Основные этапы урока исследования. Ключевые особенности исследования урока

Пояснительная записка – анализ урока

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урока связан с предыдущими уроками, как он работает на последующие уроки?

Урок является заключительным по теме «Работа и мощность электрического тока». Урок является, с одной стороны, обобщающе – контролирующим, с другой стороны, уроком практического применения знаний и закрепления практических компетенций, полученных учащимися на предыдущих уроках. Эти знания и компетенции будут использованы при изучении темы «Электромагнитные явления», в частности при выполнении лабораторных работ по изучению электродвигателя постоянного тока и сборке и испытанию электромагнита.

2. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

Учащиеся были достаточно активны и мотивированны. Т.к. работа была выстроена большую часть урока на работу в паре, то слабоуспевающие были активизированы более сильными учениками. При планировании урока было учтено то, что ученики этого класса продуктивно и слаженно работают в парах и достаточно хорошо у них выстроена взаимопомощь, ученики активные и творческие личности.

3. Какова триединая дидактическая цель урока (ее обучающий, развивающий и воспитательный аспект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.

Основная цель урока - научиться измерять работу и мощность электрического тока в лампочке.

Образовательная:

Закрепление знаний у учащихся понятий «работа и мощность электрического тока»;

Проверка знания формул для расчета работы и мощности электрического тока и единиц их измерения;

Закрепление практических умений по сборке электрических цепей, пользования ампермет-

ром и вольтметром для измерения параметров электрической цепи;

Формирование устной речи;

Владение тестовой формой ответа;

Владение способами самоконтроля и самооценки;

Умение работать коллективно и в парах.

Воспитательная.

Приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю;

Воспитывать чувство сопереживания за товарищей;

Формировать познавательный интерес к физике.

Развивающая.

Учить анализировать условия заданий, анализировать ответ одноклассников;

Развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов;

Развивать элементы творчества, умение применять знания в новой ситуации;

Развитие умственной деятельности: умений обобщать, моделировать.

Цели в течение урока были достигнуты: учащиеся показали хорошие знания определений физических величин, формул для их расчета и умения применять их на практике; уверенно собирали электрические цепи; во время выполнения работы ученики сами выбирали вид творческой деятельности, а также ребята еще раз показали свое умение работать коллективно и в группе.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

Урок имел форму фронтальной познавательной и обобщающей деятельности. На уроке удачно сочетаются ТДЦ урока - при выполнении работы ученики показывают и закрепляют свои знания изученной теме, а также развивают новые знания (которые понадобились для достижения большего эффекта в работе, например, при выполнении творческих заданий по выбору), развивают умения работать в группе, а также анализировать результаты общения с одноклассниками и с учителем (в момент проведения рефлексии), во время урока использовались элементы здоровьесберегающих технологий - смена деятельности, тестовая технология, проведение «физкультминутки для глаз». Главным этапом урока был практический этап, когда ученики в сформировавшихся группах распределяли роли и задачи для выполнения лабораторной работы. Ученики показали свою заинтересованность в работе, а также в ее результатах.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы «работали» на главный этап.

На основной этап было выделено большее время. Подготовка к практической деятельности активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке, проведение небольшого теоретического опроса по пройденной теме подготовило учащихся к основной работе – выполнению эксперимента. Творческие задания по выбору мотивировали учащихся к получению дополнительных компетенций. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

6. Отбор дидактических материалов, ТОО, наглядных пособий в соответствии с целями.

В активе урока были компьютер, мультимедийный проектор, SMART-доска, набор необходимого лабораторного оборудования, тестовые материалы. Для наглядности все вопросы и ответы на них, а также элементы выполнения лабораторной работы и вопросы рефлексии проектировались на SMART-доску. Кроме того, учащиеся имели возможность самостоятельно поработать со SMART-доской по составлению электрической цепи.

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется

Вначале урока был проведен контроль усвоения знаний в виде устного опроса (для наглядности вопросы и правильные ответы проецировались на экран). Умения и навыки контролировались при выполнении учащимися лабораторной работы. Некоторые ученики выполнили тестовые задания. Самоконтроль и самооценка была выполнена учащимися в ходе ответов на вопросы рефлексии.

8. Психологическая атмосфера на уроке и общения учащихся и учителя?

Ученики были очень активны и вместе с тем дисциплинированны, была открыта возможность диалога с преподавателем, как для ответов на вопросы технические (в рамках сложности), так и для диалога по тематике работ. Ученикам очень понравилась форма и тема работы.

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работы показали, что тема изучена учениками отлично. Поставленные задачи урока были реализованы.

10. Наметить перспективы своей деятельности.

Я считаю, что уроки такой формы очень удачны – видны не только знания учащихся, но и сами учащиеся с интересом используют свои знания.

Коуч:

Рыбак Светлана Михайловна – учитель 1 уровня

школы-гимназии № 9 города Павлодара

Тема занятий:

« Lesson study как одна из форм исследования урока »

Руководство учителя 1-2 уровня,

Видеоматериалы ресурсов. См.приложение

Общие цели:

Создать условия для знакомства с понятием «Lesson Study »как форме исследований специалистом-практиком . Подготовить учителей к принятию идей исследования в действии и как его разновидность – «Lesson Study» , пониманию его задач, способности реализовывать в своей деятельности.

Результаты обучения:

Учителя будут знать, что такое «исследование в действии», понимать его задачи; перечень основных основные этапов исследования в действии и отличия «Lesson Study» .

Сформируют позитивное отношение к рефлексии своей педагогической деятельности, инструментом которой является «исследование в действии» и Lesson Study.

Пересмотрят свои педагогические методы работы так, чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью осуществления изменений, сопровождающихся систематическим сбором доказательств влияния данных изменений.

Ключевые идеи:

Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Исходя из этого, назначением преподавателя является собственное вовлечение в процесс саморефлективного исследования для того, чтобы суметь понять и усовершенствовать собственную практику.

Материалы и оборудование

Компьютеры для каждой группы, проектор, экран, маркеры, стикеры, постеры, видеоролики, раздаточный материал

Этапы проведения занятия

Время

Действия коуча и действия участников

Введение

Формирование коллаборативной среды .

- Поприветствуйте друг друга, как это делают жители разных стран мира. (Слайды). Заключительное приветствие поклон, как в Японии

Целеполагание

А) Приглашаю Вас на урок в Японскую школу.

-Посмотрите видеофрагмент, сделанный в японской школе.

Запишите свои наблюдения в таблицу:

1. Деятельность учеников. 2. Деятельность учителя. 3. Методики

Что необычное заметили? Обмен мнениями «Свободный микрофон»

А)Выход на тему: Это урок – исследование - Lesson Study

В) Что Вы знаете о Lesson Study. Таблица ЗУХ

Изучение теоретических вопросов

Группам предоставляются электронные и бумажные ресурсы:

Задание в группы:

Создайте презентацию в формате Microsoft PowerPoint о Lesson Study:

1группа. Что это такое? (История)

2 группа. Зачем использовать именно ее? (Каковы цели LS)

3 группа. Каковы этапы процесса?

Практическая часть

    Каждая группа загружает свою презентацию на компьютер

    Группы проходят по кругу, просматривая все презентации

    При просмотре презентаций секретари групп делают заметки того, что есть в презентациях других групп, но отсутствует в их собственных презентациях

    Группы возвращаются к своим презентациям, вносят поправки или добавляют то, чему они научились после просмотра презентаций других групп

(Каждый член группы распечатывает презентацию своей группы и включает ее в свое портфолио)

- Презентации коуча, как этап самоповерки и самооценки

- Формативное оценивание стикером, который нужно наклеить на на ПК.

Рефлексия

1.Заполнение ЗУХ 2-3 графа.

2. Две звезды и пожелание.

Ресурсы:

Ресурс для коучинга

Lesson Study

Lesson Study -коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики.

Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока » или «изучение урока », в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов.

Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя.

Процесс

Подход Lesson Study первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены - наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить Lesson Study большую эффективность.

Имеется ряд шагов в процессе Lesson Study , которые становились и утверждались с течением времени:

    Группа Lesson Study согласует систему правил, которые обеспечивают результативность ее работы, в процессе которой все члены относятся друг к другу с уважением.

    Группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в виде вопроса и определяет, чему учить и кого, например, «Как мы можем научить X более эффективно использовать возможности Y для того, чтобы улучшить их обучение».

    Члены группы исследуют литературу, чтобы найти ответ, касающийся их ключевой идеи исследования и обобщают их результаты, чтобы использовать их в планировании.

    Группа решает, какой класс и какие три «исследуемые ученика» будут в центре исследовательского урока и будут представлять группы класса с высоким, средним и низким уровнем успеваемости.

    Группа планирует исследовательский урок, акцентируя особое внимание на предстоящем его усвоении «исследуемыми учениками»

    Один учитель ведет исследовательский урок, в то время как другие – наблюдают и делают заметки с обращением особого внимания на трех «исследуемых учениках (А,В,С)»

    Учителя интервьюируют нескольких учеников для выяснения их мнения об исследовательском уроке.

    Группа обсуждает исследовательский урок сразу после его окончания. Обсуждение следует установленной структуре:

    наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;

    обучение класса в целом;

    ход исследовательского урока и процесс преподавания;

    постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;

    совместное планирование группой следующего Lesson Study.

После цикла Lesson Study (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты и популяризированы

Применение методов исследования на уроках

Наш математик тратил много часов, приучая нас делать правильные выводы из минимума данных. Он воспитывал класс за классом, в которых ребята проявляли острую наблюдательность, замечая, как снашиваются носки башмаков у поденщиц и у викариев.…При этом школа славилась успехами в математике.

Д.Френсис «Фаворит»

С чего начинается исследование? С рождения, как своеобразный социальный ген выживания. Но не все заложенные в индивидууме способности реализуются в ходе его жизни. Одним из наиболее серьезных помощников в генезисе исследовательских способностей человека становится (по мере обоюдного взаимодействия в системе ученик – образовательное учреждение) общеобразовательный комплекс предметов, по-простому называемый «школа».

В советской педагогике активно внедрялся замечательный тезис о всестороннем развитии, общеразвивающем обучении, который во многом сходил на нет за счет существовавшего догматического деления на физиков-математиков и лириков-гуманитариев. В современный период этот водораздел вылился в появление целого ряда специализированных классов, лицеев и гимназий с узкой квалификацией их выпускников. Данный процесс одновременно сопровождался критикой, особенно «специалистов от СМИ», необходимости изучения широкого круга предметов: «Голова у ребенка не резиновая, …. Большие перегрузки,… Этот предмет мне в жизни ни разу не понадобился …». Всё становилось четко и ясно: «Ребенок не умеет решать задачи, значит, он - гуманитарий». Простите, а историческую задачу или литературоведческую проблему как такой человек будет решать, не говоря о необходимости разрешения бытовых вопросов? Одновременно умение подставлять формулу в заранее заданные типы задач тоже не означает умения исследовать.

Развитие умения решать задачу, проблему выводит ученика и его учителей на межпредметный уровень. Иначе, наши ученики будут грамотными только на уроках русского языка и литературы, знать стороны света – только на уроках географии, законы Ньютона – только на уроках физики и так далее. К сожалению, всё это - данность, а не пессимистический прогноз. Учащиеся, имеющие отличные отметки по истории России, не способны не то чтобы проанализировать события, а просто грамотно представить данные по Великой Отечественной войне. Неудивительно, если их «образование» строилось на заданиях типа «прочитай и перескажи параграф», «заучи», «найди в параграфе предложения, дающие ответ на вопрос».

Представьте себе ученика на уроке алгебры, который вместо решения задачи зазубривает её готовое решение, сделанное учителем. Нонсенс? Если бы! Пройдитесь по книжному ряду и увидите целый набор готовых «Решений задач по учебнику…», мало чем по способу подхода к предмету отличающихся от «Сборника лучших сочинений».

Таким образом, проблема подготовки ученика к исследованию заключается не в различии между математикой, физикой, химией и т.д., с одной стороны, и историей, литературой, МХК и т.д., с другой стороны. Отличие в предмете изучения не означает различия в методах работы с материалом. И если это не хотят понять педагоги, «страшно далекие от школы», то давно и прекрасно поняли и применяют сами учащиеся, которые вполне сознательно, по линии меньшего сопротивления и напряжения сил, переносят облегченные от исследования методы разрешения ситуации из предмета в предмет.

Для преодоления этой пагубной тенденции необходима не школа как образовательное учреждение, а коллектив учителей-единомышленников, воспринимающих весь общеобразовательный курс как непрерывный процесс исследовательской деятельности вне зависимости от их специализации, но с учетом специфики предмета. Такой подход, а не догматическое деление (пришедшее из циркуляров Министерства народного просвещения и духовных дел 2 половины XIX в.) отличает МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», идущую по пути гуманизации образования, а не выделения дополнительных часов на предметы какого-либо цикла.

В данном случае понятие «гуманизация образования» подразумевает широту и глубину не просто знаний, а умения их применять в любой области. И в таком случае этот термин тождественен исследовательской деятельности, применяемой во всем спектре наук. Умение систематизировать знания, полученное в ходе изучения всех школьных предметов, несомненно, гораздо важнее, чем навык решения системы уравнений. Составление и применение алгоритма решения типовых задач на уровне автоматического действия (например, алгоритм характеристики крестьянских войн) достигается постоянной работой, а не ожиданием специальной темы в курсе уроков информатики. Итого, поднявшись не просто над рамками одного параграфа или одной темы, а, создав межпредметные связи, мы и выходим на уровень генезиса способности исследовать и применять результаты на практике.

Поднятая проблема не нова, и её, конечно, нельзя решить одним административным махом. Можно предложить для её разрешения на начальном этапе следующие меры:

Изучение программ с целью совместной проработки и реализации межпредметных тем;

Регулярные рабочие «пятиминутки», проводимые учителями одной параллели для корректировки работы в течение учебного года;

Выделение материала, знание которого можно использовать в рамках других школьных курсов; сделать это использование должным для учащихся;

Домашнее задание проблемного и/или творческого характера, которое потребует обращения к знаниям из различных областей; в первую очередь приведет учащегося к пониманию универсальности приемов мышления, методов работы; станет основой освоения в процессе их решения алгоритмов исследовательской деятельности;

Периодическое участие учащихся в публичных выступлениях (от дискуссии в ходе урока до конференций различного уровня). При участии в конференциях одним из условий можно ввести самостоятельное формулирование темы или подзаголовка;

Регулярное создание ситуации выбора, которая позволяет развивать самостоятельность работы учащихся, создает мотивацию самостоятельного исследования.

В качестве примера такой работы можно привести опыт МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского». Соотнесены изучение тем и списки дополнительной художественной литературы по истории, обществознанию и литературе. Основные проблемы работы в данном направлении связаны с системой концентрического изучения истории, поэтому более ярко учащиеся проявляют себя при характеристике исторической обстановки на уроках литературы. Зато изучение в курсе обществознания основ философии поднимает извечные вопросы, отраженные в художественных произведениях, и переносит в единое пространство дискуссии по ним. Также в Сергиево-Посадской гимназии отработана взаимосвязь курсов обществознания и биологии по таким вопросам как: проблема субстанции, детерминизм (одновременно связь с курсом физики), философия космизма, глобальные проблемы современности (одновременно связь с курсами географии, ОБЖ), учение о ноосфере и т.д. Имена Фалеса Милетского, Платона, Аристотеля, Ньютона, Декарта звучат в ходе изучения курсов математики, физики, обществознания, истории. Параллельно идет изучение ряда вопросов в курсах географии и истории (карты, социально-экономическое и политическое развитие стран в современный период), географии и права (формы государства), географии и истории религии (религиозная карта современного мира), географии и экономики (размещение предприятий) и т.д. Одной из основ гуманитарного цикла является математическая логика для начального этапа изучения проблем; далее происходит переход к диалектическому подходу, в том числе и при изучении технических наук. Активно осваивают гимназисты компьютерные технологии на всех предметах цикла обучения, но чаще всего они отрабатывают и закрепляют навыки, создавая презентации, мультимедийные проекты, таблицы, тестовые задания для иллюстрации своих знаний по литературе, иностранному языку, истории. И каждое учебное задание подобного типа предполагает свое мини-исследование. Количество подобных примеров взаимосвязи наук и взаимодействия наших учителей слишком велико, чтобы была возможность их все здесь перечислить и разобрать.

Наиболее ярко результаты данной работы мы можем наблюдать при создании обязательных для учащихся самостоятельных творческих работ (далее СТР), выполнение которых и становится проявлением уровня их исследовательских способностей. Выбор тем гимназистами показывает: во-первых, предпочтение, отдаваемое проблемным, дискуссионным вопросам и, во-вторых, всё более увеличивается процент работ, созданных в жанре исследования и проекта при отказе от чисто реферативного исполнения СТР.

Так и идет путь в мир исследования: выбор темы и жанра, выбор руководителя, разработка темы, представление результатов, дальнейшее использование СТР новыми поколениями гимназистов в качестве дополнительного материала.

Причем в процесс исследования активнейшим образом включен и учитель, и не только как научный руководитель, но как лицо, имеющее исследовательскую, ярко выраженную мотивацию изучения темы. Дело в том, что выбранные гимназистами темы зачастую требуют не столько руководителя-предметника, сколько старшего товарища-исследователя, готового расширять свои познания в заинтересовавшей его теме. Руководство же разработкой СТР ведется в плане развития навыков научной организации труда надпредметного уровня.

Для подтверждения вышеизложенного можно привести примеры тем СТР:

Мультимедийный проект «Отечественная война 1812 г.»

Шпаргалка – друг человека

Опыт восстановления родословной на примере моих предков, дворян фон Эттинген

Анализ языка английских газет и специфика информации

Языческие мотивы в домовой резьбе Сергиево-Посадского района

Крылатые выражения, жаргон и сленг в речи учеников и учителей гимназии

Сны и их роль в художественной литературе

Узоры и арифметика

Гарри Поттер и логические задачи

История гимназии в числах и задачах

Физика горных лыж при резанных поворотах

СТР глазами гимназистов

Физический анализ пословиц, поговорок, загадок

И один из главных результатов, достигнутых Сергиево-Посадской гимназией на данном этапе своего развития (гимназия начала работать в сентябре 1994 г.) – это действительность, в которой эти примеры не являются отдельными фактами, а выстроены в единую систему, получившую в концепции развития гимназии название «гуманизация образования» и подкрепленную работой всего коллектива.

А сам процесс обучения, таким образом, и становится начальной фазой активизации и развития исследовательского гена у гимназистов, преодоление стереотипного изучения отдельного параграфа или темы в рамках одного предмета школьной программы. Нет предметов, связанных с отдельными уроками или параграфами, есть система наук, объединенная культурой мышления исследователя, а не потребителя.

КУЛАГА ОЛЬГА СЕМЕНОВНА

учитель 1-го (продвинутого) уровня

КГУ «Средняя школа с ДМЦ имени

Кудыса Абсаметова, Героя Социа-

листического Труда»

«Исследование урока»- необходимый подход

в повышении профессионального мастерства.

Человек не может по-настоящему

усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим.

Диккенс Ч.

Система образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении. Учителя сегодня нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной потребностью и потенциальными проблемами управления классом при использовании методов, ориентированных на учеников

Задача каждого учителя в современной школе – это повышение своего профессионального мастерства. Повышаем свое профессиональное мастерство через обмен опытом с коллегами, посредством посещения семинаров и тренингов, через внедрение в практику подхода «Исследование урока»

(Lesson Study). Ключевыми характеристиками «Исследования урока» являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность используемых подходов. Данный подход по существу, является коллаборативным подходом в обучении учителей и развития их практики преподавания и обучения, поскольку предполагает ряд исследовательских циклов. Центральное место в данном подходе имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса; Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения?(Руководство для учителя, стр 146, 147, 2012). Работая в небольшой группе, учителя сотрудничают друг с другом, совместно обсуждают цели обучения, планируют фактически урок (так называемый "урок исследования»), чтобы наблюдать, как это работает на практике, а затем пересмотреть и доложить о результатах для того, чтобы другие учителя могли

извлечь из этого пользу.

«Исследование урока»- это профессиональный подход к обучению, который предполагает:

понимание сущности процесса обучения;

методику взаимодействия с коллегами;

способы поддержки коллег.

В процессе исследования урока, учителя работают вместе, планируют урок, корректируют, подбирают методы и стратегии, наблюдают, анализируют урок и работу учащихся А,В,С. на уроке, обучение класса в целом, опрашивать исследуемых учащихся, с целью изучения их реакции на применяемый метод.

Чаще всего учитель самостоятельно работает над разработкой урока, подборе методов и стратегий, что не всегда бывает верным, наблюдать во время урока, это не всегда получается, анализировать ситуацию- то что запланировано может не давать в реальности результата.

Внедрение подхода «Исследование урока» процесс сложный- нет возможности в школе с 6-ти дневным обучением, двухсменными занятиями- прервать процесс и назначить день для проведения урока из данной серии, еще есть причина сложности- наполняемость учащихся в классе от 25 до 35 учащихся- а это формирование 6 и более групп, а это значит нет возможности у учителя сосредоточить внимание на конкретном ученике – вот тут то и помогут наблюдатели- коллеги.

А совместное планирование и сотрудничество помогает учителям развивать и совершенствовать педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся и своего профессионального роста, так как все аспекты обучения рассматриваются не только со своей позиции, но и глазами коллег.

Для реализации подхода «Исследование урока» (Lesson study) необходимо следовать следующим правилам:

1. Относится к друг другу с уважением.

2. Согласование ключевой идеи исследования. Чему учить и кого?

3. Изучение исследовательской литературы.

4. Определение конкретного класса и кандидатуры 3 «исследуемых» учеников с высоким, средним, низким уровнем успеваемости.

5. Планирование исследовательского урока, акцентируя внимание на том, как материал будет усвоен тремя «исследуемыми» учениками.

6. Наблюдение учителей за «исследуемыми» учениками и фиксирование их результатов.

7. Интервьюирование нескольких учеников класса для выяснения их мнения об эффективности исследовательского урока.

8. Обсуждение исследовательского урока после его окончания. (Lesson Study, руководство, Пит Дадли, 2011 год, стр 11-12).

Первым этапом реализации данного подхода мы начинали со знакомства учителей с данным подходом на коучинг-сессии, на которой учителя уже отметили положительные стороны данного приема в повышении профессионального мастерства. Затем продолжили с формированием группы учителей, осуществляющих внедрение данного подхода в образовательный

процесс, выбор класса в котором будем проводит исследование урока, предмет. Учитель добровольно проводит исследовательский урок. Мы решаем своей командой как будем наблюдать, как будем собирать информацию об учащихся, как проведем беседу, какие зададим вопросы наблюдаемому. Закрепляем конкретно каждого ученика А,В,С за конкретным учителем. Кроме наблюдения за учениками каждый учитель оценивает весь ход урока, фиксируя положительные и отрицательные моменты (то есть что особенно удалось на уроке, а что необходимо изменить при разработке плана для последующего урока). И так, мы приступаем к разработке урока- наша задача рассмотреть все этапы урока- вызов, осмысление, рефлексия, продумать, подобрать стратегии, которые соответствуют целям и задачам урока, ведь мы работаем над повышением качества знаний учащихся и повышением мотивации к процессу обучения. Значит методы, которые мы подобрали должны нести в себе научность и которые будут в дальнейшем разрабатываться и совершенствоваться; в то же время урок для ребенка, с любым уровнем знаний, должен быть захватывающим, интересным, чтобы не возникло желания у ребенка отвлечься от темы, чтобы его не охватила скука, а значит нужно учитывать возрастные особенности детей, их умения работать в группе.


Второй этап- это проведение урока, наблюдение за учениками А,В,С, беседа с учениками, определить, что получилось на уроке, что не удалось и почему.

Учитель –наблюдатель, использует специальную карту для наблюдений, где фиксирует все моменты.

исследовании урока подхода ? Совершенствование…

Какова цель обучения на данном исследовании урока . Разработка какой методики обучения является целью данного подхода ? Совершенствование…

Текущие достижения и критерии успеха

Опишите результаты в рамках конкретных аспектов, которые Вы ожидаете от учеников по окончании

Исследуемый ученик А (В,С) ..........................

Критерии успеха для данной фокусной группы

ЭТАП СЕРИИ УРОКОВ

Каким мы ожидаем ответ ученика

Как он (она, они) отвечают в результате

Этап_____примерное время

Этап____примерное время

Заключительны этап

Примерное время

Что учащиеся смогли сделать? (какого прогресса они достигли, и каковы тому подтверждения?)

Предварительные идеи

Что тебе больше всего понравилось на уроке?

Чему ты научился?

Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде?

Что ты можешь сделать лучше?

Насколько лучше?

Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна?

Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем


Для беседы с учеником А,В,С используем следующие вопросы







Следующий этап исследования урока- анализ проведенного первого урока, анализ наблюдений за учениками А,В,С, обсуждение опроса учащихся по окончании урока, с целью определить их мнение о том, что было для них полезно, что, по их мнению, они узнали, и как, на их взгляд, можно было бы изменить урок, сделать его еще более эффективнее, если бы он проводился повторно, в другом классе, «+» и «-« урока. Цель обсуждения состоит не в том, чтобы оценить урок, а исправить точку зрения учителей и углубить рефлексию каждого участника. Во время обсуждения мы используем стикеры разного цвета. Команда обсуждает результаты и оценивает прогресс в обучении обучающегося. Планирование второго урока, проводить будет второй учитель начальных классов.



Проводится второй урок- один член команды обучает уроку, в то время как остальные наблюдают и собирают данные по обучению учащегося.

Последний этап внедрения подхода «Исследование урока» - обсуждение урока- в результате которого согласуем изменения в подходах обучения, которые будут предприняты и популяризованы в дальнейшем. Стратегии и методы, которые были наиболее эффективны на данном уроке. Методика подхода «Исследование урока» эффективна, поскольку помогает учителям:


Увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;

Увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

Понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся.

«Исследование урока» – это разумное соотношение цены и качества, если мы действительно создаем возможность для внедрения результатов этой методики в практику как учителей, занимающихся исследованием, так и других коллег в школе. (Lesson Study, руководство, Пит Дадли, 2011 год, стр 4).

Используемая литература: 1) «Руководство для учителя» (1-го продвинутого

уровня), АОО «Назарбаев Интеллектуальные

школы», 2012 год

2) Lesson Study, руководство, Пит Дадли, 2011 год,

3) «LESSON STUDY» КАК СПОСОБ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ

Методическое пособие,Национальная академия

образования им. И. Алтынсарина, Астана, 2014 год

Они учатся относиться к этим источникам критически. Например, они должны видеть и понимать разницу между субъективной стороной источников, обусловленной личным отношением автора к тому или иному событию, и объективностью, то есть фактической реальностью, существующей независимо от авторской позиции.

В работе с текстами нужно уметь находить наиболее важную информацию . Исследовательская деятельность приучает к внимательной работе с источниками. Кроме того, работа с текстами учит ориентироваться в сложном потоке информации, что диктуют условия современной жизни. Человек должен уметь избирательно относиться к поступающей к нему информации, выбирать важное и отбрасывать ложное и лишнее. При этом уметь выразить собственное мнение, занять собственную позицию.

Исследовательская деятельность используется мною на уроках истории и обществознания, при написании учащимися различных работ, а также во внеурочной деятельности - в поисковой работе на базе школьного краеведческого музея. В нашей школе в течение нескольких лет действует научное общество учащихся. Ежегодно оно проводит школьные научно-практические конференции, на которых ученики школы выступают с защитой своих работ.

Исследовательская деятельность может успешно осуществляться при выполнении обучающимися проектов. В работе над проектами, не только исследовательскими, но и многими другими, используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди них исследовательский метод занимает едва ли не центральное место, и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Исследовательский метод , или метод исследовательских проектов, основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный исследовательский проект структурируется в соответствии с общенаучным методологическим подходом. Обучающиеся под руководством учителя работают над проектами, используя методы научного исследования, такие, как изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок и другие.

Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога - основа успеха реализации исследовательской деятельности учащихся. Одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность. Весьма существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. В постановке проблемы исследования особое внимание нужно уделять её актуальности для возраста учащихся вообще и конкретного человека в частности. Важно, чтобы толчок к исследованию шел «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов. Учитель должен не вести ученика к ответу, указывая ему путь, а совместно с ним искать решение.

Исследовательская деятельность непосредственно на уроке имеет отличия от внеурочного исследования. Она ограничена во времени, носит более узкий характер. Здесь не может быть использовано большое количество литературы. Но при этом соблюдаются почти все правила и принципы, как при любом исследовании. Во время исследования на уроке учитель создает такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны учащихся. Таким образом, возникает мотивация. Ученики под руководством учителя формулируют гипотезу. Гипотеза служит ориентиром в поиске необходимой информации. Она может не соответствовать позиции ученика. В процессе работы учащиеся могут убедиться в ошибочности выдвинутой гипотезы, или ошибочности избранного ими пути следования. И это будет тоже значимый результат, потому что это - их исследование, их поиск решения. Гипотезы обычно формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Для того чтобы результат был более эффективным, класс можно разделить на группы по 3-4 ученика. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Учитель в это время оказывает необходимую консультационную поддержку группам.

Каждая группа после обсуждения гипотезы в узком кругу выносит свое мнение на суд всего класса. Учитель активно участвует в дискуссии и, в случае необходимости, корректирует и направляет мысль учащихся. Одновременно он для себя делает пометки, в какой помощи данная группа нуждается, где можно добыть информацию (есть ли она в школьной медиатеке, библиотеке и т. д.).

Группы учеников должны с помощью аргументов доказывать свою точку зрения, опираясь на ту информацию, которую они получили в ходе взаимного поиска решения задачи. Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Мнения обучающихся по какому-то вопросу могут расходиться. Каждый человек имеет право на свою точку зрения, если умеет её аргументировать. Другое дело, что ученик не всегда может использовать достаточное количество доказательств либо может в чем-то ошибаться. В этом случае учитель и выступает в роли арбитра, который показывает наиболее верное решение проблемы. Если класс, исследующий какую - либо проблему, имеет достаточно высокий образовательный потенциал, то учитель предоставляет право самим ученикам разрешить ситуацию.

Рассмотрим пример организации исследования на уроке истории России. Учитель ставит перед изучением нового материала гипотезу (либо вместе с обучающимися формулирует её). Задача учащихся заключается в том, чтобы разрешить эту гипотезу. Это можно сделать двумя способами: либо подтвердить её, либо опровергнуть. Перед учащимися стоит нелегкая задача: подвергнуть сомнению то, что сказал учитель или то, что кажется, на первый взгляд очевидным. Вдруг они могут доказать что-то обратное? В этом и будет заключаться их смелость, творчество, научный поиск: найти новое решение проблемы и доказать свою точку зрения, которая, возможно, будет отличаться от точки зрения учителя. Здесь на помощь ученику и придут его учебные умения: умения в работе с историческими источниками и возможность их анализировать, умения доказать свою точку зрения, приводя аргументы. Это касается раскрытия внутренних качеств личности ребенка, которые он может проявить при решении исследовательской задачи. Естественно, что ребенок при этом опирается на доказательную базу: текст учебника, выдержки из исторических документов, (или документов, касающихся развития общества), карты, таблицы, схемы и др. Если обучающиеся получают задание заранее, они могут привлечь ещё большее количество источников, включая Интернет. Таким образом, обучающиеся учатся ориентироваться в потоке информации и использовать её для решения различных проблем.

Конкретный пример : постановка гипотезы на уроке при изучении темы: «Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» (8 класс).
Сформулированная самими учениками может выглядеть таким образом:
«Отмена крепостного права способствовала успешному социально-экономическому развитию России».
Учащиеся должны либо опровергнуть, либо подтвердить данную гипотезу. Каким образом они могут это сделать? Обучающиеся делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание. Первая группа исследует уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время. Вторая группа исследует уровень развития промышленности в пореформенное время. Для этого она использует также текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем, карту, помещенную в учебнике или атласе «Экономическое развитие России во второй половине Х1Х в». Третья группа исследует развитие в России железнодорожного строительства в пореформенный период. Кроме этих трех групп, создается и экспертная группа. В её задачу входит анализ предложенных таблиц и ответов одноклассников во время работы трех обозначенных групп. В ходе обсуждения предложенной гипотезы обучающимся можно предложить сравнить пореформенный период в России XIX века с современностью. Ученики могут обнаружить некоторые сходства. Будет понятно, что при проведении каких-либо реформ в обществе изменения могут наступить не сразу, а с течением времени.

Какие существуют трудности в применении исследовательского метода? Трудности могут быть различного плана. Например, если этот метод применяется на том или ином уроке, то на глубокое исследование не хватит времени, поэтому учащиеся могут прийти к ошибочным выводам. Также непосредственно на уроке невозможно использовать большое количество источников, что сужает зону поиска информации. Не все обучающиеся в классе смогут быстро сориентироваться в предлагаемых источниках информации, прийти к правильному решению. Как выходить из этой ситуации? Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить навыкам работы с историческими источниками, умению выбирать нужное. Во внеурочной работе обучающиеся, наоборот, могут растеряться в потоках информации. Не всегда смогут правильно оценить различные точки зрения. И здесь задачей учителя будет помощь в правильной ориентации в источниках информации. При сборе информации у населения обучающиеся должны владеть методами опроса, анкетирования, анализа информации и т. д. Поэтому, прежде чем заниматься исследованием, сначала нужно научить его участников пользоваться этими методами.

Особенности восприятия, усвоения, интерпретации учебного материала у мальчиков и девочек, здоровых и нездоровых обучающихся сильно варьируют, поэтому учитель должен это учитывать и при работе с учащимися в группе, и при планировании исследовательской деятельности. Если ребенок медлителен, педагог должен составить вместе с ним точное планирование его работы. Во время проверки хода работы проверять соответствие её намеченному плану, хвалить за успехи, намечать перспективы дальнейшей деятельности и напоминать о сроках. Можно разбить работу на части, точно определить сроки выполнения каждой из них.

Если же ребенок слишком тороплив, педагог должен тщательно проверить вместе с ним результаты его работы, указать на возможные недостатки, недоработки, разработать все возможные пути решения проблемы, показать - каковы могут быть пути разработки вопроса, предложить различные варианты действий, направлять его работу в нужное русло в случае, если ребенок выбрал неверный путь решения вопроса. Итак, в планировании исследовательской работы очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Исходя из этого, и строить работу с обучающимися. Педагог должен способствовать тому, чтобы ребенок сумел раскрыть все свои способности. При этом он построит работу так, чтобы ребенку самому хотелось заниматься каким-либо исследованием, чтобы это затронуло струны его души. Ведь любая умственная работа требует душевных затрат. Значит, с одной стороны, он может проявить себя, а с другой, он сам будет развиваться, почувствует важность своей деятельности, своего труда. Исследование и подразумевает именно такой подход к ребенку как к личности, которая неравнодушна к различным аспектам жизни общества. Итак, исследовательская деятельность становится интересной и полезной при правильной её организации, планировании и мудром руководстве. У обучающегося формируется внутренняя мотивация, умение подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Последние материалы раздела:

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

Другое название индейцев сиу сканворд
Другое название индейцев сиу сканворд

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...