Орден иезуитов определение. Черные солдаты ватикана

члены католического монашеского ордена ("Общество Иисуса", латинское "Sociеtas Jеsu"), основанного в 1534 в Париже Игнатием Лойолой. Для ордена И. характерны жесткая дисциплина, централизация, беспрекословное подчинение главе ордена и папе Римскому. Первый И., прибывший в Россию, - посол папы Антоний Поссевино. Попытки И. проникнуть в Россию пресекались правительством: в 1719 по указу Петра I они были изгнаны из страны. Возобновили деятельность при императрице Екатерине II на белорусских и литовских землях, вошедших в состав России в 1772-95. Официально признаны в 1801 императором Павлом I, однако в 1815 высланы из С.-Петербурга и Москвы, а в 1820 их деятельность на территории Российской империи запрещена. В Российской Федерации в 1992 зарегистрировано Российское отделение ордена И. -"Независимый российский регион общества Иисуса".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Иезуиты

Иезуи?ты (Орден Иезуитов) - неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. «Societas Jesu») - религиозного ордена Римско-католической Церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времен протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счете, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 - в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Этот самый большой орден Католической Церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в школах (коллегиях) и университетах. Они также продолжают свою миссионерскую деятельность и активно вовлечены в решение проблем, связанных с правами человека и социальной справедливости.

Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезен в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провел некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провел в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

Мало-помалу вокруг этого человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе.

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учебы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой ее миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встает вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединенными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберет его преемника, внесет в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены Общества, число которых стремительно растет, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие - в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Золотой век

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2.000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, - 13.112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев - христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключен в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в ХIХ и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало свое существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъем в XX веке. Из этих ученых наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где ее не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера - экуменическая деятельность. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу - участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

Иезуиты в мировой литературе

* Беранже - «Святые отцы»

* Бласко Ибаньес - «Отцы иезуиты»

* Стендаль «Красное и черное» - рисует картину иезуитской школы

* Дюма, Александр (отец) - «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»

* отец д´Оржеваль - роман "Анжелика" из 13 томов Анн и Серж Голон

Отличное определение

Неполное определение ↓

кто такие иезуиты?

  1. Католический монашеский орден, созданный в 16 веке для борьбы с Реформацией
  2. Иезуи#769;ты (Орден Иезуитов) неофициальное название Общества Иисуса (лат. Societas Jesu) религиозного ордена Римско-католической Церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как иезуиты, начиная со времен протестантской Реформации называли пехотинцами Римского папы отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза Ad majorem Dei gloriam, что переводится с латыни как К вящей славе Божией.
  3. Иезуиты-это последователи Ордена Иезуитов. Они подчиняются Римской-Католической Церкви и Папе Римскому.
  4. ИЕЗУИТЫ, неофициальное название членов Общества Иисуса, одного из крупнейших мужских монашеских орденов Римско-католической церкви. Более половины от общего числа иезуитов (в настоящее время насчитывающих ок. 27 тыс.) священники. Остальные это т. н. братья-коадъюторы, принимающие участие в деятельности ордена, но не имеющие священнического сана, и кандидаты, называемые схоластиками, которые проходят обучение и подготовку, чтобы впоследствии занять определенное положение в иерархии ордена. Девиз Общества Иисуса Ad maiorem Dei gloriam (К вящей славе Божьей) , а его цель служение Богу и церкви. Деятельность иезуитов не ограничена каким-то определенным поприщем, хотя приоритет отдается педагогической деятельности на всех уровнях. Помимо этого, они проповедуют, осуществляют руководство духовными учреждениями и приходской жизнью, занимаются миссионерской деятельностью у себя в стране и за рубежом, научными изысканиями, изданием газет, обращенных к широким кругам читателей, и специальных религиозных журналов, деятельностью на телевидении и на радио, а также трудятся в учреждаемых орденом сельскохозяйственных и технических школах. 25 иезуитов канонизированы Римско-католической церковью.
  5. Иезуиты-это средневековый орден, основанный в 1540 г. некто Лойолем (может, фамилия неточна) . В общем, основатель ордена был человеком недалким, но очень упорным, активно изучающим Божье слово и много читающий. Иезуиты были призваны бороться с неугодными королю, в ход шли в основном яды и кинжалы. позже иезуиты распространились почти по всему миру и не давали тлеть свящнному огню инквизиции. Надеюсь, помогла хоть чем-нибудь=)))
  6. ИЕЗУИТЫ (лат. societas Jesu oбщество Иисуса) , католический монашеский орден, основанный в 1537 году Игнатием Лойолой. Утвержден папой Павлом III в 1540 году, в 1550 году от папы Юлия III получил детальное описание своих целей и структуры. В условиях широкого распространения протестантизма и критики традиционного монашества перед иезуитами ставились задачи распространения и защиты веры, а также воспитания добрых католиков, чему служили проповедь, преподавание и помощь обездоленным. Осуществлению задач ордена служили централизм и иерархия; от киновии иезуиты практически отказались, и любой из них мог по необходимости жить в миру; единое орденское одеяние также отсутствовало.
    После предварительного экзамена желающий вступить в орден новиций призван был два года работать в госпитале или совершить паломничество, нищенствуя и босиком (первая экзаминация) . Затем следовал период обучения богословию и смежным наукам, имевший неопределенную длительность (вторая экзаминация) . По решению старших из числа схоластиков-учеников отбирались лица для годичного новициата (третья экзаминация) терциарии, которые затем в зависимости от проявленных способностей могли стать членами двух следующих ступеней ордена: коадъюторов (помощников) и профессов, принимавших три обычных монашеских обета (професса) целомудрия, бедности и послушания. Из последних отбирались затем профессы четвертого обета численно ограниченная элита ордена, которые приносили обет личного послушания папе. Они избирали пожизненно генерала ордена, которому принадлежала вся полнота власти; от созыва генерального капитула иезуиты отказались. Резиденция генерала находилась в Риме.
    Особый акцент Лойола делал на соблюдение обета послушания: орден понимался как безотказное орудие в руках папства, а каждый его член призван был, словно труп, подчинить себя старшим, причем не только внешне, но и внутренне. Большое место в ордене занимало образование, которое в отличие от нищенствующих орденов не было ограничено только богословием, но включало в себя и овладение комплексом гуманитарных знаний. Иезуиты создали разветвленную и доступную для выходцев из различных сословий систему среднего образования. Очень скоро иезуитские колледжи стали считаться образцовыми независимо от того, какую карьеру собирался избрать воспитанник. Орден являлся одним из основных орудий Контрреформации. Учение иезуитов о мысленной оговорке, снимавшее ответственность за те или иные проступки во имя высших целей, позволила ордену эффективно противостоять протестантизму, контролировать государственные органы и влиять на общественные настроения. Иезуиты активно проповедовали христианство в Индии, Африке и Южной Америке. Главенствующее положение иезуитов в монашестве 17-18 веков, их разнообразная активность в миру вызывали растущее недовольство европейских государств, видевших в пропапской позиции иезуитов угрозу национальной самостоятельности, что предопределило в середине 18 века запрет ордена в Португалии, Франции, Испании, Неаполитанском королевстве и Парме. В 1773 году папа Климент XIV под давлением европейских держав распустил орден, хотя в Пруссии и России иезуиты некоторое время продолжали свою преподавательскую деятельность. В 1814 году орден был восстановлен папой Пием VII.
Орден иезуитов был основан в 1534 Игнацием Лойолой. На сегодняшний день в его составе находятся 17676 человек. Девиз ордена - «К вящей славе Божией». Глава ордена – Адольфо Николас.

Особенности движения

Построение ордена включает в себя определенные принципы, главными из которых являются: жесткая дисциплина и полное повиновение младших старшим, строгая централизация, а также беспрекословный и абсолютный авторитет главы ордена. Последний избирается на пожизненный срок и носит имя генерала («черного папы»). Единственный, «черный папа» - это папа римский.

Иезуитская мораль приспособленческая, в случае необходимости закон Божий трактуется, основываясь на обстоятельства.

Для достижения наибольшего успеха своей деятельности орден позволил многим иезуитам сохранять свою принадлежность к ордену в тайне и вести обычный светский образ жизни. Такие иезуиты получили от папства множество привилегий (освобождение от некотрых религиозных обрядов и предписаний и т.д.). Благодаря этому данная организация в короткие сроки стала гибкой и прочной и распространила свою деятельность на многочисленные страны. Также подобное положение дел привило слову «иезуит» переносное значение. Так, иезуитом называют человека, ничем не выдающего свои истинные намерения и планы, действующего незаметно и тонко, проникающего в душу человека.

Взлет и крах

Орден иезуитов достиг вершин могущества в конце XVI века, когда число последователей выросло до более чем 10000 человек, что для того времени цифра огромная – примерное население очень большого города. Иезуиты проникали в самые отдаленные части света, неся свое учение. К примеру, иезуит Маттео Риччи получил право проповедовать в Китае от самого императора. Южная Америка и Африка видели солдат «Иисуса Сладчайшего» на своей территории.

В 1614 году более миллиона японцев были христианами (до того как христианство в этой стране подверглось преследованиям). Но в 1773 году наступил крах, причиной которого стала природа движения иезуитов. Церковные дела интересовали их ровно настолько, насколько они помогали в завоевании политического и финансового влияния. Существует мнение о том, что орден проповедовал нестяжательство, однако это не так.

На 1750 год в нем состояло 22787 членов, орден имел 381 резиденцию, 669 коллегий, 176 семинарий и 223 миссии. Руководители ордена вступали в открытые прения с монархами, насаждали свое видение власти. Результат был ужасен – он был распущен, лидер Лоренцо Риччи был заточен в тюрьму, а все имущество секуляризовано в пользу государств, на которых располагались отделения ордена. В 1814 году орден вновь был восстановлен, но прежнего влияния не получил. Его члены занимались больше наукой и исследованиями истории. Сегодня орден переживает не лучшие времена, а о былом влиянии речь даже не идет.

В первой половине XVI века католицизм во многих западноевропейских странах существенно ослаб. Централизованная и подчиненная Римскому Папе католическая церковь, которая претендовала на власть над всем миром, оказалась бессильной перед процессами реформации, в результате которой из традиционной церкви почти одновременно вышли несколько миллионов людей. Позиции католической церкви были подорваны, а то и вовсе уничтожены не только в Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Но церковный мир сохранял еще достаточно сил, чтобы перейти в контрнаступление. Этот период в истории был назван контрреформацией. Были усилены преследования еретиков и инакомыслящих, реорганизована инквизиция, учрежден Индекс запрещенных книг, мирянам запрещалось читать и обсуждать Священное Писание. Но главным орудием католической реакции в этот период стало “Общество Иисуса” – боевой отряд воинствующей церкви. Нам это общество более знакомо как орден Иезуитов.

Орден иезуитов был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 году. Членов ордена, начиная со времен протестантской Реформации, называли «пехотинцами Римского папы» частично потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола до того, как стать монахом, был солдатом. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «Для большей славы Господа».

Как пишет Wikipedia, Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в стране Басков в Испании. Будучи на службе у вице-короля Наварры, во время осады Памплоны в 1521 году, он был ранен и перевезен в замок Лойола, где и обратился, читая книгу «Жизнь Христа». Вылечившись, он покинул замок, решив отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником, но по пути остановился в городе Манреза, в котором по свидетельству историков с ним произошло некое духовное переживание, легшее в основу текста “Духовных упражнений” (книга, по которой до сих пор обучаются будущие иезуиты).

Герб ордена

1523 год Игнатий проводит в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении Игнатий учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Из-за сложных отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) Игнатий Лойола покинул Алькалу и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Со временем вокруг будущего «генерала» собралась небольшая группа студентов: Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. На частых встречах, будучи озабоченными состоянием Церкви, идейными движениями, которые были распространены среди парижских студентов, члены образовавшейся группы беседовали о духовном и часто молились вместе.

Две вещи на их взгляд необходимы и неотложны были на тот момент: “знать Иисуса Христа, подражать Ему и следовать за Ним” и “вернуться к подлинной евангельской бедности”. Товарищи составили план, который хотели реализовать сразу же по окончании своей учебы - вместе отправиться в Иерусалим. И решили, что если они не смогут этого сделать, то они пойдут в Рим и предоставят себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1524 года в часовне Мучеников на Монмартре семеро товарищей запечатлевают свой план личными обетами во время мессы. После этого прошло чуть более десяти лет. В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию, для того чтобы отплыть в святую землю. Но из-за войны с турками корабли туда не ходили. Тогда они, отправившись в Рим, в ноябре 1537 года поступают на службу Церкви для выполнения любой ее миссии. Здесь, перед группой возникла угроза распада - их могли разослать «по всему миру». Поэтому они решают: раз Господь собрал их из столь разных стран и столь различного образа мыслей, то лучше им быть объединенными и связанными в единое «тело».

Основатель ордена Игнатий Лойола

В то время отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным, потому что именно на ордена возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. К тому же Папой здорово опасался того, что иезуиты тоже могут пойти по пути реформации. Папа Павел III дал согласие на организацию ордена очень неохотно и с условием, что число членов новой организации не будет превышать 60 (правда, это ограничение в последствии было снято менее, чем через год). Игнатий Лойола был избран настоятелем ордена.

До самой смерти, в течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководил Обществом, и составил Конституцию нового института. А первая Конгрегация (монашеская организация, не имеющая статуса монашеского ордена - прим. ред.), которая избрала его преемника, внесла в этот труд последние штрихи и официально его утвердила.

Члены Общества, число которых стремительно росло, были разосланы по всему миру: в взбудораженную различными движениями Реформации христианскую Европу, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправился в Индию, потом в Японию и умер у врат Китая. Нобрег отбыл в Бразилию, прочие - в Конго и Мавританию. Четыре члена Общества начали активно участвовать в Тридентском соборе, который занимался реформой Церкви.

Тридентский собор - девятнадцатый Вселенский собор (по счету Римско-Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в понтификат Пия IV, был самым важным собором в истории Католической Церкви.

На соборе, помимо прочего, произошло подтверждение Никейского символа веры, латинского перевода Библии («Вульгаты»), принятие второканонических книг в Библию и Тридентского катехизиса. Большое место было уделено таинству евхаристии. Всего было принято 16 догматических постановлений, покрывших большую часть католической доктрины.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ОРДЕНА

Сперва внимание иезуитов было обращено на возвращение в лоно католической церкви отпавших от нее лиц. Главными орудиями борьбы были агитационная массовая работа - проповедь, и обработка остальных лиц - исповедь, организация убежищ для сирот, даровых столовых, домов святой Марфы и прочее. Члены ордена набирались по принципу физического, умственного и классового отбора - принимались люди физически здоровые, с хорошими умственными способностями, энергичные и по возможности «хорошего происхождения» с приличным состоянием. Организация была построена на принципах единоначалия и строгого централизма, безусловного повиновения воле старшего и железной дисциплины. Один из историков сравнил построение ордена с кольчугой, сотканной из крепких и гибких колец; которые делают орден неуязвимым и в то же время эластичным.

В 1565 году орден насчитывал 2000 членов, а в 1615 году, когда умер пятый генерал ордена -13112. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. В Парагвае ими было создано государство (с 1610 года), просуществовавшее около 160 лет. Орден активно участвовал в колонизации Азии, Африки и Южной Америки. Для насаждения “истинной веры” иезуиты отважились прийти в Китай. Они ходили в тибетские горные селения, куда едва мог добраться подготовленный альпинист. В Китае иезуиты получили от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Иезуит - миссионер, 1779.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждали против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм (учение подчеркивало испорченную природу человека вследствие первородного греха, необходимость Божественной благодати, а также предопределение), квиетизм (учение провозглашало полную пассивность и спокойствие, подчинение божественной воле, равнодушие к добру и злу, отречение от мира). Тем не менее, XVI и XVII века были эпохой расцвета могущества и богатства ордена; он владел богатыми поместьями, массой мануфактур.

Педагогическая деятельность была выдвинута как одна из главных задач ордена еще ее основателем. Так, в 1616 году насчитывалось 373 иезуитских коллегиума (закрытых учебных заведений), а к 1710 году число их возросло до 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы. И не удивительно, ведь одним из главных направлений деятельности ордена в сфере образования было создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных или зажиточных слоев в духе преданности католицизму.

В XVII-XVIII веках иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей, так как аккумулировали достижения педагогики своего времени: классно-урочную систему обучения, использование упражнений, переход от легкого к трудному. В воспитании акцент делался на развитии честолюбия, - говорится в Большой Российской энциклопедии. Поддерживался дух соревновательности: регулярно отмечались лучшие и отстающие, проводились конкурсы и диспуты.

ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ ИЕЗУИТСТВА

1-я ступень: поступить мог любой желающий от 19 лет и в течение двух лет изучать то, чем ему заниматься в дальнейшем

2-я ступень: два года изучались общеобразовательные предметы

3-я ступень: три года изучались философия и естественные науки

4-я ступень: регентство подготовка к тому, чтобы стать преподавателем богословия

5-я ступень: богословие - кандидат готовил себя в иерархи церкви

И на шестои ̆ он входил в посвящение, которое занимало несколько месяцев. Он посвящался в братство, то есть получал некие откровения. Заметим, что любой кандидат учился 14 или 15 лет, чтобы стать иезуитом. Необходимые обеты членам ордена: обет целомудрия, обет бедности и обет послушания.

Из лучших учеников образовывались «магистраты», члены которого носили почетные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с Древним Римом), «директоров» (опекунов из старших классов над младшими учениками), а также «академии» (типа школьных кружков), выбирались «ректоры». Учащихся готовили к активной деятельности, поэтому иезуиты отказались от правил средневековой монастырской школы: заботились о здоровье, физическом развитии, питании и отдыхе воспитанников. Важное место отводили светскому воспитанию. Но главным оставалось религиозное воспитание. Развитие индивидуальности личности сочеталось со строгой регламентацией поведения учащихся, подчинения личной воли интересам церкви, внедрению взаимного надзора во время и после занятий, обязательности доносов о проступках товарищей (а вы думали, что это изобрела советская власть? - прим.ред.).

Иезуиты разработали собственную систему морали, названую ими «приспособительной». Она давала широкую возможность произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования в зависимости от обстоятельств, и совершать любой поступок (иногда и криминальный) во имя «высшей цели» - «Для большей славы Господа». Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом иезуитам девизе «Цель оправдывает средства»

Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме

В 1770 году Орден включал 23000 членов, 669 колледжей и 273 миссии. Однако монархи всех европейских стран были против существования тайной и сильной организации, действующей в интересах католической церкви и никак не подконтрольной их власти. Папа был вынужден распустить орден. Тем не менее, уже в 1814 году римский папа Пий VII восстановил орден иезуитов во всех его правах и привилегиях.

Занимаясь не только теологией, иезуиты основали астрономические и сейсмологические станции в Маниле и Китае, а римский астроном Секки (1818–1878) снискал всемирную славу. Вклад иезуитов в художественную литературу был обширен и разнообразен: особого упоминания заслуживают сочинения английского иезуита Хопкинса (1844–1889). К числу периодических изданий иезуитов относятся «Ла Чивильта каттолика» («La Civilt cattolica», Италия, 1850), «Этюды» («tudes», Франция, 1856), «Штиммен дер Цайт» («Stimmen der Zeit», Германия, 1865), «Манс» («The Month», Англия, 1864), «Расон и Фе» («Razon y Fe», Испания, 1901) и «Америка» («America», США, 1909).

ГОСУДАРСТВО ИЕЗУИТОВ В ПАРАГВАЕ

Издавна население Парагвая составляли индейцы племен гуарани. Миссионерская деятельность была начата среди них доминиканским монахом Лас Казас. Как пишет Игорь Шафаревич в своей работе “Социализм как явление мировой истории”, иезуиты, со свойственным им реалистическим подходом решили сделать принятие христианства практически привлекательным, а для этого попытались защитить обращенных индейцев от их главного бедствия - охотников за рабами, паулистов из штата Сан-Паулу, тогдашнего центра работорговли.

Иезуиты приучили индейцев к оседлой жизни и переселили их в крупные селения, называемые редукциями. Первая редукция была основана в 1609 году. Сначала, по-видимому, существовал план создания великого государства с выходом к Атлантическому океану, но этому помешали набеги паулистов. Начиная с 1640 года иезуиты вооружили индейцев и с боями переселили их в труднодоступный район, ограниченный с одной стороны Андами, а с другой - порогами рек Парана, Ла-Плата и Уругвай. К тому времени вся страна была покрыта сетью редукций. Уже в 1645 году иезуиты Машета и Каталадино получили от испанской короны привилегию, освобождавшую владения общества Иисуса от подчинения испанским колониальным властям и от уплаты десятин местному епископу. Иезуиты добились вскоре права вооружить индейцев огнестрельным оружием и создали из гуарани сильную армию.

Иезуиты настойчиво отклоняли обвинения в том, что создали в Парагвае независимое государство. В действительности некоторые обвинения были преувеличены - например, книга о “парагвайском императоре” с его портретом, или выпущенные якобы им монеты были подделкой врагов иезуитов. Но несомненно, что контролируемая иезуитами область была настолько изолирована от внешнего мира, что вполне могла считаться независимым государством или доминионом Испании.

Иезуиты были единственными европейцами на этой территории. Они добились от испанского правительства закона, по которому ни один европеец не мог без их разрешения проникать на территорию редукций и в любом случае не мог пробыть там больше трех дней. Иезуиты не обучали индейцев испанскому языку, но разработали письменность гуарани и обучали их грамоте. Область иезуитов имела свою армию и вела самостоятельную внешнюю торговлю.

Население государства иезуитов составляло в момент расцвета 150200 тысяч человек. Основной их частью были индейцы, кроме того, около 12 тысяч рабов-негров и 150-300 иезуитов. История этого государства оборвалась в 1767-1768 годах, когда иезуиты были изгнаны из Парагвая в рамках общей, направленной против иезуитов политики испанского кабинета.

Все население было сосредоточено в редукциях. Обычно в редукциях жило две-три тысячи индейцев, в самых малочисленных - около пятисот человек; самая крупная миссия святого Ксавера насчитывала тридцать тысяч жителей. Во главе каждой редукции стояло два патера-иезуита. Как правило, один из них был значительно старше другого. Других европейцев в редукции обычно не бывало. Старший из двух патеров, “исповедник”, в основном посвящал себя культу, младший считался его помощником и руководил хозяйственными делами.

Аллегория роспуска ордена иезуитов в 1773 году как гигантомахии

“Ограниченный ум обращенных индейцев заставлял миссионеров заботиться обо всех их делах, руководить ими как в духовном, так и в светском отношении”, - цитирует в “Истории Парагвая” иезуит Шарлевуа современника парагвайского государства Антонио де Уллоа. Никаких законов не существовало - их заменяли решения патеров. Они выслушивали исповедь, которая для индейцев был обязательной, они же назначали и наказания за все проступки. Наказания были: выговор с глазу на глаз, публичный выговор, порка кнутом, тюремное заключение, изгнание из редукции. Виновный должен был сначала каяться в церкви в одежде еретика, потом подвергался наказанию. Де Уллоа пишет: “Они питали такое большое доверие к своим пастырям, что даже беспричинное наказание считалось ими заслуженным “.

Вся жизнь в редукциях была основана на том, что индейцы не владели почти ничем: ни земля, ни дома, ни сырье или орудия ремесленника не были частной собственностью, да и сами индейцы себе не принадлежали. Все произведенные продукты сдавались на склады, в которых работали индейцы, обученные письму и счету. Часть продуктов раздавалась населению. Ткани делились на равные куски и раздавались поименно. Каждый мужчина получал ежегодно нож и топор.

Большая часть произведенного в редукциях шла на экспорт. Так, при громадных стадах выделывалось большое число шкур. В миссиях были дубильные и башмачные мастерские. Вся их продукция шла на экспорт - индейцам разрешалось ходить только босиком. Внешняя торговля велась очень широко. Редукции вывозили, например, больше местного чая, чем весь остальной Парагвай.

Многих поражали способности, которые индейцы проявляли в ремесле. Шарлевуа пишет, что гуарани “преуспевали как бы инстинктивно в любом ремесле, с которым сталкивались... Например, достаточно было показать им крест, подсвечник, ладанку или дать материал, чтобы они сделали такой же. Можно было с трудом отличить их работу от модели, которую они имели перед собой”.

Ни внутри редукции, ни между редукциями торговли не существовало. Не было и денег. Каждый индеец держал в руках монету один раз в жизни - во время бракосочетания, когда вручал ее в подарок невесте, с тем чтобы монета немедленно после церемонии была возвращена патеру.

Все редукции были построены по одному плану. В центре находилась квадратная площадь, на которой была расположена церковь. Вокруг площади располагались тюрьма, мастерские, склады, арсенал, прядильная мастерская, в которой работали вдовы и провинившиеся женщины, больница, дом для гостей. Остальная часть территории редукции разбивалась на равные квадратные кварталы.

По контрасту с жильем индейцев церкви поражали своей роскошью. Строились они из камня и богато украшались. Церковь в миссии святого Ксавера вмещала 4000-5000 человек, стены ее были отделаны блестящими пластинками слюды, алтари - золотом.

На заре индейцев будил колокол, по которому они должны были вставать и идти на обязательную для всех молитву, а потом на работу. Вечером ложились спать тоже по сигналу. С наступлением темноты по селению патрулировали отряды, составленные из наиболее надежных индейцев. Выходить из дома можно было только по специальному разрешению.

Все индейцы одевались в одинаковые плащи из полученной на складе материи. Только чиновники и офицеры имели отличную от других одежду, но лишь когда отправляли свои общественные обязанности. В остальное время она (как и оружие) хранилась на складе. Браки заключались два раза в год на торжественной церемонии. Выбор жены или мужа находился под контролем патеров.

Дети начинали работать очень рано. “Как только ребенок достигал такого возраста, когда он мог уже работать, его приводили в мастерские и определяли к ремеслу”, - пишет Шарлевуа. Иезуиты были очень обеспокоены тем, что население редукций почти не росло - несмотря на совершенно необычно хорошие для индейцев условия: гарантию от голода и врачебную помощь. Чтобы стимулировать рождаемость, индейцам не разрешали носить длинные волосы (знак мужчины) до рождения ребенка. С этой же целью ночью удары колокола призывали их к исполнению супружеских обязанностей.

Между тем, сами иезуиты делали все для того, чтобы заглушить у индейцев инициативу и заинтересованность в результате своего труда. В Регламенте 1689 года говорится: “Можно им давать что-либо, чтобы они чувствовали себя довольными, но надо следить, чтобы у них не появилось чувство заинтересованности”. Лишь к концу своего владычества иезуиты пытались (вероятно из экономических соображений) развить частную инициативу, например, раздавали скот в частное владение. Но это уже не привело ни к чему - ни один опыт не удавался.

Иезуиты в Парагвае, как и во всем мире, погубили себя своими успехами - они стали слишком опасны. В частности, в редукциях они создали хорошо вооруженную армию, численностью до 12 тыс. человек, которая была, по-видимому, решающей военной силой в этом районе. Они вмешивались в междоусобные войны, не раз брали штурмом столицу Ассунсион, побеждали португальские войска, освободили Буэнос-Айрес от осады англичан. Во время смуты ими был разбит наместник Парагвая дон Хозе Антекверра. В сражениях участвовало по несколько тысяч гуарани, вооруженных огнестрельным оружием, пеших и конных. Эта армия стала внушать все большие опасения испанскому правительству.

Падению иезуитов много способствовали и широко распространившиеся слухи о колоссальных накопленных ими богатствах. После изгнания иезуитов правительственные чиновники бросились искать спрятанные ими сокровища и обнаружили, что их нет. Большинство индейцев разбежалось из редукций и вернулось к своей прежней религии и бродячей жизни.

Интересна оценка, которую деятельность иезуитов в Парагвае получила у философов-просветителей. Для них иезуиты были врагом No1, но для характеристики их парагвайского государства некоторые из них не находили достаточно высоких слов: “Распространение христианства в Парагвае силами одних только иезуитов является в некотором смысле триумфом человечества”.

ИЕЗУИТЫ В РОССИИ

В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. 13 января 1577 года издана булла папы Григория XIII об образовании Греческой коллегии, в которой должны были обучаться воспитанники из восточнославянских земель Речи Посполитой, Ливонии и Московии. В XVI-XVII веках иезуиты основали на территории Речи Посполитой ряд учебных заведений. А в XVI веке иезуиты, действовавшие там же, издали около 350 теологическо-полемических, философских, катехизических, проповеднических сочинений.

Португалец Томаш Перейра, один из первых иезуитов, посетивших Россию (1689 год)

Летом 1684 года в Москву прибыло посольство от императора Священной Римской империи для переговоров о вступлении России в Священную Лигу, - говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В составе посольства находился иезуит Вота, который должен был содействовать организации в Москве иезуитской миссии. В 1684-1689 годах иезуиты развернули в Москве активную деятельность и стали оказывать влияние на фаворита царевны Софьи князя Голицина. В 1689 году после вступления на престол Петра I иезуиты были изгнаны из России. В конце XVII века им вновь было разрешено селиться в Москве, где они основали школу, которую посещали дети ряда вельмож (Голицины, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие, Головкины, Мусины-Пушкины, Куракины).

После первого раздела Речи Посполитой иезуиты опять появились в России, так как на территории Беларуси и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. Под власть России перешли около 20 иезуитских организаций: 4 коллегии (коллегиума) - в Динабурге, Витебске, Полоцке и Орше, 2 резиденции - в Могилеве и Мстиславле и 14 миссий; свыше 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов). Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов злотых. Императрица Екатерина II решила оставить иезуитов в России при условии принесения ими присяги императрице.

В 1773 году была издана булла папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и прекращении его существования. Императрица Екатерина II отказалась признать ее и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке.

В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей.

В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов преобразована в академию, получила права университета и руководство всеми иезуитскими школами в Беларуси. В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В 1814-1815 годах обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена в 1814 году, а протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России усилились.

СОВРЕМЕННЫЕ ИЕЗУИТЫ

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру (духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян). Однако по различным причинам Общество продолжало свое существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 году отцом Иваном Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них.

В 1903 году иезуитами была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъем в XX веке. Из этих ученых наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден. Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Кстати, на радио Ватикана они работают со времени его основания по сегодняшний день.

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где ее не было. Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, отца Педро Аррупе и задумалась над некоторыми необходимыми изменениями. Через десять лет отец Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», выдвинула и другую задачу - участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

И сегодня, деятельность иезуитов не ограничена каким-то определенным поприщем, хотя приоритет отдается педагогической деятельности на всех уровнях. Помимо этого, они проповедуют, осуществляют руководство духовными учреждениями и приходской жизнью, занимаются миссионерской деятельностью у себя в стране и за рубежом, научными изысканиями, изданием газет, обращенных к широким кругам читателей, и специальных религиозных журналов, деятельностью на телевидении и на радио, а также трудятся в учреждаемых орденом сельскохозяйственных и технических школах. Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности

Загадочная и неоднозначная история иезуитов. Орден, который начинался с десяти человек, в основание которого была положена “евангельская бедность” и “возвращение в лоно церкви отпавших” изменил ход истории. Да, были интриги при дворах, да в ход пускали “Цель оправдывает средства”, и протестанты долгое время были еретиками. Но... они не только выстроили систему образования, создали периодические издания, работали в различных СМИ, они несли, да и несут сейчас христианские ценности. И при этом закладывают их в основание жизни детей. Иезуиты как миссионеры достигли таких мест, куда долго кроме них из христиан никто не добирался. Да, у них была жесткая централизация и полное безусловное подчинение, но у них была идея и цель. Они не боялись изменений, которые происходили вокруг, “общество Иисуса” тогда менялось тоже, изменения во второй половине двадцатого века особенно показывают это.

Неужели нам нечему у них поучиться? Именно сейчас, когда в систему образования, в газеты, журналы, телевидение, в кино и литературу проникают “агенты влияния” идей гомосексуализма, вседозволенности и толерантности, когда в американских школах стреляют, а славянские подростки могут запросто поджечь прохожего на “вечном огне”, как это было недавно. И мы ничего не будем делать? Мы не пойдем в школы, не напишем книги, не воспитаем тех, кто бы смог просто быть на своем месте (в школе, в университете, в Голливуде, в парламенте) и делать свое дело, при этом не “прогибаясь под изменчивый мир”?

Журнал IN VICTORY, апрель 2008

Иезуитский орден (официальное название Общество Иисуса), был основан в 1536 году, в Париже, испанским фанатиком Игнатием Лойолой, отдавшим, по словам Дидро, свою молодость военному ремеслу и любовным утехам. В 1540 году, орден узаконил папа Павел III.
Орден был создан по военному образцу. Его члены считали себя солдатами, христовым воинством, а свою организацию - войском. Железная дисциплина и абсолютное повиновение начальству считались высшей доблестью иезуитов. Цель оправдывает средства - таков был принцип, которому следовали члены Общества Иисуса. В отличие от других монашеских орденов, иезуит не был связан жесткими монастырскими уставами. Сыны Лойолы жили в миру, среди населения.


Общество Иисуса - наиболее тесно связанный с папским престолом орден, деятельность которого непосредственно контролируется и направляется папой римским. Формально от папского престола зависят и все другие монашеские ордены. Однако в прошлом, они больше тяготели к местной иерархии и местным правителям, чем к далекому от них главе католической церкви. Другое дело иезуиты, присягающие в верности папе римскому, его собственные солдаты, непосредственно и беспрекословно выполняющие его приказы.
Иезуиты освобождались от обременительных церковных служб, обязательного ношения монашеского одеяния. К тому же в отличие от членов других монашеских орденов, они не претендовали на высшие церковные должности. Только в исключительных случаях они назначались кардиналами, епископами, а путь к папской тиаре вообще им был заказан. Генерал иезуитского ордена не мог рассчитывать превратиться из черного попа в белого. Таким образом, иезуитам разрешалось все, за исключением непосредственного управления церковью. Они могли управлять только через других, могли быть только тайной пружиной, секретной властью за троном.

Самым крупным владением иезуитов в Испанской Америке были редукции в Парагвае. Иезуиты пришли в Парагвай в начале XVII века. В этом районе не было драгоценных камней, не было развитых индейских обществ, поэтому в период конкисты он не привлекал особого внимания испанцев. Но благоприятный климат, плодородная земля, позволяющие получать два урожая в год, большие массы индейского населения, главным образом миролюбивых племен гуарани, делали этот район весьма перспективным для развития сельского хозяйства, в особенности скотоводства. Иезуитов привлекало и то обстоятельство, что здесь, было мало испанских поселенцев и район находился в стороне от крупных колониальных центров. Ближайшие из них - Асунсьон и Буэнос-Айрес, являлись в начале XVII века всего лишь форпостами, охранявшими со стороны Атлантического океана подступы к богатствам Перу. К востоку от линии Асунсьон - Буэнос-Айрес лежали ничейные земли с неведомыми богатствами, тянувшимися вплоть до португальских владений, а точнее до Сан-Паулу. В этом огромном треугольнике - Асунсьон - Буэнос-Айрес - Сан-Паулу, в котором могли разместиться Испания, Португалия и Франция вместе взятые, раскинулись иезуитские владения, иезуитская республика или государство, как их часто называют в литературе.
Эти владения входили в юрисдикцию иезуитской Парагвайской провинции (Иезуитский орден подразделялся на провинции, в которые входили, как правило, несколько стран). Кроме Парагвайской, иезуиты имели в колониальной Америке еще Мексиканскую и Перуанскую провинции, с центром в Асунсьоне, влияние которой распространялось на нынешние Аргентину, Парагвай, Уругвай и примыкающие к ним пограничные зоны Нагорного Перу (Боливия) и южной Бразилии.

Первые свои поселения-редукции иезуиты создали в районе г. Гуайры на левом берегу р. Парагвай, но после успешных набегов бразильских бандейрантес - охотников за рабами из Сан-Паулу (их называли также мамелюками) - они были вынуждены покинуть Гуайру и переселиться вместе со своими подопечными индейцами на юг. В XVIII веке, парагвайские миссии иезуитов, имели 30 редукций в районе верхнего и среднего течений рек Парана и Парагвай, между 25-м и 32-м южными меридианами, на стыке нынешних республик Парагвай, Бразилия и Аргентина. 8 редукций находились в нынешнем Парагвае, 15 - в Аргентине, 7 - в Бразилии, на территории нынешнего штата Риу Гранди ду Сул. Самая большая редукция - Япею - насчитывала около 8 тыс. жителей, самая маленькая - 250, а в среднем в редукции проживало около 3 тыс. человек. В настоящее время эти районы называются в Парагвае: округ Мисионес, в Аргентине - национальная территория Мисионес, в Бразилии - Район миссий (Соmarca de missoes).
В октябре 1611 г. иезуиты получили от испанской короны монопольное право на учреждение миссий в Парагвае, причем обращенные ими в христианство индейцы освобождались на 10 лет от уплаты налогов короне. Испанские власти пошли на этот шаг по разным причинам: во-первых, район был труднодоступен и беден ценными ископаемыми; во-вторых, он был населен свободолюбивыми племенами, покорение которых потребовало бы больших средств и усилий со стороны колониальных властей; в-третьих, территория, на которой обосновались иезуиты, примыкала к Бразилии, которая в то время находилась (благодаря присоединению в 1580 году Португалии к Испании) как бы в орбите испанского влияния, поэтому португальцы не стали оказывать сопротивления продвижению иезуитов по направлению к их территории - Бразилии.

Иезуиты приспособили католическую религию к индейским верованиям, действуя через прирученных индейцев, выступавших в роли их агитаторов и пропагандистов, заручились поддержкой индейских вождей-касиков, через которых управляли редукциями. Касики получали свою долю от эксплуатации индейских тружеников, находившихся на положении крепостных. Продукт их труда на божьем поле (так называлась земля, принадлежавшая церкви) и в мастерских присваивался иезуитами, выступавшими в роли помещиков и предпринимателей. Их подопечные не пользовались свободой передвижения, не могли сменить работу, выбрать себе жену без предварительного согласия наставника-иезуита. За неповиновение, индейцы редукции подвергались телесным наказаниям.

Редукции в описании некоторых иезуитов выглядят не то детским садом, не то богадельней. Иезуиты, оказывается, только тем и занимались, что приумножали духовные и физические блага своих подопечных: учили их чтению и письму, музыке, ремеслам, военному искусству, заботились об их здоровье, отдыхе, душе. Однако при более пристальном рассмотрении системы, установленной иезуитами в редукциях, солнечная картина жизни гуарани тускнеет, на ней весьма отчетливо проявляются черные пятна. Все авторы, в том числе и иезуиты, сходятся на том, что жизнь индейцев в редукциях была до предела регламентирована, включая брачные отношения, которые совершались по сигналу колокола в 11 часов вечера; индейцы работали от зари до захода солнца, продукты их труда присваивались иезуитами. Гуарани жили в нищете, антисанитарии, скудно питались, ходили босиком, гибли от различных эпидемий. Иезуиты чинили над ними суд и расправу, наказывая плетьми за малейшее нарушение установленного порядка. Иезуиты жили в прекрасных зданиях; церкви, выстроенные индейцами, сверкали украшениями из золота, серебра и драгоценных камней. Труд индейцев приносил огромную выгоду ордену. Иезуиты поставляли на международный рынок большие партии ерба-мате (парагвайский чай), хлопка, кож, дубильного экстракта, воска, табака, зерна и других продуктов, полученных в результате труда индейцев.
Доступ в редукции зависел от воли иезуитских властей, которые могли запретить въезд всем, за исключением высших духовных чинов и представителей колониальной администрации. Наконец, существенным отличием иезуитских владений в Парагвае от других миссий являлось наличие в редукциях войск индейцев-гуарани. Эти войска были созданы и вооружены с разрешения испанской короны после отделения Португалии от Испании в 1640 г. В их задачу входила охрана восточной границы от набегов бразильцев. Формально они находились в распоряжении колониальных властей, но на деле ими командовали отцы-иезуиты.

В 1740 году, иезуиты готовились отпраздновать свой юбилей - 200-летие существования ордена. В связи с этим, генерал ордена Ретц, направил всем провинциалам циркуляр с указанием не поднимать шума по поводу юбилея и отмечать его строго в семейном кругу, учитывая серьезность положения. Генерал был прав: над орденом повсюду сгущались тучи, его обвиняли в самых различных кознях, интригах, преступлениях. Теперь уже членов Общества Иисуса поносили не только в протестантских странах, но и в самых правоверных католических странах - Испании, Португалии и Франции, где образовались настоящие анти иезуитские партии, выступавшие за укрепление королевской власти, за просвещенное управление. Противники иезуитского ордена, требовали в первую очередь ограничить его политическое и экономическое влияние, запретить ему вмешиваться в государственные дела, изгнать его представителей из придворных кругов, лишить иезуитов монопольного права на влиятельную должность королевского исповедника.

Не ладились дела иезуитов и в Бразилии, которая была освоена португальцами значительно позже испанских владений. В Бразилию первые иезуиты прибыли в 1549 г. У них сразу начались раздоры с португальскими поселенцами из-за контроля над индейцами. Иезуиты требовали опеки над индейцами, поселенцы же стремились обратить индейцев в рабство. Индеец-раб обходился значительно дешевле африканского.
На этой почве происходили постоянные столкновения между обеими сторонами, что неоднократно заканчивалось изгнанием иезуитов. В 1640 г. их изгнали из района Сан-Паулу, а в 1669 г. - из северных провинций (Мараньон и Парана). Иезуиты в Бразилии, как, впрочем, и в других странах, не только не возражали против рабства негров и работорговли, но и сами в ней активно участвовали. Их стенания и протесты против попыток поселенцев поработить индейцев объясняются не моральными причинами, а желанием самим извлечь выгоду из монопольного контроля над аборигенами.

Но со временем, над орденом стали сгущаться тучи. В 1764 году, Франция запретила иезуитский орден. Этому решению предшествовало скандальное дело иезуитского аббата Лаваллета, обворовавшего своих компаньонов по торговле с Мартиникой. Парламент и особая королевская комиссия, обследовавшая деятельность ордена, пришли к выводу, что подчинение французских иезуитов иностранному генералу, проживающему в Риме, противоречит законам королевства и обязанностям его подданных. Король, не желая идти на крайнюю меру, предложил папскому престолу назначить из французских иезуитов викария - местного главу ордена, ответственного перед французскими законами. Папский престол отверг это предложение. Тогда 6 августа 1762 года, парламент Парижа, высшая судебная инстанция страны, постановил запретить иезуитский орден и изгнать из страны его членов, попутно обвинив их, согласно лучшим традициям инквизиции, в симпатиях к арианству, несторианству, лютеранству, кальвинизму и многим другим ересям, в распространении еретических скверн.
Это постановление было узаконено королем два года спустя, в 1764 году. Папа римский на тайной консистории отверг решение французского короля как незаконное, но публично заявить об этом не посмел. На этом позор иезуитов не кончился. Их штаб-квартирой в Париже - дворцом на улице По де Фор завладели франкмасоны, принявшие в свои ряды в 1778 г. в этой бывшей святая святых Общества Иисуса - Вольтера, в прошлом ученика отцов-иезуитов, а затем их самого беспощадного противника.
Запрет иезуитского ордена во Франции укрепил позиции его противников в Испании. Они стали выжидать удобного момента, чтобы последовать примеру Парижа и Лиссабона.

Король Испании, Карл III, вначале благоволил к иезуитам, но вскоре его отношение к ордену изменилось. Бывший король Неаполя, Карл III был большим поклонником епископа Палафокса, который некогда предсказал, что он займет испанский престол. Когда это предсказание сбылось, Карл III, желая посмертно отблагодарить вещего епископа, попросил папу римского возвести его в ранг блаженных. Папа римский категорически отказался. Палафокс, будучи епископом Пуэблы в Мексике, слыл непримиримым врагом иезуитов. Естественно, иезуиты, влияние которых при папском дворе было еще значительным, не могли допустить, чтобы их противник удостоился сана блаженного.
Интриги иезуитов и отказ папы удовлетворить его просьбу вызвали неудовольствие короля. Оно перешло в гнев, когда Карлу III сообщили, что иезуиты намереваются его свергнуть и посадить на трон брата Луиса, что они распространяют слухи - якобы отцом короля был кардинал Альберони, служивший советником при неаполитанском дворе.

23 марта 1766 года, в Мадриде вспыхнул мятеж, направленный против министра финансов неаполитанца Леопольдо де Грегорио, маркиза Скиллачи, запретившего испанцам носить широкополые шляпы и длинные плащи. Иезуиты принимали участие в беспорядках. Прокуратор ордена Исидоро Лопес и покровитель ордена, бывший министр Энсенада, призывали к свержению короля. Это переполнило чашу терпения Карла III, и он дал согласие на запрещение ордена. Был созван Чрезвычайный королевский совет, который рассмотрел доклад министров Рода и Кампоманеса о деятельности иезуитов в испанской империи.
Доклад был составлен на основе разоблачительных документов бывшего иезуита Бернардо Ибаньеса де Эчаварри. Ибаньес, находясь в 50-х годах в Буэнос-Айресе, во время пребывания там миссии Вальделириоса, встал на сторону последнего, за что был изгнан из ордена. Вернувшись в Испанию, Ибаньес написал ряд записок, в том числе сочинение Иезуитское королевство в Парагвае, разоблачающие подрывную деятельность иезуитов этой провинции. Материалы Ибаньеса после его смерти в 1762 году, были переданы правительству.

2 апреля 1767 года, королевский совет издал декрет – Прагматику, полное название документа - Прагматический приказ его величества о высылке, согласно закону, из этих королевств, членов Общества, конфискации их собственности, запрете восстановления когда-либо в будущем и с перечислением других мер.
Король, говорилось в Прагматике, принял решение о запрещении ордена Лойолы, об изгнании всех его членов из испанских владений и о конфискации их собственности, побуждаемый серьезнейшими причинами, относящимися к моим обязанностям обеспечивать подчинение, спокойствие и справедливость моих народов, и по другим неотложным, справедливым, необходимым и обязательным причинам, которые известны только одной моей королевской совести.
Изгонялись иезуиты всех рангов и степеней, в том числе послушники. Вся собственность ордена, будь то движимое или недвижимое имущество, конфисковывалась в пользу королевской казны. Учреждался Совет по управлению бывшей иезуитской собственностью (Хунта де темпораридадес), доходы от которой должны были идти на нужды просвещения и на уплату пенсий изгнанным членам ордена.
Высланные иезуиты, пожелавшие выйти из ордена и вернуться в светское состояние, могли просить короля разрешить им приехать в Испанию, дав под присягой клятвенное обещание председателю Королевского совета прекратить всякую связь с членами ордена или его генералом и не выступать в их защиту. Нарушение присяги приравнивалось к государственной измене. Бывшим иезуитам запрещалась церковная и преподавательская деятельность. Жителям Испании, и ее владений под страхом строгого наказания не дозволялась переписка с членами ордена.

Как в Испании, так и в заморских владениях, за исключением Мексики, операция по аресту иезуитов и их высылке прошла без особых помех. Прибегая к хитростям и уловкам, местным властям удалось сконцентрировать выманенных из миссий иезуитов в намеченных местах и арестовать.
Это породило легенду о том, что корабль, который доставил в колонии королевскую Прагматику, якобы привез и тайное уведомление иезуитского генерала своим подопечным о предстоящей их высылке.
Предвидя, что иезуиты могут мобилизовать в свою защиту фанатически настроенных сторонников из местного населения, вице-король Мексики маркиз де Круа в обращении к жителям потребовал беспрекословного подчинения королевской Прагматике и строжайше запретил какое-либо ее обсуждение.
Это грозное обращение не возымело действия на сторонников иезуитов, поднявших мятежи в городах Сан Луис Потоси, Гуанахуато и Вальядолиде (ныне г. Морелия). Чтобы извлечь оттуда иезуитов, потребовалось войско в 5 тысяч солдат. На подавление мятежей ушло четыре месяца. Испанские власти беспощадно расправились со сторонниками иезуитов: 85 человек были повешены, 664 осуждены на каторжные работы, 110 высланы.

В районе Ла Платы, приказ об изгнании иезуитов смог быть выполнен только год спустя после его получения. Лишь 22 августа 1768 года, власти смогли сосредоточить всех (их было около 100) парагвайских иезуитов в Буэнос-Айресе, откуда они отплыли в Испанию 8 декабря того же года, прибыв в Кадис 7 апреля 1769 года. Всего же, из американских колоний было выслано 2260 иезуитов, в порт Санта Мария прибыло 2154, остальные умерли в дороге. Из Мексики было выслано 562 иезуита, из Парагвая - 437, из Перу - 413, из Чили - 315, из Кито - 226, из Новой Гранады - 201. Большинство высланных составляли испанцы, но было и несколько сотен креолов; 239 иезуитов являлись уроженцами Италии, Германии, Австрии и некоторых других европейских стран. Так закончилась история некогда одного из самых могущественных католических орденов Европы.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...