Отличие заикания от физиологических итераций. Отличие запинок от заикания

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Многие родители, которые активно следят за развитием речи своего ребенка, иногда сталкиваются с проблемой: ребенок стал заикаться. При этом зачастую родители уверены в том, что это именно заикание, с чем и обращаются к специалистам.

На самом деле, далеко не всегда та речевая особенность ребенка, принимаемая за заикание, является действительно им. Часто за заикание принимаются речевые запинки, которые имеют под собой немного другую основу. Попробуем разобраться, в чем же отличия в этих речевых нарушениях и что с ними делать.

Что такое заикание?

Заикание - это нарушение темпа и ритма речи, возникающее при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные. Данная речевая патология может проявляться:

  • У двух-пятилетних детей с различными поражениями головного мозга, неврологическими и психологическими проблемами, нарушениями работы центральной нервной системы;
  • У подростков с психологическими и социальными проблемами;
  • В зрелом возрасте при поражениях центральной нервной системы.

Согласно медицинским исследованиям, в некоторых случаях возникновения патологии виновата генетика. Ее влияние установлено, когда в семье есть близкие родственники, страдающие любой формой заикания, например, один из родителей. Но наибольшие риски появления дефекта речи имеют дети, у которых родители страдают заиканием с детства, то есть эволюционным видом заболевания. Примечательно, что мальчики страдают нарушением речи намного чаще, чем девочки.

Что такое речевые запинки?

Физиологические запинки (итерации) - часто встречающееся явление в речи, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления опережает речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим.

У эмоциональных, очень развитых и впечатлительных детей риск возникновение речевых запинок повышается. Запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

Как отличать речевые запинки от заикания?

Во-первых, при запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи в отличие от заикания.

Во-вторых, следует обратить внимание на то, как ребенок реагирует на просьбы говорить лучше, медленнее и плавнее. Если у ребенка патологическое заикание, то речь после этой просьбы будет только хуже, а если дело в запинках – ребенок исправляется и речь становится лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

В-третьих, проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи. Корни проблемы с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а дети с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки.

Коррекция речевых запинок

Физиологические запинки не требуют медикаментозного лечения, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом.

При коррекции запинок следует:

Проконсультироваться с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия.

Провести курс расслабляющего массажа.

Проводить больше времени в воде. Самое лучшее, если вы будете ходить в бассейн, но вполне подойдут регулярные игры с водой дома.

При необходимости проконсультироваться с логопедом. Логопедические упражнение на развитие дыхания помогут ребенку справиться с нарушениями темпа речи.

Если Вы обнаружили наличие у ребенка судорог в области речевого аппарата, шеи или других областях, то, вероятнее всего, дело кроется в патологическом заикании. В таких случаях ребенку требуется консультация невролога и логопеда и дальнейшее коррекционное воздействие.

Мама читает книгу маленькой девочке (фото Fotolia.com)

Малыш уже давно научился хорошо говорить, и вдруг, стал произносить слова, растягивая буквы, запинаясь и повторяя одни и те же слоги по нескольку раз подряд… Неужели ребенок начал заикаться? Отвечает логопед Наталия Бабич

Главное, не паниковать! Запинки в речи не всегда означают, что ребенок заикается. В младшем возрасте могут наблюдаться нарушения плавности речи. На это есть ряд причин.

Где искать причину заикания?

Во-первых, это быстрое увеличение словарного запаса, когда есть большой разрыв между активным словарем и пассивным. Во–вторых, когда родители перегружают ребенка разного рода кружками и занятиями, стараясь дать ему все сразу, забывая при этом про режим дня (сон, прогулки, игры со сверстниками и т.д.). Еще одной причиной могут быть частые болезни, высокая температура, травмы и т.д., после которых могут возникать проблемы с речью.

Наблюдайте за ребенком

Для начала понаблюдайте за ребенком, присмотритесь к тому, как он разговаривает, когда он чаще запинается (утро, день, вечер, когда быстро говорит или когда нервничает, например). Подозревать заикание нужно в том случае, если малыш непроизвольно останавливается во время речи и повторяет отдельные звуки, слоги, слова. Вы заметите, как он напрягается и нервничает, что не может произнести слово или слог, начинает при этом комплексовать и давать односложные ответы «да», «нет». В таком случае надо сразу обращаться к специалистам. Если же это только возникло и больше похоже на запинки в речи, то с этим можно побороться.

Для начала установите режим «тишины», то есть минимальная речевая нагрузка (меньше вопросов, высказываний, пересказов и т.д.). Полезны занятия вокалом, вместе пойте песенки, распевки и даже стихотворения. Пусть малыш побольше «работает руками»: рисует, лепит, конструирует и т. д. Важно заниматься дыхательной , так как заикание связано с речевым дыханием. Очень действенный метод – это плаванье или просто ванны с морской солью.

Общайтесь правильно

Во время общения с таким ребенком придерживайтесь таких правил:
При проявлении запинок нужно аккуратно остановить ребенка и попытаться начать предложение (высказывание) вместо него, чтобы дать время сформировать мысль и подобрать нужные слова.
Говорить тихо, четко, спокойным голосом.
Ни в коем случае не повышать тон, не делать резких жестов, не использовать «взрывные» интонации.
Не перебивать, не подгонять ребенка.
Чаще обнимать и хвалить за успехи, особенно в речевой деятельности: «Твой рассказ просто удивительный!», «Это очень интересно!»
Временно ограничить посещение развлекательных мероприятий с большим количеством людей.

Если вы не замечаете улучшений или же запинки в речи становятся сильнее, обратитесь к специалистам: неврологу, психологу.

ЕСЛИ ПРИ РАЗГОВОРЕ МАЛЫШ ЗАПИНАЕТСЯ

В лексиконе малыша с каждым днем появляются новые слова, и вдруг вы заметили, что он повторяет некоторые слоги, слова или фразы: “Да-да-да-дай мне сок”. Малыш начал заикаться или его в этот момент что-то напугало? Для начала не стоит паниковать. Первые несколько дней просто понаблюдайте за сорванцом. Можете также записать его речь на цифровой диктофон. Купить его сегодня не представляет особой сложности. Стоит он недорого, а вот по записи вы еще раз проанализируете, действительно ли есть проблема, ведь устранить ее всегда проще на ранней стадии.

В речи детей 2-5 лет часто встречаются физиологические запинки (итерации), не требующие коррекции и возникающие, когда развитие мышления опережает речевые возможности малыша. Как правило, итерации возникают у интеллектуально развитых, а также, эмоциональных и впечатлительных деток. Если вовремя заметить в речи малыша запинки, то можно предотвратить у малыша развитие заикания. Для этого необходима коррекция речи, прибегнув к помощи логопеда, и в большинстве случаев, семейного психолога.

Как отличить запинки в речи от заикания?

Попросив ребенка говорить четче. При запинках в речи, она у него улучшиться, а при заикании – ухудшится. При запинках никогда не происходит спазмов мышц щек, губ, шеи, чего нельзя сказать о заикании. Запинки в речи и заикание имеют разные причины возникновения: запинки имеют психологическую и эмоциональную природу, а заикание – неврологическая проблема. Так или иначе, неврозы у 2-4-летних деток – это причины запинок в речи, которые являются следствием проблем во взаимоотношениях в семье. Запинки в речи исчезают раз и навсегда, а заикание – может вернуться вновь.

Советы родителям

Чтобы избежать нежелательных последствий заикания, то есть сохранения данной проблемы, вот несколько советов для вас, родители:

  1. Стоит пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком: может быть, вы слишком требовательны к нему или наоборот, не формируете в сознании крохи границы дозволенного поведения. Перевес в любую из крайностей может спровоцировать физиологические запинки в речи ребенка.
  2. Следует контролировать свой темп речи, громкость голоса, темп игр: игры не должны быть чересчур возбужденными, и говорить желательно тише и медленнее. Вы можете сами не замечать, что разговариваете слишком громко или несколько агрессивно. Поэтому просто попробуйте записать свою речь на цифровой диктофон, и вы поймете, есть ли проблема.
  3. Если малыш запинается, то следует постараться успокоиться, ведь дети “считывают” настроение родителей, интуитивно понимая, что с ними что-то не так, в результате чего малыш станет волноваться и запинаться еще больше.
  4. Следует стараться соблюдать режим дня – маленький ребенок в идеале не должен играть в компьютерные игры и смотреть телевизор.
  5. “Правильная” музыка оказывает положительный психотерапевтический эффект на ребенка, поэтому старайтесь перед сном включать тихую инструментальную музыку или спокойные детские песенки.
  6. Игры с водой успокаивают и способствуют гармоничному развитию крохи, поэтому поощряйте его играть с водой: пусть переливает воду из одного ведерка в другое с помощью воронки, пипетки или губки.
  7. Устраивайте “минутки тишины”, предложив ему “послушать тишину”. Лучше это делать в парке или сквере, после чего спросить у крохи, что он услышал – пение птиц, шелест листвы, мяуканье котенка. А можно поставить малышу условие: “Давай понаблюдаем за птичкой, только молча. Кто произнесет хоть одно слово – тот проиграл!”
  8. Научить малыша слушать тишину можно с помощью песочных часов: пока песочек будет сыпаться, нужно молчать, а если кто-то заговорит, тот – проиграл. За умение слушать тишину малыша следует поощрять: дать конфету или символический подарочек.
  9. Иногда малыш должен побыть один, поэтому время от времени его следует оставлять в одиночестве.
  10. Если малыш слишком бурно развивается интеллектуально, то нервная система может не справляться, поэтому, во избежание появления запинок, малышу следует дать время успокоиться: пусть в течение месяца ничего не делает и не переутомляется.
  11. Если малыш запинается, не следует заострять на этом внимание, и просить малыша повторить слово правильно. Попробуйте вместе с малышом пропеть это слово или произнести его шепотом (при шепотной речи и пении, запинок, как правило, не бывает).

Чтобы запинки не “переросли” в заикание, следует обратиться к логопеду.

При заикании прежде всего необходимо обратиться к неврологу.


Взрослые боятся, что это заикание. Но логопед чаще всего делает заключение – «физиологические итерации». Что же это такое, и чем это явление отличается от заикания, мы и поговорим.

Специальная терминология

Физиологическими итерациями называется повторение детьми некоторых звуков или слогов, которое обусловлено возрастным несовершенством деятельности слухового и речедвигательных анализаторов. Это несовершенство обычно проявляется в период становления речи, причем ученые считают, что итерации могут проявиться не только в дошкольном возрасте, но и гораздо раньше – в период появления у ребенка первых слов, а иногда и еще раньше – в период «агуканья».

В литературе можно встретить и другое название физиологических итераций – персеверации, что дословно переводится как «застревания». Причина персевераций кроется в особенностях закрепления в памяти слов, понятий и явлений. Дело в том, что в дошкольном возрасте слуховые и кинестетические образы целого ряда слов недостаточно четкие, поэтому ребенок просто напросто ошибочно может их воспроизводить, исправлять сам себя, повторять более точную версию, а потому переставлять или повторять звуки, слоги и т.д.

Такие неточности и повторения специалисты относят к возрастным нарушениям темпо-ритмической стороны устной речи, когда итерации являются наиболее характерными и яркими недостатками в период формирования фразы, то есть после двух лет.

Почему?

Когда ребенок растет, его восприятие не ограничивается минимумом: вокруг столько всего интересного и нового, названия которому малыш пока просто не знает, но очень хочет знать, а потому все слова, произносимые взрослыми, соотносятся с предметами, обозначаемыми этими словами, и усваиваются (запоминаются именно в звуковом и предметном соотношении).

В сенситивный период речи, то есть, в момент ее развития и становления, нервная система испытывает колоссальные напряжения. Судите сами: кроха знает уже много предметов и явлений, но его речевой аппарат еще не до конца сформирован, а потому мышление просто опережает речевые возможности говоруна, из-за этого он и совершает эти самые физиологические запинки и повторы, поправляя сам себя. К тому же речевое дыхание так же несовершенно (оно еще не оформлено), и возможность произнесения длинных фраз затруднена психологически по причине того, что моторная реализация речи отстает от психической стороны речевой активности.

Как?

На этапе формирования речи логопеды, психологи и внимательные родители отмечают такие особенности детской речи, как повторы отдельных слогов или слов. Сами же говоруны не замечают за собой эти недостатки, так как для них это просто самосовершенствование речи. Именно поэтому логопеды говорят о том, что итерации подобного рода не влияют на процесс становления речи и коммуникативные навыки ребенка, и речевое общение остается в норме.

Для ребенка в возрасте от 2 до 5 лет важным становится познание мира: он уже много знает, но интерес распространяется на другие незнакомые предметы и явления – это классический вариант «почемучек». Стремление узнать гораздо больше, чем уже есть в памяти, провоцирует высокую эмоциональную насыщенность познавательной и речевой деятельности: пассивный словарь обогащается, ряд слов входит в активный словарный запас, но речевой аппарат еще физиологически не может выговорить все правильно. Или память выуживает незнакомое слово, которое очень знакомо по звуковому или зрительному восприятию, поэтому его хочется ввести в активную речь, а потому ребенок тренируется, «спотыкается», переставляет звуки и слоги, некоторые слова произносит нечетко, повторяет их снова и снова, доводя до нормы (в детском понимании).

С точки зрения взрослого человека, не посвященного в тайны развития речи маленького говоруна, это выглядит как хаос слов и слогов, разбросанность их в предложении, нечеткое произношение и неверное оформление фразы. А посвященные родители понимают, что это особенность речевого периода растущего ребенка.

Поправлять? НАДО!

Чтобы эта особенность не переросла в патологию, ребенку требуется постоянное общение с окружающими: слыша нормальную в плане фонетики, грамматики и синтаксического оформления речь, карапуз совершенствует свои речевые навыки. Кроме того, важно и педагогическое воздействие взрослого человека: ненавязчиво поправляя ребенка, подсказывая правильные варианты слов и синтаксических конструкций, сами родители помогают закреплению в памяти правильных, четких и прочных слуховых и кинестетических образов слов, словосочетаний и даже отдельных предложений.

В результате такого воспитательного воздействия итерации как явления переходного периода становления речи проходят. И уже к 4-5 годам ребенок способен самостоятельно управлять своим речевым потоком и в плане артикуляции, и в плане соотношения «слово-предмет». При правильном родительском отношении к физиологическим итерациям самоконтроль становится для ребенка нормой, и он при необходимости сам уже вполне спокойно и без запинок исправляет допущенные фонетические ошибки.

Если же ребенок ослаблен постоянными болезнями, если в анамнезе имеется родовая травма, или беременность была осложненной, если в период становления речи родителями допускались систематические речевые ошибки, или педагогические приемы были выбраны неверно, физиологические итерации могут задержаться на более длительный срок или даже перейти в заикание.

Отличие от заикания

Внешние проявления заикания весьма напоминают итерации: ребенок многократно повторяет слоги или звуки, при этом напряжение при повторе звука-слога-слова очевидно и носит судорожный характер. Речь может внезапно прерываться достаточно длительной паузой. Большое количество таких запинок или сочетание различных «спотыканий» и пауз характерно для детей с невротической формой заикания.

При этом запинки и паузы проявляются и после периода становления речи, то есть с 2 до 6 лет, и сохраняются более долгое время (более 2-3 месяцев) и очевидны на фоне хорошо развитой фразовой речи. Если итерации появляются в речи как показатель развития и совершенствования познавательной активности и формирования словаря и грамматической стороны речи ребенка, то заикание чаще всего появляется остро и чаще всего после перенесенной психической травмы.

Если внимательно наблюдать за речью своего ребенка, вы поймете, что он вступил в фазу становления и совершенствования своего умения говорить. Следите за «почемучками», отвечайте на их вопросы просто, но в то же время правдиво, ненавязчиво поправляйте ошибки и просите правильно повторить слово. Со временем ребенок научится повторять за вами правильный вариант произношения и будет использовать привычный (нормальный) вариант слов. Если же вы видите, что задержка фразы, неправильное произношение или длительные паузы в речи связаны с судорожными явлениями, если ребенок мучительно пытается начать фразу и не может, возможно, это заикание, для лечения которого важно своевременное обращение к логопеду.

Если вы сомневаетесь, физиологические итерации у крохи или заикание, не стесняйтесь обращаться к специалистам – ваш ребенок важнее комплексов, и его здоровье и успешность должны побороть все ваши родительские стеснения. Совершенствуйте свои и детские коммуникативные навыки, расширяйте словарный запас и будьте уверены: в будущем такая работа принесет свои плоды.

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку !

Очень часто мне задают вопрос. Что с моим ребенком, он стал запинаться и повторять слоги и слова? У него, что-заикание? Сегодня я бы хотела разделить 2 логопедических понятия понятия: "итерации" и "заикание"

Физиологические итерации

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Чешский ученый М. Зееман считал, что итерации начинают проявляться ещё в стадии «агукания», а затем в стадии появления первых самостоятельных слов. Однако преобладает точка зрения, что у большинства детей (в 80 % случаев) итерации наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи. Ф. А. Рау также говорил о подобных явлениях детской речи, отмечая их как персеверации (застревания). Причину этих явлений он видит в том, что у дошкольников слуховые и кинестетические образы многих слов ещё недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.


Физиологические итерации относятся к числу возрастных нарушений темпо-ритмической стороны устной речи и наиболее ярко они проявляются в период формирования фразовой речи, то есть с 2-х лет.

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Физиологические запинки, повторения в речи ребёнка являются следствием того, что развитие мышления ребёнка опережает развитие его речевых возможностей, которые, в свою очередь, ограничены периодом формирования самой речи и её аппарата. А также выявляется значительное несоответствие между пока ещё недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности её моторной реализации.

В период формирования речи отмечается следующая её особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причём сами они не замечают подобных явлений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению. К этому периоду ребёнок уже многое понимает, а ещё больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими эмоционально насыщены. Все это приводит к тому, что речь ребёнка от 2 до 5 лет обычно полна различного рода повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью, разбросанностью, нечёткостью звукопроизношения и фразового оформления и прочими несовершенствами.

Подобное состояние речи у детей является естественным на определённом этапе их развития. Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребёнка с окружающими, их воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4-5 г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребёнка образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и словосочетаний. И в дальнейшем ребёнок оказывается в состоянии не только управлять работой своих речевых органов, но и контролировать её, а в случаях необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки. Однако при нервной ослабленности ребёнка, других неблагоприятных факторах (болезни, травма, неправильные педагогические приемы) физиологические итерации могут задерживаться у ребёнка и в дальнейшем перейти в заикание.

Заикание внешне также выражается различными видами речевых запинок: многократные повторения, напряжённое произнесение отдельных звуков или звукосочетаний, внезапное прерывание речи молчанием, и разные совокупности этих проявлений. Большое количество итераций часто наблюдается у детей с невротической формой заикания, что нередко привлекает внимание окружающих. Но если в норме наибольшее количество итераций совпадает с интенсивным периодом формирования развернутой фразовой речи и ограничено во времени 2-3-мя месяцами, то у детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы (с 2 до 6 лет).

Физиологические итерации относятся к запинкам несудорожного характера. Причины возникновения запинок несудорожного характера:

  1. Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребёнка. Речевые запинки здесь — результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребёнка, его словарного запаса, выразительных средств (физиологические запинки);
  2. Задержки психофизического развития в результате перенесённых болезней, травм, неблагоприятной наследственности;
  3. Недостатки речи: звукопроизношения, слово- и фразообразования;
  4. Безудержно-быстрая, хаотическая речь;
  5. Неблагоприятное речевое окружение.

Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

Заикание- это нарушение речи, которому свойственны запинки судорожного характера. В речевой мускулатуре возникает судорога, которая не позволяет ребенку говорить плавно, без запинок!!!

Отличие от заикания


Внешние проявления заикания весьма напоминают итерации: ребенок многократно повторяет слоги или звуки, при этом напряжение при повторе звука-слога-слова очевидно и носит судорожный характер. Речь может внезапно прерываться достаточно длительной паузой. Большое количество таких запинок или сочетание различных «спотыканий» и пауз характерно для детей с невротической формой заикания. При этом запинки и паузы проявляются и после периода становления речи, то есть с 2 до 6 лет, и сохраняются более долгое время (более 2-3 месяцев) и очевидны на фоне хорошо развитой фразовой речи. Если итерации появляются в речи как показатель развития и совершенствования познавательной активности и формирования словаря и грамматической стороны речи ребенка, то заикание чаще всего появляется остро и чаще всего после перенесенной психической травмы.

Если внимательно наблюдать за речью своего ребенка, вы поймете, что он вступил в фазу становления и совершенствования своего умения говорить. Следите за «почемучками», отвечайте на их вопросы просто, но в то же время правдиво, ненавязчиво поправляйте ошибки и просите правильно повторить слово. Со временем ребенок научится повторять за вами правильный вариант произношения и будет использовать привычный (нормальный) вариант слов. Если же вы видите, что задержка фразы, неправильное произношение или длительные паузы в речи связаны с судорожными явлениями, если ребенок мучительно пытается начать фразу и не может, возможно, это заикание, для лечения которого важно своевременное обращение к логопеду.

Если вы сомневаетесь, физиологические итерации у крохи или заикание, не стесняйтесь обращаться к специалистам – ваш ребенок важнее комплексов, и его здоровье и успешность должны побороть все ваши родительские стеснения. Совершенствуйте свои и детские коммуникативные навыки, расширяйте словарный запас и будьте уверены: в будущем такая работа принесет свои плоды.

Последние материалы раздела:

Скачать Тесты по психологии на андроид v
Скачать Тесты по психологии на андроид v

– приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....