Правила по прямой речи и ее примеры. «Знаки препинания при прямой речи

Когда мы пишем стихи, то очень часто употребляем в них не только свою - авторскую речь, но и речь персонажей и даже иногда включаем диалоги нескольких своих персонажей, перемежая их авторскими комментариями - размышлениями, выводами, замечаниями. Это делает наши стихи живыми, яркими, позволяет передавать особенности языка каждого из персонажей: не только ЧТО каждый говорит, но и КАК - какими словами, с какой интонацией и с какими лексическими особенности речи. Персонажи т.о. обретают в произведении свое особое лицо, делаются узнаваемыми.

Но как правильно записывать в тексте чужую речь? Безграмотная запись не только портит впечатление от стихов, но и затрудняет их понимание - запутывает читателя. Последний перестает воспринимать сюжет произведения и теряет к нему интерес. Поэтому очень важно освежить в памяти нехитрые правила записи чужой речи и принять, как данность, что ГРАМОТНАЯ ЗАПИСЬ ВАЖНА ВЕЗДЕ - и В СТИХАХ ТОЖЕ!

Правила записи прямой речи в стихах ничем не отличается от записи прямой речи в прозе. Разве что (поскольку поэтическая речь, как правило, разбита на отдельные строки- стихи), то допускается способ записи, при котором каждая строка независимо ни от чего всегда начинается с заглавной буквы.

ВНИМАНИЕ:
Предпочтительно всегда записывать поэтическую речь, содержащую диалог, не в свободном формате, как это делается в прозе, а все равно отдельными стихами - каждую строку завершать концевой рифмой.

Для начала разберемся с правилами пунктуации.

ЧУЖАЯ РЕЧЬ И СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕДАЧИ

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

В данной статье рассмотрим только «прямую речь» и «диалог».

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Схема 1
"П", – а.
"П!" – а.
"П?" – а.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Схема 2
А: "П".
А: "П!"
А: "П?"

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.

Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).

Схема 3
"П, – а, – п".
"П, – а. – П".

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка.

Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Схема 4
А: "П," – а.
А: "П!" – а.
А: "П?" – а.

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы.

Например:
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено.

Например:
«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку.

Сравните:
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

Рассмотрите схемы этих предложений.
"П, – а, – п. П".
"П, – а. – П".

2. Диалог

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский)

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– Куда идешь?
– А так иду, куда ноги идут.
– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. (Гоголь)

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Условные обозначения:

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

А:
– Р.
А:
– Р!
А:
– Р?

Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. (Гоголь)
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

2). Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

– Р, – а.
– Р! – а.
– Р? – а.

– Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)
«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

3). Прямая речь или реплика разрываются словами автора

– Р, – а, – р.
- Р, – а. – Р.

– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих.(Гоголь)
«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».

А:
– Р, – а.
А:
– Р! – а.
А:
– Р? – а.

Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

*************************************

Не так уж сложно, не правда ли? Дерзайте!

Знаки препинания при прямой речи. Во всех случаях прямая речь выделяется кавычками. Кроме этого есть еще знаки, которые зависят от расположения прямой речи в предложении.

1. Если слова автора стоят перед прямой речью , то после них ставится двоеточие , а первое слово прямой речи пишется с большой буквы.
Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!» (М. Лермонтов)

А: «П».

2. Если прямая речь стоит перед словами автора , то после неё ставится запятая и тире ; если же в прямой речи содержится вопрос или восклицание, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы.
«Это лошадь отца моего», - сказала Бэла. «Увидеть барский дом нельзя ли?» - спросила Таня .

«П», - а. «П?» - а.

3.1 . Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире. Слова автора и первое слово второй части прямой речи пишутся с маленькой буквы.
«Я говорил вам, - воскликнул Максим Максимыч, - что нынче будет погода». (Без слов автора было бы: «Я говорил вам, что нынче будет погода».)

«П, - а, - п».

3.2. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а после слов автора - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
«Суда на пристани есть, - подумал я. - Завтра отправлюсь в Геленджик». (Без слов автора было бы: «Суда на пристани есть. Завтра отправлюсь в Геленджик»).

«П, - а. - П».

3.3 Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится этот знак и тире, а после слов автора - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
«Почему в шесть? - спросил Павел. - Ведь сменяются в семь» (Без слов автора было бы: «Почему в шесть? Ведь сменяются в семь».) «Ну, хорошо, хорошо! - засмеялась Валя. - Я никому не скажу» . (Без слов автора было бы: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу».)

«П? - а. - П». «П! - а. - П».

«П, - а: - П». «П? - а: - П?»

4. При передаче диалога речь каждого лица берётся в кавычки, отделяется от речи других лиц при помощи тире. Через две минуты мы поравнялись с человеком.
«Гей, добрый человек! - закричал ему ямщик. - Скажи, не знаешь ли, где дорога?» - «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе, - отвечал дорожный, - да что толку?» - «Послушай, мужичок, - сказал я ему, - знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довести меня до ночлега? - «Сторона мне знакомая», - отвечал дорожный…

5. Очень часто в печати слова каждого лица в диалоге начинаются с новой строки, и тогда перед ними ставится тире. Кавычки в таком случае не употребляются.

Позвольте мне сегодня пойти в гости, - сказала однажды Настя, одевая барышню.
— Изволь, а куда?
— В Тугилово, к Берестовым.

Схема

Таблица

В современном мире очень важно оставаться грамотным человеком. Ведь куда приятнее слушать эрудированного человека, который «за словом не лезет в карман», а тем более читать его глубоко осознанные комментарии или статьи в интернете, где нет орфографических и синтаксических ошибок.

Грамотность - не что иное, как свободноео владение письменной и устной речью, вместе с литературным языком.

Грамоте нужно учиться всю жизнь . Это одна из причин, которая заставляет грамотных людей постоянно самосовершенствоваться и читать книги для улучшения своих лингвистических навыков.

Текущая статья поможет закрепить, научить и освежить правила написания чужих реплик и высказываний в многогранном русском языке с помощью прямой речи. Прямую речь можно перевести, как подробное высказывание, внедрённое в авторскую речь в лице говорящего или пишущего человека.

Прямую речь всегда необходимо выделять кавычками, от начала предложение и до конца речи (предложения), кроме случаев начала прямой речи посредине предложения, которая ещё и прерывается авторскими словами вперемешку с косвенной речью или несобственно-прямой речью, что заставляет задуматься о правильности размещения тех или других знаков препинания. На первый взгляд, все очень сложно и запутанно .

Но, если подойти к решению вопроса поэтапно, правила оформления просты и не требуют для изучения много усилий. Главное, научиться различать прямую и косвенную речь, а также авторские слова (слова автора). Теперь, после детального анализа вышеперечисленных составных прямо-речевого предложения, можно приступить к расстановке всех необходимых знаков препинания.

Для того, чтобы все понять , нужно рассмотреть все возможные нюансы в подробностях и примерах.

Отличаясь от косвенной, прямая речь сохраняет индивидуальность вместе со стилистическими особенностями речи того, кто воспроизводит своё высказывание, считаясь с его деликатным язычным очертанием, вводными словами, паузами и повторами. Введение прямой речи происходит без лишних местоимений и союзов. В глагольной форме подчёркивается прямое отношение к лицу(-цам) гласящего, к примеру: «Джон кричал: Победа!». Теперь сравнение с косвенной речью: «Джон кричал - это победа».

Оформление прямой речи (условные обозначения)

Для удобства и лёгкого усвоения самых распространённых случаев использования ПР, нужно создать условные обозначения в тексте, которые помогут все разложить по полочках:

  1. Прр — Прямая р-чь (Пр.р — когда с заглавной буквы).
  2. прр — прямая р-чь (пр.р — если с маленькой буквы).
  3. Ав — слова Автора (Ав когда с заглавной буквы).
  4. ав — слова автора (ав если с маленькой буквы).

Прямая речь: примеры

Варианты неоднократно встречаемых примеров употребления прямой речи совместно со словами автора . Оформление:

1) Ав: «Прр». — схема, которая часто встречается в различных диалогах, размещённых в одной строке, здесь вначале прямой речи, нужно поставить двоеточие, потом слова автора берутся в кавычки и в конце предложения, после закрывающейся пары кавычек ставиться точка(конец предложения).

Пример:

Соня с интересом смотрела на стрелку часов и тихо поговаривала: «Тик-так ».

Когда своё начало прямая речь берёт с нового абзаца , в конце слов автора, необходимо поставить двоеточие; если слова автора, которые берут своё начало с нового абзаца выделяют тире вначале (если говорить о диалогах):

Пример:

Соня с интересом смотрела на стрелку часов и тихо поговаривала:

Тик-так.

Также следует обратить внимание на то, что точка всегда ставится снаружи кавычек. Восклицательный с восклицательным знаком, запятой, многоточием, ставятся внутри. Если брать во внимание запятую, бывает так, что она расположена, как внутри так и снаружи. Все зависит от структуры предложения(в большинстве случаев снаружи)

Ещё примеры:

Ав: «Прр!» (Джемисон старался объяснить: « Продавать эти акции бессмысленно! »)

Ав: «Прр?» (Джемисон спросил: « Зачем продавать эти акции? »)

Ав: «Прр…» (Джемисон согласился: « Возможно нам удастся сделать это… »)

  • «Пр.р», - ав.
  • «Пр.р!» - ав.
  • «Пр.р?» - ав.

Прямая речь, вслед за которой идут слова автора . Здесь все просто. Прр берётся в кавычки, внутри могут быть размещены такие знаки: восклицательный, вопросительный или многоточие. В данных наглядных примерах, запятую нужно ставить за пределами кавычек. Перед словами Ав., ставят дефис.

Пример:

«Это будет очень полезно всем нам», - сказала Эйлин.

«Как бы мне хотелось знать, какой из этих дорог шли пилигримы!» - сказала Эйлин.

«Готовы ли вы приступить к своим обязанностям?» - спросила она, окидывая его лукавым и смеющимся взглядом.

3) «Прр, - ав, - прр».

В следующем наглядном примере, слова автора размещены посредине прямой речи сплошного предложения . Тогда, после Пр., вначале предложения, которое начинается с заглавной буквы, последуют слова автора с прописной буквы, где их с обеих сторон выделяют - тире с запятой. Предложение не закончилось , таким образом, после слов автора, прямая р-чь должна писаться с маленькой буквы, кавычки закрыть и поставить точку. А теперь наглядный пример:

4) «Прр, - ав. - Прр»

В четвёртой схеме-тексте в отличие от предыдущей, С.ав., размещены посередине П-речи, обрываются точкой.

В самом начале предложения ставиться пара кавычек, предложение начинаться с заглавной буквы; дальше, начинаясь с маленькой буквы, идут слова автора, перед которой проставляют запятую, здесь, как и в предыдущем варианте авторские слова выделяются тире несмотря на последующие знаки, запятая это или точка между ними. Далее прямая речь берет начало с надстрочных букв .

  • «Пр.р! - ав. - Пр.р»
  • «Прр? - ав. - Прр»
  • «Прр… - ав. - Прр»
  • «Прр, - ав. - Прр!»
  • «Прр, - ав. - Прр…»
  • «Пр.р, - ав. - Пр.р?»

Восклицательный и вопросительный знаки, многоточие не влияют на правописание заглавных и прописных букв уже после слов автора. Они относятся к прямо-речевому контенту, дальше их приоритет никого не касается.

Примеры:

«Ах, Саша, Саша! - вскипало в голове у Иры. - Мне никогда не понять твоей ухмылки».(«Прр! - ав. - Прр»)

«Не могу уйти? - засмеялся он. - Ещё посмотрим».(«Прр? - ав. - Прр»)

«Разве здесь так плохо? - чувствуя себя польщенной, улыбнулась Эйлин. - Признаюсь, даже не обратила на это внимание».

Ещё один пример: «Прр, - ав: - Прр» слова автора связывают обе части разделённой прямой речи. Присутствующие в предложении два глагола-сказуемых, имеющих связь, как с первой частью, так и указания на дополнение второй части прямой речи, после слов автора, размещается двоеточие, далее тире, Пр., пишется с большой буквы, дополняя или продолжая тем самым смысл предложения.

Пример того как все должно оформляться:

«Лучшие мои творения ещё не родились в наш мир, - с улыбкой молвила Грейси и добавила: - Все ещё впереди».

5) Ав: «Прр», - ав.

В последнем примере , прямая речь, размещается внутри слов ав,.

Последовательность: вначале идут С.авт., с прописной буквы, дальше ставиться двоеточие(контейнер для прямой речи), позже последует прямая р-чь, и она всегда начинается с прописной буквы(после двоеточия); как и в любом прообразе всегда берётся в кавычки, дальше следует знак - запятая (вслед за закрытием кавычек), потом сразу же тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. В контейнере кавычек могут находиться вышесказанные знаки препинания.(!?…)

Видео

Разобраться в тонкостях оформления прямой речи в тексте вам поможет этот видеоурок.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Естественно, что человек, который не допускает ошибок при письме, привлекает собеседника во сто крат лучше, он подкупает своей грамотностью. Стремление стать таким человеком, безусловно, похвально, но при общении на русском языке возникают иногда такие комичные ситуации, когда можно запутаться в правилах, это обусловлено самой сложностью русского языка, его многогранностью. К этим самым ситуациям подходит и оформление чужих реплик, чужих высказываний. Их можно передать при помощи прямой речи или косвенной. Если со вторым вариантом всё предельно просто и понятно (оформление происходит как сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным), то при написании прямой речи бывает не так уж и легко правильно расставить по своим местам кавычки, двоеточия, точки да запятые. Многое зависит от места расположения текста автора и прямой речи. Давайте разберемся, рассмотрим все нюансы более подробно и наглядно.

В случае, если прямая речь следует после слов автора, то по правилам русского языка ставится двоеточие, затем открываются кавычки и само выражение начинайте писать с прописной буквы. Важно отметить, что восклицательный знак, вопросительный знак и точка в конце предложения оформляются по-разному. Если предложение имеет повествовательный характер, то точка ставится после кавычек, в случаях же с вопросительными и восклицательными предложения — знаки ставятся до заключающих кавычек.

Алексей сказал: «Я ухожу сегодня в пять часов утра».
Он поинтересовался: «Почему ты не в школе?»
Он воскликнул: «Какая ужасно холодная вода!»

Другое дело, когда слова автора стоят после прямой речи. Но тут всё довольно понятно. Открываем кавычки, пишем прямую речь с заглавной буквы, закрываем кавычки, затем идут слова автора со строчной буквы. «Но какой знак препинания между прямой речью и словами автора?» — спросите вы. Ответ — ставьте между ними тире. Оформление кавычек происходит по аналогии с первым случаем, изложенным в данном тексте.

«Я вернусь в десять вечера», — сказал Андрей.
«Разве ты не знаешь?» — спросил он.
«Ухожи отсюда немедленно!» — воскликнул он.

Бывает и такое, что прямая речь прервана словом автора. Как же это оформить? Для простоты понимания предлагаю пользоваться схемами, которые потом я буду также дополнять примерами. Условные обозначения будут такими: «ПР» — прямая речь, «А» — слова автора.

«ПР, — А, — ПР».

А вы заметили проставленную запятую, а не точку, после слов автора? Как пример: «Иди прочь, — сказала девушка, — ты вывел меня из себя».

«ПР!(?) — А. — ПР».

Например: «Не кажется ли тебе, друг мой, что сегодня всё вокруг выглядит удивительным? –любезно спросила Надя. – Я искренне очарована этой мистической красотой». Здесь мы можем заметить, что восклицательные и побудительные предложения оформляются немного по-другому, разорванная прямая речь возобновляется после слов автора с прописной буквы.

Бывает и такое, что прямая речь «встроена» посреди слов автора, т.е слова автора разрываются прямой речью. Здесь расставляем знаки пунктуации по следующим схемам:

А: «ПР», — А.

Рассмотрим пример для наглядности:
Он ехидно заметил: «Потолок-то кривой», — и сразу же отвел взгляд в другую сторону.

А: «ПР!(?)» — А.

А вот и пример:

Мне послышался крик издалека: «Вы где?» — и мы сразу же пошли навстречу товарищу.

А: «ПР…» — А.

Матрос с досадой произнес: «Осточертевшее море…» — и начал разглядывать свою униформу. В отличие от восклицательного и вопросительного знака, при многоточии расстановка знаков схожа с расстановкой кавычек при точке.

Что касается вопроса оформления диалогов, то тут присутствует два варианта.

Первый способ:

Возможно расписать все фразы в одну строчку, при этом должно соблюдаться отсутствие слов автора. В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. Высказывания должны быть заключены в кавычки и отделены между собой с помощью тире.

Рассмотрим пример:

Тихая ночь. Посреди сельской местности два человека шли, держась за руки. Девушка спросила: «Каким образом тебе это удалось?» — «Давай это останется секретом». — «Вот же скрытный ты человек!» — «Приму за комплимент».

Второй способ:

Каждая новая строка — новая реплика, не ставятся кавычки, но присутствует тире в начале предложения.

– Куда идешь?
– Куда глаза глядят.

Оформление цитат

  1. Цитата записывается в зависимости от оформления прямой речи.
  2. Чать цитаты пропускается и заменяется многоточием из-за её емкости.
  3. В цитату входит авторский текст или его часть и данном случае следует заключать его (её) в кавычки.
  4. Цитирование стихотворений происходит с соблюдением строф и строчек, но без заключения в кавычки.

Г.Гейне считал: «Римляне вряд ли изучали грамматику, они бы не завоевали полмира».

В свое время В.Иванов иронично заметил: «Мне кажется, что ночной прибор следует купить до конца света».

По словами А. Белякова, творчество Бетховена было пронизано «той самой «революционной героикой».


Знаки препинания при прямой речи

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.

Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь , первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а - слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка - после них.

Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь находится перед словами автора , то она заключается вкавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Слова автора внутри прямой речи

1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора .

2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи . Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.

«П, - а. - П». «П, - а. - П?» 1) «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, - думал я. - Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин)

2) «Как вы меня испугали, - сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. - О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)

«П! - а. - П». «П! - а. - П!» 1) «Стой, братцы, стой! - кричит мартышка. - Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! - с удивле­нием сказал Лжедмитриев. - Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров)
«П? - а. - П». «П? - а. - П?» 1) «Куда вы? - сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. - Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? - сросил я. - Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин)
«П... - а. - П». <.П... - а. - П?» 1) «Обожди... - сказал Морозко угрюмо. - Давай письмо». (А. Фадеев) 2) «Погоди... - высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. - Как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький)

3. В авторских словах , разрывающих прямую речь , могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится к прямой речи , стоящей перед словами автора , второй - к прямой речи после слов автора . В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире.

«П, - а: - П».

1) «Нет, ничего, прекрасно, - отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: - Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)

Прямая речь внутри слов автора

Если прямая речь находится внутри слов автора , то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится тире или запятая (в зависимости от контекста), слова автора пишутся с маленькой буквы.

Тире после прямой речи ставится, если:

б) в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие.

А: «П» - а. Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» - говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов (С. Маршак).
А: «П!» - а. Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» - если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах (Ф. Достоевский) (тире после воскли­цательного знака, которым заканчивается прямая речь).
А: «П?» - а. Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» - когда опять всё утихло вокруг (И. Тургенев) (тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь).
А: «П...» - а. Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак...» - повёл речь, прерванную питьём абрикосовой (М. Булгаков) (тире после мно­готочия, которым заканчивается прямая речь).
А: «П», а. 1) Я только посмотрел на неё, а она отвернулась и, сказавши: «Ступайте за мной, мой паж», пошла к флигелю (И. Тургенев) (запятая закрывает деепричастный оборот). 2) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздох­нул, помолчал и ушёл (А. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые, связанные бессоюзно).

Примечание . Прямая речь заключается в кавычки, если она записывается в строку.

Если же её запись идёт с новой строки и тем самым она выделяется в абзац, то перед ней ставится тире (без кавычек). Такое оформление принято в печатных текстах. Например:

1) - Боже мой, Надя приехала! - сказал он и весело рассмеялся. - Родная моя, голубушка! (А. Чехов)

2) Волосы шевельнулись у меня на макушке, как будто кто-то дунул сзади, и как-то само собой у меня вырвалось, невольно:

- Сколько же лет Аристарху Платоновичу?! (М. Булгаков)

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...