карамзина, которые стали эпиграфом к нашему уроку: “Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному”. |
2.1. Актуализируют знания |
2.2. Формулировка темы, цели,
проблемы урока
– Какова же тема нашего урока? Как видите, на доске нет никаких записей. Это потому, что тему урока должны определить вы. Поэтому мы начнем работу с выполнения задания. В ваших рабочих тетрадях даны сложноподчиненные предложения. Расставьте в них знаки препинания, используя знания, полученные на предыдущих уроках. И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт (Р. Тагор). Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого (Л. Фейхтвангер). Какая это великая истина, что, когда человек весь отдается лжи, его оставляет ум и талант! (В. Белинский) Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает (Г. Гейне). Если не браться за дело, все равно не узнаешь, каким будет конец. (О. Погорелов) |
2.2. Выполняют задание |
2.3. Постановка учебной задачи
– Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом. – Кто сделал 1 ошибку? 2 ошибки? 3 ошибки? – Какое из предложений вызвало наибольшее затруднение? (3 предложение. ) – Почему? Чем это предложение не похоже на другие? (Рядом два подчинительных союза. ) – Какой возникает вопрос? (Как ставить знаки препинания, если рядом стоят два подчинительных союза. ) – Какова тема нашего урока? (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов .) |
2.3. Проводят самоанализ. Определяют затруднения |
2.4. Поиск решения учебной задачи
– Как же мы будем работать на уроке? Обратимся к вашим рабочим тетрадям. Используя глаголы, составьте программу действий, которая поможет изучить правило и научиться расставлять знаки препинания. Находить... Использовать... |
2.4. Определяют для себя цели и задачи урока. |
ІІІ этап. Обобщение и систематизация знаний по решению проблемы урока (27 мин)
Цель этапа (планируемый результат): решение проблемы урока с опорой на собственный опыт, знание теоретического материала; познавательная активность учащихся.
Педагогическая задача: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся, создать ситуацию творческих размышлений с целью решения проблемы урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
3.1. Создание условий для
формулировки правила
– Итак, программа составлена. Для того чтобы сформулировать правило, предлагаю вам сравнить два примера. 1. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать. 2. Старик предупредил, что если погода не улучшится, то об охоте нечего и думать. – Чем похожи и чем отличаются эти примеры? – Готовы ли вы сформулировать правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух союзов? Как оно звучит? – Проговорите правило друг другу – Итак. Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя; что когда и т. п.), то между союзами ставится запятая. Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза - то или так. |
3.1. Работают в группе, обсуждают,
выделяют необходимую информацию в тексте,
анализируют, ведут диалог, делают выводы. Проговаривают правило друг другу. |
3.2. Организация групповой работы.
При работе группа пользуется опорой,
предложенной учителем
– Сейчас я предлагаю вам, используя собственные знания и материал учебника, составить алгоритм рассуждения при применении данного правила. (В рабочей тетради.) Алгоритм Убедись, что перед тобой именно сложноподчиненное предложение. Определи границы главного и придаточных предложений. Определи ошибкоопасное место. Посмотри, есть ли вторая часть союза. Запятая не ставится Запятая ставится |
3.2. Еще раз прорабатывают правило, составляют алгоритм применения данного правила |
3.3. Презентация выполненных заданий с последующей корректировкой продуцируемых учащимися ответов | 3.3. Представляют результаты работы группы. При необходимости проводится коррекция. |
3.4. Организация первичного
закрепления (фронтальная работа)
На практике проверить можно точно, кто теорию усвоил прочно. Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании. – Правило сформулировано. Теперь следует закрепить на практике его применение. Обратимся к заданию 5 в ваших рабочих тетрадях. 1) Он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя. (Гончаров) 2) Известно ведь, что когда паны дерутся, то у холопов чубы начинают трястись. (Константинов) 3) Ночами темно так, что, сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев. (Соколов – Микитов) 4) На задаваемые вопросы он [Дерсу] объяснил, что, если в тихую погоду туман подымается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя. (Арсеньев.) 5) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (Пушкин) 6) Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро. (Чехов) 7) Я люблю эту бедную природу, может, потому, что, какова она ни есть, она всё-таки принадлежит мне. (Салтыков-Щедрин) 8) Я ждал ее рассказа, молчал, боясь, что, если спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону. (Горький) 9) Брат строго сказал Алеше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить свое обещание. 10) Сначала страшно показалось Вакуле, так что если б он не наклонился, то задел бы его шапкой. (Гоголь) |
3.4. Работая фронтально, формируют навык постановки знаков препинания. |
3.5. Страничка знатока
– Какой раздел языкознания изучает постановку знаков препинания? (Пунктуация.) – К.Г. Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”. А знаете ли вы, когда появились знаки препинания и как они изначально назывались? – С.И. Львов в книге “Язык и речь” приводит интересные сведения о знаках препинания. В середине XV в. типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности; она была принята большинством народов Европы и существует до настоящего времени. Учеными установлено, что в древних рукописях точка появилась раньше, чем все остальные знаки препинания. Затем в XV в. стало употребляться двоеточие, немного позже – запятая и, наконец, точка с запятой (“полуточие”). До XVI века слова на Руси не разделялись вообще. Названия некоторых знаков препинания послужили основой создания фразеологизмов. Вот перечень фразеологических сочетаний: поставить точку над и; ставить точку; между ними запятая вышла; отправная точка; высказывать точку зрения. Ну а более подробно вы сможете познакомиться с историей знаков препинания дома, использовав материал “Это интересно”, который помещен в конце вашей рабочей тетради. |
3.5. Слушают, расширяя свои представления о истории литературного языка. |
3.6. Практикум
– Писатели, поэты, ученые делают свои наблюдения и формулируют яркие мысли, которые носят обобщенный характер. Это авторские пословицы. Именно с такими обобщенными наблюдениями вы начинали работать в начале урока. Вы знаете, как называются эти авторские пословицы? (Афоризмы ) – Дайте определение афоризма. Для этогоЗаглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь . (Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Шведовой ). – Наша жизнь, как и язык, подчиняется системе правил, норм поведения. Но последнее время наше общество поразила под названием “кризис”. Это не только кризис экономический, это, что гораздо страшнее, кризис человечности. И самый главный симптом этого кризиса – равнодушие. Я хочу познакомить вас с высказыванием педагога В. Сухомлинского: “Равнодушие – еще ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал своё сердце. Человек для эгоиста – это не безграничный мир мыслей, переживаний, стремлений, а источник наслаждений или же совершенно нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы”. Какое предложение у вас получилось? (Сложноподчиненное ) Как вы считаете, почему равнодушие в обществе можно назвать самым страшным симптомом разрушения человека? (С молчаливого согласия равнодушных людей совершается все страшное на земле. ) – Подберите антоним к слову эгоист (альтруист). |
3.6. Осмысление высказывания Сухомлинского. Размышления. Формулировка собственной позиции. |
3.7. Решение проблемной задачи с
опорой на текст и собственный опыт. (Творческое
(индивидуальное) задание)
– Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением Сухомлинского. Предложение начните так: Я согласен (не согласен) с тем, что если.... Полагаю, что, для того чтобы.... Работа с предложенными схемами. Форма работы: в парах – Мы расставляли знаки препинания, строили сложноподчиненные предложения по предложенному началу, а теперь давайте попробуем, работая в парах, построить предложения по схемам. 1. [ глаг. ], (что, (когда…), ….). 2. [ глаг. ], (что (если…), то….). 3. [ глаг. ], (что, (хотя…), ….). |
3.7. Выполняют задания, направленные на формирование навыка постановки знаков препинания, умений строить СПП по предложенной теме и схемам |
Цель этапа (планируемый результат):
Педагогическая задача: создать ситуацию творческого поиска.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
4.1. Выходной контроль
– А сейчас предлагаю выполнить вам контрольный тест, чтобы проверить усвоение изученного материала. 1. Дерсу сообщил мне, что, когда начинают замерзать реки, все крупные пернатые хищники спускаются в низовья рек. (Арсеньев) 2. Ей все казалось, что, если надеяться, страстно желать, все обойдется. (Каверин) 3. Вы действительно согласны с тем, что когда вас ударят по правой щеке, то нужно подставить левую? (Погорелов) 4. Чувствуется, что, когда он собирал материал к своей истории Пугачева и писал ее, он в этом случае оставался прежде всего поэтом. (Маймин) 5. Мама всегда говорила мне, что, если уж обещание дано, так нужно выполнить его обязательно. – Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом. – Кто сделал ошибки? Какие? (При наличии ошибок проводится коррекционная работа.) Чтобы знания были впрок, следует повторить урок . – О чем мы вели речь сегодня на уроке? Какое правило изучили? – Как ставятся знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов? – Какие сведения, полученные ранее, пригодились вам на сегодняшнем уроке? |
4.1. Выполняют задание. Проводят
самоанализ.
4.2. Обобщают изученное. Определяют личностную значимость изученного |
Цель этапа (планируемый результат): определение учащимися степени своего участия в учебной деятельности, ситуация успеха.
Педагогическая задача: создать условия для осознания учащимися личностных смыслов в изучении темы.
VІ этап. Домашнее задание (1 мин)Цель этапа (планируемый результат): осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.
Педагогическая задача: подготовить учащихся к выбору домашнего задания.
ЗАДА Н ИЕ А26
Формулировка
задания: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры
,
на мес-
те которых в предложении должны стоять запятые?
Сначала
никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и
мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку
упряжку собак
.
1) 1 , 2 2) 1,3 , 4 3) 1 , 2,3 , 4 4)2,4
Правильный ответ № 3 . Вы не ошиблись?
В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных .
Приведенная
выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырех простых
предложений
.
Первое из них главное. К нему присоединено
придаточ
н
ое изъяснительное при
помощи союзного слова каким
.
Третье
предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза но.
Четвертое представляет собой при
д
аточную
часть со значением времени и
присое
д
иняется к третьему при помощи временного
по
д
чинительного союза когда
.
Что
т
р
ебует
ся
от уче
нико
в
:
знание темы
:
«Знаки препинания в сложном предложении с
союзной и бессоюзной связью
.
Сложное предложение с
разными видами связи. Пунктуация на
с
т
ыке союзов
»
.
1. Пунктуа ц ия на стыке союзов
Так как в этом задании часто присутствует такая пунктограмма, как стык союзов, повторим теорию и вспомним соответствующее пунктуационное правило.
Стык с ою з ов - это пространство в предложении между двумя союзами:
· между двумя подчинительными союзами ;
· между сочинительным и подчини т ельным союзом .
За пя т ая с тави т ся н а с ты к е д в ух сою з о в, если у вто ро г о с ою з а н ет про д о лжения в виде сл ов Т О , НО и д р .
Зап
я
т
ая н
е
с
т
ави
т
ся на с
т
ы
ке д
в
ух
сою
з
ов
, есл
и
у
втор
ог
о сою
за ест
ь про
д
о
лже
н
ие в
виде слов Т
О
,
НО и
д
р
.
Сравните два предложения:
1
.
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что, если
у вас будет
уважительное отношение
.
к
другим и немного находчивости
,
придет память на правила
хорошего поведения
,
желание и
умение их применить
.
2.
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, ч
т
о
если
у вас бу
д
ет уважительное отношение к
другим и немного нах
о
дчивости, то
придет память на
правила хорошего поведения, желание и
умение их применить
.
В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО +ЕСЛИ).
В первом предложении у второго союза ЕСЛ И нет про д о лж ения в виде слова ТО , поэтому на стыке союзов мы ста ви м за пя ту ю (Ч Т О , ЕСЛ И ) .
В
втором предложении у союза
Е
СЛ
И
есть
пр
од
о
лже
ни
е в виде
слова Т
О
(ЕСЛИ... Т
О
)
,
поэтому на стыке с
ою
з
о
в (ЧТО ЕСЛИ
) мы
не с
т
авим
з
апятой.
2 . Пу н к т у ация пере д союзо м И в с л ожном пр едл о же нии
В задании А 26 бывает еще одна т р удность : пунктуаци я перед союзом И.
Сравним два
предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая
,
а в каком нет (знаки препинания не
расставлены)
:
·
Молодой писатель
внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) ес
л
и
подмечал что-нибудь интересное (3
)
записывал свои наблюдения (4) чтобы зат
е
м
использова
т
ь
их в своих книгах
.
·
В тот день мы
ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капри
з
-
но сказала (4) что вишневый компо
т
невкусный.
В первом предложении
союз И соединяет однородные сказуемые
(приглядывался
»
и
«записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится
.
На месте цифры 2 мы
поставим
запятую
:
это
стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слов
а
ТО
.
На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на
границе главной и придаточной части
.
Итак, правильный ответ
:
2
,
3,4
.
Во в
т
ором предложении союз
И соединяет два простых предложения в составе сложно
г
о
(первая грамматическая основа: «мы ужинали»
,
вторая грамматическая основа
:
«девочка сказала»),
поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует
поставить
запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в вид
е
слова
ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и
придаточной
части
.
Итак,
правильный ответ
:
1, 2
,
3
,
4
.
Для выполнения задания А26 используйте следующий алгоритм:
1. Обозначьте в предложении грамматические основы .
2. Определите границы простых предложений в составе сложной син т аксической конс т рукции .
3. Посмотрите , как эти предложения связаны межд у собой .
4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И , и в случае его наличия в пред л ожении опре д елите , что он соединяет:
· если союз И со ед иняет однородные члены , то перед ним не ставится запятая ;
· если союз И соединяет простые предложения , то перед ним ставится запятая ;
5.
Установите
,
есть ли в сложной
синтаксической конструкции стык союзов, и в случае
его наличия определи
т
е, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно
простое пре
д
ложение)
в виде слов ТО, НО:
·
если у второго союза
нет продолжения в виде слов ТО, НО и др
.
,
запятая с
т
авится
на стыке двух союзов;
· если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО , НО и д р , запятая не ставится на стыке двух союзов.
6. Найдите границы между главной и при д а т очной частью и на их мест е поставь т е запяты е .
Образец применения алгоритма при выполнении задания А26:
Расставьте знаки препинания в следующем пре д ложении:
Летом прошло
г
о
г
ода я окончил
инстит
у
т
(1
)
и
(2)
когда
приеха
л
из П
е
т
е
рбур
г
а
(3) про-
с
то поражен бы
л
(
4
)
как изменился наш
г
ород
.
Это сложноподчиненное
предложение
,
состояще
е
из главной части
«Л
е
то
м
прош
л
о
го
г
ода
я
окончил институт и просто поражен бы
л»)
и двух придаточных
(«ко
г
да при
ех
а
л
и
з
Петербурга»
,
«
как из
ме
ни
л
ся наш
город»)
.
В этой сложной
синтаксической конструкции наблюдается параллельное по
д
чинение
придаточных предложен
и
й к главному.
Пр и даточное вр е мени присоединяется при помощи союза КОГДА , а придаточное изъяснительное связано с гл а вн ым посредством союзного слова КАК
Перед союзом И , на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные члены: «окончил и поражен был».
На месте цифры 2
запятая необходима: это стык союзов И+КОГДА
,
при втором союзе
КОГДА нет продолжения в виде слова ТО
.
На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главного предложения и придаточной части.
Итак, правильный ответ: 2,3,4
В сложных предложениях, состоящих из трех или более предикативных частей, могут встретиться сочетания двух подчинительных союзов (ЧТО ЕСЛИ, ЧТО КОГДА и т. п.) и сочетания сочинительного и подчинительного союзов (И КАК, И ХОТЯ и т. п.).
1. Два подчинительных союза подряд могут встретиться в сложных предложениях с последовательным подчинением придаточных. Сравните два предложения:
А я тебе говорю, что
я поеду с тобой, если
ты поедешь.
А я тебе говорю, что, если
ты поедешь, я поеду с тобой (Л. Толстой).
В первом примере в самом начале стоит главная часть (А я тебе говорю …), за ней следует придаточная часть (…я поеду с тобой …), относящаяся к главной части. Такие части предположения называются придаточными первой степени. А завершает предложение придаточная часть (…если ты поедешь ), относящаяся не к главной части, а к первому придаточному. Такие части предложения называются придаточными второй степени.
Во втором случае придаточные части переставлены: после главной части предложения следует придаточное второй степени, а потом уже придаточное первой степени. Именно в такой ситуации и оказались рядом два подчинительных союза: союз ЧТО, с помощью которого присоединяется придаточное первой степени, и союз ЕСЛИ, который присоединяет придаточное второй степени. В таком предложении между двумя подчинительными союзами стоит запятая.
Обратите внимание: из такого предложения придаточное второй степени (…если ты поедешь… ) легко убрать, не разрушая всю синтаксическую конструкцию: А я тебе говорю, что... я поеду с тобой .
Теперь еще раз немного изменим это предложение:
А я тебе говорю, что если ты поедешь, то я поеду с тобой.
В этом примере в последней придаточной части появилось соотносительное слово ТО. Это вторая часть составного союза ЕСЛИ… ТО. Как результат, между союзами ЧТО и ЕСЛИ нет запятой. Обратите внимание: здесь мы не можем опустить придаточную часть второй степени (…если ты поедешь… ), так как в предложении сохранится слово ТО, относящееся к последней части предложения.
Получается, союз ЧТО присоединяет единую конструкцию из двух частей, связанных союзом ЕСЛИ… ТО, и следовательно, запятая между словами ЧТО и ЕСЛИ не нужна. Рассмотрите еще два похожих предложения, только с союзами ЧТО и КОГДА.
Это потому, что, когда
вагон останавливается, во всем вашем теле происходит замедление скорости (А. Толстой).
Егор привел неожиданное для Левина замечание, что когда
он жил у хороших господ, тогда
он был своими господами доволен (по Л. Толстому).
Запятая между союзами ЧТО и КОГДА есть только в том предложении, где нет слова ТОГДА.
2. Кроме сложноподчиненных предложений с последовательным подчинением придаточных, похожая ситуация может сложиться в конструкциях, где используется и сочинительная, и подчинительная связь одновременно. В этом случае рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Сравните два предложения:
Занавес поднялся, и, как
только публика увидела своего любимца, театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков (Куприн).
Занавес поднялся, и как
только публика увидела своего любимца, так
театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков.
Обратите внимание: и в том и в другом примере И и КАК стоят рядом, но запятая есть только в первом предложении. Дело в том, что во втором примере рядом оказались простой союз И и составной союз КАК… ТАК. Вторая (соотносительная) часть составного союза следует после придаточного времени.
Попробуйте убрать из предложения придаточную часть, начиная со слова КАК до следующей запятой. Это возможно только в первом случае, а во втором предложении смысл разрушится, так как в придаточной части останется вторая часть составного союза ТАК.
Сравните еще два предложения:
и, хотя
слова ее были привычными для Сабурова, от них вдруг защемило сердце (Симонов).
Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и хотя
слова ее были привычными для Сабурова, но
от них вдруг защемило сердце.
Во втором предложении между союзом И и союзом ХОТЯ не ставится запятая, поскольку после уступительной придаточной части следует союз НО, фактически принимающий на себя функцию соединения первой и третьей частей сложного предложения. По этой причине во втором примере слова И ХОТЯ превращаются в единое союзное сочетание, не требующее разделения на письме при помощи запятой.
Итак, необходимо запомнить следующие правила.
1. При последовательном подчинении рядом могут оказаться подчинительные союзы (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА и др.). Запятая между ними ставится только в том случае, когда далее в предложении нет соотносительных слов ТО или ТОГДА.
2. Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют.
Упражнение
- _ хотя никто не спросил себя, какое кому дело до того, что градоначальник спит на леднике, а не в обыкновенной спальной, но всякий тревожился (Салтыков-Щедрин).
Охотничья примета, что_ если не упущен первый зверь и первая птица, то поле будет счастливо, оказалась справедливою (Л. Толстой).
Она знала, что_ если письмо покажут мужу, он не откажет ей (по Толстому).
Чувствовал он, что_ если запнется, то все сразу к черту пойдет (Гоголь).
С Левиным всегда бывало так, что_ когда первые выстрелы были неудачны, он горячился, досадовал и стрелял целый день дурно (Толстой).
Ему никогда не приходило в голову, что_ если бы он и другие иностранные идеалисты были русскими в России, их бы ленинский режим истребил немедленно (Набоков).
Глуповцы в этом случае удивили мир своею неблагодарностью, и_ как только узнали, что градоначальнику приходится плохо, так тотчас же лишили его своей популярности (Салтыков-Щедрин).
Мимоходом забежал он в меняльную лавочку и разменял всю свою крупную бумагу на мелкую, и_ хотя потерял на промене, бумажник его значительно потолстел (по Достоевскому).
В предпоследней комнате встретился с ним Андрей Филиппович, и_ хотя тут же в комнате было порядочно всяких других, совершенно посторонних в настоящую минуту для господина Голядкина лиц, но герой наш и внимания не хотел обратить на подобное обстоятельство (Достоевский).
К утру температура упала, и_ хотя я был, как жаба, вял, я надел свой фиолетовый халат поверх кукурузно-желтой пижамы и отправился в контору, где находился телефон (Набоков).
Очень может быть, что_ если формы не совпадут с моими требованиями, я откажусь от законного иска (Толстой).
Андрей Филиппович ответил господину Голядкину таким взглядом, что_ если б герой наш не был уже убит совершенно, то был бы непременно убит в другой раз (Достоевский).
Она, например, все более убеждалась, что_ если общий разговор временами и велся по-французски, то делалось это по сговору ради дьявольской забавы (по Набокову).
Полковой командир объявил, что_ если эти скандалы не прекратятся, то надо выходить (Толстой).
Он чувствовал, что_ если он признает это, ему будет доказано, что он говорит пустяки, не имеющие никакого смысла (Толстой).
Левин уже давно сделал замечание, что_ когда с людьми бывает неловко от их излишней уступчивости, покорности, то очень скоро сделается невыносимо от их излишней требовательности и придирчивости (Толстой).
Янкель обратился к нему и сказал, что Остап сидит в городской темнице, и_ хотя трудно уговорить стражей, но он надеется доставить ему свидание (по Гоголю).
Он тоже ходатайствовал об учреждении академии, и_ когда получил отказ, то без дальнейших размышлений выстроил вместо нее съезжий дом (Салтыков–Щедрин).
Еще по звуку легких шагов на лестнице он почувствовал ее приближение, и_ хотя он был доволен своею речью, ему стало страшно за предстоящее объяснение... (Толстой).
Но надежды их не сбылись, и_ когда поля весной освободились от снега, то глуповцы не без изумления увидели, что они стоят совсем голые (Салтыков-Щедрин).
Одним словом, он основательно изучил мифологию, и_ хотя любил прикидываться благочестным, но в сущности был злейший идолопоклонник (Салтыков-Щедрин).
Я любил бывать у них, и_ хотя объедался страшным образом, как и все гостившие у них, хотя мне это было очень вредно, однако ж я всегда бывал рад к ним ехать (Гоголь).
Она велела ему спрятаться под кровать, и_ как только беспокойство прошло, она кликнула свою горничную, пленную татарку, и дала ей приказание осторожно вывесть его в сад и оттуда отправить через забор (Гоголь).
Грамматики начинали прежде всех, и_ как только вмешивались риторы, они уже бежали прочь и становились на возвышениях наблюдать битву (по Гоголю).
Сочинительный соединительный союз и может связывать:
- однородные члены предложения;
- простые предложения в составе сложноподчиненного;
- однородные придаточные в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Знаки препинания при однородных членах предложения
Если однородные члены предложения связываются одиночным союзом и, запятая между ними не ставится.
Например:У меня есть два брата и три сестры.
Если однородные члены предложения связываются повторяющимся союзом и, запятая между ними ставится. При этом запятая ставится перед вторым из повторяющихся союзов.
Например:В магазине мы купили хлеб и колбасу, и масло, и картофель.
Если перед однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом и, есть член предложения без союза, то запятая ставится уже перед первым повторяющимся союзом.
Например:В магазине мы купили и хлеб, и колбасу, и масло, и картофель.
Внимание! Запятая не ставится в таких выражениях, как и папа и мама, и бабушка и дедушка и подобных, так как оба слова можно заменить одним, например родители.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Если союз И связывает простые предложения в составе сложносочиненного, то перед ним всегда ставится запятая.
Например: Началась весна, и все дороги размыло.
Запятая не ставится в том случае, если обе части сложного предложения имеют общий второстепенный член.
Например: Утром в лесу просыпаются птицы и выходят на охоту дикие звери (и птицы просыпаются, и звери выходят на охоту утром).
Знаки препинания при однородных придаточных
В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными придаточные могут соединяться между собой однородным соподчинением (т. е. они присоединяются к главному одинаковыми союзами и отвечают на одинаковые вопросы). Такие придаточные могут между собой соединяться союзом и, при этом второй подчинительный союз опускается. Запятая перед союзом и не ставится.
Например:[Сосед сообщил мне], (что дети уже пришли из школы) и (отец вернулся из командировки).
В этом задании проверяются умения учащихся отличать структуру сложносочиненного предложения от простого с однородными сказуемыми или подлежащими. Обычно требуется определить, есть ли запятая перед союзом и.
Сложносочиненное предложение – предложение, в котором две и более грамматических основ связаны сочинительными союзами (например, и, а, но, однако, или и т.д. )
Простое предложение – предложение с одной грамматической основой. Предложение с однородными сказуемыми, которые образуют сочинительную связь, не являются сложными.
Жара и усталость взяли , однако ж, свое, и я заснул мертвым сном (две основы, сложносочиненное предложение).
Огромная и ослепительно яркая луна стояла уже над горою и ясным зеленоватым светом заливала город (одна основа – подлежащее и два относящихся к нему сказуемых, простое предложение).
В сложносочиненном предложении грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.
Ловушка!
Если в сложносочиненном предложении с союзом И есть общий член предложения (то есть к нему можно задать вопрос от обеих грамматических основ), то запятая между основами не ставится.
Алгоритм действий:
1) В предложении выделить грамматическую(-ие) основу(-ы).
Следует помнить, что основа может состоять только из подлежащего или сказуемого.
Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. (Два односоставных предложения: в первом есть только сказуемое, во втором – только подлежащее).
Туман редел , и становилось темнее . (Два предложения: одно двусоставное, второе – односоставное, только сказуемое).
Мне жаль с тобой расстаться , и о тебе вспоминать хотелось бы хорошо . (Два односоставных предложения, только сказуемые).
2) Если предложение простое, то запятую ставить не нужно.
3) Если предложение сложное, то необходимо посмотреть, нет ли в нем общего члена предложения. Есть – запятая не нужна, нет – запятая нужна.
Разбор задания.
На море не видно ни одного огонька () и не слышно ни одного всплеска.
Выделим основы в предложении: На море не видно ни одного огонька () и не слышно ни одного всплеска. Это предложение сложное, состоящее из двух односоставных предложений. Определяем, есть ли у этих основ один общий член предложения. Есть – на море (где?) .
Таким образом, правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Снег согнало () и старые мхи у оврага набухли.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу () и на своих полотнах стремились воссоздать Русь легендарную.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Вода расступалась () и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
Ответы: 1) 3; 2) 1; 3) 4.