Почему никто рассказал мне 20.

Первое, что советует Тина своему сыну, так это научиться видеть за любой проблемой возможность и смотреть на все задачи более широко.

Например, её курс в Стэнфорде начинается с того, что в пятницу она делит студентов на несколько команд и раздаёт им конверты с 5 долларами. В воскресенье вечером у них есть ровно два часа, чтобы создать какой-нибудь и заработать на нём. А в понедельник всех студентов собирают вместе. У каждой команды есть 3 минуты презентации, чтобы рассказать, что удалось сделать.

Как вы считаете, какие идеи придумывают студенты?

Одна команда купила велосипедный насос и стала накачивать спущенные шины велосипедов в студенческом городке. Другая команда бронировала столики в популярных ресторанах и продавала бронь ближе к часу пик.

Но больше всего - аж 650 долларов - заработала команда, которая придумала вот что. Студенты посмотрели на условия задачи ещё шире и выяснили, что самое ценное в их ситуации - это даже не 5 долларов, а 3 минуты презентационного времени в понедельник. Ребята нашли компанию, которая бы хотела взять на работу студентов Стэнфорда, и продали им эти самые 3 минуты. Отличный ход.

Планы не стоят ничего

Отец менеджмента Питер Друкер (Peter Drucker) говорил: «Планы не стоят ничего, но планирование бесценно». У учёного Нассима Талеба (Nassim Taleb) есть теория чёрного лебедя, согласно которой все самые хорошие (и негативные) события в нашей жизни происходят незапланированно.

Тина тоже уверена в том, что , конечно, нужно, но исключительно для того, чтобы задать направление движения.

«Вспомните своё последнее путешествие в незнакомый город или новую страну? Как бы тщательно его ни планировали, всё равно самые запоминающиеся вещи происходят с вами совершенно незапланированно: вы вдруг встречаете интересного человека, показывающего вам места, которых нет на карте. Или сворачиваете не туда и обнаруживаете какие-то интересные достопримечательности, которых нет в путеводителе, - пишет Тина. - Я советую вам планировать карьеру как и планирование путешествия. Обозначить себе какие-то точки, но при этом всегда быть готовым ухватиться и распознать новую возможность».

Каждый день вас ждёт миллион долларов

Карлос Виньоло из Университета Чили уверен, что каждый день вы можете выйти на улицу и найти там миллион долларов. Миллион долларов - это, конечно, метафора. Она означает, что мир полон возможностей, которые нужно только взять.

Выходя из дома, вы ежедневно встречаете интересных людей, с вами происходят какие-то события, открываются возможности, которые могут изменить вашу жизнь.

Если вы относитесь к миру настороженно, с опаской и закрыты для того, что само стучится в вашу жизнь, то вы почти гарантированно теряете миллион долларов каждый день.

С широко закрытыми глазами

Том Келли (Tom Kelly), автор книги Art of Innovation, говорит, что каждый миг мы должны вести себя как путешественник в чужой стране или , который только появился на свет. Мы должны снять надетые шоры и активно изучать пространство вокруг нас.

Джеймс Барлоу (James Barlow), глава Шотландского института предпринимательства, проделывает со студентами такое упражнение. Он разбивает их на несколько групп и раздаёт им пазл, состоящий из 500 деталей. Затем включает таймер, чтобы выяснить, какая группа соберёт пазл первой. Секрет в том, что каждый кусочек пазла пронумерован с обратной стороны цифрой от 1 до 500. Зная уникальный номер каждого кусочка, пазл можно собрать довольно быстро. Однако студенты настолько поглощены теориями, как справиться с задачей быстрее всех, что упускают из виду эту «незначительную» деталь.

Наша жизнь - пазл

Ещё один урок заключается в том, что мы никогда не знаем, где нам могут понадобиться определённые знания. «Если даже вы считаете, что, например, курс по каллиграфии вам никогда в жизни не пригодится, но вас почему-то очень тянет именно к нему, изучайте! Не смотрите на то, насколько это рационально или нет», - пишет Тина и вспоминает историю (Steve Jobs).

Когда Джобс вылетел из колледжа, он мог не ходить на обязательные предметы. Тогда он - как говорил сам Джобс - парень, который совершенно не представлял, чего хочет от жизни, отправился на курсы каллиграфии.

Позже он рассказывал: «Я узнал о шрифтах с засечками и без засечек, о правильном пространстве между различными комбинациями букв и о том, что делает типографское искусство столь великим. Я и не думал, что эти знания будут так полезны для моей будущей жизни!

Однако 10 лет спустя, когда мы проектировали Macintosh, мы воспользовались ими при создании Mac. И если бы Windows не скопировала идеи Mac, маловероятно, что такие шрифты были бы на других персональных компьютерах. Если бы я не покинул колледж, то никогда не попал бы на занятия по каллиграфии, а компьютеры могли бы не обрести ту прекрасную , которую имеют сейчас. Разумеется, пока я был в колледже, я не мог сопоставить между собой всё то, что знал, и то, чего хотел. Однако, когда я через 10 лет оглядываюсь назад, мой путь представляется мне вполне ясным и правильным».

Для того чтобы развить в себе метафорично-креативное мышление, можете сделать упражнение, которое практикуют в Стэнфорде. Возьмите любое понятие. К примеру, «идеи».

А теперь напишите:

Идеи напоминают ______________________________,

потому что ___________________________________,

и, следовательно, _______________________________.

И придумайте как можно больше вариантов, например:

  • Идеи похожи на секс, потому что они тоже возбуждают, и, следовательно, надо придумывать идеи чаще!
  • Идеи похожи на хрустальный бокал, потому что они такие же хрупкие, поэтому их надо беречь.
  • Идеи похожи на зеркала, потому что они отражают всё вокруг, поэтому нечего на зеркало пенять, коли рожа крива!

Знать бы это в 20 лет!

«Каждую главу этой книги я бы назвала „Разрешите себе“. Дайте себе разрешение оспорить предположения, посмотреть на мир по-новому, экспериментировать, терпеть неудачу, прокладывать собственный путь и проверять границы своих способностей. В сущности, именно это я и хотела бы знать, когда мне было 20, и 30, и 40… Я должна постоянно напоминать себе об этом и сейчас, когда мне уже за пятьдесят», - говорит Тина.

Так что разрешайте себе шагнуть за грань и увидеть новые возможности.

Это переупакованная версия мегабестселлера «Сделай себя сам».

Почему мы решились на ребрендинг?

Мы всегда позиционировали «Сделай себя сам» как бизнес-пособие для тех, кто хочет придумывать прорывные идеи и создавать стартапы.

Но заметили, что книгу очень часто покупают, советуют и дарят молодым ребятам 18-20 лет, которые только начинают свой путь. И тут нас осенило: ведь эта книга гораздо шире, чем просто бизнес-пособие!

Она про то, как найти свой путь в любом возрасте, не быть зависимым от чужого мнения и не воспринимать жизнь как экзамен, где правильным может быть только один ответ. Она о том, что мы ограничены только своей энергий и воображением.

Она рассказывает о том, как использовать любой шанс и воспринимать жизнь как игру, как вызов. Автор «Сделай себя сам» Тина Силиг читает в Стэнфордском университете курс по предпринимательству и инновациям. Используя множество ярких и неожиданных примеров из собственной практики ученого и предпринимателя, Тина Силиг рассказывает о нестандартном подходе к решению бизнес-проблем, прорывном мышлении и инновациях в бизнесе.

От чего отталкиваться, начиная собственное дело? Где найти новую идею? Как научиться решать проблемы? Над чем работать и на что тратить силы и время?

Правил не существует ни в 20 лет, ни в 40 лет. Единственное правило состоит в том, что вы ограничены лишь своей энергией и воображением.

Вот именно поэтому мы решили создать новую упаковку для любимого всем бестселлера. Эх, если бы мы сами знали все, о чем пишет, Тина Силиг в 20 лет!

От автора

В типичном классе есть учитель, считающий, что его работа состоит в передаче учащимся информации. Дверь в класс закрыта, а стулья привинчены к полу лицом к преподавателю. Студенты делают записи, зная, что потом их будут проверять на знание материала. В качестве домашнего задания их просят прочитать тексты из учебника и самостоятельно их понять. Это совсем не похоже на ту жизнь, которую им придется вести по окончании учебы. В ней мы сами становимся своими учителями, самостоятельно определяем, что нам следует знать, где находить информацию и как ее перерабатывать.

Фактически реальная жизнь — это экзамен, на котором могут задать совершенно любой вопрос. Двери открыты настежь, можно пользоваться самыми разнообразными ресурсами и находить решения для массы неочевидных задач, связанных с работой, семьей, друзьями и миром в целом. Карлос Виньоло, прекрасный преподаватель из Университета Чили, поделился со мной мыслью о том, что иногда студентам полезно учиться у худших преподавателей — это куда лучше готовит их к жизни, в которой у них может не оказаться талантливых наставников.

Кроме того, при обучении в составе крупных групп знания студентов обычно проверяются с помощью тестов с несколькими вариантами ответов (из которых всего один является правильным). Для получения хорошей отметки нужно указать требуемый вариант ответа. В реальной жизни на каждый вопрос можно найти сразу несколько ответов, верных в той или иной степени. А что еще более важно — есть право на ошибку.

В сущности, неудачи — это важнейшая часть процесса обучения. Подобно эволюции, представляющей собой серию проб и ошибок, наша жизнь полна фальстартов и неизбежных поражений. Ключ к успеху лежит в способности извлечь урок из приобретенного опыта и двигаться вперед с этими новыми знаниями.

Для большинства людей реальный мир совершенно не похож на учебный класс. Нет однозначного ответа, неминуемо ведущего к успеху, а количество возможных вариантов действий может показаться ошеломляющим. И хотя семья, друзья и соседи с радостью делятся с нами советами на любой случай, выбор направления для движения остается исключительно нашей личной ответственностью. При этом полезно знать, что нам не обязательно быть абсолютно правыми с самого начала.

Жизнь дает каждому из нас массу возможностей для того, чтобы экспериментировать и комбинировать наши навыки и увлеченность очень разными, новыми и необычными способами.

Развернуть описание Свернуть описание

Автор - преподаватель Стэнфордского университета, а еще невролог, лектор, предприниматель жена и мамочка, Тина Силиг (Tina Seelig). Книгу эту она создала по мотивам записей для своего сына, готовившегося поступать в колледж, и сделала это в авральном режиме за несколько месяцев. Отсюда вытекают два момента:

Книга местами хаотична и сумбурна; запросто можно потерять нить повествования. Это вам не максимально упорядоченный Трейси с разжеванными лягушками, хотя в конце книги Тина Силиг обобщает все, что успела рассыпать по страницам.

Книга рассчитана на тех, кто находится в начале пути, преимущественно предпринимательского. Впрочем, пригодится она и стартаперу, и ведущему тренингов (в книге много упражнений и идей для работы в группе), и преподавателю, и просто любителю мотивирующей бизнес-литературы. Сама Тина называет предпринимателем человека

который занимается выявлением проблем и превращением их в выдающиеся возможности.

В 2013 году эта книга выходила под названием "Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след" . В новом издании вернули первоначальное название "Почему никто не рассказал мне это в 20 лет? Интенсив по поиску себя в этом мире".

Интенсив не равно алгоритм или рецепт, это просто концентрированный сборник идей и историй, которые, пусть и весьма американские по духу (люди, фирмы, реалии), читаются как-то поживей, чем в задушевном "Курином бульоне для души" . Из вороха этих заметок нужно вычленить главное, и этим книга Тины Силиг напомнила мне "Птицу за птицей" .


Фишка книги - большое количество сносок на исследования и тематические видеоролики (один из них - с подсчетом пасов баскетбольного мяча - я даже посмотрела, так заинтересовало меня его книжное описание). Ссылки удобно использовать в электронной версии книги, вводить их с бумаги будет сложнее.

Основные моменты:

Постоянно ищите что-нибудь, что можно улучшить , проблему, которую нужно решить. Если нет - создавайте и продвигайте свои идеи (придумал особую модель снегоступов? - иди и расхваливай ее продавцам в спорттоварах, вытаскивай их на прогулки по лесу, предлагай отелям организовать специальные трассы). Не ждите, пока кто-то разрешит вам это делать - пинайте сами себя.

В сущности, нас не учат принимать проблемы как должное. Напротив, нас учат, что проблем следует избегать или что на них надо жаловаться.

Найдите нерешенные проблемы в своей организации, спросите себя, чего вы хотите, найдите способ применить свои навыки и опыт, изъявите желание сделать первый шаг и пойти куда-то, где вы еще не были. Вокруг вас всегда имеется масса возможностей, ожидающих, что вы начнете работать над ними.

Если подумать, даже в самой бредовой идее можно найти рациональное зерно (бикини в Антарктиде? - да запросто!).

Порой люди отвергают идеи, потому что не могут увидеть их ценности или потому что у них не находится времени на тщательное их изучение. Но часто эти отринутые идеи оказываются довольно многообещающими.

В сущности, цель этой книги состоит в том, чтобы побудить вас посмотреть на жизнь с новой точки зрения, осознать препятствия, с которыми вы сталкиваетесь каждый день, и начертить план движения в будущее. Книга разрешает вам подвергать сомнению общепринятую мудрость и заново переоценивать правила, по которым живет окружающий мир.

- четкого плана не обязательно придерживаться в точности (авторы методики и книги про 12 недель в году не согласны!).

Я советую вам планировать карьеру как и планирование путешествия. Обозначить себе какие-то точки, но при этом всегда быть готовым ухватиться и распознать новую возможность.

- работа должна быть осмысленной - понимайте, зачем вы стараетесь

«Если вы нальете бензин на бревно, то получите в итоге мокрое бревно. Однако если вы выльете бензин на небольшой огонек, то получите адское пламя». Иными словами, важно четко понимать, вкладываете ли вы свою энергию в нечто, способное обеспечить отдачу. Это одна из самых главных проблем в жизни. Мы слишком часто проводим массу времени, двигаясь в тупик.

Итак, это еще одна книга о том, что надо выходить из зоны комфорта (подскажите мне книгу, в которой говорится, как в эту зону попасть и побыть в ней!). Находить проблему, решать ее разными потрясающими способами, прорабатывая неудачи и выходя за рамки.

В реальной жизни на каждый во­прос можно найти сразу несколько ответов, верных в той или иной степени. А что еще более важно - есть право на ошибку. В сущности, неудачи - это важнейшая часть процесса обучения.

Автор постоянно приводит примеры людей, которые так поступали, включая Стива Джобса. Конечно, интересно вдохновиться чьим-нибудь примером и решиться на риск или крутой поворот. Но то, что в книге нет историй людей, у которых не получилось, не значит, что таких людей не было. Про них просто не написали... Это тоже надо иметь в виду, кидаясь превращать скрепку в дом и зарабатывать свои "много денег" за пять минут.

P.S. Когда я уже дописала этот отзыв, моя второклашка пришла спросить совета по школьному проекту. Мы разговорились, и очень удачно пришелся пример о Цирке дю Солей. Никогда не знаешь, где и что из прочитанного пригодится.

Представьте, что вы находитесь в какой-нибудь экзотической стране: день, палящее солнце, вы ходите по старинному душному городу и постоянно опускаете взгляд в путеводитель, вычитывая интересные сведения о соборе (вот он слева) или о музее (справа за тем углом), и вот, устав от попеременного взгляда в книгу и на реальный объект, вы останавливаетесь посреди улицы. И тут неожиданно к вам подходит незнакомец и на ломанном английском здоровается, спрашивает, как вас зовут, и вот, улыбнувшись и доверившись ему, вы уже не замечаете, как он становится вашим гидом, проводником по самым тайным и интересным местам этого огромного незнакомого города. Вы весело болтаете, смеетесь, заглядываете в самую вкусную кофейню в этом районе, проходите по улицам, запрятанным в сердце города, которые вы бы никогда не нашли ни с каким бумажным путеводителем, учите вместе с гидом местный язык, пробуете домашнюю еду понимаете, что вы поймали шанс почувствовать всю суть чужестранной жизни.

Именно таким образом и работает предпринимательское мышление - это умение расширить рамки, разрушить стены, убрать правила и следовать за всеми возможностями, ловить шансы и говорить «да» на почти любое предложение, не бояться рисковать, а также благодарить за проведенную экскурсию и извиняться, если вы доставили гиду неудобство или сделали какую-то ошибку, но обязательно из этой неудачи сделать вывод и больше не повторять подобного.

Вот этому и учит преподаватель Стэнфордского университета Тина Силиг в своей книге «Почему никто не рассказал мне это в 20?», которая, между прочим, является ребрендингом другой книги издательства «МИФ» - «Сделай себя сам». Один и тот же текст, только в разных обложках. И второй вариант - выигрышный, потому что эта книга - огромный вклад в развитие каждого подростка, однако и для взрослых людей она не теряет своей актуальности.

Многие винят книгу в водянистости и непонятности. Нет, друзья, это не так. Да, признаю, книга сумбурна, но чего еще ожидать, если она писалась за 4 месяца, почти что в аврале.

Повествование Силиг слишком плотно по своей структуре, она шпарит идеями, переходя от одной к другой, подкрепляя каждую миллионом вдохновляющих ошеломляющих примеров из жизни известных успешных людей. Эта книга - взрыв, столп яркого света посреди тьмы, дикие скачки на огромном свирепом быке под названием «жизнь».

С самой первой страницы чтения мои глаза полезли на лоб от вдохновляющих примеров, когда студенты без исходного капитала за пару часов делали 600 долларов; когда сломав ногу, один спортсмен не смог больше кататься на лыжах, зато создал новый продукт - снегоступы, сделал продукт актуальным для клиентов и заработал миллиарды долларов на своей страсти; когда уход из университета приводил к большим достижениям как интеллектуальным, так и финансовым (на примере Стива Джобса и самой Тины Силиг); когда любая плохая или неуспешная идея может стать гениальной спустя 5-7 лет и превратить труд и энтузиазм не сдающихся людей в миллиарды... Море примеров, готовых сразить моё мировоззрение наповал, свалились меня лавиной текста.

Именно поэтому данную книгу нужно читать несколько раз! Первый - для ознакомления с множеством гениальных историй, второй - для проработки необходимых элементов предпринимательского мышления в своей жизни. Первый раз я читала Тину Силиг, подчеркивая маркером важные цитаты прямо в книге, второй раз я буду ее читать уже с блокнотом, чтобы состыковать конспект со своей жизнью и прописывать уже личные примеры.

Кроме того, благодаря этой книге я окончательно поняла, что наше образование в корне неправильно (как школьное, так и университетское), что я упустила множество возможностей, даже учась в последних двух классах в престижном лицее, что мир полон невероятных возможностей и воплотить можно абсолютно любую идею, что мои неудачи - это ценный актив, и ими надо гордиться, что моя неуверенность в себе - это топливо для моих возможностей (за последнее огромное спасибо тебе, Тина Силиг, я даже расплакалась, осознав и приняв себя неуверенную, себя такую, какая я есть).

И да - всё зависит от вас. Ваша жизнь зависит от вас. Действуйте, взлетайте, падайте, вставайте, умейте договариваться, ошибайтесь, будьте неуверенными, терпите неудачи, благодарите, извиняйтесь, налаживайте связи, превращайте лимонад в вертолет, а обычную скрепку меняйте на дом своей мечты (последние два примера - чистая правда и так было на самом деле).

Шикарная, очень вдохновляющая вещь. Срочно закупать несколько экземпляров на подарки.

В ходе занятий по креативности я уделяю много внимания ценности создания новых и необычных комбинаций из идей. Чем активнее вы практикуете этот навык, тем более естественным он становится. К примеру, мы используем сравнения или метафоры для описания концепций, которые на первый взгляд кажутся никак не связанными между собой. Это даёт нам возможность находить свежие решения для знакомых проблем. Для иллюстрации этого мы обычно делаем простое упражнение. Мы просим команды дать как можно больше ответов на следующее утверждение.

Идеи напоминают ______________________________,
потому что ____________________________________,
следовательно, _______________________________ .

В списке ниже приведены лишь немногие из сотен креативных ответов, которые мне доводилось видеть. В каждом случае сравнение позволяет по-новому взглянуть на .

  • Идеи напоминают детей, потому что всем окружающим кажется, что их собственные дети прекрасны, следовательно, будьте объективны при оценке своих идей.
  • Идеи напоминают ботинки, потому что ботинки нужно разнашивать, следовательно, вам нужно время для оценки новых идей.
  • Идеи напоминают зеркала, потому что они отражают окружающую среду, следовательно, для поиска еще большего количества разнообразных идей стоит обратить внимание на то, что нас окружает.
  • Идеи напоминают икоту. Стоит начать, и их поток уже не остановить, поэтому нужно пользоваться всеми преимуществами того времени, когда вам в голову постоянно приходят хорошие идеи.
  • Идеи напоминают пузыри: они легко лопаются, поэтому с ними нужно быть осторожными.
  • Идеи напоминают автомобили, потому что они способны переместить вас в новое место, следовательно, их нужно использовать для движения в нужном вам направлении.
  • Идеи напоминают шоколад, потому что все его любят, следовательно, не забывайте питаться ими почаще.
  • Идеи напоминают корь, потому что они заразны, следовательно, если вы хотите, чтобы у вас появлялись собственные интересные идеи, проводите побольше времени с другими людьми, склонными к .
  • Идеи напоминают вафли, так как лучшие из них - свежие, поэтому нужно, чтобы к вам постоянно приходили новые идеи.
  • Идеи напоминают паутину, потому что они крепче, чем могут показаться, следовательно, не стоит их недооценивать.

Это упражнение помогает вам расширить границы собственного воображения и обратиться за вдохновением к окружающему миру. Некоторые люди способны делать это вполне естественным образом, извлекая немалую пользу. Как и , они всегда ищут новые пути для нестандартного комбинирования своих идей, а затем упорно работают над их претворением в жизнь.

Отличным примером может служить история предпринимателя Перри Клебана, который, к огромному сожалению, в 1991 году, сломал лодыжку. Травма была крайне досадной, ведь этот заядлый лыжник не хотел пропустить сезон на склоне. Тем не менее ему удалось найти способ превратить проблему в удачу. В период восстановления после травмы он нашёл пару старых деревянных снегоступов и решил попробовать позаниматься на них. Это получилось не особенно хорошо, что стало ещё одной причиной для разочарования Перри. Однако, вместо того чтобы забросить их обратно в шкаф и подождать, пока лодыжка не срастётся, Перри решил спроектировать новый тип снегоступов. В то время он как раз изучал вопросы промышленного дизайна и понял, что вполне может использовать полученные навыки для решения собственных проблем. За следующие десять недель он спроектировал и создал восемь различных вариантов снегоступов. В будни он работал над прототипами в университетской мастерской, а на выходные выезжал с ними в горы и проводил испытания. К концу десятой недели он уже был готов запатентовать свои инновации.

Atlas Race, снегоступы Перри Клебана

Итак, как мы уже видели, нам вполне по силам спроектировать свою удачу с помощью упорного труда и концентрации на целях. Однако в нашем распоряжении есть и другие инструменты: открытость новым возможностям, появляющимся у нас на пути, использование всех преимуществ, которые дают нам возникающие шансы, тщательное внимание к миру вокруг нас, общение с максимально широким кругом людей и превращение этого взаимодействия в наиболее позитивное. Удачливость человека всегда связана с превращением плохой ситуации в хорошую или улучшением и без того хорошей ситуации. Когда мы начинаем сознательно помещать себя в непривычные обстоятельства и собирать новый и необычный опыт, бесстрашно пытаясь подняться на сцену, на которой хотим играть пьесу своей жизни, наши шансы на удачу значительно повышаются.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...