Подъезжал к заднему двору егорушка. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

2.48. Какой вид СПП с несколькими придаточными представлен в данном предложении? Когда он подъезжал к заднему двору, Егорушка напряг свое зрение, чтобы получше рассмотреть его. A) СПП с однородным подчинением; Б) СПП с неоднородным (параллельным) подчинением;

B) СПП с последовательным подчинением;

Г) СИП с одним придаточным.

2.49. Какой вид СПП с несколькими придаточными представлен в данном предложении? Мересьев увидел, как вздрогнул Гвоздьев, как резко он повернулся, как сверкнули из-под бинтов глаза. 2.50. Какой вид СПП с несколькими придаточными представлен в данном предложении? Когда дверь была заперта на ключ, Арина Петровна приступила к делу, по поводу которого был созван семейный совет. A) СПП с однородным подчинением; Б) СПП с неоднородным (параллельным) подчинением; B) СПП с последовательным подчинением; Г) СПП с одним придаточным.2.51. Какой вид СПП с несколькими придаточными представлен з данном предложении? Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться. A) СПП с однородным подчинением; Б) СПП с неоднородным (параллельным) подчинением; B) СПП с последовательным подчинением; Г) СПП с одним придаточным.2.52. Укажите СПП: A) Слаб голос мой, но воля не слабеет. Б) Тихо слетают снежинки, и хорошо за каждой следить. B) Глаза Мари блестели, но лицо было строгим и бледным. Г.) Душит меня мысль, что жизнь моя потеряна безвозвратно.2.53. Укажите СПП: A) Пусть порой мне шепчет синий вечер, что была ты песня и мечта. Б) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. B) Еще трава полна прозрачных слез, и гром вдали гремит раскатом. Г) Горят сырые листья, и вьется горький дым.2.54. Укажите СПП: A) Дороги нет, и ни к чему ее выглядывать. Б) Сырой ветер дул но полу, и шуршала солома. B) Я говорю сейчас словами теми, что только раз рождаются в душе. Г) Вновь дремлет юный лес, и облаком седым в недвижном воздухе висит ружейный дым.2.55. Укажите СПП: A) Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. Б) Земля благодарит земледельца урожаями за то, что он трудится. B) По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. Г) На берегу никого не было, дорога тоже была пуста.2.56. Укажите СПП: A) Обо всем можно сказать красиво, но лучше всего о хорошем человеке. Б) Никто не решится дать хороший отзыв о своем уме, зато всякий хвалит свое сердце. B) Когда труд - удовольствие, жизнь хороша.

Г) Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.

2.57. В СПП с несколькими придаточными укажите придаточное обстоятельственное времени: А)...сколько нужно было провести времени и претерпеть его в пустяках,... Б).. .пока наконец не придет такой крылатый час,... В).. .когда нам не нужно бывает никаких приемов и способов,... Г)... чтобы самому держаться в воздухе.2.58. В СПП с несколькими придаточными укажите придаточное обстоятельственное цели: Никто не знал лучше Ивана Ивановича, сколько нужно было провести времени и претерпеть его в пустяках, пока наконец не придет такой крылатый час, когда нам не нужно бывает никаких приемов и способов, чтобы самому держаться в воздухе. А).. .сколько нужно было провести времени и претерпеть его в пустяках,... Б).. люка наконец не придет такой крылатый час,... В)...когда нам не нужно бывает никаких приемов и способов,... Г)... чтобы самому держаться в воздухе.2.59. В СПП с несколькими придаточными укажите придаточное изъяснительное (дополнительное) Никто не знал лучше Ивана Ивановича, сколько нужно было провести времени и претерпеть его в пустяках, пока наконец не придет такой крылатый час, когда нам не нужно бывает никаких приемов и способов, чтобы самому держаться в воздухе. А).. .сколько нужно было провести времени и претерпеть его в пустяках,... Б).. люка наконец не придет такой крылатый час,... В).. .когда нам не нужно бывает никаких приемов и способов,... Г)... чтобы самому держаться в воздухе.2.60. В СПП с несколькими придаточными укажите придаточное определительное: Никто не знал лучше Ивана Ивановича, сколько нужно было провести времени и претерпеть его в пустяках, пока наконец не придет такой крылатый час, когда нам не нужно бывает никаких приемов и способов, чтобы самому держаться в воздухе. А).. .сколько нужно было провести времени и претерпеть его в пустяках,... Б).. люка наконец не придет такой крылатый час,... В)... когда нам не нужно бывает никаких приемов и способов,... Г) ... чтобы самому держаться в воздухе.2.61. Укажите СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны между собой союзным словом. 1 .Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости. 2.Над долиной, где мы ехали, спустились тучи. 3.Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать. 4.Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан? А) 1,2,3,4; Б) 2,3,4; В) 2,4; Г) 3,4.2.62. Укажите СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны между собой союзом. 1 .Кто посеял, тот и пожал. 2.Воздух только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущенная падением ветки. 3.Напишите, когда вы приедете. 4.В доме, который напротив, затихла музыка.

А) 1,2,3,4; Б) 1,2,3; В) 3,4; Г) 2,3.

2.63. В каком СПП курсивом выделено главное предложение? к) Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде. Б) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. В) Держалась она с таким достоинством, что я чувствовал потребность встать при ее появлении. Г) В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не приходила к тебе. 2.64. В каком СПП курсивом выделено придаточное предложение? A) В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не приходила к тебе. Б) Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг. B) Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно. Г) Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания. 2.65. В каком СПП курсивом выделено главное предложение? A) Мне все казалось, что воз неспроста стоит среди этих горячих полей. Б) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь. B) Если будет хорошая погода, пойдем на прогулку. Г) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.2.66. Укажите, в каком СПП выделенная курсивом часть является придаточным предложением. A) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за осушку его. Б) Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. B) Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. Г) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.2.67. Укажите, в каком СПП выделенная курсивом часть является главны м предложением. A) Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. Б) Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя. B) Несмотря на то что было холодно, снег на воротничке таял весьма заметно. Г) Как ни старались мы в этот день добраться до самой высокой горы, нам сделать это не удалось.2.68. В каком СПП выделенные курсивом части являются грамматическими основами? A) В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не приходила к тебе. Б) Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг. . B) Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно. Г) Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания. 2.69. В каком СПП выделенные курсивом части являются грамматическими основами? A) Мне все казалось, что воз неспроста стоит среди этих горячих полей. Б) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь. B) Если будет хорошая погода, пойдем на прогулку. Г) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.2.70. В каком СПП выделенные курсивом части являются грамматическими основами? A) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за осушку его. Б) Чай пши в садике, где цвели резеда, левкои, табак. B) Первый раз обратил внимание, что иволги поют на разные лады.

Г) Пока дети спали, солнце невидимо за горизонтом переодевалось в утреннюю одежду.

2.71. В каком СПП выделенные курсивом части являются грамматическими основами? A) Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. Б) Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя. B) Несмотря на то что было холодно, снег на воротничке таял весьма заметно. Г) Как ни старались мы в этот день добраться до самой высокой горы, нам сделать это не удалось. 2.72. В каком СПП выделенные курсивом части являются грамматическими основами? A) Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде. Б) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.B) Держалась она с таким достоинством, что я чувствовал потребность встать при ее появлении. Г) В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не приходила к тебе.2.73. В каком СПП средством связи является союз? A) Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом. Б) Позови своих воевод да спроси их, что они скажут. B) Не дождавшись, когда кончится беседа, я вернулся домой. Г) Вот дом, в котором я живу.2.74. В каком СПП средством связи является союзное слово? A) Вдруг рванул ветер и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожу... Б) Обломки каменной породы лежат здесь так плотно, как будто кто-то нарочно пригонял их друг к другу. B) А надо бы заснуть, чтобы рука завтра не дрожала. Г) Солнце уже освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.2.75. Определите тип подчинения в СПП с несколькими придаточными. В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре.(Н.Гоголь) A) неоднородное подчинение; Б) последовательное подчинение; B) однородное подчинение; Г) иной вариант.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Задания второго уровня.

2.76. Укажите СПП, в котором придаточное не выделено занятыми. A) Солнце еще согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места. Б) И весело мне думать, что поэт меня поймет. B) Мы с сыном сидели на полу и, недоуменно глядя друг на друга, гадали куда запропастился ежик. Г) Лес, огромные деревья которого смыкались вверху и не пропускали солнечных лучей, тянулся на многие километры.2.77. Укажите СПП, в котором придаточное не выделено запятыми. A) Изъясните мне, в чем ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь. Б) Я слышал как, волков пугая, в тайге постреливал мороз. B) Утром, чуть заалел восток, трактора были уже в поле.

Г") С колыбели человечества и до тех пор, пока оно будет существовать, будет существовать и музыка.

2.78. Укажите СПП, в котором придаточное не выделено запятыми. A) Дни продолжали стоять такие же знойные и светлые, какие могут быть только на юге. Б) Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. B) Чтобы дождаться такого вечера нужно было прожить сто лет. Г) Слово только тогда оказывает надлежащее действие, когда оно высказано горячо и проникнуто убеждением.
В сложноподчиненном предложении может быть не одна, а несколько придаточных частей (для наглядности мы их будем выделять разными графическими обозначениями). В этом случае различаются два типа сложноподчиненных предложений.
Первый тип составляют такие, в которых все придаточные части относятся к главной части (к ее отдельному слову (словосочетанию) или ко всей главной части в целом). В зависимости от значения придаточных частей и их отношения к главной, они могут быть однородными подчиненными частями и неоднородными.
Однородными называются одноименные придаточные части (т. е. части, имеющие одно значение), относящиеся к одному и тому же слову главной части или ко всей главной части в целом:

Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике цглевозы(и)как хрипло покрикивали на лошадей полу- замерзшие люди (Д. Мамин-Сибиряк). В данном предложении три придаточные части однородные, так как отвечают §а вопрос «что?», являются изъяснительными и относятся к одному и тому же словосочетанию (слышно было) в главной части:
Однородное
подчинение

В праздничные дни хозяин нарочно приискивал какое-нибудь дело, лишь бы занять чем-нибудь время, лищь.бы.не б ыл. б amр а к его без _ рабо ты (М. Шолохов). В данном предложении две придаточные части однородные, так как отвечают на вопрос «зачем?», являются придаточными цели и относятся к одной главной части:
Однородное
подчинение
Между собой эти части связываются сочинительной или бессоюзной связью и поэтому называются придаточными соподчиненными:
И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой. пробуждал. что в мой жестокий век восславил я свободу (и)милость..к.п.адшим..при.змтл (А. Пушкин). Две однородные придаточные изъяснительные связаны между собой бессоюзной связью, а третья придаточная изъяснительная сочинительной связью:

чем?
(что...), (что...) и ()
Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, (а) р о л к и.стаям и.. в олочатс.Я (В. Гиляровский). Однородные придаточные места соединены противительным союзом а. Подчинительный союз где во второй придаточной части опущен:

Летом это была мелкая речушка, которую легко переходили вброд (и) которая обыкновенно пересыхала к августу (А. Чехов). Однородные придаточные определительное соединены союзом и:

(которую...) и (которая...)
Ей казалось, что этот звон острою колючкой вошел ей
в диши, что пожар никогда не окончится, что. /г о терял асъ
Саша... (А. Чехов). Три придаточные изъяснительные соединены бессоюзной связью:

что?
(что...), (что...), (что...)
Неоднородными являются придаточные части разноименные, т. е. разные по значению, а также одинаковые по значению, но относящиеся к разным членам главной части. Такие придаточные еще называются параллельными:
Дело не в том, как называли ее, а в том, что она улица, удивительная! (С. Баруздин). Обе придаточные части являются изъяснительными, но относятся к разным словам главной части:

Неоднородное (параллельное) подчинение

ви казалось, что он при каждом шаге вытягивает НОШ ОТПКЦ- ^:ШО..ММбошмз:Под.зе4МЦ (К. Симонов). К одной главной относятся две разные придаточные части: придаточная уступки и изъяснительная, которые поясняют ее с разных сторон:

несмотря на что? ^ что?
(хотя...) (что...)
Избавлю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые. _.нич.ег_о..не..ишСражают (М. Лермонтов). Обе придаточные части являются определительными, но относятся к разным словам главной части:



каких? u

м каких?

(которые...) (которые...)
Когда он подъезжал к задніми возу. Егорушка напряг свое зрение, чтобы получше рассмотреть его (А. Чехов). Главную часть предложения поясняют придаточные времени и цели с разных сторон:
/\
когда? ^ \^ зачем?
(когда...) (чтобы...)
Ко второму типу сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными относятся предложения, в которых придаточные образуют последовательную цепь: первая придаточная часть относится к главной, вторая - к первой части, третья - ко второй и т. д. Такое подчинение считается последовательным (или включением), а придаточные - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т. д.:
Поражало безмолвных посетителей филиала то, что х:р,-. р_исты,_расс_еянныев__р_азных__места^
как будто весь хор стоял. не спуская глаз с невидимого дирижера (М. Булгаков). К главной части относится изъяснительная придаточная 1-й степени, к придаточной 1-й степени - сравнительная придаточная 2-й степени:
что?)г
(что...) 1-й степени
U
(как будто...) 2-й степени
По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, ЗШобы,не_пр_омошмШь.до__шШШ..рт_р_ось1, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой (К. Паустовский). К главной части относится придаточная времени 1-й степени, к придаточной 1-й степени - придаточная цели 2-й степени:
когда? v 1-степени
(когда...)
зачем? 11 2-й степени
(чтобы...)
Было что-то в их чувстве, что сливало сердиа и уничтожало бездонную пропасть, ко тора я.,отделяет...чело.
века.от__чело_в.е_к_а_ (JI. Андреев). К главной части относится придаточнад изъяснительная 1-й степени, к придаточной 1-й степени - определительная придаточная 2-й степени:
что? u
(что...) 1-й степени
какая? \г
(которая...) 2-й степени
В последовательном подчинении одна придаточная часть может находиться внутри другой, что приводит к стечению союзов. Именно поэтому последовательное подчинение называется включением.
1-й степени
Кони так устали, что, когда с них сняли вьюки, они легли на землю (В. Арсеньев). К главной части относится придаточная меры и степени 1-й степени, к придаточной 1-й степени - придаточная времени 2-й степени:
как? , і

когда? н
2-й степени
(когда...)
Последовательно подчиненные придаточные и придаточные однородные и неоднородные могут совмещаться в пределах одного сложного предложения:
Но тут же он понял, что понадобится отчаянная сме
лость. чтобы..нажать.кнопку..Ж9_нш___у..ее_ дверей,(и)что он вряд ли на это решится (К. Паустовский). Сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением. К главной части относятся две однородные изъяснительные придаточные, а к первой изъяснительной придаточной - придаточная цели:
зачет

(чтобы...)


(пока...) (чтоб...)
Пока сидел ты в школе, на уроках, мать слезы вытерла, чтоб ты не знал, что..есть нужда (й) что она жестока (А. Люкин). Сложноподчиненное предложение с неоднородным, последовательным и однородным подчинением. Главную часть поясняют придаточная времени и придаточная це- _ ли. Придаточную цели поясняют две однородные изъяснительные придаточные:
Сложноподчиненные предложения могут иметь две (или несколько) главные части с общей (или общими) придаточными. Как правило, это предложения с придаточной частью, отнесенной ко всей главной в целом (одновременно к двум
или даже трем). Чаще всего это придаточные с временными и условными значениями:
Лишь только Маргарита коснулась влажной травы, му
зыка над вербами ударила сильнее и веселее взлетел сноп искр из костра (М. Булгаков).

когда?
(,лишь...)
Реже встречаются придаточные образа действия такого типа и придаточные определительные:
Так ярко звезд горит узор, так ясно Млечный Путь
струится, что занесенный снегом двор весь и блестит
и фосфорится (И. Бунин).
как?"Жgt;^
(что...)
Там было море и там была степь, шторых.Петядще._ци:
какие?
(которых...)

(. _.). , [ . ____. [. ]. , (. ____. _. ]. , (.).). , (.). ____. (Когда), , (чтобы). [ Гл.], (Как), (что). Когда он подъезжал к заднему двору Егорушка напряг своё зрение чтобы получше рассмотреть его. (Чехов). Я слышал как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то что у того отвалилась ручка. (Паустовский). Расставьте знаки, сделайте самостоятельно синтаксический разбор предложения. (Повест., невоскл., сложное, СПП с двумя придаточными: 1)изъясн., 2) изъясн., с последовательным подчинением придаточных). (Повест., невоскл., сложное, СПП с двумя придаточными: 1) обст. места, 2)обст. цели, с параллельным подчинением придаточных). II вариант. I вариант. ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? Когда? Зачем? Что? За что?

Слайд 14 из презентации «Виды подчинения» к урокам русского языка на тему «Сложноподчинённое предложение»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке русского языка, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Виды подчинения.ppt» можно в zip-архиве размером 708 КБ.

Скачать презентацию

Сложноподчинённое предложение

«Подчинительная связь» - Шел дождь. Подул холодный, пронизывающий ветер, и вскоре набежали на небо тучи. Примыкание. Выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Ищем неизменяемые слова или формы слов. Меняем главное слово – меняется зависимое. Что в предложении не является подчинительным словосочетанием? Дождь и снег.

«СПП с придаточными» - Что? Успехов в учебе! Какая? Спишите предложение, расставьте з. п., определите вид подчинения, значения придаточных. Последовательное Параллельное Однородное. Спп с несколькими придаточными. Главное. Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными. Придаточное. Думалось, что небо обрушится, что налетит откуда-то смерч.

«Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях» - Савельич. Подмосковные леса. Старик. Звёзды. Ночь. Шлюпка. Сложноподчинённые предложения. Погода. Предночной час. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

«Сложноподчиненные предложения» - Я узнал (ничего не узнал, повторил, закрепил…) … Относятся ко всему главному предложению. В сравнении с чем? Словарный диктант (самопроверка). Герасим выр…с немой и могучий, как дер…во р…стет на плодородной почв… 4)Населена сказка всякой живностью. Образа действия Условия Образа действия Причины Определительные Цели Сравнительный.

«Сложноподчинённое предложение урок» - Сложноподчиненные предложения. Лексико- орфографическая работа. Цель урока: Мировоззрение Идеология Президент Президиум. Над Русью нависла грозная опасность разрушительных вторжений и автор «Слова» призывает к сплочению всех русских князей. Вопросы классу: По каким признакам можно определить, что предложение сложноподчиненное?

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);

придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;

между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

Мальчишки , притихшие, глядели вслед грузовику, / 1 пока тот не отъехал за перекресток, / 2 пока не рассеялась поднятая им пыль, / 3 пока сам он не стал клубом пыли / 4 (Жуховицкий).

1 , (пока – союз) 2 , (пока – союз) 3 , (пока – союз 4 .

Сложноподчинённое предложение; состоит из четырёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные времени. Придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос – до каких пор? Каждое придаточное связано с главным союзом пока. Это однородные придаточные предложения.

Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:

1

(пока – союз) 2 , (пока – союз) 3 , (пока – союз) 4

Отец мой говорил мне, / 1 что он не видывал таких хлебов / 2 и / что нынешний год урожай отличный / 3 (Аксаков).

[ гл.] 1 , (что – союз) 2 и (что – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение; состоит из трёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные дополнительные. Придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил , выраженному глаголом) в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос – что? Каждое придаточное связано с главным союзом что. Между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и. Это однородные придаточные предложения.

Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:

1

(что – союз) 2 и (что – союз) 3

Обратите внимание!

1) Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но союз легко восстановить).

Ср.: Шацкий видел , / 1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу / 2 и / матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 (Паустовский). – Шацкий видел , / 1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу / 2 и / как матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 .

2) Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да в значении «и», или, либо), то запятая между придаточными предложениями не ставится.

Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный (Аксаков); Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или он вызовет милицию (Григорьев) – союз что перед вторым придаточным опущен, но может быть восстановлен (Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или что он вызовет милицию ).

3) При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.

Находясь в госпитале, он вспоминал , как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении , и как отряду удалось пробиться к своим.

4) Союзы ли... или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой.

Ср.: Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , или же собиралась всходить луна (Чехов). – Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , собиралась ли всходить луна .

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;

придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

/ 1 Егорушка напряг своё зрение, / 2 / 3 (Чехов).

(когда – союз) 1 , 2 , (чтобы – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 Егорушка напряг своё зрение / 2 ; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору – придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его – придаточное цели.

2
↓ ↓
(когда – союз) 1 (чтобы – союз) 3

Надо точно учитывать среду, / 1 в которой развивается поэтическое произведение, / 2 / 3 (Маяковский).

[ сущ.] 1 , (в которой – союз. сл.) 2 , (чтобы – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но первое придаточное (второе простое предложение) относится к одному слову – среду, выраженному существительным; второе придаточное (третье простое предложение) относится ко всему главному предложению. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы (ср.: Надо точно учитывать среду [какую?], / 1 в которой развивается поэтическое произведение, / 2 ; Надо точно учитывать среду [зачем?], / 1 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно / 3). Это разные типы придаточных: в которой развивается поэтическое произведение – придаточное определительное; чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно – придаточное цели.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[сущ. ] 1
↓ ↓
(в которой – союз. сл.) 2 (чтобы – союз) 3

Я спросил его, / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы, / 2 и сказал, / 1 что беспокоился о нём / 3 (Арсеньев).

[ гл., (почему – союз. сл.) 2 , гл.] 1 , (что – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению и отвечают на вопросы косвенных падежей (ср.: Я спросил его [о чём?], / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы / 2 ; Я спросил его и сказал [что?], / 1 что беспокоился о нём / 3). Это одинаковые типы придаточных – придаточные дополнительные. Но данные придаточные относятся к разным словам внутри главного предложения: первое придаточное (второе простое предложение) относится к сказуемому спросил , выраженному глаголом; второе придаточное (третье простое предложение) относится к сказуемому сказал, выраженному также глаголом. Поэтому эти придаточные неоднородные (параллельные).

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[гл. гл.] 1
↓ ↓
(почему – союз. сл.) 2 (что – союз) 3

3. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

Я слышал, / 1 как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, / 2 что у того отвалилась ручка / 3 (Паустовский).

[ гл.] 1 , (как – союз гл. + ук. сл.) 2 , (что – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточное I степени (второе простое предложение) относится к первому (главному) предложению, а именно – к сказуемому слышал , выраженному глаголом; придаточное II степени (третье простое предложение) относится к придаточному I степени (второе простое предложение), а именно – к сказуемому ругал , выраженному глаголом.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[ гл.] 1

(как – союз гл. + ук. сл.) 2

(что – союз) 3

Обратите внимание!

При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово.

Горничная была сирота, / 1 которая, / 2 чтобы кормиться, / 3 должна была поступить в услужение / 2 (Л. Толстой).

[ сущ. ] 1 , (которая – союз. сл., 2 (чтобы – союз...), 3 ...) 2 .

[ сущ. ] 1

(которая – союз. сл.) 2

(чтобы – союз) 3

Рядом стоят союзное слово которая и союз чтобы. Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени – которая должна была поступить в услужение ; придаточное II степени – чтобы кормиться . Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или поставить после придаточного I степени, ср.: Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение; Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться . Между союзным словом которая и союзом чтобы, принадлежащим к разным придаточным, стоит запятая.

Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится , если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза – то, так, но).

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но).

Держу пари, / 1 что / 2 / 3 то / 2 (Лесков).

[ сущ. ] 1 , (что – союз 2 (если – союз...), 3 то...) 2 .

[ сущ. ] 1

(что – союз) 2

(если... то – союз) 3

В данном предложении можно выделить главное предложение: держу пари / 1 , а также два последовательно связанных придаточных предложения: придаточное I степени: что... то он останется здесь ещё на три дня / 2 , внутри которого стоит придаточное II степени: если вы передадите это герцогу / 3 (ср.: держу пари, что... то он останется здесь ещё на три дня; он останется здесь ещё на три дня, если вы передадите это герцогу ). На стыке придаточных I степени и II степени находятся два подчинительных союза что и если. Однако запятая между ними не ставится, поскольку нельзя изъять придаточное II степени без изменения придаточного I степени, ср.: Держу пари , / 1 что то он останется здесь ещё на три дня / 2 . Этому препятствует вторая часть двойного условного союза если... то, которая находится в главном для условного придаточного предложении – придаточном I степени: он останется здесь ещё на три дня . Если же эту вторую часть (то) изъять, то на стыке союзов что и если необходимо будет поставить запятую, ср.: Держу пари, / 1 что, / 2 если вы передадите это герцогу, / 3 он останется здесь ещё на три дня / 2 .

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей : может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:

Установите общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.

Выделите все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установите главное предложение и придаточные предложения.

Для каждого придаточного предложения установите главное предложение, то есть разбейте сложное предложение на пары: главное – придаточное.

Постройте вертикальную схему сложного предложения, и на этой основе определите характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).

Постройте горизонтальную схему, и на этой основе расставьте знаки препинания.

Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).

В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:

Пари заключается в том / 1 что / 2 если ваш повелитель останется здесь на три дня / 3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то / 2 что я вам скажу / 4 а / если он не останется / 5 / 6 какое вы мне дадите / 7 (Лесков).

1) пари заключается в том;
2) что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то;
3) если ваш повелитель останется здесь на три дня;
4) что я вам скажу;
5) если он не останется;
6) то я исполню любое приказание;
7) какое вы мне дадите.

Первое предложение (пари заключается в том ) – главное, остальные – придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение (то я исполню любое приказание ).

Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:

1→2: пари заключается в том, что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
2→3: вы без всяких отговорок должны исполнить то, если ваш повелитель останется здесь на три дня ;
2→4: вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу ;
6→5: я исполню любое приказание, если он не останется ;
6→7: я исполню любое приказание, какое вы мне дадите.

По-прежнему пока трудно определить, к какому типу предложений относится шестое предложение. В данном случае следует обратить внимание на сочинительный союз а. Сочинительный союз, в отличие от подчинительного союза, в сложном предложении, состоящем из трёх и более простых предложений, может стоять не перед тем предложением, к которому относится. Поэтому необходимо выяснить, какие простые предложения связаны этим противительным союзом. Для этого надо изъять все простые предложения, оставив только те, которые содержат противопоставление. Это предложения 2 и 6, ср.: вы без всяких отговорок должны исполнить то, а я исполню любое приказание . Но предложение 2 – придаточное. Следовательно, и предложение 6, связанное с предложением 2 сочинительным союзом, тоже должно быть придаточным. Это можно проверить, вставив тот же союз, что имеет предложение 2, и связав предложение 6 с тем же главным, от которого зависит предложение 2, ср.: пари заключается в том, что я исполню любое приказание . Значит, предложения 2 и 6 являются однородными придаточными, только союз что в предложении 6 опущен (1→6).

На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:

[гл. + ук. сл.] 1

(что – союз гл. + ук. сл.) 2 , а (– сущ. + ук. сл.) 6
↓ ↓ ↓ ↓
(если... то – союз) 3 (что – союз. сл.) 4 (если... то – союз) 5 (какое – союз. сл.) 7

Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).

Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.

[гл. + ук. сл.] 1 , (что – союз (если – союз) 3 , то гл. + ук. сл.) 2 , (что – союз сл.) 4 , а (если – союз) 5 , (то сущ. + ук. сл.) 6 , (какое – союз. сл.) 7 .

В данном предложении есть сочетание подчинительных союзов на стыке предложений 2 и 3 (что если). Кроме того, сочинительный союз а, который относится к предложению 6, стоит перед предложением 5, образуя сочетание союзов с подчинительным союзом если (а если). По общим правилам они должны разделяться запятыми, но далее следует вторая часть двойного союза если... то. Именно эта вторая часть союза не даёт возможности изъять условные придаточные без изменения структуры предложений в целом, ср.: Пари заключается в том, что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то; а... то я исполню любое приказание . Именно поэтому запятая на стыке этих союзов не ставится.

Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:

Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).

План разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).

Назвать главное предложение и придаточные предложения (выделить грамматические основы).

Указать, каким образом придаточные предложения связаны с главным предложением (последовательное, параллельное, однородное подчинение).

Разобрать каждое придаточное предложение по плану.

Построить вертикальную и горизонтальную схемы предложений.

Образец разбора

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, / 1 который, / 2 чтобы не бегать очень быстро, / 3 привязывает к ногам пудовые гири / 2 (Солоухин).

Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 – главное; предложения 2 и 3 – придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.

Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун , выраженному существительным, средство связи – союзное слово который ; придаточное стоит после главного.

Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи – союз чтобы ; придаточное стоит в середине главного.

[сущ.] 1
опред. ↓
(который – союз. сл.) 2
цели ↓
(чтобы – союз) 3

[сущ.] 1 , (который – союз. сл., (чтобы – союз) 3 ,) 2 .
опред. цели

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

    все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);

    придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;

    между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

    Мальчишки , притихшие, глядели вслед грузовику, / 1 пока тот не отъехал за перекресток, / 2 пока не рассеялась поднятая им пыль, / 3 пока сам он не стал клубом пыли / 4 (Жуховицкий).

    1 , (пока - союз) 2 , (пока - союз) 3 , (пока - союз 4 .

    Сложноподчинённое предложение; состоит из четырёх простых предложений; первое - главное, остальные - придаточные времени. Придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос - до каких пор? Каждое придаточное связано с главным союзом пока . Это однородные придаточные предложения.

    Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:

    1

    (пока - союз) 2 , (пока - союз) 3 , (пока - союз) 4

    Отец мой говорил мне, / 1 что он не видывал таких хлебов / 2 и / что нынешний год урожай отличный / 3 (Аксаков).

    [ гл.] 1 , (что - союз) 2 и (что - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение; состоит из трёх простых предложений; первое - главное, остальные - придаточные дополнительные. Придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил , выраженному глаголом) в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос - что? Каждое придаточное связано с главным союзом что . Между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и . Это однородные придаточные предложения.

    Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:

    1

    (что - союз) 2 и (что - союз) 3

Обратите внимание!

1) Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но союз легко восстановить).

Ср.: Шацкий видел , / 1 / 2 и / матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 (Паустовский). - Шацкий видел , / 1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу / 2 и / как матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 .

2) Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да в значении «и», или, либо ), то запятая между придаточными предложениями не ставится.

Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный (Аксаков); Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или он вызовет милицию (Григорьев) - союз что перед вторым придаточным опущен, но может быть восстановлен (Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или что он вызовет милицию ).

3) При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.

Находясь в госпитале, он вспоминал , как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении , и как отряду удалось пробиться к своим.

4) Союзы ли... или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли ), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой.

Ср.: Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , или же собиралась всходить луна (Чехов). - Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , собиралась ли всходить луна .

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

    все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;

    придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

    / 1 Егорушка напряг своё зрение, / 2 / 3 (Чехов).

    (когда - союз) 1 , 2 , (чтобы - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 / 2 ; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору - придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его - придаточное цели.

    2
    ↓ ↓
    (когда - союз) 1 (чтобы - союз) 3

    Надо точно учитывать среду , / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 / 3 (Маяковский).

    [ сущ.] 1 , (в которой - союз. сл.) 2 , (чтобы - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но первое придаточное (второе простое предложение) относится к одному слову - среду, выраженному существительным; второе придаточное (третье простое предложение) относится ко всему главному предложению. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы (ср.: Надо точно учитывать среду [какую?], / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 ; Надо точно учитывать среду [зачем?], / 1 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно / 3). Это разные типы придаточных: в которой развивается поэтическое произведение - придаточное определительное; чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно - придаточное цели.

    Вертикальная схема предложения будет следующей:

    [сущ. ] 1
    ↓ ↓
    (в которой - союз. сл.) 2 (чтобы - союз) 3

    Я спросил его, / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы, / 2 и сказал , / 1 что беспокоился о нём / 3 (Арсеньев).

    [ гл., (почему - союз. сл.) 2 , гл.] 1 , (что - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению и отвечают на вопросы косвенных падежей (ср.: Я спросил его [о чём?], / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы / 2 ; Я спросил его и сказал [что?], / 1 что беспокоился о нём / 3). Это одинаковые типы придаточных - придаточные дополнительные. Но данные придаточные относятся к разным словам внутри главного предложения: первое придаточное (второе простое предложение) относится к сказуемому спросил , выраженному глаголом; второе придаточное (третье простое предложение) относится к сказуемому сказал , выраженному также глаголом. Поэтому эти придаточные неоднородные (параллельные).

    Вертикальная схема предложения будет следующей:

    [гл. гл.] 1
    ↓ ↓
    (почему - союз. сл.) 2 (что - союз) 3

3. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

    Я слышал , / 1 как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то , / 2 что у того отвалилась ручка / 3 (Паустовский).

    [ гл.] 1 , (как - союз гл. + ук. сл.) 2 , (что - союз) 3 .

    Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточное I степени (второе простое предложение) относится к первому (главному) предложению, а именно - к сказуемому слышал , выраженному глаголом; придаточное II степени (третье простое предложение) относится к придаточному I степени (второе простое предложение), а именно - к сказуемому ругал , выраженному глаголом.

    Вертикальная схема предложения будет следующей:

    [ гл.] 1

    (как - союз гл. + ук. сл.) 2

    (что - союз) 3

Обратите внимание!

При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово.

Горничная была сирота , / 1 которая , / 2 чтобы кормиться , / 3 должна была поступить в услужение / 2 (Л. Толстой).

[ сущ. ] 1 , (которая - союз. сл., 2 (чтобы - союз...), 3 ...) 2 .

[ сущ. ] 1

(которая - союз. сл.) 2

(чтобы - союз) 3

Рядом стоят союзное слово которая и союз чтобы . Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени - которая должна была поступить в услужение ; придаточное II степени - чтобы кормиться . Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или поставить после придаточного I степени, ср.: Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение; Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться . Между союзным словом которая и союзом чтобы , принадлежащим к разным придаточным, стоит запятая.

Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится , если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза - то, так, но ).

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза - то, так, но ).

Держу пари , / 1 что / 2 / 3 то / 2 (Лесков).

[ сущ. ] 1 , (что - союз 2 (если - союз...), 3 то...) 2 .

[ сущ. ] 1

(что - союз) 2

(если... то - союз) 3

В данном предложении можно выделить главное предложение: держу пари / 1 , а также два последовательно связанных придаточных предложения: придаточное I степени: что... то он останется здесь ещё на три дня / 2 , внутри которого стоит придаточное II степени: если вы передадите это герцогу / 3 (ср.: держу пари , что... то он останется здесь ещё на три дня; он останется здесь ещё на три дня, если вы передадите это герцогу ). На стыке придаточных I степени и II степени находятся два подчинительных союза что и если . Однако запятая между ними не ставится, поскольку нельзя изъять придаточное II степени без изменения придаточного I степени, ср.: Держу пари , / 1 что то он останется здесь ещё на три дня / 2 . Этому препятствует вторая часть двойного условного союза если... то , которая находится в главном для условного придаточного предложении - придаточном I степени: он останется здесь ещё на три дня . Если же эту вторую часть (то ) изъять, то на стыке союзов что и если необходимо будет поставить запятую, ср.: Держу пари , / 1 что , / 2 если вы передадите это герцогу, / 3 он останется здесь ещё на три дня / 2 .

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей : может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:

  1. Установите общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.
  2. Выделите все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установите главное предложение и придаточные предложения.
  3. Для каждого придаточного предложения установите главное предложение, то есть разбейте сложное предложение на пары: главное - придаточное.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, и на этой основе определите характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).
  5. Постройте горизонтальную схему, и на этой основе расставьте знаки препинания.

Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).

    В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:

    Пари заключается в том / 1 что / 2 если ваш повелитель останется здесь на три дня / 3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то / 2 что я вам скажу / 4 а / если он не останется / 5 то я исполню любое приказание / 6 какое вы мне дадите / 7 (Лесков).

    1) пари заключается в том ;
    2) что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
    3) если ваш повелитель останется здесь на три дня;
    4) что я вам скажу ;
    5) если он не останется ;
    6) то я исполню любое приказание ;
    7) какое вы мне дадите .

    Первое предложение (пари заключается в том ) - главное, остальные - придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение (то я исполню любое приказание ).

    Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:

    1→2: пари заключается в том , что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
    2→3: вы без всяких отговорок должны исполнить то , если ваш повелитель останется здесь на три дня ;
    2→4: вы без всяких отговорок должны исполнить то , что я вам скажу ;
    6→5: я исполню любое приказание , если он не останется ;
    6→7: я исполню любое приказание , какое вы мне дадите .

    По-прежнему пока трудно определить, к какому типу предложений относится шестое предложение. В данном случае следует обратить внимание на сочинительный союз а . Сочинительный союз, в отличие от подчинительного союза, в сложном предложении, состоящем из трёх и более простых предложений, может стоять не перед тем предложением, к которому относится. Поэтому необходимо выяснить, какие простые предложения связаны этим противительным союзом. Для этого надо изъять все простые предложения, оставив только те, которые содержат противопоставление. Это предложения 2 и 6, ср.: вы без всяких отговорок должны исполнить то , а я исполню любое приказание . Но предложение 2 - придаточное. Следовательно, и предложение 6, связанное с предложением 2 сочинительным союзом, тоже должно быть придаточным. Это можно проверить, вставив тот же союз, что имеет предложение 2, и связав предложение 6 с тем же главным, от которого зависит предложение 2, ср.: пари заключается в том , что я исполню любое приказание . Значит, предложения 2 и 6 являются однородными придаточными, только союз что в предложении 6 опущен (1→6).

    На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:

    [гл. + ук. сл.] 1

    (что - союз гл. + ук. сл.) 2 , а (- сущ. + ук. сл.) 6
    ↓ ↓ ↓ ↓
    (если... то - союз) 3 (что - союз. сл.) 4 (если... то - союз) 5 (какое - союз. сл.) 7

    Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).

    Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.

    [гл. + ук. сл.] 1 , (что - союз (если - союз) 3 , то гл. + ук. сл.) 2 , (что - союз сл.) 4 , а (если - союз) 5 , (то сущ. + ук. сл.) 6 , (какое - союз. сл.) 7 .

    В данном предложении есть сочетание подчинительных союзов на стыке предложений 2 и 3 (что если ). Кроме того, сочинительный союз а , который относится к предложению 6, стоит перед предложением 5, образуя сочетание союзов с подчинительным союзом если (а если ). По общим правилам они должны разделяться запятыми, но далее следует вторая часть двойного союза если... то . Именно эта вторая часть союза не даёт возможности изъять условные придаточные без изменения структуры предложений в целом, ср.: Пари заключается в том, что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то; а... то я исполню любое приказание . Именно поэтому запятая на стыке этих союзов не ставится.

    Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:

    Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).

План разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточные предложения (выделить грамматические основы).
  3. Указать, каким образом придаточные предложения связаны с главным предложением (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
  4. Разобрать каждое придаточное предложение по плану.
  5. Построить вертикальную и горизонтальную схемы предложений.

Образец разбора

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун , / 1 который , / 2 чтобы не бегать очень быстро, / 3 привязывает к ногам пудовые гири / 2 (Солоухин).

Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 - главное; предложения 2 и 3 - придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.

Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун , выраженному существительным, средство связи - союзное слово который ; придаточное стоит после главного.

Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи - союз чтобы ; придаточное стоит в середине главного.

[сущ.] 1
опред. ↓
(который - союз. сл.) 2
цели ↓
(чтобы - союз) 3

[сущ.] 1 , (который - союз. сл., (чтобы - союз) 3 ,) 2 .
опред. цели

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....