По социальной и демографической политике. Социально-демографические основы социальной политики

на современном этапе

Демографическая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения.

Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.

Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

В соответствии с целью по основным направлениям демографического развития формулируются задачи и обосновываются приоритеты. Эта работа в основном опирается на данные анализа демографической ситуации. Формулировки задач по всем ее направлениям, выбор приоритетов в рамках этих направлений (рождаемость и семья, здоровье и продолжительность жизни, миграция населения) - все это в существенной мере обусловлено целью демографического развития. Реально оценивая демографическую ситуацию в России и в преобладающем большинстве её регионов, к числу наиболее общих задач могут быть отнесены: повышение рождаемости и укрепление института семьи; улучшение здоровья населения и рост его продолжительности жизни; приведение миграционного баланса в соответствие с целями демографического развития.

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Проведение демографической политики в развивающихся странах с высокими темпами роста населения, особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи.

Простое воспроизводство населения, или «нулевой рост» цель демографической политики в развивающихся регионах теоретически возможен, если каждая семья будет иметь в среднем 2,3 ребенка (т.к. есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей, смерть в раннем возрасте из-за несчастных случаев). Но достижение такого положения автоматически не означает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить - в детородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэффициенте рождаемости. Кроме того, если вследствие демографической политики произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма «неудобные» для стабильного развития экономики.

В настоящее время демографическая политика рассматривается как важная составляющая часть социальной политики государства, ввиду того, что напрямую касается очень важной составляющей развития общества, а именно населения. Демографическая политика является составной частью политики народонаселения и это есть не что иное как, «целенаправленная деятельность государственных органов и различных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения» 2 . Демографическая политика представляется как система мероприятий, направленных оказывать воздействие на развитие демографических процессов в наиболее выгодном для общества направлении. Как уже было отмечено ранее «раздел 1 настоящей работы» целью демографии в целом является выявление и познание демографических законов, закономерностей, взаимосвязей соответственно целями демографической политики являются: формирование желательного для государства режима воспроизводства населения; сохранение либо изменение динамики численности и структуры населения; темпы изменений динамики численности; динамика рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции; качественные характеристики населения.

В зависимости то поставленных целей формируются мероприятия направленные на решение поставленных задач и достижения поставленных целей. Как правило мероприятия демографической политики не являются узконаправленными, а охватывают всю систему психологических и экономических связей общества и семьи. Но необходимо отметить, что как раз здесь демографическая политика сталкивается с трудностями ввиду того, что ей приходиться учитывать и согласовывать интересы различных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Демографическая политика включает в себя множество направлений по формированию, внедрению и реализации демографических процессов, но основными из них являются следующие направления: государственная помощь семьям и детям; создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью; снижение заболеваемости и смертности; увеличение рождаемости; увеличение продолжительности жизни; улучшение качественных характеристик населения; регулирование миграционных процессов, урбанизации, расселения.

Определив цели, поставив задачи и разработав комплекс мероприятий направленных на решение поставленных вопросов, демографической политике необходима реализация, т.е. воплощение в жизнь, разработанных мероприятий, которые возможно реализовать через комплекс мер, условно разделённый на три группы: экономические меры – включают в себя: пособия матерям с определённым числом детей (в настоящее время – материнский капитал), дифференциация налогов в зависимости от доходов, размеров семьи и т.д.; административно-правовые меры содержат: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семье, охрану материнства и детства, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, определяющие минимальный возраст вступления в брак; разного рода льготы для родителей, преимущества при получении жилья для многодетных, молодых семей; меры идеологического воздействия содержащие: использование средств массовой информации всех видов для регулирования демографических процессов в том направлении, которое обуславливается политическими, религиозными, правовыми, философскими и этническими взглядами, преобладающими в обществе.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин - 60,6 года, женщин - 73,1 года. Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 процентов смертности от всех причин. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи. Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения). Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие). Хотя, начиная с 2000 года, в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов). Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году - 20,4 процента. По пессимистическому варианту прогноза экспертов предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек 4 . Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 процентов уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста. Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста. На основе Указа Президента РФ от 10 января 2000 года была разработана и одобрена Правительством РФ Концепция демографического развития Российской Федерации до 2015 года. Данная Концепция является первым, разработанным и принятым на государственном уровне документом в области развития демографической политики Российской Федерации, но не будем останавливаться на этом документе ввиду того, что на современном этапе разработана и воплощается в жизнь более совершенная Концепция демографического развития Российской Федерации. Вторым по счёту, но не по значимости документом, направленным на развитие и реализацию демографической политики Российской федерации является Указ Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007, «об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» 5 . Согласно данной Концепции, целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы: комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения; своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период; учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ; взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества; координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

К числу основных задач демографической политики, приведённых в данной Концепции на период до 2025 года, отнесены: сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте; сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; повышение уровня рождаемости; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Концепцией также определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране. Такими мерами, в частности, являются: формирование у различных групп населения, особенно у подрастающею поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни; проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья; ранняя диагностика заболеваний с применением передовых технологий; повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи; улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения; применение новых инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ; пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей; создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество.

Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (2007 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития. Наряду с этим в субъектах Российской Федерации будут разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства. В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост. На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда. К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году: стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек; увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет; увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения; уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

На третьем этапе (2016 - 2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка. В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста. К 2025 году, на завершающем этапе реализации Концепции демографического развития Российской Федерации, предполагается: обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

Демографическая политика -- это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

В контекстах, связанных с деятельностью в области народонаселения, используются и другие, близкие по значению понятия: социально-демографическая политика, политика народонаселения (населения), семейная политика, планирование семьи, планирование населения, контроль рождаемости, регулированеие рождаемости, контроль населения, управление демографическими процессами и др.

Наиболее близкий по значению термин -- политика народонаселения в русскоязычной литературе используется в узком смысле как синоним демографической политики, в широком -- включает, помимо регулирования демографических процессов, другие сферы: регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни (доходы, образование, охрана здоровья, социальное обеспечение).

Термин контроль рождаемости или регулирование рождаемости используют для описания воздействия государства на процесс рождаемости, главным образом с целью снижения ее уровня и сокращения темпов роста населения в стране. Иногда употребляется также для обозначения контроля рождений (деторождений) на уровне семьи, применения супружескими парами (или индивидами) методов, с помощью которых они регулируют число рождений (или время рождения детей) в семье. Регулирование рождаемости путем проведения государственных программ планирования семьи или поощрения деторождения иногда также обозначается термином контроль населения. В этом случае к регулированию рождаемости может добавляться регулирование брачности, стимулирование или ограничение создания брачных пар через, например, возраст вступления в брак.

Термин семейная политика используется все чаще и чаще как самостоятельный термин для обозначения деятельности государственных и иных служб по созданию оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, по социальной защите семьи, по оказанию адресной поддержки семьям определенных типов. В отличие от демографической политики семейная политика не направлена на достижение каких-то определенных демографических результатов. Можно сказать, что семейная политика, как часть социальной политики, призвана гармонизировать отношения между личностью, семьей и обществом.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Демографическая политика -- целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру.

В широком смысле демографическая политика -- это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу "материнского капитала", а также пособия и льготы по рождению ребенка. В демографической политике в России участвуют и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации. В качестве примера можно привести фонд Русские, выдвинувший Концепцию демографического развития России. Российский совет предпринимателей и промышленников России также имеет Комитет по социальной и демографической политике, который возглавляет Д. М. Якобашвили и который пока, впрочем, ничем себя не проявил. Кроме того, имеется много инициативных групп и отдельных граждан, которые выдвигают собственные идеи по поводу путей решения демографической проблемы.

В программном послании президента Федеральному собранию прозвучал тезис о серьёзности и даже катастрофичности демографической ситуации в стране.

Недавно была опубликована "Концепция демографической политики России до 2015 года", она разработана под руководством одного из ведущих демографов - Л. Рыбаковского. Правительство одобрило в основном концепцию демографической политики до 2015 года.

Признание катастрофичности демографического положения страны требует сегодня немедленной активизации политики поощрения рождаемости, принятия программы, которая в равной мере основывается как на национальных интересах, так и на тех семейных ценностях, которые мог бы свободно принять любой человек. В настоящей Концепции формулируются основные направления демографической политики, а также меры, которые способны возвратить семье ее главную функцию воспроизводства поколений и социализации потомства. Эти меры должны быть системными и постоянно действующими, реализуемыми в разных сферах - прежде всего в законодательной, социальной и экономической. Предполагается всяческое возвышение семьи как семейного производства с многообразными по форме инвестициями в то, что называется "человеческим капиталом" .

Пронаталистская (т.е. направленная на увеличение рождаемости) политика доходов--налогов--кредитов во много раз демографически эффективнее политики пособий, хотя и предполагает фундаментальную переоценку критериев распределения национального продукта, а также пересмотр приоритетов национального бюджета. Она потребует значительных финансовых вложений, однако при этом следует учесть экономию на статьях расходов, связанных с нынешним кризисом семьи, в частности с расходами на репрессивный и пенитенциарный аппарат, с расходами на аппарат органов социального обеспечения детей и пожилых, с социальными затратами, создаваемыми старением населения, с переориентацией всего народного хозяйства на нужды старых поколений.

Просемейная политика радикального повышения ценности семьи с детьми, повышения престижа семейно-родственных ролей в сравнении с профессиональными ролями личности предлагает населению действительный выбор между семейно-детным и одиночно-холостяцким образом жизни. Устранение материального ухудшения жизни при рождении детей выносит проблему рождаемости и семьи за пределы уровня жизни, наполняет ее ценностным содержанием, определяющим смысл существования. В Концепции дается характеристика мер повышения потребности семьи и личности в детях, а также мер, направленных на улучшение условий реализации имеющейся у населения потребности в детях.

Новая демографическая политика государства предлагает индивидам на выбор различные модели семьи и семейного образа жизни, поддерживает те из них 1 , которые отвечают стратегическим интересам государства. Это означает, что оно стремится не только к ликвидации негативного хода демографических процессов, но и к такому воздействию на процессы воспроизводства населения, которое в полной мере соответствовало бы обществу демографического и социального благополучия .

Также был разработана национальная программа.

Демографическое развитие России: проект национальной программы.

Цель - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140--142 млн. чел. С обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми.

Улучшение здоровья населения и снижение смертности.

Привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию.

Улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам.

Ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны.

Формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Государственная политика в соответствии с Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:

обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;

приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;

дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости;

приоритет привлечения русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР -- представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, к иммиграции в Российскую Федерацию в комплексе мер иммиграционной политики Российской Федерации;

обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;

дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков .

Демографическая политика имеет своей целью управление демографическими процессами. Цель социальной политики – регулирование условий жизни населения, помощь нуждающимся.

Политика, призванная повлиять на репродуктивное поведение населения в сторону повышения рождаемости, состоит из двух направлений:

1. Регулирование условий жизни населения с целью содействия семьям в удовлетворении существующих у них потребностей в числе детей.

2. Регулирование условий жизни, т.о. чтобы потребность в числе детей выросла до уровня, позволяющего избежать демографической катастрофы.

Демографическая политика в России

Сложившаяся в настоящее время ситуация в области демографии в Российской Федерации характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 г. в России отмечается депопуляция населения, которая обусловлена низкой рождаемостью, с одной стороны (параметры которой меньше требуемого для замещения поколений почти в 2 раза), и высоким уровнем смертности населения, особенно в младенческом и трудоспособном возрастах с другой стороны. Среди умерших в трудоспособном возрасте мужчины составляют около 80%, что в 4 раза выше уровня смертности женщин. Основные причины смерти: несчастные случаи, отравления и травмы, болезни системы кровообращения и новообразования.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны. Средняя продолжительность жизни населения страны на конец 2000 г. составила 65,9 лет. Различия в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин составляют 12 лет.

Целью демографической политики на среднесрочную перспективу является проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения; создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.

В связи с этим, основными задачами Правительства Российской Федерации в области демографической политики являются:

Разработка основных направлений действий по реализации демографической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу, включающих конкретные меры по реализации Концепции демографической политики с учетом перспектив социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отдельных этнических групп населения и региональных особенностей демографических процессов;

Разработка и реализация комплекса федеральных целевых программ по охране здоровья населения, в том числе по профилактике и лечению артериальной гипертонии среди населения Российской Федерации; оказанию онкологической помощи населению Российской Федерации; профилактике и борьбе со СПИДом и др.

Разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда;



Разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании.

Большое значение для получения наиболее полной и достоверной информации о населении страны в различных ее аспектах, проведения широкого круга исследований по формированию и корректировке демографической политики будет иметь проведенная в октябре 2002 г. Всероссийская перепись населения, а также создание Государственного регистра населения Российской Федерации.

В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе:

Поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми;

Содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла;

Учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья, помощь в погашении ипотечных кредитов и т.п.).

Общественная палата Российской Федерации

Комиссия по социальной и демографической политике

Общественный совет Центрального федерального округа

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Москва, 2009

РЕЗЮМЕ

Введение. обоснование ЗНАЧИМОСТИ проблемы

1. Демографические, социальные и экономические последствия злоупотребления алкоголем в России

1.1. Злоупотребление алкоголем – причина катастрофически высокого уровня смертности в России

Смертность и потери продолжительности жизни, связанные со злоупотреблением алкоголем

Структура и масштаб алкогольной смертности

Алкогольная смертность в России в контексте международных сопоставлений

Региональный анализ алкогольной смертности

Вклад крепких алкогольных напитков в алкогольную смертность в России

Случайные летальные отравления алкоголем

Смерти в дорожно-транспортных происшествиях

Самоубийства

Убийства

1.2. Деградация социальной и духовно-нравственной среды вследствие злоупотребления алкоголем

Преступность

Насилие в семьях и разводы

Утрата родительских функций и сиротство

Снижение рождаемости

Алкоголизм

Потребление алкоголя детьми и молодежью

1.3. Экономические потери России от злоупотребления населения алкоголем и доходы бюджета государства от налогообложения алкоголя

2. Основные факторы алкогольных проблем россии и распространенные мифы в этой области

2.1 Причины злоупотребления алкоголем в России

· Крайне высокий среднедушевой уровень потребления алкоголя

· Мировое лидерство по потреблению крепких напитков

· Ошибки государственного регулирования алкогольной сферы. Несовершенство законодательства.

· Ценовая доступность алкоголя

· Круглосуточная доступность алкоголя

· Шаговая доступность алкоголя

· Доступность нелегального алкоголя вследствие недостатков российского законодательства

· Социально- культурная приемлемость злоупотребления алкоголем

· Недостатки системы медицинской помощи алкоголезависимым людям

2.2. Социальные корреляты злоупотребления алкоголем и связанной с ним смерти

2.3. Мифы об алкоголе , препятствующие эффективному решению алкогольных проблем России

· Миф о политических рисках мер по защите от алкогольной угрозы

· Миф о качестве алкогольных напитков

· Миф о том, что российские алкогольные проблемы связаны с катастрофической бедностью россиян и стрессом

· Миф об исторической укорененности пьянства россиян

· Миф о безвредности слабоалкогольных напитков

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

3.1. Приоритет здоровья и предотвращение социальных проблем в государственной алкогольной политике

3.2. Ценовое регулирование

3.3. Борьба с нелегальным и суррогатным алкоголем

3.4. Ограничение физической доступности алкогольных напитков

3.5. Государственная монополия на розничную продажу алкогольных напитков

3.6. Совершенствование систем профилактики, лечения и реабилитации

3.7. Мониторинг производства, потребления алкоголя, связанных с алкоголем смертности и проблем

3.8. Оценка демографической эффективности предлагаемых мер

ПриложениЯ:

I. ИЗ ВТОРОГО ДОКЛАДА КОМИТЕТА ЭКСПЕРТОВ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ПОТРЕБЛЕНИЕМ АЛКОГОЛЯ.

1.1. Меры по уменьшению наличия алкоголя

1.2. Цены и налоги на алкоголь

1.3. Ограничение продажи алкоголя

1.4. Регулирование обстоятельств употребления алкоголя

1.5. Ограничение маркетинга алкоголя

1.6. Меры против управления автотранспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения

1.7. Просвещение и убеждение

1.8. Раннее вмешательство и лечебные службы

1.9. Выводы, касающиеся эффективных стратегий по уменьшению вреда, связанного с употреблением алкоголя

2.1. Создание базы знаний для разработки алкогольной политики

2.2. Комплексность алкогольной политики

2.3. Алкогольная политика на различных уровнях юрисдикции

2.4. Выводы, касающиеся разработки алкогольной политики

II. ЗЛОУпотреблениЕ алкоголЕМ в России в 1946 – 2007 гг.

1. 1946-1979 гг. - Рост потребления алкоголя и смертности населения

2. 1980-1984 гг. - Стабилизация потребления алкоголя и смертности населения на высоком уровне

3. 1985-1991 гг. - Период резкого снижения, затем повышения потребления алкоголя и смертности населения

4. 1992-1994 гг. - Период резкого повышения потребления алкоголя и смертности населения

5. 1995-1998 гг. - Снижение потребления алкоголя и смертности населения

6. 1999-2005 гг. - Период резкого повышения потребления алкоголя и смертности населения

7. 2006-2007 гг. - Снижение потребления алкоголя и смертности населения

III. О НЕОБХОДИМОСТИ УСКОРЕННОГО ВНЕДРЕНИЯ МЕР ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СКАНДИНАВСКОГО ТИПА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВОРАЧИВАЮЩЕГОСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

РЕЗЮМЕ

Масштабы проблемы

Смертность и потери продолжительности жизни . Алкоголь – главный фактор катастрофической убыли населения России. В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона (!) человек ежегодно. Каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем – около 30% смертности среди мужчин и 15% среди женщин. Алкогольная смертность включает не только случайные отравления алкоголем, но и 2/3 смертей от несчастных случаев и насилия, 1/4 смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и многое другое.

Злоупотребление алкоголем – главная причина того, что продолжительность жизни среди мужчин в России ниже, чем в десятках несравненно более бедных стран, таких как Йемен, Бангладеш, Мавритания, Гондурас, Таджикистан, Сенегал. Продолжительность жизни мужчин за последние десятилетия ни разу не достигала уровня 1964 года, когда она, единственный раз за всю историю России, превысила 65 лет. При нынешнем уровне смертности лишь 42% двадцатилетних мужчин имеют шанс дожить до шестидесяти. Особенно высокая смертность у молодого поколения мужчин от 15 до 30 лет – в 3,5 раза выше, чем у женщин в этом возрасте.

Разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин в России самый высокий в мире – 14 лет. Для сравнения, смертность заключенных приблизительно в три раза ниже таковой среди мужчин тех же возрастов на воле. У двух третей умерших в трудоспособном возрасте россиян посмертное вскрытие обнаруживает повышенное содержание алкоголя в крови.

Убийства и самоубийства . По данным пресс-службы МВД, около 80% убийц в России нетрезвы в момент убийства. Такое же состояние выявляется и у около 40% самоубийц.

Оставленные дети . Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей. Алкоголизм – наиболее распространенная причина оставления детей и лишения материн­ских прав в РФ. По данным исследований, у почти половины воспитанников детских домов в России наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.

Дорожно-транспортные происшествия . Более 60% смертельно травмированных в ДТП в России погибают с повышенным содержанием алкоголя в крови. При этом официальная статистика по водителям, задержанным в состоянии алкогольного опьянения занижается на порядок.

Разводы . Катастрофически высокий уровень алкогольных проблем в России ведет и к катастрофически высокой разводимости – по этому показателю Россия находится на втором месте в мире.

Алкоголизация детей – более 80% подростков потребляют алкогольные напитки. Возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 до 14 лет. По данным Роспотребнадзора в России треть несовершеннолетних юношей и девушек выпивают ежеднево. Между тем доказано, что раннее приобщение к алкоголю увеличивает в 5–6 раз риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.

Экономические потери составляют не менее одного триллиона 700 миллиардов рублей в год. Они связаны с повышенной смертностью, потерей продолжительности здоровой жизни, утратой трудоспособности, со снижением производительности труда, затратами на лечение связанных с алкоголем заболеваний, с социальными выплатами государства инвалидам, сиротам, с ущербом от пожаров, ДТП, с расходами на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Таким образом, злоупотребление алкоголем – основной фактор демографического и социального кризиса в России, общенациональная угроза на уровне личности, семьи, общества, государства и, следовательно, угроза национальной безопасности.

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...