Ночь перед рождеством. Н.В

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Ночь перед Рождеством" Николая Васильевича Гоголя - повести, открывающей вторую часть цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" и являющейся одной из самых известных в цикле.

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки еще не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошел дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашенного к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберется приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застает ее Вакула.

Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идет отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чертом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришел кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушел, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесет ей черевички, «которые носит царица».

Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет свое издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своем несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая легкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на прием к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвленный вероломством Солохи, но прельщенный подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьей, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

Ночь перед рождеством - повесть , написана в 1830 - 1832г.

Ведьма вылетает на метле и собирает в рукав звезды. Черт на небе прячет в карман луну. Она горячая и у него никак не получает проделать это. Наконец наступает полная темнота. Ворует он для того, чтобы в темноте не пошел к дьяку отец девушки Чуб, а Вакула не смог прийти к его дочери Оксане.

Черт мстит кузнецу за то, что тот нарисовал картину об изгнании сатаны из ада у себя в кузнице. Вакула очень сильно любит местную красавицу Оксану. Он собрался серьезно поговорить с ней. Но, несмотря на похищение ночного светила, Чуб идет в гости к дьяку.

Ведьма с чертом спускается по трубе в свою хату. Ведьма - Солоха, мать кузнеца Вакулы. Надо сказать, что Солоха обладала такой способностью очаровывать мужчин, что к ней захаживали многие казаки из села. И никто из них не подозревал даже, что он не один, есть соперники. Из всех она выделяла богатого Чуба.

Оксана смотрится в зеркало и любуется собой. Приходит Вакула и признается девушке в любви. Она смеется над ним. Вдруг кто-то стучится в дом. Рассерженный Вакула выскакивает из хаты, грозясь разобраться с непрошенным гостем. Это вернулся Чуб - хозяин хаты.

Всему виной вероломный черт. Он устроил целую метель по пути отца Оксаны и тот вернулся домой. Из-за метели казак даже сомневается, что это его дом. Вокула тоже не совсем видит кто перед ним. Он награждает Чуба двумя кулаками. Подумав, что действительно ошибся и зашел не в ту хату, Чуб идет к Солохе, чтобы провести оставшуюсю ночь.

Солоха с чертом милуются и у него из кармана выскакивает месяц и возвращается на небо. Становится снова светло и вся молодежь выходит на улицу колядовать. Оксана видит у одной из подруг очень красивые черевички и вздыхая говорит, что ей не достать обновку. Вкула вызывается найти красивые сапожки для девушки. Оксана шутя просит у кузнеца такие черевички как у царицы и обещает выйти за него замуж.

В дверь хаты Солохи стучат. Она заталкивает черта в мешок. Приходит еще один воздыхатель - сельский голова. Он только и успел рассказать о том, что метель не позволила ему дойти до дьяка выпить немного водки. Вскоре снова слышится стук в дверь. Находчивая женщина прячет гостя в другой мешок. На этот раз пришел дьяк - Осип Никифорович. Вскоре дьяк тоже оказывается в мешке, так как пришел Чуб, которого побил Вакула.

Возвращается сын Солохи. Чуб залазит в мешок к дьяку. Вакула оглядывается вокруг и видит, что в доме накопилось много мусора. Разом подхватывает все мешки и уходит с ними. По дороге встречает ребят и девушек, которые продолжают калядовать. Оксана насмешливо напоминает про черевички. Вакула грозится самоубийством и, бросив свою тяжелую ношу, он убегает с одним мешком.

Кузнец идет к запорожцу Пацуку, который знается с нечистой силой, за советом. Пацук в это время ест вареники, а те сами оправляются ему в рот. И на вопрос кузнеца о содействии нечистой силы для привораживания Оксаны, Пацук отвечает, что черт у него уже за плечами. И действительно! Черт оказывается в том мешке, который у Вакулы за спиной. Кузнец заставляет черта вести его в Санкт-Петербург, к царице.

А в это время, в Диканьке из мешков освобождают «друзей» Солохи. Все это сопровождается шутками Вакула приближается к столице и идет к казакам, которые приехали на прием. Он напрашивается вместе с ними. В повести описывается все великолепие дворца царицы. Вокула падает в ноги императрицы и просит ее сапожки для Оксаны. Царица дарит ему черевички. Взяв их, парубок спешит к Оксане, садясь верхом на черта.

Девушке тем временем успела пожалеть о своих словах. Деревня гудит о том, что кузнец толи провалился, толи утопился. Вакула идет к Оксане с подарком от царицы. Она согласна стать его женой.

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Ночь перед Рождеством" Николая Васильевича Гоголя - повести, открывающей вторую часть цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" и являющейся одной из самых известных в цикле.

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки еще не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошел дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашенного к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберется приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застает ее Вакула.

Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идет отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чертом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришел кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушел, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесет ей черевички, «которые носит царица».

Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет свое издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своем несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая легкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на прием к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвленный вероломством Солохи, но прельщенный подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьей, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

Работал над произведением, которое носит название «Ночь перед Рождеством», в период 1830-1832 гг. В центре рассказа читатель видит развивающиеся любовные отношения между главными персонажами, а вокруг них юмористически изображена сельская жизнь во время большого праздника.

Герои произведения

  • Кузнец Вакула – первый парень на деревне, обладающий богатырской мощью и имеющий некоторые живописные навыки. Влюблён в дочь богатого казака. Ради достижения своей цели готов отправиться в фантастическое путешествие и победить проявления тёмных сил.
  • Оксана – капризная, своенравная девушка, которой приходится по душе внимание кузнеца. Считает себя лучшей из всех, поэтому жениху будущему даёт практически неосуществимое задание.
  • Черт –антогонист, который вступил в борьбу с кузнецом, надеясь на лёгкую победу, но проиграл и стал извозчиком.
  • Чуб – зажиточный казак, отец красавицы Оксаны, вдовец.
  • Солоха – по своей натуре ведьма средних лет, родившая и воспитавшая кузнеца Вакулу, великая искусительница мужчин. У неё было множество поклонников, но никто из них не ведал о существовании соперника.
  • Другие персонажи: голова, Пацюк, дьяк, царевна Екатерина, кум.

Гоголь «Ночь перед Рождеством» - краткое содержание

Рассказ начинается с эпизода , показывающего, как в небо на своей метле поднялась страшная ведьма и стала воровать звёзды. Ещё одним дерзким преступником оказался обыкновенный черт, незаметно для всех положивший в карман месяц. Таким образом, ночь перед Рождеством оказалась совершенно лишена всякого света.

Далее, Н. В. Гоголь объясняет мотивацию черта. Дело в том, что Вакула-кузнец намалевал картину христианского Страшного суда, где это тёмное создание подверглось унижению. Черт знал, что силач и отчасти живописец вознамерился навестить свою возлюбленную. Украв свет на небосклоне, он надеялся разрушить планы молодого человека.

Гоголь «Ночь перед Рождеством» - Добрая попойка

Отец Оксаны вместе с кумом Панасом намерен провести вечер у дьяка и напиться, как подобает казакам. Выйдя на улицу, мужи замечают, что ступать по кромешной темноте практически невозможно. Несколько подумав, они все же решают идти к дьяку вслепую.

Оксана после ухода отца Чуба осталась дома одна. Она любуется своим отражением в зеркале. Пришедший Вакула застаёт девушку за этим приятным занятием. Кузнец нежно обращается к Оксане, изливает душу, но в ответ получает лишь усмешки и издевательские остроты. Добрый молодец впадает в несвойственную печаль, решая, что красавица совсем его не любит. Слышен стук, Вакула спешит открывать дверь.

Сплошная неразбериха во тьме

На улице становилось холоднее. Черт и ведьма Солоха возвращается через дымоход в дом кузнеца. Хозяйка ждёт к себе в гости Чуба, которого она выделяет особо среди своих поклонников. Черт, видя, что отец Оксаны уходит от собственного дома, устраивает сильнейшую метель в надежде возвратить знатного казака в хату.

Чуб и кум расходятся в разные стороны . Отец Оксаны стучится к себе и слышит возмущённый возглас Вакулы. Кузнец, не разобравшись в кромешной тьме, избивает Чуба. Последний делает вывод, что пока сына Солохи нет дома, к ней можно наведаться. В это время завистливый черт, перелетая от трубы к трубе, теряет из своего мешочка месяц. На рождественском дворе становится ясно, а метель совсем стихает. На улицах появляются колядующие девушки.

Далее, Гоголь в знаменитом рассказе «Ночь перед Рождеством» повествует о весёлых сборщицах, отправляющихся в дом казака Чуба. Красавица Оксана видит на ногах одной из них прелестную обувь и ясно даёт понять Вакуле, что желает подобный дар. Девушка шутливым тоном объявляет: «хочу те черевички, какие сама царица носит! Принеси их, и я выйду за тебя замуж». Кузнец со всей душой обещает достать своей возлюбленной это «сокровище».

В доме у ведьмы

Продолжая изложение краткого содержания, скажем, что в мешке около печи спрятался сам черт . Ведьма вскоре начинает встречать гостей. Первым в дом Солохи наведался голова, который только и успевает выпить чарку водки, как к ворожее нагрянул дьяк. Испуганный поклонник спрятался во втором тюке. После прихода Чуба, священнослужителю также пришлось залезать внутрь последнего мешка.

Наконец, возвращается расстроенный кузнец. Казак спешно прячется в третьем тюке, где уже сидит неудачливый служитель церкви. Когда мать выходит из дому, Вакула решает выбросить все три набитых мешка, не замечая тяжести от досады после разговора с Оксаной. На улице силач встречает колядующих и свою возлюбленную, она вновь повторяет остроумное и невыполнимое предложение. Рассерженный кузнец бросает мешки на землю, забирает самый лёгкий и убегает.

Гоголь рассказ «Ночь перед Рождеством» - поиски трудностей

Вакула приходит в гости к местному целителю Пацюку , который знаменит своим мистицизмом. Молодой человек просит познакомить его с чёртом, могущим исполнить его желание. Пацюк намекает на то, что нечистая сила находится за плечами Вакулы. Черт пугается своего положения и желает подписать контракт на основание крови. Кузнец игнорирует его пожелания, хватает беса за хвост, седлает, словно коня, и приказывает лететь в Петербург на царский двор.

В это же время колядующие девушки решают унести оставленные мешки и уходят за санями. Кум, который ранее был в кабаке, уносит Чуба и дьяка в собственный дом. Во время ругани Панаса и жены, несостоявшиеся поклонники Солохи вылезают из тюка и утверждают, что решили разыграть комедию. Оставшийся мешок увозят к Оксане. Увидев внутри смущённого главу, Чуб удивляется хитрости деревенской ведьмы.

Гоголь рассказ «Ночь перед Рождеством» - прямиком в столицу и обратно

В Петербурге Вакула встречает запорожцев и с чертовой помощью уговаривает их взять себя на приём к Екатерине. Нечистый прячется в кармане у кузнеца. Когда царица спрашивает у пришедших об их просьбе, влюблённый силач простосердечно просит подарить ему такие же черевички, как у Екатерины. Она отвечает любезностью и удовлетворяет просьбу, правительнице нравиться слушать и пришедших запорожцев.

В Диканьке расползаются слухи о том, что Вакула или повесился, или утонул . Оксана расстраивается, потому что больше не увидит любящего её человека. Кузнец добирается до родной деревни и прогоняет от себя черта. Утром он отправляется с черевичками в хату Чуба. Отец благословляет просьбу кузнеца о женитьбе на Оксане, которая полностью открывается, намекая на то, что любит Вакулу без всяких даров. Чтобы закончить «Ночь перед Рождеством» в сокращении, скажем, что после свадьбы жених разрисовывает свой дом, где изображает черта в преисподней.

Разбор краткого содержания

На заметку!

После изучения краткого содержания, настоятельно рекомендуется читать полное произведение.

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» - выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю "Ночь перед Рождеством" )

Сюжет завязан на приключениях главного героя - кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои - реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула - настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Черноокая Оксана - главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы - ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется - это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...