Понятие методики методов и технологии методологии. Понятие методика социально-педагогического сопровождения

Общее понятие

Методика - это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология . Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик - как методика .

Понятие "методика" в различных отраслях

Образование

Методика обучения предмету включает в себя :

  • цели обучения
    • образовательные цели
    • развивающие цели
    • воспитывающие цели
    • практические цели
  • принципы обучения
  • содержание обучения
  • методы обучения
    • общие методы обучения
    • частные методы обучения

Экспериментальная наука

Теоретическая наука

Раздел нуждается в дополнении.

Требования к методике

Необходимыми требованиями к методике, как к конкретному "рецепту", процедуре, являются следующие:

  • реалистичность;
  • воспроизводимость;
  • внятность;
  • соответствие целям и задачам планируемого действия, обоснованность;
  • результативность.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.
  • Сенькина Г.Е., Емельченков Е.П., Киселёва О.М. Методы математического моделирования в обучении: монография/ Смол. гос. ун-т. - Смоленск, 2007.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Методика" в других словарях:

    методика - Установленный способ осуществления деятельности. Примечания 1. Во многих случаях методики документируются [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Справочник технического переводчика

    - (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТОДИКА греч. methodike. Тоже, что методология.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Методика - – установленный способ осуществления деятельности. Примечания: 1. Во многих случаях методики документируются, [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    МЕТОДИКА, методики, жен. Система правил, изложение методов обучения чему нибудь или выполнения какой нибудь работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях методика расчета, методика оценки, методика составления, разработки. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь

    МЕТОДИКА, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода … Философская энциклопедия

    Методика - (Methodology, guideline) – 1.Документ, рекомендующий к применению определенные способы действия (в бухгалтерском учете, отчетности, решении экономико математических задач и так далее), не требующий рассмотрения или утверждения руководством… … Экономико-математический словарь

    Совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    МЕТОДИКА, и, жен. 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупность методов обучения чему н., практического выполнения чего н. М. опытов. | прил. методический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 годегетика (1) методология (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. 1. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. л. деятельности. 2. Всоциологии система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их… … Энциклопедия социологии

Книги

  • Методика определения фактических потерь тепловой энергии через тепловую изоляцию трубопроводов , . Методика определения фактических потерь тепловой энергии через тепловую изоляцию трубопроводов водяных тепловых сетей систем централизованного теплоснабжения. Методика устанавливает порядок…

В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь». Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.

Фактически любая область человеческой деятельности характеризуется своими собственными методами. Часто говорят о методах литературного творчества, методах сбора и обработки информации, ведения предпринимательской деятельности. При этом речь чаще всего идет о наиболее общих принципах и подходах, которые положены в основу познания одной из сторон действительности и действий с ее объектами.

Известно несколько самостоятельных классификаций методов. Они могут разделяться на общие и частные. Иногда выделяют особые методы конкретных научных дисциплин, например, сравнительный метод в языкознании или метод системных описаний в психологии. Но есть и наиболее общие методы, которые широко используются в любых науках, а также в образовании. К ним можно отнести непосредственное наблюдение, эксперимент и моделирование.

Отличие методики от метода

Методика, если сравнивать ее с методом, носит более конкретный и предметный характер. По сути своей она представляет собой хорошо подготовленный и адаптированный к конкретной задаче алгоритм действий в рамках методологического подхода. Эта более или менее четко заданная последовательность операций базируется на принятом методе, на его основных принципах. По своему содержанию понятие «методика» ближе всего стоит к термину «технология».

Отличительный признак методики – детализация приемов и приближение их к задаче, стоящей перед исследователем или педагогом. Если, к примеру, в социологическом исследовании решено использовать метод интервьюирования, то методика подсчета результатов и их интерпретации может быть разной. Она будет зависеть от принятой концепции исследования, особенностей выборки, уровня оснащенности исследователя и так далее.

Говоря другими словами, в методике непосредственно воплощается метод. Считается, что хороший ученый или педагог, работающий в рамках определенного метода, владеет целым репертуаром методик, что позволяет ему проявлять гибкость в подходах и приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности.

В учебной и научной педагогической литературе понятия «технология» и «метод» находятся в такой тесной взаимосвязи, что нередко их рассматривают то как синонимы, то как соподчиненные явления, то как составные части целого (технология в методе, методы в технологии). Чтобы четко разграничить эти категории, необходимо рассмотреть, что собой представляет метод как педагогическое понятие.

Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Уже само значение этого слова свидетельствует о том, что оно может использоваться в социальной педагогике достаточно широко.

В зависимости от сферы применения выделяются отдельные группы методов: методы воспитания; методы обучения; методы педагогической реабилитации; методы педагогической коррекции и др. Внутри каждой группы разработаны свои методы, в зависимости от того, на что они нацелены и каким способом решают проблему.

По отношению к социально-педагогической технологии методы могут выступать ее составной частью, обеспечивая в совокупности решение проблемы. Чтобы определить, какой метод необходим в определенной социально-педагогической ситуации для решения функциональной задачи, необходимо пользоваться классификацией методов.

Существует множество подходов к классификации методов. Каждая классификация строится на определенном основании. Представим один из подходов, который может использоваться при рассмотрении социально-педагогических технологий, при их разработке и корректировке.

Однако, прежде чем представить классификацию методов, следует разобраться в том, какое они занимают место и какую выполняют роль в решении функциональных задач вообще, а также в той или иной технологии в частности.

Итак, метод в социальной педагогике - это путь (способ) решения определенной проблемы человека, группы. Причем известно, что решение проблемы (проблем) человека достижимо только посредством реализации потенциала возможностей самого человека. Другими словами, источником решения проблем человека является он сам. Методы и направлены на то, чтобы включить человека в определенные действия для решения своих проблем: направленного развития; овладения (усвоения); коррекции (исправления) усвоенного; совершенствования каких-либо возможностей; восстановления знания, умения, навыка и их совершенствования и пр.

Для того, чтобы применить метод, нужный именно в данном конкретном случае, необходимо прежде всего определить, на кого следует направить социально-педагогическое воздействие, чего следует добиваться и каким образом этого достичь. Можно выделить три уровня классификации, обусловливающие место и роль методов.



Субъектный уровень обусловливает субъектность применения метода. В качестве субъекта действия выступают:

специалист (специалисты). Методы, которые они применяют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;

сам человек (группа посредством самоуправления). Это - внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой). Названия таких методов начинаются с «само-»;

специалист (специалисты) и лицо (группа), на которое (на которую) осуществляется педагогическое воздействие. Речь в данном случае идет о методах, обусловливающих совместные действия специалиста и самого человека (самой группы). Это методы совместной деятельности, совместного участия в процессе решения каких-либо задач, методы действия одной стороны и адекватные действия - другой и пр.

Варианты соотношения внешнего, внутреннего и совместного действия могут быть самые различные в зависимости от ситуации, возраста клиента и других факторов.

Функциональный уровень обусловливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные (главные, ведущие) и обеспечивающие. Основной функциональный метод - это метод, который включает объект (человека, группу) в определенные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели - методы реализационных действий, деятельности (практические методы). Обеспечивающие функциональные методы - это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий. К ним относятся: методы воздействия на сознание, чувства человека; методы организации деятельности; методы стимулирования (сдерживания) действий, а также методы самоубеждения, самоорганизации, самопоощрения, самопринуждения и пр.

Предметный уровень обусловливает способ реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации - свою предметность, которая показывает собственно способ реализации функциональных возможностей метода. К ним относятся: группы методов действий (практические методы) - методы упражнений, методы тренировок, методы игр (игровые методы), методы научения и др.; группы методов воздействия - методы убеждения, информационные методы; группы методов организации деятельности - методы управления, методы контроля деятельности, методы создания ситуационных сред, определяющих определенный характер деятельности, и др.; группы методов стимулирования (сдерживания) - методы поощрения, методы соревнования, методы принуждения, методы контроля, методы создания ситуаций, стимулирующих (сдерживающих) активность в действиях, поступках, и др. Некоторые методы могут иметь место в различных функциональных группах, например игровые методы, методы создания ситуационных сред и др. Методы выступают составной частью любой социально-педагогической технологии. Название некоторых технологий иногда определяется по ведущему методу (группе методов), применяемых в ней. В частных технологиях может находить отражение один из ведущих методов, который при этом нередко определяет название данной технологии.

Методика . С понятием метода тесно связано понятие «методика». Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. И в педагогической литературе и практике понятия метод и методика так переплетены, что разделить их очень сложно.

В качестве наиболее характерных особенностей, отличающих содержание методики, следует выделить:

а) технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода. В данном понимании иногда методика рассматривается как синоним техники реализации метода. Такой подход к выделению методики находит отражение и в дидактике, и в теории и практике воспитания;

б) выработанный способ деятельности, на основе которого реализуется достижение конкретной педагогической цели - методика реализации определенной педагогической технологии. В этом случае под методикой понимается методическая разработка, раскрывающая последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели. Например, методика формирования привычки, методика обучения письму, методика развития речи, методика организации практики студентов и т.д.;

в) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины, включающие рекомендации по изучению отдельных разделов, тем, проведения различных видов учебных занятий - частная методика преподавания.

Средство . Это то, использование чего (что) ведет к достижению выбранной цели. Средства - это инструментарий метода. Нередко в педагогической литературе встречается смешение эти понятий, когда трудно отделить метод от средств и наоборот. Средство может быть определяющим фактором метода. Предлагаемые вариант понятий метода и средства позволяет и более четко раз граничить их и показать их взаимосвязь.

Средство может выступать также фактором технологии - когда определяет основной источник ее функционирования, например игра, учеба, туризм и пр.

Предлагаемый подход позволяет выделять: средства педагогического (социально-педагогического) процесса и средства педагогической (социально-педагогической) деятельности.

Средства педагогического процесса - это те средства, которые выступают составной частью деятельности специалиста в процессе внедрения педагогической технологии. К ним относятся: учебе труд, правила поведения, установленные в образовательном учреждении, культурно-досуговая деятельность, физкультурно-оздоровительная, физкультурно-спортивная деятельность, туризму общественная работа, режим (для исправительных колоний) и т.д.

Средства педагогической деятельности - это то, что использует специалист, в частности социальный педагог, в своей профессиональной деятельности для влияния на человека, группу в процессе социально-педагогической работы с ними. Чаще всего это инструментарий метода. Посредством инструментальных средств обеспечивается достижение педагогической (социально-педагогической) цели. К таким средствам относятся: слово, действие, пример, книга, технические средства и пр.

Таким образом, средства являются составной частью любого метода, технологии, они определяют их, и через них обеспечивается возможность практической реализации, достижение прогнозируемой цели в социально-педагогической работе с клиентом.

Прием . В педагогической теории и практике широко применяется также понятие «прием». Диапазон его использования настолько велик, что оно часто трактуется произвольно, чему во много способствует и отсутствие однозначного определения этого понятия в педагогике.

Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобразное действие, движение, способ осуществления чего-нибудь. В педагогике (в том числе и в социальной педагогике) - это способ использования какого-либо средства в процессе педагогической деятельности.

Сущность его можно рассматривать как совокупность и (или) своеобразие использования и проявления личностных, словесные: интонационных, мимических возможностей, поведения, действии поступков и других проявлений специалиста в процессе целенаправленной педагогической деятельности, в частности реализации социально-педагогической технологии, метода, средства.

№ 3. Классификация социально-педагогических технологий

Классификация (от лат. classis - разряд, класс + facio - делаю) - это система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Роль классификации в познании чрезвычайно велика. Она позволяет систематизировать исследуемые объекты по определенным основаниям с учетом качественных характеристик каждого из них.

Известно множество социально-педагогических технологий, однако их классификация пока не разработана. В то же время она необходима по многим причинам, поскольку классификация:

позволяет упорядочить социально-педагогические технологии по определенным критериям, что упрощает их выбор и практическое использование;

показывает, какие, для какой категории объекта и для каких условий практического применения имеются социально-педагогические технологии, а каких нет либо выбор их ограничен;

способствует созданию банка социально-педагогических технологий с учетом их специфических особенностей.

Формирование такого банка данных исключительно актуально. Он объединяет и систематизирует сложившиеся и проверенные на практике социально-педагогические технологии, что дает возможность специалисту оперативно выбрать наиболее оптимальный вариант технологии для практического применения и, при необходимости, внести в нее определенные коррективы , а также предложить какую-либо новую технологию решения той или иной социально-педагогической проблемы. Исследователю такой банк технологий поможет выявить те аспекты разработки и совершенствования социально-педагогических технологий, которые требуют изучения и научного обоснования . Полезен банк технологий и для начинающего специалиста, так как позволит ему использовать в типовых ситуациях уже проверенный опытом способ деятельности.

Для разработки классификации социально-педагогических технологий необходимо определить ее основания и критерии.

Основания классификации - это те качественные характеристики, которые позволяют систематизировать технологии применительно к решению основных проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения.

Наиболее существенными основаниями для классификации социально-педагогических технологий являются :

тип социально-педагогической технологии;

назначение социально-педагогической технологии;

субъект применения;

объект применения;

место применения;

способ реализации.

В соответствии с выделенными основаниями необходимо определить критерии, по которым можно осуществить систематизацию и классификацию социально-педагогических технологий.

Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. По одному основанию может быть выделено несколько критериев. Они позволяют в большей степени индивидуализировать технологии.

Рассмотрим наиболее общие для каждого выделенного основания критерии, которые позволят разработать общую классификацию социально-педагогических технологий.

Тип технологии . Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, который определяется ее характером. Поэтому характер технологии является основным критерием по данному основанию, позволяющим выделить общие и частные технологии.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее разрешению.

Частные технологии направлены на решение определенной частной цели, задачи.

Назначение технологии . Критерий по данному основанию позволяет выделить социально-педагогические технологии в зависимости от основной цели деятельности социального педагога (главное назначение технологии) в данной ситуации по отношению к конкретному объекту. В качестве такого критерия и выступает целевое назначение социально-педагогической технологии. В соответствии с данным критерием технологии могут иметь:

направленное целевое назначение - технологии развития, воспитания; педагогической коррекции; педагогической реабилитации; исправления (перевоспитания); информационно-пропагандистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;

комплексное назначение - технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей.

Субъект применения . Критериев по данному основанию существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. Другими словами, по данным критериям социальный педагог может выбрать наиболее подходящую для него в данной ситуации технологию, в процессе реализации которой он сумеет добиться наибольшей результативности. К критериям по данному основанию относятся:

уровень профессионализма - начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;

специализация социального педагога - по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и др.

Объект применения . Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от характеристики объекта деятельности. Такими критериями могут выступать следующие характеристики объекта:

социальная - ученик, студент, военнослужащий, семья, родитель и др.;

возрастная - ребенок, подросток, юноша и др.; личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необходимость социально-педагогической работы с ним) - характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, динамичность личности, компенсационные возможности и др.;

количественная - отдельная личность, группа, коллектив; другие критерии.

Каждое социально-педагогическое учреждение, по мере накопления опыта работы с различными категориями объектов и вариантов технологий, формирует свой банк с учетом наиболее важных критериев, выдвигаемых потребностями практики.

Место применения . Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зависимости от того, в каких условиях наиболее целесообразно, оптимально их применение. Условия применения как критерий классификации технологий позволяют выделить в качестве места применения: образовательное учреждение; специализированный центр; место жительства и др.

Способ реализации . Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимости от способа достижения цели (используемые основные методы, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии. То есть критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели - ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.); совокупность основных методов; авторские методики (воспитание в коллективе А.С.Макаренко; коррекция бродяжничества П. Г. Вельского; технология саморазвития М.Монтессори; технология свободного труда С.Френе и др.).

Изложенные основания и критерии классификации позволяют выделить основные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа - технологии общие и технологии частные.

Социально-педагогические технологии общего типа (общие социально-педагогические технологии) . Это технологии, включающие полный цикл социально-педагогической работы с клиентом, группой. На практике часто вместо выражения «социально-педагогическая технология» используются термины «методика», «программа», «сценарий» и пр.

Социально-педагогические технологии частного типа (частные социально-педагогические технологии)

выявление и диагностирование индивидуальных особенностей

Клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.

По назначению диагностико-прогностические технологии также могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностико-прогностического анализа. Например: социального педагога школы интересуют, в чем причины затруднений ученика в обучении и каковы возможности их преодоления; мама приводит своего ребенка в центр социального обслуживания семьи (или медико-психолого-социальный центр) на диагностико-прогностическую консультацию, для того чтобы выяснить, как преодолеть трудности взаимоотношений с ним, наметить пути коррекции его воспитания и т. п. В каждом случае возможна своя технология работы, от которой зависят получаемые результаты.

Социально-педагогические технологии частного типа (частные социально-педагогические технологии). Эти технологии выделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов. Поэтому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями. К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также выбор оптимальной технологии, непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии.

Каждая из функциональных социально-педагогических технологий подлежит классификации по тем же основаниям и критериям, которые использованы для общих технологий. Рассмотрим отдельные виды частных технологий.

Диагностические социально-педагогические технологии . Такие технологии предназначены для выполнения конкретной функции - постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социально-педагогической запущенности объекта, степени отклонения, социально-педагогических особенностей его развития и пр.

Назначение . Такие технологии подразделяются в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована). Даже общая диагностика предусматривает определенный минимум деятельности, позволяющий достаточно полно оценить исследуемое явление. От того, что диагностируется, очень часто зависит, как это следует делать (наиболее целесообразный способ) и где (в каких условиях) лучше ее проводить. В зависимости от целевой направленности различают и диагностические технологии.

Субъект применения . Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.

Объект применения . Методика диагностики обычно ориентирована на определенную область практического применения.

Место реализации . Диагностические технологии используются, как правило, в специальных центрах, консультационных пунктах.

Всякая диагностическая технология предусматривает определенные способы реализации. Они могут быть более или менее эффективными и зависеть от ряда факторов (технической оснащенности подготовленности специалиста, подготовленности лаборатории для диагностики и пр.). В зависимости от объекта диагностики формируется банк технологий, дифференцированных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологические или психологические методики с использованием специальных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в определенные виды деятельности и т.д.

Диагностико-прогностические социально-педагогические технологии . Такие технологии используются чаще всего в специализированных социально-педагогических учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение - не только выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.

По назначению диагностико-прогностические технологии также могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностико-прогностического анализа. Например: социального педагога школы интересуют, в чем причины затруднений ученика в обучении и каковы возможности их преодоления; мама приводит своего ребенка в центр социального обслуживания семьи (или медико-психолого-социальный центр) на Диагностико-прогностическую консультацию, для того чтобы выяснить, как преодолеть трудности взаимоотношений с ним, Наметить пути коррекции его воспитания и т. п. В каждом случае возможна своя технология работы, от которой зависят получаемые результаты.

Способы реализации диагностико-прогностической технологии определяются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогнозирования и их взаимосвязь. Нередко прогностическая деятельность социального педагога определяется его личным опытом и педагогической интуицией.

Конкретный способ реализации диагностико-прогностической технологии ориентируется на специализацию и профессиональную компетентность субъекта и индивидуальные особенности ее объекта , а также место применения .

Прогностическую часть социально-педагогической технологии можно выделить и рассмотреть как самостоятельную технологию.

Выбор оптимальной технологии (целевой технологии социально-педагогической деятельности). Это определенная практическая деятельность (методика), которая направлена на выбор наиболее оптимальной для конкретного случая технологии социально-педагогической деятельности по реализации проблемы (проблем) клиента, выполнению социально-педагогического заказа действий. Такой выбор требует учета сущности социального заказа, потребностей (социально-педагогических проблем, индивидуальной предрасположенности объекта), подготовленности специалиста (специалистов), технологических и материальных возможностей, условий среды реализации. Как правило, в каждом социально-педагогическом учреждении складывается своя технология деятельности; каждый специалист (социальный педагог) вырабатывает свою методику работы с клиентом (объектом).

Методика выбора оптимальной технологии определяется своеобразием целевой технологии, профессиональной компетентностью субъекта и индивидуальными особенностями объекта , а также местом ее реализации . Характерной особенностью методики выбора является также и то, для кого готовится целевая технология - для специалистов учреждения или для себя самого.

Непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии (технология и методика непосредственной подготовки к социально-педагогической работе с клиентом). Такая технология включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечить необходимое качество реализации выбранного способа деятельности с конкретным объектом. По своей сути непосредственная подготовка, помимо решения комплекса материальных, технических, организационных и методических мер, предусматривает уточнение ее с учетом исполнителей (субъектов), объекта социально-педагогической работы и места реализации целевой технологии.

Технология непосредственной подготовки для специалистов социально-педагогического учреждения в значительной степени носит типовой характер. В учреждении накапливаются варианты подготовки к той или иной целевой технологии по содержанию, объему, последовательности и методике ее осуществления. Такие технологии работы труднее индивидуализируются и по субъекту и по объекту реализационной деятельности. Например, социальный педагог школы часто готовит ее для себя. Он определяет, что и как ему реализовывать. Социальный педагог центра по работе с семьей (медико-психолого-социального центра) обычно готовит эту технологию для специалистов-практиков, а также для родителей. Что касается родителей, то такая подготовка нередко становится частью реализационной технологии по подготовке их к практической работе с ребенком. В нее, в частности, входит изменение понимания родителем своей роли в социально-педагогической работе с ребенком, обучение новой методике работы, формирование уверенности в способности по-другому строить воспитательную работу и целый ряд других аспектов.

Технология подготовки целевой деятельности для себя в значительной степени определяется стилем педагогической деятельности самого специалиста, которая, в свою очередь, во многом определяется его личностью, мотивацией, опытом, отношением к деятельности и многими другими факторами.

В каждом конкретном случае вся непосредственная подготовка определяется сложившимся опытом работы социально-педагогического учреждения либо стилем деятельности социального педагога.

Практическая реализация целевой технологии (технология практической деятельности). К этой разновидности относятся технологии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Специалист - социальный педагог (группа специалистов), используя целевые технологии, способствует (способствуют) достижению прогнозируемых целей социально-педагогической работы с человеком, группой.

По своему назначению технологии практической деятельности, как указывалось выше, чрезвычайно разнообразны. Каждая из них ориентирована на определенную подготовку и опыт субъектов реализации, на конкретного объекта работы и место реализации (условия оптимальной реализации) технологии.

По способу реализации целевые технологии также разнообразны, в зависимости от используемых методов, средств и приемов, задействованных в них.

По своей сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены для обеспечения достижения социально-педагогических целей. От эффективности их практического применения во многом зависит действенность всей социально-педагогической деятельности специалиста (специалистов). Все остальные функциональные социально-педагогические технологии носят преимущественно обслуживающий характер.

Экспертно-оценочные социально-педагогические технологии . Эти технологии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий либо общей технологии специалистом (специалистами) в социально-педагогической работе с клиентом, группой. Они позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности. На ее основе делается вывод и принимается решение о необходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социально-педагогической работы.

Экспертно-оценочные технологии позволяют определить уровень и качество социально-педагогической деятельности специалиста. Они могут осуществляться и для определения перспектив социально-педагогической работы с клиентом. Каждая такая технология (методика) имеет свое назначение, ориентирована на определенный объект с учетом его возрастных, половых и других особенностей, а также на среду, в которой она осуществляется. Методика требует и специальной подготовки специалиста - социального педагога.

Рассмотренная классификация социально-педагогических технологий может уточняться и дополняться с учетом новых критериев и потребностей реальной практики.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Что такое классификация? Охарактеризуйте наиболее существенные основания и критерии для классификации социально-педагогических технологий.

Дайте общую характеристику классификации социально-педагогических технологий.

Дайте характеристику социально-педагогических технологий общего типа.

Дайте характеристику функциональных (частных) социально-педагогических технологий.

Раскройте особенности диагностико-прогностической социально-педагогической технологии.

Дайте характеристику целевых технологий и особенностей их выбора.

Раскройте особенности непосредственной подготовки к реализации целевой социально-педагогической технологии.

Раскройте особенности экспертно-оценочной социально-педагогической технологии.

Литература

Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников) / Сост. Н.Е. Щуркова. - М., 1992.

Пенькова Р. И. Технология управления процессом воспитания молодежи: Учеб. пособие. - Самара, 1994.

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб.-практ. пособие. - М., 1997.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. - М., 1998.

Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. - М., 1998.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагу-зовой. - М., 2000.

Методология – учение о принципах исследования, формах и способах научного познания. Методология определяет общую ориентацию исследований, особенности подхода к объекту изучения, способ организации научного знания.

Различают три взаимосвязанных иерархических уровня методологии: философскую, общенаучную и частную методологию. Философская методология - самый высокий уровень. Определяющее значение для нее имеют принципы, сформулированные в истории фф: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания, категории общего, частного и отдельного, качества и количества; принцип всеобщей связи явлений, принципы противоречия, причинности. Сюда входит также логика научного познания, требующая соблюдения законов логики по отношению к изучаемому явлению. Общеметодологические способы исследования - анализ и синтез изучаемых явлений. Методологические принципы познания развиваются вместе с наукой.

Философская методология устанавливает формы научного познания, основываясь на раскрытии взаимосвязей наук. В зависимости от принципов, лежащих в основе деления, выделяют различные классификации наук, из которых наиболее общим является их деление на физико-математические, технические, естественные и гуманитарные.

Общенаучная методология представляет собой обобщение методов и принципов изучения явлений различными науками. Общенаучные способы исследования - наблюдение, эксперимент, моделирование, которые носят разный характер в зависимости от специфики науки.

Наблюдение включает в себя отбор фактов, установление их признаков, описание наблюдаемого явления в вербальной или символической форме (графики, таблицы и пр.) Лингвистическое наблюдение касается отбора языковых явлений, выделения из устной или письменной речи определенного факта, соотнесения его с изучаемой парадигмой явления, определения его свойств и признаков: выделение групп лексики, грамматических свойств слова и т.д. Здесь требуется хорошее знание языка исследователем, наличие у него так называемого этимологического чутья.

Эксперимент – это поставленный в точно учитываемых условиях опыт. В лингвистике эксперименты проводятся как с использованием приборов и аппаратов (экспериментальная фонетика, нейролингвистика), так и без них (психолингвистические тесты, анкетирование и пр.).

Моделирование – способ познания действительности, при котором объекты или процессы изучаются путем построения и исследования их моделей. Под моделью понимается любой образ (изображение, чертеж, схема, график и пр.) или устройство, используемые в качестве «заместителя» объекта или явления. Модель строится на основе гипотезы об устройстве оригинала и является его функциональным аналогом. Понятие модели вошло в языкознание в 60-е гг. в связи с проникновением в него идей и методов кибернетики.

Интерпретация – общенаучный метод познания, состоящий в раскрытии смысла полученных результатов и включении их в систему существующих знаний. Без этого их смысл и ценность остаются нерсаскрытыми. В 60-70-е гг. развилось направление - интерпретирующая лингвистика, которая рассматривала значение и смысл языковых единиц в зависимости от интерпретирующей деятельности человека.

Частная методология - методы конкретных наук: лингвистические, математические и пр., соотносящиеся с философской и общенаучной методологией и могут заимствоваться др. науками. Лингвистические методы исследования характеризуются слабой формализацией доказательств и редким применением инструментальных экспериментов. Лингвист ведет анализ путем наложения имеющихся знаний об объекте на конкретный материал (текст), из которого производится та или иная выборка, а теория стоится на основе моделей-образцов. Свободная интерпретация разнообразного фактического материала по правилам формальной логики и научная интуиция являются характерными чертами лингвистических методов.

Термин метод не имеет однозначного толкования. В.И.Кодухов предлагает различать 4 понятия, выражаемые этим термином:

· Метод-аспект как способ познания действительности;

· Метод-прием как совокупность правил исследования;

· Метод-методика как процедура применения метода-приема;

· Метод-способ описания как внешняя форма приема и методики описания.

Чаще всего под методом понимаются обобщенные совокупности теоретических установок, приемов исследования, связанных с определенной теорией. Метод всегда вычленяет ту сторону объекта исследования, которая признается главной в данной теории: исторический аспект языка – в сравнительно-историческом языкознании, психологический – в психолингвистике и т.д. Любой крупный этап в развитии языкознания сопровождался изменением метода исследования, стремлением создать новый общий метод. Т.о., каждый метод имеет свою сферу применения, исследует свои аспекты, свойства и качества объекта.

Методика исследования – процедура применения того или иного метода, которая зависит от аспекта исследования, техники и способов описания, личности исследователя и иных факторов. Так, при количественном изучении единиц языка в зависимости от целей исследования могут использоваться разные методики: приблизительные подсчеты, подсчеты с помощью математического аппарата, сплошная или частичная выборка языковых единиц и т.п. Методика охватывает все этапы исследования: наблюдение и сбор материала, выбор единиц анализа и установление их cвойств, способ описания, прием анализа, характер интерпретации изучаемого явления. Различие в школах внутри одного лингвистического течения чаще всего заключается не в методах исследования, а в различных методиках анализа и описания материала, степени их выраженности, формализованности и значимости в теории и практике исследования. Так, например, характеризуются различные школы структурализма: пражский структурализм, датская глоссематика, американский дескриптивизм.

Т.о., метод, методология и методика тесно связаны и взаимно дополняют друг друга. Выбор в каждом конкретном случае методологического принципа, сферы применения метода и методики зависит от исследователя, целей и задач исследования.

В различных сферах деятельности мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как методика и технология. Данные категории обозначают способы достижения целей, поставленных перед образовательным, производственным, политическим процессом. Многие специалисты считают методику синонимом технологии, и наоборот. Как отличить понятия друг от друга и действительно ли между ними есть ли существенная разница?

Определение

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная, опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо. В объём понятия входят организационные приёмы и операции, которые применяются исполнителем в процессе труда.

Сравнение

Главное отличие между указанными категориями заключается в степени их проработки. Так, методику можно назвать направлением движения, дорожной картой, по которой будет двигаться исполнитель. А технологию – подробным маршрутом, который позволяет прогнозировать скорость, дистанцию и другие важные нюансы. Таким образом, методика – это ядро технологии: прикладной инструментарий же может изменяться, ускоряя производственные процессы, но сущность остаётся прежней.

Таким образом, фундаментальное отличие кроется в планируемом исходе операций, совершаемых исполнителем. Исход реализации методики трудно предугадать, он зависит от многих факторов. Грамотное использование технологии всегда приводит к нужной цели, если все шаги выполнены правильно.

Выводы сайт

  1. Степень детализации. Методика – общее направление деятельности, технология – прикладное.
  2. Содержание. Технология – последовательность правил, а методика – их внутреннее содержание, идеология.
  3. Результат. Исход удачного использования технологии можно предугадать, а вот планировать реализацию методики всегда сложнее.

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...