О ведущем программы Прощай, ХХ век.

Документальный фильм Константина Виноградского посвящен литературной жизни в России ХХ века.

Серия 1. Неслыханные перемены. Фильм посвящен литературной жизни начала XX века, когда «литераторы новаторского склада не призывали бороться за свободу, а жили и творили свободой». Доктора филологических наук рассказывают о направлениях символистов, акмеистов, футуристов и их культурных программах.

Серия 2. Страна-подросток. Эта серия посвящена литературе дведцатых годов. Ведущий Александр Гордон рассказывает о социально-политических условиях нового государства. Николай Богомолов, профессор МГУ и Олег Лекманов, доктор филологических наук, — о самых известных писателях и поэтах послереволюционного периода. Также авторы рассказывают о литературных группах тех лет, например, Лефе («Левый фронт искусств») и «Серапионовых братьях».

Серия 3. Путь планет — путь поэтов. Авторы фильма рассказывают о роли Владислава Ходасевича в литературе 20-х годов, который стал важным связующим звеном между серебряным веком и следующим этапом русской поэзии. В центре фильма «большая четверка» — поэты Марина Цветаева, Анна Ахматова, Осип Мандельштам и Борис Пастернак. О жизни поэтов рассказывают ведущий, Александр Гордон и филологи Московского государственного университета.

Серия 4. Люди и положения. Фильм посвящен прозаикам 1920−30-х годов. Филологи Олег Лекманов и Николай Богомолов рассказывают о Михаиле Булгакове, Михаиле Зощенко, Юрии Олеше, Илье Ильфе и Евгении Петрове.

Серия 5. Летописцы эпохи. Ведущий Александр Гордон, профессоры МГУ и современные писатели рассказывают о любимых темах Горького, прозе «красного графа» Алексея Толстого, о том, как преломилась революция в произведениях Михаила Шолохова и Андрея Платонова.

Серия 6. Давление времени. Фильм рассказывает о том, как советское государство контролировало работу писателей и поэтов. Первым политическое давление почувствовал на себе Евгений Замятин.

Серия 7. Во дни торжеств и бед народных" рассказывает, как жили и работали советские писатели в годы Великой Отечественной войны. Во второй половине 50-х в литературе появилось новое направление — лейтенантская проза. Произведения о войне писали те, кто прошел ее лично в звании младших офицеров — Виктор Курочкин и Василь Быков, Григорий Бакланов и Юрий Бондарев, Вячеслав Кондратьев и Константин Воробьев.

Серия 8. Суровая эпоха. Фильм посвящен послевоенной литературе. После войны встречи своеобразный кружок советских поэтов и писателей организовал Илья Сельвинский в Литературном институте. В этих встречах участвовали Николай Старшинов и Александр Межиров, Эдуард Багрицкий и Евгений Габрилович.

Серия 9. Оттепель. Первые ростки литературной оттепели появились еще и в конце 40-х годов, когда появилась офицерская проза — произведения писателей-фронтовиков. Именно они первыми ощутили ослабление цензуры в 50-х годах прошлого века. После реабилитации репрессированных и развенчания культа личности Сталина литераторы смогли писать более критические произведения.

Серия 10. Русские нобелиаты. Цель фильма — напомнить зрителям о русских писателях, ставших лауреатами престижной литературной премии. Жизнь и творчество каждого писателя авторы старались тесно связать с миром и страной, напоминая о главных событиях данного десятилетия.

Серия 11. Прощание с Матерой. Писатели, по мнению экспертов, в своем творчестве совмещали две большие темы — войну и деревню. Будучи сами выходцами из деревни, они отстаивали достоинство крестьянина, противопоставляя и часто осуждая городскую жизнь. В изображении современной деревенской жизни писатели обращались к традиционным ценностям, они прекрасно знали проблемы жителей села и создали галерею ярких характеров. Самые яркие представители «деревенской прозы» — Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Василий Шукшин, Василий Белов, Фёдор Абрамов, Владимир Тендряков, Борис Можаев и другие.

Серия 12. Феномен «городской прозы» в первую очередь связан с именем Юрия Трифонова. Рассказывается о его судьбе, видеоряд: знаменитый Дом на набережной (так после повести Трифонова стали называть Дом правительства), Литературный институт на Тверском бульваре, Союз писателей на Поварской (улице Воровского). Москву колоритно показали также Фазиль Искандер, Юрий Нагибин, Василий Аксенов, Людмила Петрушевская. Певцом Петербурга в прозе этого периода стал Андрей Битов. Быт провинциального города воссоздан в пьесах Александра Вампилова. Завершается серия сюжетом о Владимире Маканине, в прозе которого город становится философским символом странного и непрерывно меняющегося мира, в котором человек ищет свое место.

Серия 13. Предварительные итоги. Цель фильма — рассказать о России конца XX века, о том, как люди пытались выживать, не растерять себя в момент крушения одной системы. Как происходили попытки построить новую жизнь в такой непредсказуемости? С возвращения литературных изгнанников. В стране появляются первые тиражи книг и имена, запрещенные в советские времена — «Реквием» Ахматовой, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» Войновича и так далее. На родину триумфально возвращается Александр Солженицын.

Телеканал «Россия-Культура» продолжает проект «XX ВЕК». Зрителей ждёт встреча с самыми разнообразными программами, созданными в разные десятилетия прошлого века. Объединяющим фактором для них является лишь одно: все эти программы составили «золотой фонд» отечественного телевидения.

11 сентября в 11:15 (повтор в 0:15) – телемост «Мы желаем счастья вам…». СССР–США. Памяти Саманты Смит. В 1986 году этот телемост наделал много шума. Его бурно обсуждали дома и на работе, а некоторые цитаты героев и сегодня пользуются популярностью. У зрителей будет возможность вернуться к оригиналу.

12 сентября в 11:15 (повтор в 0:25) – финал игры «Что? Где? Когда?» 1980 года . Начиная с середины 70-х годов прошлого века, это была одна из самых популярных игр на советском телевидении. И хотя с течением времени правила игры менялись, суть её оставалась прежней до сих пор. От участия игры «Что? Где? Когда?» требуется эрудиция, широкий кругозор, способность быстро и неординарно мыслить. В этой игре состав сборной знатоков – Бялко, Седин, Ильин, Гурков, Ерёмин. Капитан – Лутовинов. Одни зрители хорошо помнят каждого знатока, другие откроют для себя любимую игру заново.

13 сентября в 11:15 (повтор в 0:30) телеканал покажет программу «Очевидное-невероятное» 1976 года. Для большинства передача, посвящённая научным знаниям, которую много лет вёл советский, российский учёный-физик Сергей Капица, не нуждается в особом представлении.

14 сентября в 11:15 (повтор в 0:25) в эфире программа «Урмас Отт с Нонной Мордюковой (1998 год). В те годы раскованная манера ведения интервью Урмаса Отта казалась весьма необычной для отечественного телевидения. И интерес к гостям ведущего был неизменно высок.

С 11 по 14 сентября в вечернем эфире премьерный цикл «Исторические путешествия Ивана Толстого».
В ночь со 2 на 3 сентября 1869 года Лев Толстой, приехавший в город Арзамас Нижегородской губернии, ощутил в комнате местной гостиницы приступ совершенно неописуемого и беспричинного ужаса. Переживание писателя стало началом резкого переосмысления его мировоззрения и духовного перелома. Лев Толстой был в России «вторым правительством», и от мировоззренческой «смены вех» такого человека зависела судьба общественных идей целой страны. Об этом – в фильме «Роковые мгновения. Лев Толстой» (11 сентября, 23:00) .

31 марта 1878 года общество было потрясено совершенно экстраординарным приговором суда в Петербурге: присяжные вынесли оправдательный приговор Вере Засулич, стрелявшей в столичного градоначальника Трепова. Последствий такого судебного решения предвидеть, конечно, не мог никто. Полвека отечественной истории оказались связаны с драматическим решением той нравственной загадки, которая была предложена обществу в тот роковой день. Эти события будут освещены в фильме «Роковые мгновения. Вера Засулич» (12 сентября, 23:00).

12 августа 1906 года прогремел небывалой силы взрыв на даче премьер-министра Петра Столыпина. И хотя погибло много ни в чём не повинных людей, общество было преимущественно на стороне революционеров-террористов. Что стало глубинной причиной этого явления? Ответ на этот вопрос – в фильме «Роковые мгновения. Пётр Столыпин» (13 сентября, 23:00).

В августе 1917 года в кабинете премьер-министра Александра Керенского, за полночь, собрались трое: сам Керенский и два приближенных к нему человека: Борис Савинков (управляющий военным министерством) и Фёдор Степун (начальник политического управления Военного министерства). Керенский сидел за столом перед полностью готовым приказом и должен был его подписать. Прямым следствием этой ночи стал переворот, который через два месяца осуществят большевики во главе с Лениным. Об этом речь пойдёт

Творческий вечер Михаила Матусовского в Колонном зале Дома Союзов. 1976 год.

Ведущие : дикторы ЦТ Светлана Моргунова и Евгений Суслов.

Михаил Львович Матусовский (23.07.1915, Луганск - 16.07.1990, Москва) - советский поэт-песенник. Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Родился в Луганске в семье фотографа, владельца фотоателье, а впоследствии лишенца Льва Моисеевича Матусовского и его жены Эсфири Михайловны. Закончил среднюю школу № 13, а после окончания строительного техникума в том же Луганске стал работать на заводе и печатать свои стихи в местных газетах и журналах.

В 1939 г.окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Слушал лекции Гудзия и Поспелова, Аникста и Исбаха, Асмуса и Соколова. И тогда же, в 1939, стал членом Союза писателей СССР.

Кандидат филологических наук (диссертация по древнерусской литературе,1941).

В 1939 году Матусовский три года работал над диссертационным исследованием древнерусской литературы. Защита диссертации, назначенная на 27 июня 1941 не состоялась - началась война, и Матусовский, получив удостоверение военного корреспондента, ушёл на фронт. Его руководитель Н. Гудзий добился разрешения, чтобы защита состоялась без присутствия соискателя, и Матусовский, находясь на фронте, получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук.

В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом в газетах Западного, Северо-Западного, Второго Белорусского фронтов. Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского. Первая его песня «Вернулся я на родину», созданная совместно с композитором М. Г. Фрадкиным, прозвучала сразу же после окончания войны.

Награждён орденом Октябрьской Революции, дважды награждён орденом Трудового Красного Знамени, награждён орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды. .

Из цикла программ «ХХ век. Знаки времени»
Телеканал "Россия-Культура" и Гостелерадиофонд
Почти все жители Советского Союза знали и распевали песни поэта Михаила Матусовского "Подмосковные вечера", "Что так сердце растревожено" из кинофильма "Верные друзья", "Старый клен" из фильма "Девчата", но только немногие знали, что он - автор этих популярных поэтических строк.

На этом творческом вечере в Колонном зале прозвучали не только легендарные песни, ставшие уже классикой песенного жанра, но и менее
на тот момент известные: "С чего начинается Родина?", "Черное море мое". А для песни "Вологда" в том виде, какой её спели "Песняры",
этот вечер стал Всесоюзной премьерой. Сам поэт-фронтовик прочитал стихотворение "На Северо-Западном фронте".

В концерте принимает участие Эстрадно-симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио, художественный руководитель - лауреат премии Ленинского комсомола, народный артист СССР Юрий Силантьев.-симфонический оркестр Всесоюзного радио и ЦТ под управлением Юрия Силантьева
Большой детский хор ЦТ и ВР под руководством Виктора Попова
Солисты - Звёзды-Легенды

«Летите, голуби» - из к/ф «Мы за мир» (муз. И. Дунаевского), исп. Большой детский хор ЦТ и ВР

«Марш юннатов» - из к/ф «Крылатая защита» (муз. И. Дунаевского), исп. Большой детский хор ЦТ и ВР, солисты - Лена ТАРНАВСКАЯ, Оксана БЕЛОВА, Виталий НИКОЛАЕВ и Олег КАСЬЯНОВ

«Скворцы прилетели» - из к/ф «Крылатая защита» (муз. И. Дунаевского), исп. Большой детский хор ЦТ и ВР, солисты - Олег КАСЬЯНОВ и Дима ГОЛОВ

«Мне вспомнились снова» - из к/ф «Фронт без флангов» (муз. В. Баснера), исп. лаур. Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни Павел КРАВЕЦКИЙ

«Махнём не глядя» - из к/ф «Щит и меч» (муз. В. Баснера), исп. Павел КРАВЕЦКИЙ

«Прощайте, голуби» (муз. М. Фрадкина), исп. Валентина ТОЛКУНОВА

«Лодочка» - из к/ф «Верные друзья» (муз. Т. Хренникова), исп. Валентина ТОЛКУНОВА

«Пушки молчат дальнобойные» (муз. М. Блантера), исп. солист Татарского театра оперы и балета им.Мусы Джалиля, лаур. Международных конкурсов Ренат ИБРАГИМОВ

«Вернулся я на Родину» (муз. М. Фрадкина), исп. Ренат ИБРАГИМОВ

«Молчание» - из к/ф «Весёлые звёзды» (муз. И. Дунаевского), исп. нар. арт. СССР Клавдия ШУЛЬЖЕНКО

«Что так сердце растревожено» - из к/ф «Верные друзья» (муз. Т. Хренникова), исп. лаур. Международных конкурсов Сергей ЗАХАРОВ

«Баллада о солдате» - из к/ф «В трудный час» (муз. В. Соловьёва-Седого), исп. Сергей ЗАХАРОВ

«От разлуки до разлуки» - из к/ф «Тишина» (муз. В. Баснера), исп. лаур. Международных конкурсов Мария ПАХОМЕНКО

«Школьный вальс» (муз. И. Дунаевского), исп. Мария ПАХОМЕНКО

«Пилот не может не летать» - из к/ф «Разрешите взлёт» (муз. В. Баснера), исп. лаур. прем. Ленинского комсомола, нар. арт. РСФСР Эдуард ХИЛЬ

«На безымянной высоте» - из к/ф «Тишина» (муз. В. Баснера), исп. Эдуард ХИЛЬ

«Это было недавно, это было давно» - из к/ф «Друзья и годы» (муз. В. Баснера), исп. Эдуард ХИЛЬ

«Девушка из Бреста» (муз. В. Баснера), исп. лаур. прем. Ленинского комсомола Белорусской ССР, лаур. Всесоюзных и Международных конкурсов ВИА «ПЕСНЯРЫ», худ. рук. - засл. арт. Белорусской ССР Владимир МУЛЯВИН, солист - Леонид БОРТКЕВИЧ

«Чёрное море моё» - из к/ф «Матрос с «Кометы» (муз. О. Фельцмана), исп. ВИА «ПЕСНЯРЫ», солист - Юрий ДЕНИСОВ

«Песня о Вологде» - из спектакля «Белые облака» (муз. Б. Мокроусова), исп. ВИА «ПЕСНЯРЫ», солист - Анатолий КАШЕПАРОВ

«Берёзовый сок» - из к/ф «Мировой парень» (муз. В. Баснера), исп. ВИА «ПЕСНЯРЫ», солист - Леонид БОРТКЕВИЧ

«Московские окна» (муз. Т. Хренникова), исп. ВИА «ПЕСНЯРЫ», солист - Владимир МУЛЯВИН

«Песня о Вологде» - на бис (муз. Б. Мокроусова), исп. ВИА «ПЕСНЯРЫ», солист - Анатолий КАШЕПАРОВ

«Старый клён» - из к/ф «Девчата» (муз. А. Пахмутовой), исп. засл. арт. РСФСР Майя КРИСТАЛИНСКАЯ

«Листья прошлогодние» - из спектакля МХАТ СССР «Сталевары» (муз. Э. Колмановского), исп. Майя КРИСТАЛИНСКАЯ

«Вечер вальса» (муз. И. Дунаевского), исп. лаур. прем. Ленинского комсомола, засл. арт. РСФСР Иосиф КОБЗОН

Частушки «Поручение» - из к/ф «Испытание верности» (муз. И. Дунаевского), исп. Иосиф КОБЗОН

«Песня о гудке» - из спектакля МХАТ СССР «Сталевары» (муз. Э. Колмановского), исп. Иосиф КОБЗОН

«Такая короткая долгая жизнь» - из одноимённого телеспектакля (муз. Ю. Левитина), исп. Иосиф КОБЗОН

«С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера), исп. Иосиф КОБЗОН

Стихотворения читает Михаил МАТУСОВСКИЙ

«Подмосковные вечера» (муз. В. Соловьёва-Седого), исп. участники концерта

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....