Ночь хмурая как зверь. Другие редакции и варианты

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА «Песок сыпучий по колени… »
Песок сыпучий по колени…
Мы едем - поздно - меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий -
Какие грустные места!

Глядит из каждого куста!
1830
На первый взгляд, стихотворение Ф.И.Тютчева «Песок сыпучий по колени…» можно отнести к пейзажной лирике. Ночной лес, звездное небо, уходящая в чащу дорога - всё это вызывает в нашем воображении картины природы. Путники едут долго, с заходом солнца пейзаж постепенно меняется, и привычные места выглядят уже совершенно по-другому:
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень…
В этих строках чувствуется какая-то неясная тревога, мир как бы постепенно становится таинственным, незнакомым, а может быть, и опасным. Недаром эта картина навевает грусть на героя стихотворения:
Черней и чаще бор глубокий -
Какие грустные места!
Чувствуется, что на много вёрст вокруг нет ни одной живой души, а лес с каждым шагом становится всё более мрачным и даже враждебным человеку. Это впечатление ещё усиливается следующими строками:
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
Так и кажется, что что-то огромное, живое сопровождает путников… И ночь, и лес, и тени деревьев - всё противопоставлено человеку, который случайно оказался в чужом, таинственном мире. Метафора «ночь хмурая», олицетворение «ночь глядит» ещё больше подчеркивают сходство природы с одушевленным существом. А эпитет «зверь стоокий» заставляет почувствовать, как мал человек по сравнению с окружающим миром. В такие мгновения одинокие путники, наверное, ощущают себя лишь крошечной, беспомощной песчинкой…
Но мне кажется, что определение «стоокий» больше подходит к образу ночного неба, усеянного яркими звездами: именно они смотрят вниз, на Землю, на путников… И в этот момент понимаешь, что стихотворение «Песок сыпучий по колени…» не просто пейзажное - в нем скрыт глубокий философский смысл: сама Земля - такая же мелкая песчинка, летящая во Вселенной. Границы стихотворения как бы раздвигаются: это уже не просто песчаная дорога в ночном лесу, а путь целой планеты, которая так же одиноко движется в бесконечном пространстве.
В этом стихотворении, как и во многих стихах Тютчева, как бы два плана: те образы, что мы видим (ночь, лес, дорога, песок), и те, которые возникают в нашем воображении (звездное небо, Вселенная, Земля). Любое лирическое стихотворение каждый прочитает по-своему… Я думаю, что именно такие стихи помогают человеку почувствовать себя частицей природы или даже Вселенной.

Песок сыпучий по колени…

Мы едем - поздно - меркнет день -

И сосен, по дороге, тени

Уже в одну слилися тень.

Черней и чаще бор глубокий -

Какие грустные места!

Ночь хмурая, как зверь стоокий,

Глядит из каждого куста…

Другие редакции и варианты

1   Песок сыпучий по колена.

        Совр . 1837. Т. VI. С. 397.


3   И сосен придорожных тени

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 5 об.

КОММЕНТАРИИ:

Автографы (2) - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 5 об. и 2 об.

Первая публикация - Совр . 1837. Т. VI. С. 397, под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии», под номером XXVI, с подписью «Ф.Т.» (общей). Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 4; Изд. 1854 . С. 4; Изд. 1868 . С. 7; Изд. СПб., 1886 . С. 81; Изд. 1900 . С. 74.

Печатается по беловому автографу. См. «Другие редакции и варианты». С. 243.

Черновой карандашный автограф (л. 5 об.) имеет заглавие «Дорогой»; третья строка - «И сосен придорожных тени». Во втором, беловом, автографе (л. 2 об.) помета «дорогой» заключена в скобки, третья строка в ином варианте: «И сосен, по дороге, тени», сохраняющемся в печатных текстах. Отличительная особенность авторских знаков препинания - повтор тире (как и в стих. «Через ливонские я проезжал поля…». см. коммент . С. 385). В стих. «Песок сыпучий по колени…» этим знаком оканчиваются 1, 2, 5, 8-я строки; тире вошло и в середину строки: «Мы едем - поздно - меркнет день -». Черновой карандашный автограф - на одном сдвоенном листе со стих. «Через ливонские я проезжал поля», «Сей день, я помню, для меня…», «Альпы»; беловой автограф - в одном ряду со стихотворениями, написанными на двух одноформатных листах бумаги и одним почерком; стихотворения пронумерованы (там же).

Первое издание имеет помету после текста - «1830 (дорогой)», не разделено на строфы. Но в последующих изданиях стихотворение печатается с разделением на строфы. Тютчевские синтаксические знаки в основном не сохраняются: тире заменяются многоточиями, точкой с запятой или точкой.

Датируется октябрем 1830 г.; создано на обратном пути из Петербурга в Мюнхен.

Стихотворение привлекло Н.А. Некрасова: «Два заключительные стиха последнего стихотворения, подчеркнутые нами, одни составляют целую превосходную картину. Кто не согласится, что рядом с ним эти похожие стихи Лермонтова:


И миллионом темных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветки каждого куста, -


значительно теряют в своей оригинальности и выразительности» (Некрасов . С. 207).

Л.Н. Толстой отметил стихотворение буквой «К» (Красота) (ТЕ . С. 145). В.Я. Брюсов (О Тютчеве. РА . 1900. Кн. 1. № 1–4. С. 410) отозвался таким образом: «Замечательный образ Тютчева «Ночь хмурая, как зверь стоокий, / Глядит из каждого куста» - взят из Гёте: Wo Finsterniss aus dem Gesträuche / Mit hundert schwarzen Augen sah. (см.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....