Основные требования к формированию семантических полей. Закрепление звука на основе лексической темы «Рыбы»

Обыденнова Людмила Федоровна ,
ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск ,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №10»

Мастер класс на тему:

Расширение семантического поля слова «Рыба»

Цель: Познакомить педагогов с технологией работы по расширению и обогащению активного словаря дошкольников в процессе формирования «семантического поля»

Задачи в работе с воспитанниками:

Активизировать и обогащать словарь воспитанников через уточнение значений слов признаков, действий

Учить подбирать слова с противоположным значением (антонимы)

Формировать умение подбирать слова близкие по смыслу (синонимы)

— Вырабатывать способность употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Развивать умение самостоятельно описывать точное обозначение действий, качеств, состояний

Развивать умение объяснять смысловую связь между словами

Воспитывать познавательный интерес к содержательной стороне слова

Ход

Вступительное слово: Структура «семантического поля» представлена определённым алгоритмом, который включает в себя работу со следующими понятиями:

1.Ядерное слово

2.Родственные или однокоренные слова

3.Слова-действия

4.Слова-признаки

5.Слова-синонимы

6.Слова-антонимы

7.Связная речь

Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словаря и словообразованию и закрепление их в словосочетаниях, предложениях. Всё это позволяет наиболее полно раскрыть суть изучаемого понятия, ребёнок запоминает большое количество новых слов, происходит систематизация значений слов,возникают ассоциативные связи и развивается грамотная, связная речь

Например, посмотрим как на основе одного слова «рыба» можно выстроить «семантическое поле».

1.Ядерное слово

Задача этапа: познакомить со значением слова, углубить представление о внешнем виде и разнообразии рыб

Посмотрите и скажите на кого или на что похожа эта рыба? (На экране разновидности рыб: рыба-молот, рыба-петух, рыба-попугай, рыба –пила, рыба –ёж и т.д.)

Из чего состоит рыба? У кого ещё есть хвост?(иллюстрации с изображением девочки с хвостиками, попугая, лисы, кометы и т.д.)

2.Образование родственных или коренных слов от слова «рыба»

Задачи этапа: учить находить однокоренные слова к слову «рыба»

игра «Засели рыбок в аквариум»

Методическое указание участникам мастер-класса:

ü Как мы назовём маленькую рыбу? (рыбка)

ü Как назовём большую рыбу? (у воды росла рябина, а река текла бурлила, посередине глубина там гуляла….рыбина )

ü Как назовём рыбу ласково? (рыбёшка, рыбинка, и т.д.)

ü Как называется котлета из рыбы? (рыбная)

ü Как называется суп из рыбы? (рыбный)

ü А жир у рыбы какой? (рыбий)

ü Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак)

ü Если эта женщина, то она..(рыбачка)

ü Куда ранним утром пошёл рыбак? (на рыбалку)

ü Как называется посёлок в котором живут рыбаки? (рыбацкий)

ü Какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный)

ü Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит)

Без какого короткого слова не было бы этих слов? (рыба)

Лексическое упражнение на слуховое внимание

Методическое указание участникам мастер-класса:

Если услышите родственное слово к слову «рыба» хлопаем в ладоши..

У рыбаков небывалый улов

рыбу поймал и старик рыболов

Мы рыболовную сеть соберём,

рыбного супа в тарелки нальём

3. Слова- действия

Задачи этапа: учить подбирать глагольный ряд, характеризующий действия рыбы

Игра «Скажи своё слово в ракушку»

Методическое указание участникам мастер-класса:

Назвать слово отвечающее на вопрос:

«Что делает рыба?» и передать следующему игроку, игрок повторяет это слово и говорит своё в ракушку и т.д.

Примерные вопросы:

ü Когда пузырьки поднимаются в воде, что делает рыба? (дышит)

ü Если у рыбы есть питание, что она делает? (питается)

ü Если рыба затихла за камнем, что она делает? (затаилась, прячется)

ü Если брызги во все стороны, что делает рыба? (плещется, резвится, играет и т.д.)

ü Если рыба плавает быстро, что она делает? (мчится, несётся, плывет, гонится..)

4.Слова-признаки

Задачи этапа: учить подбирать слова, характеризующие понятие «рыба»

Игра «Аукцион слов»

Методическое указание участникам мастер-класса:

Внимание, внимание проводится аукцион, на продажу

Выставляется замечательная игрушка «Рыбалка». Кто назовёт большее количество слов, отвечающих на вопрос: Какая рыба?

Каждый отвечающий берёт фишку.

Словесная игра «Назови одним словом»

Как назовём одним словом рыбу, живущую в аквариуме? (аквариумная)

Как назовём одним словом рыбу, живущую в море? (морская)

Как назовём одним словом рыбу, живущую в реке? (речная)

Как назовём одним словом рыбу, живущую в океане? (океаническая)

Как назовём одним словом рыбу, живущую в озере? (озёрная) и т. д.

5. Слова-синонимы (подбор слов, близких по значению)

Задачи этапа: учить выстраивать синонимический ряд, основываясь на признаках и действиях, характерных для рыб.

Методическое указание участникам мастер-класса:

Ответьте на следующие вопросы:

(Можно использовать мяч. фишки темные и светлые и т. д.)

Рыба уродливая — это какая? (страшная, некрасивая, безобразная, и т.д.)

Рыба медлительная это какая? (тихая, несмелая, спокойная ит.д.)

Рыба блестящая это какая? (яркая, золотистая, серебристая, и т.д.)

6.Слова-антонимы (подбор слов, противоположных по значению)

Задачи этапа: учить находить слова противоположные по смыслу

Методическое указание участникам мастер-класса:

Ответьте на следующие вопросы:

Если акула большая то карась… (маленький)

Если водоросли лёгкие, то подводные камни ….(тяжёлые)

Река широкая,а ручей (лёгкий) и т.д.

7. Связная речь

Задачи этапа: побуждать использовать накопленный словарь по теме «рыбы» при построении связного рассказа

Методическое указание участникам мастер-класса:

Сейчас составим рассказ о рыбе используя все слова, которые мы произносили во время игр

(Можно использовать колокольчик, мяч связующую нить …и т.д.

передавая его друг другу)

— В синем море жила рыба. А с ней по соседству жили разные рыбы. Это были: (рыба-пила, рыба-молот, рыба-ёж, и т. д.)

Рыба боялась попасть в….

(рыболовную сеть, к рыбакам на рыболовный крючок и т.д.)

За день рыба успевала так много она…

(плавала, плескалась, пряталась, питалась и т.д.)

Как и другие рыбы она была…

(красивая, блестящая, серебристая и т.д.)

Однажды ей повстречалась акула, она не просто была большая, а была..(огромная..)

А рыбка наоборот..(маленькая)

Но так как рыба была быстрая, она вильнула хвостом и уплыла.

Таким образом, важно знать, что слово усваивается ребёнком быстрее и прочнее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи.

В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не только указывает на конкретный предмет, действие, качество или отношение, но за каждым словом обязательно стоит система различных связей. Дети с ТНР затрудняются в определении этих связей, т.е. не могут сразу сформировать объемное семантическое поле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Смирнова Н.В., МКДОУ № 23, г. Железногорск

Практика логопедической работы показывает, что восстановление психологической базы речи ребенка создает основу для более эффективной работы по коррекции речевых нарушений у детей.

Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. Оно обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь.

В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не только указывает на конкретный предмет, действие, качество или отношение, но за каждым словом обязательно стоит система различных связей.

По мере развития мышления и речи ребенка его словарь обогащается, систе матизируется, становится упорядоченным. Слова группируются в функциональные образования, внутри которых происходит распределение лексики. По мнению Л. С. Выготского, в процессе развития ребенка и само слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей. А. Р. Лурия также отмечал, что слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему.

Таким образом, у ребенка актуализируется целый комплекс ассоциаций вокруг одного слова, т. е. формируется семантическое поле. Структура семантического поля выглядит следующим образом:

  1. ядерное слово;
  2. слова, обозначающие названия действий предметов;
  3. слова, обозначающие названия признаков предметов;
  4. родственные слова;
  5. слова-синонимы;
  6. слова-антонимы;
  7. словесные логические задачи.

Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.

Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. В результате такой работ ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и словами возникают ассоциативные связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.

У детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой. Организация семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:

  1. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер.
  2. Наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация.
  3. У детей с ОНР наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии.
  4. Латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем в норме: у детей с нормальным речевым развитием - до 10 сек, у детей с речевой патологией - до 40 сек.

Таким образом, у детей с ОНР отмечается недостаточное развитие лексической стороны речи. Это ведет к недоразвитию речи в целом и в будущем к проблемам обучения в школе. Поэтому, при коррекции нарушений и развитии речи детей, необходимо включать работу над словом, как структурной единицей языка и речи, определяющим свойством которой является семантическое содержание.

Конспект логопедического занятия.

Семантическое поле слова «ЗИМА».

Цели:

  1. Образовательные. Расширение семантического поля слова «Зима», формирование ассоциативных связей слов. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
  2. Коррекционные. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
  3. Воспитательная. Воспитание у детей умения и желания общаться.

Организационный момент.

Логопед. Послушайте и отгадайте, о каком времени года я сейчас расскажу.

Холодно. Выпал снег. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей. День стал коротким. Очень рано темнеет.

Какое это время года?

Дети. Зима.

Работа с ядерным словом, включение слова в падежные конструкции.

Логопед. Закончите предложение словом «зима», изменяя его правильно

Наступили холода,

Значит к нам пришла…

Дети. Зима.

Логопед.

Наденем теплые штаны.

Не боимся мы …

Дети. Зимы.

Логопед.

Снег кружится во дворе,

Очень рады мы…

Дети. Зиме.

Логопед.

В снег зарыться с головой,

Сумеем только мы…

Дети. Зимой.

Логопед.

Дуют ветры в феврале,

Поют песни о…

Дети. Зиме.

Образование родственных слов.

В помощь предлагаются иллюстрации.

Логопед. Каким слово можно ласково назвать зиму?

Дети. Зимушка.

Логопед. Как можно назвать день зимой?

Дети. Зимний.

Логопед. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

Дети. Зимующие.

Логопед. А какие осадки выпадают зимой?

Дети. Снег.

Логопед. Кого лепят из снега?

Дети. Снеговика.

Логопед. Как можно сказать о горке из снега?

Дети. Снежная.

Логопед. Как называется цветок, который первым появляется из-под снега?

Дети. Подснежник.

Нанизывание слов, обозначающих признак предмета.

Детям предлагается картинка и с изображением зимы.

Логопед. Посмотрите внимательно на картинку и скажите зима, какая?

Дети. Холодная, снежная, морозная, долгая, пушистая, злая, суровая.

Психогимнастика.

Логопед. А какой праздник бывает только зимой?

Дети. Новый год!

Логопед. А как можно назвать праздник «Новый год» одним словом?

Дети. Новогодний.

Логопед. А кто к детям приходит на новогодний праздник!

Дети. Дед Мороз и Снегурочка.

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку.

Предложить картинку с изображением зверей, показать: как разные звери встречают Новый год.

Нанизывание слов, обозначающих действие предмета.

Логопед. Звери зимой в лесу что делают?

Дети. Зимуют.

Подбор слов-антонимов

Логопед. Летом дни жаркие, а зимой…

Дети. Холодные.

Логопед. Летом небо светлое, а зимой…

Дети. Темное.

Логопед. Летом солнце яркое, а зимой…

Дети. Тусклое.

Логопед . Летом день длинный, а зимой…

Дети. Короткий.

Логопед. Весной лед на реке тонкий, а зимой…

Дети. Толстый.

Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Развитие слухового внимания и памяти.

Логопед. Играют наши ушки.

Как только услышат они о зиме,

Хлопнут дети рукой по ноге.

Логопед называет слова, а дети выполняют задание.

Слова: птичка, звезда, зима, мальчик, зимушка, зонт, книга, зимний, стол, ручка, зимующий.

Логопед. Какие слова вы запомнили?

Дети. Зима, зимний, зимующий, зимушка.

Звуковой анализ и синтез слова «зима»

Логопед. Назовите звуки в слове «зима».

Дети. Выполняют слоговой и звуковой анализ слова «зима», дают полную характеристику звукам и обозначают звуки фишками соответствующих цветов.

Словесные логические задачи.

Логопед . Ребята, вы помните, как зовут сыночков зимы?

Дети . Декабрь, январь, февраль.

Логопед. А как вы понимаете слова «Декабрь год кончает, зиму начинает»?

Дети рассуждают, о чем эта пословица.

Работа с предложением.

Детям предлагаются сюжетные картинки, внимательно рассматривая, они составляют предложения, начиная его со слова «зима».

Зимой дети катаются на санках.

Зимой дети лепят снежную бабу.

Зимой дети играют в снежки.

Зимой дети катаются на коньках.

Зимой дети покармливают птиц и животных.

Зимой дети катаются на лыжах.

Логопед . Молодцы, ребята. Вот сколько интересных предложений вы придумали о зимних забавах детей. А теперь улыбнитесь друг другу и порадуйтесь, что природа подарила нам такое замечательное время года как зима.

Итог занятия.

Список литературы:
1. Антипова Ж.В., Волосовец Т.В. , Кутепова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2002.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, 2002.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников, 2006.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2009. 5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи, 2001.
6. Парамонова Л.Г., Лалаева Н.В. Особенности вербальных ассоциаций у детей с ОНР, 1985. 7. Серебрякова Н.В., Парамонова Л.Г. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи, 2001.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Школа: МОУ Курашимская с.о.ш.

Учитель-логопед: Исаева Людмила Анатольевна.

Класс: 2 СКК.

Основание логопедической работы: А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова.

«Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

(Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы по родному языку у детей с речевой патологией).

Тема: «Семантическое поле» слова «Посуда».

Цель: Коррекция недостатков устной речи учащихся СКК как необходимое условие успешности обучения.

Задачи:

Образовательные:

    Формирование и расширение «семантического поля».

    Развитие грамматического строя речи.

    Закрепление понятий о словах-действиях, словах-признаках, словах-антонимах.

    Формирование словообразовательной функции речи.

    Составление рассказа – описания.

Коррекционные:

    Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

    Расширение и уточнение словаря, развитие связной речи.

    Развитие самоконтроля и способности к переключению.

    Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

Воспитательные:

    Развитие социальнозначимых навыков .

    Воспитание базовых эмоций личности.

    Воспитание аккуратности, взаимопомощи.

Методы: Словесные, наглядные, практические.

Приёмы: Классифицирования, объяснение причин, обобщение, выделение общего и различного.

Дополнительные материалы взяты из Интернет сайтов.

Этапы занятия:

Ожидаемый результат:

1.Организация.

1.Настрой на работу.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Целеполагание.

Положительная мотивация на выполнение поставленных задач.

Знание и показ упражнений для развития артикуляционной моторики.

Умение давить простейшие определения.

2.Выводы по практическим исследованиям.

1.Характеристика видов посуды.

2.Игра: «Четвёртый лишний».

Умение делать выводы по назначению посуды.

Умение выделять искомый предмет из нескольких предметов.

3.Практикум по расширению словаря.

1.Игра: «Скажи наоборот».

2.Игра: «Закончи предложение».

3.Отгадывание загадок.

Развитие грамматического строя речи. Расширение словаря. Практическое выполнение упражнений.

4.Физкультминутка.

1.Ф-ка: «Кто ты?».

2.Дыхательная гимнастика и мимические упражнения.

Развитие общей моторики и постановка правильного дыхания.

5.Творческая работа.

1.Игра: «Кто ты?».

2.Задание: «Назови ласково».

3.Составление предложений.

4.Составление рассказа.

Развитие связной речи.

Развитие творческих способностей.

Умение применять знания в практической деятельности.

Развитие самоконтроля и самостоятельности.

6.Привитие социальных навыков.

1.Правила ухода за посудой.

2.Умение правильно выражать свои мысли.

Привитие социально-значимых навыков.

7.Итог.

1.Рефлексия.

Осмысленная и чувственная самооценка.

Открытое логопедическое занятие

Расширение семантического поля слова «Посуда ».

Уч. – логопед: Исаева Л.А.

1.Организационный момент.

Настрой на работу.

Подойти к символу, соответствующему вашему настроению.

(Рисунок № 1).

2. Артикуляционная гимнастика.

(Рисунок № 2 – 6).

Целеполагание.

(Неухоженный дом Федоры Рисунок № 7).

Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у одной сказочной героини. А у кого – догадайтесь сами. Конечно – это Федора. Кто написал эту замечательную сказку? Как она называется?

(Федора - Рисунок № 8).

Назовите, какие предметы убежали от Федоры и без какой части они остались?

(Чайник без носика, кастрюля без крышки и ручки, сахарница без дна, кружка без стенки)

Как, одним словом назвать эти предметы?

Верно – это посуда. Тема нашего занятия: «Посуда».

(Тема открывается на доске: П. С У Д А ).

Какую букву я пропустила и почему надо писать букву о ?

Что такое посуда и для чего она необходима?

(Для приготовления и приёма пищи).

Почему плачет Федора? Как она плачет?

Почему посуда убежала от Федоры?

Я предлагаю вам помочь Федоре вернуть посуду. А для этого мы выполним несколько заданий, в которых повторим виды посуды, её назначение, научимся правильно строить высказывания, составлять предложения, будем стараться быть аккуратными и бережными к посуде. За каждое задание вы будете получать по одному предмету посуды.

3. Выполнение заданий.

Задание №1.

Каждому из вас я сейчас выдам по два предмета. Подумайте и вспомните его назначение и решите – где его место: в шкафу?, на разносе?, или на столе?

1.Вилка, сахарница.

2.Сковорода, супница.

3.Кастрюля, чашка.

4.Чайник, солонка.

5.Тарелка, бидон.

6.Кружка, кувшин.

По мере проверки добавляем устно к чайной посуде: блюдце, стакан, молочник, бокал, конфетницу. Почему она названа чайной?

Столовая посуда предназначена для приёма более серьёзной пищи. Это: мелкая и глубокая тарелка, хлебница, маслёнка, салатница, перечница.

Столовые приборы – ложка, вилка, нож.

Кухонная посуда помогает нам в приготовлении пищи: кастрюля, сковорода, половник, миски, бутылки, банки, кухонные ножи, дуршлаг.

(Выполнение задания)

Молодцы! Ну, а теперь проверим, на сколько вы внимательно слушали и смотрели. Поиграем в игру.

Игра: «Четвёртый лишний» .

Я показываю вам карточку с изображением посуды, а вы находите лишний предмет.

(Рисунки № 9 – 11).

Чайник, стакан, кастрюля, сахарница.

Кастрюля, сковорода, чашка, кувшин.

Тарелка, солонка, салатница, дуршлаг.

Молодцы! Справились с заданием.

А сейчас немного истории.

Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянной. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом изобрели различные материалы, и появилось много очень красивой посуды.

Задание №2.

Игра с мячом: «Закончи предложение».

Если нож из стали, он …(стальной).

Если ложка из металла, она …(металлическая).

Если кувшин из глины, он …(глиняный).

Если тарелка из картона, она …(картонная).

Если чашка из фарфора, она …(фарфоровая).

Если блюдце из стекла, она …(стеклянное).

Если кастрюля из алюминия, она …(алюминиевая).

Если она покрыта эмалью, она …(эмалированная).

Игра: «Скажи наоборот». Сейчас мы сравним посуду и не только по материалу, из которого она изготовлена, а по форме, цвету, размеру.

Сковорода тяжёлая, нож …

Кастрюля большая, а ложка …

Кувшин высокий, а чашка …

Блюдце мелкое, а тарелка …

Полный стакан - …стакан.

Белая чашка - … чашка.

Круглый разнос - … разнос.

Часто по словам-признакам можно догадаться о каком предмете идёт речь. Вот, например: Эмалированный, круглый, с ручкой и весь в дырках. (Дуршлаг).

Часто эти отличительные признаки используются в загадках.

Задание №3.

Подумайте, о какой посуде идёт речь в этих загадках ?

    Стоит пузатенькая баночка,

Стеклянная и круглая.

В ней лежат кусочки сладенькие,

Желанные и нужные. (Сахарница).

    Я беру её за ручку,

Наливаю в неё чай.

Пей – он сладкий и горячий,

Хочешь – в блюдце остужай. (Чашка).

    Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (Чайник).

Физкультминутка.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела,

Пейте чай – вода вскипела!

(Потрогали чайник – Ай! Горячий, обожглись. Какой горячий чай – подышали. Налили в чашки. Остудили. Попробовали. Вкусно. АХ!).

Только что вы все были чайниками, а сейчас я нескольких ребят превращу в предметы посуды.

Поиграем в игру: «Кто я?»

Один из детей подходит к столу, я ему надеваю шапочку, «превращаю», он поворачивается к вам. Вы же не называя этого предмета должны сказать, что делает этот предмет, что можно с ним делать, а … должен догадаться – кто он:

Чайник, кастрюля, ваза, вилка, кружка, бидон, сахарница, сковорода.

(Рисунки № 12 – 17).

А вот обратно в человека … превратится только тогда, когда назовёт себя ласково. Эти ласковые названия пригодятся и нашей Федоре, чтобы посуде нравилось у неё жить.

(Дети садятся).

Задание №4.

Сейчас мы с вами попробуем составить предложение, связав между собой два слова. Прочитайте их и подумайте.

Чашка, Чайник.

Печенье, Ваза.

Тарелка, стол.

Шкаф, кастрюля.

Молодцы! Мы сегодня столько узнали о посуде, что мне хочется провести с вами одну интересную игру. Вам нужно с закрытыми глазами определить, какая посуда у вас в руках.

Игра: «Узнай на ощупь».

(Детям выдаётся игрушечная посуда. С завязанными глазами они должны угадать, что у них в руках).

А какой предмет посуды нравится вам?

Возьмите нужную карточку посуды и составьте описательный рассказ по схеме о своём предмете.

1.Название.

2.Цвет.

3.Размер.

4.Материал.

5.Части посуды.

6.Действия с посудой.

Справились и с этим заданием! Молодцы!

    Итог занятия.

Посмотрите, ребята, что случилось с Федорой! Она стала чистая, прибранная, добрая.

(Рисунок № 18).

Но можно ли её доверить посуду, ведь она совершенно не умеет за ней ухаживать. Давайте её этому научим.

    Очистить.

    Вымыть.

    Прополоскать.

    Высушить.

    Вытереть.

    Убрать.

Очень хорошо! Будем надеяться, что Федора никогда больше не лишится своей посуды.

Ребята, а вы знаете, какой праздник приближается? Давайте подарим Федоре на праздник те наборы посуды, которые вы заработали за урок, но эта посуда попадёт к Федоре лишь только тогда, когда вы вспомните, за что же вы её заработали, что нового узнали или о чем вспомнили.

(Ребята делятся впечатлениями и дарят Федоре наборы:

чашек, ложек, тарелок, кастрюль, чайников, вилок, вазочек – свои жетоны за участие в занятии).

    Рефлексия.

Обрадовалась Федора вашим подаркам, побежала расставлять их по своим местам и вдруг заметила в шкафу старый престарый кувшин. Она решила его почистить. Потерла его, и вдруг из кувшина вылез настоящий Джин. Федора очень благодарна вам за помощь, она попросила Джина, чтобы он приготовил для всех присутствующих небольшие сувенирчики. Вот они. (Изображение чайных чашек с «лицами» без ртов).

На наших подарках не хватает ротиков. Дорисуйте их в соответствии со своим настроением и своими успехами.

Занятие закончено. Спасибо всем!

Приложения

Рисунок №1

Рисунок № 2 Рисунок № 3

Рисунок № 4 Рисунок № 5

Рисунок №6

Рисунок № 7

Рисунок № 8. Рисунок № 18.

Рисунок № 9

Рисунок № 10.

Рисунок № 11.

Рисунок № 12. Рисунок № 13.

Рисунок № 14. Рисунок № 15.

Рисунок № 16. Рисунок № 17.

Для формирования лексического навыка установление прочных парадигматических связей слов абсолютно необходимо, поскольку, как доказали психофизиологические исследования, именно эти связи обеспечивают прочность запоминания, а значит, и мгновенный вызов слова из долговременной памяти. Притом что в лингвистике формированию и установлению синтагматических и парадигматических связей уделяется равное внимание, в практике преподавания иностранных языков, в учебных пособиях последние явно дискриминируются. Отсюда мы наблюдаем тенденцию к быстрому забыванию изученной лексики, к сокращению активного словаря. Далее речь пойдет о формировании устойчивого семантического поля учащихся и тех факторах, которые определяют его количественный и качественный состав.

Прежде всего следует заметить, что индивидуальное семантическое поле не статично, а имеет динамику. Ряд объективных и субъективных факторов и определяет эту динамику в различных направлениях, как в сторону расширения, так и сужения. Нас интересует лишь первое, поэтому рассмотрим лишь те тенденции, которые с этим связаны.

Индивидуальное семантическое поле тесно взаимосвязано с информационным запасом. Но учитель может построить работу над новой лексикой таким образом, чтобы объем семантического поля не только на иностранном, но и на родном языке увеличился качественно и количественно.

Для этого необходимо реализовать следующие субъективные факторы, расширяющие семантическое поле. Во-первых, слова надо вводить в определенном контексте. Это формирует первичное поле, определенное словесное окружение, а значит, и ассоциации. Чем обширнее ассоциативные связи слова, тем выше процент запоминания и разнообразнее контекст употребления слова. Отсюда вытекает необходимость создания различных связей слова в различных контекстах. На данном этапе возможно установление парадигматических связей слов как по формальному признаку (учитывая особенности звуковой, графической формы, грамматические особенности), так и смысловых связей на уровне контекста употребления в определенных ситуациях. Обеспечить расширение контекста невозможно без соединения смежных семантических полей. В результате исследования содержания существующих учебников иностранных языков мы пришли к выводу, что все учебные темы в них можно условно вместить в пять базовых учебных тем: «Природа», «Человек и его окружение», «Праздники», «Страны и путешествия», «Книги».

Во многих учебниках активная лексика к каждой теме содержится только в одном параграфе и при переходе к новой теме исчезает из поля зрения практически полностью. А между тем разные темы можно объединить. Ведь говоря о природе, можно говорить и о книгах (книги как источник познания природы, книги как отражение природы, природа как источник вдохновения писателей, поэтов и художников, времена года и их отражение в творчестве людей искусства и т.д.).

Но многое зависит в первую очередь от того, какую речевую задачу поставит учитель. Известный российский психолог А.Р. Лурия в своих психосемантических исследованиях доказал, что характер речевой установки способен в корне изменить характер и объем семантического поля. Таким образом, следующим фактором, влияющим на положительную динамику семантического поля, можно считать проблемный характер речевой установки. Речевая установка может сузить высказывание до односложного ответа, и она же в состоянии объединить смежные семантические поля в обобщенное семантическое поле и обеспечить творческий отбор всей ранее изученной лексики применительно к новой речевой задаче. Чем выше уровень проблемности, тем интереснее задание и вариативнее ответы. Как можно объединить семантические поля слов «животные» и «музыкальные инструменты» с помощью речевой установки? Например, можно сказать следующее: «Давайте вспомним, в каких литературных произведениях мы встречали животных, играющих на музыкальных инструментах, кто на чем играл, что обусловило выбор именно этих животных и музыкальных инструментов?»

Обеспечение постоянной актуализации выученной лексики и ее максимальная ротация является тем последним фактором, который обеспечивает увеличение семантического поля. Действительно, гораздо проще увеличивать активный словарь не за счет механического привнесения новой лексики, а за счет творческого применения уже изученной в новых контекстах. Формирование разветвленного и устойчивого семантического поля значительно повышает как образность речи, так и ее мотивированность, так как в этом случае учащемуся есть что сказать. Заметим, что активный словарь - это та лексика, которой человек постоянно пользуется в устном речевом общении. Если слово долго не употребляется, то оно переходит в пассивный словарь, то есть может быть узнано при чтении и аудировании, но не используется в речи. Границы между ними очень подвижны, могут меняться в зависимости от ряда условий, о которых уже было сказано ранее (факторы, определяющие объем семантического поля).

Все вышесказанное помогает нам ответить на вопрос о том, как лучше ознакомить учащихся с новым словом и какие способы семантизации имеются в арсенале учителя.

Оксана Мальцева
Закрепление звука [Р] на основе лексической темы «Рыбы». Формирование и расширение «семантического поля» слов Рыба.

Тема : Звук «р» . Рыбы (морские обитатели, пресноводные и аквариумные рыбки) .

Цели :

1. Закрепление произношения звука «Р» , на основе

2. Совершенствование фонематического слуха и звукового анализа .

3. Формирование учебной мотивации .

Ход занятия

I Орг. мом.

Игра «Чудесный мешочек» - развитие тактильной чувствительности.

В мешочке лежат : рыбки, ракушки, акула, дельфин, мяч-еж (рыба-еж , морская звезда, каракатица, осьминог, морская черепаха…

II Сообщение темы

Отгадать и объяснить загадки про рыб.

Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.

У родителей и детей вся одежда из монеток.

Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

III Развитие мелкой моторики пальцев рук

1. Обведение трафаретов :

«Морские обитатели»

«Аквариумные рыбки»

2. Выложить фигурку рыбки из спичек по образцу

3. Гимнастика для пальцев

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,

(Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут» .)

«Акула»

Приплывали две севрюги,

(Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.)

у них спины словно дуги .

(Выгибают ладони тыльной стороной вверх.)

Налетели с двух сторон.

(Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.)

Ты акула, выйди вон.

(Делают толчок ладонями от груди.)

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

(Делают ладошку лба «козырьком» .)

Что ты видишь милый друг?

(Приставляют пальцы колечками у глаз.)

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба – шар .

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

«Какие бывают рыбы

Мы в подводном мире, друг,

(Выполняют движения руками, как будто плывут.)

Рыбы плавают вокруг :

(Делают поочередные волнообразные движения то правой,

то левой ладошкой.)

Рыба-меч , рыба-молот и рыба-пила ,

Рыба-удильщик и рыба-игла .

(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Развитие общей моторики

«Летучая рыба »

Я, летучая, прыгучая,

(Дети двигаются подскоками по кругу.)

Улетела бы за точку я.

(Двигаются, взмахивая руками, как крыльями.)

Да соскучилась бы вскоре –

До того люблю я море.

(Двигаются по кругу, изображая плавание.)

Развитие общей моторики

«Речка»

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

(Дети идут к центру круга, наклоняются, трут руками лицо.)

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

(На каждую строчку четыре движения ладонями к лицу.)

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно :

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Вместе - раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

(Показывают «брасс» , «кроль» , двигаясь по кругу.)

Все как один плывем, как дельфин.

(Идут по кругу друг за другом, делая руками «брасс» или «кроль» .)

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

(Идут лицом от центра круга.)

Подвижная игра

«На лужайке»

На зеленой на лужайке

Заиграла балалайка.

(Дети стоят лицом в круг, изображают игру на балалайке.)

Заиграла дудочка,

Дудочка – погудочка.

(Изображают игру на дудочке.)

В сарафане красненьком

Заплясала Настенька.

(Пляшут.)

IV Артикуляционная гимнастика

1. Упр. для губ :

«Рыбка дышит» («Хобот слоненка» )

«Щука» («Заборчик» )

2. Упр. для языка :

«Морской конек» («Лошадка» )

«Коралл» («Грибок» )

«Веселый дождик»

V Дыхательная гимнастика

Поддувание бумажных фигурок. Каждый ребенок по очереди поддувает свою фигурку.

Задание : поддувать плавно, чтобы фигурка скользила, а не падала.

2. Шторм в стакане

Цель : укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов . По середине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

3. Кораблик

Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните ребенку, что для того, чтобы кораблике двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком :

Ветер, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки!

Русская народная поговорка

4. Ракушки

Чудесные ракушки есть у нас,

Поиграем мы сейчас.

Будем дружно их сдувать,

Дно морское украшать.

Вот теперь готово все,

Можно рыбок запускать.

Приготовить емкость с водой – Море на столе разложить ракушки. Задача ребенка – сдуть их в воду и украсить морское дно.

5. Черепашки

Черепашки-малыши

Еще очень слабы.

Нужно очень постараться

Помочь им доводы добраться.

Рядом со столом, где лежат черепашки из скорлупы грецкого ореха, поставить емкость водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в море, тот победитель.

VI Произношение изолированного звука

Длительное произношение на одном выдохе : громко, тихо, шепотом.

VII Закрепление звука в слогах

Игра «Рыбки здороваются» .

Все пальцы по очереди здороваются с большим пальцем :

Ра-ро-ру-ры

Ро-ру-ры-ра

Ру-ры-ра-ро

Ры-ра-ро-ру

VIII Закрепление в словах

1. Игра «Рыбалка » («Чудесная удочка» ). Опуская удочку в аквариум, дети «ловят» рыбок – картинок и определяют, есть ли звук в слове .

2. Игра «Где рыбка?» - развитие пространственного гнозиса.

Рассмотри внимательно картинку, назови рыбок которые плывут направо, налево.

3. Игра «Сосчитай рыбок» - согласование существительных с числительными.

Одна рыбка, две рыбки, три рыбки…

4. Игра «Найди родственников» - развитие словоизменения .

рыба

Рыбак

Рыбачка

Рыбалка

Рыбачить

Рыбий (хвост)

Рыбный (суп)

5. Игра «Выбери нужное действие» - понимание значение глаголов с приставками.

Рыбка к камню… (отплыла, подплыла) .

Рыбка от берега (переплыла, отплыла) .

Рыбка всю реку (вплыла, переплыла) .

6. Игра «Какая?» - согласование существительных с прилагательными.

Рыба

(какая)

Красивая

Маленькая

Разноцветная.

7. Игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» - образование притяжательных прилагательных.

У щуки голова – щучья.

IX Закрепление звука в предложениях

К каждому предложению задаются различные вопросы :

Кто видит рыбу?

Что делает Рома?

Кого видит Рома?

Проговори предложения :

Рома видит рыбу.

Ромин папа-рыбак .

Рома готовит рыбный суп.

Рома и Рая едят рыбный суп.

У рыбака в неводе рыба .

На рынке много рыбы .

Кира собирает ракушки.

X Закрепление в стихах , рассказах :

Упражнение «Подбери слова » . Послушай рассказ. Вставь пропущенные слова- картинки (текст читает взрослый)

Стой, ерши и караси!

И пощады не проси!

Я хозяйка здесь, в пруду,

На охоту я иду.

Раковина.

Я раковину эту

В коробке берегу.

Она лежала раньше

В песке на берегу.

Считалка о рыбаке

Г. Лагздынь.

Повезло опять Егорке!

У реки сидят не зря!

Пять карасиков в ведерке

И 4 пескаря.

Но смотрите – у ведерка

Появился хитрый кот…

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

Аквариумы.

У дяди Ромы три аквариума. В аквариуме рыбки : макроподы, гурами, гуппи, барбусы. Дядя Рома их кормит два раза в день сухим кормом, воду меняет редко, но устраивает продувание аквариумов воздухом. Воздух необходим и рыбкам и растениям.

Вопросы :

1. Что есть у дяди Ромы?

2. Какие рыбки в аквариумах?

3. Как дядя Рома ухаживает за рыбками?

4. Для чего он продувает аквариумы воздухом?

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...