Помощь логопеда после инсульта. Можно ли восстановить речь после инсульта

Навигация

Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?

Причины афазии

Афазия при инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию - повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Виды афазии

  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения . При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.

Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха - комплексный подход.

Типы терапии

В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.

Медикаментозное лечение

Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:

  • Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
  • Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
  • Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
  • Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.

При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:

  • Актовегин.
  • Мексидол.
  • Цераксон.
  • Глиатилин.

Несколько оригинальный, но действенный медикаментозный ответ на вопрос, «как восстановить речь после инсульта» заключается в применении стволовых клеток. Благодаря этим бессмертным и универсальным цитологическим единицам происходит быстрая замена отмерших нейронов. Для целей лечения врачи берут биоматериал пациента, выращивают его до необходимого числа, затем вводят с интервалом в два месяца. Как показывает практика, этот метод имеет право на жизнь и отличается эффективностью.

Помощь логопеда

Как еще после инсульта восстановить речь? Посредством посещения логопедического кабинета. Логопед после инсульта - один из главных врачей и помощников больного.

Зачастую пациентам приходится заново учиться говорить, проходя весь путь сначала. Услуги логопеда для взрослых после инсульта стоят недешево, потому лучшим решением станет посещение врача при стационаре.

После инсульта можно восстанавливаться и в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации без помощи профессионала не обойтись.

К каким методам прибегает доктор:

  • На первой стадии специалист знакомится с больным, устанавливает контакт и проводит первичную диагностику: оценивает силу голоса, тембр, тяжесть поражения, способность понимать обращенную речь.
  • Далее занятия с логопедом проводятся по нарастающей сложности. Материал для занятий подбирается, исходя из тяжести патологии.
  • В самом начале проводится работа над произношением отдельных слов, затем над пониманием их в контексте сложных семантических конструкций.
  • Типичный пример задачи: логопед начинает фразу и предлагает больному ее закончить.
  • В качестве методики в ходе логопедических занятий может быть предложена любимая песня больного. Пациенту предлагается вспомнить и произнести слова, подпевать. Большую роль в данном случае играет положительная мотивация.
  • Больному предлагается рисовать картинки по представленной теме.

Длительность первых занятий не превышает 10-15 минут. Спустя месяц-два добавляют еще 15 минут и доводят длительность до получаса.

Примерный комплекс упражнений

Логопедические упражнения «завязаны» на постоянных тренировках. По окончании острого периода и по согласованию с логопедом пациент может выполнять комплексы лечебной гимнастки на дому.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  • Губы напрячь и вытянуть вперед, образуя трубочку и, как бы желая произнести звук «У». Повторить 5-10 раз. Тренирует мимическую мускулатуру.
  • Слегка прикусить нижними зубами верхнюю губу. Затем проделать то же самое, прикусывая верхними зубами нижнюю губу.
  • По счету «один» опустить голову, прижимая подбородок к груди. По счету «два» вернуться в первоначальную позицию.
  • Язык высунуть. Свернуть в трубочку.
  • Высунуть язык вперед настолько, насколько позволяет его длина. Теперь постараться достать сначала до подбородка, а затем до носа.
  • Вытянуть шею насколько, насколько позволяет позвоночник, высунуть язык на максимальную амплитуду. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
  • Выполнить предыдущее упражнение. На пике произнести шипящий звук.
  • Совершить цокающие движения языком.
  • Высунуть язык. Теперь нужно облизывать губы движениями по кругу.
  • Загнуть язык назад, желая облизать мягкое небо.
  • Выполнить круговые движения языком, не открывая рот.
  • Громко чмокать, как бы посылая поцелуи в воздух.
  • Улыбнуться, максимально «растягивая» улыбку.

Позднее следует стараться произносить отдельные слова и скороговорки.

Как можно вернуть речь, выполняя указанные упражнения? Систематические занятия восстанавливают стереотипные, автоматические движения и улучшают питание пораженных нервов и мышц.

Правила выполнения упражнений:

  • Торопиться не следует.
  • Не стоит форсировать темпы занятий.
  • При первых признаках усталости следует взять небольшую передышку.

Другие методы

  • Иглотерапия. Лечение показано при моторной афазии.
  • Физиотерапия. Подобный метод лечения также эффективен только при моторной афазии.
  • Хирургическое лечение. Применяется в исключительных случаях.

Длительность реабилитации

Сколько в среднем длится афазия? Все зависит от восстановительных способностей организма больного и сроков оказания первой помощи. Если не брать в расчет тотальную афазию, острый период длится от 3 месяцев до полугода и больше. В дальнейшем наступает постепенное улучшение речевой функции и памяти.

До стабильного состояния пациент «добирается» в течение 2-3 лет.

Как восстановить речь после ишемического инсульта ?

Это сложный вопрос, требующий комплексного ответа со стороны пациента и его врачей. Судьба пострадавшего решается в первые 72 часа, именно в этот период показано оказание помощи и в тот же момент определяется, насколько тяжелой будет афазия.

В деле терапии большое значение имеет упорство человека и психологическая поддержка со стороны близких.

В системе названные психологические и физиологические факторы помогут быстрее восстановить речевую функцию.

После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.

Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.

Восстановление речи после – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.

Почему нарушается речь после инсульта

Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.

Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.

Моторная зона отвечает за:

  • правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
  • управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.

Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.

Ответственность этой зоны:

  1. связь отдельных слов в осмысленные предложения;
  2. сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.

На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.

Главная опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.

Разновидности речевых расстройств

Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.

Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.

Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.

Различают такие виды после инсульта:

  • дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
  • афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
  • диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.

Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.

Как восстанавливать речевую функцию

Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.

Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.

Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:

  1. занятия с врачом-логопедом;
  2. различные физиологические процедуры;
  3. лечение медикаментами;
  4. регулярные физические нагрузки;
  5. интенсивные дыхательные упражнения;
  6. работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.

Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.

Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.

Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.

Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.

Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.

Занятия с врачом-логопедом

Методика восстановления речи после инсульта выбирается коллегиально неврологом и логопедом в зависимости от того, насколько велика степень нарушения речевой функции, и от общего состояния пациента. Занятия для восстановления речи после инсульта с логопедом начинаются в стационаре.

Занятия с врачом логопедом — для восстановления речи после инсульта

Общими для всех методик являются следующие приемы:

  • пение для завершения предложений;
  • при сенсорных расстройствах использовать наглядный материал для восприятия – рисунки, жесты;
  • произносить окончания предложений вместе с пациентом;
  • подтверждение пациентом слова, соответствующего картинке;
  • повторение пациентом самых обиходных бытовых фраз;
  • демонстрация врачом правильных движений губ и языка;
  • поиск пациентом рифмованных слов, комментирование картинок;
  • чтение скороговорок;
  • заучивание отрывков стихотворений.

Домашние упражнения в реабилитационный период

После выписки из больницы восстановление речи после инсульта в домашних условиях проводят родственники и врачи, навещающие больного.

Врачи, осматривая пациента, беседуя с ним, с родственниками, дают рекомендации по проведению дальнейших реабилитационных мероприятий.

  1. разговаривать с больным медленно, не повышая голоса;
  2. по возможности кто-то должен постоянно находиться в поле зрения больного;
  3. не торопить больного с ответом, чтобы не вызвать нервного срыва;
  4. не поправлять сказанное больным, если он сам об этом не просит.

Восстановление речи после инсульта – процесс длительный, растянутый во времени.

Все это время родные и близкие должны понимать, что нарушена у больного только речевая функция, но интеллект его не пострадал.

Поэтому в общении с больным следует:

  • разговаривать с больным короткими предложениями;
  • формулировать вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет»;
  • не перескакивать с одной темы на другую;
  • если не поняли сказанное, лучше переспросить, чем притвориться, что поняли;
  • для облегчения понимания использовать вспомогательные предметы – карандаш, блокнот, компьютер, телефон;
  • убрать отвлекающие раздражители – яркий свет, музыку, телевизор.

Помогут в восстановлении речи после инсульта упражнения лечебной физкультуры, игра в шахматы, пение, дыхательная гимнастика и др.

Возможные проблемы при реабилитации

В процессе реабилитации могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с привычками больного до инсультного периода.

Особенно это касается курильщиков. Категорически запрещается курение как самому больному, так и близким в его присутствии.

Это же относится к алкогольным напиткам, включая пиво. И постараться оградить больного от негативной информации.

Заключение

В процессе реабилитации нужно проявить максимум понимания и запастись терпением.

Не указывать на ошибки, но поощрять даже самый незначительный успех. Только так можно добиться максимально возможной реабилитации человека.

Видео: Практические упражнения для работы по восстановлению речи у больных перенесших инсульт

Инсульт является тяжелой патологией, которая приводит к различным сбоям в деятельности организма человека. В их число входит и отклонения в восприятии и произношении речи, которые необходимо восстанавливать сразу же, как только состояние больного пришло в норму. Рассчитывать на то, что положительный результат будет заметен уже с первых занятий, не следует. Над речевым аппаратом приходится работать намного дольше, чем над двигательным. Как же происходит восстановление речи после инсульта?

Геморрагический или ишемический инсульт приводят к тому, что у человека возникает потеря речи. Связывают это явление с тем, что патология поражает речевой центр, который находится в коре головного мозга.

Выделяют два вида таких расстройств:

  1. Афазия. Данная разновидность отличается тем, что происходит непосредственно нарушение речи, вследствие чего больной теряет способность говорить даже самые простые слова. При этом он не может распознавать речь, лишь только некоторые звуки и слова. В некоторых случаях человек вообще теряет способность понимать, какое значение имеет то или иное сказанное слово.
  2. Дизартрия. Также характеризуется потерей речи при инсульте. Происходит нарушение произношения слов и звуков. Однако, в этом случае человек хорошо понимает, что говорят окружающие люди, но не может писать, читать, правильное произношение слов вызывает сильное затруднение.

Данное явление вызывается тем, что мышечные ткани, которые ответственны за речевую деятельность, не функционируют так, как это необходимо. Нарушается артикуляция, в результате поражений некоторых областей головного мозга.

Как бороться с речевыми расстройствами

Хороший логопед после инсульта поможет речи восстановиться в как можно более кратчайшие сроки. Только грамотный специалист знает, как правильно работать с больным. Перед тем как назначить лечение, врач изучает результаты, полученные в ходе различных обследований пациента. Согласно медицинской статистике люди с поражением левой стороны тела намного быстрее поддаются коррекции.

Это связано с тем, что мышечные ткани мозга, которые отвечают за речевую функцию и находятся в левом полушарии, не подвергаются влиянию патологии. Ведь поражение развивается зеркально относительно головного мозга. Как раз таки, если парализовало правую сторону тела, то страдает левое полушарие, в результате чего происходит нарушение речевой деятельности. В этом случае прогноз менее благоприятный.

Восстанавливается ли речь после перенесенного заболевания полностью? Привести в норму эту функцию возможно. Период ее восстановления зависит от того, насколько сильно поражены ткани мозга, и где именно располагается источник кровотечения. Логопед после инсульта приступает к терапии тогда, когда человек приходит в сознание. Чем раньше начать процесс реабилитации, тем благоприятнее прогноз.

Для восстановления речи после инсульта может понадобиться меньше времени, если начать делать логопедические упражнения уже спустя 1-3 недели после перенесенной патологии. Также вместе с этим пациенту назначают прием лекарственных препаратов, которые помогают улучшить речевую деятельность.

Всех очень сильно волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. В настоящее время большое количество специалистов работают в данной сфере, поэтому существует несколько способов, как вернуть способность к произношению и распознаванию речи.

Лечение афазии после инсульта осуществляется с помощью таких способов, как:

  1. Логопедическая методика. Логопед после инсульта проводит с пациентом различные занятия, в которые входит логопедическая и артикуляционная гимнастика. В процессе лечения врач применяет методику мелодической интонации, которая помогает активизировать работу правого полушария мозга. Современные методики позволяют использовать совместно инновационные технологии и средства фармацевтики, благодаря чему достигается положительный результат намного быстрее.
  2. Оперативное вмешательство. Данный способ осуществляется для того, чтобы восстановить деятельность речевых зон. С помощью операции циркуляция крови в головном мозге приходит в норму, нервные клетки стабилизируются и снова начинают функционировать в полном объеме.
  3. Физиотерапия. Данные процедуры проводятся в основном для такой разновидности заболевания, как моторная афазия. Однако, в настоящее время они еще не пользуются большой популярностью. Также для восстановления речи после инсульта применяется иглорефлексия, которая позволяет скорректировать произношение и стабилизировать деятельность речевого аппарата.

Для того чтобы провести лечение дизартрии, логопед после инсульта должен осуществлять регулярное обучение человека произношению слова. С этой целью проводится гимнастика после инсульта, с помощью которой больной может вспомнить, как работают челюсть и ротовая полость в процессе разговора.

Логопед разрабатывает комплекс упражнений для того, чтобы провести терапию речевого аппарата. Вместе с этим пациенту назначаются медицинские средства, которые способствуют улучшению речи, а также предотвращают развитие осложнений и нормализуют кровообращение в головном мозге.

Гимнастика после инсульта включает в себя комплекс следующих упражнений:

  • Сделать губы трубочкой, затем расслабить. Так повторять несколько раз. Процесс одного повторения этого упражнения занимает 5 секунд, а 2 секунды отводится на отдых.
  • Нижнюю губу захватить зубами, немножко ее прикусить, затем отпустить и расслабить губы. Тоже самое сделать и с верхней губой. Также выполняется по 5 секунд.
  • Высунуть язык, продержав его 3 секунды, потом потянуть за ним шею и расслабиться.
  • Облизывать губы, несколько раз проводя языком то по часовой, то против часовой стрелки.
  • Высунуть язык, задержав его на 3 секунды, затем свернуть его в виде трубочки и расслабиться. Отдохнуть 3 секунды и повторить упражнение.
  • Напрячь язык, дотянуться кончиком до неба, потом расслабиться.

Детские логопедические упражнения также могут быть очень эффективны.

Гимнастика после инсульта включает в себя также пение. Необходимо напевать больному песни, которые он любит, чтобы он пытался подпевать. Тем самым пациент сможет повторять некоторые слова, которые содержаться в песне.

Также достаточно эффективным методом является применение скороговорок, которые нужно проговаривать совместно с человеком. Они помогают речевому аппарату быстрее реабилитироваться.

Логопед после инсульта проводит работу не только по восстановлению функции речи, которая была утрачена. Вследствие кровотечения происходит нарушение деятельности мышечных тканей. Часто бывает, что у человека немеет язык, а также занимает неправильное положение в ротовой полости, из-за чего произношение звуков становится невозможным.

Поэтому гимнастика после инсульта необходима, чтобы помочь стимулировать работу речевых зон. Также логопед после инсульта может назначить специальный массаж, систематическое проведение которого позволит пациенту быстрее реабилитироваться.

Можно ли помочь народными средствами

Восстановление речевой функции после инсульта в домашних условиях может проводиться с помощью средств народной медицины. Но перед этим необходимо обязательно проконсультироваться с врачом. Самостоятельное лечение чревато неблагоприятными последствиями, с которыми потом очень сложно справиться.

Помимо того, что родственниками должна осуществляться гимнастика после инсульта, разрешается использовать рецепты нетрадиционной медицины, которые помогут ускорить процесс выздоровления.

Так, люди на протяжении многих лет применяли следующие рецепты народной медицины, чтобы вернуть речь после перенесенной болезни:

  • Мумие. Такое средство способствует быстрой реабилитации. Принимать его нужно примерно 14 дней по 1,5 – 2 мг перед сном. Необходимо провести несколько курсов, прерываясь на 5 дней.
  • Ванны с добавлением хвои. При долгом отсутствии улучшения деятельности речевого аппарата можно говорить о том, что у пациента имеется психоэмоциональные нарушения. Для того чтобы привести в норму эмоциональный фон применяют хвойные ванны для ног. В этом растении содержатся эфирные масла, которые производят расслабляющий эффект.
  • Отвар или спиртовая настойка, которые можно приготовить из шишек сосны, кедра или елки. Эти напитки позволяют укрепить ткани мозга, благоприятно воздействуют на организм в целом. Также из таких шишек можно сделать варенье, употреблять которое и вкусно, и полезно.

Рецепты нетрадиционной медицины имеют своей целью вернуть исходное функционирование тканей мозга. В комплексе с медицинскими препаратами, физиотерапевтическими процедурами, логопедическими упражнениями методы народной медицины оказывают положительный эффект и помогают организму быстрее восстановиться. Но рассчитывать только на эти средства не стоит, поэтому без рекомендаций специалиста никак не обойтись.

Люди, которые перенесли такую страшную патологию, чаще всего находятся в эмоционально угнетенном состоянии. Из-за этого с ними довольно трудно работать. Ведь страшно даже представить ситуацию, когда пациент приходит в сознание и с ужасом понимает, что потерял способность говорить и понимать других людей.

Поэтому логопед после инсульта не должен сразу же навязываться со своими упражнениями. Должно пройти некоторое время, в течение которого человек будет проходить курс реабилитации всего организма.

  • Ни в коем случае нельзя обращаться с пациентом так, как будто он обречен на то, чтобы стать неполноценным человеком. Необходимо общаться с ним спокойно, проявляя особую внимательность. Нужно постараться убедить его, что терапия и гимнастика после инсульта обязательно дадут положительный результат, поэтому нельзя от них отказываться.
  • Необходимо следить за тем, чтобы все навещающие люди дарили исключительно добрые эмоции.
  • В процессе лечения не стоит забывать про музыку, она должна быть тихой и обязательно нравиться человеку. Никакого лишнего шума быть не должно, так это может только раздражать и утомлять больного.

Как восстановить речь после инсульта? Этим вопросом задаются все родственники человека, который перенес эту болезнь. Главное помнить, что это требует множества усилий и терпения. Гимнастика после инсульта занимает важное место в период реабилитации больного.

Упражнения для восстановления деятельности речевых зон проводит логопед, также это возможно делать в домашних условиях. При проведении терапии человек должен чувствовать, что его состояние небезразлично для окружающих, что его все любят и готовы сделать все, лишь бы он быстрее выздоровел.

Инсульт, широко распространенное в наше время заболевание, является серьезным недугом, последствием которого может быть нарушение речевой функции. В этом случае играют большую роль мероприятия, направленные на восстановление речи после инсульта в домашних условиях.

Причины нарушений речи и памяти

Инсульт развивается в результате нарушений кровообращения в головном мозге. Этот орган состоит из двух полушарий. Правое полушарие отвечает за эмоциональную сферу жизни и регулирует работу органов, находящихся слева. Левое – несет ответственность за аналитическое мышление и функционирование правой части организма.
При инсульте кровяной сгусток, образовавшийся в кровеносной системе, закупоривает кровоток в мозговой артерии, в результате недостатка питания нарушается мыслительная деятельность человека, что приводит к провалам в памяти и расстройству речевой функции.

Факторы, способствующие возникновению инсульта:

  • Атеросклероз;
  • Сахарный диабет;
  • Сосудистая дистония;
  • Сердечные заболевания;
  • Гипертония;
  • Увлечение алкоголем и курением;
  • Ожирение;
  • Ведение малоподвижного образа жизни.

Очень важно вовремя распознать начало инсульта и оказать немедленную медицинскую помощь.

Симптомами возникновения заболевания являются:

  • Внезапная сильная головная боль;
  • Тошнота;
  • Рвота;
  • Резкий скачок артериального давления;
  • Несогласованность движений;
  • Нарушения в мыслительном процессе, в речи и памяти.

При наступлении таких проявлений нужно сразу же уложить человека в кровать, дать ему препарат для снижения давления и вызвать бригаду скорой помощи.
Следует учесть, что, чем раньше оказать необходимое лечение, тем легче в дальнейшем будет справиться с такими последствиями инсульта, как нарушение речи и памяти.

Как происходит восстановление речи

Афазия или расстройство речевой деятельности является одной из тяжелейших проблем после перенесенного инсульта. При афазии человек не имеет возможности выразить словесно свои мысли, нарушается коммуникативный процесс с окружающими его людьми, в итоге наступает изоляция, приводящая к депрессии. Для восстановления речи у больных после перенесенного инсульта разработана методика, состоящая из различных видов помощи таким пациентам.

Иногда восстановление речи после инсульта удается не полностью, но даже в этом случае к больному возвращаются коммуникативные навыки, позволяющие ему не быть в изоляции и участвовать в повседневной жизни.

Для проведения мероприятий по возвращению речевой функции необходимо не только участие медицинских работников, но также и родственников больного, которые смогут заниматься с ним в домашних условиях, что поможет ускорить процесс восстановления.

Как восстановить речь после инсульта? При лечении нарушений речевой функции необходимы:

  • Логопедические занятия;
  • Лекарственные препараты;
  • Выполнение больным специального комплекса упражнений;
  • Содержание больного в хороших условиях, забота и участие со стороны родственников.

Занятия с логопедом

На первом этапе восстановительной терапии больному, перенесшему инсульт и страдающему афазией, рекомендованы занятия с квалифицированным логопедом. Специалист помогает пациенту возобновить работу речевых центров головного мозга, возродить утраченные стереотипы, вспомнить реакцию на различные голосовые модуляции. Степень сложности логопедических упражнений зависит от состояния больного. Например, некоторые пациенты смогут просто называть предметы, а кто-то уже будет пытаться общаться.

В любом случае комплекс логопедических занятий следует начинать с близких для человека тем. Задачи нужно постепенно усложнять, не стоит увлекаться произнесением звуков и отдельных понятий. Необходимо вовлечение пациента в коммуникативный процесс с самого начала.

Продолжительность логопедических занятий на начальном этапе не должна быть более 15 минут. Через два месяца ее можно увеличить до получаса. Во время занятий в помещении нужно соблюдать полную тишину, чтобы не мешать человеку слышать логопеда и разговаривать с ним, не отвлекаясь на посторонние звуки и шумы.

Музыкотерапия

Этот вид лечения входит в логопедический комплекс. Основан он на том, что пациент слушает знакомые ему песни и подпевает. Вначале он произносит слова песен несвязно, затем навык речи начинает восстанавливаться. Такой вид терапии положительно влияет на общее эмоциональное состояние пациента.

Домашние мероприятия для восстановления речи после инсульта

Реабилитация больного обязательно должна продолжаться и в домашних условиях. Семья играет большую роль в восстановлении коммуникативных навыков у человека, перенесшего инсульт. Следует учесть, что занятия с больным дома можно начинать только после консультации с врачом.

Для наилучшего эффекта от домашних занятий и скорейшего восстановления речевых функций необходимо соблюдать ряд правил:

  1. После инсульта быстрее восстановить речь поможет постоянное общение, нужно стараться вовлекать его в разговоры, стимулировать его участие в жизни семьи, спрашивать совета. Пусть он еще не может полностью сформулировать фразу, но то, что он не изолирован от проблем и радостей родственников, дает ему стимул для дальнейшего восстановления.
  2. Даже если больной не хочет ничего делать для выздоровления, отказывается от занятий и не желает общаться, не следует отказываться от реабилитационных мероприятий. Родственники должны мягко, но настойчиво, не выдавая своего разочарования, продолжать разговаривать с ним, чтобы помочь восстановлению функции восприятия речи.
  3. При проведении реабилитационной домашней терапии нужно запастись терпением и выдержкой. Нельзя ни в коем случае проявлять агрессию по отношению к больному, который иногда может замыкаться в себе, отказываться от восстановительной работы и полностью отгородиться от окружающей действительности. Только мягкое и доброжелательное отношение поможет быстрому выздоровлению пациента.
  4. Для того, чтобы у больного было желание заниматься, необходимо дозировать нагрузку, понимая, что человек не может сразу начать говорить. Для восстановления связной речи нужно довольно длительное время, поэтому нельзя при занятиях показывать больному свое разочарование от того, что ему что-то не удается. Он может сразу же потерять оптимизм и замкнуться в себе.

Логопедические упражнения для выполнения в домашних условиях

Комплекс речевых упражнений для постинсультных больных на первый взгляд не представляет особой сложности, но следует учитывать, что на первых порах даже простое движение губами доставляет пациенту значительные трудности. Логопедами рекомендован следующий набор упражнений для восстановления функций речевого аппарата:

  1. В течение 5 секунд вытянуть губы вперед и затем вернуть в исходное положение.
  2. На 5 секунд с силой захватить верхними зубами нижнюю губу, потом на 5 секунд отпустить.
  3. Проделать предыдущее упражнение с применением нижних зубов и верхней губы.
  4. На 3 секунды вытянуть шею и показать язык, отдыхать 3 секунды.
  5. Облизывать губы, сначала верхнюю потом нижнюю движениями справа налево, затем слева направо.
  6. На 3 секунды высунуть сложенный трубочкой язык.
  7. Кончиком языка дотягиваться до неба.
  8. Хорошим упражнением для речевых мышц является также произнесение скороговорок.

Кроме упражнений для восстановления мышечной работы речевого аппарата, советуют применять также следующие приемы, которые помогут дополнить комплекс, рекомендованный логопедом:

  1. Необходимо стараться при общении с больным говорить медленно и короткими фразами, так как человек, перенесший инсульт, с трудом воспринимает быструю и пространную речь.
  2. Если больной пытается что-то сказать, не стоит торопиться и пытаться закончить предложения вместо него. Нужно спокойно выслушать, не показывая своего нетерпения.
  3. Постараться не оставлять больного без внимания, привлекать его к любым видам деятельности – собирание пазлов, рисование, участие в настольных играх. Человек должен чувствовать, что он является частью семьи. В ходе игры нужно стимулировать его для поддержания разговора, даже если он еще не может полноценно формировать звуки.
  4. В повседневной жизни необходимо постоянное побуждение больного к участию в беседах. Пусть сначала это будут самые простые разговоры, отвечать на которые можно просто кивком. Все равно в данном случае восстанавливается коммуникационный процесс.
  5. В ходе ежедневных занятий нужно стимулировать восстановление памяти больного, давая ему простые задания на восприятие речи. Например, показывать и называть картинки с простыми предметами и действиями.
  6. При занятиях также не следует забывать о чтении и письме. Сначала это может быть простое размещение больным подписей к картинкам, выбор букв или цифр.

Восстановление речи после перенесенного инсульта – длительный процесс, иногда на реабилитацию уходят годы. Но следует иметь в виду, что афазия – это ни в коем случае не психическая болезнь, больной человек просто не может правильно выговорить звуки, поэтому, занимаясь с постинсультным пациентом, необходимо сохранять спокойствие, говорить мягко и негромко.

Восстановление памяти у постинсультного больного

Кроме упражнений и мероприятий по восстановлению функций речевого аппарата, необходимо также проводить реабилитационную терапию для нормализации процессов памяти. Нужно подчеркнуть, что восстановление памяти после инсульта проходит в течение длительного времени обязательно под наблюдением лечащего врача.

Для восстановления мозговой деятельности необходимо выполнять с больным следующее:

  1. Игры с пальцами. Читаются простые детские стихи, при этом больной загибает пальцы, хлопает в ладоши, сжимает ладони в кулаки, делает поглаживающие движения руками. Задача пациента – запомнить правильный порядок выполнения действий при определенных словах. Такое упражнение помогает повысить внимание и тренирует память. Очень хорошо, если пациент сам начинает произносить строки стишка. Это может быть всего одна фраза в день, тем не менее он ее запоминает, то есть происходит восстановление функций памяти.
  2. Стараться вспоминать вместе с больным о положительных моментах его жизни, вспоминать истории из его детства, радостные и смешные события юности.
  3. Игра в города. Проводится не торопясь, называется город, желательно хорошо известный больному, вместе с пациентом стоит вспомнить о приятных вещах, связанных с этим городом, и только потом попросить его назвать город на последнюю букву предыдущего.
  4. Читать с больным детские книги, напечатанные крупным шрифтом. Если пациент забыл алфавит, то стоит начать по новой обучение при помощи букваря.
  5. Обязательно нужно постоянно беседовать с больным, задавая ему простые вопросы о его увлечениях, о том, что ему интересно, чтобы побудить его к ведению диалога.
  6. Необходимо также развивать ассоциативное мышление больного, например, сопоставлять определенных людей или события с чертами, присущими только им. Это может быть одежда человека, запах духов, погода.

Никто не может сказать, что в большей степени будет способствовать восстановлению памяти. Поэтому нужно проделывать ежедневно эти действия и, возможно, даже незначительное воспоминание даст толчок к восстановлению в памяти забытых человеком навыков и событий.

На протяжении некоторого периода времени после инсульта больной испытывает затруднения с речью. Но для полноты восприятия окружающего мира, а также здоровья психики возвращение навыков является ведущей проблемой. Восстановить способность говорить следует в максимально сжатые сроки.

Некоторые пациенты проходят реабилитационный период очень быстрыми темпами. Им хватает нескольких месяцев и даже недель. Другим требуется длительная работа с логопедом, чтобы посредством регулярно проводимых занятий к ним вернулось умение общаться с окружающими людьми. Случается, что речь так и не восстанавливается полностью и остается ограниченной.

Как осуществить восстановление речи после инсульта? Что нужно делать? Ответы на вопросы будут даны в этой статье.

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Применение стволовых клеток

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

Речь после инсульта

Сроки восстановления речевой функции тесно связаны с площадью поражения нервных клеток в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Чем обширнее повреждение мозга, тем более медленными темпами восстанавливается способность говорить. Если за год еще есть надежда вернуть утраченную речь, то со временем темпы реабилитации замедляются.

Организм человека, перенесшего инсульт, постепенно адаптируется к оставшимся дефектам в речи. Поэтому окружающие люди должны проявлять понимание. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной замкнулся в себе и был изолирован от людей. Чтобы восстановить утраченную функцию, человек должен больше общаться, принимать участие в различных обсуждениях, выполнять упражнения несложного характера.

Виды нарушения речи после инсульта

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Как проходит восстановление речи?

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Упражнения для разработки мышц

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

Пациенту предлагается:

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Работа логопеда

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

Что такое логопедия?

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

Методы, применяемые логопедами

С самого начала логопедом проводится "размораживание" нарушенных на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

Для одного человека будет легко называть предметы, для другого - поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

Применение пения

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко. Постепенно произношение их улучшается. Такое задание должно протекать в позитивной атмосфере. Больному оно приносит удовольствие.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние. Затем называется слово, символизирующее изображение. Все действия, которые проводятся логопедом, сопровождаются доброжелательными спокойными комментариями: «Давайте поправим подушку», «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь можете положить голову на подушку». Так можно восстановить речь после инсульта при наличии сенсорной афазии.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как "том — дом", "точка — почка" и т. п.

Продолжительность занятий

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

Помощь логопеда на поздних этапах

Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

Поддержка человека, перенесшего инсульт

Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид. Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать. Не следует излишне перегружать больного или же давать ему непосильные задания.

Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

Важные замечания

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

Народные средства

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

Заключение

В статье были рассмотрено, как восстановить речь после инсульта. Процесс этот долгий и кропотливый. Он требует усердия как пациента, так и врача. Терпение, поддержка близких людей, спокойный настрой и четкое следование рекомендациям врача помогут заболевшему человеку справиться с недугом.

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...