Основные формы абстрактного мышления. Абстрактное мышление у детей и взрослых

Абстрактное мышление – это такой , который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом. Такой тип мышления позволяет шагнуть за границу норм и правил и совершить новые открытия. Развитие абстрактного мышления у человека с детских лет должно занимать важное место, ведь такой подход помогает проще находить неожиданные решения и новые выходы из ситуации.

Основные формы абстрактного мышления

Особенностью абстрактного мышления является то, что оно имеет три разные формы - понятия, суждения и умозаключения. Без понимания их специфики сложно сникнуть и в понятие «абстрактное мышление».

1. Понятие

Понятие являет собой такую форму мышления, при которой предмет или группа предметов отражается в качестве одного или нескольких признаков. Каждый из этих признаков должен быть существенным! Понятие может выражаться как одним словом, так и словосочетанием – например, понятия «кошка», «листья», «студент гуманитарного вуза», «зеленоглазая девушка».

2. Суждение

Суждение являет собой такую форму мышления, при которой отрицается или утверждается какая-либо фраза, описывающая окружающий мир, предметы, взаимосвязи и закономерности. В свою очередь, суждения подразделяются на два типа – сложное и простое. Простое суждение может звучать как, например «кот ест сметану». Сложное суждение выражает смысл несколько в иной форме: «Автобус тронулся, остановка опустела». Сложное суждение, как правило, имеет форму повествовательного предложения.

3. Умозаключение

Умозаключение являет собой такую форму мышления, при которой из одного или группы связанных суждений, делают вывод, который представляет собой новое суждение. Это – основа абстрактно-логического мышления. Суждения, которые предшествую формированию конечного варианта, именуют предпосылками, а конечное суждение носит название «заключение». Например: «Все птицы летают. Воробей летает. Воробей – птица».

Абстрактный тип мышления предполагает свободное оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями – такими категориями, которые не имеют смысла без соотнесения с нашей повседневной жизнью.

Как развить абстрактное мышление?

Стоит ли говорить о том, что способность к абстрактному мышлению у всех отличается? Одним людям дано красиво рисовать, другим – писать стихи, третьим – абстрактно мыслить. Однако формирование абстрактного мышления возможно, и для этого нужно с раннего детства давать мозгу повод для размышлений.

В настоящее время существует масса печатных изданий, которые дают пищу для ума – всевозможные сборники , головоломок и тому подобного. Если вы хотите заниматься развитием абстрактного мышления у себя или своего ребенка, достаточно находить всего 30-60 минут дважды в неделю, чтобы погружаться в решение подобных заданий. Эффект не заставит себя ждать. Замечено, что в раннем возрасте мозг проще решает подобного рода задачки, но чем больше тренировок он получает, тем лучше и результаты.

Полное отсутствие абстрактного мышления может породить не только множество проблем с творческими видами деятельности, но и с изучением тех дисциплин, в которых большинство ключевых понятий – абстрактные. Именно поэтому важно уделять этой теме много внимания.

Правильно развитое абстрактное мышление позволяет познать то, что еще не было познано никем ранее, открыть различные тайны природы, отличить истину от лжи. К тому же, этот метод познания отличается от прочих еще и тем, что не требует непосредственного контакта с изучаемым объектом и позволяет удаленно делать важные умозаключения и выводы.

Очень глубоко и многогранно. На первый взгляд под данным термином можно представить тот или иной умственный процесс или деятельность, связанную с анализом или синтезом чего-то. Однако существует несколько разновидностей мышления, и каждое из них имеет свои характеристики и особенности. Так, умение преображать информацию о реальных предметах в знаки, затем производить определенные манипуляции с этими символами и в конечном итоге применять на практике продуманное ранее решение - есть не что иное, как абстрактное мышление. Другими словами, это способность отделять свойства объекта от самого объекта. К примеру, такой умственный процесс применяется при решении задачи с помощью чертежа: человек читает текст, переносит значения на бумагу, обдумывает решение, глядя на изображенные данные, и отвечает на поставленный вопрос.

Абстрактное мышление начинает развиваться в детстве, признаком его формирования служит способность ребенка видеть в предмете некие посторонние свойства. К примеру, очертания луж на дороге напоминает животное, форма элементов зданий - цифры, облака - невероятных Развитее данного вида способствует формированию творческих и интеллектуальных способностей ребенка. Так, практически все математики, композиторы, научные деятели, писатели или режиссеры мыслят данным образом.

Как и большинство человеческих навыков, абстрактное мышление можно развивать. Примечательно, что обучение умозрительному процессу чаще всего происходит в что, безусловно, нравится детям. В частности, можно предложить ребенку поиграть в ассоциации: назвать или показать предмет и попросить рассказать, на что он похож. Также превосходным способом развития данного является театр теней, поскольку тень - это истинная абстракция, дающая возможность вдоволь пофантазировать и подумать.

Люди с хорошо развитым умозрительным мышлением способны видеть ситуацию с разной точки зрения, продумывать развернутые и глубокие выводы, целиком и полностью погружаться в изучаемую область.

Однако для высокого уровня интеллекта необходимо осваивать и другие виды умственной деятельности. Из вышенаписанного следует, что абстрактное мышление развивает умственную (внутреннюю) речь, которая может быть очень глубока. Но чаще всего в голове возникают отдельные фразы или только слова, которые заключают достаточно широкое определение. А для формирования (внешней) необходимо построить четкие предложения, логически и грамматически связанные между собой. Так вот, именно способность преображать мысли в полноценную речь называется термином «вербальное мышление».

Без лишних объяснений вполне понятно, что большой словарный запас, связная речь и способность интересно излагать мысли являются обязательными критериями развитого интеллекта. Иначе говоря, формирование вербального мышления - неотъемлемый этап развития современного человека. Совершенствовать внешнюю речь необходимо с детства, для этого рекомендуется предлагать ребенку пересказать прочитанный или услышанный рассказ, высказать свое мнение по поводу определенной ситуации, события и т. д.

Еще один немаловажный умственный процесс - математическое мышление. Оно формируется в процессе изучения царицы наук - математики, о чем собственно и свидетельствует название. Математический стиль мышления оказывает содействие развитию лаконизма (стремлению находить наикротчайший путь, ведущий к поставленной цели), структурированности и четкости поступков и действий, скрупулезности, точности и пунктуальности.

Как начался спор о разных способностях, к математике, логике, анализу и другим сложным вещам, встретился один из самых сложных терминов в нашей беседе - абстрактное мышление. Его с чем только не сравнивают, чем только не объясняют, к чему не прикладывают. И с чем только не путают.

А вы знаете и понимаете, что такое абстрактное мышление? Почему его так многие путают с логикой, памятью и другими интересными вещами? Я как-то умом понимаю, что это, но с формулировками у меня тоже бывают сложности. Вики говорит нам: "Абстрактное мышление - один из видов человеческого мышления, который заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими." Ну и как? Легче стало от этой формулировки? :-)

И дальше: "Абстрактные понятия («число», «материя», «стоимость» и т. д.) возникают в процессе мышления как обобщение данных чувственного познания конкретных предметов и явлений объективной действительности."
Ну да, уже лучше.

Мне подруга как-то ответила на этот вопрос простым примером: "Ребенок, у которого нет абстрактного мышления, "десять" понимает, а "десять яблок" - не понимает".
Это само по себе понятно, но у меня не очень стыкуется с тем, что написано выше (списано из викисловаря).

Я как раз по дороге в школу зрения читала дискуссию в жж о том, кому о чем думается хорошо. И решила спросить у невролога. Он там сидит, в этой школе, и любит отвечать на каверзные вопросы. Я решила, что он - отличный кандидат для этого вопроса, потому что он сам часто этот термин использует. Невролог сказал, что абстрактное мышление нужно нам для того, чтобы обращаться с явлениями, о которых мы не получаем достаточно информации, чтобы "разобрать" их умом. Все, что зыбко, туманно и непонятно, для нас упаковывает в какие-то приемлемые образы абстрактное мышление. И оно же вступает в силу, когда мы пытаемся выразить свои чувства и эмоции. Это - тоже очень хлипкая и туманная часть реальности, которую трудно понять, систематизировать, описать, обсудить. А хочется. Вот тут наша способность абстрактно мыслить подбирает образы и описания, тому, что выразить и сказать словами нельзя.

Пожалуй, это описание мне понравилось больше всех, до сих пор услышанных и прочитанных. Но остался вопрос с математикой, логикой и анализом. Правда ли, что абстрактное мышление помогает понимать математику? И если да, то почему?

Мой невролог сказал, что - нет, понимать - не помогает. Понимать помогает подача информации (понятная, простая, прямолинейная), и нужное количество информации. Если человек чего-то не понимает в примере, значит ему не хватает информации, знаний, помогающих этот пример решить. Если он все знает, нужное для решения задачи, он приходит свои знания, и решит.

А вот в чем абстрактное мышление помогает, так это - справиться с эмоциональными тупиками. Потому что у каждого человека есть такая фаза, когда знания у него уже есть, но он еще не сообразил, как их приложить. Это - отсутствие опыта, отсутствие решимости, отсутствие навыков по комбинированию и прикладывания всего ко всему. И чтобы не впасть в ступор при первой же неудаче, расслабиться, вздохнуть, и подумать, что тут не так, что с этим можно сделать - помогает способность разобраться в своих чувствах. Понять и осознать свое эмоциональное состояние, повлиять на него, расслабиться, принять ситуацию. Начать размышлять о ней - отчасти оторвавшись от точного примера и желания немедленно получить правильную цифру.

Кстати, привычка дорисовывать в уме то, что на самом деле не видишь и не слышишь - оказывается тоже считается плодом абстрактного мышления. И это - очень полезно.
Сейчас врачи придают большое значение этой способности. Я уже писала о том, как я прохожу в последнее время тесты на зрение. Сначала зрение замеряют объективными методами. Диоптрии и прочее можно замерить аппаратом, и все, что я вижу криво, косо и неровно - это результат физических искривлений и изменений. Сделав скан сетчатки можно спроецировать через нее все, что преломляется в глазу, и врач увидит мир моими глазами, во всей его кривизне. При этом, когда я должна зачитывать буквы, сидя в нужном количестве метров от таблицы, я угадываю намного больше, чем должна бы. И что-то в моей голове заставило меня видеть со временем кривые линии более прямыми. И - что главное - это считается! Все выкрученное любыми невесть какими методами, включая увиденное ушами, носом, интуицией и каким-нибудь шестым чувством - считается! Опознал увиденное - значит опознал!
У них даже есть любимая фраза там, которую они все время повторыют: "Bestanden ist bestanden"- ("Кто сдал экзамен, тот сдал"). Типа - "неважно как".
:-)

А может быть и в науках как-то так можно? Что-то не понять умом, но дочувствовать другим каким-то местом? :-)


Смотрите так же:

) - мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция - процесс, то же что и «абстрагирование »
  • Абстракция - «абстрактное понятие », «абстракт », результат абстрагирования.

Абстрактное понятие - мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

  • обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
  • идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой , отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая », «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
  • изолирующая абстракция - вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
  • абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция - вычленение свойств, важных для теоретического анализа ;
  • содержательная абстракция - вычленение свойств, имеющих практическое значение.

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление - абстрактное мышление).

См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному ».

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

  • В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.

См. также

  • Слой абстрагирования (уровень абстракции) в программировании

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Абстрактное мышление" в других словарях:

    абстрактное мышление - 3.2 абстрактное мышление: Мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Абстрактное мышление Словарь-справочник по педагогической психологии

    Абстрактное мышление - мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и… … Словарь по педагогической психологии

    Абстрактное мышление - то же, что и понятийное мышление, т. е. способность человека к формированию отвлеченных, опосредованных, не наглядных, чисто мысленных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей … Начала современного естествознания

    АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - См. абстракция; мышление … Толковый словарь по психологии

    абстрактное мышление - Опирающийся на язык, высший, собственно человеческий тип мышления, осуществляемый в форме понятий, суждений, умозаключений … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Абстрактное мышление оператора - Абстрактное мышление: мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии)... Источник: ГОСТ Р 43.0.3 2009. Национальный стандарт… … Официальная терминология

    Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

    Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… … Википедия

    мышление - I мышле/ние = мы/шление; см. мыслить 1) Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг орган мышления. Развивать мышление.… … Словарь многих выражений

Книги

  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна , Свердлик, Анна Геннадиевна. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. "Непостижимая эффективность математики", как в свое время…
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия , А. Г. Свердлик. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время…

Мышление абстрактное — это тип мышления, при котором возможно, абстрагировавшись от мелких деталей, взглянуть на ситуацию в целом. Такое свойство позволяет переступить в какой-то мере границу правил и норм и совершить новые открытия. В детском возрасте развитию данной способности должно отводиться достаточно времени, потому как такой подход в будущем поможет быстрее находить нестандартные решения и наиболее оптимальные выходы из сложившейся ситуации. Очень часто при приеме на работу работодатели проверяют у потенциальных сотрудников абстрактное мышление. Тест помогает оценить справляться с проблемами, находить решения и обрабатывать незнакомую информацию.

Формы

Особенности абстрактного мышления — это его различные формы: понятие, суждение, умозаключение. Для правильного восприятия рассматриваемого термина очень важно понимать специфику каждого из этих определений.

Понятие

Это такая при которой один или несколько предметов воспринимаются как один или несколько признаков, каждый из которых должен быть существенным. Определять понятие может как одно слово, так и словосочетание, например «стул», «трава», «учитель математики», «высокий мужчина».

Суждение

Это форма, при которой происходит отрицание или утверждение какой-либо фразы, описывающей предметы, окружающий мир, закономерности и взаимосвязи. Суждение, в свою очередь, бывает двух типов: простым и сложным. Простое суждение, например, звучать может так: «мальчик рисует дом». Сложное суждение выражается в иной форме, например «поезд тронулся, перрон опустел».

Умозаключение

Это такая форма мышления, при которой из одного суждения (или нескольких) делают вывод, который является новым суждением. Источники, которые помогают сформировать конечный вариант,— это предпосылки, а итог — это заключение. Например: «Все птицы умеют летать. Синица летает. Синица — птица».

Мышление абстрактное — это процесс, при котором человек способен свободно оперировать понятием, суждением, умозаключением, то есть категориями, смысл которых можно понять только в соотношении с повседневной жизнью.

Развитие абстрактного мышления

Естественно, данная способность у всех развита по-разному. Одни люди красиво рисуют, другие — пишут стихи, третьи — умеют абстрактно мыслить. Однако сформировать его вполне возможно, с этой целью уже в раннем детстве следует давать мозгу поводы для размышлений.

Сегодня существует огромное количество различных специализированных печатных изданий, которые тренируют ум: головоломки, сборники задач на логику и так далее. Для развития абстрактного мышления у своего ребенка или у себя необходимо уделять подобным занятиям всего 30-50 минут два раза в неделю. Эффект от таких упражнений не заставит себя долго ждать. Доказано, что в раннем возрасте мозгу гораздо проще справиться с подобного рода задачками. Чем больше будет тренировок, тем быстрее появится результат.

При полном отсутствии навыков мыслить в целом человеку сложно не только реализовать себя в творческих Также могут возникнуть проблемы с изучением дисциплин, в которых очень много абстрактных ключевых понятий. Правильно развитое мышление абстрактное — это возможность открыть неразгаданные тайны природы, познать то, что ранее не было никем познано, отличить ложь от истины. К тому же отличительной особенностью такого является то, что для него не требуется непосредственный контакт с изучаемым объектом, и важные выводы и умозаключения можно делать удаленно.

Психология: мышление, виды мышления

В мыслительном процессе соотношение слова, образа, действия может быть различным. В зависимости от этого выделяют некоторые виды.

Мышление в процессе исторического развития

Первоначально на формирование интеллекта человека непосредственное влияние оказывала практическая деятельность. Так, опытным путем люди научились измерять земельные участки. На этой основе происходило становление специальной теоретической науки — геометрии.

Самым ранним видом мыслительной деятельности, с генетической точки зрения, является практически-действенное мышление, первостепенную роль в нем играют действия с предметами (у животных такая способность наблюдается в зачаточном виде). Становится понятным, что именно данный тип познания себя и окружающего мира является основой наглядно-образного процесса. Его характерная черта — оперирование в уме наглядными образами.

Высшей ступенью является абстрактное мышление. Однако и здесь деятельность мозга неотделима от практики.

В зависимости от содержания мыслительная деятельность бывает практической, художественной и научной. Действие является структурной единицей практически-действенного способа познания, образ — художественного, понятие — научного.

Все три вида между собой тесно связаны. У многих людей одинаково развиты способности к действию, и абстрактное восприятие. Однако в зависимости от характера решаемых задач на первый план выступает какой-то один вид, затем его сменяет другой, после — третий. Например, для решения бытовых вопросов требуется практически-действенное мышление, для научного доклада — абстрактное.

Виды познания по характеру поставленных задач

Поставленные перед человеком задачи могут быть стандартными и нестандартными, в зависимости от этого, а также от операциональных процедур, различают следующие виды мышления.

    Алгоритмическое. Основано на заранее установленных правилах, общепринятой последовательности действий, которые требуются для решения типовых задач.

    Эвристическое. Продуктивное, направленное на решение нестандартных задач.

    Дискурсивное. Основано на совокупности взаимосвязанных умозаключений.

    Творческое. Помогает человеку совершать открытия, достигать принципиально новых результатов.

    Продуктивное. Приводит к новым познавательным результатам.

    Репродуктивное. При помощи данного вида человек воспроизводит полученные ранее результаты. В этом случае мышление и память неразрывны.

Абстрактное мышление — важнейший инструмент в человеческих руках, который дает возможность постичь глубочайшие слои истины, познать неизведанное, совершить великое открытие, сотворить произведение искусства.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...