Первый таран вов. Герой войны: Евгений Степанов

Всем известно, что первый таран был совершен штабс-капитаном П. Н. Нестеровым в далеком 1914 году. Многим известно, что первый в мире ночной таран был осуществлен 27 октября 1941 года советским летчиком В. В. Талалихиным. Однако имена сталинских соколов, совершивших таран в первый же день Великой Отечественной войны, почему-то долгие годы остаются в тени. Трудно не согласиться, что их подвиги, их готовность отдать свою жизнь за свободу родной земли не менее значимы. Самыми первыми, кто пошел на таран в годы Великой отечественной войны, были летчики Ленинградского военного округа - П. Т. Харитонов и С. И. Здоровцев. Что не удивительно: ведь за их спинами был Ленинград. Именно эти летчики и стали первыми Героями Советского Союза, получившими 8 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР это звание за подвиг, совершенный в Великой Отечественной войне. Но были и другие герои, совершившие 22 июня 1941 года таран, и их имена уже практически не известны широкому кругу людей. Восстановим события того времени и назовем их имена.

Жуков М.П., Здоровцев С.И. и Харитонов П.Т. у И-16

Буквально в первые мгновения войны в 4 часа утра на перехват врага поднялось звено истребительного авиаполка №124 под началом младшего лейтенанта Д. В. Кокарева. Практически над взлетной полосой он увидел фашистский Дорнье Do 215. Заложив вираж, МиГ-3 Кокарева занял выгодную позицию для открытия огня. И тут выяснилось, что отказали пулеметы. Как быть? Гитлеровец уже разворачивал машину на обратный курс. Решение созрело мгновенно: Кокарев прибавил обороты двигателя, подошел вплотную к Дорнье и над городом Замбрув ударил его лопастями винта по хвосту. Бомбардировщик, потеряв управление, завертелся и рухнул на землю. Так в 4 часа 15 минут 22 июня 1941 года был совершен один из первых таранов в небе Великой Отечественной войны. Кокареву удалось посадить свой поврежденный самолет. После тарана отважный летчик дрался в небе Москвы и Ленинграда, совершил более 100 боевых вылетов и сбил 5 фашистских самолетов. Погиб он в бою за город Ленина 12 октября 1941 года.

Почти одновременно с Дмитрием Васильевичем Кокаревым, пилотируя истребитель И-16, осуществил таран и командир звена истребительного авиаполка №46 старший лейтенант И. И. Иванов. Совершил он его в 4 часа 25 минут в районе города Жолква (ныне входит в состав Львовской области Украины). Показательно, что там же, в 1914 году, совершил свой воздушный таран и Петр Нестеров. 2 августа 1941 года Ивану Ивановичу Иванову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Увековечен подвиг Иванова был и тем, что его имя присвоено одной из улиц в г. Щелково.

На рассвете 22 июня 1941 года заместитель командира эскадрильи по политической части истребительного авиаполка №127 старший политрук А. С. Данилов со своими летчиками патрулировал над городом Гродно (Беларусь). Неожиданно с разных сторон к городу стали подходить фашистские бомбардировщики и истребители. Эскадрилья рассредоточилась. Завязались групповые воздушные бои. Данилов сбил два вражеских самолета. Но в круговерти воздушного боя им были израсходованы все боеприпасы. Тогда, приблизившись к самолету врага вплотную, А. С. Данилов направил свой И-153 на вражескую машину и винтом отрубил ей крыло. Фашистский самолет вспыхнул и начал падать. Скоро в «Правде» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении А. С. Данилова орденом Ленина посмертно. Но Андрей Степанович не погиб. Тяжело раненый, он совершил посадку на самолете. Колхозники деревни Черлен доставили отважного пилота в медсанбат. После выздоровления старший политрук Данилов вернулся в строй и вел воздушные бои на Ленинградском и Волховском фронтах. Окончание войны застало А. С. Данилова на Забайкальском фронте.

Политрук Данилов А.С.-единственный из советских летчиков, совершивших тараны 22.06.1941 и доживший до конца войны.

В 5 часов 15 минут в районе аэродрома, расположенного около города Станислав (ныне украинский город Ивано-Франковск) принял воздушный бой летчик 12-го истребительного авиаполка, комсомолец, младший лейтенант Л. Г. Бутелин. Сбив один Юнкерс Ju-88, он бросился преследовать другой вражеский самолет, пытавшийся прорваться к аэродрому. Юнкерсы были достаточно живучими машинами, не так-то просто было их сбить, имея на истребителе только пулеметы. Сбить второй самолет огнем бортового не получилось. Были израсходованы все боеприпасы. И тогда Бутелин направил свой самолет в бомбардировщик.

В 5 часов 20 минут заместитель командира эскадрильи истребительного авиаполка №33 лейтенант С. М. Гудимов поднялся в воздух, имея задачу отразить налет бомбардировщиков Хенкель Не-111 на белорусский г. Пружаны. С. М. Гудимову удалось сбить один бомбардировщик. Во время боя истребитель лейтенанта был подбит и загорелся. С. М. Гудимов таранил горящим истребителем второй Хенкель.

В 7.00 над аэродромом в белорусском поселке Черлене, на который совершили налет 54 вражеских самолета, командир эскадрильи скоростного бомбардировочного авиационного полка №16 капитан А. С. Протасов под обстрелом поднялся в воздух. В воздушном бою, несмотря на тот факт, что на его самолет наседали истребители Ме-109, экипаж Протасова сумел сбить бомбардировщик противника. Второй фашистский бомбардировщик капитан таранил своим Пе-2. Это был первый таран в воздухе на бомбардировщике в ходе начавшейся Великой Отечественной войны.

Капитан Анатолий Протасов

В 8 часов 35 минут завязали воздушный бой с девяткой Ме-110 в районе своего аэродрома летчики истребительного авиаполка №126 Евгений Панфилов и Григорий Алаев. Две гитлеровские машины были сбиты. В неравной схватке погиб лейтенант Алаев. Панфилов пошел на таран. При ударе по вражескому самолету его выбросило из кабины. Он благополучно приземлился с парашютом. В дальнейшем Панфилов воевал в составе 148-го, а затем 254-го истребительных авиационных полков на Юго-Западном фронте. Погиб отважный летчик в воздушном бою 12 августа 1942 года.

В 10 часов утра совершил свой подвиг над Брестом Петр Сергеевич Рябцев. Вот что о нем написано в истории истребительного авиаполка №123: «4 истребителя капитан Можаев, лейтенанты Жидов, Рябцев и Назаров- вступили в бой с восемью германскими истребителями Ме-109. Самолет лейтенанта Жидова был подбит и пошел на снижение. Три фашиста сверху стали атаковать его, но капитан Можаев, прикрывая выход из боя Жидова, меткой пулеметной очередью сразил один из фашистских истребителей, а второй «мессер» был перехвачен лейтенантом Жидовым и подожжен. В конце боя у лейтенанта Рябцева был израсходован весь боекомплект. Но Рябцев, не считаясь с опасностью для жизни, повел самолет на таран противника».

Продолжил счет таранных ударов первого дня войны заместитель командира эскадрильи истребительного авиаполка №67, старший лейтенант А. И. Мокляк. В воздушном поединке над Молдавией он сбил две вражеские машины. Израсходовав весь боезапас, Мокляк таранил третий фашистский бомбардировщик.

В первый день Великой Отечественной войны таранным ударом уничтожил фашистский самолет и командир звена истребительного авиаполка №728, младший лейтенант Н. П. Игнатьев. «Где, в какой стране мог родиться такой прием атаки, как таран, - писал прославленный ас, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. - Только у нас, в среде летчиков, которые безгранично преданы своей Родине, которые ставили ее выше всего, пpeвышe собственной жизни… Таран - это не удаль, не бессмысленный риск, таран - это оружие смелых, мастерски владевших самолетом советских воинов. Таран требовал виртуозного владения машиной».

В годы Великой Отечественной войны, таранные удары по врагу нанесли более пятисот летчиков. Тараны были проведены не только на истребителях, но и на штурмовиках и бомбардировщиках. Более половины наших летчиков после тарана вражеских самолетов сумели спасти свои боевые машины. По два тарана в годы войны совершили 25 летчиков. Были летчики, совершившие и три тарана, это заместитель командира эскадрильи старший лейтенант А. С. Хлобыстов и старший лейтенант Б. И. Ковзан.

Изучая историю воздушных таранов, совершенных 22 июня 1941 года, невозможно обойти еще одну деталь. Все летчики, принявшие решение идти на таран, были либо комсомольцами, либо коммунистами, либо кандидатами в партию. Пусть каждый сделает выводы сам.

Источники:
Буров А.В. Твои герои, Ленинград.
Абрамов А.С. Мужество в наследство.
Бессмертные подвиги. Сборник статей.
Буров А.В. Огненное небо.
Жукова Л.Н. Выбираю таран.
История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945.
Крылья Родины. Сборник статей.
Смирнов С.С. Были великой войны.
Шингарёв С.И. Иду на таран.
Авиация и космонавтика 1971 г. №6.
Авиация и космонавтика 1979 г. №8.
Авиация и космонавтика1991 г. №6.

Одним из эталонов ратного подвига считается воздушный таран, когда летчик, сознательно рискуя собственной жизнью, обрушивает свой самолет на самолет врага. Подобных таранов наши летчики совершили в годы Великой Отечественной войны, по некоторым данным, более шестисот. Разумеется, эта цифра ещё далеко не окончательная, она всё время меняется: свидетельства очевидцев и архивные документы сверяются с данными противника, становятся известными имена новых героев и дополнительные подробности этих удивительных подвигов.

Среди тех, кто одним из первых заслонил собою нашу красавицу Одессу, - заместитель командира эскадрильи 146-го истребительного авиаполка старший лейтенант Константин Оборин. В боевом донесении штаба 21-й авиадивизии Одесского военного округа кратко сообщалось, что 25 июня 1941 года, в абсолютной темноте, Оборин по направлению трассирующих пуль зенитно-пулеметных точек нашел и протаранил самолет противника, в результате чего тот упал. Фактически это был первый ночной воздушный таран в Великой Отечественной войне, совершенный на четвертый день войны. И до подвига младшего лейтенанта Виктора Талалихина, который таранил врага в небе Подмосковья в ночь с 6 на 7 августа, было ещё целых полтора месяца. Однако Талалихин получил за свой таран Золотую Звезду Героя, и имя его стало известным всей стране. Позднее стало известно ещё об одном летчике - старшем лейтенанте Петре Еремееве, который тоже совершил ночной таран под Москвой, но раньше Талалихина - в ночь с 29 на 30 июля 1941 года. Хоть и с большим опозданием, но ему всё же было присвоено звание Героя России 21 сентября 1995 года.

Старшему лейтенанту Оборину в этом отношении повезло гораздо меньше. К большому сожалению, о подвиге Оборина практически неизвестно, и его имя затерялось среди многих безызвестных героев войны. Пора исправить эту обидную несправедливость и золотыми буквами вписать имя Константина Оборина в славную когорту Героев.

Константин Петрович Оборин родился 3 января 1911 года в г. Пермь. Окончив шесть классов школы, работал сначала учеником, а затем и мастером холодной обработки металлов на одном из местных предприятий. Но, как и многих мальчишек того времени, его влекло небо. В августе 1933 года он поступил в 3-ю Оренбургскую военную школу летчиков и успешно закончил её. Приказом Народного Комиссара Обороны № 02126 от 5 ноября 1936 года ему было присвоено звание «лейтенант» и он был зачислен слушателем 2-й Борисоглебской школы летчиков-истребителей. С 1937 года он служит младшим летчиком 68-й авиационной эскадрильи Московского военного округа. В мае 1938 года его назначают начальником парашютно-десантной службы 16-го истребительного полка. Приказом НКО № 0766/п от 17 февраля 1939 года ему было присвоено звание «старший лейтенант». В январе 1940 года Оборин становится адъютантом эскадрильи 16-го полка. Однако, вскоре он получает назначение в Одесский военный округ. Здесь карьера боевого летчика успешно продолжается. В августе 1940 года его назначают командиром звена 146-го истребительного авиаполка, в марте 1941 года он становится старшим адъютантом эскадрильи, а с мая 1941 года он уже заместитель командира 2-й эскадрильи 146-го полка. Отличный пилот, он одним из первых освоил новый истребитель МиГ-3. С первых дней войны Константин Оборин активно участвовал в отражении налетов фашистской авиации. А вскоре он совершил выдающийся подвиг.

В ночь с 24 на 25 июня 1941 года в 3 часа 20 минут на аэродроме близ районного центра Тарутино (126 километров юго-западнее Одессы), на котором базировался тогда 146-й полк, объявили воздушную тревогу. Вскоре в густых предрассветных сумерках над аэродромом стали слабо прорисовываться силуэты двух вражеских бомбардировщиков Хейнкель-111. По ним открыли огонь зенитные пулеметы, но немцы продолжали кружить в районе аэродрома. Обнаружив цель, вражеские летчики в 3 часа 47 минут начали сбрасывать бомбы.
Для отражения налета взлетело два МиГ-3 и один И-16. Вскоре на фоне неба, куда тянулись трассы зенитных пулеметов, пилот одного из «мигов» старший лейтенант Оборин обнаружил вражеский бомбардировщик. Подойдя к нему, Оборин прицелился и нажал на гашетки. Оглушительно затарахтели скорострельные пулеметы ШКАС, но, видимо, пули не попали в уязвимые места вражеской машины. Немецкий самолет сбросил очередную серию бомб и стал разворачиваться для нового захода на цель.
На аэродроме услышали треск пулеметных очередей истребителя, и зенитчики прекратили стрельбу. Наш летчик повторил атаку, однако после короткой очереди пулеметы замолкли. Оборин перезарядил оружие, но и после этого выстрелов не последовало: пулеметы отказали...
Тогда, увеличив обороты двигателя до самых полных, Оборин стал сближаться с «хейнкелем». Приблизившись к врагу вплотную, он винтом своего истребителя нанес удар по левому крылу Хе-111. Бомбардировщик накренился и, медленно заваливаясь на крыло, начал падать. Вскоре в темноте полыхнул яркий взрыв. При таране Оборин ударился головой о прицел, но сознания не потерял и начал выравнивать свой, начавший падать, истребитель. Из-за поврежденного винта мотор самолета сильно трясло, но, выпустив шасси, летчик смог совершить благополучную посадку на аэродромную полосу. При осмотре машины выяснилось, что помят лишь кок винта и сильно погнуты винты. В общем, повреждения были незначительными, и после небольшого ремонта МиГ-3 снова вернулся в строй.

Продолжал воевать и Оборин. Представленный к ордену Ленина в числе первых на Южном фронте, он успел совершить ещё 30 боевых вылетов и сбить второй вражеский самолет. Но, к сожалению, военная судьба героя оказалась слишком короткой. Ночью 29 июля 1941 года при посадке на аэродром Харькова в сложных условиях истребитель Оборина перевернулся, и летчик получил перелом позвоночника. Травма оказалась смертельной: 18 августа 1941 года Константин Оборин умер в походно-полевом госпитале № 3352 и был похоронен на харьковском кладбище № 2. А представление на награждение орденом Ленина затерялось где-то в штабах…

На этом можно было бы закончить эту историю. Но недавно стали известны некоторые любопытные подробности о немецком бомбардировщике, который таранил Оборин. Оказалось, что пилотом Хе-111 был один из лучших летчиков 27-й бомбардировочной эскадры «Бельке» обер-лейтенант Гельмут Путц. Он был награжден двумя Железными крестами, Серебряным кубком за отличия в воздушных боях и, так называемой, Золотой пряжкой за 150 боевых вылетов, совершенных им в небе Франции и Англии. Именно этот огромный боевой опыт и спас жизнь Путцу и его экипажу.
Оказалось, что после тарана бомбардировщик упал не сразу. После таранного удара русского истребителя, штурман «хейнкеля» капитан Карл-Хайнц Вольф (между прочим, награжденный Золотым крестом с бриллиантами за Испанию!) вынужден был аварийно сбросить остаток бомб. Взрыв этих бомб был воспринят на советском аэродроме как падение и взрыв вражеского самолета. Однако, управляемый опытным пилотом Хе-111 продолжал ещё какое-то время лететь. Всё же повреждения, полученные при таране, были настолько серьезными, что, не долетев до линии фронта 130 километров, Путцу пришлось совершить вынужденную посадку на фюзеляж в поле недалеко от реки Днестр. Но и здесь немецкому экипажу несказанно повезло. При посадке самолета экипаж не пострадал, к тому же, в районе места посадки не оказалось советских войск. Радист экипажа смог сообщить по радио об аварии и, узнав о плачевном положении экипажа Путца, ему на помощь прилетели два других Хе-111 из его эскадрильи. Пилоты «хейнкелей» лейтенанты Вернер Краус и Пауль Фендт посадили свои самолеты в поле рядом с разбитым самолетом и забрали экипаж Путца. А обломки «хейнкеля» номер 6830 с бортовым кодом 1G+FM остались ржаветь на безымянном поле…
И всё же Путцу не удалось избежать советского плена: спустя два года, 13 июня 1943 года, будучи командиром эскадрильи и кавалером Рыцарского креста, он был сбит нашими зенитчиками под Козельском и вместе с экипажем оказался в плену.

После боев на дальних подступах к Одессе, 146-й истребительный авиационный полк с 17 июля 1941 года воевал на Юго-Западном фронте, а затем и на других фронтах. 3 сентября 1943 года, за мужество и отвагу, проявленную летчиками полка в боях, 146-й полк был преобразован в 115-й гвардейский истребительный авиационный полк. В дальнейшем полк был удостоен почетного звания «Оршанский», а на знамени полка появились ордена Александра Невского и Кутузова. Летчики-гвардейцы сражались до победного мая 1945 года, во время Берлинской операции совершили 1.215 боевых вылетов и сбили 48 немецких самолетов. 1 мая 1945 года группе летчиков полка совместно с группой летчиков 1-го гвардейского полка была поручена почетная миссия: сбросить над Берлином вымпелы-знамена с надписью «Победа!» и «Да здравствует 1 Мая!». Задание было успешно выполнено: два шестиметровых красных полотнища были сброшены точно над центром горящей столицы фашистской Германии. Кстати, в составе сводной группы из 16 истребителей были два летчика отличившихся в обороне Одессы в 1941 году: Герой Советского Союза майор В. Н. Буянов из 115-го гвардейского полка и Герой Советского Союза майор П. В. Полоз, бывший летчик 69-го полка.
Всего за годы войны, на боевом пути от Одессы до Берлина, летчики 115-го гвардейского авиаполка совершили 8.895 боевых вылетов и уничтожили 445 вражеских самолетов. Четырем летчикам полка были присвоены звания Героя Советского союза: В. Н. Буянову, К. В. Новоселову, Г. И. Филатову и Б. А. Хлуду…

Изучение истории 146-го истребительного авиаполка, защищавшего дальние подступы к Одессе, и поисковые работы продолжаются. Устанавливаются имена летчиков, погибших в тех первых боях июня-июля 1941 года, разыскиваются их могилы близ Тарутинского аэродрома. Обнаружены материалы, согласно которым на третий день войны командир звена того же полка лейтенант Алексей Иванович Яловой в групповом бою сначала подбил, а затем тараном добил вражеский самолет. Вероятно, это произошло тоже в районе Тарутино, но, к сожалению, подробности этого боя пока не известны. Возможно, причиной этого стала ранняя смерть летчика, который погиб 26 июля 1941 года. Известно только, что А. И. Яловой родился в 1915 году в селе Спасское Новомосковского района Днепропетровской области. Кадровый военный летчик, он погиб в воздушном бою и был похоронен в Кировограде…

Верится, что со временем в летопись героической обороны Одессы будут вписаны имена всех её отважных защитников.

Город: Уфа
Руководитель: Дягилев Александр Васильевич (учитель истории в Уфимском кадетском корпусе)

Исследовательская работа «Воздушный таран - исключительно ли оружие русских?»

План:

I. Введение

А Классификация воздушных таранов
Б. Первый воздушный таран

А. Причины применения таранов



IV. Заключение
V. Библиография

I. Введение

Мы очень часто говорим о героях, но редко о том, каким образом они добивались побед, увековечивших их имена. Меня заинтересовала предлагаемая тема, потому что таран - один из самых опасных типов воздушного боя, оставляющий пилоту минимальные шансы на выживание. Тематика моего исследования не только интересна, но важна и актуальна: ведь некогда не устареет тема подвигов героев, которые защищали наших бабушек и дедушек ценой собственных жизней. Также я хотел бы сравнить наших летчиков с летчиками других стран.
II. Что такое воздушный таран

Таран делится на 2 типа

1) целенаправленное столкновение самолета с целью, находящейся в воздухе, нанося ей огромные повреждения непосредственно самим летательным аппаратом атакующего
2) таран наземного объекта или корабля, по другому - «огненный таран».

А. Классификация воздушных таранов

Для наглядности я составил таблицу, в которой показал вид тарана в зависимости от типов летательных аппаратов, на которых и против которых выполнялся этот прием воздушного боя. Также я хочу сравнить эффективность и результативность каждого приема и способа воздушного тарана

Б. Первый воздушный таран

Первый в мире таран был совершен 8 сентября 1914 года Нестеровым Петром Николаевичем
. Барон Ф. Розенталь дерзко летел на тяжёлом "Альбатросе" на высоте, недосягаемой выстрелами с земли. Нестеров смело пошёл ему наперерез в лёгком быстроходном "Моране". Его маневр был быстр и решителен. Австриец пытался убежать, но Нестеров настиг его и врезал свой самолёт в хвост "Альбатроса". Свидетель тарана писал:
"Нестеров зашёл сзади, догнал врага и, как сокол бьёт неуклюжую цаплю, так и он ударил противника".
Громоздкий "Альбатрос" ещё продолжал некоторое время лететь, потом повалился на левый бок и стремительно упал. При этом, погиб и Пётр Нестеров.

III. Из истории воздушных таранов
.

А. Причины, вынуждающие летчика, идти на таран:

Каковы были причины, вынуждавшие летчика для уничтожения вражеского самолета, несмотря на смертельную опасность, идти на таран?
Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившиеся в годы Великой Отечественной войны, взаимосвязаны. Эти два понятия — стороны одной медали. Страна не выдержала бы такого страшного и сурового испытания, если бы не жила единой мыслью: "Все для фронта, все для победы!” Не только во время войны, но и до настоящего времени причины, побуждавшие летчиков идти на таран, должным образом не анализировались. Даже в трудах А.Д.Зайцева 1985 года, где описано 636 воздушных таранов, нет ни одного упоминания о недоученности летчика ведению воздушного боя. Весь упор делался только на пропаганду героизма, исходили из того, что каждый таран был необходим. Да, героизм бесспорен. Таран - высшая форма проявления героизма. Честь и хвала каждому летчику, принявшему решение совершить во имя защиты своей Родины этот смертельно опасный прием воздушного боя.

Невозможность повторной атаки, а следовательно, необходимость уничтожить самолет противника немедленно. Например, когда бомбардировщик уже прорвался к цели и может начать бомбить; вражеский разведчик, возвращающийся на свой аэродром после выполнения задания, вот-вот скроется в облачности; реальная опасность нависла над товарищем, которого атакует истребитель противника и т.д.
- Израсходование в воздушном бою всех боеприпасов, когда обстоятельства вынуждали летчика вести огонь с большой дальности и при больших ракурсах или при ведении длительного воздушного боя, боя с несколькими самолетами противника.
- Израсходование боекомплекта вследствие неумения, провести атаку, неумения вести прицельный огонь и в первую очередь стрельба с неоправданно большой дистанции.
- Отказ вооружения из-за конструктивно-производственных недостатков оружия, установки или боеприпасов,
- Отказ вооружения вследствие неудовлетворительной подготовки техническим составом.
- Отказ вооружения по вине летчика.
- Малая эффективность оружия.
- Стремление использовать последнюю возможность поразить воздушного противника. Например, самолет летчика подбит, чаше всего горят, хотя мотор еще работает, но до аэродрома не дотянуть, а враг вблизи.
Почему же наши летчики чаще использовали таран для уничтожения врага? Попытавшись разобраться в этом, я составил таблицу и добавил пару схем для сравнения авиации СССР и Германии в годы ВОВ

В 1941г.

В 1943 г.

Таким образом, я пришел к выводу, что многие наши летчики свою недостаточную подготовленность к боевым действиям, недоученность в плане приобретения летного мастерства, старались компенсировать своей героической уверенностью в том, что враг не должен приносить вреда родной стране. Поэтому враг должен быть уничтожен любой ценой, даже ценой собственной жизни.

Б. Воздушные тараны в годы Великой Отечественной войны

Широкое распространение воздушный таран приобрел во время Великой Отечественной войны
Воздушный таран был многократно повторен советскими летчиками в годы Великой Отечественной войны, превратившись в средство решительного уничтожения самолетов противника.
Тараны на вражеских летчиков наводили ужас!
Уже на 17-й день войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года трем летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. Ими были доблестные защитники города Ленина летчики младшие лейтенанты П.Т.Харитонов, С.И.Здоровцев и М.П.Жуков, которые совершили воздушные тараны в первые дни войны. (3 героя СССР)

Много позже мы узнали, что в первый день войны советские летчики 16 раз таранили самолеты с фашистской свастикой. Первым 22 июня 1941 года в 4 часа 25 минут совершил таран командир звена 46-го истребительного авиаполка Юго-Западного фронта старший лейтенант Иван Иванович Иванов.

Знаменательно, что этот подвиг был совершён в районе г. Жолква, Львовской области, то есть там, где впервые в истории авиации произвел таран Петр Нестеров. Почти одновременно с ним ударил самолет противника Д. В. Кокарев.

Остановимся на самых заметных таранах военных лет.

В ночь на 7 августа 1941 года, расстреляв весь свой боезапас, раненый в руку, летчик-истребитель Виктор Талалихин таранил немецкий бомбардировщик. Виктору повезло: его «И-16», отрубивший винтом хвостовое оперение «Не-111» (самолет противника), стал падать, но летчик смог выпрыгнуть из падающего самолета и приземлиться на парашюте. Обратим внимание на причину этого тарана: из-за ранения и отсутствия боеприпасов Талалихин не имел другой возможности продолжать бой. Бесспорно, своим поступком Виктор Талахин продемонстрировал мужество и патриотизм. Но ясно, также, что до нанесения тарана он проигрывал воздушный бой. Таран стал для Талалихина последним, хотя и очень рискованным средством перехватить победу. (Первый ночной таран)

12 сентября 1941 года состоялся первый воздушный таран, совершенный женщиной. Екатерина Зеленко и ее экипаж на поврежденном «Су-2» возвращались с разведки. Их атаковали 7 вражеских истребителей «Me-109». Наш самолет оказался один против семи врагов. Немцы взяли «Су-2» в кольцо. Завязался бой. «Су-2» был подбит, оба члена экипажа получили ранения, к тому же, кончился боезапас. Тогда Зеленко приказала членам экипажа покинуть самолёт, а сама продолжила вести бой. Вскоре и у неё патроны кончились. Тогда она вышла на курс атаковавшего её фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу «Мессершмитт» разломился пополам, а «Су-2» взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины. Тем самым Зеленко уничтожила вражескую машину, но при этом погибла сама. Это единственный случай воздушного тарана, совершённого женщиной!

26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3Ф вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.

В 1942 году число таранов не снижалось.
Три раза в 1942 году таранил самолеты противника Борис Ковзан. В первых двух случаях он на своём самолёте «МиГ-3» благополучно вернулся на аэродром. В августе 1942 года на самолёте «Ла-5» Борис Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника. В бою с ними он был подбит, получил ранение глаза, и тогда Ковзан направил свой самолёт на вражеский бомбардировщик. От удара Ковзана выкинуло из кабины и с высоты 6000 метров, с не полностью раскрывшимся парашютом, он упал в болото, сломав ногу и несколько рёбер. Из болота его вытащили подоспевшие партизаны. 10 месяцев героический летчик находился в госпитале. Он потерял правый глаз, но вернулся на летную службу.

А сколько же всего воздушных таранов во время Великой Отечественной войны совершили советские летчики?
В 1970 году считалось более 200, а 1990 году 636 воздушных таранов, а огненных таранов было совершенно 350 раз
34 лётчика применили воздушный таран дважды, Герой Советского Союза А. Хлобыстов, Здоровцев - трижды, Б. Ковзан - четырежды

В. Тараны летчиков других стран


В советское время всегда упоминалось только об отечественных и японских воздушных таранах; причем если тараны советских летчиков представлялось коммунистической пропагандой героическим осознанным самопожертвованием, то те же самые действия японцев почему-то назывались «фанатизмом» и «обреченностью». Таким образом, все советские летчики, совершившие самоубийственную атаку, окружались ореолом героев, а японские пилоты-«камикадзе» - ореолом «антигероев».

Хоть таран и применялся наибольшее количество раз в России, но нельзя говорить, что он - исключительно оружие русских, потому что летчики других стран тоже прибегали к тарану, хоть и как чрезвычайно редкому способу боя.

Вот, к примеру, самый удивительный воздушный таран в 1-й мировой войне совершил бельгиец Вилли Коппенс, протаранивший 8 мая 1918 г германский аэростат «Дракен». Коппенс ударил колесами своего истребителя «Анрио» по обшивке «Дракена»; лопасти винта тоже полоснули по туго надутому полотну, и «Дракен» лопнул. При этом мотор HD-1 захлебнулся из-за газа, хлынувшего в прореху порвавшегося баллона, и Коппенс буквально чудом не погиб. Его спас встречный поток воздуха, с силой раскрутивший винт и запустивший мотор «Анрио», когда тот скатился с падающего «Дракена». Это был первый и единственный в истории бельгийской авиации таран.

А примерно через год (в июле 1937 г) на другой стороне земного шара - в Китае - впервые в мире был проведен морской таран, причем таран массовый: в самом начале агрессии Японии против Китая 15 китайских летчиков пожертвовали собой, обрушившись с воздуха на вражеские десантные корабли и потопив 7 из них!

22 июня 1939 г над Халхин-Голом первый таран в японской авиации совершил пилот Сёго Саито. Зажатый «в клещи» и расстрелявший весь боезапас, Саито пошел на прорыв, срубив крылом часть хвостового оперения ближайшего к нему истребителя, и вырвался из окружения.

В Африке 4 ноября 1940 г. пилот бомбардировщика «Бэттл» - лейтенант Хатчинсон был подбит зенитным огнем во время бомбежки итальянских позиций в Ньялли (Кения). И тогда Хатчинсон направил свой «Бэттл» в гущу итальянской пехоты, ценой собственной гибели уничтожив около 20 вражеских солдат.
В ходе Битвы за Англию отличился британский пилот-истребитель Рэй Холмс. Во время германского налета на Лондон 15 сентября 1940 г один германский бомбардировщик Дорнье-17 прорвался сквозь британский истребительный заслон к Букингемскому дворцу - резиденции короля Великобритании. Спикирова на своем «Харрикейне» сверху на врага, Холмс на встречном курсе срубил своим крылом хвостовое оперение Дорнье, но и сам получил столь тяжелые повреждения, что был вынужден спасаться на парашюте.

Первым американским летчиком, действительно совершившим таран, стал капитан Флеминг, командир эскадрильи бомбардировщиков «Виндикейтор» морской пехоты США. Во время Битвы при Мидуэе 5 июня 1942 г он возглавил атаку своей эскадрильи на японские крейсера. На подходе к цели его самолет был поражен зенитным снарядом и загорелся, однако капитан продолжил атаку и произвел бомбометание. Увидев, что бомбы его подчиненных не попали в цель, Флеминг развернулся и вновь спикировал на врага, врезавшись на горящем бомбардировщике в крейсер «Микума». Поврежденный корабль потерял боеспособность, и вскоре был добит другими американскими бомбардировщиками

Несколько примеров немецких летчиков, совершивших воздушные тараны:

Если в начале войны таранные действия германских летчиков, побеждавших на всех фронтах, были редким исключением, то во второй половине войны, когда обстановка сложилась не в пользу Германии, немцы начали применять таранные удары все чаще. Так, например, 29 марта 1944 г в небе Германии известный ас Люфтваффе Герман Граф протаранил американский истребитель «Мустанг», получив при этом тяжелые травмы, уложившие его на госпитальную койку на два месяца.

На следующий день, 30 марта 1944 года, на Восточном фронте повторил «подвиг Гастелло» немецкий штурмовой ас, кавалер Рыцарского креста Алвин Боерст. В районе Ясс он на противотанковом варианте Ju-87 атаковал советскую танковую колонну, был сбит зениткой и, погибая, протаранил находившийся перед ним танк.
На Западе 25 мая 1944 г молодой пилот оберфенрих Хуберт Хеккман на Bf.109G таранил «Мустанг» капитана Джо Беннета, обезглавив американский истребительный эскадрон, после чего спасся на парашюте. А 13 июля 1944 г еще один знаменитый ас - Вальтер Даль - сбил таранным ударом тяжелый американский бомбардировщик В-17.


Г. Воздушные тараны в СССР в последующее время


После Победы над фашистской Германией тараны продолжали применяться советскими летчиками, однако это случалось значительно реже:

1951 - 1 таран, 1952 - 1 таран, 1973 - 1 таран, 1981 - 1 таран
Причина связана с отсутствием войн на территории Советского союза и с тем, что появились мощные машины, оснащенные огнестрельным оружием и маневренные и легкие самолеты-перехватчики.

Вот несколько примеров:

1) 18 июня 1951 года капитан Субботин в составе группы из восьми МиГ-15 участвовал в воздушном бою с 16 (по советским данным) истребителями F-86 «Сейбр» в районе Сенсен.
В ходе боя Субботин одержал одну воздушную победу, но затем его самолёт был подбит огнём противника. Согласно официальной версии, после этого Субботин намеренно совершил таран преследовавшего его «Сейбра», выпустив тормозные щитки, что привело к столкновению самолётов. После этого он катапультировался. В ряде источников этот эпизод упоминается как первый воздушный таран на реактивном самолёте в истории авиации

2) 28 ноября 1973 года системы ПВО зафиксировали очередное нарушение государственной границы. Заметив цель, Елисеев пошёл на сближение. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, лётчик выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом выпустил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались. Тогда Елисеев ударил самолет противника не крылом, а всем корпусом. МиГ-21 взорвался в воздухе. Катапультироваться Елисееву не удалось, а оба вражеских пилота, как это ни обидно, остались в живых.

3) Ещё один успешный таран был совершён позднее. Совершил его гвардии капитан Валентин Куляпин 18 июля 1981 года на Су-15. Он нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника Canadair CL-44. CL-44 вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы. Экипаж нарушителя погиб, полковник запаса Валентин Александрович Куляпин жив до сих пор.

4) Но и потом мы видим применение тарана, так например 31 января 2000 года, в районе населённого пункта Хорсеной, экипаж вертолёта Ми-24 в составе майора А. А. Завитухина и капитанаА. Ю. Кириллина участвовал в задании по прикрытию вертолёта Ми-8 поисково-спасательной службы, занимавшегося поиском и эвакуацией группы разведчиков. Своим бортом лётчики прикрыли машину поисковиков, попавшую под шквальный огонь боевиков, дали ей уйти из зоны поражения, а свой подбитый Ми-24 направили на одну из зенитных установок врага, повторив в наши дни подвиг героического экипажа капитана Гастелло.

VI. Заключение


Вот что писал о таране дважды Герой Советского Союза Главный Маршал авиации А.А.Новиков:

«Что касается моего мнения о роли и значении тарана в бою, то оно было и остается неизменным...
Известно, что любой прием воздушного боя, завершающийся решительной атакой противника, требует от летчика отваги и мастерства. Но таран предъявляет к человеку неизмеримо более высокие требования. Воздушный таран - это не только виртуозное владение машиной, исключительная храбрость и самообладание, это одна из высших форм проявления героизма, того самого морального фактора, присущего советскому человеку,которого не учел враг, да и не мог учесть, так как о нашем народе имел весьма смутное представление».

Таким образом целью своей работы я ставил показ воздушного и огненного тарана, как оружия, применяемого не только русскими, но и летчиками других стран в моменты, когда решается судьба боя. Вместе с тем я хочу подчеркнуть, что если в других странах летчики прибегали к тарану как чрезвычайно редкому способу боя, то советские летчики использовали таран тогда, когда не могут иным способом уничтожить противника, поэтому только в красной армии таран стал постоянно-действующим оружием боя.

VII. Библиография


1. Л.Жукова "Выбираю таран" (Очерки) "Молодая гвардия" 1985. http://u.to/Y0uo
2. http://baryshnikovphotography.com/bertewor/Таран_(воздушный)
3. Заблотский А., Ларинцев Р. Воздушный таран - кошмар немецких асов. //topwar.ru;
4. Степанов А., Власов П. Воздушный таран - оружие не только советских героев. //www.liveinternet.ru;
5. Д/ф «Иду на таран".(2012г. Россия)
6. Бессмертные подвиги. М., 1980;
Важин Ф.А. Воздушный таран. М., 1962;
7. Заблотский А., Ларинцев Р. Воздушный таран - кошмар немецких асов. //topwar.ru;
Залуцкий Г.В. Выдающиеся русские лётчики. М., 1953;
8. Жукова Л.Н. Выбираю таран. М., 1985;
9. Шингарёв С.И. Иду на таран. Тула, 1966;
Шумихин В.С., Пинчук М., Бруз М. Воздушная мощь Родины: очерки. М., 1988;
10. Важин Ф.А. Воздушный таран. М., 1962;

Это произошло 26 июня 1941 года, на пятый день войны, когда при бомбардировке колонны танков противника был подбит самолет капитана Николая Гастелло. Командир эскадрильи не вышел из боя и продолжил сражаться с фашистами до конца. Пилот твердой рукой направил объятый пламенем бомбардировщик в самую гущу танков и бензоцистерн противника. Там, в бушующем костре вражеских машин, закончил свой последний полет вместе с командиром и его боевой экипаж (лейтенанты Григорий Скоробогатый, Анатолий Бурденюк и сержант Алексей Калинин).


Имя героя обрело известность. О подвиге писали центральные газеты и рассказывали по радио. Бросок подожженного бомбардировщика на наземную цель, впервые совершенный комиссаром полка М. Ююкиным еще в 1939 году, и подвиг капитана Гастелло показали советским летчикам последнее средство борьбы, которое у них ничто не могло отнять, - ни повреждение самолета, ни иссякший запас снарядов, ни тяжелое ранение.

Много лет считалось, что первым в боях с гитлеровцами совершил таран наземной цели экипаж капитана Н. Гастелло. Но работа историков позволила внести коррективы. Установлено, что одним из первых, кто совершил огненный таран наземной цели, был экипаж бомбардировщика под командованием капитана Г. Храпая. В составе экипажа были штурман лейтенант В. Филатов и стрелок-радист старший сержант Г. Тихомиров. И это произошло 24 июня 1941 года в районе города Броды Львовской области. В этот же день огненный таран совершил старший политрук С. Айрапетов. Он направил свой самолет на колонну автомашин врага в районе города Таураге в Литве.

27 июня 1941 года у польского города Хрубешува новый огненный взрыв смерчем прошел по фашистской мотоколонне. Это был прощальный салют летчика лейтенанта Д. Тарасова и штурмана лейтенанта Б. Еремина, которые повторили подвиг экипажа капитана Гастелло. Через день 29 июня 1941 года теперь уже на белорусской земле взметнулось пламя яростного взрыва. Это в самый центр группы гитлеровских танков обрушил свой бомбардировщик старший лейтенант И. Пресайзен.

4 июля 1941 года на шоссе Резекне-Остров своим бомбардировщиком нанес удар по вражеским танкам командир эскадрильи капитан Л. Михайлов. 28 августа летчик младший лейтенант И. Вдовенко и штурман лейтенант Н. Гомоненко направили свой горящий самолет на переправу противника через Днепр и уничтожили ее.

19 сентября 1941 года под Ленинградом младший лейтенант В. Бондаренко нацелил свой подбитый истребитель на зенитную батарею противника. 23 сентября таранил Бериславскую плотину на Днепре старший лейтенант И. Золин. 28 сентября обрушил свой самолет на колонну фашистских танков под Тулой сержант Д. Корязин.

В последнее время среди некоторых военных историков стало встречаться утверждение о том, будто наземный таран был вызван случайным падением потерявших управление самолетов. Но факты говорят о другом. Свидетельства наших пилотов, слышавших в наушниках шлемофонов сквозь грохот боя последние слова героев: «За Родину, иду на таран!» и видевших их огненное пике, наконец, сами обстоятельства свершения тарана убедительно доказывают, что подбитые машины сознательно направлялись на цель твердой рукой летчиков.

«17 января 1945 года, сопровождая группу штурмовиков, - сообщали летчики-истребители майор Гонтаренко и капитан Макаров о последнем боевом вылете младшего лейтенанта А. Колядо, - мы наблюдали, как четвертый ведомый, у которого в воздухе загорелся мотор, развернул свой «ил» и врезался в скопление живой силы и техники противника. По нашему наблюдению самолет был управляемым, и пилот при желании мог приземлиться на фашистской территории».

Строки боевых документов подтверждают, что грохот взрывов и лавина пламени, рвавшие на части танковые клинья фашистов, вздымавшие в воздух их пушки, разламывавшие мосты и переправы, были вызваны не случайным падением потерявших управление самолетов. Нет, самолеты на цель бросали живые люди, решившие, даже ценою своей жизни, нанести удар по ненавистному врагу.

Пламя вздымалось над мотором и фюзеляжем подбитого бомбардировщика, рвалось к бензобакам - старший политрук А. Аникин не сворачивал с боевого курса. Будто не замечая смертельной опасности, угрожавшей ему, летчик дерзко атаковал фашистские танки, сосредоточенные для переправы через реку Великую. Ведомые им пилоты прорывались сквозь шквал зенитных разрывов и во второй, третий раз обрушивали на гитлеровцев смертоносный груз. Четвертое пике было последним для старшего политрука - огненной кометой своего самолета он врезался в строй танков с крестами на броне. Противник в тот июльский день 1941 года так и не смог выйти на правый берег реки Великой.

Была ли у тех героев возможность, как и у А. Колядо, сохранить жизнь? Конечно. Они могли совершить посадку или выпрыгнуть из пылающих машин на парашютах. Последняя цель не могла быть выбрана случайно. Иначе разве удалось бы летчику лейтенанту В. Ковалеву таранить 14 декабря 1941 года зенитную батарею противника, расположенную в стороне от станции Румянцеве, над которой он был подбит? Летчик видел, что батарея шквалом огня преградила путь его ведомым к двигавшимся по Волоколамскому шоссе вражеским танкам, и взял курс на нее. Летящим костром обрушился на огневую позицию врага, истребитель В. Ковалева смял орудия вместе с их расчетами, а фашистские танки, лишившись зенитного заслона, были сожжены летчиками звена героически погибшего командира.

Под стать подвигу В. Ковалева был огненный таран командира эскадрильи капитана В. Ширяева. 4 сентября 1942 года во время атаки гитлеровских танков, рвавшихся по калмыцкой степи к Сталинграду, его самолет настиг залп зениток. Летчик отделился от своей группы и, найдя большое скопление машин противника, направил на них израненный штурмовик. 21 октября 1943 года, смертельно раненный осколком зенитного снаряда, летчик спикировал на огневые точки противника, мешавшие продвижению нашей наступающей пехоты у города Мелитополя.

Во имя Победы таранили наземные цели лейтенант В. Алейников, капитан С. Бородкин, капитан К. Захаров, лейтенант П. Кривень, старший лейтенант П. Надеждин и другие советские пилоты. Наземный таран - это подвиг, совершить который в состоянии были только советские летчики, воспитанные на чувстве патриотизма и привычке ставить интересы страны выше личных.

Путь к подвигу можно проследить по маршрутам боев майора Д. Жабинского. 9 октября 1943 года в одном из вылетов на Западном фронте под непрерывным обстрелом зениток вместе с ведомыми он семь раз заходил в атаку на артиллерийскую батарею противника и все-таки подавил ее огонь. Раненный в грудь, шею, правую руку, Д. Жабинский из последних сил борется за жизнь, за сохранение самолета, веря, что на грозном «иле» он не раз еще «проутюжит» фашистов. И летчик всем смертям назло возвратился в строй.

Когда же 15 февраля 1945 года при штурме гитлеровского аэродрома самолет Д. Жабинского был подбит очередью зенитного пулемета, пилот отбросил возможность спастись, ибо это могло означать только плен. Жабинский решил всю стальную мощь своего «ила» обрушить на врага - погибнуть так, чтобы и от смерти была польза. «Прощай, Родина!» - с этими словами, услышанными по радио боевыми товарищами, пилот отдал ручку управления горящей машиной от себя.

Да, тараны наземных целей совершались и в конце войны. И Д. Жабинский был не единственным. 19 марта 1945 года при штурмовке фашистского аэродрома в Хайлигенбайле (Восточная Пруссия) был подбит самолет капитана К. Иванова. Бесстрашный летчик сознательно, без колебаний направил свой штурмовик на скопление самолетов противника.

Самопожертвование героев огненных таранов явилось высшим проявлением героизма, более того, коллективного героизма. Ведь в бомбардировщиках или штурмовиках, ведомых на врага пилотами, были спаяны с ними ненавистью к врагу, фронтовой дружбой все члены экипажа. Штурманы и стрелки-радисты Назар Губин, Борис Еремин, Борис Капустин, Семен Косинов, Сергей Ковальский, Николай Павлов, Петр Сологубов, Степан Щербаков и другие - все они до последней секунды жизни, до последнего дыхания выполняли свой долг. Советские летчики в годы войны совершили 446 огненных таранов. Почти все эти герои не вернулись с войны, но память о них живет в названиях улиц, заводов, школ и судов.

Источники:
Гуляс И. Фрагменты боевого применения Ил-4 //Авиация и время. 1998. № 1. С. 17-18.
Котельников В., Медведь А., Хазанов Д. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 // Авиация и космонавтика. 2004. №5-6. С.29-30.
Михайлов В. Щит и меч отчизны // Авиация и космонавтика. 2002. №8. С.8.
Зайцев А. За честь, свободу и независимость Родины // Крылья Родины: сб. статей. М.: ДОСААФ СССР, 1983. С. 162-164.
Ларинцев Р., Заболотский А., Котлобовский А. На таран! // Авиация и время. 2003. № 5. С. 25.
Коваленко А., Сгибнев А. Бессмертные подвиги. Москва: Воениздат, 1980. С. 102-110.

Когда был совершен первый воздушный таран Великой Отечественной?

София Варган

Когда заходит речь о таранах, совершенных советскими летчиками во время Великой Отечественной войны, обычно вспоминается Николай Гастелло, бросивший свой самолет на немецкую колонну 26 июня 1941 года под Радошковичами.

Правда, до сих пор спорят - кто же именно оказался автором тарана, капитан или капитан Маслов - оба самолета не вернулись на аэродром. Но дело даже не в этом. Широко известный под именем «подвига Гастелло» таран не является воздушным, это - таран наземной цели, его еще назвали огненным тараном.

А мы сейчас поговорим именно о воздушных таранах - целенаправленном столкновении самолета с целью, находящейся в воздухе.

Впервые в мире таран воздушной цели был совершен 26 августа 1914 года знаменитым летчиком (он же был автором «мертвой петли», которую еще называют «петля Нестерова»). Нестеров на легком самолете «моран» таранил тяжелый австрийский «альбатрос». В результате тарана вражеский самолет был сбит, но погиб и Нестеров. Таранный удар был вписан в историю искусства пилотирования самолетов, но считался крайней мерой, смертельной для решившегося на это летчика.

И вот - первый день Великой Отечественной. «Сегодня, двадцать второго июня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…» - голос , зачитывавшего заявление Советского правительства о нападении Германии на СССР, услышали во всех уголках страны, кроме тех, где уже шли бои. Ну да, те, кто внезапно оказался на линии фронта, не нуждались в дополнительных сообщениях. Они уже видели врага.

Многие аэродромы были потеряны в первые минуты боевых действий - в соответствии с отработанной тактикой блицкрига, германская авиация бомбила спящие аэродромы. Но не все. Часть техники удалось спасти, подняв самолеты в воздух. Вот они-то и вступили в бой - в первые минуты с начала войны.

О таранном ударе советские летчики имели лишь теоретическое представление. Оно и понятно, еще никому не пришло в голову отрабатывать этот прием на практике. Причем история авиации четко определяла таранный удар как смертельный для летчика. И вот - в первые же минуты войны начались тараны! И, что самое интересное, не все они оказались смертельными.

Кто именно совершил первый воздушный таран в войне, определить практически невозможно. 22 июня около 5 часов утра старший лейтенант Иван Иванов , служивший в 46-м истребительном авиаполку, совершил таран «Хейнкеля-111» в районе Млынова (Украина). Летчик при таране погиб, звания Героя Советского Союза он был удостоен посмертно.

Первый таран? Возможно. Но вот - 22 июня около 5 часов утра младший лейтенант Дмитрий Кокорев , служивший в 124-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта» в районе Замброва. Кокорев после тарана остался жив, за подвиг был награжден орденом Красного Знамени, а погиб 12 октября 1941 года близ Ленинграда.

22 июня в 5 часов 15 минут младший лейтенант Леонид Бутерин , служивший в 12-м истребительном авиаполку совершил таран «Юнкерса-88» в районе Станислава (Западная Украина). При таране погиб. 22 июня около 6 часов утра неизвестный летчик на самолете «У-2» (их еще ласково называли «ушками») совершил таран «Мессершмитта» в районе Выгоды (неподалеку от Белостока). При таране погиб.

22 июня около 10 часов утра лейтенант Петр Рябцев , служивший в 123-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта-109» над Брестом. Летчик после таранного удара выжил - выбросился с . Петр Рябцев погиб 31 июля 1941 года в боях под Ленинградом.

Молодые ребята решались на таранные удары, защищая свою землю от врага. Они не думали о том, что таран смертелен. Более того, они рассчитывали уничтожить врага и выжить. И, как оказалось, это вполне реально. Они вписали не только героические страницы в историю Великой Отечественной, но и новую страницу в историю авиации - таранный удар теперь не является приемом, однозначно ведущим к смерти летчика! Более того, впоследствии выяснилось, что при таране можно спасти даже самолет - после некоторых таранов летчикам даже удавалось посадить вполне боеспособную машину (разве что шасси были отломаны в результате тарана).

Но это было уже потом. А в первые минуты и часы войны летчики, идущие на таран, знали только один пример - Петра Нестерова, героя первой мировой войны. И они шли на смертельный риск. Не ради славы, ради победы. Летчики, бросавшие свои машины на таран, верили в то, о чем говорил всей стране : «Наше дело правое! Враг будет разбит, победа будет за нами!»

«И нам нужна всего одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», - они не стояли за ценой, платя максимально, отдавая собственные жизни ради этой одной на всех . Они не думали, кто именно из них станет первым со своим тараном, это нам, потомкам, интересно найти Того Самого Героя. А они даже героями себя не ощущали. Петр Рябцев о своем таране написал брату так: «Я уже чокнулся в небе с одним гитлеровским молодчиком. Вогнал его, подлеца, в землю», - это не описание подвига, он не тараном гордился, а тем, что уничтожил одного врага!

«Нас ждет огонь смертельный, и все ж бессилен он…» - огонь действительно был смертельным, но оказался бессильным против них, таких удивительных людей.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...