На легенду об упавшей в колодец звезде. Чтение четвёртой строфы

На вопрос Помогите написать анализ стихотворения К. Бальмонт "Колодец" заданный автором Катя Агафонычева лучший ответ это К. Д. Бальмонт - поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Для Бальмонта все в окружающем мире одухотворено. Эту одухотворенность мы видим и в стихотворении «Капля» . Словарь Ожегова дает такое определение: «Капля - маленькая округлая частица жидкости» . Опрос 40 студентов факультета ПиМНО показал, что слово «капля» , чаще всего, вызывает следующие ассоциации: роса, слеза, вода, влага, жизнь. Слово капля является стилистически нейтральным, однако вызывает ощущение полноты, свежести, чистоты, светлости. Мы чувствуем дыхание жизни. Это может быть капля воды, крови, росы, слезы - всё это наполнено жизнью. В первой строке появляется образ колодца. В словаре Ожегова закреплено следующее лексическое значение: «Колодец - укреплённая срубом узкая и глубокая яма для получения воды из водоносного слоя» . Результаты опроса показывают, что образ колодца вызывает такие ассоциации: вода, глубина, яма; придаёт ощущение таинственности, неизвестности, опасности. Бальмонт использует приём вторичной номинации образа, называет каплю снежинкой. Появляется новое значение - капля не только символизирует жизненную силу, но и Красоту. Образ снежинки в творчестве Бальмонта традиционно является символом красоты: Красота оживляет, всё живое красиво. На антиномиях построена вся образная структура стихотворения: Высь - Дно, Небо - Земля, Мрак - Свет, Жизнь - Смерть. Общим звеном, соединяющим эти начала, является капля - «от выси неба к земле - звено» . От капли «колодец мертвый» оживает, путник усталый восстанавливает силы. Лирический сюжет стихотворения разворачивается ночью. Поэтому возможны таинственные, сказочные превращения из мёртвого, безжизненного колодца в колодец, наполненный водой и жизнью. Однако с приходом рассвета таинственность уходит. Но мы верим, что ночью всё повторится снова. Бальмонт использует традиционные для его творчества приёмы: звукопись, аллитерацию, ассонанс. С синтаксической точки зрения, в стихотворении изобилуют перечисления, поэт избегает сказуемых, глаголов действия. Это создаёт космическую, вне времени картину мира. На космические мотивы указывает и лексика: «звезда» , «высь» . Автор использует инверсии, создающие чарующую пластику, завораживающий ритм. Звёздный, космический мотив появляется в них ярко и зримо: Она летела стезёй падучей и догорела почти дотла, / И только искра, и только капля одна сияла, ещё светла. / Она упала не в многоводье, не в полногласье воды речной, / Не в степь, где воля, не в зелень рощи, не в чащу веток стены лесной. / Спадая с неба, она упала не в пропасть моря, не в водопад, / И не на поле, не в ровность луга, и не в богатый цветами сад. Эти строки дают понять, насколько значимым может быть малое: капля упала именно туда, где она необходима, где без неё - смерть; туда, где её ждали. Она упала и появилась надежда на воскрешение, на перемены, на жизнь. Возвращаясь к названию, мы видим, что наши ожидания оправдались, ассоциативные и лексические значения совпадают как до, так и во время чтения. Однако в понимании Бальмонта капля приобретает еще один смысл, индивидуальный, авторский: капля значима, несмотря на свою малую величину. Она играет важную роль в преображении мира. Наверное, неслучайно Бальмонт выбирает в качестве названия слово «капля» , а не «капелька»: суффикс -к- имеет уменьшительно-ласкательное значение, а в слове «капля» чувствуется нечто более основательное, весомое. Капля одновременно маленькая по сравнению с миром, и в то же время большая, значимая, полная. Стихотворение, таким образом, имеет не только эстетический потенциал, но и учит читателя тому, что и он сам, как частичка мира, способен сделать многое, наполнить жизнь и свою, и чужую смыслом, найти своё место в жизни, если его жизнь направлена на созидание.

Прощание с летом.

К. Бальмонт "Капля",

Б. Заходер "Что красивей всего?"

Введение

Каким запомнилось лето Насте? Прочитайте.

(- Как же всё-таки хорошо, как весело было летом, - вздохнула Настя. - Но я запомнила лето таким: жаркий день и холодная вода из колодца, которая вкуснее любого лимонада. А ещё звёзды - огромные, каких не бывает в другое время года...)

Как вы думаете, где провела своё лето Настя? Почему вы так решили?

Кто сможет рассказать о колодце? Какой он? Как им пользуются?

http://al-spbphoto.narod.ru/prig/Shuvalovka_Russkaja_Derevnja_kolodec_21-08-2005.jpg

http://karopka.ru/upload/iblock/362/photo_1_1381046012.jpg

Определение из толкового словаря: «Колодец - глубокая узкая яма, вырытая для водяной жилы, для воды и одетая срубом либо камнем ».

Какой показалась Насте вода из колодца? (Вкуснее любого лимонада.)

Что ещё так поразило Настю летом? (Огромные звёзды, каких не бывает в другое время года.)

Рассмотрите иллюстрацию на с. 19. Как вы думаете, что проиллюстрировал художник? (В колодец мёртвый, давно забытый, где тосковало без влаги дно, Она упала снежинкой светлой, от выси неба к земле - звено.)

1. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Капля».

Работа с текстом до чтения .

.

Выявление первичного восприятия .

Какие картины вы представили? Расскажите.

Какое настроение в этом стихотворении? (Мечтательное, таинственное, противоречивое: радость жизни и грусть, сказочное и т.д.)

На что похоже стихотворение? (На легенду об упавшей в колодец звезде.)

Почему же К. Бальмонт назвал своё стихотворение «Капля»? Попробуем ответить.

Повторное чтение по строфам с комментариями.

Константин Бальмонт

КАПЛЯ

В глухой колодец, давно забытый,

давно без жизни и без воды,

Упала капля - не дождевая,

упала капля ночной звезды.

(Глухой колодец - это какой? Что значит колодец «без жизни»? А какой вы себе представляете каплю ночной звезды? Какая она? (Ответы детей.) Интересно, а какой автор её видит? Представьте картину: звёздная ночь, и в глубокий, безжизненный, пустой колодец падает капля ночной звезды…)

В колодец мёртвый, давно забытый,

где тосковало без влаги дно,

Она упала снежинкой светлой,

от выси неба к земле - звено.

(Обратите внимание: поэт вновь повторяет, что колодец давно забытый, то есть люди уже давно к нему не ходят, ведь там нет воды, и добавляется ещё одно прилагательное - мёртвый. А что значит «где тосковало без влаги дно»? Посмотрите, в этой строфе мы находим ответ на наш вопрос: поэт представляет каплю ночной звезды… снежинкой.)

Когда усталый придёшь случайно

к тому колодцу в полночный час,

Воды там много, в колодце - влага,

и в сердце песня, в душе - рассказ.

(И вот к колодцу случайно приходит усталый путник. И что же он видит? (Колодец вновь полон.) Что же произошло? (Чудо. Капля ночной звезды оживила колодец, снежинка растаяла - и наполнился колодец!) А какое чудо произошло с усталым путником? Что это значит - «в сердце песня, в душе - рассказ»? (Может быть, к поэту приходит вдохновение…)

Но чуть на грани земли и неба

зеленоватый мелькнёт рассвет, (Что это значит?) (Наступило мгновение, когда ночь сменяет рассвет, она начинает уходить.)

Колодец меркнет (Обычно меркнет что? Звёзды.А здесь «колодец меркнет». Что произойдёт дальше, можете предположить? Колодец снова высыхает, умирает, волшебство кончилось…)

и лишь по краю

росистой влаги белеет след.

.

Работа с текстом после чтения .

Как вы думаете, о чём ещё это стихотворение? Ведь человеческую душу часто сравнивают с бездонным колодцем. (В ней - огромное количество энергии, идей, творческих планов. Она способна напоить живой водой и самого человека, и людей, которые рядом с ним. К такому человеку тянутся люди. Бывает и такое, что человек вдруг открывает новые возможности: одни открывают в себе дар художника в 60 лет, другие изобретают и конструируют, третьи становятся поэтами, это на дно колодца их души падает «капля ночной звезды»... Среди полночной темноты стоит одинокий колодец, который изнутри светится огнём жизни. Он наполнен живой водой, и поэт, который оказался в этот час у колодца, испив его чудесного напитка, тоже полон жизни: из-под его пера одна за другой выходят строчки - это та самая песня сердца, рассказ души. Так рождается творец.)

Повторное обращение к иллюстрации на с. 19.

Какие строчки стихотворения К. Бальмонта проиллюстрировал художник, прочитавший это стихотворение? (Она упала снежинкой светлой, от выси неба к земле - звено.)

Кого изобразила художница Ирина Лебедева на своём рисунке? (Это Настя и её мама плавают в море.)

А почему вы решили, что это море, а не река или озеро?

Чтобы убедиться в этом, прочитайте разговор дочки и папы на с. 19.

(- Да... - вздохнула Настя. - Нет ничего красивее летнего звёздного неба, правда? А маме почему-то больше всего на свете нравится море...)

Как вы думаете, можно ли однозначно ответить на вопрос: «Что красивей всего?» Обоснуйте свой ответ.

2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Что красивей всего?».

Работа с текстом во время чтения .

Первичное чтение

Борис Заходер

ЧТО КРАСИВЕЙ ВСЕГО?

Ребёнок спросил

Ни с того ни с сего:

А ну-ка скажи,

Что красивей всего? (Мы с вами уже попытались дать ответ на этот вопрос. И ответы у нас у всех... разные.)

Да, вот так вопрос:

«Что красивей всего?»

Ответить

Я сам не сумел на него.

И вот я решил

Послушать ответы

Других обитателей

Нашей планеты.

Деревья и Травы

Сказали в ответ:

Да что же прекрасней,

Чем солнечный свет?! (Почему для деревьев и трав нет ничего прекраснее солнечного света?)

http://sf.co.ua/13/07/wallpaper-2932481.jpg

Да что же прекрасней

Ночной темноты?! -

Откликнулись Совы,

Сычи и Кроты... (А кому-то больше по душе темнота, ведь они ведут ночной образ жизни)

http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/660/amz/worldservice/live/assets/images/

Отвечали мне

Волк и Лиса, (Почему?)

http://www.stihi.ru/pics/2007/01/13-2103.jpg

Орёл свысока процедил:

Небеса! (Потому что орёл летает, он птица)

http://snim.net/wp-content/uploads/

По-моему, море! -

Ответил Дельфин. (Ну конечно, ведь дельфину без моря никак нельзя!)

http://images4.wikia.nocookie.net/

Мой хвост, без сомнения! -

Крикнул Павлин. (И павлина мы понимаем: он так гордится своим прекрасным хвостом, ну разве есть что-то красивее?!)

http://vistanews.ru/uploads/posts/2016-02/medium/1456241617_peacock-final.jpg

Спрошу Мотылька -

Отвечает:

Цветок! (Потому что…)

Спрошу у Цветка -

Мотылёк! (Конечно, они ведь дружат и друг без друга не могут!)

http://litsait.ru/images/photos/medium/article139800.jpg

Кто славит поля,

Кто - полярные льды,

Кто - горы, кто - степь,

Кто - мерцанье звезды... (Давайте попробуем предположить, кто же из обитателей нашей планеты славит поля? (…) А полярные льды? (Белый медведь.) А горы? (…) и т.д.)

А мне показалось,

Что все они правы.

Все: Звери и Птицы,

Деревья и Травы... (А вы поняли, почему все правы?)

И я не ответил,

На трудный вопрос:

«Что красивей всего?» (Ну вот, и поэт Борис Заходер на этот трудный вопрос не ответил, и мы не смогли… Или всё-таки попробуем ответить? (Что красивее всего - это каждый понимает по-своему.)

Подготовка к выразительному чтению .

Вы заметили, в какой форме написано стихотворение? (В форме диалога. Значит, его удобно и интересно будет читать по ролям.)

При чтении обратите внимание на характер ответа обитателей планеты, на то, какие глаголы употребил автор. (Сказали, откликнулись, отвечали, процедил, крикнул, говорит. )

Выразительное чтение стихотворения. (2-3 ученика.)

Подведение итогов.

Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Какое умение формировали?

- Именно об этом пословицы:

«Сколько людей - столько и мнений».

«У каждого своя правда».

«На вкус и цвет товарищей нет».

ИСТОЧНИК

http://school2100.com/pedagogam/lessons/file.php?file=16338

http://files.kopilkaurokov.ru/download.php?

http://sup1.easyen.ru/16000/16224.zip

Стр. 12 – 18,

р. т. стр. 2, № 2


Каким же запомнилось лето Насте?

Как вы думаете, где провела своё лето Настя?

Что такое колодец?

стр. 18

Колодец –

глубокая узкая яма, вырытая для водяной жилы, для воды и одетая срубом либо камнем.



  • Прочитайте название стихотворения. Кто автор стихотворения?
  • Прочитайте стихотворение про себя.

Бальмонт

Константин Дмитриевич

(1867 – 1943 г.г.)


- Какие картины вы представили, когда читали стихотворение?

Какое настроение в этом стихотворении?

На что похоже стихотворение?

Почему К. Бальмонт назвал своё стихотворение «Капля»? Попробуем ответить, повторно читая по строфам.

На легенду об упавшей в колодец звезде

Вопросы по первой строфы:

  • Глухой колодец – это какой?
  • Что значит колодец «без жизни»?
  • А какой вы себе представляете каплю ночной звезды? Какая она?

Чтение второй строфы:

Обратите внимание: поэт вновь повторяет, что колодец давно забытый, то есть люди уже давно к нему не ходят, ведь там нет воды, и добавляется ещё одно прилагательное – мёртвый.

Вопросы по второй строфе:

  • А что значит «где тосковало без влаги дно»?
  • Посмотрите, в этой строфе мы находим ответ на наш вопрос: Почему К. Бальмонт назвал своё стихотворение «Капля»?

Поэт представляет каплю ночной звезды…

СНЕЖИНКОЙ


Чтение третьей строфы:

  • Что увидел усталый путник, который случайно подошёл к колодцу?
  • Что же произошло?
  • А какое чудо произошло с усталым путником?
  • Что это значит – «в сердце песня, в душе – рассказ»?

Чудо. Капля ночной звезды оживила колодец, снежинка растаяла – и наполнился колодец!

Чтение четвёртой строфы:

«Но чуть на грани земли и неба

зеленоватый мелькнёт рассвет…»

- Что это значит?


  • Колодец меркнет …. Обычно меркнут Звёзды.
  • Что произойдёт дальше?

- Как вы думаете, о чём ещё это стихотворение? Ведь человеческую душу часто сравнивают с бездонным колодцем.

Колодец снова высыхает, умирает, волшебство кончилось…

Какие строчки стихотворения проиллюстрировал художник, прочитавший это стихотворение?


Стр. 19,

выразительное чтение

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...