Основные свойства и закономерности ощущений в психологии. К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия

Ощущение как элементарное отражение материального мира закономерно отражает основные характеристики предметов и явлений - качественные, количественные и пространственно-временные В этих закономерностях ярко проявляется природа чувственных образов, являющихся субъективным отражением объективного мира.

Главной характеристикой ощущений, в которой проявляется их специфичность, обусловленная физико-химическими свойствами адекватных для соответствующего анализатора раздражителей, является их качество. Неполными являются представления о наличии у человека только пяти органов чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. На самом деле ощущений и их анализаторных аппаратов у человека значительно больше. Самостоятельной разновидностью является температурные ощущения, что играют важную роль в процессах теплообмена между организмом и средой. Общими для различных органов чувств являются болевые ощущения, которые возникают вследствие воздействия слишком сильных раздражителей, но имеют и свои самостоятельные рецепторы. Информацию о движении и положении нашего тела и о свойствах предметов, с которыми мы действуем, дают мышечно-суставные ощущения (кінестетичні и статические), их рецепторы содержатся в мышцах, суставах и связках. Важную роль в пространственном анализе играют вестибуляторні ощущение, органом которых с півколові каналы и отолітовий аппарат уха. Промежуточное положение между дотиковими и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Наконец, разнообразную информацию о внутреннем состоянии человека дают рецепторы, расположенные в органах и тканях организма (рис. 11).

Рис. 11. в

Органы чувств и рецепторы ежесекундно получают, фильтруют, преобразуют и передают в мозг огромные потоки информации, которая дает возможность ориентироваться в мире Но для некоторых жизненно важных факторов у человека нет соответствующих органов чувств, потому что они возникли вследствие техногенных воздействий человека на среду. Нехватка соответствующих ощущений мешает, например, некоторым людям, которые живут в зоне радиационного загрязнения, осознать опасность и предотвратить ее.

Человечество успешно преодолевает ограниченность информации, которую несут органы чувств. Применяются технические устройства, которые расширяют диапазон факторов окружающей среды, которые воспринимаются человеком. Благодаря устройствам, которые продолжают органы чувств, человек воспринимает и напряжение электромагнитного поля и ультразвуковые волны, и ионизирующее излучение.

В ощущении отражаются общие свойства раздражителей того или иного вида и особые проявления этих свойств в конкретном предмете. Например, сетчатка глаза превращает в физиологические процессы электромагнитные волны - это проявление общей функции рецепторов, способных возбуждаться под действием электромагнитного поля. В то же время каждой минуты рецепторы сетчатки возбуждаются в результате воздействия волн определенной длины, благодаря чему возникает ощущение определенного цвета. Примером качеств ощущений в более узком понимании есть разные цветовые тона и оттенки, звуки разной высоты и тембра, определенные запахи, вкусы и тому подобное.

Качество ощущения зависит не только от природы раздражителя, но и от нервно-психического состояния человека, имеющейся установки, склонности к внушению и тому подобное.

Интенсивность действия раздражителей на анализаторы отражается в интенсивности ощущений. Количественная зависимость между раздражителем и ощущением довольно сложная. Интенсивность ощущения определяется не только силой (энергией) действующего раздражителя, но и функциональным состоянием органа чувств, который в свою очередь зависит от состояния организма, значимости раздражителя, пространственно-временных условий восприятия.

Для возникновения ощущения необходима определенная энергия раздражителя. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется низшим абсолютным порогом чувствительности данного анализатора. Для каждого вида ощущений существуют свои абсолютные пороги. Чувствительность основных анализаторов к действию физических и химических раздражителей является весьма значительной (табл. 4).

Кроме низшего, существует верхний абсолютный порог чувствительности. Это максимальная сила раздражителя, которая вызывает адекватное ему ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает болевую реакцию.

Переход от раздражителей, которые не воспринимаются, к тем, что вызывают ощущение, происходит скачком. Иногда достаточно чуть изменить интенсивность раздражителя, чтобы он с такого, что совсем не воспринимается, стал таким, что воспринимается вполне. Так же существенные изменения интенсивности раздражителей, которые превышают верхний порог, тоже не вызывают изменений в ощущении Эта закономерность в виде психо

Таблица 4. в

метрической кривой приведена на рис. 12. Пунктирной линией показано значение стимула, которому соответствует 50 % случаев возникновения и отсутствия ощущений. Это значение берется как значение абсолютного порога, то есть такое, что разделяет между собой стимулы, которые главным образом не воспринимаются, и стимулы, которые в основном воспринимаются.

Рис. 12. в

Не каждая различие между действующими раздражителями замечается человеком. Чтобы эта разница стала ощутимой, она масс достичь определенной величины. Минимальное различие в силе двух раздражителей, которая вызывает едва заметное различие ощущений, называется порогом различения. Для отдельных ощущений отношение порога различения до величины первичного раздражителя остается более или менее неизменным. Это отношение называется дифференциальным порогом чувствительности. Чтобы, например, заметить разницу в весе, надо к первоначальной веса добавить 1/30 ее часть, для слуховых ощущений дифференциальный порог составляет 1/10, а для зрительных - 1/100 исходной величины раздражителя.

Как зависит рост интенсивности ощущения от роста силы раздражителя? Экспериментальные данные показали, что этот рост чаще всего не происходит прямо пропорционально росту силы раздражителя.

Рис. 13. в

В середине XIX века. немецкий физик и математик Г. Фехнер показал, что интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя (рис. 13). В соответствии с этим законом за возрастания силы раздражителя в геометрической профессии сила ощущения возрастает в арифметической.

Позже благодаря изобретению электронного микроскопа и исследованию с его помощью электрической активности отдельных нейронов было установлено, что генерация импульсов в рецепторе под действием раздражителя подпадает под закон, відкриши Фехнером. Это свидетельствует, что данный закон описывает электрохимические процессы в нервной системе.

В математической форме закон Фехнера выражается так: Е= klgR + c, где Е - интенсивность ощущения, R - сила раздражителя, k и с-константы.

В начале XX века. американский психолог С. Стивенс описал связь физической стимула и ощущения более дифференцированно. Он показал, что между раздражителем и ощущением чаще существует степенной связь:

Е = aRn, где Е - интенсивность ощущения, R - сила раздражителя, n - показатель степени, а - константа.

Для ощущений разного качества показатель степени меняется. Так, для ощущения света он равен 0,33, а для ощущения удара электрического тока - 3,5. Это означает, что, например, удвоение яркости света меняет его видимую яркость всего на 25 %, тогда как удвоение силы электрического тока увеличит ощущение в 10 раз. Данные Стивенса свидетельствуют о том, что, відображуючись в ощущениях одного качества, ряд физических величин вроде "сжимается", в ощущениях иного качества может "расширяться" или оставаться неизменным. Конкретный характер отражения физического раздражителя в ощущениях определяется той ролью, которую играют ощущения разного качества в поведении и деятельности.

Чувствительность анализаторов не является постоянной величиной. Она может в значительной степени меняться в зависимости от колебаний интенсивности раздражителя. Приспособление уровня чувствительности к интенсивности раздражителя называется сенсорной адаптацией. Процесс адаптации проявляется в снижении чувствительности при высоких интенсивностях раздражителей и повышении при низких. Явление адаптации, например, зрительного анализатора хорошо известно всем. Когда человек с напівтемної комнаты заходит в солнечную, она некоторое время ничего не видит. Интенсивность света при этом может превышать верхний абсолютный порог и вызвать болевые ощущения. Но через несколько минут чувствительность глаз снижается и окружающие предметы снова становятся видимыми. Входя из светлого помещения в темное, человек тоже сначала ничего не видит, и постепенно чувствительность зрительного анализатора повышается, и слепота исчезает.

Адаптированное к темноте глаз чувствительнее к электромагнитным волнам, которые находятся в зелено-голубой части спектра, чем к тем, что находятся в оранжево-красной его части. Этот факт можно проиллюстрировать так. Если при дневном свете показать человеку красное и синее изображения на черном фоне, она увидит их одинаково четко. Но если человек будет разглядывать эти изображения в сумерках, ей будет казаться, что красная часть исчезла и осталась только синяя. По этой причине опознавательные знаки, указывающих на контуры взлетной полосы аэродрома, обозначаются синим цветом.

Адаптационное регулирование чувствительности масс большое биологическое значение. Адаптация помогает улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от слишком больших или длительно действующих раздражителей. Изменения чувствительности органов чувств могут иметь устойчивый характер, связанный, в частности, с требованиями профессиональной деятельности. Например, специалисты по окраске тканей различают до 60 оттенков черного цвета. Для нетренированного глаза они кажутся одинаковыми. Высокой степени совершенства приобретают обонятельные или вкусовые ощущения у дегустаторов.

Явление повышения чувствительности анализаторов в результате их тренировки называется сенсибилизацией. Она является доказательством того, что ощущения человека приспособлены к условиям его жизни и деятельности и могут в значительной степени развиваться под влиянием общественной практики.

Знание количественных связей между раздражителями и ощущениями, которые они вызывают, имеют большое практическое значение в связи с деятельностью операторов, занятых обработкой информации о производственные процессы. На основе таких связей определяется и оптимальная зона, в которой восприятие и разрозненной! сигналов, адресованных человеку-оператору, осуществляются с наибольшими скоростью и точностью. Так, при выборе интенсивности сигнала ориентируются на среднюю, наиболее экстремальную часть шкалы чувствительности анализатора, интервал между интенсивностями нескольких стимулов определяется с учетом величины дифференциального порога определенного анализатора и тому подобное.

Пространственные характеристики раздражителей отражаются в пространственных свойствах ощущений. Такое отображение оказывается в локализации ощущения там, где находится раздражитель. Например, у хирурга, который ощупывает зондом пулю в ране, осязательные ощущения локализованы не на кончиках пальцев, а на границе зонда и пули, то есть на поверхности предмета, его обследует хирург. Чувствуя свет, мы относим его к соответствующему источнику, которое занимает определенное место в пространстве. Воспринимая звук, устанавливаем направление и расстояние до предмета, что его порождает: При прикосновении мы знаем, с какой частью нашего тела столкнулся раздражитель.

Когда орган стимулируется неадекватным раздражителем (например, глаз или ухо стимулируются электрическим током), возникает ощущение, что локализуется в пространстве самого рецептора. Тогда человек говорит: "Из глаз посылались искры", "В ушах звенит". В некоторых видах косоглазия ощущение локализуется не там, где находится раздражитель.

Благодаря чему человек отражает раздражители в тех координатах пространства, где они находятся Локализация раздражителя в определенном месте поверхности тела характерна, например, для осязательных ощущений и зависит от локализации очагов возбуждения в мозге. Это подтверждается данными наблюдений над дотиковими ощущениями больных в первые минуты после операции пересадки кожи с одного места на другое. У таких больных действие раздражителя на новое местонахождение перенесенного клочка кожи локализуется на старом месте. В мозге образуется очаг возбуждения в старом отделе, который некоторое время сохраняет нервные связи с предыдущим местом.

Главную роль в локализации раздражителя во внешнем пространстве играет взаимодействие ощущений разного качества. В такие системы ощущений всегда входят кінестетичні ощущения от движения мышц. Например, зрительное ощущение расстояния, на котором содержится раздражитель, обеспечивается совместной деятельностью сетчатки и моторных структур глаза (мышц, сводящих и разводящих глазные яблоки, изменяют кривизну хрусталика и т. п). Возбуждение зрительных рецепторов в мышцах вместе с изменением изображения на сетчатке является сигналом расстояния от наблюдателя до объекта. Важное значение для восприятия расстояния имеют также движения глаз, в частности их возведения на объекте, перспективное уменьшение объектов, перекрытия удаленных объектов ближе расположенными.

Отображение направления локализации раздражителя во внешнем пространстве достигается через совместную деятельность парных органов чувств. Так, направление локализации звукового источника зависит от разницы во времени между поступлением звуковых сигналов левого и правого уха, что, в свою очередь, обеспечивает последовательную обработку этих сигналов в коре головного мозга.

Способность к анализу пространственных характеристик раздражителей может меняться. Например, острота зрения у разных людей или одного и того же человека в разное время имеет большую вариативность в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, мотивации, состояния организма и тому подобное.

Длительность действия раздражителей на органы чувств отображается во временных характеристиках ощущений. Как и другие свойства ощущений, продолжительность ощущения содержит в себе субъективный компонент. Он проявляется в том, что ощущение возникает несколько позже от начала действия раздражителя и не исчезает сразу после окончания его действия. Инерция ощущений носит название последействия. Благодаря последействия в зрительном анализаторе отдельные кинокадры при определенной скорости проекции воспринимаются как непрерывное изображение.

Итак, характер ощущения обусловлен свойствами раздражителей (качественными, количественными, пространственно-временными), но в то же время он зависит от особенностей нервно-психической организации и состояния субъекта отражения. Это свидетельствует о том, что чувства, как и другие психические процессы, не является пассивным отражением воздействий внешней среды. В образе ощущения наиболее полно отражается то, что может удовлетворить потребности субъекта, ориентирует его во время организации деятельности и поведения. Поэтому соответствие образу объекта всегда относительна. Полная их адекватность недостижимая, да и ненужная

К закономерностям ощущений относятся:

    пороги ощущений;

    адаптация;

    сенсибилизация;

    взаимодействие ощущений: компенсация; синестезия.

Первая из названных закономерностей является психофизической , Т.е. касается отношений между психикой и физическим миром; другие являютсяпсихофизиологическими , Т.е. относящимся к психики, и нервной системы человека.

Пороги ощущения делятся на абсолютные иотносительные (дифференциальные, ризнисни) ; абсолютные пороги бывают верхними и нижними. Все виды ощущений возникают при воздействии соответствующих раздражителей. Однако чтобы вызвать ощущение, необходимо, чтобы интенсивность раздражителя было достаточным. Переход от неосязаемых стимулов к ощутимым происходит не постепенно, а скачками.Минимальная сила раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущений . Дальнейшее увеличение силу раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает или исчезновение ощущения или болезненный ощущения (например, громкий звук, яркость, что слепит глаза).Верхним абсолютным порогом называется максимальная сила раздражителя, при которой еще сохраняется адекватное действующих раздражителей чувства .

За величину абсолютного порога принимается значение стимула, примерно соответствующее 50% случаев возникновения и отсутствия ощущений. Нижний порог дает количественное выражение для ощущений, высказывается обратной зависимостью: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Размер абсолютных порогов меняется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния анализатора, силу и продолжительности раздражения т.д.

Кроме величины абсолютных порогов, ощущение характеризуются также относительным (дифференциальным или ризнисним) порогом.Это величина, на которую должен быть изменен восходящий стимул, который уже вызывает ощущения, чтобы человек заметил, что он действительно изменился . Для раздражителей средней интенсивности эта величина является постоянной. Так, в ощущении давления величина приложения, необходимого для получения едва заметной разницы, должна всегда равняться приблизительно 1 / 30 исходного веса, для действия звука 1 / 10, для воздействия света 1 / 100.

Перейдем к изложению психофизиологических закономерностей ощущение .

Адаптация или приспособление органа к длительному воздействию раздражитель выражается в изменении чувствительности - понижении или повышении ее . Различают три разновидности этого явления:

    Полное исчезновение ощущений в процессе длительного воздействия раздражителя. Например, четкое исчезновения обоняния, связанное с любым продолжалось действующим запахом, в то время как чувственность к другим запахов сохраняется

    Притупленность ощущение под влиянием силу сильного раздражителя. Например, световая адаптация, связанная со снижением чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении, когда из полутемной комнаты попадаешь в ярко освещенное пространство

    Повышение чувствительности под влиянием силу слабого раздражителя. Например, для зрительного анализатора - это адаптация к темноте, а для слухового анализатора - адаптация к тишине.

Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.

Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях -к ее понижению, т.е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в “громких цехах” понижает зрительную чувствительность.

Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.

С адаптацией тесно связано и явление контраста , Что отражается в изменении чувствительности под влиянием, предшествующего раздражителя (или сопровождает его). Так, действие контраста обостряет ощущения кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и др. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущения, что выражается в более или менее длительнойпоследействия раздражений. Благодаря этому происходит слияние отдельных ощущений в единое целое, как, например, при восприятии мелодии, кинокартины и др.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п. Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира (по мнению Т.П. Зинченко).

Ощущения

    Понятие «ощущение»

    Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные

    Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия.

Требование : уметь классифицировать виды ощущений.

1. Понятие «ощущение»

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.

*Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высокоразвитой корой. Если последняя временно отключается (с помощью наркоза или наркотиков), то индивид утрачивает способность осознанно реагировать даже на сильнодействующие болезненные раздражители

2. Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные

Английский физиолог И. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений:

1) экстероцептивные , возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

2) интероцептивные (органические) , сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т. п.);

3) проприоцептивные , расположенные в мышцах и сухожилиях, с помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.

3. Закономерности ощущений: пороги, адаптация, взаимодействие, синестезия

Пороги ощущений

Нижний порог ощущения -та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. (Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора).

Верхний порог ощущения - та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. (Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.)

Разностный порог ощущения (порог различения) - тa минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. (Для того, чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400 - 402 колебания в 1 сек. воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения).

Адаптация

Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем не одинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью адаптации отличаются болевые ощущения: боль - это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.

Взаимодействие ощущений, синестезия

Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей называется сенсибилизацией . Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов.

Синестезия - иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого. (Например, у некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения, а некоторые цветовые сочетания в свою очередь влияют на температурную чувствительность).

В области ощущений существуют определенные закономерности. Центральная закономерность ощущений – существование порогов чувствительности. Порогами ощущений называются величины (по интенсивности) раздражений, при которых ощущения возникают, могут сохраняться, а однородные ощущения отличаются друг от друга. Таких порогов три: нижний, или абсолютный, верхний и порог различения.

Нижним, или абсолютным порогом называется минимальная сила раздражения, при которой возникает едва заметное ощущение.

Верхним порогом называется наибольшая сила раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение определенного вида.

Установлено, что нижним и верхним порогами, например, ощущения цвета являются колебания электромагнитных волн частотой от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон, а ощущения звука – колебания звуковых волн от 20 до 20 000 гц. Сверхвысокие по интенсивности раздражители вместо ощущений определенного вида вызывают боль.

Порогом различения называется наименьшая величина, на которую нужно увеличить или уменьшить интенсивность действующего раздражения, для того чтобы впервые возникло ощущение его изменения. Эта величина для каждого вида ощущений является определенной и относительно постоянной. Для зрительных ощущений она составляет – 1/100, для слуховых – 1/10, для тактильных – 1/30.

Пороги ощущений тесно связаны с чувствительностью анализаторов. Однако зависимость между ними обратная: чем ниже абсолютный порог, или порог различения, тем выше чувствительность. Чувствительность и пороги ощущений не одинаковы у разных людей. Это зависит от многих факторов, в том числе и от врожденных особенностей личности. У человека с меланхолическим темпераментом чувствительность выше, чем у человека флегматичного темперамента. Она также зависит от специфики профессиональной деятельности. Например, чувствительность, а следовательно, и соответствующие ощущения достигают высочайшей степени развития у дегустаторов духов, табаков, сыров, вина. Чувствительность зависит и от специальной тренировки в процессе деятельности.

Отрицательное влияние на чувствительность, а следовательно, и на пороги ощущений оказывает утомление.

Следующая закономерность ощущений – это адаптация. Явление адаптации – в приспособлении анализаторов к функционированию в изменяющихся условиях внешней среды. Оно заключается в повышении или понижении их чувствительности. Такова, например, зрительная световая адаптация. Под влиянием яркого света всегда устойчиво понижается чувствительность зрительного анализатора. При переходе из темного помещения в ярко освещенную комнату требуется не менее 3–5 мин для того, чтобы глаз «приспособился» к повышенному (по сравнению с прежним) освещению.

В каждой системе анализаторов – зрительной, слуховой, кинестетической и других – существуют анализаторные связи между корковыми элементами. Вместе с тем существуют и межанализаторные связи, которые обеспечивают взаимодействие анализаторов. Оно проявляется в изменении чувствительности одного анализатора под влиянием какого-либо другого или других. Установлено, что если какое-либо музыкальное произведение сопровождать подобранной определенным образом гаммой цветов, демонстрируемых на экране, то чувствительность к музыке при этом повышается. Известно также, что слабое вкусовое ощущение кислого повышает зрительную чувствительность. Общая же закономерность взаимодействия ощущений проявляется в том, что слабые по интенсивности раздражения одного анализатора (следовательно, не очень яркие ощущения) повышают чувствительность другого; сильные же, наоборот, понижают ее. Это имеет важное практическое значение и позволяет говорить о своеобразии сенсорной организации человека. Она представляет собой определенный уровень развития различных видов чувствительности и своеобразие связей между ними у каждого человека и поэтому является одной из существенных характеристик индивидуальности. Сенсорная организация формируется на протяжении жизни человека под влиянием специфических условий различных видов его деятельности. Это и лежит в основе особенностей проявлений и развития чувствительности различных профессий.

2. Основные закономерности ощущений

К основным закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Охарактеризуем более подробно каждое понятие.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. Так, например, прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. А при действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда вообще перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. А сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.

В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению.

Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. А та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности.

Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон; колебания, различаемые ухом как звук, занимают область от 20 до 20 тысяч герц. В настоящее время подробно изучена характеристика верхнего и нижнего порогов всех видов чувствительности.

Действие на нервную систему раздражителей, которые не достигают пороговой величины, не остается бесследным. Эти раздражители изменяют пороги чувствительности и могут подсознательно корректировать движения и действия.

Для измерения порогов абсолютной чувствительности созданы приборы со шкалами непрерывного изменения силы раздражителя. Начав воздействие на анализатор с подпорогового стимула, экспериментатор постепенно увеличивает силу раздражителя до тех пор, пока испытуемый не скажет, что у него возникло ощущение. В соответствии с показателями испытуемого регистрируется физическая сила раздражителя. Измерение производится несколько раз. Затем условия опыта изменяются: сила раздражителя, вызывающего ощущение, уменьшается до тех пор, пока испытуемый не скажет, что ощущение исчезло. Сделав несколько таких измерений, экспериментатор высчитывает среднее арифметическое всех значений, которое и считается пороговой силой раздражителя.

Как мы уже говорили выше, кроме силы, раздражитель характеризуется длительностью воздействия, т.е. тем отрезком времени, в течение которого он действует на анализатор. Известно, что существует зависимость между силой раздражителя и длительностью его воздействия, необходимой для достижения пороговой величины. Чем слабее раздражитель, тем больше времени необходимо для того, чтобы он вызвал ощущение. При длительном воздействии (больше секунды) возникновение ощущений начинает зависеть лишь от силы раздражителя.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Эту психологическую закономерность ощущений должен предусматривать учитель, особенно в начальных классах. Потому как иногда встречаются дети с пониженной слуховой и зрительной чувствительностью. Чтобы они отчетливо видели и слышали, нужно создать условия для наилучшего различения речи учителя и записей на доске.

Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении жизни человека: чувствительность у детей развивается, достигая к юношескому возрасту высшего уровня.

Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются также порогами чувствительности к различению. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при котором возникает едва заметное различение в силе или качестве ощущений и называется порогом чувствительности к различению.

В жизни мы постоянно замечаем изменение освещенности, увеличение или уменьшение силы звука. Это проявление порога различения. Приведу пример. Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра. Окажется, что каждый из испытуемых нанесет свою среднюю точку. Измерим миллиметровой линейкой, кто разделил более точно, - у этого испытуемого и будет лучшая чувствительность к различению.

Экспериментальное исследование чувствительности к различению позволило сформулировать следующий закон, справедливый для раздражителей средней силы, т. е. не приближающихся к нижнему или верхнему порогам абсолютной чувствительности: отношение прибавочной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности. Так, в ощущении давления (тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первоначального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг - 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зрительных - 1/100.

Чувствительность к различению, как отмечает Б.Г. Ананьев, является источником такого сложного мыслительного процесса как сравнение. В развитии различительной чувствительности исключительная роль принадлежит слову. Слово выделяет и закрепляет едва заметные различия в ощущениях, обращает внимание человека на качественно-количественную характеристику свойств отражаемого объекта и приводит к развитию наблюдательности. Поэтому совершенствование различительной чувствительности у детей неразрывно связано с развитием речи в процессе обучения.

Следующая закономерность, на которой мы остановим свое внимание, будет адаптация. Адаптация - это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Так в первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, и вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая адаптируемость отмечается в обонятельных ощущениях, тактильных (мы не замечаем давления одежды на тело), световых, значительно меньшая - в слуховых, холодовых. С незначительной адаптацией мы встречаемся в болевых ощущениях. Боль сигнализирует о разрушении органа, и понятно, что адаптация к боли может привести к гибели организма.

В зрительном анализаторе различают темновую и световую адаптацию.

Течение темновой адаптации исследовано подробно. Попадая в затемненную комнату, человек вначале ничего не видит, через 3-5 минут начинает хорошо различать свет, проникающий туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. На повышение чувствительности влияют различные причины: происходят изменения в рецепторе, увеличивается отверстие зрачка, усиливается работа палочкового аппарата, но в основном чувствительность увеличивается за счет условнорефлекторной работы центральных механизмов анализатора. Если темновая адаптация связана с повышением чувствительности, то световая адаптация связана с понижением световой чувствительности.

Особое внимание обратим на взаимодействие ощущений.

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной степени законом одновременной индукции.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность, а в другой понижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, взаимное влияние отмечается между звуковыми и зрительными ощущениями. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.

Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других анализаторов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях - к ее понижению, т.е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в "громких цехах" понижает зрительную чувствительность.

Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений. Контраст ощущений - это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. С контрастом ощущений мы все знакомы очень хорошо. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном - светлой.

Далее перейдем к рассмотрению такого явления, как синестезия. Синестезия - это возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Отметим, что особенностью ощущений является мономодальность образа. Однако взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии. Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодействия ощущений, который выражается не в изменении уровня чувствительности, а в том, что усиливается воздействие ощущений данной модальности через возбуждение ощущений других модальностей. Синестезия усиливает чувственный тон ощущений. Явление синестезии распространяется на все модальности. Это выражается в устойчивых словосочетаниях: бархатный голос, темный звук, холодный цвет и т.д. Проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.

Рассмотренные закономерности раскрывают высокую динамичность ощущений, их зависимость от силы раздражителя, от функционального состояния анализаторной системы, вызванного началом или прекращением действия раздражителя, а также результатом одновременного воздействия нескольких раздражителей на один анализатор или смежные анализаторы.

Таким образом, можно отметить, что закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул (раздражение) достигает сознания. Так биологически важные стимулы воздействуют на мозг при сниженных порогах и повышенной чувствительности, а стимулы, потерявшие биологическую значимость, - при более высоких порогах.

Виды и причины отклонений в развитии у детей

Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития...

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка, движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает...

Воля: сущность и особенности проявления

Для того, чтобы понять, как происходит в человеке становление его волевых качеств, нужно начинать с самого детства, потому что этот сложный процесс охватывает абсолютно все этапы взросления человека, начиная с раннего детства...

Исследование мотивационно-потребностной сферы лиц юношеского возраста с ДЦП

Если проанализировать мотивацию как процесс, то можно выделить в нем несколько последовательных этапов: Первый этап - возникновение потребностей. Человек ощущает нехватку чего-либо и понимает необходимость предприятия каких-либо действий...

Ощущение и восприятие

Психологическая работа с родителями трудных подростков

В этом возрасте развитие организма и психики проходит очень сложный этап: в организме происходит глубокая биологическая перестройка, увеличивается несоответствие между физическим и психическим развитием...

Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером

Время, как объект познания является сложной и многогранной категорией. В большинстве своем восприятие времени изучается как внешний фактор или как одно из условий исследования...

Развитие внимания в детском возрасте

История внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Эта история начинается с самого момента рождения. Первоначальное внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов...

Развитие психики человека в онтогенезе

Регуляционная функция познавательных процессов

поведение ощущение мышление воображение Ощущение - это психологический процесс отражения отдельных свойств и качеств объектов окружающего мира. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств...

Свойства ощущений

Отечественная психология придерживается материалистической идеи о том, что психика - это такое свойство материи, которое возникает лишь на высших ступенях ее развития...

Структура личности

Развитие личности и становление ее свойств- процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимосвязанные группы: 1) возрастные закономерности проявляются в последовательной смене периодов...

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...