Нерезко выраженное общее недоразвитие речи у дошкольников. Нвонр нерезко выраженнное общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это распространённая детская патология. Данный диагноз врач педиатр может поставить малышу после того, как ему исполнится три года. Именно в этом возрасте можно судить об основных критериях формирования речи. Однако дети часто начинают говорить позднее положенного срока, соответственно все периоды формирования данной функции впоследствии приходят с опозданием.

Общее недоразвитие речи успешно поддаётся коррекции, если своевременно обратиться к врачу и начать лечение.

Также немаловажную роль в правильном становлении основных звеньев интеллектуального уровня малыша играют его родители, которые должны всесторонне помогать расширять запас слов и познавать окружающий мир.

Характеристика ОНР

Для данной патологии характерно аномальное формирование речевой функции во всех её главных аспектах (семантический критерий, лексический, грамматический, звуковой) у малышей с нормальным интеллектуальным развитием и слухом.

Полностью диагностировать ОНР различной степени тяжести, докторам удаётся у детей в возрасте от трёх до пяти лет.

Например, трёхлетний ребенок, не имеющий отклонений в речевом развитии должен обладать следующими навыками:

  • Использовать в своём словарном запасе примерно 300-600 слов.
  • Самостоятельно строить предложения из 5-8 слов, хотя ошибки в последовательности формирования допускаются.
  • Должен знать своё имя, пол, возраст.
  • Он с интересом слушает и понимает недлинные сказки, истории.
  • Начинает задавать множество вопросов.
  • Может выполнять простые задачи, связанные с пониманием предлогов (в, под, на). Кроме того, должен задействовать в построении предложений союзы (когда, если, потому что).

В пять лет у ребёнка наблюдаются значительное расширение словарного запаса (около 3500 слов), употребление более длинных, сложных предложений.

Присутствуют слова обобщающего характера. Например, такие, как: фрукты, животные, обувь.

Малыш не испытывает затруднений в выборе слов, связанных с обозначением времени, пространства (день, ночь, месяц, право, лево).

При образовании предложений использует все части речи, слова произносит правильно, без пропусков, структурно-слоговых нарушений.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи любого вида определяется следующими отклонениями:

  • Ребёнок не может точно передать свои мысли.
  • Скудный словарный запас, не соответствующий возрасту.
  • В разной степени наблюдаются трудности в построении простых и сложных предложений.
  • Неправильное произношение слов, звуков.
  • Нарушение слуха связанное с различением звуков, создающих смысловую основу речи (фонематическая функция). То есть в результате недоразвития данной функции происходит искажённое понимание услышанного.

В тяжёлых случаях наблюдается полное отсутствие речи.

Причины недоразвития речи у ребёнка

Нередко общее ОНР предопределяется у малыша ещё до его рождения, по причине наследственных факторов. Также из-за негативных влияний на плод в период вынашивания беременности.

К основным причинам, способствующим развитию ОНР относятся такие патологические воздействия на организм ребёнка, как:

  • Частые инфекционные заболевания в грудном возрасте.
  • Травмы головы.
  • Несовместимость резус-фактора матери и плода.
  • Гипоксия плода. Состояние, которое характеризуется кислородной недостаточностью у ребёнка. Может возникать из-за различных заболеваний будущей матери (сахарный диабет, болезни сердца, анемия), патологических родов, аномалий плаценты, других различных осложнений родовой деятельности и беременности. Впоследствии может привести к общему недоразвитию речи.
  • Родовые травмы.

Также ОНР могут провоцировать такие внешние факторы, как:

  • Психоэмоциональное перенапряжение у ребёнка, стресс.
  • Недостаток общения со сверстниками.
  • Нехватка внимания со стороны родителей.
  • Минимальный уровень словесного общения.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Физиологическое запоздалое начало речевой деятельности. Например, малыш позднее положенного срока начал гулить (3 месяца), произносить первые лепетные слова (10-11 месяцев). Соответственно речь его будет развиваться с опозданием.

Классификация ОНР

ОНР по степени тяжести разделяют на 3 уровня, краткое описание которых отображается в таблице ниже.

Характеристика уровня ОНР

Общее недоразвитие речи 1-го уровня

Самое тяжёлое речевое расстройство. Словарный запас ребёнка скудный, само произношение нечёткое, искажённое. В большинстве случаев дети склонны заменять слова звуками или слогами. Обширно пользуются мимикой, разнообразными жестами, пытаются подражать внешним звукам. Малыш не может чётко сформировать предложение, передать мысль. Например, глагол «закрыть» он заменяет на существительное «дверь». Не редко у детей страдающих ОНР 1-й степени, в лексике полностью отсутствуют предлоги, понимание женского и мужского рода, числительных, времени, пространства

Общее недоразвитие речи 2-го уровня

Запас слов несколько расширен, однако всё равно достаточно узок. В словаре ребёнка присутствуют некоторые предлоги, союзы, местоимения. В предложении малыш способен использовать 3-4 слова. Не различает формы предметов, цвета. Нет понимания в построении цепочки связанной с пространственным отношением речи и временным. Часто не может отождествлять действия с предметами

Общее недоразвитие речи 3-го уровня

При этом уровне речевой патологии дети, во время разговора пользуются простыми обиходными фразами, но затрудняются в правильном чётком произношении слов, звуков (сонорных, свистящих, аффрикат, шипящих). Как правило, они стесняются посторонних людей и охотней общаются в присутствии членов своей семьи. Выстраивают сложные предложения, применяют по назначению все части речи. Также, могут рассказать простую историю о событиях из своей жизни, дать развёрнутый ответ о себе, друзьях, своей семье. Но всё-таки в лексике будут присутствовать множество погрешностей. Например, ёлку ребёнок назовёт просто деревом. Ворону - птичкой, певца - дядей, который поёт и т.д.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Существует дополнительный, четвёртый уровень аномального речевого развития, который присутствует у малышей с не резко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР).

Дети с данной патологией в общении допускают отдельные лексико-грамматические ошибки, общая сумма, которых вызывает затруднения в обучении их чтению и правописанию.

Ребёнок с данным уровнем речевого расстройства с трудом может преобразовывать существительные в прилагательные. Например, вместо слова волк, которое при формировании прилагательного звучит, как волчий, он с большой вероятностью скажет, как «волкин».

Также, малыши с НВОНР часто путают названия животных, растений, профессии людей.

Кроме того, имеет место нечёткость в произношении, невыразительная, смазанная дикция.

Учёба в школе даётся детям с диагнозом - не резко выраженное общее недоразвитие речи тяжело, из-за низкой степени усвоения материала.

Диагностика ОНР

Выявляет общее недоразвитие речи и устраняет, как правило, врач логопед, однако полноценное лечение не возможно без помощи доктора невропатолога, педиатра в некоторых случаях психотерапевта.

Клиническая картина заболевания в большинстве случаев очевидна, как для родителей малыша, так и для доктора. Исключение составляет ОНР 4-го уровня, которое определяется в процессе тщательного анализа всех языковых компонентов посредствам специальных заданий, требующих от ребёнка концентрации и точного выполнения.

Для определения степени тяжести ОНР, также, изучается вся цепочка разговорной функции ребёнка.

Например, оценивается способность верно и осмысленно изложить услышанный короткий текст, либо самостоятельно рассказать о своей семье, друзьях, прочитать стихотворение.

В коррекции ОНР важно правильно поставить диагноз и дифференцировать его с другими патологиями, сопровождающимися речевой дисфункцией (умственная отсталость, аутизм).

Также доктор должен обследовать состояние ротовой полости и носоглотки ребёнка. Часто аномалии ЛОР-органов и стоматологические дефекты являются причиной затруднённого общения малыша.

Лечение общего недоразвития речи

Устранение такой патологии, как общее недоразвитие речи подразумевает использование различных методик, направленных на постепенное развитие мышления ребёнка, памяти, внимательности, улучшение произношения.

Например, детям с первым уровнем ОНР на начальном этапе лечения предлагают повторять за доктором различные звуки, потом слоги, далее слова с минимальным количеством букв.

На втором уровне коррекции речи малыш должен ясно понимать, что такое ответ и вопрос. Для этих целей его учат не только отвечать на поставленные вопросы, но и самостоятельно формулировать их, и задавать.

Проводятся первые попытки обучения коротким простым стихам и рассказам. Также, малышу предлагают внимательно посмотреть на картинку, потом описать её, с детальным определением предметов - их формы, цвета, сравнительной величины.

Терапия общего недоразвития речи 3-го уровня подразумевает выслушивание и пересказ текстов, самостоятельное построение предложений и повествование более сложных историй.

Детей учат рассказывать не только от первого лица, но и от второго, третьего.

Кроме того, лечебный процесс часто связан с назначением специальных упражнений направленных на устранение дефектов речи, обучающих игр.

Четвёртый уровень недоразвития речи (НВОНР) хоть и является наиболее лёгкой речевой патологией без внимания оставлять нельзя.

Нужна ранняя диагностика и коррекция. Недоразвитие устной речи является серьёзным препятствием для дальнейшего обучения ребёнка чтению, письму.

Несёт угрозу для его здоровья, так как предполагает повышенную нагрузку на нервную систему.

Важно! Родителям необходимо тщательно следить за развитием речи у своего ребёнка. Регулярно посещать врача педиатра и невролога. Если в три года малыш не понимает простые просьбы, либо просто молчит, а в четыре года говорит так, что его нельзя понять, ему нужна помощь специалиста, с данной аномалией невозможно справиться самостоятельно

Прогноз и профилактика ОНР

Для того чтобы избежать возникновения данной патологии родителям необходимо следить за развитием речи своего ребёнка с первых месяцев жизни.

Важно проявить бдительность, если у малыша наблюдаются следующие патологические признаки:

  • В первый месяц жизни ребёнок, когда чувствует голод и не получает вовремя питания, начинает громко кричать. Систематическое отсутствие крика является отклонением от нормы.
  • К началу пятого месяца так и не научился улыбаться.
  • В шесть месяцев не интересуется окружающей обстановкой, не прислушивается к звукам.
  • В семимесячном возрасте не узнаёт близких, не концентрируется на погремушках и других игрушках.
  • В десять месяцев совсем не произносит лепетные слова.
  • В год не говорит, не реагирует на простые просьбы.
  • В полтора года не может произнести слова «мама» и «папа».
  • В два года не понимает, как называются части тела, не может показать их.
  • В три года ребёнок не в состоянии выучить простое стихотворение, пересказать короткий рассказ. Не знает своего имени и фамилии.

В целом прогноз лечения ОНР любого уровня благоприятный.

Родителям необходимо уделять достаточно внимания своим детям. Играть с ними в развивающие игры, соответствующие их возрасту, читать стихи, сказки, расширять их кругозор.

При первых симптомах, указывающих на проблемы с речью нужно обратиться к врачу неврологу или логопеду.

Особенности нарушений речи детей 4-15 лет, выявляемые в рамках логопедического обследования.

Большая часть моей работы как логопеда детского отделения в психиатрической больнице состоит в проведении логопедического обследования и составления подробного описательного заключения о состоянии речи ребёнка.

Контингент детей в больнице разный, но всегда "отягощённый" психиатрическими диагнозами и, как правило, речевыми нарушениями. В начале своей работы я столкнулась с проблемой точного определения логопедического заключения, т.к.:

*не очень полно (по критериям логопедического обследования) описаны в литературе особенности различных уровней ОНР и СНР;

*выпадают из описанных в специальной литературе случаи тяжёлой и средней степени речевого недоразвития у школьников без умственной отсталости.

Окончательное определение речевого нарушения происходит на основе анализа специфичности речевой продукции детей в разных видах тестовых заданий. А так же сопоставления этой специфичности с описанными в специальной литературе особенностями речи при патологии и согласованием с диагнозом психиатра (т.к. этот врач смотрит и диагностирует состояние развития интеллекта, что является одним из основополагающих факторов в различении ОНР и СНР).

В книге "Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения.Сборник методических рекомендаций " , С-ПБ.: "Детство- Пресс", 2000 г. (очень, кстати, хорошая книга!) рекомендуется у школьников с нормальным интеллектом и ЗПР ставить: ОНР (III уровня), ФФНР, НПОЗ. Это - лёгкие нарушения, но ведь в школах учится много школьников с тяжелой и средней степенью речевого недоразвития и проблемами в развитии психических процессов - как быть с ними? У нас же (в. Хабаровском крае и ЕАО) на лекциях факультетов, изучающих логопедию, многократно повторяют, что у школьников ОНР быть не может!

Я понимаю это так: если у ребёнка к началу школьного обучения не компенсировались недоразвитие речи и задержка психического развития, то речь идёт об органическом поражении мозговых структур и, как следствие, недоразвитии составляющих интеллекта, что является основным фактором в различении ОНР и СНР. Органическое поражение головного мозга или ЦНС с лёгким или умеренным снижением интеллекта – далеко не умственная отсталость! (подробнее – в меню «Психические нарушения») . У «органиков» есть компенсаторные возможности, которых нет у умственно отсталых детей. Нарушение интеллекта есть, но не тотальное. Поэтому «органикам» мы пишем не ОНР, а СНР.

Однако в общедоступной литературе я не нашла межуровневого описания речевого недоразвития школьников - "органиков". В той же книге "Диагностика нарушений речи..." описаны краткие характеристики уровней системного недоразвития речи у школьников с умственной отсталостью. Сделав сравнительную характеристику разных уровней дошкольников с ОНР и СНР при умственной отсталости, я пришла к выводу, что по ряду показателей общие характеристики речевого недоразвития по уровням совпадают у ОНР и СНР, но есть и качественные отличия. Я предположила, что у школьников будет наблюдаться та же тенденция проявления схожести общих межуровневых характеристик речевого недоразвития. Поэтому я, при совпадении с описаниями уровней СНР при УО, относила детей - "органиков" к лёгкой, средней или тяжёлой степеням системного недоразвития речи.

Так, за 18 месяцев (июль 2008 - декабрь 2009) мною было обследовано 436 детей от 4 до 15 лет и выявлено:

  • 113 дошкольников (из них - 44 ребёнка с умственной отсталостью и 69 детей - "органиков");
  • 323 школьника (из них 141 ребёнок с умственной отсталостью, 181 ребёнок – «органик» и 1(!) ребёнок без нарушения речи);

У детей – «органиков» выявлено: ОНР разного уровня (69 дошкольников); ФНР, ФФНР, ЛГНР, НПОЗ, нарушения письма и чтения (61 школьник); СНР разной степени тяжести (120 школьников).

У 185 детей выявлено СНР при умственной отсталости (44 дошкольника и 141 школьник с умственной отсталостью).

Из 305 детей с СНР выло выявлено:

  • 20 человек с СНР тяжёлой степени (9 дошкольников с УО, 9 школьников с УО, 2 школьника -«органика»);
  • 121 человек с СНР средней степени (33 дошкольника с УО, 54 школьника с УО, 34 школьника – «органика»);
  • 124 человека с СНР лёгкой степени (2 дошкольника с УО, 50 школьника с УО, 72 школьника – «органика»);
  • 40 человек с НВСНР (28 школьников с УО, 12 школьника – «органика»).

Сравнительный анализ результатов обследования детей дошкольного и школьного возраста (с УО и органическими нарушениями) выявил ряд сходств и различий в усвоении языковых средств на разных уровнях речевого недоразвития. Сходство проявляется в общих этапах патологического развития речи, качественном своеобразии речи, проявляемом на том или ином уровне недоразвития. Однако равномерность недоразвития всех компонентов речевой системы, качественное и количественное снижение словарного запаса, слабость эмоциональных проявлений, низкий уровень критичности, значительные трудности при переносе алгоритма действий в другую ситуацию (а порой и невозможность переноса) у детей с умственной отсталостью противопоставляется некоторой асинхронности в формировании речевых навыков у детей с сохранным интеллектом и «органиков» со снижением интеллекта. Импрессивная речь у данной категории детей развивается значительно быстрее экспрессивной, пассивный словарь намного шире активного, принимается и продуктивно используется обучающая помощь, ярко проявляется эмоциональная реакция на свой дефект - понимают и переживают. При умственной отсталости в абсолютном большинстве случаев наблюдается в динамике плавная компенсация системного речевого недоразвития – от тяжёлой степени к лёгкой. А у «органиков» чаще всего «исход» - ФНР, ФФНР, НПОЗ или ЛГНР, нарушения письма и чтения в стадии субкомпенсации.

Данные сравнительного анализа речевого недоразвития детей дошкольного и школьного возраста с разными уровнями развития речи и степенью сохранности интеллекта я предлагаю Вашему вниманию в виде таблиц, отражающих все компоненты логопедического обследования:

  • Характеристика уровней общего недоразвития речи (ОНР) при обследовании дошкольников с нормальным интеллектом и сохранным слухом.
  • Характеристика уровней системного недоразвития речи (СНР) при обследовании дошкольников с умственной отсталостью.
  • Характеристика уровней системного недоразвития речи (СНР) при обследовании школьников с умственной отсталостью.
  • Характеристика уровней системного недоразвития речи (СНР) при обследовании школьников с органическим поражением головного мозга или ЦНС (или др.) со снижением интеллекта.

В характеристиках дано общее описание разных уровней речевого недоразвития в рамках психолого-педагогической классификации. При исследовании речи с точки зрения клинико-педагогической классификации выделяется ряд особенностей речевого недоразвития того или иного компонента речи (в зависимости от нарушения – дизартрии, сенсорной или моторной алалии, дислалии и др.). Но это – тема для другой статьи.

Надеюсь, что данная информация окажет Вам существенную помощь в Вашей работе!

Характеристики уровней СНР на фоне органического поражения головного мозга или ЦНС у школьников 7 - 15 лет

Заключение

СНР тяжёлой степени

СНР средней степени

СНР лёгкой степени

В состоянии орального праксиса

Часто не выполняет движения «не могу»; реже – по показу открывает рот, показывает язык, совершает простые движения. Грубо нарушен объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка.

Нарушение точности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка.

Без особенностей.

В состоянии просодики и динамической стороны речи

Темп

Медленный, реже – быстрый или нормальный.

Медленный, быстрый или нормальный.

Нормальный, медленный или быстрый.

Ритм

Доступен ритм 1, 2 – много.

Воспроизводит ритм до 4-5.

Воспроизводит ритм до 5 и более.

Интонация

Монотонная.

Чаще монотонная.

Без особенностей.

Дыхание

Низкий объём речевого дыхания. Часто дыхание «поверхностное».

Снижен объём речевого дыхания.

Без особенностей.

Чаще – без особенностей.

Без особенностей.

В состоянии звукопроизношения

Полиморфное нарушение произношения. Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).

Нарушения отсутствуют или имеют мономорфный характер (в основном соноры, реже – свистящие и \ или шипящие).

В речи наблюдаются нечёткое произношение автоматизированных во фразах звуков или их замены.

В состоянии звукослоговой структуры слов и фраз

Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

Затруднения в воспроизведении структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

Незначительные затруднения в воспроизведении структуры многочастотных и сложных слов и фраз (пропуски и/или перестановки слов, нарушение звуконаполняемости слов).

В состоянии фонематического восприятия

Грубое недоразвитие фонематического восприятия.

Сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

Фонематическое восприятие в основном сформировано, но нередко незначительно затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

В состоянии звукослогового анализа и синтеза

Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и \ или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков \ слов в слове \ предложении). По аналогии выполняют разбор слова.

Фонематический анализ и синтез в основном сформирован (затруднения в определении количества и последовательности звуков \ слов в слове \ предложении на сложном речевом материале), затруднения в определении характеристик звуков.

В состоянии импрессивной речи

Понимание грамматических изменений слов

Имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: затруднено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.

Сформировано понимание различных грамматических изменений слов. Изредка допускает ошибки в различении приставочных глаголов, редко – в различении сложных предлогов.

Без особенностей.

Понимание фраз

При восприятии речи доминирует лексическое значение. Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы, простые сравнения. Грубо нарушено понимание сложных логико-грамматических конструкций. Частично понимает инверсию, предложно-падежные конструкции.

Понимает 2-3-хступенчатые инструкции, простые сравнения. Затруднено понимание инверсии, сложных вопросов и инструкций, переносного смысла. Нарушено понимание скрытого смысла, сложных сравнений, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

Наблюдаются незначительные трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Затруднено понимание скрытого смысла, сложного сравнения.

В состоянии экспрессивной речи

Фраза

Фраза состоит из 1-4 лепетных, усечённых слов, часто малопонятная, вне конкретной ситуации понятой быть не может. Фразы часто сопровождаются жестами, мимикой. Проявляются эмоциональные переживания, если речь не понимают.

Фраза простая распространённая, с усложнением (используются простые союзы); часто аграмматичная. Нередко фразы неполные по составу. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной.

Фраза распространённая, с усложнением. Доступна сложная по структуре развёрнутая фраза, однако в речи используется недостаточно. В произвольной речи часто используются упрощённые фразы (наблюдаются лишь единичные аграмматизмы).

Диалог

Диалогическая речь развита слабо.

Диалогическая речь пассивна. Отвечает на вопросы, но редко задаёт их.

Диалогическая речь развита.

Автоматизированная форма речи

Нарушена.

Затруднена. Нарушена дезавтоматизированная форма речи.

Сформирована.

Сопряжённая форма речи

Нарушена или затруднена.

Затруднена или сформирована.

Сформирована.

Отражённая форма речи

Нарушена или затруднена.

Затруднена или сформирована.

Сформирована.

Номинативная форма речи

Неустойчива.

Неустойчива.

Сформирована.

Связная речь

Отсутствие или грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.

Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и незначительные искажения смысловых звеньев. Значительно затруднена контекстная речь (без опоры на наглядность). Нередко – трудности с подбором слов.

Связная речь приближается к норме; наблюдаются следующие недочёты: в пересказе – незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения. В контекстной речи – несоблюдение последовательности и полноты изложения.

В состоянии пассивного и активного словаря

Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, наречий, предлогов; недостаточно глаголов, существительных). Простым обобщением не владеет. Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного.

Словарный запас беден. Номинации неустойчивы. Простым обобщением владеет частично. Антонимы и синонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно больше активного.

Словарный запас низкий. Владеет обобщением. Номинации устойчивы. Антонимы и синонимы подбирает с незначительными ошибками. Пассивный словарь значительно больше активного.

В состоянии грамматических процессов

Словообразование

Не сформированы процессы словообразования.

Нарушение сложных форм словообразования, затруднения в образовании прилагательных от существительных, существительных мн. числа Р. п., детёнышей животных, уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Затруднения в образовании притяжательных, относительных, качественных прилагательных; приставочных глаголов.

Словоизменение

Выраженные аграмматизмы, нарушение сложных и простых форм словоизменения.

Аграмматизмы в сложных формах словоизменения (в изменении предложно-падежных конструкций; согласовании прилагательных с существительными ср. р. в различных падежах, существительных с числительными).

Незначительные затруднения в употреблении сложных предлогов, ошибки в согласовании существительных с числительными.

В состоянии общей и мелкой моторики

Моторика развита слабо. Латерализация часто не установлена.

Моторика развита недостаточно. Латерализация уже установлена (правосторонняя или левосторонняя).

Моторика развита (специфических особенностей не выявлено).

Оптико – пространственный гнозис и праксис

Нарушен.

Затруднён.

Без особенностей.

В состоянии письма

Нарушение формирования навыков письменной речи вследствие интеллектуальной недостаточности и грубого речевого недоразвития.

Или – алексия, аграфия (полная неспособность овладения навыками письма и чтения при длительном обучении).

Выраженная дисграфия.

Нерезко выраженная дисграфия.

В состоянии чтения

Выраженная дислексия.

Нерезко выраженная дислексия.







НВ СНР – нерезко выраженное системное недоразвитие речи. Характеризуется частичными (незначительными) затруднениями в фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороне речи (на малоупотребительном лексическом материале).

Столкнулась с тем, что некоторые "педагоги" мои таблицы с характеристиками ОНР и СНР беззастенчиво выставляют "как есть" или с перестановкой - "синонимированием" пары - тройки фраз на своих страничках. И под своим именем. Да, было ОООЧЕНЬ неприятно это увидеть... Но - выход есть всегда! Я заново закачала файлы с таблицами, предварительно установив "защиту страницы" с режимом "только чтение". Если кому надо не только почитать - но и качественно доработать таблицы - пишите в меню "Контакт" - я вышлю Вам пароль для снятия защиты. Взамен переработанную таблицу милости прошу - ко мне на страничку (в защищенном варианте и с указанием соавторства). Или можете скинуть адрес Вашего сайта - я вставлю внешнюю ссылку на Ваш сайт и наш совместный труд.

Ниже можно скачать все таблицы в формате А4:

Общее недоразвитие речи у детей – нарушение смысловой и звуковой (или фонетической) стороны речевой системы. Нередко оно наблюдается при таких патологиях, как алалия (в каждом случае), дизартрии и ринолаллии (иногда). При нарушениях интеллекта, слуха, задержке речевого развития детей, имеющих сниженный слух, олигофрении ОНР может выступать в качестве вторичного дефекта. Это очень важно принимать во внимание!

Как проявляется ОНР

В основном общее недоразвитие речи проявляется однообразно. Симптомы следующие:

Позднее начало речи: ребенок говорит первые слова в 3-4, а то и в 5 лет;
- речь недостаточно фонетически оформлена и аграмматична;
- ребенок понимает, что ему говорят, но не может правильно высказать собственные мысли;
- речь у детей с ОНР практически непонятна окружающим.

Кроме того, логопеды знают еще несколько симптомов проявления ОНР. Поэтому постарайтесь посещать его своевременно, чтобы как можно раньше выявить данное заболевание и скорректировать речь ребенка.

Причины ОНР

Следует сказать, что звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй и лексика детей с ОНР нарушены сильно. Причиной заболевания могут быть:

Токсикоз, интоксикации, инфекции у матери во время беременности;
- патология натального периода;
- травмы мозга и заболевания ЦНС в первые годы жизни;
- неблагоприятные условия обучения и воспитания;
- психическая депривация (отсутствие или лишь ограничение возможности удовлетворения жизненных потребностей);
- поражение мозга ребенка, возникшее во время беременности, родов, первого года жизни.
- некоторые другие факторы.

Выражено недоразвитие речи у детей может быть по-разному.

В зависимости от степени несформированности речи различают 4 степени ее недоразвития.

Первая степень

Дети данного уровня не разговаривают. Свои мысли и желания они выражают с помощью мимики, жестов, лепетных слов, разные предметы могут обозначать одним и тем же лепетным словом (например, «биби» - это у них , и пароход, и машина). Для них характерно использование однословных предложений, неправильное составление их конструкций, непостоянство в произношении звуков, сокращение сложных слов до 2-3 слоговых (например, слово «кровать» они могут говорить как «ават»). От детей с умственной отсталостью, которые имеют то же состояние речи, дети с ОНР первой степени отличаются тем, что имеют пассивный словарь, значительно превышающий активный. Как правило, у детей-олигофренов подобной разницы не наблюдается.

Вторая степень

К особенностям детей с ОНР второй степени относится то, что, помимо говорения лепетных слов и показывания жестов, они умеют пользоваться общеупотребительными словами. Однако речь ребенка по-прежнему бедна. Рассказ по картинкам строится примитивно, хотя и лучше, чем у детей с ОНР 1 степени. Ребенок практически не употребляет и не понимает те слова, которыми редко пользуется в быту. Не различает падеж, форму чисел и род. При произнесении слов допускает много ошибок, практически не употребляет частиц и союзов.

Третья степень

Данный уровень характерен появлением развернутой фразовой речи, хотя и не совсем правильной. Дети с общим недоразвитием речи третьей степени разговаривают с окружающими только в присутствии тех , которые могут дать соответствующие пояснения, «расшифровать» их слова. Свободное же общение затруднено. Дети с ОНР данного уровня пытаются избегать трудных для них выражений и слов, испытывают большие трудности при составлении правильных предложений, допускают ошибки при построении сложносочиненных предложений и словообразований. Могут составлять предложения по картинке.

Четвертая степень

У детей имеются лишь небольшие недостатки дифференциации звуков ([Р - Р"]). Они не способны удержать в памяти фонематический образ, а потому нередко переставляют звуки и слоги в словах, в каждом повторяют определенный слог, сокращают гласные при стечении. В некоторых случаях могут опускать слоги и добавлять звуки. Имеют небольшие сложности в речевом контакте и спонтанном проговаривании.

Общее недоразвитие речи любой степени корректируется. Поэтому очень важно своевременно обращаться к логопеду и читать различную педагогическую и психологическую литературу, в которой широко освящен вопрос образования словарного запаса и развития детей с ОНР.

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка - это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля - это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет - идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ - по картинке или с помощью вопросов взрослого - уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

Проблемные точки:

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом - употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

Характерные признаки:

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов - например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка - неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

Общее недоразвитие речи 4 уровня – это незначительная, остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Все пробелы в развитии языковых компонентов выражены в нерезкой форме: страдает правильное воспроизведение слогового образа сложных слов, артикуляция звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная речь. Выявить данную степень ОНР можно лишь в процессе углубленного логопедического обследования. Задачи коррекционного обучения включают совершенствование всех сторон речи с целью подготовки ребенка к успешному обучению в школе.

МКБ-10

F80.1 F80.2

Общие сведения

ОНР 4 уровня – относительно легкая степень языковой недостаточности. Четвертый уровень был подробно охарактеризован в 2001 г. профессором, д.п.н., логопедом-дефектологом Т.Б. Филичевой в дополнение к ранее описанным трем уровням речевого развития. Выделение этой категории ОНР обусловлено многолетними наблюдениями автора за детьми с нарушениями речи , имеющими недостаточную готовность к усвоению программы по чтению и письму. На момент поступления в школу у них остаются пробелы в формировании всех средств языка, что требует дополнительной логопедической коррекции. 4-ый уровень ОНР обычно диагностируется у детей 5,5-6 лет.

Причины

Нерезко выраженные, остаточные признаки речевой недостаточности возникают как вследствие органических (биологических), так и социально-педагогических (средовых) причин. Эти факторы могут воздействовать изолированно или в совокупности друг с другом. Биологические предпосылки включают особенности развития ЦНС и речевых органов, наследственность, состояния общего здоровья; социально-педагогические – речевое окружение, воспитание в семье.

  • Органические факторы . В перинатальном анамнезе детей с 4-м уровнем речевого развития имеют место нарушения ЦНС, вызванные гестозами , фетоплацентарной недостаточностью , внутриутробными инфекциями и интоксикациями, осложнениями родов . В раннем детстве нередко возникают нейроинфекции , черепно-мозговые травмы . О нарушении речевого развития может сигнализировать позднее появление доречевых реакций (гуления, лепета), первых слов и фразовой речи. Такие дети могут иметь различные «речевые диагнозы»: ЗРР , стертая дизартрия , открытая ринолалия , заикание .
  • Средовые факторы . Речевое недоразвитие отмечается у детей, растущих в условиях эмоциональной отверженности и социальной депривации. Недостаток общения, госпитализм , билингвизм, педагогическая запущенность обусловливают отставание в развитии всех компонентов речи. В некоторых случаях (например, при двуязычии) у ребенка может первично диагностироваться ОНР 4 уровня, поскольку в таких условиях нарушается нормативное усвоение системы родного языка. Однако чаще 4-ый уровень является следствием перехода с более низкого, 3-го уровня языкового развития в результате логопедических занятий по коррекции ОНР .

Патогенез

Для нормального становления речи ребенка необходимы следующие условия: отсутствие патологии ЦНС, органов слуха и речи; нахождение среди говорящих людей; сформированность механизма подражания. Вначале ребенок слышит и научается понимать речь окружающих, затем, по мере достижения речевыми центрами определенного уровня зрелости, на основе подражания он начинает повторять слова вслед за взрослыми. Постепенно, в результате многократных тренировок речевые навыки улучшаются, и ребенок овладевает речью. К 5 годам полностью усваивается фонетическая, а к 6 годам - лексико-грамматическая база речи.

При нарушении одного или нескольких условий нормальный речевой онтогенез протекает с теми или иными (темповыми, количественными, качественными) отклонениями в формировании лексики и грамматики, звукоразличения и звуковоспроизведения, связного высказывания. При тяжелых повреждениях головного мозга, невозможности или низкой степени самостоятельной речевой продукции возникает ОНР 1 или ОНР 2 уровня. Если неблагоприятное влияние биологических и социальных причин выражено незначительно или уже компенсировано предшествующей логопедической коррекцией, то и признаки общего недоразвития речи также проявляются в негрубой форме. В этом случае говорят об ОНР 3 или 4 уровня.

Симптомы ОНР 4 уровня

В целом устная речь близка к норме, отклонения в сформированности языковых компонентов незначительные. На первый план может выходить смазанность, невыразительность речи, обусловленные нечеткой артикуляцией или иннервационной недостаточностью. При более детальном и тщательном обследовании выявляются остаточные признаки общего речевого неблагополучия. Так, при звукопроизношении чаще всего страдает дифференциация вибрантов, шипящих, аффрикат (Р-Р", Ч-Щ, Ш-Щ, Ц-С). Отсутствие и грубое искажение фонем нехарактерно. Нарушения слоговой последовательности касаются слов со сложной звуконаполняемостью: могут наблюдаться пропуски, повторы, перестановки, сокращения звуков и слогов. Все это свидетельствует о фонетико-фонематическом недоразвитии .

Признаками несовершенства лексических средств языка служат неточно понимание значения малознакомых слов, не входящих в обиходный словарь («кактус», «пограничник», «ступня»), смешение некоторых понятий («высокий» - «длинный», «овальный» - «круглый», «нарисовать» - «раскрасить»). Дети неправильно трактуют пословицы и фразеологизмы, подбирают синонимы и антонимы. Остаются ошибки в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных или увеличительных суффиксов, притяжательных и относительных прилагательных, приставочных глаголов и др.

В грамматическом плане обнаруживаются нарушения согласования существительных с числительными и прилагательными, неправильное образование множественного числа, неточное употребление сложных предлогов. Лексико-грамматические ошибки непостоянны: если ребенку предложить выбрать между верным и неверным ответом, то выбор делается в пользу правильного варианта. При рассказе и пересказе текста дети с ОНР 4 уровня обычно нарушают последовательность повествования, затрудняются в выделении главного и второстепенного в сюжете, несколько раз повторяют отдельные эпизоды.

Осложнения

Основная опасность ОНР любой степени, даже легкой – это сложности в овладении ребенком чтением и письмом. Следствием этого становятся специфические расстройства школьных навыков: нарушения письма (дисграфия , дизорфография) и чтения (дислексия), учебная неуспеваемость по родному языку. Своеобразию речевого развития часто сопутствует дефицит внимания, нарушение памяти , снижение познавательной активности. Если педагоги не понимают истинных причин неуспеваемости, на ребенке ставится печать «двоечника», «второгодника», «неудачника». Речевые проблемы тормозят интеллектуальное развитие детей, вносят дисгармонию в психическую сферу, формируют невротические черты личности, речевой негативизм, поэтому требуют своевременного решения.

Диагностика

Схема обследования ребенка с ОНР 4 уровня в целом не отличается от таковой при других уровнях недоразвития речи. С учетом возраста ребенка и его речевых возможностей может различаться предъявляемый материал (по объему, тематике, сложности). Программа логопедической диагностики складывается из анализа анамнестических данных, результатов обследования устной (у дошкольников) и письменной (у школьников) речи. При сборе сведений учитываются условия течения беременности и родов у матери, раннее развитие ребенка, заключения педиатра , детского психолога и детского невролога, специалиста-логопеда (при ранее проводимой коррекции). В речевой карте ребенка с ОНР должны быть отражены данные обследования следующих компонентов:

  • Владение связной речью . Проверяется способность ребенка к пересказу, составлению рассказа на заданную тему, по картинке или серии иллюстраций. Оценивается умение планировать высказывание, пользоваться разными типами предложений, точно передавать сюжет, давать развернутые ответы на вопросы.
  • Лексический запас . Предъявляются задания на обобщение, категоризацию предметов по признаку, подбор слов-антонимов и синонимов, объяснение переносного значения слова или фразы. Для выявления лексических пробелов рекомендуется использовать материал, редко употребляемый в речевой практике.
  • Сформированность грамматических навыков . Изучается понимание предлогов, умение изменять слова по числам и падежам, образовывать слова суффиксальным и приставочным способом, согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
  • Состояние фонетических и фонематических функций . Для анализа этой стороны речи проводится обследование артикуляционной моторики, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического слуха. Важнейший этап - оценка навыков звукового анализа и синтеза как основы успешного освоения грамоты.

Коррекция ОНР 4 уровня

Главной целью коррекционной работы является устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям:

  • Совершенствование произносительных навыков и фонематических процессов. Первоочередной задачей является развитие слуховых дифференцировок фонем и их произношения с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж .
  • Расширение словарного запаса . Подразумевает не только наращивание бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов. Ребенку разъясняют переносное значение слов и оборотов речи.
  • Формирование грамматического строя языка . Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
  • Обучение связной речи . Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Навыки закрепляются в различных коммуникативных ситуациях.
  • Овладение элементами чтения и письма . С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Детей знакомят с буквами алфавита, учат складывать слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с использованием графических схем.

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при ОНР 4 уровня благоприятный. После завершения курса коррекционного обучения дети догоняют сверстников, идут в массовую школу и успешно усваивают программу по родной речи. Во избежание учебных трудностей в начальных классах такие ученики должны находиться на учете у школьного логопеда. Игнорирование речевых проблем чревато нарушениями письменной речи. Профилактическая работа заключается в создании условий для благоприятного физического и психического развития ребенка. Залогом успешной коррекции речевых проблем является их раннее выявление и немедленное начало логотерапии.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...